Умён, как человек

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
С виду это обычное домашнее животное. Но для животного очень умное. Это как минимум. А то даже и разумом наделённое. Это как максимум.
« Поставил на плиту макароны, а на кухне лень сидеть и ждать, пока они закипят. Сам пошел в комнату смотреть телевизор, а коту сказал: «Следи за макаронами. Закипят — позовешь». Так эта морда пришла ко мне через 10 минут, помяукала. Я пошел на кухню, а макароны кипят. Теперь я его боюсь! »
— А нечего было просить!
Maya cat.jpg

В произведении есть домашнее животное. Какое угодно. Однако ведёт оно себя несколько не так, как полагается среднестатистическому представителю его вида: понимает хозяина с полуслова или даже вовсе без слов, проделывает вещи, до которых не додумалась бы обычная собака/кошка/лошадь/крыса, первой видит угрозу там, где её не видит никто, и так далее. Причём о магии в данном случае чаще всего речь вовсе не идёт. Просто это животное:

  • либо просто от природы такое умное,
  • либо благодаря длительному общению с хозяином подняло свой уровень на недосягаемую высоту.

Троп — только о тех случаях, когда животное либо значительно умнее прочих особей своего вида, но всё-таки остаётся «в животных рамках», либо, бери выше, вообще выломилось с животного уровня и обрело разум (вариант: допустим, даже изначально им обладало). Важно: в обоих случаях это канон, это однозначный, подтверждённый фабулярный факт.

А если автор намеренно темнит и/или прикалывается, и с этой целью играет с читателем/зрителем/игроком в «То ли правда, то ли нет, то ли разум, то ли хрен, а может, просто совпадение, [а может, человеку вообще померещилось; а может, ненадёжный рассказчик пудрит кому-то мозги насчёт способностей этого существа]» — это несколько другой троп: А вдруг эта тварь не без разума?

Примеры[править]

Разума нет, но существо однозначно умнее, чем ему подобные[править]

Фольклор 1[править]

  • Длинный анекдот:

Завела как то жена дома кота. Но мужу он быстро надоел: мыши дома как были, так и остались, а сам кот то мебель раздерёт когтями, то еду со стола стырит, а то и в обувь нагадит, ну, как полагается. И вот он решил как то, незаметно для жены, отнести его подальше, да и оставить там. Пришёл после работы, кота под мышку, и пошёл. Вышел за город, оставил котяру, и вернулся домой. Смотрит, а кот уже на его любимом диване лежит… Ну ладно, думает, сам напросился. На следующей день кинул кота в сумку, и повёз его на машине. Вывез из города, проехал ещё по дальше, и отпустил далеко в поле. Вернулся, значит, домой. Утром на работу выходит, глядь, а кот на крыльце лежит, жмуриться… Ну, мужика это задело за живое. Дождался он своего выходного, снова взял кота, кинул в багажник, и поехал. Долго ехал… Через лес, поля и реки, несколько деревень позади оставил. Доехал до дальнего дремучего леса, с дикими зверями, да и кинул его там. Возвращается, значит, домой, но по пути понял, что конкретно заблудился… До утра дорогу искал, ничего похожего не нашёл. Звонит жене: — Жена, кот дома? — Дома. Где же ему быть ещё?? Вон, молоко лакает. — Дай этой сволочи трубку!: я заблудился!!!😡😡😡

  • Сюжет напоминает отсылку к миллеровской песне The Cat Came Back и к её отечественному перепеву (где в конце всё закончилось гораздо хуже).

Литература 1[править]

Отечественная 1[править]
  • Нелетучий Мыш, питомец Волкодава. Ладно, что может чуять всякое, но убедить двух летучих сородичей отнести его, повисшего на палке, в строго определённое место — явно выходит за рамки «просто смышлёного животного».
  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“» — Лель. «Сапиенс. Все понимает на трёх европейских языках». «Алек любит рассказывать, что этот удивительный пес незадолго до смерти научился читать». «Белый с жёлтыми пятнами, могучее животное ростом с телёнка». Раньше принадлежал тому самому альпинисту.
Зарубежная 1[править]
  • Джером К. Джером, «Как мы писали роман» — встречаются главы, описывающие кошек и собак именно в таком ключе. Джером великолепен всегда.
    • И не только — вспомните хотя бы Монморанси!
  • Томас Брецина, «Пенни и её друзья» — бернская овчарка Робин, бывший пёс-каскадёр, а ныне просто верный друг дочери ветеринара, спасающей домашних и диких животных. Неоднократно выручал хозяйку.
  • Чезар Петреску, «Фрам — белый медведь». О цирковом медведе с зачатками разума, отпущенном в родную Арктику и в итоге вернувшемся к людям. Для выживания он использовал навыки борьбы, акробатики и строительства.
  • Стивен Кинг:
    • «Зелёная миля» — любимец всего блока мышонок Мистер Джинглс, который однажды смог перехитрить трех взрослых мужчин.
    • «Тёмная Башня» — тут именно сам вид, ушастики-путаники, наделены повышенным интеллектом. Но Ыш, питомец Джейка из ка-тета Роланда, выделяется даже среди остальных.
  • Дин Кунц — часто фигурируют умные собаки.
    • Watchers — золотистый ретривер, результат военного эксперимента, чей интеллект не сильно уступает человеческому. Его щенки унаследовали папин интеллект, так что герои думают, что со временем все собаки на Земле станут такими же умными. Его оппонент — чудище Аутсайдер тоже отличается умом и сообразительностью (особенно в случае охоты на ненавистных человеков), как минимум не уступая в интеллекте собаке, а, возможно, и превосходя последнюю. В конце концов создатели ретривера были вынуждены запихивать развитый мозг в относительно небольшой собачий череп, а вот перед группой, ответственной за создание Аутсайдера, такого ограничения не было, наоборот, чем умнее получился бы выведенный гибрид, тем изобретательнее и смертоноснее он действовал бы на поле боя (в принципе сработало, правда ТАКОЕ «поле боя», на котором блестяще выступил наш «герой», не могло присниться заказчикам проекта в самом кошмарном сне).
  • «Песнь Льда и Огня»:
    • Лютоволки Старков ведут себя чуть ли не магически, хотя по сеттингу они — просто животные. Непонятно, это только старковские питомцы столь умны или же весь вид. Но в любом случае, такие способности у обычного представителя фауны — достаточно неординарное явление.
    • Драконы там тоже уж слишком умненькие, хоть и не настолько, насколько лютоволки. Огнедышащие ящеры изрядно тупее и/или своенравнее, но в общем-то очевидно, что даже у них интеллект мощнее, чем у «обычных животных», да и автор в беседах пару раз намекал (но всё же не признавал прямо). Об экранизации — см. ниже в этом же подразделе «Телесериалы».

Кино 1[править]

  • «Сказка о потерянном времени» — Дружок. Много раз помогал Пете, заработал для него и себя еду и нашёл путь к волшебной избушке, где и выяснилось, как детям расколдоваться.
  • «Пираты Карибского моря» — мартышка Джек (названный так, чтобы позлить капитана Воробья). Уровень понимания Барбоссы: телепатический, хотя никакой магии за обезьянкой не держится. Ну, кроме дефективного бессмертия, конечно.
  • «Бэйб» и его прототип «Горди» — педаль в асфальт, там вообще все животные такие.

Телесериалы 1[править]

  • «Комиссар Рекс» — собственно Рекс.
  • «Возвращение Мухтара» — его копиркин, собственно Мухтар. Знакомый автора правки, служивший в ВВ, уверял, что столь умный пёс — выдумка. Но красивая, шорт побьери!
  • «Игра престолов» — в каноне подтверждён факт, что таргариенские драконы — это фамильяры, связанные с хозяевами совершенно особыми узами, похожими на магические. А вдобавок эти яркие проявления прямо в кадре!
    • Тирион, стремясь подружиться с двумя драконами, остроумно пошутил — а один из двух драконов не только приласкался к Тириону, но и… рассмеялся этой шутке?!
    • И знаменитая сцена, когда Джон, со слезами на глазах, убил неадекватку Дени (было из-за чего, и было во имя чего!) — и ждал, что её любимый (и последний) дракон Дрогон сожжёт его, Джона… И расстроенный Джон, кажется, даже не собирался этому противиться — в частности и не думал убегать… А дракон — хоть и впал в тоску и ярость — взял да сжёг не Джона, а Железный Трон (ну, вернее, расплавил). Типа, это не ты на самом деле убил мою хозяйку и «маму», хоть и была она убита твоей рукой… поэтому тебя я не трону… — на самом деле, мол, «игры престолов» эти растреклятые её прикончили!!!

Мультфильмы 1[править]

  • «Дорога на Эльдорадо» — конь Альтиво отлично знает, что такое ключи.

Комиксы 1[править]

  • «Приключения Тинтина»: слишком уж рационально порой ведёт себя дымчатый кот — постоянный эпизодический персонаж поздних томов (у него есть и камео в спилберговском полнометражном мультфильме «Приключения Тинтина: Тайна „Единорога“»). Но с этим котом всё обстоит вполне себе «в животных рамках».

Видеоигры 1[править]

Однозначно разумное существо, хоть и с животным телом[править]

Фольклор 2[править]

  • Анекдот: потрясающий номер дрессировщика в цирке — крокодил играет на пианино, а бегемот под аккомпанемент поёт романсы. Бешеный успех. Однажды директор цирка доверительно говорит дрессировщику:
    — Ведь не может такого быть на самом деле, верно? Ну скажите мне, это останется между нами, в чём секрет вашего номера?
    — Вы правы, — отвечает дрессировщик, — конечно, такого не может быть. На самом деле бегемот только открывает рот, а крокодил и поёт, и играет, он чревовещатель.
  • Заходит кошка в кафе, заказывает себе кофе со сливками и пирожное. Официант оторопело стоит с открытым ртом, потом восхищённо спрашивает:
    — Вы — кошка? Говорящая кошка?! Невероятно…
    — Да, я кошка, вы принесёте мой заказ или нет?
    — Погодите минутку… Скажите, вам не нужна работа? Просто мой дядя — директор цирка, и он с удовольствием на любых условиях принял бы вас…
    — Цирк, говорите? — кошка мечтательно зажмурилась, — Это там, где акробаты, жонглёры, леденцы на палочке, сладкая вата? Звучит заманчиво. Но только зачем им программист?
  • В другом анекдоте программист был как раз нужен, а собеседоваться пришла собака. С написанием письма и программы справилась идеально, а вот на вопрос о знании иностранного языка… мяукнула.

Литература 2[править]

Отечественная 2[править]
  • Поэт Аронов подробно показывает размышления домашнего котёнка чуть ли не в духе тропа «Мы для них животные!».
«

Они владеют таинством двери, Колдовством пищи, искусством игры. Но мы все равно не особенно верим, Когда они с нами нежны и добры.

Он счастлив, когда он приходит вечером И видит, что меня не украл никто. И прижимает меня, и шепчет, Когда я спрыгну к нему на пальто.

Но если я соскочу с подоконника, И убегу, и меня убьют, Он себе подберет другого котёнка, Чтобы опять создавал уют.

»
— Александр Аронов[1]
Зарубежная 2[править]
  • Готфрид Келлер, «Сказка про котика Шпигеля». В оригинале называется просто «Spiegel, das Kätzchen» (Шпигель, [тот самый] котик). Автор не относит эту историю к сказкам, и, действительно, это, скорее, фантастическая новелла, которую в наше время отнесли бы к жанру фэнтези, так как там действуют еще колдун и ведьма.
  • «Хроники Нарнии» — говорящий мыш Рипичип даже играет в шахматы: «Он был отличный игрок, и если не забывал, во что играет, обычно выигрывал. Но иногда он забывал и делал какой-нибудь невероятный ход, например, безбоязненно подставлял своего коня под удар ферзя и ладьи. В такие минуты, увлеченный игрой, он думал о настоящих сражениях, армиях и конях. Он бредил подвигами, поединками не на жизнь, а на смерть, славными победами».
    • Справедливости ради, говорящие животные там почти все такие.
  • Джим Батчер:
    • «Досье Дрездена» — пёс Дрездена Мыш. Умнее многих людей, является помесью нормальной собаки и собаковидного охранного духа.
    • Цикл Cinder Spires — коты здесь выглядят как земные, но разумны, имеют свою цивилизацию и язык, понимают человеческую речь и имеют какие-то старинные договорённости с человечеством. При этом большинство людей считает котов просто очень умными животными, вроде земных дельфинов; лишь считанные единицы знают язык котов, а уж чтобы человек говорил на нём — дело и вовсе почти неслыханное.
  • Спайдер Робинсон, серия Callahan’s Crosstime Saloon: пёс Ральф фон Вау Вау. Его гортань хирургически перестроил некий полубезумный учёный, чтобы получить говорящую собаку. К удивлению учёного, оказалось, что Ральф — собака-мутант с интеллектом на уровне человеческого. Теперь Ральф работает радиоведущим, и завсегдатаи Салуна приняли его как своего.
  • Лилиан Джексон Браун, цикл «Кот, который…» — сиамцы Коко и Юм-Юм красивы, любят деликатесную пищу и необыкновенно умны, кажется, даже умеют читать. А вот говорить не умеют. Так что они расследуют преступления и подают знаки хозяину — журналисту Квиллеру, а он уже их интерпретирует.
  • Дин Кунц, Breathless — в результате (видимо) нового божественного акта творения в мире появляются странные существа. Они выглядят как животные и поначалу не особо демонстрируют свой разум, но на самом деле могут говорить и обладают интеллектом по крайней мере на уровне человеческого.
  • Саки (Г. Х. Манро), рассказ «Тобермори» — про очень умного и умеющего разговаривать кота.

Кино 2[править]

  • Кот Василий в «Чародеях». Он однозначный сапиенс тут, и был однозначным сапиенсом и в первоисточнике.
  • В «101 далматинце» все псы наделены особым интеллектом. И с хозяевами общаются довольно результативно, и щенков выручили. А в сиквеле появляется ещё и роскошный говорящий попугай, по уму соответствующий человеку без всяких скидок.
  • «Парень и его пёс» (A Boy and His Dog, 1974) — пёс Блад. Ещё и способен общаться телепатией, но только со свои другом человеком Виком. Вроде как пес — результат экспериментов безумных военных ученых.
  • Цикл фильмов про пса Бэнджа — заглавный герой. В одном из фильмов выяснилось, что секрет его необычного интеллекта в том, что в его теле оказался вполне человеческий разум.

Телесериалы 2[править]

  • The Littlest Hobo — канадский сериал 1963-85 гг., состоящий из несвязанных историй, единственным постоянным персонажем которых является необычайно умная бродячая овчарка.
    • В одной из серий выяснилось, что главный герой неспроста так умён — вероятно, этот пёс является неким мутантом: помимо практически человеческого интеллекта, он отличается невероятным (по меркам собак) долголетием (в данной серии его возраст оценивали примерно в 30 лет). В таком случае его ум может быть следствием колоссального жизненного опыта.

Мультфильмы 2[править]

  • «Том и Джерри» — кот Том и все остальные забавные животные в этом сеттинге (включая и мыша Джерри) — стопудово разумные, без малейших в том сомнений; и люди этот факт прекрасно осознаю́т, то есть перед нами даже почти не маскарад. Зверюхи всего лишь придуриваются: одни из них живут жизнью «домашних любимцев», другие — «домашних вредителей»… а третьи попросту встроены в человеческое общество на равных правах: устраиваются на работу и получают зарплату, или даже легально владеют капиталами и недвижимостью.

Мультсериалы 2[править]

  • «Скуби-Ду» — одноимённая собака. С прикрученным фитильком: Скуби довольно туп, но не тупее, чем его хозяин, и даже немного умеет разговаривать.
  • My Little Pony — все животные до последнего паучка! Что дикие, что домашние! Впрочем, понятие дикости поняшки стараются сделать как можно более условным, сами возвращая птиц с юга и даже уча птенцов летать.
  • «Первобытный» — один из главных персонажей, самка тираннозавра Клык. И стадо мамонтов из эпизода «Смерть во льдах».
  • Пинки и Брейн — Брейн. А Пинки туп как пень человек.
  • «Охотники на драконов» — дракончик Гектор же! Впрочем, это потому что он живёт (и разговаривает) с людьми уже более 10 лет.
    • Педаль в пол — говорящий Красный дракон из финального эпизода, не без оснований считающий себя умнее большинства людей. Именно он обучил одичавших жителей летающих островов основам речи за много веков до основных событий мультсериала.
  • W.I.T.C.H. — Мистер Хагглз, соня Мэтта. Когда Нерисса похитила Мэтта и пыталась уговорами и шантажом переманить его на свою сторону, Мистер Хагглз попытался защитить хозяина. И когда Нерисса сделала из него Рыцаря Гибели Гора, все равно по факту он подчинялся не столько ей, сколько Мэтту, которого Нерисса превратила в Шегона.
    • Для Лилиан так выглядит ее кот Наполеон. Но она не знает, что он может разговаривать и мыслить, как человек, с тех пор, как пробудилась ее сила сердца Земли, когда она мимоходом пожелала, чтобы Наполеон стал говорящим.

Комиксы 2[править]

  • «Приключения Тинтина»: тинтиновский пёс Снежок — сквозной персонаж саги. Его разумность была очевидна уже с первых кадров первого тома. И это при том, что реплики Снежка все остальные персонажи принимают за «Р-р-р» или за «Ваф-ваф»: их понимает один только Тинтин. А в ряде сцен — полное впечатление, что Снежок беседует с Тинтином аж телепатически, не издавая звуков. (Способность Тинтина к псионике в каноне очень даже прописана, и даже устами самого Тинтина — человека образованного и спецподготовленного, и ПЛЮС К ТОМУ прописана и фабулярными фактами.)
    • Некоторые малосведущие тинтинологи исходили из принципа «Не бывает!» (малоуместного в данном сюжете) — и оттого на полном серьёзе рассматривали вариант «Вумные фразочки Снежка только мерещатся шизоидному протагонисту». Но нет, внимательное изучение ВСЕХ томов подряд заставляет этот вариант начисто отмести. Снежок таки sapiens, без вариантов: вспомните, что этот диковинный пёс ДЕЛАЕТ, причём регулярно! Уж это-то никоим образом не «казалось» кому-либо — оно просто было, было в каноне. Мало того, что Снежок sapiens — он, по-видимому, ещё и приставлен кем-то к Тинтину, чтобы оного беречь, охранять. Вот только кем? Инопланетянами (они в сеттинге имеются)? Ещё какими-то загадочными мощными покровителями? Аж прямо самими Небесами (автор был верующим, и у Тинтина тоже всё время Бог и «Божья помощь» на языке)?.. Нет ответа, гадайте как знаете.

Видеоигры 2[править]

  • Dragon Age — согласно цитате из внутриигрового кодекса, собаки породы мабари «достаточно умны, чтобы уметь говорить, и достаточно мудры, чтобы помалкивать об этом». Были намеренно выведены такими тевинтерскими магистрами, оправдывают репутацию на 100 %.
    • В Инквизиции один мабари вдавил педаль в пол, став торговцем в Свистящих Пустошах.

Unsorted (пока нет точных данных)…[править]

…но казус так или иначе поразителен, даже если он, допустим, вымышленный или преувеличенный.

Те, кто читал, смотрел, видел факты сам и т. п., и у кого, в силу этого, больше сведений о сеттинге и о персонажах, чем у сортировщика — благоволите переносить примеры в другие разделы, ЕСЛИ будет такая необходимость.

Фольклор 3[править]

  • В моём подъезде жил мужик Саша. У него жила обыкновенная дворняга, которая каждую субботу выходила из подъезда, шла на остановку Гор. ДК, ждала автобус № 34 (как она узнавала его — не знаю), запрыгивала в него и ехала до поселка ГЭС. И так годами, причём одна. Я спросил у соседа, что это такое. Оказывается, его жена уезжала на дачу с пятницы, и эта собачонка ездила туда поесть, так как Саша в это время пил и не готовил ничего. И никто — ни кондуктор, ни люди пассажиры — не гнали. А в понедельник возвращалась вместе с хозяйкой! (С Баша)

Литература 3[править]

Отечественная 3[править]
  • М. Семёнова, «Волкодав» — горные собаки утавегу. Волкодав, способный с ними общаться, считает, что они — разумный народ не хуже своих хозяев. Да и вообще многие умные собаки подходят, например, Мордаш.
  • Кир Булычёв, «Разум для кота» — тут благодаря достижениям науки животному в буквальном смысле можно дать интеллект, как у человека.
  • Успенский и Лазарчук, «Посмотри в глаза чудовищ» — тибетский мастиф Гусар. Строение глаз не позволяет читать, строение пасти не позволяет говорить. Когда протагонист придумывает, как обойти эти ограничения, пёс оказывается не глупее главных героев, а здравомыслием кого-то и превосходит. Намекается, что такие собаки были выведены намеренно каким-то из тайных обществ.
Зарубежная 3[править]
  • Дик Кинг-Смит:
    • «Туз Треф». «Ты… понимаешь… всё… что… я… говорю?» Не только понимает, но ещё и научился отвечать, хотя и только на уровне «да-нет». А также включать телевизор, причем он помнит, на каком канале что идет.
    • «Гарри и попугай» — попугаи Мэдисон и Фредди.
  • Энн Маккефри, цикл «Хроники Перна» — буквально об этом в книге «Дельфины Перна». Дельфины ещё на Земле прошли генетическую процедуру «ментасит», которая позволила им общаться на человеческом языке, их потомки на Перне сохранили разум и умение говорить. Педаль в пол: у людей язык со временем исказился, но дельфины его сохранили неизменным. Люди забыли, что когда-то работали вместе с дельфинами, но те хранят неизменные знания уже больше двух тысяч лет. Помнят сигналы, подаваемые колоколами. Несут дежурства по предсказанию погоды и в особенности катастроф. Пары человек-дельфин участвуют в спасательных работах, разведке новой местности, составлении карт побережья и течений, подсказывают рыбакам направление миграций рыб… Во всём цикле файры, передающие ментальные сигналы, дрессируемые, королевы даже могут принимать решения за хозяев. Ну а разумные драконы — это уже другой троп.
  • Дэвид Вебер, Хонорверс — восприятие населением Мантикоры сфинксианских древесных котов. После того как выяснилось что они все же могут полноценно общаться с людьми (ну да — жестами а что такого?) — это уже другой троп (тот же что у Маккефри с драконами)
  • Роберт Сальваторе, цикл о Дриззте — пантера Гвенивар.

Мультфильмы 3[править]

  • «Холодное сердце» — олень Свен, верный скакун Кристофа и его «внешняя совесть».
  • «Аладдин» — обезьяна (вернее, обезьян, так как мужеска пола) Абу.

Манга и аниме 3[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — животные — обладатели стендов. При получении стенда умнеют до уровня ребёнка, а некоторые вообще почти неотличимы (а то и превосходят) людей по уровню интеллекта (Игги, Форевер и Пет Шоп).
  • One Piece: Рыцарь-цыган Дома. Прекрасно владеет шпагой, опасен также меткой стрельбой. но сам не стреляет, для этого у него есть обезьянка на плече.
    • Гигантская лягушка Ёкодзума, не раз выручавшая героев по ходу арки Water7.
    • В арке Острова Рыболюдей уже Луффи переманивает на свою сторону боевого осьминога. Тот его вполне понимает.
    • В принципе, в этой вселенной животные вообще весьма развиты. Чоппер, умеющий с ними разговаривать, подсвечивает.
    • А как забыть верблюда из арки Алабасты, который соглашался возить на спине исключительно дам?
  • Pokémon (аниме) — Многие (в большинстве человекоподобные) покемоны довольно-таки разумны. Некоторые даже разговаривать умеют или общаются через телепатию.
    • ЧСХ, Мяут команды R научился сам.
      • Мяут вообще примечателен тем, что сидит с командой R за столом как полноценный член команды, в то время как покемоны положительных героев едят из мисок как животные. И кто в этой истории злодей?

Визуальные романы 3[править]

  • Air — Потэто.

Реальная жизнь 3[править]

« Моя кошка сидит со мной, когда я программирую, и смотрит на экран. Если я делаю ошибку, код подсвечивается. Когда я не обращаю на это внимания, кошечка издаёт звуковой сигнал — «мяу». За это я даю ей вкусняшку. »
— Rohit Malshe / Quora
  • Общепризнанные интеллектуалы, которые сражаются за первое место — человекообразные обезьяны и дельфины, с их интеллектом младшего школьника.
    • К примеру, горилла Коко могла показать около 1000 слов и понять около 2000 — думаю, не у каждого цивилизованного человека есть такой словарный запас! Она даже умела сочинять новые слова («птица» + «вода» = «утка», «яблоко» + «оранжевый» = «апельсин»), ругаться («плохой грязный туалет») и шутить («я маленькая птичка»). Да, с ней с детства занимались, но и с ребёнком это нужно, иначе вырастет Маугли Амала или Камала.[2]
    • Самца бонобо Канзи научили понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами (геометрическими знаками).
    • Достижения Шимпанзе Уошо по сравнению с ними будут скромнее — 350 слов на амслене (американском языке жестов).
    • Хороший человек горилла и другие говорящие звери.
  • Чуток поглупее будут слоны, крысы, некоторые породы собак. Да, в общем-то, все собаки достаточно умны, чтобы понимать хозяев — так же, как кошки и лошади.
  • Среди птиц лидеры — некоторые попугаи и врановые. Впрочем, у них слабо развита кора головного мозга и сильно развит стриатум, так что их принципы мышления должны отличаться от человеческих. Тем не менее, правильно обученные попугаи (даже некоторые особо одарённые волнистики) способны понимать смысл слов и поддерживать осмысленный диалог (вершина — на уровне 10-летнего ребенка, со словарным запасом до 1200 слов). А воро́ны способны создавать себе орудия (например, изогнуть проволоку, чтобы достать еду) и добывать их (чтобы достать еду, нужна была длинная палочка, которую нужно было достать с помощью короткой). И да, накидать камней в емкость с водой, чтобы поднять уровень — без проблем! И новозеландский попугай кеа на это тоже способен.
    • Исследования, проведённые в 2020 в университете Оснабрюка, показали: птицы из семейства врановые уже в возрасте 4 месяцев не уступают в разуме взрослым человекообразным приматам.


Откровенные байки, условности, аллегории, пародии[править]

Se non è vero, è ben trovato (может, и неправда, но придумано хорошо).

Фольклор 4[править]

«

Сижу на днях на кухне, и заходит туда вся моя живность — кот и собака. А я что-то немного в депресняке был, ну и говорю им: — Ну вот, друзья мои, настанут трудные времена — собаку съедим, а тебя, кот, повременим есть, ибо, если что, мышей ловить будешь, и себя, и меня прокормишь. Надо отметить, что живем мы на первом этаже, и кот на улицу ходит, когда захочет. Так вот, на следующее утро (в 6.30) кот демонстративно припёр на кухню мыша! Типа: — Хозяин, ты во мне не сумлевайся! История на этом не заканчивается. На следующее утро (также в 6.30) кот припер еще одного мыша и демонстративно, при мне, отдал его собаке! Типа: — Хозяин, не трожь собаку, я и её прокормлю!

»

Литература 4[править]

Отечественная 4[править]
  • Л. Н. Толстой, «Холстомер» — повесть написана от лица коня (мерина). Он рассказывает историю своей жизни другим лошадям из своего табуна. По-видимому, художественная условность на тему: «А как бы всё было, ЕСЛИ БЫ лошади были разумны?».
  • И. А. Бунин, «Сны Чанга» — все происходящее показано глазами пса Чанга.
  • Александр Беляев, «Хойти-Тойти» — заглавный герой, неимоверно умный слон. Субверсия: ему в голову пересадили мозг смертельно больного человека, выращенный до подходящих размеров.
  • М. Булгаков, «Собачье сердце». В тексте так и не объяснено, почему Шарик еще в собачьем своём виде рассуждает как разумное существо, учится читать по вывескам (и понимать смысл написанного!), знает вещи, которые мог знать человек начала XX в., но никак не пёс… Просто приём остраннения и абсурдизации в целях сатиры на общество в целом?
    • Потом Шарика превращают в человека методом приживления к его собачьему мозгу человеческого гипофиза, отчего меняется и всё тело. Пока Шарик ходит в виде человека — гражданина Шарикова, его «изначальный собачий разум» подавлен, замещён личностью уголовника Чугункина (донора гипофиза). Но потом над Шариковым совершают обратную операцию — удаляют человечий гипофиз и вообще «делают как было». И… возвращается та, прежняя «личность Шарика», со всеми её рассуждениями и памятью, причём период, когда пёс был человеком, Шарик явно не помнит от слова «совсем».
    • Ужас у холодильника: профессор утверждает, что Шарик разговаривает, но все меньше и меньше. Выходит, превращение человека в собаку осуществляется постепенно? Выходит, Шариков-Шарик медленно деградирует до собаки, как Чарли Гордон до своего прежнего уровня? Хоть он и сволочь, но таких мучений никому не пожелаешь.
      • Судя по поведению Шарика, ему это особого дискомфорта не доставляет. В конце концов, кто сказал, что у собак и людей одинаковые ценности?
      • Да и автором подсвечено, что это еще большой вопрос, когда Шариков-Шарик деградировал — когда из человека превращался в пса или когда эволюционировал в противоположном направлении.
  • Ф. Искандер, «Рассказ мула старого Хабуга», «Широколобый».
Зарубежная 4[править]
  • М. де Сервантес, «Новелла о беседе собак».
  • Д. Свифт, «Путешествия Гулливера» — инверсия: разумным видом являются лошади, а их домашними животными — одичавшие люди.
    • Аналогичная развязка в рассказе Уильяма Тенна «Нуль-потенциал». Главенствующей расой стали собаки, а отупевшие люди — это домашние животные, способные мастерски бросать мячик, за которым так весело бежать!
  • Э. Т. А. Гофман:
    • Роман «Житейские воззрения кота Мурра» — Мурр и другие животные.
    • Новелла «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (продолжение «Новеллы о беседе собак» Сервантеса).
  • Дж. Оруэлл, «Скотный двор» — педаль в асфальт.
  • Пьер Буль, «Планета обезьян»: обезьяны — хозяева планеты, высокоинтеллектуальная раса (орангутаны — чиновники, шимпанзе — интеллигенция, гориллы — рабочие и обслуживающий персонал), а люди выродились в диких зверьков, на которых устраивают облавы и над которыми проводят жестокие опыты в виварии.

Кино 4[править]

  • В принципе, любая комедия, главным героем которой является собака. Иногда доходит до идиотизма: главгерой, хозяев которого связали грабители, звонит в полицию по телефону (!) и передаёт сообщение при помощи азбуки Морзе (!!!).
  • «Лэсси» — собственно Лэсси.
  • «Мышиная охота» — мышь, которая многократно превосходит в интеллекте истребителей грызунов. Справедливости ради стоит заметить, что её главные противники те ещё олухи.
  • «Маска» — на грани пародии на троп: пёс протагониста.
  • Весь цикл фильмов K-9 («Собачья работа») посвящён именно этому.
  • «Кошки против собак», сиквел и триквел — педаль в пол: почти все кошки и собаки — тайные агенты со своими шпионскими принадлежностями, спрятанными в ошейниках и прочих предметах для питомцев, для обоих видов есть свои подземные секретные базы, где они собираются и решают вопросы и, пока люди не видят, воюют друг против друга (в третьей части помирились).

Телевидение 4[править]

  • Один из выпусков «Ералаша» — пародия на троп. Мальчик на лавочке играет в шахматы со своей собакой. Проходившая мимо девочка: «Ой, какая умная у тебя собака, мальчик!». Мальчик (презрительно): «Да какая она там „умная“, уже которую партию подряд сливает!». Собака (подвинув фигуру лапой, выгавкивает): «ШАХ!».
    • Серия явно создана под влиянием анекдотов о собаках, играющих в те или иные игры. Кто-то восхищается умом животного, а хозяин говорит: «Никакая она не умная, я у нее третью партию выигрываю», или «Когда масть ей идет, она хвостом виляет».
  • А в другом выпуске «Ералаша» мальчик долго восхищался овчаркой, которая знала команды «сидеть», «лежать», «апорт» и прочее, положенное заурядной собаке. Своего пуделя он при этом считает глупым и никчемным, хотя собачка умеет играть на синтезаторе. Всего лишь «Собачий вальс», но тем не менее.
  • Ещё один выпуск всё того же «Ералаша»: мать одевает сына для прогулки с собакой и даёт инструкции: дескать, следи, чтобы он вёл себя прилично, чтобы не гонялся за кошками, не бросался на людей, как в прошлый раз… а потом оказывается, что вся эта речь была обращена к собаке, а следить надо за сыном.

Мультфильмы 4[править]

  • «Как казаки...» — умненькие (и даже немного волшебные) лошадки всех трёх казаков.
  • «Рапунцель — запутанная история» — педаль в пол (и пародия на троп), фактически всю работу королевского следователя выполняет конь Максимус, представляя из себя ум, честь и совесть всей стражи (буквально!), а человек — так, питомец. Даже фехтовать умеет, сжимая меч (в финале — сковороду) в зубах. Паскаль, хамелеон Рапунцель, тоже не дурак.

Видеоигры 4[править]

  • Witcher III — судя по квесту «О чём говорят лошади», таковы если не все животные, то хотя бы Плотва.

Примечания[править]

  1. Автор знаменитой песни из знаменитого рязановского фильма: «Если у вас нету тёти…»
  2. Мнение лингвистов относительно Коко однозначно — она никогда не владела языком жестов на уровне человека. Амслен (язык жестов) имеет сложную грамматику, которую ни Коко, ни другие приматы понять не в состоянии. Да, Коко использовала два или даже три стандартных жеста подряд, но этого явно недостаточно, плюс при анализе записей исследователи заметили, что группы жестов осознанно или неосознанно были подсказаны исследователи и ими же истолкованы. Отсутствие у госпожи Паттерсон серьезных научных работ и сомнительные научные методы также заставляют усомниться в «феномене Коко».