Сделать добро из зла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
« Души людей порочны и больны, они — не тот материал, из которого бы следовало бы строить дружбу, семьи, дома, города, государства, цивилизации. Но нам приходится строить их из того, что есть под рукой, — возводить редуты, прочные и несокрушимые, иначе ужасы Ночи возобладают не через миллионы лет, а сейчас... »
—  Дж.К.Райт, «Неспящий в ночи»
« Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать. »
— Вилли Старк, герой романа «Вся королевская рать». Эпиграф к роману «Пикник на обочине»
« Необходимо, чтобы цель вела
Вперёд, а не в года минувших бедствий.
Добро придётся сотворить из зла,
А значит, цель оправдывает средства!
»
— Император Эзар, «Легенда о принце»

Итак, у нас имеется Герой. Который хочет сотворить Добро. Например, спасти несколько сотен детей, а то и целый мир. О-па, засада: чтобы спасти детей, нужно пустить на органы сотню осужденных на пожизненное (100 сердец, 100 комплектов легких, 200 почек и прочий ливер с кровью), а чтобы спасти целый мир, порой приходится даже убить того, кого любишь. Но кто-то должен принимать трудные решения, а отношение других к этому решению будет отомщено временем — только бы героическая сила воли не иссякла раньше времени.

В этом вся суть тропа: чтобы совершить добро, приходится совершить зло. Совершенно неизбежно. Иначе никак. Часто этим грешат благонамеренные экстремисты. Впрочем, если герой не принадлежит к их числу, это только усугубляет драматизм его выбора. На первый взгляд это может быть неочевидно, но переработка зла в добро может вестись разными способами, отчего само поведение героев в процессе этого может кардинально разниться.

Что может произойти дальше? Герой может решить, что цель оправдывает средства, и вскорости превратиться в антигероя — впрочем, это касается далеко не каждого случая. Это еще и от жанра сильно зависит. И от позиции автора. Так, в одном случае его товарищи могут сказать ему: «Что за фигня, герой?». А в другом — могут и не сказать. А могут и горячо поддержать и даже поспособствовать исполнению планов. Злодей может прочитать ганнибальскую лекцию и объяснить, каким отстойным является поступок героя а может и молча проиграть, так как не ожидал, что герой может пожертвовать «белым плащом» и пойти на серьезные жертвы, что бы предотвратить куда большие — классический парадокс Бэтмена тому примером: скольких людей убил Джокер, потому, что его никак не может убить Бэтмен?. В зависимости от убеждений самого автора, результат может быть либо вполне удовлетворительным, либо в конце автор скажет «Ай, молодца!».

Родственный троп — Поступай неправильно.

Внимание! Под троп подпадают только те случаи, когда герой стремится сделать несомненное и бескорыстное добро — а не, скажем, достичь вершин власти и делать добро только для того, чтобы народ его больше любил. Во всех остальных случаях у нас имеют место быть родственные тропы:

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • "Кому на Руси жить хорошо?" - злой разбойник Кудеяр-атаман пролил много крови, погубил свою любовницу и в итоге, на старости лет раскаявшись в злодействах, долго и безуспешно пытался отмолить грехи, а получив от Бога наказ спилить столетний дуб ножом, которым убивал людей - покорно взялся за бесполезный и тяжёлый труд, будучи уже пожилым и больным человеком. В итоге прощение получил, только убив жестокого пана Глуховского тем же самым ножом. Получается странная картина: то ли нет смысла каяться, если на свете есть люди, которых убить - сто грехов простят, то ли Боженька всеблагой и всемилостивый действительно готовил из отчаявшегося Кудеяра орудие для совершения своего правосудия над Глуховским...
  • «Вейская империя»: советник Арфарра «готов пойти на что угодно, если речь не идёт о его собственной выгоде». В книге «Сто полей» его усилия заканчиваются закономерным «Ай, молодца!», в романе «Колдуны и министры» он пытается исправить то, что напортачил Киссур Белый Кречет.
    • А вот нечистоплотный и совершенно бессовестный Шаваш добивается в конечном счёте того, что Вею принимают в Федерацию Девятнадцати Миров.
  • Э. Раткевич, «Палач Мерхины»: чтобы спасти встреченную девушку от жертвоприношения тёмным силам, герой быстренько её насилует — ведь в жертву годятся только девственницы.
    • Тот же герой прославился тем, что регулярно пытает своих пленников до полусмерти, не причиняя, однако, при этом перманентного вреда. Зачем он это делает? При помощи болевого шока избавляет пленников от злодейского промывания мозгов.
  • Борис Акунин, «Приключения Эраста Фандорина»:
    • «Азазель» — леди Эстер. Нисколько не жалеет о доведении Кокорина до самоубийства и ещё куче злодеяний своих подручных — ведь на добытые таким путём деньги (которые в противном случае были бы растрачены богатыми бездельниками абсолютно бездарно) можно воспитать в эстернатах десятки светлых голов.
    • Подпольщики-революционеры в «Статском советнике», «Алмазной колеснице» (часть 1), «Чёрном городе». Если есть хотя бы призрачный шанс нанести серьёзный удар самодержавию, пойдут ради него на многое — вплоть до прямой государственной измены во время войны.
  • Илья Тё, «Никто кроме Господа Бога», часть трилогии «Вселенная кластеров» — «Лучшее средство для бесплатного воскрешения ста миллиардов людей — это их массовое убийство.», в данном случае ударение на бесплатного (воскресят и так но вот заставят отрабатывать несколько тысяч лет на востребованных обществом профессиях — шлюхой, пытуемым или гладиатором. Если же есть ответственный за их смерть и у него достаточно денег — ему и платить. С другой стороны — ответственность за вооружение военного корабля несет владелец. Если корабль устроит вспышку сверхновой то владельцу придется оплатить счет даже если не он отдал приказ.
  • Юлия Жукова, «Сами мы не местные» — бог Ирлик-Мангуст жалуется, что многие его «злодеяния» в действительности были направлены на помощь другим. Например, попытка сожрать солнце был нужна для устранения огромного количества природных порталов на планете (процесс хирургически прервали, поэтому до сих пор можно ненароком провалиться куда-нибудь через полпланеты). А жестоко отобранный у другой богини фрукт — изо рта вырвал, негодяй! — был ядовитым.
  • Сергей Снегов, «Диктатор» — такова философия Гамова: выиграть не данную войну, а войну в принципе, навсегда избавить страны и народы от соблазна решения конфликтов насилием и подлостью можно только такими мерами, которые сделают их невыгодными и позорными. Когда авиация мелкого соседнего государства исподтишка разбомбила заранее объявленный свободным от армии мирный город — десант Гамова тут же оккупировал вражескую столицу, публично осудил и повесил верховное руководство и голосовавших за войну парламентариев, отдав часть их имущества противникам войны. Когда авиация вражеской империи разбомбила без предупреждения уже несколько городов — совершивших это летчиков взяли в плен и публично объявили, что в наказание их самих сбросят на родные им города. А чтобы водолеты с живым грузом пропустили — посадили в другом отсеке пленных гражданских (бизнесменов, политиков, артистов, ученых), которых бы отпустили по успешному возвращении. После освобождения из концлагерей своих военнопленных Гамов объявляет, что вражеских пленных будут кормить вдвое и втрое меньше, чем те давали военнопленным Латании — посылки с продуктами он допускает, но также реквизирует из них большую часть на свои госпитали и детские дома.

На других языках[править]

  • Кодификатор — Вилли Старк, герой романа «Вся королевская рать» Роберта Пенна Уоррена. Американский сенатор, не брезгующий ни взятками, ни шантажом, ни копанием в грязном белье противника. А почему? А потому что он хочет настроить в своём штате бесплатных школ и больниц для бедняков. Нет, он не придуривается и не сколачивает себе политический капитал за счет популизма. Он действительно строит больницы и школы. А эпиграф взят из его разговора с бескомпромиссным паладином доктором Адамом Стэнтоном, которого он уговаривает возглавить больницу.
  • «Сага о Форкосиганах» (см. эпиграф) — дано: старый император умирает. Его наследник, принц Серг, — психопат и сексуальный маньяк. Следующий в очереди наследования — четырёхлетний мальчик. Требуется: ухандокать принца так, чтобы вместе с ним пошли ко дну его политические сторонники и друганы, и при этом никто ничего не заподозрил. Иначе в стране (то есть, на планете!) будет гражданская война. Решение: позволить принцу ввязаться в военную авантюру, которой он давно хотел, подставить его под огонь усовершенствованного вражеского оружия… а вместе с ним не только дружков-мерзавцев, но и тысячи порядочных солдат и офицеров. И своих, и вражеских.
    • Причем реализовать этот план сам император уже не может — старенький очень. Поэтому отдуваться должен Эйрел Форкосиган, которого от этого плана тошнило уже на стадии замысла.
  • «Песнь Льда и Пламени»: чтобы спасти мир от Долгой Ночи и нашествия Иных, Азор Ахай убил свою любимую жену Ниссу-Ниссу, закалив в её сердце клинок Светозарный.
    • Там же: чтобы донести до братьев Ночного Дозора информацию о новом войске Манса и предотвратить налёт на Чёрный замок, Джону Сноу пришлось нарушить клятвы Дозорного и убить своего наставника Куорена Полурукого. Правда, тот, прекрасно понимая ситуацию, сам ему приказал.
  • «Рука помощи» Пола Андерсона — посол Скорроган намеренно проваливает переговоры о гуманитарной помощи с Земли, обрекая свою планету на голод и нищету… Через 50 лет его якобы предательство становится не таким очевидным.
  • Т. Пратчетт, «Маленький свободный народец» — чтобы справиться с Дженни Зелёные Зубы, Тиффани приманивает её на собственного младшего братика, на которого эта тварь периодически пыталась охотиться. С фитильком, потому что Винтворт не пострадал, разве что испугался.
  • Артур Хейли, «Сильнодействующее лекарство» — Винсент Лорд шантажирует чиновника FDA, чтобы ускорить одобрение полезного (как ему кажется) препарата.

Кино[править]

  • «Пароль Рыба-Меч» — эталон тропа. Цена защиты американского образа жизни и жизней американцев — убийство всех террористов, которые посмеют на американцев напасть. А также их родных, близких, друзей, соседей, и просто соотечественников. А если кто-то помешает осуществлению этой замечательной идеи из американцев… ну жертвы необходимы же.
  • «Тело Дженнифер» — Ниди, ставшая суккубом, убивает горе-рокеров, с которых все и началось.
  • «Доктор Лиза» — Елизавета Глинка ради облегчения страданий умирающей Евы вынуждена украсть неиспользованный остаток морфина из клиники (на него никто не претендовал, но это сразу удар и по медсестре, и по зав.отделением, и по самой Глинке, если дойдет до открытия уголовного дела). А в целом она порой вынуждена даже прибегать к помощи наркодилера — законным путем получить обезболивающее в срок часто невозможно.

Телесериалы[править]

  • «Ангел»: Ангел и компания соглашаются возглавить лос-анджелесское отделение мегакорпорации «Вольфрам и Харт», чтобы превратить его из филиала ада на земле в нечто пристойное.
  • Narcos — Пенья сотрудничает с «Лос Пепес», считая их меньшим злом, чем Эскобар.

Комиксы[править]

« Животная природа человека неизбежно приведёт к уничтожению планеты. И для того чтобы её спасти, я её обманул… устроив самый великий розыгрыш в человеческой истории.

— Убив миллионы?
— Чтобы спасти миллиарды. Необходимое преступление.

»
— Разговор на станции «Карнак» в Антарктиде

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Code Geass — во все поля. Сузаку Куруруги хотел остановить японо-британскую войну — убил отца-премьера. Хотел искупить отцеубийство — стал воевать в британской армии. Узрев смертоносный распущенный двор Британской Империи, захотел изменить ее изнутри — ради этого добивается в ней влияния путем подъема по карьерной лестнице, не стесняясь убивать своих соплеменников, когда надо. Наконец, чтобы обелить имя покойной возлюбленной, предает самого близкого друга (впрочем, по невольной вине которого она погибла).
    • Лелуш не отстает тоже. Принести мир и спокойствие на нашу грешную планету? Легко! Уничтожить крупнейшую в мире колониальную империю, попутно положив несколько миллионов человек ради этого — что доктор прописал! Однако, у него есть оправдание, ибо потом он намеренно стал воплощением зла, чтобы через самопожертвования принести в мир лучи добра.
  • Legend of the Galactic Heroes — Пауль фон Оберштайн, 'nuff said. Если у вас вскипают мозги, когда вы пытаетесь представить, как может убийство 2 миллионов человек обернуться добром — правильно вскипают. Но ему это удаётся. Правда, в долгосрочной перспективе оно аукнулось и ему, и молодому императору. Но им не привыкать.
    • И — да, он совершенно бескорыстен!
  • Fate/Zero: Кирицугу же! Убить отца, сбить самолёт со своим ментором, сотнями истреблять как магов, так и подвернувшихся под руку гражданских (в случае со взрывом отеля он мельком упоминает, что в прошлом мог даже Не щадить детей), пожертвовать супругой, — и все ради того, чтобы построить мир без войн и насилия. Кончилось всё плохо.
  • Golden Kamuy — Цуруми, Хиджиката, Кироранке и Вилк (правда, они разошлись во мнениях и Кироранке велел убить его). Каждый из них мечтает об отдельном государстве на Хоккайдо и Карафуто: один хочет установить военную диктатуру с собой во главе, другой — воскресить республику Эдзо, а двое остальных — устроить нечто вроде союза малых народностей (айнов, ороков, нивхов и прочих). Чтобы добиться справедливости по отношению к брошенным и деморализованным после русско-японской войны солдатам, пострадавшим после падения сёгуната семьям самураев и угнетённому коренному населению, которой они от правительства не дождутся. И ради этой цели они действительно готовы на всё: устроить кровавую гонку за золотом на астрономическую сумму, плести интриги, предавать, и не по одному разу, шпионить и даже принести в жертву родную дочь!
  • Granblue Fantasy: The Animation — всех буквально переиграл пройдоха Дранг: он специально надавил на своего шефа, Чёрного Рыцаря, отправить Орхис в его со Стурм сопровождении на изолированный проклятым туманом остров — якобы, поймать и обуздать распоясавшегося там астрального зверя. Но сам он был заинтересован в спасении своей пратётушки Ферри, также ставшей заложницей острова. Оказавшаяся там команда «Грансайфера» стала приятным дополнением к его плану.
  • Sentouin, Hakenshimasu! — когда герои застряли в пустыне, Шестой вынужден был чуть ли изнасиловать химеру Розу, пусть и в порядке самозащиты, поскольку она пыталась сожрать его физически, а отнюдь не сексуально. Но зато очков зла хватило и на еду, и на машину, чтобы наконец выбраться в цивилизацию.
    • Впрочем тут налицо комедийная деконструкция штампа Корпорации Зла, сотрудники которой вознаграждаются за объективно-злодейское поведение, которое они не понятно как должны проявлять, не срывая при этом планов.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Origins: в городе гномов Орзаммаре идёт борьба за трон между принцем Беленом из рода Эдуканов и лордом Пиралом из рода Харроумонтов. Белен — редкостная сволочь: он убил одного брата, подставил другого/сестру и, вполне возможно, отравил отца (и в любом случае поспособствовал его раннему уходу в могилу, разбив его сердце смертью старшего ребёнка и изгнанием среднего), он не гнушается ничем в борьбе за трон. Лорд Пирал, напротив, известен своей порядочностью, милосердием и отвагой. Если поддержать Пирала, он приведёт Орзаммар к застою и разрухе. Белен — к процветанию, проводя смелые реформы. А вот так.
  • Spec Ops: The Line. Оперативная группа ЦРУ «Серый лис» выжимает педаль в земное ядро. Чтобы не спровоцировать конфликт США и ОАЭ, они решают не только уничтожить батальон дезертиров в Дубае, но и похоронить всех свидетелей его пребывания там. Подходят к делу они со всей основательностью. сначала вооружают местных, затем взрывают водохранилище Уокер со своей группой вызывается им помочь, однако последствия оказываются более чем фатальными.
  • Mass Effect 2 — в дополнении «Прибытие» педаль уходит в пол: для отсрочки появления Жнецов Шепард(у) приходится уничтожить ретранслятор и 300000 батариан в окружающей звёздной системе.
    • Немного портит моральную дилемму то, что если Жнецы прибудут в систему, 300 000 ее жителей все равно труба.
  • GTA: San Andreas — такова позиция Майка Торено. Правда, «добро» в его миссиях не очень-то видно (разве что освобождение брата протагониста из тюрьмы под это подходит с натяжкой), а вот злодейств по приказу Торено будет сделано изрядно.
    • Торено упирает на «заокеанские интересы» своей страны — например, он срывает поставки оружия неназванному неконтролируемому режиму. Впрочем, это в любом случае скорее конкуренция между разными спецслужбами.
  • Warcraft — modus operandi Иллидана Ярости Бури. Что самое интересное, все эти действия потихонечку признавали жестокими, но необходимыми.
    • Сначала убил подчиненных солдат и поглотил их магию… а затем с помощью этой магии уничтожил отряд демонов и удержал оборону ключевого пункта.
    • Затем официально предал Азерот и свой народ, после чего пошел служить Пылающему Легиону… чтобы получить планы и секреты врага изнутри, лишившись глаз и наполовину превратившись в демона.
    • Потом сбежал в другой мир, захватил в нем власть, устроил тиранический режим и состряпал разношерстную армию… чтобы выкачать ресурсы и опять-таки воевать на два фронта — с Легионом и с войсками из Азерота, офигевшими от такой жести. В итоге был убит, однако затем возродился.
    • Наконец без разрешения открыл огромный портал, ведущий в самое логово демонов, и подверг опасности родную планету… чтобы создать личную боевую экспедицию и уничтожить штаб Легиона вместе с командованием.
  • Assassin's Creed: Odyssey — именно этим регулярно занимается протагонист(ка), чтобы помочь хорошим людям (или просто тем, кто ей/ему заплатит). Мудрый Перикл, отец демократии, к примеру, использует мистия для откровенно грязных дел: спасти преступника, подделать результат выборов… А Сократ, зараза, ещё и со своим морализаторством лезет!

Визуальные романы[править]

  • Higanbana no Saku Yoru ni — прекрасный твист Юкари Сакаки. Чтобы спасти своего друга Масааки, она согласилась съесть волшебный чертополох ёкая Азами Отмщения, который превращает жертву травли в травящего (причём чем больше ребёнок страдал, тем сильнее он осатанеет). Азами и Сумирэ уже довольно потирали руки, предвкушая, как Юкари разойдётся — они-то знали, что ей довелось пережить в прошлом. Только вот девочка, вместо того, чтобы самоутверждаться за счёт слабых и изгоев, объявила себя тираном класса и под страхом побоев запретила любые драки и издевательства!

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — тут переработка зла в добро поставлена на конвейер и идёт в промышленных масштабах. Кстати в обратную сторону тут перерабатывать тоже умеют и любят.

Музыка[править]

  • Отличный пример тропа привёл Вячеслав Мясников в образе барда Вячеслава Грушина с альбомом «Этил и струны» в песне «Доброта»:
«

Доброта должна быть в мире,
Быть должна она везде.
Доброта должна быть дома,
На работе, во дворе.

Людям надо быть добрее,
Не ругаться никогда.
Ведь важней всего на свете
В этом мире - доброта.

Ну а кто не понимает
Этой общей доброты,
Им в штаны насыпать надо
Гайки, гвозди и болты.

Пристегнуть их к батарее,
Кипятком плеснуть в лицо,
Пока руки не устанут
Бить башкой их о крыльцо!

Затушить бычок об руку,
Молотком ударить в пах,
И сломать им надо ноги
В сорока шести местах.

Не давать ногам срастаться,
Заставлять на них ходить,
И зажженные петарды
Кулаком им в рот забить!

Чтобы бОшку разорвало
На мельчайшие куски...
Это все любви во имя!
Все во имя доброты!

»
— Вячеслав Мясников