Время собирать камни

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dismantled MacGuffin. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Найти n частей артефакта, разбросанных по миру.
« Where that DAMNED fourth Chaos Emerald!? »
— Шедоу раскрывает суть статьи
«

Настало время собирать
Так метко брошенные камни.
И если можно не стрелять,
Я проведу тебя по грани.

»
— Группа «Технология»

По ходу сюжета зачастую выясняется, что Главный Гад неуязвим. Его нельзя просто так преодолеть. Герою необходимо либо уничтожить артефакт, где сосредоточена жизненная сила главгада, либо отыскать иной артефакт, созданный специально для боя с Чёрными Властелинами. В первом случае злодей погибает. Или же становится уязвимым, чтобы потом пасть от руки Героя в честном бою. Во втором он также становится технически смертным.

Всё было бы хорошо, только искомый артефакт упал с небес, будучи звездой и разлетелся на несколько обломков. Или был сознательно разобран злодеем с целью спасти свою шкуру, или, напротив, благородными рыцарями, чтобы злодей не смог им воспользоваться или его уничтожить. Герой должен отправиться в странствие, выяснить, где могут лежать обломки артефакта и найти их. Далее Герою приходится либо заново выковывать артефакт, либо по очереди уничтожить обломки.

В Видеоиграх этот прием используется до безобразия часто, чтобы не заморачиваться с сюжетом. Хорошо проработанный сценарий? Нет, не слышали. Пусть вместо этого герой бегает по всему игровому миру, и собирает какие-нибудь артефакты.

Часто выливается в то, что присутствие сквозного сюжета в произведении становится минимальным, а центр повествования перемещается на визиты в племена чудаков, каковыми оборачивается экспедиция за каждым осколком.

Примером идиотского сюжета может являться ситуация, когда герой хочет, чтобы Главный Гад не заполучил собранный артефакт, но вместо того чтобы уничтожить первую добытую деталь, герой собирает их все, после чего злодей их отбирает, благодаря за сделанную главную работу.

И даже если сам артефакт неделим, вам придётся искать разбросанные ключи от пещеры/сундука/чего угодно, где он схоронен. Или фрагменты карты, без которой до нужного места не добраться. Или набор уникальных эффектов, без которых вам не пройти испытания при добыче артефакта. Короче, вариантов масса.

Иногда героям приходится выполнять задачу иного рода: активация магических порталов для возвращения домой; охота на могущественных существ прежде, чем злодей первым найдет их и воспользуется их силами в своих злодейских целях. Но принцип остается тем же: героям приходится путешествовать чуть ли не по всему миру, а то и между измерениями, чтобы осуществить благую цель или же напротив, помешать злодейскoй.

Ещё один поддоставший элемент сюжета: из N кусков артефакта один находится у вашего нанимателя, так что его не нужно искать. Ура, одной проблемой меньше? Как бы не так: если что-то не надо искать, значит оно повреждено и его нужно чинить. Или прямо сейчас его вам не отдадут, попросят найти остальные, а когда вы их разыщете, оно уже будет повреждено. Педаль в пол, если для починки придётся искать ещё одну кучку артефактов.

Это — подтроп от Поймай их всех!.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Андрэ Нортон, «Зов Лиры» — главная героиня собирает осколки волшебного шара, украшавшего статую богини Лиры и разбитого врагами.
  • Роджер Желязны. «Подменённый». Поиск трёх частей посоха мага.
    • «После победы» того же Желязны (точнее, за авторством пяти авторов во главе с Желязны) — инверсия. История начинается с того, что герои уничтожили главного гада, выполнив квест по поиску артефактов. Теперь им предстоит эти артефакты вернуть в исходные локации, так как собранные в одном месте они искажают реальность и хранились каждый в своём медвежьем углу ради стабильности мира. В конце выясняется, что главгад не добит, и артефакты снова собираются в одном месте. А кончается всё тем, что… правильно, их снова нужно доставлять в исходные локации!
  • «Гарри Поттер». Поиск крестражей, в основном в седьмой книге.
  • Ник Перумов, «Кольцо Тьмы» — злодейская версия: главный (анти)злодей Олмер собирает таким образом кольца Назгулов, посыпавшиеся с неба в год Войны Кольца.
  • Книги Эмили Родда «Волшебный пояс Тилоары». Помимо общего эффекта, каждый из камней Пояса обладает собственными магическими свойствами, что очень облегчает жизнь главным героям.
  • «Хроники странного королевства». Скаррон ищет древние артефакты, необходимые для становления богом. Аверсия в том, что положительные герои не включаются в гонку. Тем более, что в одном из артефактов чересчур любопытный переселенец уже… поковырялся.
  • «Орден Манускрипта» Уильямса — герои ищут волшебные мечи Скорбь, Торн и Миннеяр, чтобы победить Короля Бурь. В итоге оказывается, что не всё так просто, но это уже серьёзный спойлер.
  • Warhammer 40000 — доспехи Вулкана. Саламандры верят, что если вновь собрать воедино весь комплект, то примарх вернётся.
  • Уильям Кинг (не путать со Стивеном Кингом), «Коготь Рагнара» — одна из книг по Warhammer 40000. Герои — отряд космодесантников, собирающий некогда разбитый Талисман Ликоса для спасения одной из имперских планет от эпидемии чумы.
  • Хеннен, «Последний эльф. Во власти девантара». Эльфы Фародин и Нурамон, чтобы освободить свою общую возлюбленную, собирают песчинки из разбитых магических часов, с помощью которых её темница была запечатана. Субверсия: это оказывается ни к чему.
  • Никитин, «Артания» — герой должен собрать ножны, лезвие и рукоять Меча Хорса, чтобы перековать его.
  • Рыцари Пречистой Девы — необычный вариант. Во-первых, собираемый макгаффин нематериален (фрагменты заклинания просто появляются в голове у главного героя), во-вторых, до конца его так и не соберут, и в-третьих, это всё равно не поможет…

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто», эпизод «Последний Повелитель Времени» — после захвата Мастером Земли, Марта путешествует по планете целый год, собирая детали оружия, созданного организацией «UNIT» и способного убить Повелителя Времени. В конце концов, она попадает в руки Мастера, который уничтожает оружие. Вот только всё это — бутафория. Никакого оружия не было и в помине, тем более, что Доктор бы никогда не попросил Марту убить кого-либо. Марта не может поверить, что Мастер купился на столь дурацкую историю. На самом деле, во время своих странствий, Марта рассказывала угнетённым людям о Докторе и о том, что нужно будет сделать в необходимый момент, чтобы спасти его.
  • «Джош Керби — воин во времени» — здесь герой даже предложил уничтожить первую деталь Макгафина, но его ментор возразил, что их противник очень умен и сможет наделать дел даже с оставшимися, потому надо найти все. На самом деле ментор и есть злодей.
  • «Гримм» — поиск ключей к древнему ящику, причём ключи являются ещё и частями карты к местонахождению ящика. Впрочем, все ключи главные персонажи так и не находят, а просто взламывают крышку ящика ломиком.

Мультсериалы[править]

  • «Приключения Джеки Чана» — собственно, весь об этом. Талисманы в первом сезоне, магические животные в третьем, маски демонов в четвертом…
  • My Little Pony: во второй серии четвертого сезона у Дерева Гармонии вылупляется сундучок, и в нескольких сериях 4 сезона героиням попадаются разные артефакты от некоторых персонажей. В последних сериях они оказываются ключами от сундука-источника силы, способной победить Тирека.
  • «Transformers: Prime» — добрая половина второго сезона завязана на погоне за артефактами Иакона и ключами от Омега-замка, третий сезон — на охоте за останками предаконов.
  • «Скуби-Ду: Мистическая корпорация» — поиск шести частей концентрического диска, открывающего проход к заключённому злу.
  • «Омер и сын звёзд» — герои освобождают души волшебников, чтобы человечество на Земле эволюционировало и владычество тёмного мага Морхана закончилось.
  • «Зак Шторм — Суперпират» — Заку и его экипажу приходится путешествовать между морями для активации врат для возвращения из заточения в Бермудском треугольнике.
  • «Приключения Тедди Ракспина» — поиск 7 кристаллов, каждый из которых обладает сверхспособностями (делать владельца невидимым, клонировать предметы и пр.). Комбинация всех 7 кристаллов даёт власть над всем миром. Основная задача Главгада — собрать все кристаллы, что ему и удаётся на короткое время.

Манга и аниме[править]

  • Трансформеры: воины великой силы — с небес пал фрагмент тела властелина десептиконов, превратившись в машины и артефакты-браслеты, создающие синтез органики и робота, обладающий способностями, схожими с магией. Он разлетелся на 7 частей. Задача каждой из сторон — найти фрагменты ранее других.
  • InuYasha — весь сюжет крутится вокруг случайно разбитого главной героиней Камня Душ.
  • Sonic X — в 1 и 3 сезоне Соник и его закадычный враг Доктор Эггман ищут Изумруды Хаоса. А энергетические кристаллы из планет пытаются выдрать и собрать инопланетяне-метарексы.
  • Houkago no Pleiades — и главные героини и их противник Минато ищут фрагменты разбитого космического корабля пришельца с Плеяд.
  • Those Who Hunt Elves — попаданцы собирают по частям заклинание для возвращения домой. Проблема в том, что части заклинания находятся у эльфиек на телах, поэтому приходится раздевать каждую встречную эльфийку.
  • Golden Kamuy — все занимаются собиранием карты сокровищ, вытатуированной по частям на телах беглых преступников.
  • Cardcaptor Sakura — весь сюжет аниме построен на этом.
  • Sengoku Collection — чтобы вернуться в свой мир, Ода Нобунага выслеживает других попаданцев из своего мира и отнимает у них «сокровища» из их душ. Сколько их нужно для возвращения — толком не сказано, но обработанные жертвы навсегда застревают в современной Японии (и не сказать, что они против этого).
  • Sengoku Otome: Momoiro Paradox — как и примером выше, Нобунага занимается собирательством. Но в этот раз сращивает по частям Багряную Броню, с которой намеревается завоевать Японию.
  • Senki Zesshou Symphogear GX — как оказалось, главзлодейка 3-го сезона занималась именно этим: сначала подтолкнула главгероинь к использованию нового апгрейда для своих доспехов, а потом заставила их уничтожить своих подручных-автоскореров с помощью того самого апгрейда (те были и рады отдать жизнь за создательницу и её планы), чтобы через них вычислить сигнатуры «Ауфваххен» для завершения настройки «Шато дэ Тиффож».

Книги-игры[править]

  • Практически обязательная часть сюжета книг серии Fighting Fantasy.

Видеоигры[править]

  • Игры от BioWare, просто игры от BioWare.
  • King’s Bounty: Принцесса в доспехах — реально сбор набора волшебных камней. А в King’s Bounty: Легенда о рыцаре нужно было обойти все каменные обелиски, нет не собрать, а прочитать их.
    • В самой первой после убийства всех боссов со сбором всех артефактов откроется карта по которой можно выкопать Скипетр.
  • Gothic — поиск камней-юниторов, способных по идее вместе разрушить барьер в первой части и поиск артефактов Аданоса в третьей. В первой части оформлено очень даже достойно — поиск каждого камня лишь повод получше раскрыть характер кого-то из друзей Безымянного. Вот с третьей беда — мало того, что нужно собирать камни, нужно собирать ещё и камни для сбора камней (ключи от храмов и прочая). А ещё там есть далеко не всеми любимый квест по двенадцати огненным кубкам!
  • Risen (которая та же Готика, только в профиль) — в некотором роде педаль в пол. Дважды в основном сюжете: поиск кристалльных дисков как части ключа от пещер под вулканом, и поиск частей доспеха Урсегора для финального противостояния боссу. Плюс один раз в стороннем квесте — сбор колец местных назгулов. И поиски фрагментов золотого меча при прохождении сюжетной линии Дона — за вступление в ряды его людей. А также пять фрагментов клада Стальной Бороды. Если учесть, что эта часть игры весьма короче любой из частей Готики, столь высокий процент использования тропа особенно сильно подбешивает.
  • Heroes of Might and Magic 3: Дыхание Смерти — самые мощные артефакты собираются из нескольких более слабых. Этому сбору посвящены почти все кампании. В одной из кампаний такой артефакт требуется разбрасывать.
    • То же самое было в аддонах Heroes IV («Грядущая буря») и Heroes V («Повелители Орды»).
      • При этом, начиная уже с Heroes I, сверхмощные артефакты закапывали в землю (по одному на карту или миссию кампании) и для их поиска приходилось собирать камни. Указательные. В виде обелисков или идолов. На каждом камне был фрагмент карты, хотя саму карту (по крайней мере, в первых трех частях) не требовалось раскрывать полностью.
        • Инверсия: артефакт этот теоретически можно найти, просто перекопав всю карту.
  • Ancient Domains of Mystery. Для того, чтобы пройти на финальный уровень к Вратам Хаоса и закрыть их, нужно собрать пять камней, названных Орбами. И каждый Орб принадлежит одной стихии (Огонь, Вода, Земля, Воздух, Мана), содержит в себе мощное заклятие и повышает Силу/Ловкость/Ману/что-то еще сразу на +10. На одном из нижних уровней для каждого из них есть своя урна - представьте себе, как жалко их выбрасывать.
  • Diablo 2 — сюжетные артефакты находятся по частям и собираются в хорадрическом кубе.
    • В третьей части по сюжету надо собрать осколки меча небесного гостя, а вне сюжета можно собрать Адские Ключи для доступа к особым боссам и амулету.
    • Также появился дополнительный стимул собирать части комплектных доспехов — теперь, собрав некоторые из сетов, можно получить доступ к спецквесту.
  • Серия Tomb Raider — во многих частях идёт поиск артефактов таким образом.


  • Первый Hexen — сбор частей мощного оружия с мозголомыми квестами, так что получился шутер-квест
  • Серия The Elder Scrolls:
    • Arena — поиск фрагментов Посоха Хаоса по всему Тамриэлю.
  • Morrowind — поиск 27 (!) зачарованных предметов Мефалы для Мораг Тонг. Особо злобный квест, так как о части предметов надо догадаться по неясным намёкам, а парочку можно найти без гайда, только отыгрывая маньяка, то есть проверяя на наличие магии всех мирных горожан, убивая всех владельцев любой волшебной вещи и обчищая все трупы.
    • Поиски даэдрической тяжёлой брони. Без читов, плагинов и хитровыделанных манипуляций с ключевым НПС[1] во всей игре (Morrowind+Tribunal+Bloodmoon) доступен ровно один полный комплект даэдрической брони, причём раскидан по всей карте мира, а ростовой щит доступен только в виде лута с одного вида мобов.
    • Oblivion — поиск айлейдских статуй и бутылок «вина изгнания теней». А также корней Нирна для Синдериона. Сто штук.
    • Skyrim — самое длинное и муторное задание Гильдии воров заключается в поиске 24 камней из короны королевы Барензии.
      • Сюда же сбор восьми масок драконьих жрецов, чтобы открыть доступ к Конарику, древней маске верховного жреца культа драконов и лучшему шлему в игре.
  • «Аллоды 2: Повелитель Душ» — Три звезды, что упали с неба на деле оказались кусками королевской короны.
  • «Трудно быть богом (игра)» — поиск 9 фрагментов древнего амулета с картой.
  • Minecraft — педаль в бедрок. Вся игра построена на поиске или создании определённых блоков и предметов, причём каких именно — решает сам игрок.
  • Onimusha Warlords — сбор камней-флюоритов. А не то Нобунаге достанутся.
  • Sacred — в одном из актов нужно собрать элементы стихий, находящиеся в подземельях в разных концах карты.
  • Warcraft 3: Reign of Chaos — в 4-ой главе кампании Нежити игрок собирает осколки Ключа трёх лун, чтобы открыть ворота в эльфийский город Сильвергард.
    • Во Frozen Throne, в 3-ей главе кампании Ночных эльфов, есть дополнительное задание на сбор 10 осколков Сферы Теней. Очень муторный и неприятный квест: во-первых, осколки лежат в закоулках, которые крайне трудно обнаружить, во-вторых, это нужно сделать до выполнения первой основной задачи из двух — потом станет не до того. В итоге при первом прохождении этот квест выполнить крайне непросто.
    • World of Warcraft Classic — там фигурирует квест, который так и называется «Время собирать камни». А вообще таких квестов там хватает.
  • Традиционные собирание 8 записок в любой игре про Слендера. Непонятно, зачем это нужно и как это поможет против такой твари.
  • Sonic the Hedgehog — сюжет многих игр франшизы строится вокруг сбора 7 Изумрудов Хаоса (или других коллекционных макгаффинов вроде Камней Времени или Изумрудов Душ). Чтобы пройти игру на хорошую концовку, игроку следует собрать все Изумруды в Специальных Этапах. В некоторых играх серии герои получают Изумруды просто по сюжету, без вмешательства игрока.
  • Серия Crash Bandicoot — поиск кристаллов и камней, в которых заключена энергия.
  • Serious Sam 2 — Чтобы победить Ментала, необходимо собрать медальон, части которого разбросаны на 5 планетах.
  • Path of Exile — внутренности Малахая, охраняемые минибоссами, в четвёртом акте и глифы в первом акте — в пределах одной локации. Платиновые бюсты в третьем — на соседних локациях, да и квест необязательный. Карты четырёх Жертвоприношений — вообще рандомный лут, нужны все 4 для боя с королевой Ацири.
    • Амулеты главарей бандитов во втором акте — в трёх разных концах карты акта, а квест на убийство главарей маскируется под необязательный.
    • Испытания Вознесения — в глухих углах карты мира в актах 1-3, причём одна из локаций в игре не названа.
    • Испытания Высшего Вознесения — вообще рандомно генерируются в одноразовых мини-данжах.
  • The Battle for Middle-Earth 2: Rise of the Witch King — в четвёртой миссии игрок должен собирать осколки взорвавшегося палантира наперегонки с арнорцами. Как именно удалось уничтожить камень Феанора, который, на минутку, неразрушимый, игра умалчивает.
  • The Lost Vikings — один из уровней игры требует собрать компоненты для батарейки, которая откроет дверь на выход.
  • Серия Trails — поиск Уроборосом для выполнения некоего плана «Орфей» Септ-Террионов, семи очень могущественных артефактов, дарованных богиней Айдиос человечеству в незапамятные времена. В чём заключается план, неизвестно, но по его итогам лидер Уробороса (не исключено, что сама Айдиос, в процессе создания Септ-Террионов потерявшая свои силы) будет «направлять души всех». На данный момент нашли один, обрели знание, как воссоздать другой (оригинал был уничтожен) и находятся в процессе сборки фрагментов ещё двух, слившихся воедино, а потом разбитых на семь частей (разработчики очень любят цифру семь). Аверсия, так как герои в поиске не участвуют, только мешают уроборосовцам искать.
  • Серия The Legend of Zelda — традиционный сбор Трайфорса Силы или чего-то подобного присутствует в каждой игре серии.
  • Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero.
    • Эм... А здесь-то что собирать?
  • Серия Mother — 8 частей одной мелодии в первой и второй частях, 7 магических игл в третьей.
  • Серия Pokémon — с фитильком. Вплоть до серии X & Y чтобы попасть на чемпионат каждой лиги, надо посетить каждый гим, разбросанных по всему региону, победить гим-лидеров и получить от них значки. Значки вполне обычные, они служат пропусками для чемпионата лиги. Классика жанра серии, позже перенятая в аниме.
  • Darksiders 3 — охота всадницы Ярости за смертными грехами.
    • Во второй части нужно было собрать трех полководцев. Один из которых просил притащить ему три души.
    • Так и в первой нужно было собрать осколки от меча Армагеддона для битвы с Разрушителем.
  • Grandia 2 — в некотором роде аверсия. В ходе игры партия последовательно побеждает части тела некогда побеждённого злобного мегабосса. Но в итоге оказывается, что этим они собрали мегабосса обратно из разрубленного на куски состояния.
  • Close to the Sun — исследования Ады задокументированы в двух блокнотах, которые Роуз должна найти в разных местах на «Гелиосе».
  • Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands — сбор всех пушек и апгрейдов представляет ту еще задачу, на которую даже у спидранеров уходит по полтора часа.
  • Castle of Illusion — что в оригинальной игре, что в ремейке 2013 года, Микки Маусу нужно собрать 7 волшебных драгоценных камней, чтобы построить радужный мост в башню, в которой злая колдунья заперла его возлюбленную Минни. Учитывая то, что эту игру делала SEGA, напрашиваются мысли о том, что концепт Замка Иллюзий — плагиат их же серии игр о еже Сонике.
  • Super Mario Bros — во всех 3D-играх надо собирать n-ное число звёзд для дальнейшего продвижения в игре.
  • Castlevania II: Simon’s Quest — чтобы не загнуться от проклятия, Саймону Бельмонту нужно собрать останки поверженного Дракулы, которые успели растащить прихлебатели, провести ритуал и прибить злодея еще раз, притом время для этого ограничено.
  • Dizzy’s adventure — чтобы открыть замок злого колдуна, по гигантской (и бесшовной!) локации нужно собрать все звёзды. Некоторые спрятаны весьма хитроумно.
    • Не замок (финал игры в замке и происходит), а только непосредственно башню с последней мини-игрой. Но тем не менее, вся игра целиком и полностью про собирание камней в инвентарь и правильное их применение на другом краю локации.
  • Neverhood — видеокассеты. Две спрятаны весьма заковыристо, сюжетной важности получившийся фильм (кроме образовательной) не несёт, но без него не получить ключ от ловушки (один из трёх).
  • Solasta: Crown of the Magister — нужно собрать Корону магистра, вынесенную в название.
  • Genshin Impact — общая канва сюжета и неофициальный девиз игры. На момент релиза 3.7. очевидно, что придётся посетить все 7 стран (и везде оказаться в роли буревестника революции), чтобы в конце концов попасть в Каэнриа и в Бездну (и на Целестию?).
  • Honkai Star Rail:
    • Комиссия Предсказаний — традиционно для hoyoverse: обойти всю локацию и решить набор головоломок.
    • Олень Чёрного Древа, сюжетный босс Лофу. После первого боя и сюжетного тактического отступления надо обойти всю локацию и решить новый набор головоломок, чтобы снять с него регенерацию.
    • Квест о потерянных журавлях. Найти и замотивировать вернуться на работу 7 грузовых роботов-журавлей, в которых какой-то хикки встроил полноценные ИИ с личностями на основе 7 смертных грехов. Самое забавное — обнаружение каждого журавля даёт игроку ачивку, а вместе с ней — и премию в несколько кристаллов (нужны для крутки баннеров). Не то, чтобы с этого квеста можно было бы набарыжиться, но 7 ачивок по 5 камушков с каждого — для одного квеста это прям таки праздник щедрости.
    • Ивент версии 1.1 «Белобожский Музей». Собственно на начало ивента это не музей, а жалкие останки экспозиции, спасибо хоть что в восстановленном здании. Множество экспонатов либо украдены, либо повреждены, либо вообще ещё не существуют, как например только заказанные картины. А из сотрудников — кассир на входе, секретарша в приёмной, бывший куратор на пенсии, реставратор[2] и откомандированная навести там порядок офицер разведки Пелагея Сергеевна, которая собственно по дружбе и уговаривает протагониста стать куратором. Причём задачи выбить лут из воров/найти ценное старьё/починить его/проконтролировать исполнение заказов (и кинуть художника на гонорар)/нанять сотрудников/уболтать целую плеяду местных знаменитостей (вплоть до главы государства) поволонтёрствовать экскурсоводами — ложатся на кураторские плечи.
  • Версия 2.0 не только вводит новую планету — Пенакония — но ещё добавляет аналогичный журавлям квест: на всех локациях отыскать птиц-оригами. Ачивку за этот квест дают всего одну (вместе 7 за каждую птаху, как примером выше), но обнаружение каждой птички тоже игрока в накладе не оставит.
    • Там же — ещё один аналогичный квест: найти все статуэтки гончих. И тоже одна ачивка на весь комплект.

Примечания[править]

  1. Дивайт Фир из архимагов Телванни. Что делать: спровоцировать агрессию; не бить; обрабатывать заклинанием износа брони, пока вся броня не сломается и Дивайт Фир её не уберёт в инвентарь; снять агрессию; украсть сломанную броню из инвентаря; починить. В процессе до снятия агрессии не сдохнуть… в бою против одного из сильнейших магов в игре и старейших разумных существ Нирна!
  2. Как техник-реставратор он полный ноль — все приборы-экспонаты чинить придётся игроку. Зато очень даже неплохой скульптор — может по описанию и одной фотографии сделать достоверную статуэтку монстра или после единственной демонстрации — модель уникального артефактного оружия 1:1.