Недобрый свет, незлая тьма

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« …испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы… »
— Откровение Иоанна Богослова
« Знаете что?! Если ЭТО и есть «Свет» — то я выбираю Тьму! »
— Гордая фраза одного ниенниста

Если не очень приглядываться, то это стандартный фэнтези-сеттинг. К западу от Андуина — Светлое Королевство, где мудрому монарху служат рыцари в сияющих доспехах, а в церкви молятся Хрустальному Дракону; есть там и эльфийские пущи, где созерцательные эльфы музицируют и слагают поэмы; тут же и подгорное царство гномов — мастеров на все руки. К востоку — зловещая Империя, где к готическому замку Тёмного Властелина стягиваются войска жестоких и свирепых в бою орков. В тонких обсидиановых башнях, похожих на огромные иглы, творят мрачную волшбу чернокнижники, а в пещере свернулся кольцами, натурально, дракон.

Нно… Что это? Здесь всё не так, как должно быть! Благородный король — либо самодур и сволочь, каких мало, живущий по принципу «я хороший, мне всё можно», либо и того хуже — макиавеллист, ставящий превыше всего государство (как систему, существующую ради себя, а не ради людей) и жертвующий ради него жизнью, свободой и достоинством других людей направо и налево. Его рыцари — тупые фанатики, которые слепо выполняют любые приказы сюзерена, включая те, что включают в себя слова «не оставлять свидетелей». Церковь гниёт и разлагается, строя роскошные соборы во время голода и чумы, а в свободное от этого времени судит и карает (разумеется милосердно и без кровопролития!) ужасных преступников — колдунов, прелюбодеев и богохульников, да и их Хрустальный Дракон какой-то мутный. Эльфы — расисты, которые открыто зовут себя высшей расой, а людей считают рабами и скотом — среди них ведь почти никто не может ни взять на слух ноту, ни объяснить сущность категорического императива, да и вообще, чего их жалеть, когда они через полсотни лет сами дохнут, но при этом плодятся, как крысы. Гномы — бездушные торгаши, своей торговой политикой разоряют и обрекают на нищету тысячи.

С другой стороны, «злодеи» здесь не так уж страшны. Да, Тёмный Властелин развязывает войны, но не потому, что маниакально властолюбив, а потому, что хочет защитить тех, кто ему доверился и установить справедливый порядок. Да, орки свирепы и опасны, но они не падший народ, а гордая и воинственная раса. В Империи в ходу фэнтезийные толерантность и феминизм, и вообще она давно сломала средневековый застой и семимильными шагами идёт в Новейшее Время. Чародеи? Лишённые косности и наделённые отвагой интеллектуалы, которые используют на пользу себе и соотечественникам волшебные законы физики (а вовсе не «продают душу злу», как говорят святоши). Дракон? Ну, уж его-то точно не трогайте — это древний и могущественный хранитель равновесия и защитник мира. Не трогайте, я сказал! Хоронить же нечего потом будет.

А если окажется, что светлый боженька, которому поклоняется Светлое Королевство, существует на деле, равно как и Тёмный и Мрачный Бог, которому служит Тёмная Империя… гм, вас и тут ждёт сюрприз, для многих неприятный. Светлый боженька-то — гад, каких поискать, не порядочнее своих последователей! Вариант с фитильком: упоротый, ограниченный и напыщенный слепец. А его небесные наместники — злодеи; если же с фитильком — то козлы и идиоты, не ведающие, что творят. А их противник, Тёмный Бог — он на поверку не злой и не плохой. Он у нас сложный. Или даже довольно хороший, благородный и правильный, хоть (обычно) и с прибабахом.

Не стоит, впрочем, ожидать полной инверсии классической раскладки. Сторонниками светлой стороны (в массе) движут действительно высокие побуждения, и они действительно стараются поступать правильно — в своём понимании. Тёмные, в свою очередь, нередко не стесняются в выборе средств, позволяют себе озлобиться и ожесточиться, банально делают ошибки и тупят — они далеко не идеальны. У всех здесь своя правда. Но в глобальном конфликте правы всё-таки тёмные.

В общем, недобрый свет и незлая тьма — это деконструкция СФС с сильным уклоном в модернизм и скепсисом в адрес консервативных идеалов романтического средневековья. Можно описать такой сеттинг и как гибрид некоторых традиций тёмного фэнтези с традициями Речи адвоката.

Примеры[править]

Литература[править]

« Образ добра в играх — отдельная тема; не побоюсь утверждать, что авторы многих игр и романов (в том числе таких популярных, как, скажем, «Драконы осенних сумерек») о добре имеют весьма странное представление. Начнем с того, что «сил добра»… не бывает и быть не должно. Добро — индивидуально, оно бывает в человеке, а толпа, армия или народ добрыми быть в принципе не могут. И не нужно ссылаться на архетип Толкина: у Профессора в его книгах ни разу не произносится словосочетаний вроде «силы Света». Их придумали комментаторы и некоторые «переводчики», не гнушающиеся приписывать переводимому автору собственные тощие мыслишки. »
— Ричард Псмит, «О привлекательном зле»
  • «Упорядоченное» Перумова, и, особенно, линия Хедина и Ракота. Дано: два вот таких вот темнющих властелина со скверным характером и любовью всё взорвать. Они неоднократно развязывали кровопролитные войны. Они играют с очень, очень опасными силами. Но! Они всегда справедливо вознаграждают сторонников и не жертвуют невинными там, где этого можно избежать. Им противостоят Молодые Боги — «типа светлые» подонки и эгоисты, которым плевать на всё, кроме своей власти. Перед лицом смертельной угрозы для всей мультивселенной эти милые господа позорно пытаются сбежать, а Хедин и Ракот занимают их место, как Новые Боги, и находят способ защитить мироздание.
    • В цикле о Фессе появляется Спаситель — хрустальный дракон Иисус, Чу-чу и разрушитель миров. Он питается душами тех, кто верит в него и (будто этого мало) периодически устраивает в каком-нибудь мире Апокалипсис. Среди тех, кто в него верит, полно как безобидных и благородных людей, действительно стремящихся быть бескорыстными альтруистами, так и фанатиков-храмовников — в Эвиале таких особенно много. При этом там же одно время действовали некроманты — маги, профессионально работающие с «тёмными» энергиями и способные эффективно уничтожать восставших зомби — светлые маги для этого плохо годятся как технически (не та специализация), так и психологически: хватало идиотов, которые, привыкнув к поединкам с равными магами, пытались вызывать зомби (сильных, медленных, живучих и тупых тварей, которые не ходят поодиночке) на честную дуэль.
      • Творец, создавший Упорядоченное, тоже не особо приятная личность, судя по всему. Именно он породил Молодых богов; а ещё у автора правки есть необузданная догадка, что и Спаситель — его рук дело.
  • Повесть Юрия Нестеренко «Ответный удар» вся об этом.
  • Кир Булычёв «Уроды и красавцы».
  • Цикл «Дозоров» Лукьяненко. Силы Тьмы и Света — это не классическое Добро и Зло. Тёмный маг может спасать больных, защищать невинных и вообще — быть душкой и великолепным мерзавцем. Точно так же Светлый маг, будучи моральным вертихвостом и храмовником, вполне способен убивать всех подвернувшихся Тёмных (или просто несимпатичных ему людей), оправдываясь перед собой тем, что «я хороший, мне всё можно». Впрочем, если брать в целом, то Силы Тьмы соответствуют своему стереотипу — влажная мечта Тёмных заключается в установлении на Земле социал-дарвинистического строя АБСОЛЮТНОЙ свободы личности, где будут выживать только сильнейшие. Впрочем, Светлые тоже хороши — к примеру, тоталитарный коммунизм был их проектом, который должен был привести к созданию Царства Добра и Света на Земле. Где все ходили бы строем и пели гимны и все стороны жизни человека дотошно бы контролировались, чтобы он (человек), болезненный, не дай Сумрак, не пошёл по кривой дорожке… так себе утопия.
  • Вселенная «Пути демона» и «Зимних сказок» Алексея Глушановского.
  • Соман Чайнани «Школа Добра и Зла» — в школе Добра хватает самовлюбленных принцев и стервозных девушек, так что к дурнушке Агате без капли «хороших манер» относятся с опаской и презрением. Да и в школе Зла не все ученики едят младенцев на завтрак.
    • Из-за этого в некоторых рецензиях на первую книгу можно встретить вопрос: почему Софи отправили в школу Зла, если она ни внешне, ни по характеру ничем не отличается от стервочек-принцесс из школы Добра?
  • Сага о Копье — зигзаг. Да, и под светлыми знамёнами хватает упёртых эгоцентричных слепцов вроде Дерека или оторванных от реальности властолюбцев вроде Короля-Жреца. Да, и на стороне Тьмы сражается немало достойнейших личностей вроде Ариакана, Стила или Мины. Вот только ни подлости Такхизис, ни благости Паладайна это не умаляет.
  • «Собачье сердце». Казалось бы, в произведении советского писателя всё должно быть однозначно: красные — хорошие, белые — плохие. Но в романе пред нами предстаёт харизматичный интеллигент — профессор, казалось бы, отрицательный персонаж: делает аборт несовершеннолетней, жирует на своих семи комнатах («И желал бы иметь восьмую — она мне необходима под библиотеку!»), что даже современному читателю кажется откровенным перебором, пользуется связями для решения своих проблем и в итоге уничтожает созданного им человека — очевидно, «Маленький принц» ещё не издан и профессор не знает, что мы в ответе за того, кого приручили (тут, правда, с оговорками, потому что профессор никого не убил, а просто вернул своему подопытному прежний собачий вид). Однако «правильная» сторона представлена совершенно непривлекательными персонажами, которые не вызывают сочувствия у читателя, а скорее раздражают его.
    • Правда, не стоит забывать, что автор повести — Михаил Булгаков, у которого с подстраиванием под описанную выше идеологию было… Ну, скажем так, непросто. Так что ещё вопрос, кто тут у него свет, а кто тьма.
  • Под троп подходит и «Ведьмак». В «хороших» северных королевствах процветает расизм и технологический застой, а Нильфгаард, несмотря на весь свой антураж и войну по принципу «смерть всему живому», кажется, единственное государство мира, которое сделало ставку именно на развитие науки.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — собственно, эльфы. «Светлая» раса, поклоняющаяся светлейшему Единому богу, существа возвышенной культуры и гуманизма (к своим). Другие расы зачастую считают порождениями тьмы, легко используют их рабский труд, развлекаются их смертями, а то и вообще разбирают на запчасти, поработили дружественную расу грифонов, а затем и драконов, развязали мировую войну… С другой стороны — «создания тьмы», как говорят эльфы про разнообразных рептилоидов, сплошь весьма мирные существа.
  • Алексей Калугин. Цикл «Между адом и раем». Местные Ангелы (называемые всеми не иначе как «Святоши») лютые сволочи, расисты и самодовольные ублюдки. А вот местные черти, пардон, «Демоны» наоборот, предельно честные и дружелюбные настолько, что за все три книги только один из них оказывается немного сволочным. Да и то, он слишком долго с общался людьми, вот и набрался.
  • «Мёртвый вор» Павла Корнева — собственно, главный герой. Конечно, свет и тьма тут только стороны конфликта — но по большей части игроки выдерживают символику классического света и тьмы. А вот на деле, за пределами отыгрыша начинается сабж. Сам же герой вынужден играть вообще за нежить, то есть за, на данном этапе, фракцию всеобщих врагов с самыми злыми и мерзкими способностями — и все равно отыгрывает весьма положительно.

Сетевая[править]

  • «Меч добра» Юдковски — герои, ведущие себя как персонажи типичного фэнтези, в итоге оказываются очень, очень крупно неправы. Более того, они даже не способны осознать, насколько: в их средневековом мире им просто неоткуда было узнать, что, например, расизм — это плохо.

Фанфики[править]

  • «Последний кольценосец» Еськова: Гондор — воинствующая феодальная империя, эльфы — расисты и злыдни, Мордор — просвещённый и технократичный режим.
  • «Чёрная книга Арды» — pадумывалась как грандиозный ответ авраамизму Толкина с позиций байронической романтики и гностицизма. Получилось очень холиварно: одни читатели оценили стиль, особенно в начале, когда метафоры ещё не приелись, а сюжет описывает абстракции музыки Айнур и битвы стихий в новорожденном мире. Другие указывают на излишнюю приторность текста, забвение чувства меры, однообразие средств воздействия, а также слабый сюжет и сомнительное идейное наполнение. Тем не менее, хороший Мелькор оттуда — благородный мятежник и просветитель, мученик за свободу народов Средиземья, а Эру и Валар — тоталитарные миротворцы и тираны.

Веб-комиксы[править]

  • «Заговор единорогов»: есть расы, относящиеся с тёмным, светлым, серым, но они не слишком сильно различаются.
  • «Некромантийя»: собственно, Некромантийя и Инквизитория.

Мультфильмы[править]

Аниме и манга[править]

  • Angel's Sanctuary — с его недобрыми ангелами и незлыми демонами.
  • Scrapped Princess — но там вообще все сложное. Ну например драконы там уж НАСТОЛЬКО не такие! Да и вообще все мироустройство не такое, как кажется. Но светлый бог Маузер (sic!) не такой уж добрый, а темный дьявол Браунинг вообще непонятно кто такой. На самом деле это не фэнтези, это НФ! Даже больше: та самая выброшенная принцесса — рекомбинированный спустя много поколений клон той самой (она женщина! Маузер, которая заправляет всеми этими сверхъестественными сущностями — ой, простите, древними ИИ.
  • High School DxD — демоны в общем-то, просто наемные работники, которые совсем не обязательно берут плату душами. Светлые — на деле серые. Справедливости ради, наиболее феерических своих представителей они всё же изгоняют. Жаль, далеко не всегда вовремя: типчика, работающего над проектом создания искусственных носителей святых мечей, выпнули уже после того, как он перетравил в газовой камере всех подопытных. Да, светлым очень стыдно, но единственному чудом выжившему подопытному от этого не сильно легче.
  • Gabriel DropOut — на стороне ангелов мы видим неряху-игроманку Габриэль (справедливости ради, в раю она была пай-девочкой — а все эти ваши Интернеты девочку попортили) и садистку Рафаэль, любящую подшучивать и даже издеваться над Сатаникией и некоторыми другими. На стороне демонов — гораздо больше выделывающуюся и глуповатую, но в душе добрую Сатаникию и добрую, ответственную, заботящуюся о друзьях Виньетту.
  • Вообще, в японских произведениях можно часто встретить незлых демонов и недобрых ангелов. Сказывается другой менталитет и то, что для японцев христианская мифология ничем не отличаются от других мифологий.

Видеоигры[править]

  • Hollow Knight — эталон, хранить вечно. Каково узнать, что няшная ангелоподобная богиня-моль, названная не иначе, как Лучезарность — на самом деле редкостная мразь, которая ради мести Бледному королю напустила на своих же бывших подданных Чуму, что полностью лишает разума всякого, кто ею заражается, и по итогу попадает в полное подчинение Лучезарности? И каково узнать, что главный герой, Рыцарь, буквально соткан из Бездны — чистого воплощения тьмы, а его задача — стать сосудом, что должен удержать Лучезарность в себе, чтобы та не дебоширила (потому что предыдущий такой сосуд свою задачу благополучно зафакапил)? А большая часть концовок обычно ознаменовывается либо запечатыванием Лучезарности, либо её полному уничтожению.
  • Overlord же! Ещё больший эталон, чем предыдущий. Под управление игрока попадает буквально повелитель тьмы, а его задача - уничтожить нескольких светлых героев, убивших прежнего Повелителя, и параллельно захватить окрестные земли. Герои, которых встречает Повелитель, конечно, в любом случае превратились в редкостных мразей за последние n-цать лет, но, если выбирать «добрый» путь, получается именно сабж.
    • Во второй части Повелитель должен разрушить примерно такую же мерзкую загнивающую империю с закосом под Римскую, и тоже есть возможность отыгрыша не совсем злого персонажа.
  • Серия Dungeons, начиная со второй части уж точно. Своего рода, ремейк Dungeon Keeper и Overlord в формате RTS. Представляет собой лютый стёб над всеми фэнтезийными клише, где игроку в роли Абсолютного Зла необходимо обустраивать подземелье, налаживать инфраструктуру, обеспечивать монстрам приемлемые условия труда и даже своевременно выдавать им зарплату, а монстры обладают яркой индивидуальностью, собственными чертами, прокачкой и присваиваемыми прозвищами. Цели прислужников Света, которые представлены в виде безликой массы «героев», редко идут дальше «уничтожить Абсолютное Зло или хотя бы ограбить его подземелье и испортить инфраструктуру».

Музыка[править]

  • «Крапивинские мальчики»:
«

И, если благороден враг, А светлый рыцарь режет горло, Коль будет новая Игра — Кем в ней тогда, на этот раз, Ты станешь — Белым или Черным?

»
— Элхэ Ниэннах

См. также[править]