Отсутствие Зла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь нет Древнего Зла, Тёмного Властелина и Чужеродного Монстра. С колдунами, бандитами и нежитью тоже всё плохо. И даже первоуровневые гопники и гоблины едва ли не поштучно. Персонажи в целом милы и симпатичны, антагонистов нет или они редки и неубедительны, насилие только в особых случаях — в общем, практически полное отсутствие Зла.

Впрочем, это отнюдь не означает, что произведение представляет из себя «весёлые песенки зайчиков и бельчат». Возможно, Зло появится далеко не сразу. Или каждый его визит — событие. Возможно, автор хочет показать злых персонажей как запутавшихся, непонятых и отчаявшихся, которые с превеликим удовольствием сделают поворот направо кругом при наличии поддержки, понимания и душевного тепла. А может, отыгрывающие роль злых просто-напросто придурки и козлы (часто с тщательно скрываемым золотым сердцем) и злобы как таковой в них и нету.

Примеры[править]

Литература[править]

Во многих странах[править]

  • Многие произведения научной фантастики (особенно среди рассказов). Основные конфликты и неприятности происходят от механических и программных сбоев, катастроф и простого недопонимания.
    • Одним из самых известных примеров можно назвать повесть Айзека Азимова «Двухсотлетний человек». Все отрицательные персонажи максимально обезличены, немногочисленны и редки, что даже удивительно для произведения, задевающего множество непростых и больных тем.
    • В пресловутом "Неумолимом уравнении" и злодеев нет, только стечение обстоятельств да еще немножко идиотских мячей.

Русскоязычная[править]

  • И. С. Тургенев, «Отцы и дети». В центре произведения — конфликт между протагонистом Евгением Базаровым и «отцом» Павлом Петровичем Кирсановым. Естественно, оба в меру козлистые, но даже антигероями их можно назвать с натяжкой. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова — это противостояние не добра и зла, а холодной рациональности первого и чувственной иррациональности второго.
    • Классика и не только русская вообще бедна на Темных Властелинов, Чужеродных чудовищ и Хтоническую жуть. Так что в качестве примера можно добавлять всего Чехова, всего Тургенева, значительную часть Толстого, Островского, Лескова, Арцыбашева, Аверченко, Некрасова, Карамзина и Грибоедова.
  • Большое число детских книжек, обычно для дошкольников. Зачастую злодеи, попадающиеся в них, либо жалкие и на злодеев не тянущие, либо объективно люди нормальные и даже хорошие, но в глазах ребёнка-протагониста те ещё исчадия ада.
    • Подобное происходит в «В стране невыученных уроков»: все отрицательные персонажи на деле просто недовольны тупостью и необразованностью героя, и как только он решает поставленную перед ним задачу — мигом меняют своё отношение к нему на противоположное. Исключение - Засуха.
    • «Простоквашино» — Почтальон Печкин больше вредный и любопытный, чем злой, а тётя Тамара действительно желает всем добра и порядка — только добивается их гиперболизированным армейским способом.
      • А вот далее уже не всё так радужно, особенно в «Новые порядки в Простоквашино».
  • Сборник «Зверолов» — чуть менее чем полностью, исключая разве что рассказ «Профессиональный убийца». В гипергуманистическом обществе XXV века у людей просто не укладывается в головах, как разумное существо вообще способно причинить сознательный вред даже зверю, не то что другому разумному.

На других языках[править]

  • «Винни-Пух» — автор статьи не уверен насчёт экранных воплощений (особенно диснеевского мультсериала), но в оригинальной книге злодеев нет совсем. Гиперактивный (но бесконечно добродушный) Тигра — едва ли не самый агрессивный персонаж.
    • Разве что немного напрягает книжный Кролик с его патологическим властолюбием, жаждой руководить (ради самого процесса?) и всех «строить». Милн подтверждал: Кролик — сатирический образ.
    • Кролик из советского мультфильма спесив (этакий отличник-зазнайка), но и только. Свою властно-бюрократическую натуру он раскрыть не успел — цикл мультфильмов, несмотря на его огромную популярность, прикрыли после третьего выпуска. А Хитрук планировал постепенно экранизировать обе книги, все их главы! Эх…
    • Есть несколько фантомных, кажущихся злодеев (см. статью Ветряная мельница).
    • В американском сериале Кристофер с питомцами попадает в царство под кроватью, где живут «элементали» пыли и грязи. Вот уж где фэнтези-злодейство! Но, опять же, субверсия, ибо это притча о необходимости уборки в комнате.
    • Так-то там и Слонопотам есть, и Бука, и Бяка. В серии про Дикий Запад есть и кони-бандиты. Так что там со злодеями повеселее.
  • Астрид Линдгрен, «Малыш и Карлсон» — неприятные поначалу фрёкен Бок и дядя Юлиус всё же, как оказалось, могут измениться в лучшую сторону, а появившиеся от силы раза четыре жулики Филле и Рулле вызывают больше смех (хотя когда один из них начинает окучивать сестру фрекен Бок, дабы на ней жениться, читателю постарше может стать и страшно). Сам Карлсон тот ещё жук, но и он не тянет на что-то по настоящему злобное.
  • «МИФ» Роберта Асприна — игра с тропом:
    • Изверг Ааз внешне похож на демона и имеет дурную репутацию, но на деле просто козёл с золотым сердцем.
    • Дракон Глип выступает практически в роли домашнего питомца Скива — хотя может при необходимости и напасть, и огнём пыхнуть.
    • Дон Брюс хоть и занимается рэкетом, но берёт относительно небольшой процент, не обижается, если в этом проценте мало денег или они вообще отсутствуют (трудные периоды в торговле встречаются постоянно), и уж тем более не стремится выколачивать этот процент и уничтожать лавки должников вместе с ними — ведь это вредит прибыли, бизнесу и, самое главное, репутации. С учётом того, что он действительно защищает платящих ему торговцев, те сами стремятся попасть под его покровительство.
    • Впрочем, злодеев и монстров в цикле всё равно предостаточно.

Кино[править]

  • Документальные фильмы, биографии и автобиографии. Очень зависит от автора и темы, но в большинстве своём злодеев, злодейств и насилия стараются не касаться.
  • Фильмы-катастрофы. В роли Зла обычно выступают природные силы, и добавлять сюда ещё и злодеев-людей не везде считают нужным. Хотя без придурков вряд ли обойдётся. Примеры: «Армагеддон», «Столкновение с бездной», «Послезавтра».
    • Одно из слабеньких исключений - "Ливень". Есть там довольно гадостный тип, который собирается из мести изнасиловать журналистку. Получил от нее смертельный Поцелуй Тоски, но в итоге чуть не умудрился Взять в ад компанию.

Телесериалы[править]

  • Ситкомы как жанр. Острые семейные ситуации и козлы там постоянно, а злодеи в принципе и не нужны. Ну, бывает, в паре серий столкнутся с мошенниками (или, если есть доля фантастики, с ловцами пришельцев), да и всё.
  • В мелодрамах разбитых сердец и козлов навалом, а злодеи, как и ситкомам, не особо нужны. Хотя здесь вероятность встретить злодеев всё же повыше, чем в комедиях.

Мультфильмы[править]

  • «В поисках Немо»: ни одного из отрицательных персонажей нельзя назвать полноценным злодеем — барракуда и удильщик просто хотели жрать; Филипп Шерман «похитил» Немо, поскольку думал что из-за слабого плавника тот не выживет; Бугор не хотел ничего плохого, он всего лишь поддался инстинктам; ну а девочка Дарла — просто глупый ребёнок, который не умеет обращаться с животными.
  • Серия мультфильмов «Феи»: фактически, здесь ВООБЩЕ нет отрицательных персонажей: фея Видия — просто высокомерная коза, но в итоге она исправляется; фея Зарина просто избрала неверный путь, но тоже исправилась: ну а пираты такие забавные, что тянут максимум на школьных хулиганов, а никак не на кровожадных головорезов.
  • «Головоломка» — отрицательных персонажей нет, есть недопонимание и неудачное стечение обстоятельств.
  • Серия мультфильмов «38 попугаев»: там не то что злодеев нет, конфликты вообще едва проглядываются, и тем не менее смотреть интересно: забавных рассуждений хватает.
  • «Альфа и омега: клыкастая братва» - Тони и Уинстон и их стаи вступили во вражду из-за нехватки еды. Естественный отбор, ничего личного. Ну а медведи просто защищали своего медвежонка, как и любая нормальная семья.

Мультсериалы[править]

  • Довольно часто встречается у Nickelodeon — «Эй, Арнольд!», «Крутые бобры», «Как говорит Джинджер», «Ох уж эти детки» и другие. Постоянных злодеев нет, да и временные появляются редко и ненадолго. А вот придурков и козлов всех мастей весьма немалое количество.
  • «Финес и Ферб» — с фитильками. Бьюфорд, Кэндес и Хайнц Фуфелшмерц первоначально появляются как антагонисты, но достаточно быстро переходят в статус просто козлов с золотыми сердцами и вообще постепенно делают поворот направо кругом, заканчивая мультсериал в статусе хороших парней.
    • А вот другие безумные учёные под командованием Фон Родденштейна — именно зло.
  • «Флинстоуны» — в большинстве своём исключительно повседневные проблемы и заботы, пускай и в каменном веке. Флинстоуны вообще идут по пункту ситкомов выше.
  • Мультфильмы про Микки Мауса. Выступающий в роли злодея Пит не более чем жулик — пусть и грубый и невоспитанный (а в одном из выпусков был просто кондуктором поезда, куда Микки хотел сесть со своей собакой — выполнял Пит служебный долг).
    • Иногда (в «Принце и нищем», например) он всё же злодей без всяких обиняков.
  • «Смешарики». Нет, серьёзно: задуман «сериал без насилия», а потому и «сериал без злодеев». Авторы, как могут, выезжают на козлино-бытовых пороках всех персонажей, на философских проблемах и на пародировании/передразнивании всего и вся (даже названия большинства серий — интертекстуальные отсылки ко всему подряд). Хотя в полнометражных мультфильмах настоящие злодеи есть, но герои с ними почти не сталкиваются, и они оказываются поставлены на место благодаря удачному стечению обстоятельств.
  • «Непоседа Зу» и «Супер Монстры» — оба сериала явно рассчитаны на дошкольников.
  • «Маша и Медведь». На «Зло» не тянут даже волки. Источник 90 % конфликтов — гиперактивность Маши, которая успевает действовать намного быстрее, чем думать.

Аниме и манга[править]

  • Большое количество аниме-сериалов. Особенно стараются гаремные аниме, романтические и комедии — да и вообще практически все, имеющие в жанре «повседневность». Порою сюда же приходят и хентаи. Примеры: Lucky Star, K-On, Green Green.
  • «Меланхолия Харухи Судзумии» — с фитильками. Из трёх действительно злодеев[1] Фудзивара и Куо Суё появляются лишь в последних томах, а Асакура действует редко и недолго — хотя каждое её выступление и зрителям, и персонажам запоминается надолго.
    • При этом не раз даются намёки на то, что у всех трёх фракций существует оппозиции — как внешние, так и внутренние — и что итоговое количество злодеев может оказаться весьма велико.
    • «Исчезновение Юки Нагато» соответствует ещё больше — даже хоть каких-то кандидатов на роль злодея не наблюдается.
  • Хаяо Миядзаки обожает этот троп: злодеев во всех его работах можно буквально пересчитать по пальцам, и нередко они не так уж и злы, как кажутся изначально.
  • «Их было одиннадцать» — в роли злодеев здесь выступают, разве что, смертоносный вирус и нарастающая паранойя по поводу «а кто же одиннадцатый-лишний?!» А так… даже молодой самоуверенный король, который вечно подозревал и обвинял во всех бедах протагониста, на деле оказывается неплохим лидером, искренне заботящимся о своих подданных подчинённых.
  • «Hanada Shounen-shi»: К большинству человеческих слабостей и пороков авторы относятся с пониманием. Настоящее злодейство встречается разве что в воспоминаниях.
  • «Oyasumi Punpun». Просто «Oyasumi Punpun» — зло здесь сами люди (все!) и беспощадная, ломающая их жизнь.

Реальная жизнь[править]

Сильно зависит от множества факторов (страна, место проживания, семейное положение, выбранная профессия и т. д.), однако средний человек имеет все шансы прожить всю или большую часть жизни, не встретившись со злодеями напрямую.

  • Очень распространённый вариант — злодеями по отношению к нему. Терроризировавший округу маньяк вполне мог оказаться милым и улыбчивым соседом, который когда-то помог вам с ремонтом в квартире. И это лишь один пример.
    • Особенно часто наблюдается в закрытых и полузакрытых обществах — коммуны, деревни, небольшие провинциальные города. Все всех знают, стараются держаться вместе и порою даже занимаются одним делом. В таких условиях по отношению к своим особо не побезобразничаешь.

Примечания[править]

  1. Скорее, оппонентов. Кто здесь злодей, и есть ли тут злодеи — поле для интерпретаций.