Маленький герой и большая война

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Что бы ни случилось, по тебе не будут скучать. »
— Поговорка Имперской Гвардии, Warhammer 40000
« Ольга печально жевала булочку и размышляла о том, как некстати у нее все происходит. Ну обязательно, как только затеешь стирку или уборку – припрутся гости, как заляпаешь последнюю чистую одежку – оказывается, что надо куда-то идти, а стоит забеременеть – тут тебе сразу и война… »
— Оксана Панкеева, «Поступь Повелителя»
« Мы маленькие люди, на обществе прореха, но если вы посмотрите на нас со стороны — за узкими плечами небольшого человека стоят понуро, хмуро дуры — Две Больших войны »
— Высоцкий, «Баллада об оружии»

Где-то идет огромная война. Тысячи людей участвуют в масштабных битвах, сотни гибнут на поле боя, судьба мира висит на волоске — эпический сеттинг как он есть. Но среди всей этой грандиозной кутерьмы — главный герой, который не слишком-то хорошо умеет драться и вообще хочет лишь выжить. Он даже не обязательно участвует в войне — может просто бродить по миру, разгадывать загадки, выполнять задания и искать приключения на свою голову, в то время как сотни и тысячи людей заняты истреблением друг друга в сотнях километров от нашего героя.

Это сюжет используется в основном в фэнтези. Даже у родоначальника эпического фэнтези Толкина во «Властелине колец» главный герой, хоббит Фродо, пробирается с отрядом хранителей кольца к горе Ородруин, чтобы уничтожить кольцо Всевластья, но все важные и масштабные битвы происходят без его участия. В «Хоббите» главный герой, хоббит Бильбо, и вовсе провалялся без сознания всю финальную битву.

Дело в том, что герои фэнтези, как правило, сами находят приключения, исследуя окружающий мир, а не подчиняются чьим-то командам. Но, чтобы казалось, что герой является частью чего-то большего, в качестве декораций используется военный конфликт. Пока герой разбирается с личными проблемами и мелкими подручными злодея, он так или иначе примет участие в большой войне. Скорее всего, действия героя, которые на первый взгляд кажутся неважными, в перспективе окажутся гораздо более разрушительными, даже если в конце концов злодея убьет кто-то другой.

Маленький герой — антипод избранного, персонаж, в других обстоятельствах оказавшийся бы неприметным статистом, но на плечах которого здесь и сейчас лежит единоличная ответственность за спасение всего мира.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Похождения бравого солдата Швейка» — с поправкой на то, что автор не успел дописать книгу, и все описанные приключения Швейка происходят хотя и во время войны, но в тылу.
  • Властелин Колец — маленькие хоббиты мешаются под ногами у владык, наместников, королей, принцев, магов, полководцев и Князя мира сего. И их армий.
  • Иван Синцов, один из ПОВов эпического советского романа о Великой Отечественной «Живые и мёртвые».
  • Герой стихотворения Роберта Рождественского «На Земле безжалостно маленькой...» Подсвечено, что и сам герой — «человек маленький».
  • У Мартина в ПЛИО троп играется как напрямую, так и с субверсиями и инверсиями, зигзагом, во все поля.
    • Все главные герои-дети. Даже если они происходят из знатных семейств, в силу их несовершенолетнего положения от них ничего не зависит, взрослые крутят их судьбами как хотят.
    • В частности, Арья Старк после казни отца становится одним из рекрутов Ночного Дозора. Когда их с Джендри и Пирожком берут в плен люди Клигана, она превращается в одну из безымянных рабынь замка. После того, как замок переходит в руки Русе Болтона, становится служанкой с именем Ласка. Потом — пленницей Беззнаменного Братства. Потом — пленницей Пса. По военным дорогам добирается до порта, отплывает в Браавос, где из нее делают рядового ассасина храма Многоликого Бога. Что будет дальше — посмотрим…
    • Тирион Ланнистер. В начале — младший и нелюбимый сын лорда Тайвина, за компанию с семьей решивший прокатиться на Север и пописать со Стены. Трах-бах! — и он пленник Кейтлин Старк и ее сестры Лизы, кукует в «небесной клетке». Трах-бах! — и он приводит под руку Тайвина Ланнистера воинственные горные племена, после чего становится Десницей и возглавляет оборону Королевской Гавани. Трах-бах — он разжалован из Десниц и назначен Мастером над монетой. Трах-бах! — обвинён в отравлении своего племянника-короля и осуждён на смерть. Трах-бах — он бежал на восточный материк, там продан в рабство и забавляет знать Эссоса трюками верхом на собаке и на свинье. И все это на фоне большой войны, да.
  • Геральт — это о нём.
  • Джо Аберкромби, «Герои». Весь роман об этом.
  • Эрик Фрэнк Рассел «Оса» — протагонист вовсе не желает быть Избранным (и вообще, гори она огнём, вся эта война), но местный аналог военкомата всё же назначает протагониста Избранным-диверсантом, которому придётся отыгрывать маленького человека. Подсвечено: для своей державы протагонист тоже всего лишь «маленький человек», который после победы попадает в концлагерь, и изымается из концлагеря лишь спустя несколько месяцев — когда снова понадобились его услуги.
  • История Галактики — основная проблематика серии
  • Оксана Панкеева, Хроники странного королевства — Ольга (см. эпиграф). Сначала вторжение армии из другого мира застало их в глухой провинции, куда они перенеслись телепортом, а обратно пришлось выбираться своим ходом, потому что враги заблокировали магию. Потом мужа и друзей захватили в плен головорезы будущего квислинга. Потом путешествие по глухим лесам к столице — за помощью друга-короля — откуда король Орландо с армией уже отступил в горы. Потом путешествие с труппой бродячих циркачей до столицы родного Ортрана — без тени понимания того, что там произошло за это время, и каким боком вышла королю Шеллару попытка перехитрить вражеского предводителя... И всё это — с «лотерейным» токсикозом

Кино[править]

  • Куча военных фильмов, диктующих что «Война - это кошмар». Герои могут храбро сражаться, трусить и даже выжить в финале. Но особого результата на общий ход войны это несёт.
    • Педаль в асфальт — киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение». Буквально соткана из небольших историй по Великой Отечественной войне. Здесь маленькими героями являются и Сталин и Гитлер.
  • «Маленький Большой Солдат» — Древний Китай. Простой солдат умудрился захватить вражеского генерала. Но прежде чем он получит награду, нужно доставить пленника своим. А они очень далеко…

Телесериалы[править]

  • «Любовь, смерть и роботы» — в новелле «Счастливая тринашка» люди вышли в далёкий космос, но войн между собой не прекратили. А главная героиня работает военным лётчиком и в основном относится к происходящему как к обыденному положению дел.
    • Разрешите докопаться! Служит. а не работает.
  • «Чёрная Гадюка» — четвертый сезон протекает на фоне окопов Первой Мировой войны. Причем чем дальше к финалу, тем меньше комедии в стикоме.
  • «Рим» — главные герои Луций Ворен и Тит Пуллон. Присутствуют почти во всех важных событиях, но лишь как статисты. Например, битву при Филлипах они просидели на плоту посреди моря.
  • «В поле зрения» — на фоне подковерной борьбы разведок, ЦРУ и ФБР, Нью-Йоркской мафии, ожесточенного соперничества двух богоподобных ИИ, практически не ограниченных в плане ресурсов, маленькая команда Машины, озабоченная спасением самых обычных людей от самых обычных угроз и собственным выживанием, легко попадает под этот троп.

Видеоигры[править]

  • Valiant Hearts: The Great War — вся игра об этом. Маленькие люди на фоне большой войны.
  • This War of Mine — педаль в пол. Всё, что можно сказать о маленьких людях на фоне войны, здесь есть.
  • 60 seconds! — обыкновенная американская семья в ядерном постапокалипсисе.
  • Pilot Down — старый стелс-экшен из 2000х, про сбитого пилота, который пытается выбраться к своим. Никакого героизма, покушений на Гитлера и Геринга и прочего ковбойства. Тут бы просто выжить.
  • Siege Survival: Gloria Victis — орды кровожадных варваров вторглись в город, гарнизон держится из последних сил, но все-таки отражает атаки. Только играем мы не за героев и даже не солдат, а за простых людей, которым приходится вкалывать днем, а ночью пробираться в город и, прячась от захватчиков, добывать все, что может пригодится, чтобы обеспечить не только себя, но и гарнизон, потому что если солдаты падут, то пощады не будет никому.

Аниме[править]

  • Ходячий замок Хаула (только аниме!) — Софи лишь простая девушка/старушка и может лишь прятаться и убегать от авианалётов и солдат. Более того, война перемалывает даже отдельных злодеев — страшная и коварная Ведьма Пустошей поддалась на призыв короля, попалась в ловушку и лишилась всех физических и магических сил, став впавшей в маразм развалиной. Даже Хаул со всей его силой, каждый день летая над полями сражений и сбивая бомбардировщики десятками в попытке уничтожить войну как таковую, заведомо бессилен перед ней и в итоге обращается в потерявшую речь гигантскую птицу.
  • Seikai no Saga — основные действия галактической войны бушует где-то далеко, а наши герои постоянно оказываются на второстепенных фронтах.