Никто не назовёт меня трусом!
« | В мире бесконечного хардкора и крутизны жалость невозможна. Так же как невозможна близость. Крутой бунтарь – он всегда одиночка. А ещё всегда имеет кучу нерешённых проблем и детских травм, но это уже другой разговор. |
» |
— Одоната Ветер |
« | Мейстер Лювин: Так ли уж необходимо притворяться свирепым тираном? |
» |
— «Игра престолов» |
Этот парень в принципе неплох, ну или не так уж плох. И уж точно ничего такого не хотел. Вот только он никогда, никогда не потерпит, чтобы его назвали трусом или слабаком, из-за чего отчаянно отыгрывает жестокого и агрессивного мачо. Получается, обычно, не очень хорошо: в лучшем случае герой просто выставит себя на посмешище, в худшем — совершит реальное преступление, а то и такой жести натворит, что настоящим отморозкам жутко станет. А всё потому, что по-настоящему крутой, сильный, чёткий и резкий герой стал таким не вчера, и прекрасно осведомлён о принятых в его обществе социальных нормах — а вот косящий под мачо парень судит со стороны, и легко переходит границы дозволенного. Увеличивает масштаб катастрофы и то, что даже настоящие злодеи всё-таки стараются сначала думать, а потом действовать (и чем жестче они друг к другу, тем быстрей отправится на тот свет агрессивный отморозок). А вот трусу, чьё сознание занято исключительно попытками хоть как-то сохранить лицо и сойти за крутого, думать в стрессовой ситуации просто нечем — из-за чего он вдвойне опасен.
Примеры[править]
Литература[править]
- Н. С. Лесков, «Грабёж» — трагикомедия. Вполне добропорядочный ГГ набрасывается на случайного прохожего, принятого им за вора, избивает его и отнимает карманные часы, думая, что вернул свою собственность (на самом деле он забыл часы дома).
- А. П. Чехов, «Пересолил» — ГГ так запугивает разговорами везущего его мужика, которого поначалу считал опасным, что тот сбегает от него в лес. Чистая комедия.
- Юрий Сотник, «Ясновидящая, или Эта ужасная улица» — нормальные дети изображают друг перед другом отчаянных хулиганов. Также комедийное решение.
- Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» (с 1996)
- Теон Грейджой, пытавшийся отмороженными способами заработать авторитет у железнорождённых. В частности убил и сжёг крестьянских детей и выдал их трупы за трупы детей Старков. Драма, в соответствии с общим настроем цикла.
- По словам автора книг, среди сложного букета мотивов, которые движут садистом Джоффри, есть и такое побуждение.
- Игорь Борисенко, цикл «Чёрная магия» — среди чёрных колдунов, отправившихся в поход в третьей части, был и один, которому стала нестерпима репутация слабака и подкаблучника. Сначала казнил любимую когда-то жену за супружескую измену, потом — отправился на войну против сил света.
- Золотой Ключ, или Похождения Буратины — ЛИС. Мучительно казнил судей, когда-то приговоривших его к вонизму за коррупцию, повесил над воротами труп директора института, перед тем поглумившись над ним… при том, что сам скорее проходимец, чем тиран. А директор вообще кончил жизнь самоубийством, приняв яд перед подачей увольнительной. Но если бы самозваный правитель не поступил так, как поступил — его бы неправильно поняли.
- «Как выжить и провести время с пользой в тюрьме» Виталия Лозовского — приводится история о боксёре, который принял невинную шутку «не рви — дай примерить» за попытку «опустить» и, желая сразу поставить себя в нужном свете, перешёл к рукоприкладству.
- Астрид Линдгрен, «Братья Львиное Сердце» — главный герой Калле Лейон изрядный трус и ужасно не хочет показать себя таковым перед своим крутым старшим братом Юнатаном.
- М. Семенова, «С викингами на Свальбард». Главный герой изо всех сил пытается доказать своим спасителям-пленителям, что он не сопливый мальчишка, а достойный сын викинга и великого героя, да и сам будущий викинг. Берется за тяжелую работу моряка-скандинава, лезет в драки и вообще всячески стремится показать крутизну. В итоге последняя сделанная им глупость стоила жизни его другу и сыну ярла, бросившемуся его спасать. И все зря, потому что его спасители изначально знали кто он такой и ничего доказывать не требовалось, а ничего не говорили в основном, чтобы мальчишка не задирал нос и знал своё место, потому что чей бы он ни был сын, он пока всего лишь подросток среди взрослых и тёртых жизнью викингов.
Кино[править]
« | — Никто не назовёт меня трусом! | » |
— Марти это едва не привело к аварии |
- Der Hauptman — по реальной истории: весна 1945 года, дезертир из вермахта случайно находит офицерскую форму и документы, а затем переодевшись, и боясь разоблачения отжигает за месяц с небольшим так, что многим реальным военным преступникам, того же Третьего Рейха, такого хватило бы на несколько лет
- Run All Night с Лиамом Нисоном — сын главаря мафии, которому отец велел сидеть тихо и не выпендриваться, решил всё же показать, что он крут и полез самолично устранять свидетеля, который был сыном… киллера на пенсии… так что бывшего киллера отправили уговорить сына молчать, и сидели и разговаривали… в общем сынок главаря ещё раз облажался, на этот раз насмерть…
- Назад в будущее — кодификатор. Для Марти МакФлая, если кто-то крикнет в его адрес «Трус» — это не просто страх, это кнопка берсерка.
Манга и аниме[править]
- Konna Watashi ni Kitaishinai de — наполовину русская Элисия в детстве была сильно уязвлена, когда дети разочаровывались в ней, что она не говорит по-русски, и решила стать идеальной ледяной красавицей. Ни одного лишнего слова — только вечный нахмуренный взгляд и жесты, строго отличная учеба и поведение и т. д. Правда, с вундеркиндом Макишимой, который прелести ее образа не понимает и относится со всей прямотой, маска начинает крошиться.
- Code Geass ― принц
ХлодвигКловис Британский. Младший сын императора, талантливый художник и искусствовед, совершеннейше не приспособленный к политике… получает в управление мятежную провинцию, в которой, желая сойти за компетентного управленца (ну, и потому что политике не обучен) устраивает резню в гетто силами местных полицаев, а потом чуть ли не сносит поселения колонизированных японцев. Неудивительно, что население завоёванной Японии его возненавидело, а старший братец без жалости пустил ему пулю в голову. - Overlord — внезапно Айнз, несмотря на то, что он на голову выше мира, боится показать слабохарактерность перед обитателями Назарика — ну угораздило дуралеев-игроков (в том числе самого Сатору) раздать этим NPC злодейские замашки (а ведь основатель гильдии такого не делал). О том, что теперь все персонажи «живые личности», способные меняться под действием обстоятельств, герой почему-то не задумывается, продолжая жить стереотипами игровых условностей.
Реальная жизнь[править]
- Многие считают, что попытаться взять кого-либо на «слабо» ради лулзов — это безобидная забава. Вот только ранимый индивид может так отжечь, что мало не покажется. Чаще всего в эту категорию следующие личности:
- Инфантилы и прочие индивиды с проблемами в развитии личности. Так же, подростки 10-14 лет, ибо авторитет родителей сменяется авторитетом товарищей, а изгоем быть неохота.
- Бесхребетные индивиды, зависящие от чужого мнения.
- Дети из авторитарных или малообеспеченных маргинальных семей, так как родители там их ни во что не ставят в принципе, так хоть бы уважение товарищей сохранить, иначе станешь изгоем как дома, так и в школе/лицее/университете.
- Изгои, жаждущие найти или удержать немногочисленных друзей любой ценой.
- Тихие и скромные парни, начитавшись форумов пикаперов, начинают корчить из себя альфа-самцов. Свои шансы они этим только уменьшают — выглядит неестественно и неуклюже.
- И даже когда отыгрыш получился правдоподобным — опять не слава Богу: есть все шансы показаться упоённым хамом, пошляком, гнусным типом, который, будто бы, рассматривает женщин как «лакомство», да еще и бравирует этим. Далеко не каждую вдохновит такой мужской имидж, а тех представительниц прекрасного пола, которые рассчитывают на взаимные чувства и долгую и счастливую жизнь в браке — отпугнёт.