По праву сильного
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Might Makes Right, Appeal to Force. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | «Всё моё», — сказало злато; |
» |
— Пушкин «Золото и булат», по мотивам анонимного «LE FER ET L’OR» |
« | » | |
— LE FER ET L’OR |
Думаете «богатым можно всё»? А вот фигушки. Деньги любят законность или хотя бы её внешнее подобие, когда можно купить себе право быть чуточку равнее окружающих. Если же купить ничего нельзя, то любое богатство можно просто отобрать по праву сильного, оно же по праву меча!
Темные века, бесславные девяностые, фронтир, гражданская война… Много бывает сеттингов, где наличие дубины, биты, меча, пистолета, крепких кулаков и группы таких же отморозков позволяет взять что хочешь почти у кого хочешь. Лихие времена позволяют подняться наверх даже самым невероятным личностям. И обычно такие личности не видят в своих поступках ничего плохого, так как часто придерживаются точки зрения Торгаш — это плохо и видят самих себя некими «установителями справедливости», забирающими «своё по праву».
В более широком смысле простое изречение «Я здесь устанавливаю правила, потому что я сильнее, чем ты» может использовать персонаж любого сеттинга и практически любого уровня интеллекта. Бандит с кистенем или гений с орбитальным супероружием, суть одна. Они делают то, что делают, потому что могут.
Собственно физическая сила необязательно является для этого решающим фактором. Вместо неё может использоваться богатство, политическая власть или любой из видов травли. Впрочем, не каждый открытый носитель такой философии это признает: гопник, полагающийся на физическую силу, может считать нападение из засады или ещё какой-нибудь хитрый план нечестным.
Силу, впрочем, как и любое орудие, вполне можно использовать и во благо. Смотря, кто её обладатель. Такие идеалы как «Рыцарь в сияющих доспехах», кодекс чести воина и «Великая сила налагает великую ответственность» как раз и призваны поощрять использование силы для добрых дел. Увы, но слабые при таком раскладе всё равно оказываются на милости сильных.
Когда персонажи придерживаются этого принципа, это может вести в таких направлениях, как:
- Большой начальник
- Власть — это сила
- Историю пишут победители — исторические примеры
- Сверхспособности — это плохо
- Сила — это плохо
- Социальный дарвинист
- У меня дядя генерал
- Я богатый, мне всё можно
- Я здесь главный, мне все можно
Противоположный героический троп — «Сила в правде. У кого правда, тот и сильней». Хотя некоторые персонажи пытаются оправдывать им свои социал-дарвинистские взгляды.
Примеры[править]
« | Вы знаете сколько я слышал разных идеологий? И все они были прекрасны и убедительны. Коммунизм, толерантность, демократия, равноправие, капитализм, свободный рынок. А побеждает всегда почему-то информированность, точность прицела и вес бортового залпа. | » |
— Времена меняются, а нравы… не очень. Источник |
« | У тебя есть твоя сабля, саблей и реши! | » |
— слова короля Владислава IV сказанные Богадану Хмельницкому |
Мифология и фольклор[править]
- «Горе побеждённым» — легендарная фраза, сказанная Бренном римскому трибуну Квинту Сульпицию.
Литература[править]
- Книга анонимного автора «Might is Right» (1896, в авторстве подозревают Артура Десмонда) вся об этом. Звучная и богатая рифма из названия впоследствии неоднократно использовалась в различных произведениях.
- Д. И. Фонвизин настаивал в своей публицистике: «Сила не есть право. Само выражение „Право сильного“ выдумано в посмеяние».
- В. Скотт, «Айвенго» — Фрон де Беф наглядно и жёстко показывает всю правоту этого тропа несчастному Исааку из Йорка.
- Р. Киплинг:
« | Золото — хозяйке, серебро — слуге, |
» |
— «Хладное железо» |
- По мнению автора правки, субверсия на грани инверсии — ибо заканчивается стихотворение так: «Железный гвоздь Распятия властвует над всем», то есть идеология/религия выше права силы. Однако… если вдуматься — идеология/религия срабатывает только тогда, когда может привлечь на свою сторону достаточно обладателей самой обыкновенной грубой силы (даже если они становятся реальным фактором не ранее, чем соберутся в объединённую одной идеей или хотя бы одной символикой толпу).
- Часто приписываемое Киплингу четверостишье «Максим».
« |
На все вопросы ваши, такой дадим ответ: |
Whatever happens, we have got |
» | |
—
Хилэр Беллок,«Современный путешественник» 1898 год
|
- Конан. Да тот самый. Занимается этим чуть реже, чем всегда.
- Загадка Вариса из «Игры престолов» отгадывается именно так:
« | В одной комнате сидят три больших человека: король, священник и богач. Между ними стоит наемник, человек низкого происхождения и невеликого ума. И каждый из больших людей приказывает ему убить двух других. «Убей их, — говорит король, — ибо я твой законный правитель». «Убей их, — говорит священник, — ибо я приказываю тебе это от имени богов». «Убей их, — говорит богач, — и все это золото будет твоим». Скажите же — кто из них останется жив, а кто умрет? | » |
— Варис |
- И как же?
- Очень просто: умрут все. А наемник станет как минимум богачом.
- Если думать не только о пользе, но и об опасности, которую сулит смерть этих троих, короля разумнее не убивать.
- С учетом нравов среднестатистического короля, наемник после выполнения его приказа проживет очень недолго.
- Если думать не только о пользе, но и об опасности, которую сулит смерть этих троих, короля разумнее не убивать.
- Очень просто: умрут все. А наемник станет как минимум богачом.
- Собственно Роберт Баратеон стал королем именно таким макаром — в ходе феодальной войнушки вырезал всех дееспособных Таргериенов под корень. Остальное — результат договоренностей Джона Аррена и остальных грандлордов.
- И как же?
- «Фантастическая сага». Фиговыми же психологами оказались главные герои: попытались «купить» раннесредневекового викинга большим количеством виски. Разумеется, викинг это самое виски тут же отобрал у учёного силой — и удивлённо спросил: «Зачем работать за это славное пойло, если его можно и так взять?».
- Вейская Империя — Киссур Белый Кречет живет по этому принципу: деньги нужны только для того, чтобы просадить их на пирах, в кости или раздавать бедным. Закончились — можно еще награбить. Правда, с тех пор, как он стал государственным деятелем и женился на Идари, он перешел на более цивилизованный образ жизни.
- «Хроники Сиалы» Пехова. Легенда о мягком золоте целиком об этом.
« | Тогда улыбнулся солдат-человек, |
» |
— Автор стихов — Вячеслав Доронин |
- С другой стороны, в реалиях Сиалы, это что-то среднее между неудачной басней и садистским выбором. Набежать на эльфов у людей — руки коротки. Зато местные орки видят и людей и эльфов исключительно как удобрение для их любимых растений.
- Михаил Ланцов любит этот троп. Большинство из его попаданцев творят что хотят именно в силу своей крутизны как в личной схватке, так и играх в престолы. В результате большая часть недоброжелателей отправляется на тот свет, а меньшая — успевает примкнуть к сильнейшему.
- В «Красном Блицкриге Попаданца» педаль пробивается в пол. Будучи без сознания от ранения ГГ (в теле маршала Тухачевского) видит себя на поле боя, полном тел убитых и натыкается там на Одина. В ответ на заявления, что ГГ всегда хотел как правильнее, Один указывает ему на лежащий меч и сообщает, что это — единственное мерило. Победишь — сам назначишь, что правильно, а что нет.
- А. Сапковский, «Предел возможного» — король Недамир, после того как его попытка побить маллеорских дворян их же оружием («Вот они и раскопали где-то старое и пылью покрытое предсказание, будто митра и рука девушки положены тому, кто победит дракона») провалилась: «Трон Маллеоры и без того мой, потому что у меня в Каингорне триста латников и полторы тысячи пеших против их тысячи зазнавшихся щитников. А признать меня они и без того признают. Я до тех пор буду вешать, сносить головы и волочить по улицам лошадьми, пока меня не признают».
Кино[править]
- Чешский стимпанк-фильм «Тайна острова Бэк-Кап»: проговаривается вслух в диалоге ГГ и ГЗ:
« | — По какому праву вы меня здесь держите? |
» |
— Тайна острова Бэк-Кап |
- Сергей Эйзенштейн, «Иван Грозный» — сцена венчания Ивана IV на царство:
« | — Московский князь не имеет права на царский чин. |
» |
— Иностранные послы |
Телесериалы[править]
- «Игра престолов» (2011)
- Грейджои «платят железом, а не золотом» (то есть отнимают силой то, что могут отнять), и им плевать на «золото Ланнистеров».
- То же самое можно сказать и о дотракийцах. Эти вообще никогда и ни с кем не торгуют, только грабят. Хотя когда им преподносят «подарки»-контрибуции за то, чтобы они не грабили город — принимают и уходят.
- Есть версия, что тут всё не так просто, что это больше пиар, чем буквальная реальная практика… Но покупками и продажами, как таковыми, дотракийцы действительно не занимаются никогда. Сделки они регулярно заключают (жить-то надо), но этот бартер всегда называется «обмен дарами».
- Локк, служащий Болтонам, настолько не любит, когда его пытаются подкупить, что отрубил за это Джейме Ланнистеру руку. Ну, или подал дело так, будто «именно за это». А в остальном козёл и отморозок. Двойной профит: 1) руку можно послать Тайвину Ланнистеру, потребовать выкуп за Джейме и дать понять, что если лорд Тайвин не заплатит, присланы будут и другие части тела; 2) правша Джейме, по расчётам Локка и его хозяина Русе Болтона, с таким увечьем уже не мечник.
- В книге-первоисточнике точно так же — и из тех же соображений — поступил бандит-отморозок-наёмник Варго «Козёл» Хоут, за которого в сериале сработал Локк (в книге либо отсутствующий, либо подразумевающийся в хозяйстве Болтонов, но не показанный и не названный). А подкупить книжный Джейме пытался не самого Варго (зная, что тот уже куплен, да и не будучи уверен в его рассудительности), а его заместителя по прозвищу «Верный Утсивок» — но тот действительно не продаётся, это у него дело принципа.
- «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Да-да, весь сериал об этом.
Мультфильмы[править]
- «Как грибы с Горохом воевали». Агрессивный царь Горох наглядно демонстрирует троп простоватому купцу Дубовику. Зачем принимать от Дубовика «отступного» и после этого отступаться (что в планы Гороха отнюдь не входит), когда можно просто взять всё силой, в том числе и эти деньги?
Видеоигры[править]
- Бродячий сюжет многих RPG. ГГ после долгого квеста получает и замок, и земли, и благородную невесту. А если очень повезет и корону в придачу. При этом окружающие не шибко возражают — все отлично помнят, чем кончились все прошлые попытки возмущаться.
- Jackie Chan Stuntmaster. Финальный диалог Джеки с главгадом. Джеки: «Почему вы всё это [в смысле — все эти злодейства] делаете?». Главгад (криминальный авторитет): «Ответ простой: потому что могу».
- Disgaea — вы вполне имеете право проталкивать любое указание, если вы достаточно сильны, чтобы набить морды протестующим сенаторам.
- Hyperdimension Neptunia Victory/Re;Birth3 — та причина, почему все другие богини слушаются Плутию — они тупо боятся её превратившейся. А Плутия со временем просекает фишку. И начинает этим пользоваться, буквально пугая их, что превратится, если они не сделают так как прикажут.
- Нуу... как слушаются. Всё-таки планы продумывают они так как Плутия в человеческой форме максимально тупая. А пару раз всё-таки удаётся уговорить её вернуться в человеческую форму.
Музыка[править]
- Рабфак, сатирическая песня «Калашников»:
« | Бах! — и никто не смотрит с укором, — |
» |
Реальная жизнь[править]
- На данном постулате строится концепция реальной политики: существуют только интересы субъектов политического процесса и их способность означенные интересы преследовать.
- Но эту концепцию можно при желании истолковывать и не в духе тропа (вариант: не полностью в этом духе): смотря как именно трактовать расплывчатое, неоднозначное понятие «интересов».
- «Я — за силу. Сила — вечная матерь прав!» (с) Адольф Гитлер
- Мао Цзэдун, «Винтовка рождает власть» — внезапно субверсия. Потому что полностью эти слова, сказанные тогда ещё не председателем Мао в 1938 году, звучат так: «Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что „винтовка рождает власть“. Наш принцип — партия командует винтовкой; совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией».
Примечание[править]
- ↑ Это идиома. Переводить следует не «Совсем красиво!», а «Ну-ка стоять!» или «Ну-ка фу!» (этимологически это «ну-ка сделайся совсем хорошего поведения, которое устраивало бы хозяина!»). Отсюда же и архаичная кинологическая команда, нам известная (ныне в основном по русской классике XIX века) как «Тубо!».
- ↑ Не верьте машинному «переводчику» — это в данном случае означает не «я тебя арестовываю», а «я тебя останавливаю».
- ↑ Аллюзия на аналогичный диалог из романа Жюля Верна «Робур-завоеватель». На котором фильм частично и основан.