Ложный постапокалипсис

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Итак, произошла катастрофа, уничтожавшая все человечество, но вам посчастливилось оказаться среди последних выживших. Конечно, придется вынести многие тяготы или даже катастрофа, смириться с чудовищным злом, ну а как иначе, ведь на кону само существование человечества как вида!

Или же вожди оставшихся людей ошибочно преувеличивают масштаб катастрофы, а может и просто обманывают подчиненных, чтобы держать их в повиновении?

Ложный постапокалипсис — ситуация, когда большинство или все представители сообщества, о котором идет повествование в произведении, считают, что остались последними людьми на Земле, ну или за пределами бункера\города-крепости\космической станции настолько опасно, что попытаться найти других выживших — верная смерть. Именно что считают, а на самом деле масштаб катастрофы до Апокалипсиса не дотягивает, а может никакой катастрофы вообще не было, а имела место умелая мистификация…

Итого существует два варианта:

  1. Все честно заблуждаются, переоценив масштаб катастрофы и ведут себя как при настоящем Апокалипсисе.
  2. Есть некая группа, чаще всего правящая, которая знает, что Апокалипсиса не было, но продолжает парить остальным мозги, ведь в условиях Конца Света почти любые жестокости и пакости можно обосновать ограниченностью ресурсов и тем, что сейчас не до морали, выживать нужно!

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Библия Книга Бытия. Дочки Лота после гибели Содома и Гоморры вообразили, что погибло ВСЁ человечество, кроме них с отцом, и размножаться они смогут только друг с другом. А так как сам Лот, очевидно, был бы против, они его по очереди подпоили и изнасиловали.
    • В действительности они просто не хотели, чтобы их род прервался по мужской линии.

Литература[править]

  • Скорее субверсия, но все же. «Мы» Евгения Замятина. Людей пугают хаосом и необитаемостью мира за стеклянной стеной после серии войн, но оказывается, что мир за ней вполне обитаем.
    • Так а в чём же "субверсия" заключается?
  • «Опрокинутый мир» Кристофера Приста. Нет никакой гиперболической планеты, да и передвижной Город отнюдь не единственный оплот цивилизации. Просто Город построен вокруг энергетической установки, искажающей восприятие и генокод его жителей.
  • Майк Мак-Кай, «Хьюстон 2015: Мисс Неопределённость»: рассказ радиолюбителя. Местный проповедник отвёл своих прихожан в глухомань, чтобы пережить Апокалипсис 2000 Года. Последнего, конечно, не случилось — но группа жила в уверенности, что они — чуть ли не единственные выжившие. Однако у одного из прихожан была сломанная радиостанция. Когда починил — начал испытывать обоснованные сомнения в правоте своего пастыря…
    • В эпилоге уже главные герои решают переехать из помешанного на нормировании и религии поселения обратно в Хьюстон - оказывается, цивилизация не рухнула, электричество дают, порядок кое-какой есть, работа найдется, что явно лучше, чем пытаться бесконечно растягивать запасы и жить натуральным хозяйством.
  • Сходный момент был и в «Выжжено» Андреаса Эшбаха (в отличие от романа выше, нефть у автора иссякла мгновенно и совсем) — секта выживальщиков, куда после аварии попадает главный герой, уверена, что цивилизации пришел окончательный и бесповоротный конец, но сбежав, протагонист убеждается, что это совсем не так — пусть с ограничениями, но цивилизация выжила, причём качество жизни повыше, чем в изолированном поселении паникёров.
  • «Мёртвый рай» Руслана Мельникова: инверсия. Большая часть страны превращена в радиоактивные руины, но Президент тщательно скрывает это: иначе кому он нужен?
  • «Эффект проникновения (Дверь)» Андрея Быстрова: субверсия. На расположенной в параллельном измерении территории, примерно равной то ли половине, то ли трети России, организовано отчаянно рядящееся под Советский Союз «государство» Фоксхол, где «власти» пытаются с помощью высоких технологий и тоталитарных методов удержать население от осознания, что нет «вражеского Запада», а есть дикий, нестабильный мир, откуда надо бы как можно скорее бежать на Землю, и дверь за собой запечатать покрепче.
  • Урсула Ле Гуин, «Одержавший победу». Население маленького острова на краю света, не имеющего связей с другими землями, верит, что в определенный день случится Конец Света. По мере приближения роковой даты, люди впадают в отчаяние, убивают себя, сходят с ума, уничтожают вещи… И вот день приходит, а остров остается цел и невредим, только из его жителей целы и во вменяемом состоянии лишь одна женщина с маленьким ребенком да один мужчина, строивший в море дорогу из кирпичей, надеясь по ней хоть куда-то добраться.
  • Харлан Эллисон «Парень и его пес» — деконструкция — Вик на поверхности живет и даже в кино ходит. А вот девушке пришлось открыть для себя много нового.
  • «Город наверху» Кира Булычёва. Ядерная война и убежище — вполне реальные, однако через сотню с небольшим лет после взрыва последней водородной бомбы экологическая обстановка на поверхности куда лучше, чем в грязных и тёмных тоннелях. Остаётся невыясненным: то ли начальство бункера знает про условия наверху, но не хочет терять власть, то ли догадывается, но боится проверить.
  • Практически вся «Вселенная Метро 2033», включая и сериальные «Мётры» самого Дмитрия Глуховского, представляет собой ложный постапокалипсис, вернее реальный, но преувеличенный. В первой книге конкретный сеттинг: человек долго выжить на поверхности не может! Если радиация не задавит, так мутанты сожрут. Но авторам вторичного чтива надо было куда-то селить своих персонажей, оттого поверхность стала вполне пригодна для жизни, особенно если не стремиться непременно внутрь Садового Кольца или Лондонского Сити. Остаётся непонятным, что теперь удерживает бедолаг в тоннелях? И автор оригинальной трилогии даёт циничный и честный ответ на этот вопрос в книге «Метро 2035» — остатки старого правительства живут рядом с московским метро в бункере и продолжают править оттуда тайно. Но во власти у них только одно метро, так что претендовать на власть в политических масштабах они не могут, а смириться с поражением не хотят (да и боятся преследования за преступления прошлые и текущие). Поэтому над городом наведено радиомолчание, пришедших извне/ушедших слишком далеко расстреливает охрана. Наружу тоже никто особо не рвётся: мутанты вымерли, но радиация осталась. А о том, что поверхность такая только рядом с Москвой — люди из метро и не знают. После раскрытия этой тайны метровцы начинают прятаться уже осознанно: а вдруг страшный западный враг узнает, что они выжили, да и добьёт?
  • «Очистка» (The Wool) Хауи. Начальство бункера настаивает, что жизнь на поверхности невозможна, так как отравляющие газы разъедают любой скафандр. Скафандры делают из растворимого в воде пластика, чтобы выкинутые наружу гарантировано гибли. В качестве бонуса, в шлем скафандра встроено устройство виртуальной реальности, которое показывает осужденному зелёную травку и красивый город на горизонте. Многие верят и отстёгивают шлем. Но вообще, нестыковки сюжета таковы, что обсуждать можно бесконечно.
  • Почтальон Дэвида Брина — зигзагом. Бомб упало не так уж много, но настоящий Апокалипсис наступил… потому что миллионы выживальщиков поверили, что он наступил. И стали вести себя соответственно. А крах социальной структуры намного опаснее для цивилизации, чем несколько атомных взрывов.
  • Дэвид Л. Роббинс «Endworld» — группа выживальщиков сидит в глухом уголке постъядерной Америки и наивно думает, что небольшие группки рейдеров и мутанты — это и есть все выжившие, но когда Семья, как они себя называют, выходит в большой мир, то там уже есть законное правительство США и очень неэтичные учёные вместе с ними. Вполне себе развитая цивилизация, которая потихоньку подчиняет себе мелкие анклавы.
  • Фриц Лейбер «Ночь волка» (часть первая «Одинокий волк») — вялотекущая атомная война между США и СССР. Практически всё население живёт в подземелье, а наверху жить можно, но страшно. Часть вторая «Пара волков» — вполне себе классический постапокалипсис.
  • Инверсия в «Периоде распада» Александра Афанасьева. Там отдельные удаленные гарнизоны (вроде станции ЦРУ в Сомали, германских миротворцев в Афганистане и президента РФ в Кремле) до последнего не верят в то, что началась Третья Мировая. С ядерным обменом и прочими прелестями.
  • Фредерик Браун, рассказ «Вне игры». Главный герой, учёный, изобретает генератор непробиваемого защитного поля. Затем он слышит о ядерном взрыве и считает, что началась война. Он включает поле вокруг своего дома. Тридцать лет спустя он готовится отключать поле, не зная, что его ожидает снаружи (поле непрозрачно). Он выключает генератор… и видит вокруг процветающую цивилизацию с технологиями будущего. Он заходит в ближайший магазин, и продавец ему объясняет, что никакой войны не было. На Землю прибыл флот дружественной цивилизации, однако один из их кораблей упал и взорвался. Теперь земляне живут по несколько сотен лет… вот только процедура работает лишь для людей не старше пятидесяти, а изобретателю уже шестьдесят семь.
  • Алексей Ивакин «Семь дней в июне» — по ТВ прямо объявили что, по непроверенным данным, войска НАТО перешли границу Украины и Белоруссии и нанесли ракетно-бомбовые удары, отключилась телефонная связь и интернет. Группа выживальщиков решила что да — Третья мировая война, они готовились выживать в таких условиях. Отбирать еду и патроны, мародерить и так далее. Ни в коем случае не ждать пока накроют ядерным ударом. Вот только эти действия были совсем не правильными в данной ситуации. Реально территория бывшего СССР из 2010-го была целиком переброшена в 22 июня 1941. Власти, в общем-то, правду говорили (ну да — сначала было непонятно, кто именно напал, но очень быстро поняли).
  • Александр Авраменко «Товарищ Император» — у войск в Мурманской области четкой приказ, в случае потери связи с командованием, в действие вступает план «Тайфун 768», нанесение ответного удара по противнику. Связь потеряна. Восстановить по резервным каналам не удалось. Третья Мировая война, Москва и Ленинград уничтожены. Войска выполнит свой долг!. А реально — их перенесло в 1913-й. Странам Запада немного не повезло.
  • Григорий Захаров, «Там, за Порогом» — Эдем (он же Убежище Детройта, уходили в Убежище люди ЗНАЮЩИЕ что вокруг уже давно творится ад Падения. И что они — последняя надежда человечества. Про них просто забыли. А потом — нашли. С другой стороны — просто обычных людей в новом мире — давно нет. Все уже давно — транс- и Пост-люди и живут не на Земле. Хотя предки тех кто ушел в убежище — могли бы и не выжить без этого.
  • Юрий Нестеренко, «Ошибка Риллена Ли» и «Плющ на руинах» — люди верили что дальше будет только хуже, загрязнение окружающие среды, рост напряженности и так далее. Изобрели машину времени (сама машина остается в точке старта, изменить прошлое нельзя). Отправляли агентов в будущее узнать что и как (вторую машину для возврата они собирали на месте, конструкция простая). Стало понятно что в ближайшие годы все будет только хуже, а чуть дальше — никто не возвращался. Мир погиб? Решили отправить на сто лет вперед двухступенчатую конструкцию. Зонд вернулся. Нет загрязнения и радиации, травка зеленая и цветочки. Мир НЕ погиб? Хватило дури обнародовать результаты. Только вот хэппи-эндов у Нестеренко — не бывает. Из-за массового хронодезертирства просто в определенный момент технологическая цивилизация рухнула. Хронодезертиры, спасаясь от ужасного будущего — сами его и сотворили.
  • Юрий Дружков, «Кто по тебе плачет» — мелодрама времен Холодной войны. Над глухой тайгой произошла авиакатастрофа. В момент которой у одного из пассажиров зашкалил счетчик Гейгера, и двое выживших, мужчина и женщина, что-то заподозрили. А когда им удалось найти в тайге заброшку, в которой был новенький радиоприемник, но не удалось ничего этим приемником поймать, подозрение превратилось в уверенность: началась ядерная война. Герои повздыхали, поняли, что большому миру не до них, завели натуральное хозяйство и начали жить как супруги. На самом деле на приемнике стояла пломба, а счетчик просто глюкнул. Поробинзонили герои чуть больше полугода, да и были обнаружены с воздуха. И отправились по домам, к супругам и детям.
  • Владимир Савченко «Пробуждение профессора Берна»/«За перевалом» — главгерой залегает в спячку на 50 тысяч лет… Правда автоматика испортилась и разбудила примерно через двести лет. Так как на месте пустыни профессор обнаруживает тропический лес, профессор решает, что всё пошло по плану, человечество самоуничтожилось, прошло пятьсот веков, климат изменился… А на деле на Земле уже сто с гаком лет неиллюзорный коммунизм и райский климат по всей планете. (Хотя вообще в романе «За перевалом» коммунизму предшествует случившийся-таки эко-апокалипсис).
  • Александр Шалимов «Стена» - жители пустошей не подозревают, что это лишь небольшая зона, образовавшаяся в месте случайного падения атомной бомбы и отгороженная стеной от окружающего мира.

Кино[править]

  • «Остров» — смертельно больные богачи оплачивают создание своих клонов, из которых им потом пересадят органы. Сами же клоны живут в закрытом бункере, считая, что мир на поверхности уничтожен и непригоден для существования.
  • «Эон Флакс» — похожая история с клонированием, которым занимается правящая династия. После всемирной эпидемии в 2011 году, последним оплотом человечества считают себя жители окруженного высокой стеной города Брегны целых 400 лет подряд. Проблемы наступают из-за неизбежного накопления генетических ошибок при многократном клонировании, да и вообще, технократия показана весьма антиутопично. Не удивительно, что в итоге происходит своеобразная революция и разрушение городской стены, за которой оказывается не безжизненная пустыня, а запущенная, дикая, но вполне здоровая природа Земли.
    • Проблема была не из-за генетических ошибок (учёный решил эту проблему ещё в XXI-м веке), а из-за того, что у клонов не рождались дети. Как оказалось, проблема начала разрешаться сама по-себе, однако брат учёного убивал беременных женщин и скрывал правду, чтобы не менять статус-кво.
      • Ситуация была немного другая: у разработанного от болезни лекарства была побочка — бесплодие. Из-за этого пришлось заморачиваться с клонированием.
  • «Город Эмбер: Побег» — катастрофа действительно случилась, но очень давно и на поверхности уже безопасно, однако из-за того, что прошло много времени и ещё один из старых мэров Эмбера спрятал шкатулку с инструкциями, люди уже забыли о жизни наверху.
  • «Секс-миссия, или Новые амазонки» — герои оказываются в чисто женском обществе, обитающем в бункере. Поверхность они считают необитаемой, а всех остальных мужчин — исчезнувшими. На самом деле имеет место именно мистификация.
  • «Я — легенда» — главный герой долгое время считает себя последним человеком на Земле, а когда встречает других людей, то не верит их словам, что существуют целые города выживших и пытается убедить их остаться с ним.
  • Взрыв из прошлого — когда на дом выживальщика в разгар Карибского кризиса упал самолёт, то он решил, что началась третья мировая война, и прожил со своей семьёй в своём бункере-подвале десятки лет. Потом, решив что уровень радиации упал, он отправился наверх, увидел Лос-Анджелес конца 90-х годов… и воспринял увиденное как чистейший постапокалипсис (к примеру, буквально понял заявление трансвестита-наркомана, что тот может быть и мужчиной, и женщиной). Учёный решил отправить своего сына собрать припасы на поверхности, чтобы снова закрыться в бункере до более «цивилизованных» времен.
    • Но бункер действительно спас жизни персонажей от упавшего самолета.
  • «Кловерфилд, 10» — аверсия, главная героиня после ДТП оказывается в неком бункере, владелец которого заявляет, что жизнь на поверхности почти уничтожена и выходить туда нельзя. Девушка постепенно склоняется к мысли, что строитель бункера просто псих, желающий удерживать ее там, а на самом деле все не так просто… Что, однако, не отменяет того, что он действительно псих и целенаправленно похитил её, чтобы удерживать в бункере.
  • «Бегство Логана» (США, 1976 год). Подземный город под управлением компьютера, все жители уверены, что внешний мир уничтожен. Но беглец-Логан обнаруживает снаружи привлекательную природу и встречает одного местного жителя.

Телесериалы[править]

  • «Сумеречная зона» — в одной из серий у не совсем нормального отца семейства под кухней было ядерное убежище, он туда лазил постоянно. И, на горе ему и такому же дураку-соседу, который пришел в гости, у него возле дома произошла серьезная авария с выбросом радиации. Они и подумали. Результаты ужасающие.
  • «Звёздные врата» — на одной планете наступил ледниковый период. Жители подземного бункера работают в поте лица, чтобы выжить. На самом деле, над бункером есть вполне приятный город под куполом, где живёт элита. Когда земляне объясняют Сёминым как пользоваться вратами, лидер намерен оставить рабочих на месте, вместо того, чтобы эвакуировать их вместе с остальными на другую планету. Зачем? Чтобы избежать неизбежного бунта, ведь им всю жизнь врали.
  • «Портал юрского периода» — преследуя дракона (на самом деле — дракорекса) через аномалию, рыцарь из XIV в. попадает в современный Лондон. Он тут же считает, что пропустил Страшный Суд, и принимает Лондон за сабж.
  • «Несгибаемая Кимми Шмидт» — комедия про девушку, которая много лет просидела в бункере вместе с ещё тремя девушками и сумасшедшим священником, убедившим их, что миру пришел конец.
  • «Сотня» — люди много лет живут на орбитальной станции, потому что жизнь на Земле стала невозможна. Но, когда Землю отправляют сто трудных подростков в качестве подопытных крыс — проверить, не очистилась ли Земля, — оказывается, что условия там вполне годные, и оставшиеся на Земле люди выжили (хоть и одичали).

Мультфильмы[править]

  • Культовая в Британии и США сказка о том, как обитатели птичьего двора вообразили, будто небо падает. Неоднократно экранизировалась (а бывало, что и пародировалась) в виде мультфильма.
  • «Игоръ» — постоянная гроза и египетская тьма над городом создается генератором из губернаторской башни; за облаками оказывается чистое небо и настоящее солнце.

Мультсериалы[править]

  • «Южный парк» — в одной серии Картман убеждает Баттерса, что человечество погибло, а он единственный выживший. В другой серии, взрослые города считают, что наступила ситуация схожая с фильмом «Послезавтра».
  • «Время приключений» — до того, как до них добрались главные герои, выжившие люди воспринимали мир именно так.
  • «American Dad» — Стэн сперва случайно решает, что вот-вот начнётся ядерная война и увозит семью подальше от города, а когда узнаёт, что ошибался — скрывает это от родных.
  • А ещё это уже было в «Симпсонах»!
  • «Футурама» — девушку Фрая размораживают, однако она не может прижиться в XXXI-м веке. Она запихивает Фрая в криокамеру вместе с собой и ставит таймер на 1000 лет. Они пробуждаются и обнаруживают что-то вроде «Безумного Макса» вместо развитого мегаполиса. В конце концов, Фрай узнаёт, что пробыл в камере всего пару дней, а пустошь с дикарями — всего-лишь Лос-Анджелес XXXI-го века.

Аниме и манга[править]

  • Shingeki no Kyojin — жители Стен считают, что они последние люди, не съеденные титанами. На самом деле королевская семья создала этот миф, скрывая, что Стены находятся на острове, а за морями и океанами есть множество стран, населенных людьми. Для поддержания иллюзии используется искусственная стагнация: центральный отдел военной полиции расправляется как с опасными вольнодумцами, так и с изобретателями технологий, способных разрушить легенду. На самом же деле: обитатели Стен являются частью народа элдийцев, многие века с помощью сил титанов правившего огромной империей. После падения империи около века назад король (император?) эвакуировал часть народа на остров Парадис, возвёл Стены и стёр часть памяти у подавляющего большинства населения Стен, лишив их знаний о внешнем мире, устройстве Стен, силах титанов и собственной истории. В государстве Марли элдийцев воспитывают в духе вечной врождённой ответственности за грехи империи, и используют силы титанов в собственных военных целях. Непокорных элдийцев из гетто депортируют на Парадис и превращают в титанов. Жители остального мира знают о поселении элдийцев на Парадисе, но практически ничего не знают о жизни там. Оставшихся элдийцев в лучшем случае считают жертвами имперского прошлого, в худшем — боятся и ненавидят как носителей наследия империи и живое оружие Марли.
  • RahXephon — миф о катастрофе, в ходе которой погибло человечество за пределами изолированного Токио, был развенчан в ходе выхода главного героя из города. Оказывается, человечество выжило, Земля не разорена, но вот люди в Токио мутируют.

Комиксы[править]

  • FreakAngels - масштаб катаклизма, который по неопытности устроили главные герои, как оказалось в конце, ими был несколько переоценён.

Видеоигры[править]

  • Андейл. Этот маленький городок в Fallout 3 пример двойного ложного постапокалипсиса. Дело в том, что сам городок выглядит как довоенный. В условиях радиоактивной пустоши.
  • Fable III — одно из DLC посвящено как раз поселению, чьи жители думают, что на поверхности никто не живёт. Мы можем как отключить промывающую мозги машину, так и взять управление в свои руки.