Доминионы Ирта
« | — Ха! — Врэт приблизил заострённое лицо. — И кто же это изуродовал меня? Пэры! Чтобы они могли жить с удобствами в своих летающих городах, я тянул лямку мусорщика на этих самых островах. Кто меня изуродовал? Ты и такие, как ты! |
» |
— Дрив объясняет Худр'Вра, почему он отстой. |
Доминионы Ирта (Dominions of Irth) — книжный цикл автора Альфреда Анджело Аттанасио (Alfred Angelo Attanasio) в жанре фэнтези, написанный под псевдонимом Адам Ли (Adam Lee). Состоит из трех частей: «Тёмный берег» (The Dark Shore, 1996), «Пожиратель тени» (The Shadow Eater, 1998), и «Октоберленд» (Octoberland, 1998, на данный момент, по всей видимости, не имеет перевода на русский язык).
Сеттинг[править]
Устройство мироздания
« | Сказано — в цепи творения первым рождён мир Ирт. Первым вышел он из горнила огненного Начала, первым утвердился среди холода и мрака. |
» |
— Отрывок из Висельных Свитков. |
Большая часть действия происходит на Светлом берегу — скоплении миров, вращающихся вокруг Извечной Звезды — источника света, тепла и Чарма, а так же по совместительству — портала в более высокие уровни реальности. Чарм — магическая энергия, что рассеивается в атмосферах планет. С его помощью можно согреваться и исцеляться, атаковать и защищаться, предвидеть будущее и управлять эмоциями, отгонять сон и подчинять стихии. Так же он необходим для того, чтобы банально оставаться на Светлом берегу, ибо все что лишено Чарма с наступлением ночи смывается магическими ветрами в Бездну космоса, в сторону Тёмного берега, словно в сточный канал. И если бодрствующий бесчармовый человек удерживается на планете своим сознанием, словно якорем (сам разум – своего рода Чарм), то для безопасного сна необходимо привязаться к чему-нибудь, лечь под что-нибудь тяжёлое или иным способом закрепиться на поверхности, как делали люди Ирта в древние Доталисманические времена. Животные и растения поглощают и сохраняют Чарм в своём теле, однако людям и другим разумным видам (за исключением кобольдов, хранящих Чарм в своих костях) необходимо улавливать его в амулеты. Со временем искусство амулетостроения и магии развилось, что ознаменовало конец Доталисманических времен. На момент повествования амулеты и техномагия на Ирте используются активно и практически повсеместно, а сама цивилизация хоть и не сильно распространилась по планете, однако в развитии практически во всем опередила земную (побеждены старость и все болезни, парят в небесах летающие города и рассекают просторы космоса эфирные корабли, имеются напоминающие плазмометы чармострельные ружья и амулеты, способные уничтожать целые города и даже тушить звёзды Тёмного берега.) Со временем большинство жителей Светлого берега так или иначе окажутся на Тёмном, ибо после смерти душа (за исключением душ некоторых магов, что удерживаются на Светлом берегу за счёт высасывания Чарма из крови живых) смывается туда так же, как и бесчармовые тела. Там душа растворяется в растениях и минералах, теряет личность и целостность, и спустя какое-то время реинкарнирует в новом теле.
Сам Тёмный берег — это холодные, отброшенные в тень сиянием Светлого берега миры, до которых практически не доходят лучи Извечной Звезды. Жители этих миров практически лишены Чарма (лишь капли его содержатся в электричестве и полярных сияниях), подвержены болезням и старению. Среди планет Тёмного берега находится и Земля.
Вся же эта Вселенная, и Светлый, и Тёмный берег - не имеют стопроцентной степени реальности, ибо являются воплощенным при помощи магии сном Владычицы Сада — благородной дамы из расы богоподобных Безымянных, что живут внутри Извечной Звезды, на более высоком уровне реальности. Сотворенная Вселенная должна стать учебным пособием для ещё не родившегося ребенка Владычицы, должны научить его состраданию и доброте. Однако этот светлый сон отравляют тьмой полные жестокости и безумия кошмары спящего отца ребёнка, Возлюбленного Владычицы.
Сама реальность неоднородна, поделена на «слои». Эта Вселенная - лишь одна из множества, что способны творить Безымянные из своих снов. Однако известно что и сами Безымянные - сон ещё более могущественного существа, что живёт ещё глубже в Извечной Звезде, на ещё более «реальном» уровне. Существа одного уровня могут переходить на следующий, вырываясь из сна своего создателя (так Кавал планировал уйти вглубь Извечной Звезды, у Лары это получилось, а Азофель хотел со временем набрать больше света и воссиять ярче, чтобы уйти ещё глубже реальностного слоя Безымянных). Это так же работает и в другую сторону пикси спустились с уровня Безымянных во Вселенную Владычицы Сада
В узких кругах магов Ирта существует теория, согласно которой количество миров идущих вглубь Извечной Звёзды бесконечно, и жители каждого более глубокого уровня являются богами для нижестоящего.
Сюжет[править]
Тёмный берег
Сюжет первой книги повествует о том, как в Ирт, центральный из светлых миров, под именем Худр’Вра вернулся сброшенный в Тёмный берег предводитель Храбрецов — отряда мусорщиков, восставших против власти Доминионов и герцогини Мивеи. Причем вернулся Худр’Вра гораздо более сильным, чем до изгнания. И привел с собой армию змеедемонов, которые тут же начали безнаказанно уничтожать все на своем пути.
Пожиратель тени
Вторая книга рассказывает о том, как ребенок Владычицы Сада перестал шевелиться у неё в животе. Она вызывает к себе кобольда Рика Старого и даёт ему задание в короткий срок найти причину угасания жизни её ребёнка, или она разбудит его отца, который уничтожит её сон — то есть все миры. В помощь Рику она посылает одного из своих Лучезарных стражей – Азофеля, Пожирателя тени. Эта книга является кульминацией цикла.
Октоберленд
Третья книга гораздо менее эпична, чем первые две – по сути это этакий «долгий эпилог», расхлебывание последствий предыдущих книг и окончательное решение оставшихся проблем. В центре повествования три основных сюжета – это пересекающиеся сюжетные линии войны Доминионов с пробудившимися после долгого сна гоблинами, интриг главы корпорации «Шахты Бульдога» Овери Скарн по захвату власти в Новом Арвар Одоле, и почти не связанная с ними линия находящегося на Тёмном берегу тайного оккультного сообщества «Октоберленд», возглавляемого колдунов Ноксом, что жаждет обретения вечной жизни и молодости.
Персонажи[править]
Котяра — вор со звериными метками из фабричных трущоб Заксара. Был найден Бульдогом в полубессознательным состоянии в пустыне Каф. Не помнит ничего из своего прошлого, обрывки воспоминаний приходят к нему лишь во сне. На самом деле созданная магией личина Рииса, волхва с Тёмного Берега.
Бульдог — как и Котяра, вор из Заксара. Несмотря на сомнительную профессию, не лишён благородства и моральных принципов. Любит пофилософствовать, чем, как правило, вызывает у собеседников раздражение.
Джиоти — леди-воительница, маркграфиня Арвар Одола, дочь Кеона Одолского. Храбрая, яростная и волевая девушка. Обучалась рукопашному бою у своего деда, изначально из жалости к нему, считая его чудаком, однако в последствие втянулась. Её физическая подготовка и пылкий характер не единожды спасают ей с братом жизнь.
Поч — раздражающий младший брат Джиоти. В отличие от своей сестры, избалованный, трусливый и слабовольный.
Дрив — правитель Доминионов Ирта, Наместник Совета Семи и Одного, получивший этот пост после убийства Храбрецами его предшественницы и сестры, герцогини Мивеи.
Лара — ведьма, убитая на Тёмном берегу. Первая любовь Рииса.
Рик Старый — древний кобольд с Неморы, призванный Владычицей Сада определить, что не удалось в волшебстве и отчего перестал шевелиться нерождённый младенец у неё в чреве. Знание Светлых Миров, приобретённое долгой жизнью, и видение Тёмного берега у этого кобольда таково, что никто лучше него не знает магического творения владычицы.
Бройдо — эльфийский следопыт с Края Мира, как зовется Светлый Мир, ближайший к Извечной Звезде. Бройдо стал другом и спутником Рика Старого на пути его подвига.
Кавал — отставной мастер клинка Дома Одола, служитель в Братстве Мудрецов и Сестричестве Ведьм; нарушитель барьера, побывавший на Тёмном берегу. Ментор для Рииса, Джиоти и Поча.
Тиви — беспризорница с трущоб Заксара. Вечная любовь герцога Дрива.
Лебок — Генерал-рубака Гвардии Сокола.
Азофель — светоносный страж, называемый Лучезарным, поставленный старшими над ним наблюдать за Владычицей Сада. Она же поручила ему сопровождать Рика Старого в его пути по Четырём Мистическим Мирам, дабы узнать, отчего перестало трепетать дитя владычицы.
Нетте — наёмница из Дома Убийц. В первой книге занимается разведкой по поручению герцога Дрива. В третьей приставлена к Джиоти в качестве телохранителя.
Антагонисты[править]
Худр’Вра, он же Врэт — Главный Гад (подсадной), предводитель Храбрецов, предавший их гремлину Тёмного берега ради власти над змеедемонами. Полное чудовище.
Ромат — тупой приспешник Худр’Вра. Полугном, палач у Храбрецов. Единственный из Храбрецов, избежавший изгнания на Темный берег.
Ралли-Фадж — колдун Паучьих Земель. Дракон Худр’Вра, стремящийся в ГлавГады
Вороний Хлыст — взяточник, фабричный надсмотрщик в Заксаре. Помощник Ралли-Фаджа. Самоуверенный мерзавчик.
Тилия — королева ведьм Мальпаисских Гор. Злодей по должности, в конце окончательно делает поворот на шпильках.
Даппи Хоб — Главный Гад второй книги, стоящий за действиями Худр’Вра, трикстер и великолепный мерзавец. Почитатель дьявола, искусный в изготовлении амулетов, которыми улавливают дьяволов из эфиров Горнего Воздуха, чтобы они исполняли поручения среди Светлых миров и на Тёмном берегу. На самом деле он сам эфирный дьявол, когда-то вселившийся в смертного и давно сместивший разум прежнего хозяина тела.
Нокс — маг с Тёмного берега, подражатель Даппи Хоба. Ищет секрет вечной молодости. Один из главгадов третьей книги.
Н’драто — брат Нетте. Как и сестра, является наёмным убийцей. Мастер маскировки.
Овери Скарн — второй главгад третьей книги. Бывшая помощница Бульдога, после его исчезновения занявшая место главы торговой корпорации. Манипуляторша и интриганка, готовая на все ради власти.
Что здесь есть[править]
- Астральная проекция — герцог Дрив и Ралли-Фадж владеют навыком внетелесного путешествия.
- А двести двадцать не хочешь? — Джиоти выдала это преследовавшим её и Поча змеедемонам С-со и Ис-со.
- Апокалиптический маньяк — Худр’Вра.
- Армия из одного человека — Азофель продемонстрировал это на преследовавшей Рика армии гномов.
- Ай, молодца! — Бульдог не один раз пожалел, что не убил Вороньего Хлыста в Кафе, когда была возможность.
- Бафос — пафосный титул Худр’Вра обычно вызывает у окружающих такую реакцию.
« | ...Среди людей есть поверье, что был среди них преступник, сброшенный в Бездну, который вернулся и привел с собой змеедемонов, неуязвимых для Чарма. |
» |
— . |
- Был никем, стал кошмаром — Врэт был обычным мусорщиком, пока не нашёл меч Таран. После возвращения из изгнания уровень кошмарности стал еще выше.
- Боевая пара — Риис и Джиоти.
- Бесполезный огнестрел — против пришедших с Тёмного берега змеедемонов и Худр’Вра чармострельное оружие оказалось неэффективно, поскольку Чарм просто рассеивался о них. А гномы, вооруженные топорами, невзирая на потери, просто давят стрелков своей огромной численностью, что проделывали и против чармострельного, и против земного огнестрельного оружия.
- А с троллями противотроп. Они могут сколько угодно набегать на мечника, игнорируя потерю рук, ног и даже голов, но их легко разогнать при помощи чармострелов, поскольку срабатывает инверсия с прижиганием ран. Раскаленный Чарм не позволяет троллям использовать их ускоренную регенерацию.
- Бронебойный ответ — Джиоти выдала его Дриву на его попытку поддержать её и Поча дух после смерти Кеона:
« | Дрив вгляделся пристальнее в лица мальчика и молодой женщины, ища признаки страха и горя. |
» |
— Вот и поговорили! |
- Батальное порно, одновременное с батальным гуро — сдерживание Гвардией Сокола орд налетающих змеедемонов в узком ущелье при помощи выстрелов по скалам.
- Война — это кошмар — во все поля. Результаты вырезания змеедемонами солдат и мирных жителей Ирта описаны подробно. Выпотрошенные тела, вывалившиеся внутренности, отсечённые руки и ноги, оторванные головы…
- Враги сожгли родную хату: змеедемоны обрушили на землю парящий город Арвар Одол — родной город Джиоти и Поча.
- Верность до конца — Гвардия Сокола осталось верна герцогу Дриву даже в его изгнании.
- Синий Типу — единственный гном, оставшийся верным Даппи Хобу.
- Вознестись на высший уровень существования — накопивший кучу Чарма Кавал собирался взобраться на вершину Календаря Очей - самого высокого пика Ирта, и оттуда вознестись в Извечную Звезду, углубившись в неё и перейдя на иной уровень реальности. Процесс пришлось прервать, чтобы помочь Джиоти и Почу.
- Волшебные законы физики — физика Светлого Берега отличается от таковой на Темном Берегу. Лишенные Чарма жители Светлого Берега рискуют с наступлением ночи быть смытыми в Бездну потоками магического ветра, а звезды там являются живыми камнями, излучающими свет.
- В общем, он лопнул — Ралли-Фадж, переполненный Чармом.
- Голову с плеч — змеедемоны обезглавили агента безопасности Крабошляпа. Они вообще это дело любят.
- Героическое самопожертвование — два солдата из Гвардии Сокола, вызвавшие атаку змеедемонов на себя, чтобы остальные смогли спастись.
- Чтобы Дрив успел поднять меч и заколоть призрака, Котяра закрыл его собой от выстрела из чармострела. Целительные опалы помогли заживить рану, но вряд ли Котяра брал их в расчет, закрывая собой герцога.
- Азофель, см. ниже.
- Гад-кукловод — Даппи Хоб давит педаль в ядро Извечной звезды. Практически все события первых двух книг были частью его хитрого плана. Когда гномы сбрасывали его в Тёмный берег, он оставил одну из призм, чтобы через тысячелетия забрать её назад, с уже запертой внутри душой ребёнка Владычицы. Он поделился с Риисом своей силой, сделав его волхвом, благодаря чему смог через него управлять гномами, оставаясь на Тёмном берегу. Он при помощи Чарма призвал на Тёмный берег Кавала и позаботился, чтобы уходя обратно, тот не закрыл за собой портал, который будет использован для перехода Рииса. Он подговорил жителей убить Лару. Он послал гремлина со змеедемонами в Ирт. Он поддерживал в своей пешке, Худр'Вра, чувство власти. При помощи иллюзии он заманил Рика на Тёмный берег, где легче противостоять Лучезарному. Тысячелетиями он развивал цивилизацию Земли, чтобы создать огромные амулеты в разных ее частях, способные накопить Чарм вне света Извечной Звезды. Через делавшиеся для одного ключевого момента веками туннели Чарма он призвал всех своих гномов, зная что Азофель будет вынужден совершить героическое самопожертвование. И до последнего момента Даппи Хоб находился в тени, дергая за ниточки.
- Доспех неуязвимости — магический доспех Худр’Вра, выдерживающий выстрелы из чармострельного оружия и падающие сверху куски скал. Впрочем для Рииса, также пришедшего с Темного Берега, его доспех лишь иллюзия.
- Демон — эфирные дьяволы, порождения кошмаров Возлюбленного Владычицы.
- Демон в облике человека — В человеческом облике Даппи Хоб выглядит как старик (на Светлом Берегу), или как юноша с бездонными черными глазами (на Темном Берегу). В истинном облике — как огненная горгулья со змеиной головой и крыльями из красных молний.
- Жертвенный лев — маршал Лебок.
- Заочная любовь — Дрив понял, что любит Тиви, только лишь почувствовав её энергетический след на амулете, который она когда-то держала.
- Зачарованное оружие — в первой книге — меч Таран, во второй — меч Змея.
- Зловещему месту — зловещее имя — Дворец Мерзостей. Вполне оправдывает свое названия, учитывая, что там находится также оправдывающий свое название Поезд Боли — несколько кружащихся вагонов, в которых тёмной магией причиняются немыслимые страдания пленникам Худр’Вра. Единственной возможностью пленных хоть как-то уменьшить боль — прижаться лицом к стеклу вагона. Таким образом Худр’Вра может наблюдать их искажённые болью лица.
- Заключённое зло — Даппи Хоб после смерти. Ночью его дух удерживается на дне океана Чармом затонувшего континента Габагалус, а днем, когда континент поднимается над водой, ему не позволяет выйти сияние Извечной Звезды.
- Игра с огнём — Азофелю стоило взмахнуть рукой, как одержимый эфирным дьяволом Тивел оказался поглощен белым пламенем.
- Колдун и воин — Ралли-Фадж. Помимо выдающихся магических способностей, профессионально владеет кинжалом.
- Крутой фехтовальщик — вооруженный Тараном, герцог Дрив часто демонстрирует это.
- Козёл с золотым сердцем — Азофель. Просто Азофель.
- Кому-то под руку попался каменюка — Риис убил Худр’Вра брошенным камнем.
- Левитация могущества — Худр’Вра и Тилия способные парить в воздухе при помощи магии.
- Манапанк — миры Светлого Берега с эстетикой, напоминающей стимпанк и технологиями, работающими на Чарме.
- Магия иллюзий — с ее помощью Даппи Хоб устраивает ловушки. Или просто издевается.
- Магия — это плохо — огры ненавидят Чарм и все, что с ним связано.
- Метательные мечи — гномы Даппи Хоба периодически метают топоры.
- Мир-помойка — все миры Темного Берега.
« | «— На Тёмном Берегу боль — это бог, — прошептал Врэт, и его шёпот был почти неслышен на фоне гипнотизирующей музыки, заполняющей зал. — На Ирте мы её едва замечаем, потому что Чарм исцеляет все наши болезни — для тех, кто может его достать. Но на Тёмном Берегу боль — первая и самая вездесущая правда жизни» |
» |
— . |
- Моральный горизонт событий — если во время восстания Храбрецов действия Врэта неоднозначны, то после своего возвращение на Ирт и геноцида населения змеедемонами, он определенно его перешел.
- Азофель пару раз был на грани перехода, хотя с его нечеловеческой точки зрения, все нормально.
- Надмозг — секретный агент Сто Колёс из города Заксара — женщина, но А. Рогулина при переводе на русский, зачем-то дала ей имя среднего рода. Что мешало назвать агентессу «Сотня Колёс» или «Стоколёсная» — тайна, покрытая мраком.
- Нежить — Лара, преследующие Худр’Вра призраки убитых им Храбрецов, Рик Старый после попадания в него гномьей стрелы.
- Нарушить приказ — Лебок повел свою Гвардию Сокола вслед за Дривом, несмотря на прямой приказ последнего не идти за ним.
- Некромант — Нокс способен призывать духов умерших.
- Одержимость демонами — Худр’Вра получил силу полубога и возможность управлять змеедемонами благодаря сделке с гремлином, согласно которой он должен предоставить ему свое тело в качестве сосуда.
- Тивел, соплеменник Бройдо, одержимый эфирным дьяволом.
- Также одержимый эфирным дьяволом Даппи Хоб. Хотя дьявол в итоге заменил собой личность старого хозяина тела.
- Огнестрел — это страшно — гвардейцы Лебока смогли отогнать троллей от Дрива, сделав несколько выстрелов из чармострельного оружия. А Котяра откопал Тиви среди трупов, на которых пировали тролли, чармострелом удерживая их на расстоянии.
- Обречённая любовь — У Владычицы Сада и ее Возлюбленного, являющегося пленным военачальником врагов ее народа.
- Пустыня Смерти — пустыня Каф с обитающими там василисками и троллями.
- Повышение до бога — к этому должен был в итоге привести Даппи Хоба его план.
- Ручной монстр — Ралли-Фадж и Тилия могут создавать духов, выполняющих их приказы. Хотя и не способных долго просуществовать.
- Раса слуг — гномы, искусственно выведенные из червей Даппи Хобом. Даже после восстания продолжали неосознанно служить своему создателю.
- Рушится царство кощеево — созданный при помощи темной магии Дворец Мерзостей начинает рушиться после смерти Худр'Вра.
- Тёмный властелин — так называет себя Худр’Вра.
- Тиран в консервной банке — он же. Практически в чистом виде.
- Ты меня подвёл — Ралли-Фадж в ярости убивает огров, упустивших пленников.
- Телепортация — во время последнего боя Даппи Хоб мгновенно появился на поле битвы, воплотившись из ударившей в землю молнии.
- Ушёл достойно — Азофель, свершивший героическое самопожертвование. Уничтожил всех гномов вместе с собой и обрел искупление.
- Участь хуже смерти — Худр’Вра выбросил сознание Ромата из его тела в бесконечную пустоту.
- Чужеродное чудовище — таковыми являются змеедемоны для миров Светлого Берега.
- Шок и трепет — Тилия способна испепелять своих противников молниями. Азофель тоже. Даппи Хоб угрожал этим Рику Старому, если тот не выполнит его требования.
- Ща как засвечу — способность Лучезарных.
- Энергетическое оружие — чармострелы выпускают во врага прожигающие все на своем пути сгустки Чарма.
- Язвительный насмешник — Даппи Хоб весь в этом. Любит издеваться над окружающими и всячески это комментировать. Особенно часто это проделывает с Риисом.
« | К Ларе подошел квадратный гном и сорвал у нее с шеи хрустальную призму. Тут же изображение Лары задрожало, задергалось и исчезло совсем. Гном сунул призму в пращу и метнул из пещеры. Призма сверкнула звездой и упала во тьму. |
» |
— . |
- Ящеры — представители межпланетарного торгового государства, имеющие свою колонию на Габагалусе. Находятся вне иерархии остальных доминионов, и в отличие от них, на Габагалусе больший упор делается на развитие науки, нежели искусства Чарма.
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |