Гад-франшизик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Overarching Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Главный и неизменный злодей во франшизе.
Фантомас. Просто Фантомас

Гад-франшизик обитает преимущественно в хоррорах и, как правило, является сердцем (а также мозгом, лёгкими, печенью, почками и селезёнкой) франшизы. Само существование хоррор-франшизы без гада-франшизика — нонсенс. В очень редких исключениях могут использоваться родственники франшизика, либо продолжатели и подражатели, но это почти всегда вызывает гнев аудитории. Равно как и смена актёра, играющего роль франшизика, если только он не молчаливый амбал в маске, сыграть которого может любой качок.

При этом, само название чаще всего не подразумевает наличие гада-франшизика. Конечно, было бы неожиданно встретить кобольда в качестве главгада в серии «Лепрекон», но названия вроде «Пятница, 13-е», «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов» подразумевают лишь то, что кошмары творятся на улице Вязов и в означенные дни. И тем не менее…

Представьте себе «Кошмар на улице Вязов-2», в котором Нэнси Томпсон вместо Фредди Крюгера противостоит секте, приносящей человеческие жертвы демонам снов…
Представьте «Восставшего из Ада-3», в котором вместо Пинхэда свирепствует доктор Чаннард…
Представьте «Челюсти-2», в котором шериф Броди вместо акулы ловит гигантского крокодила…
Представьте любую часть «Детской игры», в которой вместо куклы Чаки, в которую вселился дух маньяка Чарльза Ли Рэя, с ножом балуется Чебурашка, в которого вселился дух Андрей Романыча Чикатило…

Объясняется сей прискорбный факт особенностями жанра: основная цель хоррора — пугать (или хотя бы развлекать), и ответственность за это ложится именно на плечи антагониста. Следовательно, он и становится самым ярким впечатлением от серии, тогда как герои выполняют лишь прикладную функцию: должен же гад кого-то убивать и с кем-то сражаться. Таким образом, практически любая популярная франшиза держится на одном и том же злодее, которому в разных её частях могут противостоять разные герои. Чаще всего в конце очередной серии героям удается-таки отправить франшизика на вечный покой, но тот всякий раз оказывается всего лишь кратковременным отпуском. Христос воскрес один раз, каноничный же гад-франшизик воскресает столько, сколько требуют зрители, а следовательно — и продюсеры.

Гады-франшизики в последнее время стали встречаться далеко не только в хоррорах и даже далеко не только в кино. Довольно сложно представить себе, например, «Соника» без доктора Эггмана-Роботника, Crash Bandicoot без Нео Кортекса или «Зельду» без Ганондорфа. Ни один фильм, сериал и мало какое литературное произведение о «Звёздных войнах», кроме далёких приквелов, не обходилось без Палпатина. Но во всех этих случаях константой является не только франшизик, но и протагонист. Переходящий главгад, победить которого навсегда не удаётся ни одной команде героев — все-таки больше хоррорное явление.

Частичный антитроп — символ из второй части — демонстрирует, что бывают и исключения. Возможно, если бы в «Челюстях» была бы акула, потом крокодил, потом косатка, потом ещё какая-нибудь латимерия-переросток, дело не дошло бы до акулы вуду. Но обычно франшиза или иссякает намного раньше, или точно так же защёлкивается на… правильно, символе из второй части. То есть на гаде-франшизике держится практически всегда намного надёжнее.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Романы Сакса Ромера о Фу Манчу, как и экранизации. Кто бы там ни противостоял харизматичному главгаду, без него самого произведения не будет.
  • Рассказы Густава Майринка — в некотором смысле Мохаммед Дараш-Ког, чёрный маг из Персии. Он творит свои ужасные злодейства в рассказах «Препарат», «Кабинет восковых фигур» и «Человек на бутылке» — и каждый раз остаётся безнаказанным. Также он должен был появиться в незаконченном романе Майринка «Дом алхимика».
  • Александр Рудазов, парифатский надцикл вообще и «Властелин» в частности — пародия на троп. Лорд Бельзедор целенаправленно выстроил себе имидж клюквенного Тёмного Властелина и старательно отыгрывает его уже несколько тысяч лет, периодически вдавливая педаль в асфальт со всей титановой силушкой. В частности, берёт на себя ответственность даже за те жертвы и разрушения, которые причинил не он, да при этом всё никак не сдохнет окончательно — то есть изображает гада-франшизика для всех соседей по планете.
    • Внутримировой пример — цикл романов «Рыцарь Парифат», низкопробное фэнтези в мире фэнтези. Изначально — беллетризованная биография самого этого Рыцаря Парифата, исторической личности, некогда на протяжении двухсот лет воевавшей Бельзедора, но давным-давно скатилось в опухание сиквелов. Бельзедор там, разумеется, главный злодей, и, разумеется, его всё никак окончательно не победят, не то на том серии и конец — подсвечивает управляющий Цитадели Зла, застав Властелина с этой книжкой.
    • Ещё один внутримировой пример — постановка детской пьесы, которую инкогнито посещает Бельзедор в компании Мерзопака. Сказка, на сюжет которой идёт представление — парифатский аналог то ли Царевны-лягушки, то ли Федота-стрельца, и в ней Бельзедор тоже главный злодей.

Кино[править]

Да практически во всех кинофраншизах, популярных или нет. И практически во всех самых популярных франшизах встречаются попытки «нарушить канон».

  • «Фантомас» — кодификатор. Изначально был гадом-франшизиком десятков романов П. Сувестра и М. Аллена. Позднее обзавёлся десятком фильмов (на пост-советском пространстве известна только трилогия 1960-х с комическо-пародийным уклоном) и даже тремя сериалами.
  • «Хэллоуин». Изначально Карпентер планировал развивать цикл как серию фильмов о всевозможной чертовщине, происходящей в упомянутый праздник. Именно поэтому третий «Хэллоуин» был посвящен сумасшедшему полковнику, убивающему людей с помощью роботов и заколдованных масок. Итог: провал в прокате, разнос в прессе, вопли фэнов «Где Майкл Майерс?!» и дальнейший курс на похождения оного. При этом Лори Строуд, главная героиня первых двух частей, в четвёртом, пятом и шестом фильмах не появляется, а в восьмом погибает в самом начале — и хоть бы кто слово сказал. Кто играет франшизика — значения в данном случае не имеет.
  • «Пятница, 13-е». С одной стороны, рвёт все шаблоны, так как франшизик Джейсон начал действовать только со второй части — в первой орудовала его полоумная мамаша. С другой — Джейсон настолько сделался символом серии, что даже поклонники хоррора, смотревшие первую часть довольно давно, об этом забывают. Попытка сценаристов пятой части заменить Джейсона свихнувшимися подражателями была холодно принята фэнами, и серия быстренько вернулась к прежнему концепту. Опять же, сыграть Джейсона может кто угодно, но фэны всё-таки предпочитают видеть в этой роли громилу Кейна Ходдера. Выжившую героиню первой части добили уже в начале второй.
  • «Кошмар на улице Вязов». Девочка уходит, Фредди остаётся. И это обязательно должен быть Роберт Инглунд, а никак не Джеки Эрл Хэйли. Однако не стоит забывать, что в США выходил сериал «Кошмары Фредди» об ужасах городка Спрингвуда и его окрестностей; сюжеты вертелись вокруг психопатов, монстров, каннибалов, а роль самого Фредди в 90 % случаев сводилась к циничным комментариям а-ля Хозяин Склепа. Итог: пару сезонов (благодаря Инглунду) сериал проковылял, но продажи на DVD совсем уж удручают.
  • «Восставший из Ада». Пинхэд, только Пинхэд и никого, кроме Пинхэда, и никого, кроме Дага Брэдли. Тот факт, что «восставшими из Ада» являются, собственно, отнюдь не сами сенобиты, а их беглые жертвы, никого не волнует, и уже в третьей части был послан к Левиафану. Тот факт, что Доктор Чаннард во второй части гораздо могущественнее Пинхэда, благополучно отправлен туда же. Тот факт, что, начиная с пятой части франшиза резко поменяла концепт и пошла прямиком на носители, поклонников раздражает, но пока там присутствует Пинхэд-Брэдли — носители будут покупать.
  • «Детская игра» — только Чаки, и только голос Брэда Дурифа (для русскоязычных зрителей, впрочем, голос имеет куда меньшее значение).
  • «Техасская резня бензопилой» — самый что ни на есть каноничный пример: состав каннибальской семейки меняется от серии к серии, но Кожаное лицо вечен. Играть его, впрочем, может кто угодно.
  • «Трилогия о Зеке из гроба» — культовое творение бразильца Жозе Можики Маринша, который этого Зеку (не зекА!) и сыграл. Бородатый мужик в плаще, цилиндре и с длинными когтями так полюбился бразильцам и самому Мариншу, что помимо трилогии, засветился ещё во множестве фильмов того же режиссёра, включая порнушку.
  • «Пила» особо отличается тем, что Конструктор Джон Крамер уже в первой части смертельно болен и таки отдаёт богу душу в третьей, но — оставив за собой последователей, составив для них массу инструкций на все случаи и даже собственную смерть сделав элементом своей игры.
  • «Крик» — субверсия: в каждом фильме действует маньяк в одной и той же страшной маске, но каждый раз под этой маской скрывается новое лицо, и интрига «Кто же под маской?» переходит из фильма в фильм. А главная героиня остаётся.

Видеоигры[править]

  • Crash Bandicoot. Злой учёный с говорящим именем Нео Кортекс — главный гад всей серии, за исключением Twinsanity (но и там выступает скорее в роли зла против небытия).
  • Серия платформеров Mega Man X — военачальник Мэвриков и по совместительству самый первый ставший Мэвриком киборг-реплоид (не путать с рептилоидами!) по имени Сигма. Причём в первых частях ничто, казалось бы, не предвещало становление Сигмы представителем такого типа злодеев — во второй части герой сражается уже не с ним самим, а со своевременно снятым незадолго до его гибели в первой части бэкапом его цифровой личности (который до вторжения Икса в их штаб-квартиру вот-вот собирались загрузить в заново воссозданное роботехническое тело Сигмы трое мэвриканских учёных, изначально позиционировавшихся как главзлодеи), погрузившим главгероя на виртуальную арену при его контакте с компьютером (где этот бэкап хранился, и с которого X, как можно догадаться, собирался этот бэкап удалить). В итоге бэкап стёрт, компьютер уничтожен вместе со всей штаб-квартирой главзлодеев, а в начале уже 3-й части нам радостно сообщают, что благодаря усилиям некоего человеческого чудо-учёного эпидемия мэврикизма постепенно сошла на нет. Казалось бы, повод жаждущим чего-нибудь свеженького игрокам порадоваться — новые враги, новая тема, новые сюжеты... А хрен там — этот учёный, оказывается, вовсе не "вылечил" Мэвриков, а взял их под свой контроль, превратив их в свою личную армию, а руководил и направлял его втихушку... кто бы вы думали? Да всё тот же хрен знает каким образом воскресший Сигма — видимо, у него после вроде как полного уничтожения остался какой-то... дух или призрак, что ли, вступивший каким-то образом в контакт с мозгом доктора Допплера (так звали мнимого "усмирителя" Мэвриков) и таким вот способом убедивший его воссоздать тело и личность Сигмы с нуля, причём ещё более мощные и совершенные. И вот так вот всю последующую серию Сигма в конце каждой части возвращается то в одной, то в другой инкарнации, даже после того, как с ним вроде как уже должно быть навсегда покончено[2] — даже в 6 и 7 части этого четырежды уже всех задолбавшего Сигму умудрились впихнуть[3]! А в 8 части так вообще появился особый класс реплоидов, способных принимать облик Сигмы, не заражаясь при этом мэврикизмом. Для истинных фанатов серии этот фейспалмогенератор стал последней каплей… как и для всей серии, спешно похороненной после оглуштельного провала 8-й части.
  • Five Nights at Freddy's — Уильям Афтон, он же Спрингтрап. Сперва был главгадом и виновником событий всей оригинальной четвёрки. Но даже не смотря на то, что его сперва убило костюмом Спринг Бонни, а потом сожгло вместе с аттракционом ужасов, он выжил, но уже как Скрэптрап. Его вновь сожгло (в шестой части, в пятой-типа-вбоквеле он упоминался) — перенёсся магией бредового сценария в цифровое пространство под именем Глитчтрапа. В девятой части вновь материале и носит имя Бёрнтрап... Кажется, подохнуть окончательно этому персонажу не дадут ни оригинальный разработчик, ни его преемники.
  • Sonic the Hedgehog — Эггман же!
    • Примечательно, что в спин-оффах он главгадом может и не являться (как пример — Shadow the Hedgehog, где он наравне с G.U.N. и компанией антропоморфов сражается с инопланетянами Блэк Армс)
  • ObsCure — Леонард Фридман, финальный босс первой игры. Во второй же является предпоследним, а по сюжету — одной из причин творившегося в Фоллкрике звездеца.
  • The Elder Scrolls — Мерунес Дагон, даэдрический принц изменения и разрушения. Вторгался в Нирн по меньшей мере четыре раза, три из них попали в игры серии (Battlespire, Oblivion, TESO)

Прочее[править]

Примечательные исключения[править]

Бывает и так, что герой получается не менее ярким и харизматичным, чем гад-франшизик.

  • «Зловещие мертвецы». Мертвяки-дедайты, демоны или ожившие деревья — какая, нафиг, разница? Главное — у кого ружьё. Если у Эша — значит, всё в порядке. И бензопила впридачу.
  • «Фантазм». В правом красном углу — седовласый Верзила с армией жутких карликов и летающих сфер-мозгососов. В левом синем углу — экс-продавец мороженого Реджи, упитанный лысик с четырёхстволкой. Все лишние последовательно удаляются с ринга на протяжении пяти серий.
  • Castlevania — аналогично. В правом красном углу — древний вампирский господарь Дракула и его армия мертвецов, демонов и черных магов. В левом синем углу — бесстрашные охотники на вампиров Бельмонты, а с 1476 года — и сын Дракулы Алукард. Воюют с самого Средневековья и до сих пор не могут остановиться.
  • «Чужой»: даже приняв горячую ванну из расплавленного металла в конце «Чужого-3», офицер Рипли, бодрая и посвежевшая, возвращается в строй в «Чужом: Воскрешении» — смерти вопреки. Потому как клонировали нашу непотопляемую леди.
  • «Терминатор» — правило и исключение в одном флаконе. С одной стороны, гад всегда терминатор. С другой, лицом серии стал Т-800, совершивший поворот направо.
  • Transformers — Оптимус Прайм. Лидером автоботов может и не быть, но присутствует он в КАЖДОМ фильме, мультсериале или мультфильме.

Примечания[править]

  1. Невероятно, но в последнем (пока) фильме франшизы эти критерии выполнены только к финалу. И то, до «увальня» местному Джеду еще пилить и пилить.
  2. Изначально полностью поставить в серии окончательную точку планировалось в пятой части, однако после грозного рявка жадного продюсера, недовольного тем, что столь мощный поток прибыли грозится иссякнуть, Инафунэ и компании пришлось, поднатужившись из последних сил, родить ещё три сиквела с высосанными из пальца и местами весьма бредовыми сюжетами, не-понятно-на-фига-нужными персонажами и сомнительными нововведениями, после которых серию всё равно пришлось срыть. Пожалуй, лучший пример того, что вовремя уйти — это тоже искусство.
  3. Даже так называемый феномен Кошмара из 6 части, несмотря на громко продекларированные разрабами изменения в новом сиквеле по сравнению с предыдущими частями — по сути, всё тот же старый "добрый" с легкостью узнаваемый знатоками серии мэврикизм, только названный по-другому и с небольшими отличиями.