Хроники хищных городов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску


«Смертные машины» (Mortal Engines) — серия книг Филиппа Рива, по всем признакам представляющая собой молодёжную антиутопию, но выпущенная сильно до того, как это стало мэйнстримом, а потому гораздо более бородатая, нежели среднестатистический образчик жанра. Эстетически представляет собой триумф монументальной гигантомании, где подавление недоверия осуществляется за счёт раскочегаренного на все котлы правила крутизны — и как раз этим и доставляет.

Основная серия:

  • «Смертные машины» (Mortal Engines). Название — отсылка к шекспировскому «Отелло».
  • «Золото хищников» (Predator’s Gold)
  • «Адские конструкции» (Infernal Devices)
  • «Надвинувшаяся тьма» (A Darkling Plain)

Трилогия приквелов, посвящённых началу Эры Движения (на русском языке не издавалась):

  • «Фивер Крамб» (Fever Crumb)
  • «Паутина воздуха» (A Web of Air)
  • «Луна Скривенера» (Scrivener’s Moon)

Спин-оффы (на русском языке не издавались):

  • «Среди суровой зимы» (In the Bleak Midwinter). Короткий рассказ из совместной жизни Шрайка и маленькой Эстер.
  • «Ночные полёты» (Night Flights). Три рассказа о приключениях Анны Фанг.

В 2018 г. вышла экранизация первого тома серии от Питера Джексона, озаглавленная в переводе «Хроники хищных городов». Вслед за ней то же название в переиздании получила и вся франшиза.

Суть происходящего

Преамбула

Нескоро-нескоро относительно нашего времени (когда именно — не указывается, ибо хронология от Рождества Христова забыта давно и прочно) земная цивилизация сгорает в пламени Шестидесятиминутной Войны между Американской Империей и Великим Китаем. Наступает Черновековье — время сражающихся орд кочевых дикарей и застланного ядерным пеплом неба; тектоническая активность, спровоцированная применёнными в войне вундервафлями, нехило перекраивает карту мира. Какая-никакая культура сохраняется только в Гималаях, куда эвакуировались выжившие китайцы, да в Африке, которую война задела меньше всего по понятным причинам. Однако позже варвары, как и в реальном Средневековье, мало-мало цивилизуются и заново заселяют покинутые ранее города, а потом переизобретают забытую технологию двигателя внутреннего сгорания и начинают Эру Движения.

Начинается всё с обыкновенных домов, а потом крепостей на колёсах, но через примерно пятьсот лет одна из кочевых империй захватывает Лондон и превращает в первый полноценный движущийся город. Далее около сорока лет бушует Война-На-Колёсах: Лондон отправляется в крестовый поход против конкурирующих кочевых империй, а прочие значимые города либо зашиваются, либо лихорадочно превращаются в движущиеся, чтобы суметь дать отпор, когда он вернётся, а потом начинают рвать стационарные поселения и друг дружку. Кончается всё Ульпской Конвенцией крупнейших мегаполисов, на которой доктором Февер Крамб и лондонским мэром Николасом Куирком вырабатывается теория муниципального дарвинизма, фактически подчиняющая движущиеся города праву сильного: если больший город быстрее меньшего, то он его догонит, сожрёт и разберёт на запчасти и топливо, а граждан поселит у себя (или обратит в рабство, хотя де-юре муниципальным дарвинизмом это не одобряется — но кто ж запретит-то?) Если же меньший город быстрее, а большой не прекратит погоню за ним вовремя, то рискует исчерпать топливо и забуксовать — и тогда уже мелкие города налетят на него и разберут на запчасти. Короче, выживает сильнейший.

Ещё примерно полтысячи лет в таких условиях длится Золотой век Движения — развитой постапокалипсис, напоминающий Warhammer 40000, ужатый до формата планетарного романса. Но в полном соответствии с обычным дарвинизмом, не муниципальным, дичи становится всё меньше, мегаполисы начинают голодать и с интересом посматривать друг на друга… Вот где-то на этом месте и начинается сюжет книг.

Экзотический лексикон

Фабула

Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.


Действующие лица

Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.


Тропы и штампы

Общие

  • Великая стена — Щит-Стена, aka Батмункх-Гомпа, неприступная цитадель, перегораживающая единственный перевал, через который движущиеся города могли бы попасть на земли Лиги противников движения. Ощетинена ракетными установками, как блондинка стразами, и способна уничтожить даже мегаполис. Довольно большое пространство напротив неё усеяно останками городов, попытавшихся это утверждение опровергнуть. В Лондоне планировали расплавить стену «Медузой» с расстояния, превышающего дальность боя ракет, но не срослось.
  • Дама в красном — Анна Фанг. Она же ас, боевая азиатка, крутая фехтовальщица и леди-воительница.
  • Идиотский сеттинг — любой, мало-мальски могущий в сопромат, геологию, физику, социологию, формальную (даже не диалектическую!) логику читатель/зритель — плачет кровавыми слезами. А любой читатель, регулярно трогающий траву, сходу назовёт штук шестнадцать вещей, которые в реальной жизни устроены ещё более идиотски, и просто положится на правило крутизны.
  • Мы переросли эти глупые суеверия — реалистичная аверсия. Чаще всего в Движущихся Городах царит махровое язычество, причём в каждом своё. Среди богов есть и примитивные зверобоги-тотемы (Изенгрим в Архангельске), и обожествлённые люди (Куирк и Тэтчер в Лондоне — иконография последней здорово напоминает индусскую Кали), и чудом не забытые/внезапно воспомянутые боги прошлого (античная Клио среди Историков) и чёрт в ступе (за кумиров Историки принимают пластиковые фигуры Микки Мауса с Плуто — в книгах и миньонов — в фильме). Антитракционисты исповедуют нечто похожее на буддизм, но не только — на их капище забытых богов есть даже действующая христианская часовня, и в ней иногда даже молятся.
  • Шизотех — ради этой строчки вся песня и писалась! Целые города, размещённые на циклопических мобильных платформах: гусенично-колёсные, как Лондон или Бенгази, лыжные, как Архангельск, плавающие, как Пуэрто-Анджелес или Брайтон, и даже…
    • Летающий город — Воздушная Гавань, единственная и неповторимая. Один из немногих городов никого не есть — но и сама неуязвима для ползающих по земле, ибо подвешена к циклопическому аэростату. А вот в те редкие моменты, когда она приземляется…
  • Чудовищная пасть — собственно, поедаемый город попадает во чрево поедающего через громадные гидравлические Челюсти.

В книгах

В экранизации