Добрый змей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Змеи — одни из наиболее неоднозначных животных в массовой культуре. С одной стороны, они символизируют коварство, злобу и ненависть, а также считаются любимым символом различных злодеев. Но с другой стороны, змеи также считались символом мудрости и волшебства, символизировали смену времён года и обновление мира. Наша статья посвящена как раз второму архетипу — мудрому и доброму змею (чаще неядовитому), который если и представляет опасность, так только для злодеев. Ну, или для мышей с кроликами.

См. также зззззмеиная речь.

Где встречается[править]

Мифология и фольклор[править]

  • В первую, вторую и третью очередь — наги из индийской мифологии. Мудры, вполне добры, помогают богам правильно обустраивать Вселенную, а тысячеголовый Ананта-Шеша вообще играет роль одновременно Иггдрассиля, Атланта и А’Туина. В таком контексте пожиратель нагов Гаруда видится в лучшем случае антигероем.
    • Гигантская кобра укрывшая своим капюшоном от дождя Будду.
  • В четвёртую очередь — боги южноамериканских индейцев, в частности, ацтекский Кетцалькоатль и майянский Кукуцаполь Кукулькан/Гукумац. С прикрученным фитильком, потому что, несмотря на эпитет «Пернатый Змей», оба они не то чтобы просто змеи и ничего больше.
  • Уаджит — древнеегипетская богиня-воплощение Нижнего Египта, кобра. Также была кормилицей бога Гора.
  • Греко-римская мифология:
    • Две змеи обвивают кадуций Гермеса/Меркурия.
    • Змея считалась символом Асклепия/Эскулапа, бога врачевания.
    • Мелампод получил свой чудесный дар от змеек, которых он спас и вырастил.
  • Внезапно, сабж присутствует и в Библии. Так, ангелы серафимы, согласно некоторым версиям, принимали облик огненных змеев[1], а Иисус советует своим ученикам быть мудрыми, подобно змеям.
    • С прикрученным фитильком — медный змей, которого сделал Моисей, чтобы защитить евреев от ядовитых змей пустыни. Змей был хоть и ненастоящий, но функцию свою выполнил — змеи на евреев больше не нападали.
  • Змея — один из двенадцати символов года по восточному календарю.
    • По легенде, когда Нефритовый император позвал себе 12 животных, змея опередила лошадь, обвившись вокруг её копыта. Поэтому год Змеи стоит перед годом Лошади.
  • Мифы догонов! С Сириуса прилетели мужчина и женщина, а также великий трёхглазый змей Номмо!
  • Змей-радуга у австралийских аборигенов — настолько добрый, что несёт спасительный дождь в пустыне!
  • Уж был священным животным у язычников-балтов.
    • «Эгле — королева ужей», уж там добр и злодейски убит.
      • Несмотря на шутки, что по-литовски «уж» должно звучать как «ужас».
  • Украинская народная сказка «Справедливый уж»: хозяин унёс гнездо ужа с яйцами, чтобы посмотреть, что будет, и тот пополз в погреб и напустил яда в каждый горшок с молоком. Увидев это, хозяин положил яйца обратно, и уж по справедливости вернулся в погреб и опрокинул все горшки. (Так-то ужи не ядовиты, но деревенским некогда разбираться, кто уж, а кто гадюка. Вот только что это за хозяин, если у него в кладовой ядовитые змеи гнездо свили, а он и не против?)
    • Уж смотрит за домом на Полесье.
  • Распространённый сказочный сюжет — спасения потомка правителя «традиционно неодобряемого» звериного народа (змеи, во́роны). Помнится, была болгарская макси-сказка о молодильных яблоках, драконе и дочке змеиного царя (или компиляция нескольких сказок, или авторское развитие народной сказки «Сорок братьев и их сестричка»).
  • Вьетнамская сказка «Как ловец лягушек стал военачальником» — спасённые протагонистом змеи приводят к нему на помощь всех своих сородичей, и во главе армии змей ему удается разгромить вторгающихся в страну врагов.
  • Крестьяне, встретив во дворе змею, боялись её убивать: считалось, что в таком облике мог выйти погулять домовой, и за подобное обращение он жестоко отомстит. А «посадить на лопату да выкинуть за хату» не запрещалось — если домовой, то вернётся.
  • У кочевников полагалось заползшего в дом ужа не убивать, а облить ему голову айраном.
  • Сербская баллада о княжеском сыне-змеёнке. Родился ужом, в первую брачную ночь обернулся человеком.
«

Маленькая девочка заходит в зоомагазин. Она мило улыбается продавцу и говорит: — Я хотела бы купить кролика. Продавец отвечает: — Хочешь купить этого маленького серенького симпатягу с огромными печальными глазами или этого мохнатого ленивого белого кролика? Девочка с улыбкой отвечает: — Я думаю, моему удаву это абсолютно все равно!

»
— Чёрный юмор

Змеи в южнославянском фольклоре[править]

Ю. Смирнов, предисловие к тому «Песни южных славян» в Библиотеке всемирной литературы.

Образ змея занимает центральное место в славянском фольклоре. Он неоднозначен. Ему свойственно множество ипостасей. Змея видели в небесных телах (кометах, метеорах, болидах) и в радуге. Змея отождествляли с природными стихиями (грозой, бурей, туманом, вихрем). Солнечные затмения объясняли тем, что змей стремится пожрать солнце. Змей мог перевоплощаться и в чудовищное пресмыкающееся, и в обычную змею или ужа. Он рисовался также обыкновенным человеком, но, по представлениям южных славян, с крупной головой, большими глазами, бледным лицом и крылышками под мышками. Под влиянием христианства ипостаси славянского змея постепенно подменялись единообразным представлением о драконе с одной или несколькими собачьими головами (ср. иконы), а змей стал восприниматься как олицетворение или ипостась нечистой силы.

Молодцу в песнях всегда противостоит змея (змеиха), девушке — змей. Такое противопоставление не случайность, а принцип первобытной диалектики. Борьба молодца со змеей бескомпромиссна, ибо змея изображалась вредоносной силой, олицетворяющей губительные стихии, и люди не были заинтересованы в умножении этих сил. К змею же издревле относились положительно, хотя он также мог греметь громами и сверкать молниями, обрушиваться ливнем или градом. Считалось, что у каждого села имеется свой змей-покровитель, оберегающий его угодья от нападения чужих и враждебных сил (ср. верования балтов и белорусов в змею, покровительницу дома). Поэтому к похищению девушки змеем относились как к неизбежной плате за покровительство, а в любовной связи девушки со змеем греха не видели, как это стало позже, под воздействием христианства. Люди были убеждены, что только от такой связи может родиться преемник змея — змеевич, будущий их охранитель. Логика была совершенно естественной и безукоризненной: змея может победить только змей или человек, наделенный атрибутами (свойствами) змея.

Рождение змеевича, по песням, сопровождается природными знамениями. Громы и молнии распугивают зверей, птиц и рыб, пытающихся укрыться в глубине лесов, неба и вод. Дрожит и сотрясается земля. Солнце или месяц меркнет во время этого таинства. Новорожденный и есть юнак. Так произошел эволюционный сдвиг. И уже не сам огненный змей, а грудное дитя выступает в песнях победителем чудовищ и врагов. Позже юнак мог не осознаваться змеевичем, а рисовался только богатырем. Однако истоки его образа, несомненно, идут от древних представлений о змее-покровителе.

Литература[править]

«

— Я по совести скажу: Плохо, плохо мне, УЖУ, — Очень гадок я на вид… А ведь я — не ядовит!

»
— Борис Заходер, «Мохнатая азбука»
  • Киплинг:
  • Памела Трэверс, «Мэри Поппинс» — Королевская Кобра, кузина Мэри. Подарила Мэри на день рождения свою кожу.
  • П. Бажов, «Малахитовая шкатулка» — Голубая Змейка, вполне себе благое существо. Но неизвестно, действительно ли это персонаж местных легенд или Бажов сам её и придумал.
  • Скарапея из сказок Сергея Писахова (см. также мультфильм «Волшебное кольцо»).
  • Евгений Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — в титульной стране поклоняются Семи Премудрым Змеям.
    • Очень спорно, что сюда — скорее мягкий вариант «Религия — опиум народа». Да и в сказке единственный положительный герой — юноша, закрывший в колодце Ржавчину. А короли с прихлебателями-монахами — поголовно сволочи.
  • Джеральд Даррелл, «Говорящий свёрток» — морской змей Освальд. Милое и интеллигентное существо, правда, туговат на ухо, что при его размерах создаёт определённую опасность.
    • хотя у Освальда есть четыре лапы. Он по описанию скорее плезиозавр, чем змея.
  • Орасио Кирога, «Анаконда»: в отличие от своих ядовитых собратьев, неядовитые змеи — Анаконда, Ньяканина — показаны положительными персонажами.
  • Сергей Белоусов, цикл о Печенюшкине — кобра Клара-Генриетта.
  • Борис Акунин «Любовница Смерти» — для усугубления имиджа демонической женщины Маша Коломбина приобретает на Сухаревке ужика и раскрашивает «под аспида». Однажды уж таки цапнул главгада.
  • Роман Канушкин, «Петрович и Патапум в стране привидений» — Королевский Питон. Его лучший друг — кролик, лучше проиллюстрировать доброту змея едва ли возможно.
  • Гарри Поттер — Питон, случайно выпущенный Гарриком из террариума, мирно уползает на волю, не забыв поблагодарить своего освободителя.
  • Эно Рауд, «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» — во второй книге цикла Моховая Борода приручил гадюку и назвал ее Матильдой. Фитилек прикручен: гадюка осталась гадюкой, но никого из накситраллей не покусала, а невзлюбившего ее Полботинка даже спасла от злобной крысы.

Мультфильмы[править]

  • «38 попугаев» — Удав и его бабушка.
  • «Кунг-фу панда» — мастер Гадюка, член Неистовой Пятёрки и одна из самых добрых персонажей во всей франшизе. Она единственная, кто никогда не смеялась над По и не пыталась выжить его из Нефритового Дворца.
    • Аналогично — её отец, Великий мастер Гадюка.
  • «Волшебное кольцо».
  • «Большое путешествие» — анаконда Ларри, милый дурачок.
  • «Слонёнок» (по сказке Киплинга) — тот же Питон.
  • «Шелковая кисточка» — мудрая змея, охраняющая волшебный цветок и превращающая людей в камень. К злодеям беспощадна.
  • «Невероятный Халк» — среди животных-мутантов, которые помогали главным героям, есть и гремучая змея с чертами сколопендры.
  • «Отважный маленький тостер: Лучший друг» — питон Мургатроид.
  • «Скоро будет дождь» по вьетнамской сказке — добрый питон поднимает звериную делегацию к небесному властителю.

Мультсериалы[править]

  • «Симба-футболист» — удавчик Гипно и его отец.
  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — квами-кобра Аспик со способностью перематывать время на несколько минут назад.
  • «Гаргульи» — Сапфир, лидер Гватемальского клана гаргулий.

Аниме и манга[править]

  • «Monster Musume» — ламия Мия. Да, характер у неё непростой и она жутко ревнива, но ради своего любимого готова на всё.
  • High School DxD — змей-дракон Вритра, воплощение священного механизма у Санжи. С каждым новым сезоном становится всё круче — от могучего артефакта до богоподобного суммона.

Видеоигры[править]

  • «God of War (2018)» — мировой змей Йормунганд. При первом своём появлении кажется боссом, с которым придётся сражаться, но на самом деле для главных героев он безобиден, и позже даже поможет им в финальной битве.
  • XCOM: Chimera Squad — агент Затяжка, змееобразная инопланетянка из отряда «Химера». Характер у неё тот ещё, но, в отличие от вайперов из второй части, она хотя бы лояльна.
  • Donkey Kong — гремучий змей Рэттли.
  • Rayman 2 (оригинал) и 3 (в виде статуи) — водяной змей Ссссссссэм.
  • Spiritfarer — Саммер, в загробном мире принявшая вид змеи. Просветленец и друг всему живому. Именно она в своё время вдохновила Стеллу стать медсестрой.

Разное[править]

  • Юзер Змий-сердцеед, обитающий здесь.

Реальная жизнь[править]

  • Чаша на высокой ножке с обвивающей её змеёй — символ медицины. Традиция пошла от Асклепия (см. Мифология).
    • Основано на реальных событиях: змеиный яд используется в медицине, и не только для производства сыворотки от укусов. Например, в новосибирском серпентарии сотрудник центра Василий Кокенко каждый день забирает яд примерно у трехсот особей. «Яд гадюки используют для производства лекарственных препаратов при лечении артритов, артрозов, растяжений».
    • Кстати, змея из легенды об Асклепии вовсе не ядовитая (хотя укусить может) — это полоз.
  • Змеи занимали важное место в религиозных практиках не только у славян, но и у народов, населявших античное Средиземноморье. Сегодняшними отголосками этих практик являются мистерии со змеями на греческом острове Кефалонья (приуроченные к празднику Успения 15 августа) и Festa di Serpari - майский праздник в честь св. Доминика Сорского в г. Коккуло (Италия, регион Абруццо), во время которого статую святого, оплетенную живыми змеями, проносят по улицам городка. В обоих случаях в мистериях участвуют неопасные для человека виды - кошачья змея на Кефалонье и лестничный полоз в Коккуло.
  • Змеи уничтожают вредных грызунов, посему их иногда покупают фермеры и отпускают мышковать в своих угодьях.
  • Любители экзотических питомцев частенько держат у себя змей, обычно неядовитых.
  • В зоопарке города Себу на Филиппинах четыре питона делают посетителям массаж, причём бесплатно.

Примечания[править]

  1. Собственно, слово «сараф» означает и то, и другое.