Чистота не есть добро

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иногда герой (или кто-то, глядя на него) задумывается о том, что наиболее «чистый» выход, минимизирующий и даже сводящий до нуля личное участие в зле, либо помогающий избежать символического осквернения, совсем не обязательно уменьшает общее количество зла в мире.

Родственные тропы — Ригидная мораль, Отшельник и Пацифист (особенно чрезмерный).

Противотропы — сделать добро из зла и благонамеренный Квислинг.

Примеры[править]

Религии и Фольклор[править]

  • Библия — Пилат продемонстрировал свою чистоту и непричастность, публично умыв руки. Как бы не кодификатор.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. Лесков, «Скоморох Памфалон» — справедливый и милосердный вельможа Ермий раздает имущество и уходит в отшельники ради спасения души. Вот только на его место приходят другие, не столь щепетильные. «Жестокий старик! Пусть небо простит ему его отшельничье самолюбие».
  • М. Горький, «Русские сказки» — рассказ про некого «добродушного человека», задумавшего не сопротивляться злу, а одолеть его терпением. Ехидное На тебе! в сторону Льва Толстого и толстовства.
  • «Повесть о Ходже Насреддине» — дервиш отказывается нарушить обет молчания даже для передачи крайне важной информации.
  • Вячеслав Рыбаков, «Свое оружие» — ГГ мучительно колеблется между двумя решениями, «чистым» (не брать найденный карабин, с риском проиграть состязание и привести к гибели родной город) и «добрым» (взять, при необходимости применить).
  • Юрий Нестеренко, «Искушение» — сохранив обет безбрачия, монах ставит немногочисленных уцелевших людей перед угрозой полного вымирания.

На других языках[править]

  • Джон Кристофер, «Город золота и свинца» — Ганс вроде как чист. Живет на острове посреди реки, не носит шапку, через которую пришельцы осуществляют ментальный контроль над людьми. Но и ничего не предпринимает против их власти, что кажется рассказчику-партизану предосудительным.
  • Д. Найт, «Бесславный конец, или Дверями не хлопать» — нельзя женщине (последней на Земле), спасти мужчину (последнего на Земле), ведь его парализовало в уборной. Пополам с законопослушный дурак и традиции превыше разума — в реальном мире такие условности никого не останавливают, когда речь идёт о жизни и смерти.
  • Чарльз Диккенс, «Большие надежды» — буквально о чистоте. «Миссис Джо была очень чистоплотной хозяйкой, но обладала редкостным умением обращать чистоту в нечто более неуютное и неприятное, чем любая грязь. Чистоплотность, говорят, сродни благочестию, и есть люди, достигающие того же своей набожностью». Если что, она опекунша протагониста.

Сетевая[править]

  • Пречистый Предводитель из притчи. Он лишь пособничал людям в их стремлении к санитарии, пока они сами не впали в компульсию и не зачистили себя до смерти.

Кино[править]

  • «Прощай, детка, прощай» — вернуть похищенную девочку родной матери? Благородно, но есть один нюанс: мамочка-то довольно асоциальная особа, не слишком заботящаяся о дочери. А может лучше оставить девочку в благополучной и любящей семье?

Мультфильмы[править]

  • «Властелины времени» — Голая Идея с планеты Гамма-10 превращает всех в одинаковых безликих ангелов, величая это «Очищением через безличие».

Телесериалы[править]

  • В норвежском сериале «Оккупированные» премьер-министр долго не знает, отдать ли предпочтение чистоте (уходу в подполье) или доброте (сотрудничеству с оккупантами, направленному на уменьшение вреда от них). Во втором сезоне все же предпочел подполье.
  • «Зена — королева воинов» — Габриэль не смогла убить свою новорождённую дочь Хоуп, зная, что та является аватарой Дахока. В результате Хоуп быстро выросла и натворила бед.

Телевидение[править]

  • «Час суда. Дела семейные». В одном из выпусков крёстная, воспитавшая крестницу, уговаривала её хотя бы материально помогать больной и нищей матери. Только вот горе-мамаша была алкоголичкой, бросившей шестилетнюю дочь ради любовника и вспомнившей о ней лишь тогда, когда дочь стала успешным фармацевтом, а сама она оказалась никому не нужна. И да, в своё время крёстная отказалась лишать женщину родительских прав, потому что «не по христиански».
    • В другом выпуске женщину похитили и несколько лет насиловали. В результате первого же изнасилования она родила сына, которого похититель у неё отобрал и подкинул в дом малютки. Мальчика усыновили, а несчастная только через четыре года смогла сбежать и добиться наказания насильника. Тогда она подала иск о возврате ребёнка. Да, по закону судье ничего другого не оставалось, но ведь ребёнок считал усыновителей своими единственными родителями, и разлука с ними станет для него психологической травмой. Тем более, что истица нигде не работает, и у неё сильно запущено психологическое состояние.

Видеоигры[править]

  • OFF — мир игры населен медленно помирающими психами и их злыми боссами, и в течение всего сюжета протагонист Баттер заявляет всем, кого встречает на своем пути, что хочет очистить этот мир от скверны. И очищает. Проблема лишь в том, что под видом «очищения» он, фактически, проводит окончательное решение вопроса всего сущего в этом мире. А тем временем ребенок, сотворивший этот мир, пытается очистить мир уже от Баттера, и, чтобы он до основания не уничтожил уже и без того «очищенные» от жизни им части мира, запускает туда местных лангольеров.

Реальная жизнь[править]

  • Многие люди склонны недооценивать бездействие, выбирая тем самым чистоту в ущерб добру.
  • Нейтралитет Швейцарии во Второй Мировой некоторые рассматривают как скрытое пособничество нацистам.
    • А Швеции — как не очень-то и скрытое. Хотя здесь зигзаг: шведы в той или иной мере «пособничали» всем сторонам, и кому в итоге помогли больше — вопрос сложный.
      • Зато Швеция приняла всех евреев из оккупированной Дании, причём на государственном уровне. Чуть ли не единственный случай во всю ВМВ. Так что да, зигзаг очень извилистый.
  • w:Проблема вагонетки, троп в чистом и кристаллизованном виде. Можно либо спасти пять человек, запятнав руки убийством одного, либо не спасать их.
    • Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?
      • Сделать так, чтобы вагонетка в момент перехода стрелки слетела с рельсов
        • Смысл этого эксперимента лишь в том, чтобы заставить индивиду сделать садистский выбор. В предположенном решении в вагонетке банально посадят людей. Поздравляем, вы теперь причастны к их гибели.