Священное место: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 7 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
Собственно, [[Именно то, что написано на упаковке|как следует из названия]], это место имеет большое религиозное или подобное этому значение, может быть храмом, усыпальницей или просто поляной, где один из предков когда-то повстречал бога. Священное место на вид может быть самым обычным, но местные оторвут голову любому [[Осквернение храма|святотатцу]], на него посягнувшему (либо, наоборот, побоятся сделать что-то тому, кто там оказался, даже если очень хотят); либо на самом деле обладать мистической силой и тот, кто туда вторгся, испытает на себе эту силу, охраняющую святыню. Либо зло просто не может туда войти и там можно от него укрыться.
Собственно, [[Именно то, что написано на упаковке|как следует из названия]], это место имеет большое религиозное или подобное этому значение, может быть храмом, усыпальницей или просто поляной, где один из предков когда-то повстречал бога. '''Священное место''' на вид может быть самым обычным, но местные оторвут голову любому [[Осквернение храма|кощуннику]], на него посягнувшему (либо, наоборот, побоятся сделать что-то тому, кто там оказался, даже если очень хотят); либо на самом деле обладать мистической силой, и тот, кто туда вторгся, испытает на себе эту силу, охраняющую святыню. Либо [[нечисть боится святых символов|зло просто не может туда войти]], и там можно от него укрыться.


Частный случай — [[священное древо]]. Родственный троп — [[нечисть боится святых символов]].
Частные случаи — [[Святой Город]], [[богороща]] и [[священное древо]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==
Строка 9: Строка 9:
** «Вокруг света за 80 дней» — Паспарту поколотили, а потом, по указке Фикса, пытались засудить за то, что он не снял обувь в индуистском храме.
** «Вокруг света за 80 дней» — Паспарту поколотили, а потом, по указке Фикса, пытались засудить за то, что он не снял обувь в индуистском храме.
** «Дети капитана Гранта» — герои воспользовались табу, наложенным на усыпальницу вождя.
** «Дети капитана Гранта» — герои воспользовались табу, наложенным на усыпальницу вождя.
* «[[Песнь Льда и Огня]]» — Ваес Дотрак, священный город дотракийцев, где запрещено носить оружие и проливать кровь. Поэтому Дрого убил [[хуцпа|обнаглевшего]] Визериса, вылив тому на голову расплавленный металл. А мог бы оглоушить канделябром аль подушкой задушить [[Про Федота-стрельца|©]].
* «[[Песнь Льда и Пламени]]» — Ваэс Дотрак, священный город дотракийцев, где запрещено носить оружие и проливать кровь. Поэтому Дрого убил [[хуцпа|оборзевшего]] Визериса, вылив тому на голову расплавленный металл. А мог бы [[Про Федота-стрельца, удалого молодца|оглоушить канделябром аль подушкой задушить]], с силищей-то Джейсона Момоа.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Серия фильмов «[[Горец]]» — Бессмертные не дерутся на Священной Земле, под которой подразумевается любое место культа или отправления религиозных обрядов, даже кладбище.
* Серия фильмов «[[Горец]]» — Бессмертные не дерутся на Священной Земле, под которой подразумевается любое место культа или отправления религиозных обрядов, даже кладбище.
** В сериале объясняется, почему: двое Бессмертных однажды сразились на территории священного места в Помпеях в 79 году н. э…. «[[w:Извержение Везувия (79)|Больше в деревне никто не живёт]]».
** В сериале объясняется, почему: двое Бессмертных однажды сразились на территории священного места в Помпеях в 79 году н. э… «[[w:Извержение Везувия (79)|Больше в деревне никто не живёт]]».
** В новеллизации на священной земле при всём желании ни Бессмертный не может никого убить, ни Бессмертного нельзя убить.
* «Сонная Лощина» — Всадник не может войти в церковь.
* «Сонная Лощина» — Всадник не может войти в церковь.
* «[[Warlock|Чернокнижник]]» — освященная земля, в том числе кладбищенская, жжёт заглавного злодея. {{Spoiler|Вот только нужную ему могилу перенесли.}}
* «[[Warlock|Чернокнижник]]» — освящённая земля, в том числе кладбищенская, жжёт заглавного злодея. {{Spoiler|Вот только нужную ему могилу перенесли.}}
* «Фокус-покус» — ведьмы не могут ступить на освящённую землю кладбища — враз превратятся в камень. А вот летать над ним или поднять мертвяка из могилы им ничего не мешает!
* «Фокус-покус» — ведьмы не могут ступить на освящённую землю кладбища — враз превратятся в камень. А вот летать над ним или поднять мертвяка из могилы им ничего не мешает!


===[[Телесериалы]]===
=== [[Телесериалы]] ===
* [[Великолепный век. Кёсем]] обитель Хюдайи. Ко всякому, кто туда прийдёт за помощью, применяется [[традиционное гостеприимство|гостеприимство]] еда, крыша над головой и защита. На любой срок (Фахрие почти год там пряталась). Тому, кто там находится, не может причинить вред абсолютно никто. Даже если укрывшийся — государственный преступник, его не выгонят и не выдадут властям, а сам султан будет покорно ждать, пока такой человек сам не выйдет из монастыря.
* «[[Великолепный век. Кёсем]]» — обитель Хюдайи. Ко всякому, кто туда придёт за помощью, применяется [[традиционное гостеприимство|гостеприимство]] — еда, крыша над головой и защита. На любой срок (Фахрие почти год там пряталась). Тому, кто там находится, не может причинить вред абсолютно никто. Даже если укрывшийся — государственный преступник, его не выгонят и не выдадут властям, а сам султан будет покорно ждать, пока такой человек сам не выйдет из монастыря.
* «[[Мандалорец]]» — священные воды Мандалора, купание в которых, по мнению мандалорцев, смывает все грехи.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 25: Строка 27:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Crusader Kings 2]] — у большинства религий есть священные места (числом до пяти). Контроль над каждым таким местом дает +10 % к моральному авторитету религии (+5 %, если сам храм под контролем единоверца, а вот провинция нет), и у многих религий они пересекаются (Иерусалим, например). Кроме того, для проведения реформы язычества в официальную религию необходимо контролировать не меньше трех «своих» священных мест.
* [[Crusader Kings 2]] — у большинства религий есть священные места (числом до пяти). Контроль над каждым таким местом даёт +10 % к моральному авторитету религии (+5 %, если сам храм под контролем единоверца, а вот провинция нет), и у многих религий они пересекаются (Иерусалим, например). Кроме того, для проведения реформы язычества в официальную религию необходимо контролировать не меньше трёх «своих» священных мест.
* [[Total War]]: Rome — помимо храмов, это рощи, пруды и т. п.
* [[Total War]]: Rome — помимо храмов, это рощи, пруды и т. п.
* [[Mass Effect]] — отец Рекса пригласил его на переговоры в священное для кроганов место, где запрещена вражда. Это оказалось ловушкой, причём, хотя Рекс и не был агрессором, то, что он убил своего папашу там, сделало его [[изгой|изгоем]].
* [[Mass Effect]] — отец Рекса пригласил его на переговоры в священное для кроганов место, где запрещена вражда. Это оказалось ловушкой, причём, хотя Рекс и не был агрессором, то, что он убил своего папашу там, сделало его [[изгой|изгоем]].
Строка 31: Строка 33:
* [[Arcanum]] — в одном из квестов нужно прогнать лесорубов с эльфийской святыни. Достаточно спровоцировать их на агрессию и с ними разберутся местные духи.
* [[Arcanum]] — в одном из квестов нужно прогнать лесорубов с эльфийской святыни. Достаточно спровоцировать их на агрессию и с ними разберутся местные духи.
* [[Heroes of Might and Magic III]] — одна из территорий так и называется «Священная Земля», и злые фракции на ней получают дебаффы.
* [[Heroes of Might and Magic III]] — одна из территорий так и называется «Священная Земля», и злые фракции на ней получают дебаффы.
** В третьей и четвертой части можно спрятаться в Убежище — соборе некой настолько крутой религии, что тронуть там героя не посмеет даже демон или некромант. Правда, неприятелю ничто не мешает рассесться у врат обители и ждать, пока спрятавшемуся это не надоест. А ещё порой местным [[клирик]]ам требуется доплатить за постой армии, ведомой героем с собой.
** В третьей и четвёртой части можно спрятаться в Убежище — соборе некой настолько крутой религии, что тронуть там героя не посмеет даже демон или некромант. Правда, неприятелю ничто не мешает рассесться у врат обители и ждать, пока спрятавшемуся это не надоест. А ещё порой местным [[клирик]]ам требуется доплатить за постой армии, ведомой героем с собой.
* Terraria — деконструкция: «Святые земли» не менее опасное и мешающее место чем «Порча» или «Багрянец».
* Terraria — [[деконструкция]]: «Святые земли» не менее опасное и мешающее место, чем «Порча» или «Багрянец».
* Valkyria Chronicles — принц Максимилиан, столкнувшись с галлийцами в храме Валькирий, предлагает подраться снаружи, чтобы не осквернять святыню.
* Valkyria Chronicles — принц Максимилиан, столкнувшись с галлийцами в храме Валькирий, предлагает подраться снаружи, чтобы не осквернять святыню.
* [[King's Bounty]] (римейк) — тотемы Орков и земля вокруг них. Как на поле боя, так и в квестах про тотемы на большой карте.
* [[King's Bounty]] (ремейк) — тотемы Орков и земля вокруг них. Как на поле боя, так и в квестах про тотемы на большой карте.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Собственно церкви, кладбища и прочее, а в язычестве — священные рощи и т. п. места.
* Собственно церкви, кладбища и прочее, а в язычестве — священные рощи и т. п. места.
* В иудаизме — Святая земля (Израиль), в ней самый святой город — Иерусалим, а в нём самое святое место — Стена Плача, оставшаяся от некогда бывшего здесь Храма.
* В иудаизме — Святая земля (Израиль), в ней самый [[святой Город|святой город]] — [[город трёх религий|Иерусалим]], а в нём самое святое место — Стена Плача, оставшаяся от некогда бывшего здесь Храма.
** Земля Израиля и Иерусалим являются святыми также в христианстве и исламе.
** Земля Израиля и Иерусалим святы также в христианстве и исламе. В Иерусалиме же для христиан самое святое место — Храм Воскресения Христова, возведённый над Голгофой и Гробом Господним, а для мусульман — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы, которые часто путают друг с дружкой.
* Из современного в переносном смысле, разумеется, атомные электростанции: что бы вокруг ни творилось, всем прекрасно ясно, что твориться оно должно на некотором отдалении, а рядом с самими энергоблоками надо соблюдать порядок, даже когда совсем не хочется — иначе хуже будет вообще глобально всем.


{{Nav/Религия}}
{{Nav/Явления (религия)}}
{{Nav/Место действия}}

Текущая версия на 12:54, 24 января 2024

Собственно, как следует из названия, это место имеет большое религиозное или подобное этому значение, может быть храмом, усыпальницей или просто поляной, где один из предков когда-то повстречал бога. Священное место на вид может быть самым обычным, но местные оторвут голову любому кощуннику, на него посягнувшему (либо, наоборот, побоятся сделать что-то тому, кто там оказался, даже если очень хотят); либо на самом деле обладать мистической силой, и тот, кто туда вторгся, испытает на себе эту силу, охраняющую святыню. Либо зло просто не может туда войти, и там можно от него укрыться.

Частные случаи — Святой Город, богороща и священное древо.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Жюль Верн:
    • «Вокруг света за 80 дней» — Паспарту поколотили, а потом, по указке Фикса, пытались засудить за то, что он не снял обувь в индуистском храме.
    • «Дети капитана Гранта» — герои воспользовались табу, наложенным на усыпальницу вождя.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Ваэс Дотрак, священный город дотракийцев, где запрещено носить оружие и проливать кровь. Поэтому Дрого убил оборзевшего Визериса, вылив тому на голову расплавленный металл. А мог бы оглоушить канделябром аль подушкой задушить, с силищей-то Джейсона Момоа.

Кино[править]

  • Серия фильмов «Горец» — Бессмертные не дерутся на Священной Земле, под которой подразумевается любое место культа или отправления религиозных обрядов, даже кладбище.
    • В сериале объясняется, почему: двое Бессмертных однажды сразились на территории священного места в Помпеях в 79 году н. э… «Больше в деревне никто не живёт».
    • В новеллизации на священной земле при всём желании ни Бессмертный не может никого убить, ни Бессмертного нельзя убить.
  • «Сонная Лощина» — Всадник не может войти в церковь.
  • «Чернокнижник» — освящённая земля, в том числе кладбищенская, жжёт заглавного злодея. Вот только нужную ему могилу перенесли.
  • «Фокус-покус» — ведьмы не могут ступить на освящённую землю кладбища — враз превратятся в камень. А вот летать над ним или поднять мертвяка из могилы им ничего не мешает!

Телесериалы[править]

  • «Великолепный век. Кёсем» — обитель Хюдайи. Ко всякому, кто туда придёт за помощью, применяется гостеприимство — еда, крыша над головой и защита. На любой срок (Фахрие почти год там пряталась). Тому, кто там находится, не может причинить вред абсолютно никто. Даже если укрывшийся — государственный преступник, его не выгонят и не выдадут властям, а сам султан будет покорно ждать, пока такой человек сам не выйдет из монастыря.
  • «Мандалорец» — священные воды Мандалора, купание в которых, по мнению мандалорцев, смывает все грехи.

Мультсериалы[править]

Видеоигры[править]

  • Crusader Kings 2 — у большинства религий есть священные места (числом до пяти). Контроль над каждым таким местом даёт +10 % к моральному авторитету религии (+5 %, если сам храм под контролем единоверца, а вот провинция нет), и у многих религий они пересекаются (Иерусалим, например). Кроме того, для проведения реформы язычества в официальную религию необходимо контролировать не меньше трёх «своих» священных мест.
  • Total War: Rome — помимо храмов, это рощи, пруды и т. п.
  • Mass Effect — отец Рекса пригласил его на переговоры в священное для кроганов место, где запрещена вражда. Это оказалось ловушкой, причём, хотя Рекс и не был агрессором, то, что он убил своего папашу там, сделало его изгоем.
  • Greedfall — один из вождей через Де Сарде приглашает своего противника на переговоры в священное место. Компаньоны сразу чуют подвох.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — в одном из квестов нужно прогнать лесорубов с эльфийской святыни. Достаточно спровоцировать их на агрессию и с ними разберутся местные духи.
  • Heroes of Might and Magic III — одна из территорий так и называется «Священная Земля», и злые фракции на ней получают дебаффы.
    • В третьей и четвёртой части можно спрятаться в Убежище — соборе некой настолько крутой религии, что тронуть там героя не посмеет даже демон или некромант. Правда, неприятелю ничто не мешает рассесться у врат обители и ждать, пока спрятавшемуся это не надоест. А ещё порой местным клирикам требуется доплатить за постой армии, ведомой героем с собой.
  • Terraria — деконструкция: «Святые земли» не менее опасное и мешающее место, чем «Порча» или «Багрянец».
  • Valkyria Chronicles — принц Максимилиан, столкнувшись с галлийцами в храме Валькирий, предлагает подраться снаружи, чтобы не осквернять святыню.
  • King's Bounty (ремейк) — тотемы Орков и земля вокруг них. Как на поле боя, так и в квестах про тотемы на большой карте.

Реальная жизнь[править]

  • Собственно церкви, кладбища и прочее, а в язычестве — священные рощи и т. п. места.
  • В иудаизме — Святая земля (Израиль), в ней самый святой город — Иерусалим, а в нём самое святое место — Стена Плача, оставшаяся от некогда бывшего здесь Храма.
    • Земля Израиля и Иерусалим святы также в христианстве и исламе. В Иерусалиме же для христиан самое святое место — Храм Воскресения Христова, возведённый над Голгофой и Гробом Господним, а для мусульман — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы, которые часто путают друг с дружкой.
  • Из современного в переносном смысле, разумеется, атомные электростанции: что бы вокруг ни творилось, всем прекрасно ясно, что твориться оно должно на некотором отдалении, а рядом с самими энергоблоками надо соблюдать порядок, даже когда совсем не хочется — иначе хуже будет вообще глобально всем.