Волк позорный

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Типичный финал
И еще один
«

Ты — не хан! Ты — волк!

»
— батыр и акын Махамбет Утемисов про Жангир-хана

Это что тут такое серое, лохматое и грозно щёлкает зубами? Злой и страшный серый волк? Может, он и хотел бы таким прослыть, да только его же любой зайчонок обдурит! Ну ладно, зайчонка он, может, ещё и напугает, но более серьёзному оппоненту сольёт гарантированно и удерёт, поджав хвост, под злорадный хохот публики.

Знакомьтесь — Волк позорный, недоразумение среди благородных и грозных серых хищников. Водится преимущественно в детских сеттингах, поскольку в более серьёзном и жёстком мире не выживет. Подрабатывает комическим злодеем, просто тупицей или вовсе балаганом.

Тропнеймер — популярное российское оскорбление, пришедшее из жаргона уголовников и означающее «подлец», «асоциал», «садист» или «беспредельщик». Хотя сабж статьи на том же жаргоне называется «волк тряпочный», то есть тот, кто безжалостного «волка» из себя только строит, а на деле ничего из себя не представляет.

Братья по духу — Косолапое недоразумение и Свинтус. Нередко в сказках волк, медведь и кабан действуют вместе, и вместе же попадают впросак.

Возможен «добрый» вариант тропа, когда позором волчьего племени персонажа считают в основном сами волки за нетипичную доброту и миролюбие.

Зачастую, если в сюжете несколько хищников-недотёп, то больше всех пострадает именно волк (например, в одной из версий сказки про кота и лису медведь с дерева упал на стог сена, в котором спрятался волк).

Во многом троп родился в виде эталонного На тебе! в адрес попортивших честным крестьянам немало крови и нервов серых хищников, которые невольно внушали людям страх и уважение, и с этим необходимо было что-то делать. А кто может быть менее страшен и симпатичен, чем злобный и патологически жадный конченый идиот? Успехом такого подхода служит тот факт, что этот стереотип о волках так полюбился честному народу, что никуда не делся, даже когда численность серых разбойников во многих местах была сокращена под ноль, и угроза исчезла.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Регулярное амплуа волка в русских и европейских сказках (и в среднеазиатских тоже) — злодей-недотёпа или просто недотёпа, особенно если в сюжете присутствует лиса, которая его и дурит как хочет. Чего стоит сказка, где лиса подговорила волка ловить рыбу в проруби хвостом.
    • А в одной узбекской сказке лиса, которой хотелось избавиться от волка, подговорила его расписаться на копыте кобылы (чтобы впредь все видели, что эту кобылу имеет право жрать только этот конкретный волк). Результат: так и не поевши, волк умирает (череп его проломлен тем самым копытом), а перед смертью меланхолично бормочет: «На копыте расписался, с головою распрощался…».
      • В русском изводе того же сюжета волка надурила уже сама кобыла: предложила снять с неё подковы, чтобы не застревали в зубах. Конец в точности таков же.
    • Волчицы в сказках часто выглядят не лучше. В собрании братьев Гримм есть сказка «Лис и госпожа-кума/Лиса и кума», в которой волчица позвала рыжего пройдоху в крестные новорожденному волчонку, надеясь, что он научит серых своим хитростям. Лис от души попировал на крестинах, а потом позвал куму пойти с ним за курами на хутор, где отправил ее прямиком в ловушку, а сам налопался курятины, пока крестьяне лупили незадачливую разбойницу. А потом прикинулся едва живым от побоев, и волчица на своей спине отвезла его в лес (да-да, бродячий сюжет «Битый небитого везёт»), где он напоследок над ней посмеялся и был таков.
  • В большинстве современных произведений, в которых встречаются и оборотни, и вампиры, последние, едва ли не всегда, будут эталонами крутости, которую с радостью продемонстрируют на первых.
  • Во многих низкопробных музыкальных поделках, как по мотивам детских сказок, так и авторских, которых полно на том же Youtube, авторы нередко вставляют позорного волка даже в те истории, где его и в помине не было, или где он по сюжету и не особо-то нужен, либо чтобы заменить оригинального злодея, по их мнению непонятного современному зрителю, или чтобы просто сразу же после появления в кадре быть крепко побитым, чтобы зрителю было над кем посмеяться, если главные герои истории закончили не очень хорошо.
  • Нечестивое животное в зороастризме, продукт искажения Ариманом священного животного собаки (у зороастрийцев с этим просто, кто полезен — тот и священное животное, кто вреден — тот нет. Ну а для скотоводов…)

Фольклор[править]

  • Волк из анекдота, который безропотно согласился быть съеденным Драконом. А вот заяц не согласился. Выяснилось, что Дракон был на свой лад мудр и проверял своих подданных: кто из них склонен к слепой рабской покорности, а кто нет.
  • Семеро козлят бьют волка. «Волки! Волки позорные! — Молчи, козёл
    • Обыграно в советском мультфильме «Как лиса волка судила»: «Ну что, козёл, попался?» — «Что же вы, волки, делаете?».
  • Волк, лиса и свинья упали в яму. Свинья, поняла, что ей несдобровать, и говорит: «Разрешите напоследок спеть?». Волк говорит: «Ну, давай, потешь нас». Свинья каааак завизжит! Прибежали люди, свинью вытащили, а волка с лисой пристрелили. Лежат, подыхают, волк думает: «Дурак ты, серый! Жратва была! Баба была! Нет, *ть, культурной программы ему захотелось!».
  • Анекдот о том, как в лесу построили туалет и провели туда радио — именно волк стал жертвой этого коварного «заведения». «А потом радио запело: „Встаньте, дети, встаньте в круг“, ну я и встал».
    • В сборнике Юрия Никулина, как ни странно, жертвой песни стал заяц.
  • Анекдот о том, как Лев сначала велел Зайцу, Лисе и Волку принести свой любимый цветок, а потом приказал сесть на него (а в более суровом варианте — сделать кое-что другое). Для Зайца, принёсшего ромашку, всё прошло легко и безболезненно, а вот Лиса, севшая на розу с шипами, начала одновременно смеяться и плакать. «Плачу, потому что больно, а смеюсь, потому что Волк кактус несёт».

Театр[править]

  • С. Маршак:
    • «Двенадцать месяцев» — волк появляется на сцене дважды, и оба раза выставляется на посмешище мудрым вороном, демонстрируя редкостные тупость и трусость. Служит для разрядки смехом.
    • «Теремок» — вся троица хищников выставлена злодеями-недотёпами, но особенно отличился Волк, которого Медведь чуть не задавил насмерть при попытке выломать ворота, пока Лиса раздавала команды.
      • Причём полное впечатление, что это хитрый план Лисы и она таким образом (не подавая вида) выводила Волка из списка кандидатов на долю с добычи. Без Медведя ей не победить, а без Волка — запросто (если будет Медведь). «Ну-ка, Мишенька, спиною повернись, ну-ка, Мишенька, на Волка навались…» (хотя надо бы наоборот). В результате полузадушенный Волк предсказуемо психанул и, вместо того чтобы тут же покалечить Лису за коварство, просто свалил. Рыжая, небось, втихую торжествует: получилось! Теперь попируем (только вдвоём)!.. А вот попировать не удалось: Медведь — косолапое недоразумение, а в теремке очень боевые зверюшки. Они и всем троим выдали бы 220, если бы даже Волк остался — а уж двоим-то…
    • «Сказка про козла» — домашний козел лихо надрал задницы аж семерым волкам.
  • Евгений Шварц, «Красная Шапочка» — волк довольно жалок и труслив.
  • Илюхов В. В. — «Волк и Лиса, и Новогодние Чудеса» — Волк, хотя и пытается изъясняться умными словами, редкостный болван.

Литература[править]

  • Корней Иванович Чуковский, «Тараканище» (1921) — в принципе, здесь все звери, за исключением Воробья, Кенгуру и, быть может, раков, выведены жалкими трусами. Но волки, которые «от испуга скушали друг друга», выделяются даже на общем безблагодатном фоне.
  • «Роман о Лисе» — волк Изенгрим, зигзагом: сам по себе он грозный и страшный, но Рейнеке-лис считает его за лоха и легко обводит вокруг пальца, так что в итоге получается волк позорный.
    • А в «Рейнеке-лисе» появляется и остальное волчье семейство, показывающее себя еще более жалкими, чем его глава. С задних лап жены Изенгрима сняли шкуру на сапожки Рейнеке, а потом она еще и по наущенью лиса ловила рыбу в проруби на свой хвост с закономерным результатом.
    • В более современных адаптациях часто Изенгрим превращается в совсем уж позорище, а его жена в туповатую мегеру со скалкой.
  • Э. Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена» — барону пару раз довелось «пообщаться» с зубастыми хищниками. Причём в рассказе «Волк наизнанку» окончилось всё для волчка довольно плачевно. В другом рассказе волк случайно впрягся в сани барона вместо съеденного им же, волком, коня, а Карл с помощью кнута легко убедил зубастого довезти себя до города. Впрочем, тут не столько волки некрутые, сколько барон такой крутой, что уже смешно.
  • «Сказки дядюшки Римуса» — братец Волк. Из всех отрицательных персонажей — самый тупой и никчёмный.
  • С. Михалков, «Просчитался» — сказка о вежливом Слоне и тупом Волке, который не видел разницы между трусостью и хорошим воспитанием, и когда Слон из вежливости возместил Волку нанесённый его дому ущерб, решил, что теперь великан будет во всем подчиняться ему. Слон в ответ сровнял жилище серого идиота с землей.
  • Ю. Коваль, «Полынные сказки». Волк Евстифейка — гигантский, чуть ли не хтонический монстр, любящий глотать людей заживо… но глуп и легковерен. Потому его и сумели победить.
  • Б. Априлов, «Приключения лисёнка Лиско», четвёртый том, новелла «Красная Шапочка». Карикатурный Волк, пришедший по душу Красной Шапочки и её бабушки, но нарвавшийся вместо этого на Лиско и его компанию — несомненно сабж. Он глуп, легковерен, труслив, лукав, самодоволен, упёрт. И зол/злокозненен не в варианте «яростен», а в варианте «чёрств и к тому же молодец против овец».
  • Джеральд Даррелл, «Говорящий свёрток» — оборотни с Острова Оборотней. Тупые, как дрова, невнимательные и легковерные.
  • Стивен Кинг, Питер Страуб, «Талисман» — собственно Волк крайне самокритичен, часто обвиняет себя в соответствии сабжу, многие же из его племени сабжу соответствуют, служа главному злодею.
  • А. Каралийчев, «Храбрый заяц и волчица» — волчица и ее волчата, которых запугивал храбрый заяц Янко Лесной. Волчица его, правда, чуть-чуть не слопала, но хитрый заяц заманил ее в ловушку между двумя деревьями и отлупил дубинкой. Правда, ведет себя Янко как типичный булли.
  • В. В. Капнинский, «Ценная бандероль» — грубый и туповатый Волк, несмотря на все попытки Вороны научить его вежливости, так ничего и не усвоил, за что получил от оскорбленного его поведением Медведя крепкого пинка.
  • Н. М. Грибачев, «Лесные истории» — волк Бакула.
  • Эдуард Успенский, «Меховой интернат» — с прикрученным фитильком: Устин, Летящий в Облаках. Вообще-то он хороший, но имеет явные проблемы с правописанием.
  • А. Ремизов, «Овечий страх» (по тибетской народной сказке): волк испугался указа несуществующего царя, якобы требовавшего себе сотую волчью шкуру. А напугал его зайчишка с красной обёрткой от чая.
  • Иван Кошкин, «Амурские звери» — Волк, хотя персонаж и положительный, выведен в виде штатного клоуна и мальчика для битья, да и интеллектом не блещет.
  • С. Я. Маршак, «Волк и Лиса» — попытавшись украсть на рынке свинины волк лишился хвоста и шерсти на правом боку, а потом еще так и не сумел скрыть свою неудачу от лисы и был осмеян.
  • Леонид Андреев, «Храбрый волк» — в самом начале сказки городовой лишает волка хвоста за злостное хулиганство, после чего волку приходится вытерпеть немало насмешек и унижений как от горожан, так и от собственной семьи, мучаясь то с пришитым вместо хвоста утюгом, которым он даже успевает прижечь собственный зад, то с целым комодом, а когда в конце ему пришили вместо хвоста зонт, то его и вовсе унесло ветром неизвестно куда.
  • Виталий Бианки, «Лесной Колобок — Колючий Бок» — лесной еж успешно закосплеил Колобка и в самом буквальном смысле наколол Волка, который сдуру хлопнул по нему лапой попав как раз по выставленным колючкам.
  • Антония Таубе, «Сказки волшебного леса» — волк Викентий и его сын Вова. Викентий в сюжете постоянно выступает мальчиком для битья и разрядкой смехом, часто страдая на пустом месте и вечно не имея возможности поквитаться с обидчиками.
  • Святослав Сахарнов, «Как краб кита из беды выручил» — зигзаг: волчья стая имела все шансы сожрать случайно выбросившегося на берег кита, но хитрый краб сумел воспользоваться тем, что волки, как напрочь сухопутные звери, не имели ни малейшего понятия о приливах и отливах, и убедил их, что если дождаться, пока луна поднимется в зенит, китятина станет особенно вкусной. В итоге дождались волки именно что прилива, и киту удалось уйти в море, на прощание как следует обдав волков волной.
  • Семен Каратов, «Каменный исполин» — первобытные люди от души посмеялись, наблюдая, как бродившего около водопоя в поисках поживы одинокого волка сперва погоняли вдоль берега лошади, к которым присоединились еще и бизоны, а в итоге ему задал трепку и выкинул в реку огромный мамонт.

Кино[править]

  • «Про Красную Шапочку» — Худой и Толстый волки.
    • Худой вроде бы далеко не позорный. Но во всём, что он затевает, его регулярно постигает фэйл (а представлялся крутым и бывалым!). В финале у обоих хватило ума не маяться больше дурью и просто отпустить Красную Шапочку.
      • Ну, не так уж во всём… С тремя здоровенными лакеями он расправился менее чем за минуту!
  • «Джентльмены удачи» — детсадовец, изо всех сил пытающийся убедить зрителя, что «я зйой и стйясный сейий вок, я в паасятах знаю ток! Рррь!», невольно показывает именно такого персонажа.
    • Вообще это довольно мило. Но да, не страшно.
  • Советско-румынско-французский детский мюзикл «Мама» (1976) — молодой волк Марко (С. Крамаров), племянник главного волка, Дяди Серого (М. Боярский).
«

Дядя Серый (уже не в первый раз): Козлят мы есть не будем. Мы их поймаем, засунем в мешок, а потом потребуем с козы выкуп: миллион монет. ТЕПЕРЬ понял? Марко (уже не в первый раз): Нет. Дядя Серый (замахиваясь): Уу… Марко (поспешно): Понял!

»
— Диалог (как минимум) из русской версии фильма
  • Главный тоже после купания в проруби сдулся.
  • «Кровь и шоколад» — чтобы существенно проредить стаю оборотней, хватило всего одного вольного художника с серебряным столовым ножом! Тупящая весь фильм главная героиня тоже прекрасный пример тропа.
  • «Оборотень» — главная героиня заражает парня ликантропией во время секса, после чего он, как и она, начинает медленно превращаться в монстра, но чудовищно тупеет, покрывается прыщами и самое главное злодейство, на которое его хватило, — неуклюже попытаться напасть на маленького ребёнка. Безуспешно.
  • «Чук и Гек. Большое приключение» (2022) — по замыслу создателей волки в фильме явно злые и страшные, но поскольку это новогодняя сказка, то отпугнуть их можно всего лишь подсвеченным карманным фонариком пионерским галстуком, причем средь бела дня! Хотя напасть на медведя-шатуна, заглянувшего на огонек в буквальном смысле, им смелости все же хватило. Чтобы он как следует их отлупил и прогнал с позором.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

Во многих странах[править]

  • Экранизации сказок про глупого волка и хитрую лису.

Отечественная (и братских стран) анимация[править]

  • «Ну, погоди!» же! Волк ну очень старается быть злым и страшным, но получается именно троп. Хотя и весьма симпатичный.
    • С другой стороны, он специалист широкого профиля (на одних руках влезть по верёвке на высоту N-дцатого этажа, управлять самой разной техникой от комбайна до гоночного болида, невероятно быстро, но аккуратно сложить кирпичную стену, собрал автомобиль из подручного хлама, в последних выпусках (точнее, 17-й) и вовсе живет в крутой квартире и т. д.). Это породило эпическую копипасту о том, что звание у этого Волка — не ниже капитана ГРУ. Словом Божиим опровергается: по канону Волк — обычный гопник, алкаш и мелкий воришка, не служивший нигде, кроме стройбата, всего лишь артистичный и с некоторыми особыми способностями, «просыпающимися под адреналин», пародия на троп «Суперзлодей». И драться не умеет абсолютно — моментально сливается даже начинающим борцухам.
    • Эпизод с Волком-суперкаменщиком в 10-м выпуске — оммаж гайдаевскому «Напарнику».
  • «Мешок яблок» и его продолжение «Дед Мороз и серый волк» (пополам с злой и страшный серый волк). Волк похож на карикатурного уголовника: он тупой, алчный, грубый и… сентиментальный.
  • «Самый маленький гном» — волк там большой, серый, злой, юморной и даже философствующий, но не очень удачливый. Впрочем, позже он стал добрым, хотя для этого его сперва потребовалось спасти от серенького козлика серого козла.
  • «Бим, Бам, Бом и Волк» — зигзаг: здешний волк хоть и хитёр и коварен, но до злого и страшного не дотягивает.
  • «Серый Волк энд Красная Шапочка» — зигзаг: волк по приговору суда был лишён зубов и превратился в натуральный сабж, но уж когда снова их заполучил… Хотя в финале всё равно потерял и упозорился ещё больше (лопнул).
  • «Заколдованное слово» — чтобы проучить неуча и хулигана Волка, Сова дала ему лист бумаги с надписью, которую он не сумел прочитать, потому что не умел. В лесу его, однако, побаивались, потому что никто из тех, кому он показал записку, прочитать ее не рискнул, а смеяться посмел только у Волка за спиной. Пришлось серому самому научиться читать, чтобы узнать, что он всему лесу показывал записку «Самый глупый зверь в лесу — это волк».
  • «Капитошка» — редкий позитивный вариант. Волк здесь просто по жизни добрый, что, конечно, по волчьим меркам сущее позорище.
  • «Чьи в лесу шишки?» — попытавшийся прихватизировать все, что есть в лесу, жадный и глупый волк в начале выглядит злым и страшным, но стоило зверятам объединить усилия, и они надавали ему по щам да по прочему без особого труда.
  • «Глупый волк» — именно то, что написано на упаковке. Может сойти за одноногую собачку.
  • «Теремок» (по мотивам пьесы С. Я. Маршака — сперва Волк, с подачи Лисы замаскировавшийся под петуха, при попытке убедить жителей теремка открыть ворота, на вопрос «А что ты умеешь?» сдуру выдал «Ловить мышат! Давить лягушат! ежей душить! петухов потрошить!..», после чего ему, закономерно, предложили убираться подальше. А, когда они с Лисой подговорили помочь им Медведя, и вся троица неудачников, вооружившись бревном-тараном, рванула выламывать ворота, то Волк, поддерживавший передний конец бревна, ухитрился вылететь вперед, и его, закономерно, припечатало к воротам, после чего он, напоследок слабо огрызнувшись на подельников, дал деру. Лиса, как и в пьесе, этим была определенно довольна, но в экранизации медведь оказался даже большим косолапым недоразумением, и хвоста она лишилась по его вине.
  • «Заяц, который любил давать советы» — воспитанный по рекомендациям заглавного героя волк, да и его мамаша, раз стала прислушиваться к советам зайца в воспитании волчонка.
  • «Волки и овцы» (Грузия-фильм) — волки ломают из себя грозных и суровых военных, завоевателей вроде нацистов; а в дойлистском отношении они карикатура на нацистов и есть. И на самом деле они — троп. В финале им, потерпевшим полный крах, приходится учиться есть траву, чтобы не помереть от голода, и с тоски они даже начинают блеять.
  • «Волки и овцы: Бееееезумное превращение» — волков, которые не были бы позорными хотя бы в каком-то смысле, в мультфильме просто нет.
  • Позднесоветский «Как лиса волка судила» (осовремененный вариант народной сказки). Хотел кого-нибудь в деревне съесть, был пойман тремя козлами-каратистами (или какой стиль единоборств они предпочитают?), получил от них, и удирал от сельчан на танке.

Зарубежная анимация[править]

  • «Зверополис» — охрана тайной лаборатории на дамбе. Не то чтобы эти волки совсем уж позорные (одичавшего ягуара, например, упаковали вполне грамотно), но эта их привычка выть на луну
  • «Меч в камне» — ледащий волк, пытающийся схарчить Артура в Мерлиновом лесу, сначала как человека, потом как бельчонка. Фэйлит оба раза.
  • «Нико: Путь к звездам» — из всей волчьей стаи по-настоящему опасным является только вожак Темный Волк, все же остальные, кроме Алибабаевича, нашедшего себе к концу мультфильма счастье с пуделихой, именно сабж. Особенно вегетарианец, рассуждающий о том, что надо есть мох, потому что олени всего лишь посредники между мхом и волками.
  • В мультфильмах Чака Джонса — неоднократно:
    • Койот Уайл, которому не судьба поймать дорожного бегунка (кукушку-подорожника), как бы он ни старался.
    • Родич предыдущего, тощий волк-полукровка Ральф, которому точно так же не судьба умыкнуть хоть одну овечку из стада, охраняемого псом-овчаром Сэмом.
  • Диснеевский цикл мультфильмов про трех поросят — если в первом мультфильме Волк и в самом деле злой и страшный, то в продолжениях он, а заодно и трое его волчат, с каждым разом выставляются все позорней.
  • Волки в мультфильмах Тэкса Эйвери именно таковы. Причем Big Bad Wolf он же «Уолли Вульф» или «МакВульф» — ловелас и самоуверенный мерзавчик. А вот Волк, появлявшийся в «Billy Boy» и позже — стереотипный южанин-недотёпа со смешным акцентом и пофигизмом в режиме «педаль в пол» (в Billy Boy — ещё и с эхолалией, намекающей, что он потомок множества инцестов).
  • «Как волк не съел поросенка» — поросенок хорошо воспитан, каждое утро делает зарядку и никогда не капризничает за столом, поэтому ему нечего бояться волка. Серый с ним не согласен, но в своих попытках схватить его только зря выбивается из сил, пока поросенок дергает его за хвост. А решив съесть поросенка вместе с бабушкой, для чего напросившись в гости, оказался насильно вымыт с мылом и усажен за стол, а на его хвост повязали розовый бантик.

Мультсериалы[править]

  • «Волшебник Изумрудного города» (советский кукольный мультсериал) — работающий на Бастинду Волк не желает пропускать Элли и компанию и удерживает ворота, навалившись всем телом. Беда в отсутствии ограды по сторонам от ворот. В общем, герои его тупо обошли.
  • «Маша и Медведь» — два брата-фельдшера, совместно живущие друг с другом, ребята вредные и раздолбаистые, но в целом неплохие. Плохишами выступили ровно один раз, в серии с похищением Маши, и сами не обрадовались тому, что вышло. Судя по вечным попыткам прокормиться одной мухой на двоих или ещё какой гадостью, охотники из них никакие.
    • В серии «Позвони мне, позвони» одинокий волк упорно гонялся за зайцем, а потом и за Машей. Почти догнал, но тут Мишка досмотрел футбольный матч и показал «грозному хищнику» его место.
      • Кстати, именно этому волку Мишка заглядывал в пасть в самой первой серии, проверяя, не съел ли он Машу. Волк, видимо, был «уже учёный» и означенную проверочку перетерпел безропотно.
  • «Страна троллей» — злодей-недотёпа, который вечно мечтает кого-нибудь съесть и постоянно попадает впросак. Другие волки тут злые и страшные, их боятся даже большие тролли, но этот и в своей стае на побегушках.
  • Monster High — конечно, Клодин Вулф и все ее семейство (оборотни) чаще выступают в амплуа благородных волков, но, поскольку в мультсериале обыгрываются штампы подростковых комедий про школьников, время от времени они оказываются и сабжем.
  • Preston Pig — мистер Волк.
  • «Лис Микита» — волк Несытый. Хронический неудачник. И его дура-жена, проудившая хвост и искупавшаяся в колодце. Почему столько совпадений с «Романом о Лисе»?.. Потому что мульт снят по версии «Рейнеке-Лиса», переведённой ещё при Российской империи известным украинским поэтом Иваном Франко.
  • «Симсала Гримм» — в серии «Волк и семеро козлят» именно такими предстает все волчье семейство, кроме сына-вегетарианца, которого можно записать в сабж во втором варианте. Особенно показательно первое появление Волка, в ходе которого он позорно слил одному из главных героев, а стоило появиться Козе, попытался удрать, но все равно получил рогами под зад, о чем потом ныл еще долго.
    • Еще один серый дурак появился в серии «Красная шапочка». За этого волка и вовсе думала жившая на нем блоха. В конце серии она, прежде чем погибнуть в петушином клюве, успела подсветить, насколько бестолковый достался ей волк.
    • А в серии «Три поросёнка» волк оказывается позорным сразу в обоих смыслах: он трусливый терпила-вегетарианец. Но и все свиное семейство — редкостные свинтусы.
  • «Сказочный патруль» — волколаки. Подручные вожака были комичными злодеями-недотепами с самого начала, а вот сам он начинал как вполне себе злой и страшный, но всего через несколько серий начисто сдулся, забыл про даруемые его магическим посохом суперспособности и превратился в такое же позорище, как и они. Да и графика в мультсериале такая, что выглядят волколаки смешней некуда, но опять же именно подручные, вожака нарисовали более-менее прилично.
  • Вьетнамский мультфильм «Заяц и волк» — как нетрудно догадаться, беспросветно тупой и невезучий волк, да и его стервозная женушка-волчица.
  • «Чудеса на виражах» — летчик-испытатель Ас Лондон, соперник Балу еще по летной школе. Поначалу пытается строить из себя сразу и благородного, и страшного серого волка, но по ходу единственной серии со своим участием отчебучивает такое, включая стрельбу по гражданским, что даже странно, что его всего лишь выгнали из профессии, превратив в жалкого пилота грузовой авиации, а не отправили под трибунал. В конце он самым жалким образом оплакивает свою участь.
  • «Гаргульи» (1994) — стабильно получающий по морде наёмник Волк, не сумевший прийти к успеху, даже став мутантом-человековолком.

Комиксы[править]

  • «Астерикс: Золотой серп» (это второй выпуск, верный пёсик Идефикс ещё не приблудился) — стая волков, конечно, отощала так, что скорее напоминает стаю ходячих вешалок. Но всё равно эти хищники, учитывая их количество, погубили бы любого ОБЫЧНОГО путника: оставили бы от него только обглоданные косточки… Да вот не на тех напали (буквально). Путников было двое, и один — невеличка Астерикс — быстренько хлебнул волшебного Зелья Силы, а второй — толстяк здоровяк Обеликс — этим зельем попросту с детства насквозь пропитан. В результате путники эту стаю банально отколотили — волкам ни коротышку, ни гиганта даже куснуть ни разу не удалось (зелье, кроме суперсилы, даёт ещё и суперскорость). Астерикс — волчьему вожаку, пнув его под хвост: «Плохой пёс! Ну-ка фу! Пшёл! Место!». Обеликс, заушая и легко расшвыривая волков, которые попытались было броситься на него все разом: «Гнусные твари! ГНУСНЫЕ ТВАРИ! Вас даже кушать нельзя!!». Стая разбежалась — а частично расползлась. Но волкам ничего не грозило, кроме голодной смерти: на каждое существо, которое избивает пользователь этого зелья, накладывается временная магическая малоуязвимость… Всего лишь очень чувствительны и субъективно страшны удары.
    • В «Астериксе и Клеопатре» (именно комиксовой версии) пустынный волк, может, и нормальный. Собой крупен. Может, обычного противника он и разорвал бы — да вот решил сожрать крохотного Идефикса. А пёсель-то как раз вылакал маленькую лужицу Зелья Силы, вытекшую из перевёрнутого котла… В общем, удирал волчара — позорнее некуда.
  • Marvel Comics — Ночной Оборотень — попытка скрестить классический ужас с супергероикой. Получился на редкость никчемный персонаж, который сам толком никогда никого не побеждал, а только чудом спасался благодаря прибытию кавалерии в лице какого-нибудь полноценного супергероя. В итоге серия была закрыта на сорок шестом выпуске, когда издатели поняли, что если из вампира можно сделать как крутого злодея, так и крутого антигероя, то оборотни годны только на роль злодеев для битья и рядовых противников подобным персонажам.

Веб-комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Arashi no yoru ni — Габу считается таковым в своей стае из-за случая трусости в детстве, а после того, как другие волки узнали об его дружбе с козлёнком, всё только усугубилось. Однако субверсия: Габу всё же осмелился встать против всей стаи и вступить в битву со своим вожаком, чтобы защитить друга, а также смог выжить в лавине, когда вся остальная стая погибла.
  • Popee the Performer — Кедамоно, местный мальчик для битья. С прикрученным фитильком, так как на фоне остальных персонажей он выглядит более-менее адекватным (хотя ради куриной ножки может и предать).
  • Maple Town Monogatari — Гретель. Просто Гретель. Злой… но тупой.
  • «Сказки братьев Гримм» — серия «Волк и Лис»: волк. В этой адаптации выставлен даже более тупым и позорным, чем в оригинале. Охотясь на зайцев, не мог отличить одного от другого, а потом удивлялся, почему заяц никак не устанет, хотя он гонит его уже достаточно долго, в итоге падал от усталости под дружный смех зайцев. Забравшись в загон с коровами и попавшись фермеру, больше оглядывался на него, чем куда бежит, и влетел мордой в столб на потеху коровам. Решив, что ему нужен ученик, предложил стать им в том числе и медведю, за что был бит. Послушался лиса и пошёл ловить рыбу хвостом, в результате остался без хвоста. Когда лис принёс ему яичницу, а ему показалось мало, пошёл за добавкой сам и получил порцию колотушек на год вперёд, став посмешищем для всего леса, а когда лис ему прямо сказал, какой он дурак и что получил по заслугам, то даже не сумел понять, почему так. А в конце, с трудом пробравшись через узкий лаз в погреб, налопался так, что застрял, пытаясь сбежать. Вроде бы там ему и пришёл конец. Хотя этот же волк появлялся и в серии «Королёк и медведь», в которой тоже успел показать себя идиотом, наевшись незнакомых грибов только потому, что они были вкусные, а потом из-за них смеялся по любому поводу и даже без. Хотя в той серии ещё более тупым внезапно оказался медведь.
    • В серии «Красная шапочка» волк оказывается настоящим магнитом для неприятностей, буквально шагу неспособным ступить, чтобы не шлепнуться задом в колючие кусты или получить по голове им же брошенным камнем.
    • Еще один позорный волк появился в серии «Старый Султан» где его выставили даже большим посмешищем чем в исходной сказке. Но и заглавный пес в ней смотрится еще большей сволочью. (Хотя и по средневековым европейским, и по средневековым японским понятиям этот самый Султан — представитель типажа «верный вассал», пример для подражания.)

Видеоигры[править]

(link)

Этот ежик думает, что он — Соник?!
  • Bendy and the ink machine — таким, судя по короткометражкам, в мультфильмах студии «Сильвижн» выставлялся Борис.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — «хилые волки» в этой игре вместо гумб и дохнут с полпинка. Впрочем, стая нормальных волков — уже серьёзное испытание для низкоуровневых персонажей.
  • Серия Star Fox — Вольф О’Доннел, антагонист Фокса Макклауда. Изначально был личным врагом Фокса, неизменно терпевшим от него одно позорное поражение за другим, плюс сказались особенности сеттинга, в котором от врагов такого рода требовалась комичность и недотепистость, но таки приглянулся игрокам и стал для лиса едва ли не закадычным врагом и достойным противником.
  • Kingdoms of Amalur: Reckoning — побочный квест на расколдовывание волка, превращенного в человека. Сложно сказать, каким он был волком в своем нормально облике, но в человеческом стал сущим позорищем — другие волки его едва не загрызли, люди принимали за слабоумного и либо насмехались, либо избивали, а для полного счастья он еще и оголодал, поскольку как охотиться в новом теле не имел ни малейшего представления.
  • Heroes of Might and Magic IV — обыкновенные волки тут присутствуют как первоуровневый юнит Природы… и являются одними из худших в игре. Вроде бы живучи, и атакуют дважды, и инициатива неплохая, но волчары медленно бегают, защита низкая (так что для прикрытия стрелков не годится), и от вражеских ударов отлетают только так. Один на один он крут для своей весовой категории, но где вы видели первоуровневых юнитов в «героях», которые не ходят толпами? Вдобавок волки ещё и довольно дорогие и с невысоким приростом, так что терять их вдвойне обидно. Нет, какие-нибудь пираты или бесы ещё хуже, но на старте для фракции Природы куда больше проку от фей.
    • Heroes of Might and Magic VI — герцогство Волка. В ходе вражды с герцогством Грифона Волки понесли огромные потери, а в конечном итоге во главе герцогства и вовсе оказалась вдова из рода Грифона.
  • The Elder Scrolls — волки являются одними из слабейших противников в каждой игре серии, где появляются. Вервольфов, впрочем, данное правило не затрагивает, они довольно опасны на любом уровне, но всё равно уступают, например, медведям-оборотням, тянущих на статус полноценных скальных наездников.
  • Реклама мобильного платформера «Beast Lord: The New Land» — волки нередко появляются в рекламных роликах в амплуа злодеев для битья, которым радостно надирают задницы львы и тигры, но в пол педаль утапливает реклама с ежиком, который в одиночку раскидал целую волчью стаю.
  • «Iron Snout» — один маленький, но боевитый поросёнок, не сходя с места, делит на ноль десятки, а то и сотни волков, нескончаемым потоком набегающих на него с двух сторон.

Реальная жизнь[править]

Кстати, насчёт хаски…
  • Из волка вывели собак. Если точнее, собака Canis lupus familiaris — это просто искусственно сформированный подвид волка Canis lupus. Конечно, овчарки или гончие — зверушки крутые, но ведь и забавная карманная чихуахуа, получается, тоже своего рода волк. Волки и собаки скрещиваются так же свободно и беспроблемно, как представители ОДНОГО вида. Вот вы когда-нибудь видели, как сенбернар скрещивается с чихуахуа?. Это нет, хотя, поговаривают, в одном американском питомнике есть гибрид питбуля и таксы (выглядит как питбуль с короткими лапками).
    • Случай из реальной жизни, из практики одного ветеринара: хозяева обоих псов зазевались, недоглядели, и огромный дог «огулял» крохотную левретку. Да ещё и беременность заметили ну очень нескоро. И пришлось делать собачке кесарево сечение, пока этакий плод просто не разорвал её изнутри.
    • Хаски — аборигенная порода (то есть не выведена специально, а сформировалась в естественных условиях, напрямую от волков), которая при суровом волчьем облике, как правило, отличается довольно дурашливым характером. Но для мелкой живности опасна. Субверсия, однако: свои функции (как ездовые собаки) очень хорошо выполняет (а однажды спасли город Ном от эпидемии, что отражено в мультфильме Балто).
    • Есть альтернативная версия происхождения чихуахуа, говорящая, что у неё отдельная родословная, возможно, не идущая даже от волков.
  • Шакал — волк для бедных, мелкий и слабый хищник. Питается в основном мелкой дичью (вроде грызунов и птиц), личинками насекомых, падалью и растительной пищей (!), при проживании рядом с человеком переходит на диету из отбросов. При этом шакалы необычайно хитры, умны и осторожны.
  • Адольф Гитлер — «Адольф» в переводе значит благородный волк. В карикатурах предстаёт сабжем в чистом виде.
  • Многие неформальные личности, особенно юноши, любят отождествлять себя с волками. Разумеется, одинокими. Увы, волк-одиночка в природе — неудачник: или ещё не успевший обзавестись своей стаей, или за что-то из неё выгнанный (после чего он, скорее всего, не жилец), либо уже древний, по волчьим меркам, старик, доживающий последние дни. Ну, чем не сабж?
    • А ещё в волчьих стаях бывают омеги, которых третируют все остальные члены стаи.
  • Охота у волков заканчивается успехом лишь в 10 % случаев. Впрочем, другие хищники редко более успешны.
  • Чеченский пистолет-пулемет «Борз» (с чеченского — «волк»), сделанный на базе армянского К6-92 и производившийся полукустарным способом. Отличался простотой и дешевизной производства, не самыми плохими стрелковыми характеристиками, но из-за низкого качества материалов и условий производства большинство экземпляров при использовании очень быстро необратимо лишались хоть сколько-нибудь приемлемых боевых качеств, а потому «Борзы» в основном использовались как одноразовое оружие киллера или диверсанта, от которого не жалко избавиться.

Примечания[править]