Пополнять армию врагами

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Командир войска одержал тяжёлую победу. Большая часть его людей полегла в последней битве, однако вражеский босс был убит, и его недобитые солдаты не горят желанием продолжать сражаться. Как выходить из затруднительного положения? Ответ напрашивается сам собой — предложить бывшим врагам вступить в свою армию.

Может пересекаться с тропом Какой ни есть, а он за нас, если побеждённые явно морально отличаются в худшую сторону от победителей, но не достаточно, чтобы с ними не иметь никаких дел. Со стороны побеждённых может иметь место стокгольмский синдром или дружба, начавшаяся с поражения. Впрочем, может и не иметь — если, например, они собираются предать, но вынуждены сейчас принять предложение своего бывшего противника. Или если им в той или иной мере всё равно, кому служить (для наёмника — норма). А некоторых наёмников можно (и нужно) перекупить даже до сражения.

Где-то рядом пролегает троп «защищать свою тюрьму». Если же битва была лишь одной в череде сражений, то с точки зрения остальных представителей проигравшей эту битву стороны, такое пополнение является власовцами. Если мнения у пополнения никто не спрашивает — это боевые рабы. А если пополнение посмертное или необратимое — это Предательский постчеловек, в массовом исполнении — традиционная фракционная фишка нежити, реже оборотней. Опять же — мнения поднимаемых трупов некроманты (за редкими исключениями, для высшего класса бойцов, т. е. личей или рыцарей смерти) не спрашивают и под этот троп не подпадают.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Prince of Nothing» — в пятой книге, «Воин Доброй Удачи», капитан Шкуродёров лорд Косотёр решает забрать себе в отряд недобитков из числа разбойничьей гильдии Ущербов, которые незадолго от этого нападали на Шкуродёров и были ими же разбиты.
    • Позже Консульт разжился пятёркой дуниан, которых захватили в плен. И которые не только целиком согласились с целями Консульта, но и захватили в нём власть.
  • «Песнь Льда и Пламени»:
    • Роберт Баратеон был славен талантом склонить на свою сторону только что разбитых врагов.
    • Во время войны Пяти Королей переход на сторону бывшего врага случался не раз. Яркий пример — переход Тиреллов на сторону Ланнистеров после гибели Ренли.
  • Чайна Мьевиль, «Шрам» — один из способов пополнения населения плавучего пиратского города Армады. На момент повествования большая часть жителей Армады — либо перевоспитанные пленники, либо их потомки.
  • Грэм Макнилл, «Чёрное солнце» — Чемпион Железных Воинов Хонсю, разбив вражеский клан, довольно быстро перевербовывает его солдат себе.
  • Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — протагонист сначала пополняет свои войска, освобождая и перевербовывая «забритых» аиотееками дикарей. Впоследствии на его сторону переходят и некоторые коренные аиотееки.
  • С. Юрченко, «Время для Инженера Времени» / «Замок над миром» — Олег изначально собирает билд своего персонажа, Кайларна, под такую возможность, выбрав навыки «Дипломатия» и «Толерантность» и класс со способностями проповедника (точнее, носителя ереси Хаоса — конкретно Тзинча — но это детали). В результате войска Кайларна представляют из себя сборную солянку, в которой под троп попадают ездовые волки, отряд-клан сфено, молодая принцесса фэйри (бывшая квест-боссом) и клан кочевников местной СФК монголов.
  • С. Слэйд, «Война Спасения» — в Экспедиционной Армии Человечества во время войны с Раем уже служат демоны из побеждённого Ада.
  • Р. Сальваторе, «Тёмный эльф» — когда один знатный дом дроу решает сместить другой, в обязательном порядке вырезаются все аристократы до последнего, иначе общественность жестоко покарает (формально — за нападение, по факту — за «нечистую работу»). А вот рядовые солдаты без малейших колебаний переходят на службу к победителям.
  • «Князь Света» — за неимением других союзников, Сэм для борьбы с Небесами освобождает ракшасов, которых он же ранее и заточил в Адов Колодезь. Зря. Или нет, как посмотреть — союзником Тарака оказался крайне ненадёжным, но в итоге именно его дар позволил Сэму пережить смерть своего тела.
  • Андрей Валентинов, «Флегетон» — протагонист, белогвардейский штабс-капитан, упоминает о практике восполнения потерь в личном составе за счет пленных красноармейцев как о само собой разумеющейся. С комиссарами, впрочем, система не работает.

Кино[править]

  • «Хроники Риддика» — Риддик вообще не планировал заводить армию, но закон некромонгеров чётко гласит: «что убил — то твоё»…

Телесериалы[править]

  • «Андромеда» — в начале сериала капитану Дилану Ханту за неимением более подходящих кандидатур свой экипаж пришлось формировать из тех, кто пытался угнать его крейсер.
  • «Звездный путь» - Борг выжимает педаль в Дельта-квадрант: все его дроны являются ассимилированными представителями других рас, питавших к Боргу отнюдь не дружеские чувства.

Комикс[править]

  • Girl Genius — в Империи Клауса Вульфенбаха сдавшимся солдатам противника предлагают вступить в армию Империи или валить домой с месячным жалованием.
  • Schlock Mercenary — Крутые Тейгона таким образом разжились шеф-коком Ch’vorthq, лейтенантом (де-факто командиром отрядной разведки) Кэтрин Флиндерс (с уничтоженного суперкорабля «Тунгуска»), капитаном Алексией Мартоф (Murtaugh, уволенной из ЧВК Sanctum Adroit после инцидента с участием группы Крутых в колонии Ha5en Hi5e) и ИИ-пилотом корабля «Убойное Дыхание» (бывшим до этого сумасшедшим ИИ мега-хабитата Эйна-Оафа).
  • Супергерой Фантом создал костяк Патруля джунглей из пленённых пиратов.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • Mount and Blade — пленников можно завербовать в свой отряд и получить бойцов с низким показателем боевого духа.
    • В Viking Conquest можно за кругленькую сумму завербовывать банды разбойников.
  • Disgaea — до пятой части мы неэлегантно в буквальном смысле закидывали монстров на стартовую панель (в первой части это было доступно ввобще вне зависимости от уровня монстра), а вот с гуманоидами такой фокус не проходил. В пятой же мы просто брали бойцов (не только монстров) как с помощью специального отряда, так и через экспедиции. Кроме того, в обычных боях враг мог присоединиться к нам, но с очень малой вероятностью. А потом пленных пытаем до нужной кондиции.
  • Heroes of Might & Magic:
    • Дипломатия и, с прикрученным фитильком (потому что враги при переходе на службу, строго говоря, перестают быть собой), некромантия. В четвёртой части также Шарм — эффект строго аналогичен Дипломатии, только не требует денег (особый маразм в том, что ими владеют герои из одного и того же замка).
    • Можно случайно нанять побеждённых врагов.
    • И вообще дружба начинается с поражения — жилища существ, города и замки нужно сперва захватить.
    • То же самое можно было сделать и в RPG Might and Magic.
  • Age of Empires — жрецы умеют обращать вражеских юнитов и здания в свою веру, тем самым передавая их под ваш контроль. Так можно получить и те виды войск, которых у вас самих нет. Некоторые миссии другими способами в принципе не проходятся.
  • StarCraft — терраны могут пользоваться пристройками, остающимися после уничтожения/бегства зданий другого игрока-террана.
    • У зергов это вообще в порядке вещей. Лишившись тиранической воли Сверхразума, стаи начинают грызться между собой, и побеждённые присоединяются к победившим, а уж каким путём — слияния или поглощения — зависит от настроения вожака-победителя.
  • WarCraft III — по сюжету Сильвана ухитрилась пополнить свои войска изначально враждебными разбойниками, а также войсками Гаритоса и Вариматаса.
    • Перед этим Артас поставил себе на службу Сильвану и других эльфов в виде банши.
  • Civilization II — с помощью шпионов можно организовать во вражеском городе революцию и скупить его. Вместе с находящейся на защите армией. Также можно подкупить и припаркованный у берега вражеский крейсер, было бы золото.
    • В пятой части при захвате лагеря варваров юнитами Германии есть небольшой шанс, что на её сторону перейдёт один из побеждённых юнитов варваров.
  • Dragon Age: Origins — можно заключить союз с оборотнями вместо долийцев и посвятить в Серые Стражи Логэйна.
  • Fallout: New Vegas — Легион Цезаря пополняет свои ряды за счёт покорённых племён. А при прохождении за НКР Курьер может убедить враждебных Республике Великих Ханов и Братство Стали поддержать её в финальной битве.
  • Pathfinder: Kingmaker — можно принимать к себе на службу разбойников. А в финальной битве на помощь милосердному королю придут ранее пощажённые им враги, такие как Тартук и Армаг.
  • Star Wars: Empire at War — Тайбер Занн, лидер преступного синдиката имени себя, в наземных боях обладает способностью предлагать неприятелю взятку, в результате чего тот мгновенно переходит на его сторону. Правда, только до конца сражения, зато он не учитывается в лимите войск. Что характерно, некоторые войска таким макаром стоят дешевле себестоимости: так, великолепный АТ-АТ нанимается за 1000 кредитов, а к Тайберу перебегает всего лишь за 750. ИЧСХ, не перестаёт при этом рожать штурмовиков.
    • Туда же император Палпатин. Одна из его способностей позволяет перевести под свой контроль все вражеские юниты в довольно большом радиусе. Одна беда — они начинают очень быстро терять здоровье, так что после обращения долго не проживут, и их нужно буквально кидать на убой.
  • Risen 3 — итак, Безымянному нужен флот для сражения. Кого туда набрать? Разумеется, команду пирата-отморозка и инквизитора-отморозка.
  • Total War:
    • ROME, SHOGUN 2 — армии противника можно банально подкупать.
    • Warhammer — имперцы, бретонцы, гномы, высшие и лесные эльфы после победы над враждебными соплеменниками могут забирать всех пленных себе в солдаты.
    • При этом бретонцы, имперцы и гномы могут так пополнять войска только за счёт врагов своей расы, а вот эльфы, каким-то непонятным образом — любой.
  • Metal Gear — в некоторых частях серии стандартный метод набора своей армии наёмников.
  • Tyranny — Алый Хор этим просто живёт. Предполагается, что «повязка кровью» и лютый социал-дарвинизм сделают своё дело, а на потери и дезертирство Голосам Нерата плевать — новых порций пушечного мяса всегда хватает.
  • Mass Effect — Шепард может перетянуть на свою сторону рахни и гетов. В случае с гетами можно пополнить их ряды за счёт перепрограммированных еретиков.
    • Жнецы делают хасков из всех, кого сумеют изловить.
  • Assassin’s Creed IV: Black Flag и Rogue — взятый на абордаж корабль можно присоединить к свой флотилии. Опционально при этом можно сделать его команде предложение, от которого нельзя отказаться, и присоединить команду тоже.
  • Command & Conquer — инженеры могут захватывать здания.
    • Red Alert 2 — Юрий, чьи пехота, техника и даже здания могут брать под свой контроль вражеские войска. Be one with Yuri.
    • Red Alert 3 — помимо захвата зданий инженерами, можно перевербовывать вражеских солдат с помощью шпионов Союзников.
    • Command & Conquer 3: Tiberium Wars — инженеры могут захватывать вражеские здания и обломки шагоходов.
    • Generals — здесь можно тоже захватить вражеское здание, только вместо инженеров используются способность обычной пехоты. А также некоторыми способами можно технику врагов лишать экипажа, а затем любым пехотинцем захватывать её.
  • War Front: Turning Point — в немецкой кампании в миссии «Канцлер», где нужно устранить фюрера, часть германских войск, охраняющих того, перейдёт на вашу сторону. В союзной кампании вам предложат захватить вражескую технику со склада.
  • Серия Homeworld — повреждённый фрегат или крейсер врага можно отбуксировать к главному кораблю, и там его быстренько переоборудуют на свою сторону. Так можно получить корабль пока недоступного класса или халявный корабль в терминах ресурсов или предела управления, в зависимости от игры.
  • Evil Genius 2 — промывание мозгов позволяет превращает пленных в наших миньонов: из Дознавателей выходят Рабочие, Солдаты превращаются в Охранников, Воры — в Лакеев, а из Диверсантов получаются Техники.
  • «Expeditions: Viking» — после нападения бандитов с севера в плену у главгероя оказывается Гуннар Мирный, которого можно взять в свой хирд.
  • Age of Wonders — примерно половина фракций умеет переманивать вражеских юнитов на свою сторону с помощью какого-нибудь юнита. Сатиры, нимфы, леди боли, паучьи королевы, шарлатаны, праведники, жрецы смерти и аватары Иаки просто заставляют сменить сторону на время боя, а потом, в зависимости от мировоззрения, он может и остаться в армии игрока, и дезертировать, а вот воплощения вселяются в юнитов, получая над ними полный контроль, который может закончиться только смертью носителя, после чего воплощение вылезет из его трупа и полетит искать следующую жертву.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 и его фэнтезийный аналог:
    • У Чемпионов Хаоса это распространённая практика. Победил вражеского Чемпиона — можешь забирать в качестве трофея остатки его пати. С поправкой на почитаемых Богов Хаоса, разумеется — слаанешиты в банду кхорнитов вряд ли впишутся, равно как и тзинчиты к нурглитам. Хотя, решительный и безжалостный лидер вполне способен собрать себе варбанду из самой разношёрстной публики (см., например, «Жатву черепов» Г. Макнилла).
    • Да и некоторые инквизиторы этим грешат. В их свите можно увидеть очень подозрительных личностей, расписанных с ног до головы весьма занятными татуировками, при взгляде на которые создаётся отвратительное впечатление, что они незаметно движутся под кожей, а от молитв, которые неразборчиво бормочут себе под нос эти аколиты, у других людей почему-то болят уши. Это не считая джокаэро, а в особо запущенных случаях — демонхостов, эльдаров и круутов.
    • Стандартный приём Империи Тау. Высшее Благо не подразумевает принадлежности к определённому биологическому виду, и Тау нередко переманивают людей на свою сторону. Так, например, пленённым имперским гвардейцам предоставляется простой выбор: служить Высшему Благу или умереть (а вот стерилизация людей — миф, тау позволяют им размножаться и спустя пару поколений уже получают убеждённых сторонников Высшего Блага). Многие другие расы вошли в состав империи Тау похожим образом почти поголовно, например те же крууты.
    • Орки вообще смотрят на мир просто. Если ихний босс побил нашего, значит, наш был не настоящий, а настоящий — вот этот, за него и будем махаться!
    • В «Касте Огня» и «Авангарде» П. Фехервари раненая шас’уи Джи’Каара была переделана Механикусами в скитария.
  • Сёги: Игрок может использовать захваченные фигуры противника в качестве своих. Именно поэтому фигуры приходится делать одного цвета, а свои от чужих отличать только по направлению «носика».
  • BattleTech — клановцы охотно переходят на сторону того, кто взял их в плен.
  • Emperor of the Fading Suns — иногда, можно получить недобитый вражеский юнит

Реальная жизнь[править]

  • Наёмники, попав в плен, спокойно переходили на сторону врага после истечения срока контракта или если их не выкупали.
  • С прикрученным фитильком подходят многочисленные примеры, когда представители побеждённых народов служат в армии победителей — и делают это более чем добросовестно.
    • Орда практиковала подобное, посылая свежих рекрутов из побеждённых народов на самые трудные участки в первых рядах. Тут уж не до добросовестности…
  • Как гласит старая добрая пословица: «Лучший способ победить врага — сделать его своим другом!» А если это — ещё враг противоположного пола, то
  • У пиратов было популярно предложение матросам захваченного корабля: или присоединиться к пиратам, или пройтись по доске за борт.

Заграница[править]

  • Александр «Филиппович» Македонский проделывал это с покорёнными народами, в том числе с персами. Завоёванным местным правителям, бывало, возвращал их земли в обмен на службу.
  • Совершенно эпических размеров эта практика достигала в эпоху переселения народов:
    • Небольшое племя народа гуннов в начале н. э. было жестоко разгромлено китайцами и бежало на Урал, уже по пути туда увлекая в миграцию уйму кочевых племён. Далее они там последовательно разгромили и поглотили многочисленные сарматские и аланские племена, приведя в Причерноморье огромную коалицию варваров, где разгромили уже местные союзы восточных германцев, и этих присоединив к своей орде.
  • Чингисхан включал в свою армию завоёванные степные народы, поделив их на части и распределив их по своим туменам.
  • Шведы при Карле XII этим тоже не брезговали — если пленных русских после битвы при Фрауштадте попросту перебили, то все прочие были отправлены на формирование новых подразделений шведской армии. Что поделать, многочисленностью знаменитые каролинеры не отличались — это ещё аукнется после Полтавы, когда окажется, что заменить погибшую армию практически некем.
  • Фридрих Великий aka Старый Фриц добивался этого методом «солдат должен бояться палки своего фельдфебеля». В целом это работало… но потом случилась битва при Максене, когда набранная из пленных армия капитулировала практически в полном составе!
  • Великая Армия Наполеона вошла в историю как «двунадесять языков», т. к. пополнялась рекрутами с захваченных территорий. Собственно говоря, львиную долю сгинувших в России составляли вовсе не французы — что и позволило Бонапарту ещё активно сопротивляться в 1813-14 годах.
  • Хиви (от Hilfswilliger — желающий помочь) в вермахте в годы Второй мировой, появившиеся в рамках «мероприятий по усилению боеспособности войск» и заменявшие немцев в различных вспомогательных подразделениях — водителей, коноводов, строителей и т. д. К боевым действиям хиви старались не привлекать (или привлекать на других фронтах — как ост-батальоны в Нормандии) — банально не доверяли.
    • Официально в вермахте могли служить только граждане Германии. В результате формирование добровольческих дивизий СС было практически поставлено на поток.

Россия[править]

  • Царство Русское из-за небольшого населения концепцию военнопленных вообще не особо признавало. Нормой было отсылать, скажем, пленных татар на шведскую и литовскую границу, а пленных литовцев и поляков на восточную. После пары лет в остроге пленным просто сообщали, что до врага 5 верст, а до родины — 5000; не желающие далее сидеть в остроге могут уже сейчас начать службу.
    • Ещё к XIV—XV вв. князья северо-восточной Руси с удовольствием принимали беженцев с южной Руси и поселенцев.
    • Во время «Великой Замятни» в Орде в середине-конце XIV века многие татарские воины, иной раз и знатного происхождения (принадлежавшие к партиям, проигравшим в «игре престолов»), сами бежали на Русь. Судя по косвенным данным более поздних эпох, некоторое число татаро-монголов присутствовало на Куликовом поле на стороне русских. А позже многие пленные «воины степей» уже сами переходили на службу к «Белому Царю».
    • В 1505 г. Нижний Новгород был осаждён ногайской ордой Махмет-Аминя. В кремле были пушки и порох, но никто из гарнизона не умел с ними обращаться, зато умели пленные литовцы. Воевода сделал им предложение от которого невозможно отказаться: свобода в обмен на помощь против ногайцев. Литовцы согласились.
      • «Военную службу в Сибири несли и принудительные мигранты из Европы — военнопленные периода московско-польских войн» Миссия — спасти Кривощёково.
    • Во время завоевания Иваном IV Ливонии многие немцы были «вёрстаны на службу» и посланы на южные засечные линии.
    • Обороной Селенгинского острога от монгольских войск Тушэту-хана в 1688 г. руководил заключённый в этот острог бывший гетман Демьян Многогрешный, за что получил свободу.
  • В Хивинском походе 1717 г. участвовал драгунский эскадрон, сформированный из «трофейных» шведов, захваченных в плен под Полтавой.
    • Вообще после Полтавской битвы многие шведские солдаты и офицеры сменили подданство — нередко это были остзейские дворяне немецкого происхождения, коим обрыдло участвовать в безумных походах Карла XII по всей Восточной Европе, в то время как казаки грабили их хутора и мызы.
  • Гражданская война в России — сплошь и рядом: содержать пленных обеим сторонам было особо негде, так что опций оставалось две: или под ружьё, или «в штаб генерала Духонина».
  • Первая мировая война — в РИ был создан Чехословацкий легион, укомплектованный австро-венгерскими пленными, преимущественно чехами и словаками, не желавшими воевать против славян. В Гражданскую он тоже сыграл свою роль.