Животное в роли рассказчика
Перейти к навигации
Перейти к поиску
![]() | Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
Мы начинаем знакомство с произведением, и… Стоп, а кто это у нас в роли рассказчика? Это же не человек! Да, всё правильно, повествование (или его часть) ведется от лица животного. Надо признать, что это довольно оригинально, особенно если другие персонажи — люди.
С прикрученным фитильком: события описываются автором в третьем лице, но подаются с точки зрения животного. То есть оно не является рассказчиком в буквальном смысле, но может быть названо POV-персонажем.
Более общий троп — Странный рассказчик.
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- Лев Толстой, «Холстомер» — рассказ мерина Холстомера о своей жизни.
- Саша Чёрный, «Дневник фокса Микки» — фокстерьер по кличке Микки, заядлый мыслитель и поэт.
- Михаил Булгаков, «Собачье сердце» — в начале и конце повествование ведется от лица милейшего пса Шарика. Благодаря этому читатель узнаёт, что личность Шарика не имеет ничего общего с Шариковым, в которого его превратила операция Преображенского.
- Владимир Кунин, цикл «Кыся» — кот Мартын, забияка, философ и плейбой.
- Алексей Лютый, цикл «Рабин Гут» — половину книги (через каждую главу) мы видим глазами Мурзика, и он, как ни странно, не кот, а немецкая овчарка. Что ещё более странно, он в серии единственный нормальный человек.
- Алекс Экслер, «Полные записки кота Шашлыка» — кот Шашлык собственной персоной.
- Григорий Служитель, «Дни Савелия» — кот Савелий.
- Фазиль Искандер, новеллы «Рассказ мула старого Хабуга» и «Широколобый».
- Михаил Самарский, «Радуга для друга» и её продолжения — пес-поводырь по кличке Трисон.
- Николай Гоголь, «Записки сумасшедшего» — собачья переписка между Меджи и Фидель, которую читает герой.
- Олег Кузнецов, «Похождения хитрого Соленопсиса», «Однажды в кабаньем детстве…», «Бычок из консервной банки», «Тарбаганьи приключения» — от лица соответственно муравья-соленопсиса, детёныша кабана, черноморского бычка-песочника и сурка-тарбагана.
- Борис Акунин, «Сокол и Ласточка» — значительная часть повествования ведётся от лица попугая, в остальной он просто играет важную роль.
- Виктор Потиевский — в большинстве повестей сюжет подается с точки зрения животных. В рассказах главными действующими лицами могут выступать и люди.
- Виталий Бианки — во многих его повестях и рассказах сюжет подается если не от лица, то с позиции зверей и даже насекомых.
Зарубежная[править]
- Гофман, «Житейские воззрения кота Мурра».
- Киплинг, «Книга джунглей» — это не только про Маугли: изрядную часть книги составляют небольшие отдельные произведения, где главными героями выступают те или иные животные.
- Эрнест Сетон-Томпсон, сборники «Рассказы о животных» и «Жизнь и повадки диких животных» — значительная часть рассказов.
- Все истории Джеймса Кервуда, где главными героями являются животные. И некоторые другие (скажем, роман «В дебрях Севера» посвящен приключениям благородного разбойника Роджера Мак-Кея и его возлюбленной Нейды, но некоторые эпизоды и даже главы поданы с точки зрения их пса Питера).
- Джек Лондон, «Белый Клык» — весь роман подан с позиции заглавного волкособа.
- Джордж Оруэлл, «Скотный двор» — от лица хряка, да и вообще показана жизнь животных на ферме.
- Роджер Желязны, «Ночь в одиноком октябре» — дневник лондонского пса по кличке Снафф, последний роман автора.
- Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — фэнтези про котов; главный герой — рыжий кот по имени Фритти Хвосттрубой
- Джордж Боуэн, «Кот по имени Боб».
- Урсула Морей Уильямс, «Гобболино — ведьмин кот» — кота (вернее, ещё котёнка) Гоббелино бросила его хозяйка-ведьма, и его ждут большие приключения.
- Фрауке Шойнеманн, серия «Приключения кота-детектива» — необычный пример: кот Уинстон поменялся телом с 12-летней девочкой, и теперь ему предстоит научиться вести себя как человек.
- Джессика Цимерман, Серьял Мотье, «Дневник взбалмошной собаки» — именно то, что написано на упаковке.
- Фредерик Пуйе, Сюзи Жуффа, цикл «Дневник дебильного кота» — приключения котёнка Эдгара, которого приютила одна семья.
- Бернар Вербер, «Её величество кошка» — научная фантастика, Кошка в шоке от этих безумных двуногих — и решает действовать.
- Кэтрин Эпплгейт, «Айван — единственный и неповторимый» — Айван горилла.
- Сосэки Нацумэ, «Ваш покорный слуга кот». В этом сатирическом романе рассказчик-кот выступает как способ взглянуть на японское общество как бы извне.
- Павел Мисько, «Приключения Бульбобов» — рассказчиком в этой книге белорусского автора выступает щенок Булька.
- Терри Прэтчетт, «Как стать счастливым котом» — пособие для котов, как выбирать хозяина или укрощать собак.
- Франтишек Непил, «Я, пёс Барик» — рассказчиком в книге чешского автора выступает, собственно, пёс и его друзья-животные.
- Акиф Пиринчи, цикл кошачьих детективных историй «Felidae» (1989), «Фрэнсис» (1993), «Сave Canem» (1999), «Дуэль» (2002), «Salve Roma!» (2004) и «Бесстыдство» (2007). Главный герой — кот Фрэнсис, вынужденный расследовать серию зверских во всех смыслах убийств других кошек. Люди в сюжете играют третьестепенную роль, а все по-настоящему важные действующие лица, с позиций которых и подается сюжет — кошки.
- Гарри Килворт, «Лунный зверь» — повествование ведётся от лица (или морды?) обычной лисицы.
- Дин Кунц, «Dragon Tears» — в нескольких небольших главах POV-персонажем выступает пёс Вуфер.
Кино[править]
- «Сказка о потерянном времени» (1964) — пёс Дружок рассказывает историю, приключившуюся с его хозяином Петей Зубовым. «Вы не удивляйтесь: это я не говорю, а только думаю. Собаки ведь говорить не умеют».
- «Водоворот» (2000) — повествование ведётся от лица умирающей рыбы, которую заживо разделывает рыботорговец.
Телесериалы[править]
- «Участок» — бладхаунд по кличке Цезарь, был баловнем судьбы и любимцем одного не очень хорошего человека. После того как его посадили, стал верным другом того кто это сделал, честного мента Кравцова. Не смотря на то что с новым хозяином он совсем недавно — очень за него переживает и старается помогать ему делать его работу. Старается, но лентяй, но добрейшее создание. Пересказывает события прошедшего дня в своих мысленных посланиях жене хозяина, надеясь что та скоро к нему приедет.
Мультфильмы[править]
- «Алёша Попович и Тугарин Змей» — в конце выясняется, что рассказчиком был осёл Моисей.
- «Иван Царевич и Серый волк» — собственно говоря, Волк. Часто и со вкусом ломает четвертую стену.
- «Спирит: Душа прерий» — конь Спирит. Причём весь рассказ является своего рода мыслями героя, а сам он, как и остальные животные, не разговаривает.
- «Лунтик» — в каждой серии опенинг переходит в сюжет через слова рассказчика Пескаря Ивановича: «А вот что было дальше, мы с вами сейчас и узнаем…»
- А подходит ли? Перед нами Звериный сеттинг (где местная живность развита почти как люди, а самих людей нет), да и за вычетом интро (в котором скорее принцип А что, пусть будет!) нет никаких намёков на его роль в мультсериале как рассказчика. Голос тот же, но это запросто может быть следствием экономии на актёрах которой в сериале хватает.
- «Мы с Шерлоком Холмсом» — повествование ведётся от лица (точнее, от морды) старого пса Тома, который служил напарником у Шерлока Холмса до его знакомства с доктором Ватсоном. Причём, Том рассказывает эту историю не столько зрителям, сколько своим многочисленным внучатам.
- «Доктор Айболит» Д. Черкасского — приключения доброго доктора и его друзей обрамлены в истории, которые повествует зрителям попугай Карудо.
- «101 далматинец» — рассказчиком выступает пес Понго, вплоть до начала поиска щенков активно обращающийся к зрителям в роли закадрового голоса.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- «Волчица и пряности» — несколько глав оригинального ранобэ написаны от лица Энека, верного пса Норы Арент.
Видеоигры[править]
- Escape from Delirium — в конце выясняется, что всю историю главного героя одна рыба рассказывает другой.