Сточкер: различия между версиями
Zeimar (обсуждение | вклад) м |
(→Примеры: Шикарное название статьи. Из всех примеров всего в одном есть пресловутые точки) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] | |||
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] | |||
{{Nav/Литература}} | {{Nav/Литература}} |
Версия 09:19, 20 февраля 2024
Сточкер — это разновидность межавторского проекта, серия книг, объединённых общим сеттингом. Характеризуется коммерческой направленностью. Отличается более-менее ровным уровнем качества и сходным содержанием. Для написания привлекаются как известные писатели, так и толпы новичков, для которых сабж часто становится стартовой площадкой творчества. Термин появился в окололитературных кругах в начале 2010-х из-за серии книг по «Сталкеру». Автор термина — известный редактор Андрей Чертков (создатель проекта «Миры братьев Стругацких: Время учеников»), написавший в своем блоге в «Живом журнале» 29 января 2011 года:
« | Господа фантасты и около, а не надоело ли вам мучаться и писать вот это вот так — „S.t.a.l.k.e.r.“, „С.т.а.л.к.е.р.“, „Сталкер“ с точками, точканутый „Сталкер“ — и т. д. и т. п.? Предлагаю новый вариант написания сего названия, простой, ясный и — главное! — совсем не мучительный в набивании его по клаве — СТОЧКЕР. Причем вариант этот будет даже более правильный, особенно если вспомнить, что английское слово stalker по правилам английского же языка должно произноситься как „стокер“ — о чем, кстати, и БН в своих „Комментариях“ упоминал. Ну а в названиях других проектов можно и точки добавлять по вкусу, чтобы было понятнее, о чем речь идет. Например, „М.е.т.р.о.“ или „Э.т. н.о.г.е.н.е.з.“. Или даже „В.р.е.м.я.у.ч.е.н.и.к.о.в.“… Если времени не жалко…))) | » |
— (ссылка: http://chert999.livejournal.com/657576.html) |
Чаще всего в сточкерах пишутся фантастика и фэнтези, но изредка могут мелькать и другие жанры, к примеру, детективы.
Иногда под понятие сточкера могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия.
Отличительные черты
Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи.
- Знают именно за это — настоящий «S.T.O.C.H.K.E.R.» обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода «правилами-соглашениями» для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц.
- Статичный сеттинг — одна из определяющих основ сточкерства, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге.
- Маленький герой и большая война — даже если в сеттинге нет как таковой «войны», происходящее с героями повествования будет «каплей в море» по сравнению с оставшимся за кадром.
- Разрыв канвы копирастами — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу.
- Инерция бренда — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только «ярлыка» на обложке — потому нередко эксплуатируют уже прославившийся бренд.
- Дофига произведений — потому что пишутся поточно огромным числом авторов.
- Дофига персонажей — как следствие того, что каждый новый приходящий автор вводит полный набор своих персонажей для своего повествования — сквозные общие для всех произведений персонажи встречаются только на правах символов сеттинга.
- Псевдоним — элемент совершенно необязательный, но тем не менее играющий в сточкерстве свою немаловажную роль.
- Во-первых, потенциальный читатель с гораздо большей вероятностью обратит внимание на книги автора, за которым их числится много, потому издательство может завести пару-тройку «обезличивающих псевдонимов», под которыми затем будут поочерёдно писать совершенно разные начинающие авторы, имена и фамилии которых в ином случае могли бы оттолкнуть потенциального читателя.
- Во-вторых, некоторые авторы уже успели заработать себе какую-никакую репутацию своими собственными произведениями, даже если они не принесли им большой известности, а потому попросту не хотят зарабатывать на эту самую репутацию клеймо от сточкерства, а вот денюжек подзаработать очень хотят.
- Аргумент мультиверса — возникает в тех случаях, когда каким-то из взявшихся работать над циклом авторов становится «тесно» в установленных рамках, из-за чего в их книгах сеттинг начинает постепенно развиваться. Если автор в своих стремлениях одинок, обычно получается «сеттинг внутри сеттинга», где авторский цикл постепенно откалывается от межавторского, сохраняя связь только через «вывеску» от издательства. Если же таких авторов находится несколько и они кооперируются, межавторский цикл из конвейера однотипной беллетристики может вырасти в нечто вполне серьёзное.
Итого, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что предмет статьи — это межавторский цикл, изначально на уровне самого сеттинга адаптированный под поточное производство произведений по нему.