Трансформеры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
500px-TheTransformers Logo.jpg
« Больше, чем кажется на первый взгляд… »
— Название пилотных серий «Generation One» и коронная фраза сеттинга.

Трансформеры — американо-японская франшиза в жанре научной фантастики, повествующая о войне двух фракций инопланетных ОБЧР, автоботов и десептиконов. Изначально сеттинг создавался в 1980-х японской компанией TakaraTomy как серия игрушек в виде роботов, способных трансформироваться во всякую технику, но в 1983 серию углядел глава американской фирмы Hasbro Джордж Дансей и предложил японцам сотрудничество. Это решение оказалось судьбоносным — позднее редактор Marvel, предложил идею о двух враждующих фракциях, и пошло-поехало…

История франшизы[править]

Своим существованием франшиза обязана японский линии игрушек Microman. В 1980 г. как дополнение к Microman были выпущены первые трансформеры Diaclone. Это были гуманоиды чуть выше дюйма, способные сидеть на местах водителей транспортных средств масштабных моделей, и они могли трансформироваться в роботов. В 1983 г. была введена линия производства MicroChange, в которой роботы «научились» трансформироваться в аудиокассеты, оружие и автомобили. Игрушки Diaclone и MicroChange участвовали в «Ярмарке „Игрушки Токио“», где их увидел Джордж Дансей — глава фирмы Hasbro’s R&D, после чего выкупил у японцев права на создание единой серии игрушек для рынка.

Hasbro работали с компанией Marvel Comics, которая создала первые комиксы о трансформерах как дополнение к игрушкам, а первый мультсериал был создан Marvel Productions и студией Sunbow Productions. Главный редактор Marvel, Джим Шутер, предложил идею двух враждующих фракций инопланетных роботов — героических автоботов и злых десептиконов. За создание имен и характеров персонажей отвечал редактор Деннис О’Нил, но его работа не понравилась Hasbro, и они попросили переделать её. О’Нил отказался, и проект доверили Бобу Будянски, который и создал удовлетворивший руководство дизайн персонажей. Вскоре после этого были выпущены комиксы и три пилотных серии мультфильма — как реклама к продукции фирмы. Мультсериал (Transformers: Generation One) быстро завоевал мировую популярность, включая СССР (где был сделан легендарный дословный перевод имен роботов), а сами трансформеры прочно угнездились как на мировом рынке, так и в массовой культуре.


Игрушки[править]

Поскольку первоисточником являются именно модельки, автор статьи сперва немного расскажет о них. Лицензионные производители — американцы Hasbro и японцы Takara. Большую часть продукции создает обе фирмы, но есть и эксклюзивные модели, доступные по спец-заказу. Каждая игрушка имеет серию и класс — серия означает принадлежность к тому или иному сеттингу (например, Generation One) а класс — размер (к примеру, гештальт или миникон). Существует три основных серии:

  • Г1 — самые первые, «классические» роботы/диаклоны, а также самая крупная и «объёмная» серия, включающая в себя более 500 айтемов. Альтмоды роботов представляли собой крайне точные копии тогдашней новейшей техники, да и сейчас выглядят хорошо.
  • CHUG — некогда самая популярная серия до выхода «Мастерпис», этакое переосмысление G1 на современный лад. Стабильно выпускались 10 лет, сейчас же клепают фигурки по комиксам посредственного качества.
  • Мастерпис — выходящая по сей день серия моделей, переделавшая G1 «в современность». Фигурки стоят очень дорого, но и качество соответствующее.

История, биология и культура трансформеров[править]

Анатомия кибертронца. Под нож был пущен Блицвинг

Трансформеры — это разумные синтетики, родиной которых является металлическая планета Кибертрон, посему их часто называют «кибертронцами». Большая часть трансформеров способна менять облик, меняя «режим робота» на «альтернативную форму», представляющую собой некий механизм, вроде машины или самолёта. Именно за этот процесс трансформации они и получили своё название. Большая часть трансформеров похожа на людей как внешне, так и устройством своего механического организма, и для большинства кибертронских органов поклонники придумали названия. Тело — «корпус», глаза — «оптика», зубы — «денты», язык — «глосса», руки — «манипуляторы» и т. д. Довольно забавная ситуация сложилась с ногами — многие поклонники называют их сервоприводами", но в действительности это неправильно: сервоприводы являются аналогом мышечной системы, приводящей корпус трансформера в движение, а ноги так и зовутся ногами.

Хотя многие трансформеры внешне напоминают людей, среди них попадаются такие индивиды, что на гуманоидов не тянут от слова «совсем». У трансформеров вполне может быть несколько пар рук, пушки или клинки вместо кистей, необычная форма головы и т. п. Тех, кто в форме робота выглядит как механическое животное, тоже хватает, и их называют «звероботами» — например, подчинённые Саундвейва, кассетники Рэведж (механическая пантера) и Лазербик (ястреб). Тела кибертронцев состоят из «живого металла», уникального сплава, который позволяет механическим существам ощущать окружающий мир, подобно органическим созданиям. Таким образом, трансформеры могут испытывать приятные и болезненные ощущения не хуже людей.

Кибертронцы во много раз крупнее людей — рост среднего трансформера колеблется от шести до десяти метров. При этом, многие трансформеры способны трансформироваться в вещи, которые намного меньше и легче (или наоборот, крупнее и тяжелее), чем их режим робота. Это возможно благодаря технологии массшифтинга — кибертронец, по сути, манипулирует атомами собственного тела, чтобы убрать лишний вес или наоборот, прибавить. Именно так десептикон Саундвейв способен трансформироваться в обычный плеер, а Мегатрон в первом сериале — в пистолет, который могут держать прочие трансформеры и даже люди. Нужно отметить, что изначально это было фанатским обоснуем, но в итоге это стало частью канона.

Пример трансформации кибертронца (в данном случае, десептикона Тарна).

Трансформация осуществляется посредством специального механизма — Шестерни трансформации (она же Т-Шестерня). Без неё кибертронец официально считается инвалидом, подобно человеку без почки. У большинства кибертронцев одна альтернативная форма, но встречаются и уникумы с несколькими режимами. Примером является десептикон Блицвинг, у которого есть режим робота, танка и истребителя, а у наёмника-нейтрала Сиксшота из японских сериалов режимов целых шесть. В старых сериалах у трансформеров сперва не было этой способности и они изобрели её позднее, но во многих современных ответвлениях франшизы упоминается, что сам Праймус наделил первых кибертронцев возможностью менять форму.

Райнокс объясняет зрителям природу Искр.
Протоформа трансформера.

Источником жизни всех кибертронцев, отличающим их от просто умных роботов, являются Искры. Искры — души трансформеров, внешне похожие на шар яркого света. Именно они делают трансформеров живыми существами, а лишившись Искры, кибертронец либо умрёт, либо станет бездушным дроном. Как правило, Искры хранятся в грудном отсеке трансформера, но бывают и исключения. После смерти Искры возвращаются в так называемый «Колодец Искр» или воссоединяются с «Великой Искрой». Первое — мистический источник, из которого появились первые Искры, второе — Искра самого Праймуса, бога кибертронцев. Трансформеры размножаются бесполым путем, при помощи сборки на заводах или используя протоформы. Протоформы, показанные в сериалах «Beast Wars» и «Animated», представляют собой безликий «манекен» из жидкого металла, хранящийся в специальной капсуле. Внутри протоформ уже находятся Искры, а другие трансформеры при помощи настроек капсулы могут наделить будущего кибертронца определенной личностью, внешностью и альтернативной формой. Если же использовать энергон трансформера, то можно превратить протоформу в клона того робота, у которого был взят образец топлива. Так, например, в сериале «Transformers: Prime» Старскрим создал отряд клонов, разделявших не только его внешность, но и личность вместе с болевыми ощущениями.

В «Transformers: Generation One» трансформеров мог порождать мистический компьютер Вектор Сигма, вселяя нужные Искры в готовые тела — так на свет появились стантиконы/эффектиконы и аэроботы. В комиксах IDW Искры изначально добывались из природных источников, после чего отправлялись на заводы, но когда эти источники стали угасать, древний правитель Кибертрона Нова Прайм придумал другой способ. «Хладоконструирование» — сборка кибертронца с нуля, в процессе чего трансформера оживляют при помощи чужой Искры. В комиксах от той же фирмы показано, что существуют «Особенные» Искры, владельцам коих суждено оставить свой след в истории. И обращаться с ними нужно бережно — Искра Оверлорда (одного из самых страшных и опасных десептиконов) убила разрядом тока незадачливого шахтёра. В фильмах Майкла Бэя трансформеры развиваются из механических личинок, хранящихся в коконах с энергоном.

Огромную роль в жизни трансформеров также играет энергон — топливо, которое они добывают как на Кибертроне, так и на других планетах, включая Землю. Энергон для кибертронцев всё — источник энергии, пища, топливо для механизмов и так далее. Именно захват всех запасов энергона, сколько их ни есть во вселенной, было главной целью Мегатрона и десептиконов. Другие виды топлива трансформеры также используют, но энергон является наиболее эффективным и потому востребованным источником энергии. Почти все показанные трансформеры, даже пацифисты, имеют доступ к различному оружию и умеют им пользоваться. Нередко пушки и клинки прикреплены непосредственно к корпусу кибертронца, примером чего является Мегатрон и его знаменитая пушка. Само собой, будучи роботами, трансформеры не нуждаются в привычной нам пище, они могут функционировать в морских глубинах, в открытом космосе, выдерживать экстремально высокие или низкие температуры. В некоторых сериалах («Generarion One», «Animated») трансформеры продолжали существовать даже будучи разобранными на части. Таким образом, самый верный и надёжный способ гарантированно убить кибертронца — уничтожить его Искру, благо она вполне осязаема и как минимум трансформеры могут прикоснуться к ней голыми руками.

Большинство трансформеров обладает колоссальной физической силой, примером чему может служить эпизод из сериала «Robots in Disguise» (2001), где четверо предаконов держали на руках башню высотой в несколько сотен метров[1]. Продолжительность жизни кибертронцев невероятно велика — они могут существовать миллионы лет до того, как признаки старения (вроде проржавевших внутренних систем) до них доберутся. Если учесть, что трансформеры способны изменять свои тела, заменяя старые детали на новые, то в теории, они могут коптить небо практически бесконечно, если, конечно, кто-другой не поможет им отдать Праймусу Искру.

Арси, самая известная девушка-трансформер…
…и Страйка. Да, фемботы бывают и такими.

Из многочисленных разновидностей кибертронцев в первую очередь стоит упомянуть трансформеров-девушек или фемботов. Несмотря на то, что трансформеры бесполые, большинство из них похожи на мужчин и ведут себя соответственно, однако существует и роботы, напоминающие женщин. Официально, это сделано для того, чтобы кибертронцы были более близкими и понятными органическим зрителям, а внутри сеттинга же придумывают разные обоснуи, начиная техногенными манипуляциями и заканчивая специфическим направлением моды. Большинство фемботов, вроде Арси, обладают привлекательной по людским меркам внешностью, но бывают исключения — например, десептикон Страйка габаритами может поспорить с Мегатроном и лишь по голосу можно понять, что она (условная) женщина. Познакомившись с органическими формами жизни, некоторые кибертронцы решили использовать потенциал органиков в своих интересах, породив различные формы техноорганической жизни. Например, бинарное соединение, показанное в конце «Generarion One», представляет собой симбиотическую связь между кибертронцем и органическим существом (обычно, человеком), которое превращается в оружие трансформера, используя особый экзоскелет. Во вселенной сериала «Beast Wars» максималы (потомки автоботов) и предаконы (потомки десептиконов) научились превращаться в органических существ, дабы при помощи искусственной плоти защитить себя от пагубного излучения энергона.

Гештальты знают, что друзей стоит держать близко, а врагов ещё ближе.

Некоторые трансформеры способны объединяться с друг другом в одно существо. Такие роботы именуются «гештальтами» и делятся на несколько разновидностей. Обычный гештальт — громадный робот, чей рост может достигать более шестидесяти метров. Для его образования необходима команда из пяти или шести трансформеров — при этом, лидер группы обычно становится туловищем, в то время как остальные образуют конечности гештальта. Как правило, это круто, но трудно — чтобы нормально функционировать, гештальту необходима полная синхронизация его «компонентов», иначе получившийся результат будет в лучшем случая небоеспособен, а в худшем — кидаться на всё в пределах зрения. По этой же причине, многие классические гештальты НЕ отличаются умом и сообразительностью, даже если среди их составляющих имеются гении.

Чтобы получить возможность сливаться в гештальт, кибертронцам необходимо пройти некую техническую процедуру. В комиксах Marvel и в мультсериале «Generarion One» первым успешным гештальтом была команда конструктиконов, образующая Девастатора, а проапгрейдил их либо Шоквейв, либо Мегатрон. В комиксах IDW первым гештальтом был Монструктор, которого создал учитель Шоквейва Джиаксус. Помимо разницы в происхождении, в традиционной и в IDW-вселенных по разному подходят к вопросу личности гештальта. В «G1» гештальты суть комбинация личностей формирующих их трансформеров, а в IDW телом гигантского робота управляет тот, кто образует голову. Кроме того, в этих комиксах упоминается, что слияние в гештальт наносит страшный урон психике кибертронцев и может привести к уничтожению личности.

Помимо «классических» гештальтов, существует особая разновидность данной технологии, когда один трансформер может разъединяться и собираться на несколько автономных модулей, чтобы усиливать себя. Таким трюком, в частности, владели Оптимус Прайм и Скайлинкс в «G1» и Чопшоп в «Robots in Disguise».

В аниме-сериале «Armada» были представлены миниконы — маленькие кибертронцы, по размеру уступающие даже людям. Большие роботы могут с ними объединяться, получая огромную прибавку к огневой мощи, а несколько миниконов могут сливаться в чрезвычайно мощное оружие (например, в в Реквием-бластер, способный уничтожить планету). В дальнейших адаптациях (например, в том же «Robots in Disguise»), у миниконов данную способность убрали, сделав их просто меньшей расой кибертронцев. Также следует отметить «кассетных роботов» или «кассетников» — тоже маленьких кибертронцев, которые выделяются тем, что трансформируются в кассеты и используются для шпионажа и диверсий. Кассетники обычно хранятся в корпусе более крупных роботов — самым известным примером являются Саундвейв от десептиконов и Бластер от автоботов.

Помимо прочего, существуют колоссальные роботы, способные трансформироваться в небольшие города и превосходящие прочих кибертронцев также, как разномастные кайдзю превосходят людей. Именно к таким исполинам относятся Метроплекс и Триптикон. Они считаются последними из подобных трансформеров-титанов — прочие сгинули во мраке времён за тысячи лет до начала войны.

Культура и мирная жизнь трансформеров в сериалах показана плохо, но более подробную информацию дают комиксы. В частности, в комиксах IDW культура трансформеров (как и людская) сильно различалась в зависимости от исторического периода. Непосредственно перед началом войны, кибертронское общество представляло собой жесткую и негибкую кастовую структуру, где судьбу кибертронца определяла его альтернативная форма. Эта политическая система, известная как «функционализм», должна была обеспечить стабильность и эффективность общества, но на практике привела к страшному восстанию миллионов роботов во главе с Мегатроном. В обществе кибертронцев присутствует множество знакомых нам профессий, вроде медиков/механиков (для разумных роботов эти слова являются синонимами), учёных, солдат, шахтёров, журналистов, учителей, барменов и т. д. Трансформеры очень уважают историю, бережно хранят память о различных событиях прошлого и почитают древних героев, особенно первых Праймов. Трансформеры также основали множество колоний по всему космосу, превратив захваченные планеты в подобие Кибертрона. Во время войны, некоторые колонии присоединились к автоботам или десептиконам, остальные же стали нейтралами и встречали и тех, и других, с оружием в руках.

Довоенное правительство Кибертрона строилось по принципу олигархии — у власти стоит Высший Совет, состоящий из группы наиболее мудрых, могущественных и уважаемых роботов на планете. При этом, города-государства Кибертрона сохраняли автономию и могли иметь своё собственное правительство и армию. Единовластным предводителем планеты считался Прайм, носитель Матрицы Лидерства, что делало его одновременно верховным главнокомандующим, высших духовным лицом и политическим деятелем в одном фэйсе. Нарушителей закона трансформеры сажают в тюрьмы, но с самыми опасными рецидивистами поступают сурово: из них извлекают процессор (на котором записана личность робота) и Искру, после чего помещают в специальную камеру хранения, а корпуса уничтожают. В такой форме мотали срок комбатиконы в сериале «Generation One» и это же грозило Оверлорду в комиксах IDW.

Религия кибертронцев показана ещё хуже, но известно, что подавляющее большинство роботов почитают Праймуса — бога-творца, создавшего первых трансформеров миллиарды лет назад и принявшего образ планеты Кибертрон. Те самые первые трансформеры в итоге стали известными, как Тринадцать Праймов — современные кибертронцы почитают их, подобно тому, как христиане чтят апостолов. Роль Юникрона в религии неоднозначная — в первых сериалах о нём никто ничего не знал, пока он не попытался сожрать Кибертрон на завтрак. Сейчас же его часто изображают в качестве Анти-Бога и заклятого врага Праймуса. Чистый аналог Люцифера у трансформеров тоже есть и имя ему — Мегатронус Прайм aka Падший, один из Тринадцати Праймов, предавший своих собратьев. Многие автоботы (и некоторые десептиконы) считают Матрицу божественным артефактом, а её носителя — мессией. В качестве аналога Библии у кибертронцев выступает «Завет Праймуса», сборник многочисленных пророчеств и мудрых изречений. В некоторых комиксах также упоминается, что Праймус сотворил четырёх богов, вместе с которыми основал пантеон. Младшие божества помогали ему творить остальную вселенную, но в один момент бог смерти Мортилус восстал против своего Творца и братьев. Когда он был уничтожен, трансформеры обрели вечную жизнь, хотя они по прежнему могут умереть от чужой руки.

Пример текста на кибертронском.

Поскольку трансформеры опережают людей на миллионы лет, их наука в сотни раз превосходит земную — доказательством этого является вышеупомянутые технологии массшифтинга, гештальтов, роботов-кассетников, обработки энергона и другие вещи. Самой ценной технологией кибертронцев является Космический мост — портал, позволяющий мгновенно переместиться в любую точку пространства (а иногда — и времени). Кроме того, в обществе трансформеров входу чрезвычайно развитый (почти разумный) ИИ, например «Телетрон-1», принадлежащий автоботам. Алфавит кибертронцев представляет собой крайне сложный набор иероглифов и глифов. Сами же трансформеры могут очень быстро учить языки других существ, благодаря закачке необходимых данных прямиком в процессор. Несмотря на отсутствие пола, трансформерам не чужда романтика и они могут строить отношения как с друг-другом, так и с органиками, включая людей, что открывает перед фанатами огромные возможности для шиппинга.

Инсектиконы. Дикие и НЕ симпатичные.

Наконец, стоит отметить, что существует роботы, родственные трансформерам — как правило, это потомки тех ботов, что много эонов назад покинули Кибертрон и обосновались в других участках космоса или порождения конвергентной эволюции. К таковым можно отнести инсектиконов, трансформеров, принимающих форму механических насекомых. В сериале «Generation One» инсектиконы названы потомками десептиконов, которые спаслись из терпящего крушение корабля. За миллионы лет, пока автоботы и десептиконы спали, инсектиконы сильно уменьшились в размерах и научились перерабатывать окружающие материалы в энергию, что сделало их настоящей металлической саранчой. В игровой вселенной «Aligned Continuity» инсектиконы являются древней кибертронйской формой жизни, обитавшей глубоко под землей, пока истощение ресурсов не вынудило их подняться на поверхность. Представленные в этой вселенной инсектиконы, в большинстве своём агрессивны и неразумны, действуя подобно рою земных насекомых, но среди них есть как минимум три «аномалии» — разумные инсектиконы, способные принимать форму робота и говорить, как обычные трансформеры. В целом, любое существо можно признать трансформером, если оно обладает Искрой и способно трансформироваться.

Персонажи[править]

Вынесено в отдельные статьи.

Общие тропы и штампы[править]

  • Апокалиптический маньяк — Юникрон, воплощающий абсолютное космическое Зло. В отличие от Мегатрона и других десептиконов, ему не нужна власть и рабы — он пожирает миры (буквально!) и жаждет уничтожить всё живое во Вселенной, чтобы затем остаться единственным и неповторимым созданием в абсолютной Пустоте — лишь тогда он успокоится.
  • Бог во плоти — Юникрон, его заклятый недруг Праймус (хотя он почти не проявляет активности) и Тринадцать Праймов.
  • Болеть за Империю — десептиконы же! Дошло до того, что «Хасбро» выпустило комиксы, посвященные Зеркальной Вселенной (ака «Shattered Glass»), где все наоборот — десептиконы сражаются за добро, а автоботы представляют собой толпу полных чудовищ.
  • Берегись красных глаз — чтобы зрителям было легче понять, кто тут плохие парни, у большинства десептиконов алая оптика. У автоботов она, соответственно, голубая. Притом иногда показано что красной она становится только когда бот решает примкнуть к десептиконам, а до этого она была, например, желтой.
  • Бесполезный огнестрел — троп характерен для японских сезонов. Пушек и бластеров у роботов навалом, но в битвах они чаще всего создают фон, а на первый план выходят приемы из единоборств, холодное оружие (пусть и с всякими уникальными особенностями) и некие полумагические залпы энергиями.
  • Бездушный разум — Шоквейв, золотой эталон.
  • Всеобщий любимец — Оптимус Прайм для автоботов.
  • Во чреве чудовища — практически каждое появление Юникрона заканчивается тем, что автоботы и десептиконы лезут во внутрь него, чтобы усыпить, убить или спасти товарищей, коих Юникрон до того успел проглотить.
  • Великолепный мерзавец — главные десептиконы в большинстве адаптаций. Особенно «большая четвёртка» — Мегатрон, Старскрим, Саундвейв и Шоквейв.
  • Власть — это сила — Оптимус и Мегатрон не только возглавляют фракции, но и являются одними из наиболее могучих воинов среди кибертронцев. Троп играется с некоторой натяжкой, поскольку есть личности, которые круче их (титаны, гештальты и некоторые другие роботы), но в целом, Прайм и Мегатрон превосходят большинство автоботов и десептиконов на голову.
  • Временный союз — если появляется Юникрон, то скорее всего, автоботы и десептиконы отодвинут в сторону прежние распри, чтобы противостоять ему.
  • Героический красный и Фиолетовый — новый чёрный — цвета символики автоботов и десептиконов.
    • Традиционная окраска Оптимуса Прайма — красный с синим и серым.
  • Гад-франшизик — Мегатрон. Все попытки «заменить» его на посту предводителя десептиконов другим персонажем были восприняты фанатами в штыки — только Мегатрон, только хардкор!
  • Гештальт — кодификатор тропа у русскоязычных фанатов, аналог в англоязычном интернете — комбайнер. Во франшизе так называется гигантский ОБЧР составленный из 5-6 трансформеров помельче. В японских адаптациях они натыканы почти в каждый кадр.
    • В «Prime Wars Trilogy», где события продолжают «G1» спустя неопределенно долгое время спустя — упомянутые ранее в сериалах и комиксах гештальты (Меназор, Компьютрон, Предакинг, Виктарион и т. д.) осознали себя новыми личностями и любой ценой не допускают своего разделения на составляющие даже в ситуациях, где их это могло бы спасти.
  • Говорящее имя — почти у всех трансформеров. Некоторые фанаты над этим стебутся.
  • Деконструкция — IDW живёт и дышит этим тропом. Автоботы — поголовно благородные борцы за свободу, а десептиконы — Злое Зло? Оптимус Прайм — святость во металле, а Мегатрон жрёт Искры атвоботов и человеческих младенцев на завтрак, обед и ужин? С окончанием войны наступает всеобщий мир, дружба и жвачка? Трижды «ха»! Среди автоботов полно подонков, которых от десептиконов отличает лишь значок, а среди носителей фиолетового знака есть достойные и неоднозначные личности. Оптимусу случалось совершать морально неоднозначные поступки, а у Мегатрона была не слабая мотивация поступать именно так, а не иначе. Послевоенный Кибертрон быстро скатился в политические дрязги, где каждый пытался перетянуть одеяло на себя и некоторые роботы начали скучать по войне. Да чёрт возьми, даже Юникрона хочется обнять и плакать, когда мы узнаём его предысторию и мотивы.
  • Живая планета — Праймус (он же Кибертрон) и Юникрон.
  • Земля — центр Вселенной — как правило, наша планета интересна трансформерам тем, что обладает гигантскими запасами энергона, хранит древние артефакты или в ней заключено какое-нибудь древнее Зло.
  • Злобные пришельцы — десептиконы, вестимо.
    • Создатели кибертронцев квинтессоны еще хуже, чем десептиконы.
  • Закадычные враги — У Мегатрона целых два таких врага — Оптимус Прайм … и его вечный дракон Старскрим.
  • Зло против небытия — десептиконы, конечно, те ещё редиски, но они хотя бы желают сохранить Кибертрон и другие планеты в целости и сохранности для личного пользования. В отличии от Юникрона, который просто жрёт всё на своём пути.
    • В «Prime Wars Trilogy» Мегатронус Павший против Юникрона, второй хочет уничтожить всю разумную жизнь во вселенной, а первый «всего лишь только» трансформеров.
  • Злодей-прагматик — Мегатрон, при всей своей жестокости и беспощадности, мыслит исключительно эффективно и логично, что выгодно отличает его от самоуверенного и эгоцентричного Старскрима.
    • Не всегда. В некоторых сериалах, что Мегатрон, что Старскрим — полные отморозки, просто первый сильнее и потому находится у власти.
  • Зеркальная вселенная — серия комиксов «Shattered Glass» посвящена именно ей. Десептиконы тут — благородные борцы за свободу, во главе с рыцарем в сияющих доспехах, а автоботы — злобные отморозки, а их лидер, Оптимус Прайм, настолько жуткий, что по сравнению с ним наш оригинальный Мегатрон просто нелеп. Педаль уходит в асфальт, ибо даже Юникрон тут добрый, белый и пушистый гладкий. Нет, серьёзно.
  • Истинное бессмертие — Праймус, Юникрон и Тринадцать Праймов. Согласно официальной информации от «Хасбро», уничтожить их окончательно невозможно, максимум — разрушить Аватару в отдельно взятой вселенной. Таким образом, во всех сериалах и комиксах действует одни и те же Юникрон, Праймус и Праймы, которые просто перемещается по мультивселенной.
  • Йопт In Translation — тот самый легендарный перевод от Шестого канала. Что характерно, некоторые студии и переводчики используют его до сих пор.
  • Казался злодеем, оказался героем — в сериале «Трансформеры: Кибертрон» правительственный агент Майк Франклин преследует детей, которые помогали трансформерам. Может возникнуть ощущение, что делает он это не из добрых побуждений. На самом деле Майк в детстве был спасен Эваком, после чего сам Майк задался целью устроиться в правительственное агентство, чтобы сказать Эваку спасибо. После этого он становится союзником автоботов.
  • Казнь сделала его круче — Оптимус и Мегатрон часто умирают по ходу сюжета, чтобы воскреснуть ещё более крутыми, чем раньше. Последний даже берёт себе новое имя, «Гальватрон».
  • Ктулху с побитой мордой — Юникрону в конце-концов всегда бьют морду, пускай и дорогой ценой.
    • В одном комиксе Оптимус почти дословно осуществил троп посредством побивания Дагона.
  • Кроссовер — было тут и такое, да. На данный момент, например, выходит кроссовер трансформеров со Звёздным Путём и охотниками за привидениями.
  • Дофига персонажей — за всю историю франшизы, количество героев перевалило за тысячу.
  • Любимый фанский пейринг — Мегатрон/Оптимус и Мегатрон/Старскрим. Другие пейринги зависят от тайла, но эти вечны и вездесущи.
  • Маратель канона и Пытка увеболлом — Майкл Бэй для фанатов франшизы.
  • Надмозг — его жертвами становятся трансформеры каждого перезапуска, но меметичными стали переводы имён кибертронцев G1 в русскоязычной озвучке — например Soundwave, Starscream, Shockwave стали Барханом, Скандалистом и Взрывалой.
  • На колени перед Зодом — Юникрон не колеблясь ставит каждого в эту позу. Да и Мегатрон со Старскримом это дело любят.
  • Не люди — кибертронцы, когда действие происходит не на Земле. В более поздних адаптациях это все более явно, в G1 кибертронцы обычно имели коробчато-прямоугольный дизайн и явно напоминали ведра с болтами, в более поздних — максимально антропоморфный.
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — за период развития франшизы, в ней случалось всякое, включая путешествия во времени, безумных учёных-киборгов, магию и пришельцев, общающихся посредством пения.
  • Непреднамеренное совпадение: «Уважаемые Знатоки, перед вами вечно голодный мужик планетарного масштаба, с рогами и (не)добровольными прихвостнями-герольдами, которых он наделил частичкой своей силы. Итак, это: А) Юникрон; Б) Галактус».
  • Обычный японский школьник — именно простые американские школьники (если это японский сериал, то школьники действительно японские) становятся товарищами и союзниками автоботов.
  • Поднял уровень крутизны — обычно это показывают на примере Бамблби и похожих на него роботов, вроде Читора и Хот Шота. Начинают, как простые воины, а заканчивают великими героями (а в случае Читора — аж предводителями всех кибертронцев).
  • Робот-наркоман — в разных вселенных разные вещества и персонажи, но на вскидку: Дрифт из комиксов, Бичкомбер — Анимейтед, Рэтчет с синтетическим энергоном и (хотя здесь уже пошла в ход мистика) Мегатрон с темным — в TFP.
  • Сверхгигант — автобот Метроплекс. Ростом более 200 метров, при среднем росте робота-трансформера в 8 метров.
    • Там же есть Триптикон, Юникрон и сам Кибертрон (Праймус). Но Триптикон десептиконов откровенно туп, а Юникрон и Кибертрон вообще живые планеты.
    • А ещё Омега Суприм, так же как и Метроплекс, принадлежал к автоботам.
    • «Prime Wars Trilogy» — Триптикон и Метроплекс названы титанами, там же и Фортрекс Максимум, упоминается что они не единственные города-крепости.
  • Статичный сеттинг — все серии всех выпусков и сезонов. Тут, правда, можно привести кое-какой обоснуй:
    • Общество трансформеров уже достигло пика развития и застопорилось. Новые технологии не изобретаются, потому как у них и так всё есть, а деградация ощущается не так сильно, чтобы забить тревогу;
    • Трансформеры бессмертны и могут легко прожить миллионы лет, торопиться им некуда.
  • Стремящийся в ГлавГады — именно в этом заключена цель Старскрима почти во всех адаптациях. Исключением можно считать сериал «Armada» — тамошний сикер просто хочет, чтобы Мегатрон оценил его по достоинству, да и вообще, он сильно поднял уровень благородства и доброты.
    • Во вселенной «Shattered Glass» Старскрим — невыносимый гений, который, будь его воля, занимался бы только наукой и в гробу видал власть. А здешний Мегатрон настолько уважает и ценит Старскрима, что сделал его своей правой рукой и пророчит, что случись с ним беда, новым лидером станет именно Старскрим.
  • Сатанинский архетип — Юникрон. Могучий, злобный, пожирает миры. По одной из версий, взбунтовался против своего создателя Примакрона. Да и внешность, опять же…
    • Если Юникрон занимает место Сатаны в мире трансформеров, то тринадцать Праймов Примакрона — это Апостолы, а Мегатронус (названый потом Павшим) это предатель Иуда Искариот. И в произведениях, где не представлен Юникрон, место верховного злодея может принимать именно Павший.
    • Впрочем, настоящим злодеем оказался другой Прайм — интриган Льеж Максимо, именно он подтолкнул Мегатронуса на предательство, которое в итоге разрушило всю группу Тринадцати. Себя он считал воплощением концепции зла. И, конечно, имеет рога.
    • Оптимуса Прайма часто называют Металлическим Иисусом за его постоянные смерти во имя добра. И, в тех произведениях, где высших злодеев нет, соответственно роль противника-Сатаны переходит Мегатрону.
  • Сменить сторону в адаптации — встречается. Лишь самые известные герои, вроде Оптимуса, Мегатрона, Бамблби и Старскрима, гарантированно остаются на своих местах, а вот прочие могут метаться по фракциям только так.
  • Только оболочка — тоже типичное явление. Характеры и внешность персонажей свободно меняется в адаптациях вплоть до полнейшего различия, одно лишь имя остаётся. Яркий пример — трансформер Стилджо, который в «Первом поколении» был маленьким (ну, по меркам трансформеров) механическим львом, служащим автоботу Бластеру, в «Роботах под прикрытием» — коварным и хитроумным волкоподобным десептиконом, а в фильмах Бэя Стилджо — механические псы, служащие наёмнику Локдауну.
  • Темнее и острее: полнометражка к «G1» — «Transformers: The Movie» от 1986 к самому сериалу. Наипоследнейшая «Prime Wars Trilogy» — чем дальше, тем выше горы трупов.
  • Фантастический расизм — десептиконы и некоторые автоботы с презрением относятся к людям и другим органическим формам жизни, как к слабым и недолговечным.
  • Фанатская кнопка берсерка — при поклонниках оригинальной вселенной вам лучше не упоминать фильмы Майкла Бэя, являющими собой даже не пульт, а минное поле! В первую очередь, за исковерканных до неузнаваемости персонажей, упрощение и опошление всего, что только можно и нельзя, а также за дырявый, аки решето, сюжет и канву.
    • Впрочем, не столь ярые поклонники признают, что Бэй практически возродил полузабытую франшизу. Как он это сделал — вопрос отдельный, но обычно первый фильм считается лучшим в серии. Сольник про Бамблби тоже многим понравился.
    • Весьма редкая кнопка, но все таки — лучше не сокращайте название «трансформеры» до «трансов». Побить — не побьют, но презрение и клеймо глупого шутника обеспечено.
  • Фансервис — ему находят место и в мультиках о разумных железяках, например Арси из «G1» или Виндблейд, концепт-эскизы последней для «RID» даже пришлось несколько откорректировать, но в сеть они таки попали.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство — Старскрим (Скандалист) во многих сериалах, играх и комиксах. Страдает данным расстройством в тяжелой, фактически неизлечимой форме. Настолько часто предает Мегатрона, что терпение последнего вызывает искреннее восхищение пополам с недоумением. В честь него на TV Tropes даже назвали троп, означающий «дракон, который хочет предать хозяина и занять его место».
  • Хаотичный голодный — Юникрон. Его не интересует грызня между фракциями, он лишь хочет сожрать все объекты во вселенной.
  • Чёрт с рогами — Юникрон и Тёмный Прайм Льеж Максимо.
  • Чужеродное чудовище — Юникрон, суть межвселенская сущность, которая перемещается по мирам и постепенно пожирает их. Иногда его удается остановить через уничтожение физической оболочки или ещё каким способом, но полностью убить нельзя.
    • В одной серии комиксов действовали те самые Великие Древние, описанные Лавкрафтом. Закончилось всё тем, что автоботы надолго упокоили Дагона и его подводную братию.
  • Японский белый — Мегатрона в большинстве адаптаций изображают со светлым корпусом. Учитывая, что в некоторых сериалах кибертронцы теряют цвет, когда умирают, то лидер десептиконов фактически косплеет живого мертвеца.

Ссылки[править]

  • https://tfwiki.net/wiki/Main_Page — англоязычная вики с богатейшими материаломи по всему, что связанно с трансформерами.

Примечания[править]

  1. Правда, башня была довольно тонкая и для них это был подвиг на пределе сил.