Безразличие природы

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Nature Is Not Nice. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.

»
— Николай Заболоцкий

Разновидность Все оттенки серого и Зелёная басня. Дикие животные опасны, они едят друг друга или убивают по другим причинам (бывает, и собственных детей), да и сама природа бывает весьма жестока — естественный отбор, катаклизмы и так далее. Называть природу плохой, тем не менее, неправильно — она живёт по своим законам и даёт жить другим, а дикие животные просто следуют своему инстинкту выживания, при этом не причиняя никому вреда специально. Частая тема писателей-натуралистов.

Аверсию обычно отыгрывает легендарный зверь, который если и не умён, как человек, то действует с однозначно человеческой мотивацией.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Маугли» — есть жестокие персонажи, но они прежде всего животные и выживают так, как могут (даже тигр-людоед потому и людоед, что он хромой и ему, кроме человека, никого не поймать).
  • Джек Лондон:
    • «Белое безмолвие» — мучительный путь людей и собак почти без еды, по лютому морозу через снега Аляски. Но никто не виноват — просто таковы суровые северные условия.
    • «Белый Клык»: «Ешь, или съедят тебя».
    • «Тропой ложных солнц».
  • Эрнест Сетон-Томпсон, «Рассказы о животных» — возможно? кодификатор. По словам самого автора, «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей».
  • Джин М. Ауэл, «Дети Земли» — природа нередко сурова к людям позднего плейстоцена.
  • Г. Адамов, «Тайна двух океанов». Диалог мальчика-стажёра (впервые в жизни увидевшего охотящуюся актинию) и учёного-натуралиста. «Какая красивая злючка…» — «Не злая, мальчик, и не добрая. Просто следует своему инстинкту».
  • Крайтон, «Парк юрского периода» — герои сполна познали это на собственных шкурах.
  • Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — Птицы и белки помогают котам и не испытают негативных чувств потому что те на них охотятся — такими сотворила их природа. Фритти заключил временное перемирие с белками и думает о том, что ему стоит заключить перемирие с птицами и мышами, чтобы умереть с голоду.
  • Ялмар Тесен:
    • «Возвращение» — кот главной героини Анны по имени Пятница убил много животных во время своего путешествия по Африке. Но он хищник, мясо — это его пища.
    • «Опасное соседство»: чёрный леопард-людоед охотится на людей не оттого, что он злодей — просто он выживает так, как может.
  • Том Годвин, «Неумолимое уравнение» — используется для деконструкции тогдашнего НФ-мэйнстрима (всемогутная наука, в два счёта решающая любую проблему). Вот вам проблема и вот вам решение, в высшей степени научное: выкинуть девушку в шлюз, избавившись тем самым от перегруза. А мораль с этикой в уравнения небесной механики и баллистики космических аппаратов не входят.
    • Практика показала, что не в высшей степени: даже сам Годвин видел несколько (!) способов таки спасти девушку, а на каноничной концовке настоял издатель.
    • Дыра в сюжете — о присутствии пассажира пилот почему-то узнаёт по датчику температуры, плюс к тому речь идёт только о вопросе запаса топлива на торможение — но почему-то никто не заметил разницы масс при разгоне. Ладно, допустим, что КЭП разгонялся не своими движками, а катапультой на звездолёте. Но следом идёт вторая нестыковка: маленькие корабли заявлены серийными, сверхлёгкими и сверхкомпактными — логично, что у баков будет фиксированный объём. И какой тогда смысл каждый раз высчитывать до микрограмма запас топлива, если большой звездолёт летает на другом топливе, а это идёт только на мелкие посадочные? Почему не заправлять под завязку сразу при постройке? Почему вообще не отказаться от жидкого в пользу твёрдого, когда двигатели на последнем на порядки проще конструктивно? Ладно-ладно, у простых твердотопливных (не распространяется на гибридные, где твёрдый только один из компонентов) не пошаманить с управлением тягой, но тогда у корабля оказывается огромный потенциал для манёвров, который можно творчески эксплуатировать. Ну и наконец вопрос того, а зачем вообще делать такие корабли пилотируемыми, если пилот зачастую будет весить больше полезной нагрузки? Про аэроторможение и гравитационные манёвры (да, ими можно не только набирать скорость, но и сбрасывать) при таких дырах можно уже не заикаться. Ладно, невозможность аэроторможения можно списать на отсутствие плотной атмосферы, а гравитационные манёвры — ну можно считать, что они как бы и подразумевались под торможением, хотя по тексту о них ни слова и даже скорее наоборот — есть намёки на торможение постоянной тягой. А так, если у вас хорошо с матанализом, можете сами посчитать, сколько дельты-ви можно сбросить, комбинируя управляемый бегучим такелажем солнечный парус с эллиптической орбитой вокруг целевой планеты — да, парус тоже можно использовать для манёвров, а относительную скорость так можно сбросить практически до нуля, после чего даже аэроторможение не потребуется, не считая последнего участка пути на малых высотах, где из-за рельефа шаманить с эксцентриситетом своей орбиты уже становится опасно — впрочем при отсутствии атмосферы всё равно тормозить придётся альтернативным способом — например надувными подушками и перекатыванием по поверхности: если включить смекалку на этапе проектирования корабликов, способов сэкономить топливо можно насобирать столько, что все намёки на правдоподобность из рассказа улетучатся мигом. В общем вместо фантастической слезогонки получилась нечаянная басня о том, что даже в далёком космическом будущем человек от головотяпства не застрахован, причём на всех уровнях, начиная с составления ТЗ на космические корабли и заканчивая субординацией при выполнении ответственных заданий.

Кино[править]

  • «Чёрный плавник» — Тиликум и другие косатки убивали людей от отчаяния и разочарования. Для них сидеть в дельфинариуме всё равно что человеку провести 25 лет в ванной.
  • Полнометражка «Собака Баскервилей» с Дж. Бреттом: в полном соответствии с каноном Стэплтон (Дж. Фолкнер) тонет в болоте, один, без надежды до кого-нибудь докричаться. Просто шагнул не туда в непроглядном тумане. Просто Гримпенская трясина и вправду гиблое место.

Аниме и манга[править]

  • Хаяо Миядзаки любит этот троп.
    • «Навсикая из долины Ветров» — гигантские жуки Омы, олицетворяющие силу природы и они не злодеи. Это в аниме, в манге Омы, да и вообще все живые существа сеттинга (включая людей) созданы древней цивилизацией и следуют программе очищения планеты от грязи.
    • «Принцесса Мононокэ»: Сан, её семья волков и все другие звери и духи — не злодеи. Даже кабаны.
    • «Унесённые призраками» — духи и, в частности, дух реки.

Видеоигры[править]

  • Baldur's Gate 2 — Следующие персонажи неоднозначные и могут быть беспощадными: друид и любовный интерес игрока Джахейра. Также Сернд и следопыт Валигар.
  • Firewatch — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу, и эта тема затрагивается много раз.
  • E.V.O.: Search for Eden — подсвечено медузой в самом начале игры. Ничего личного, просто в живой природе или жрёшь ты или жрут тебя.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — таким пытается оправдываться дух под Шепчущим холмом, если найти там трупы женщин и детей и уличить его. Фиговое оправдание, учитывая, что сам дух разумен и вообще в прошлом не то человек, не то эльфка, если внутриигровая книга о Той-Что-Знает не врёт. Хотя для поехавшей друидки, которой дух, согласно этой книге, был при жизни, рассуждение вполне характерное.
  • Heroes of Might and Magic IV — жизненное кредо некроманта Голдота Полумёртвого — это безразличие Вселенной ко всему происходящему. Учитывая то, что в начале собственной кампании он уже несколько лет живёт в лесу как дикий зверь, питаясь тем, что поймает — неудивительно.
  • RimWorld — как бы не главная задача, особенно на ранней стадии, это не помереть с голодухи (особенно в биомах наподобие пустыни или тундры) и не замёрзнуть зимой (в тех биомах, где она есть).

Интернет-проекты[править]

  • Путешествие в неоцен описывает гипотетическую биосферу через 25 миллионов лет после нашей эры (и исчезновения человека как биологического вида), так что этот троп демонстрируется в полный рост. А в главе «Закат династии» даётся подсветка: «Ареал этих хищников в скором времени оказался разделённым на изолированные популяции, а процветающий в новых условиях вид миссопехо теснил их, буквально удушая популяции атшехаске одну за другой и обрекая разрозненные кланы вида на деградацию и неизбежное вымирание. При этом численность дичи всё равно остаётся примерно одинаковой, просто меняется верховный хищник экосистемы».