Боится солнечного света

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если какое-то существо боится солнечного света, скорее всего перед вами — представитель сил зла, скрывающийся во мраке и выходящий по ночам на свою ужасную охоту. Чем в большей степени существо боится света, тем более оно злобно; если оно боится даже света от лампочки Ильича, то это нечто совсем враждебное. Впрочем, это правило работает не всегда — фотофобная сущность может оказаться нейтральной или даже дружелюбной.

Силы зла[править]

Фольклор[править]

  • Почти все версии вампирского легендариума XIX—XXI веков.
    • C XX века начинается характерный подштамп: что на солнечном свету вампиры загораются (а в фильмах «От заката до рассвета» — просто взрываются). В более ранних произведениях этого не было, но кайфа солнце вампирам не доставляло никогда. Например, Дракула Стокера от него терял свои силы. В целом фольклорные вампиры просто вели себя, как любая нечисть: удирали с рассветом, теряя способности и возвращаясь в гробы. Если бы они на солнце загорались, никакие колы и кресты бы не требовались для их уничтожения — вынеси гроб со спящим вампиром на солнышко, и готово дело.
    • Заметьте: в «Сумерках» вампиры вовсе не злые, и поэтому свет им нисколько не вредит. Они под ним наоборот, переливаются искорками.
  • В скандинавских легендах, как и у Толкина, тролли днём превращаются в камень (собственно, оттуда и позаимствовал этот приём Профессор).
    • Этим же свойством в некоторых легендах обладают и гномы (они же нижние альфы, они же цверги). В одном из сказаний «Старшей Эдды» Тор таким образом обманул гнома Альвиса, до утра задавая ему вопросы о том, как какие мифические народы что называют. Одним из ответов было, что гномы называют Солнце «Другом Дурина», а Дурин — прародитель гномов (в названии очевиден сарказм или эвфемизм).
  • Вообще восставшие из гроба мертвецы под солнечным светом цепенеют, и их становится возможно уничтожить окончательно.

Литература[править]

  • Многие злобные существа в легендах Толкина. Степень их светобоязни варьировала: некоторые (скажем, уруки, то есть продвинутые орки 2.0) просто испытывали к свету отвращение, некоторые (к примеру, обычные, менее навороченные орки) теряли свою силу, а тролли так и вовсе каменели. Но упоминается, что у Тёмного властелина есть и ологи — продвинутые тролли 2.0, которые при дневном свете хорошо воюют, каменеть или слабеть и не думают, разве что морду слегка кривят. Пиппин заколол одного такого (кажется, даже их командира!) и чуть не погиб на этом деле сам.
  • Книги про Капитана Фьючера: герой отправляется спасти вселенную, которой осталось несколько тысяч лет до нового Большого Взрыва. Какой-то шибко умный учёный решил вывести породу людей, способных жить без солнца, и они, оказавшись все без исключения злодеями, хотят уничтожить нормальных людей. В конце-концов Капитан выясняет, что без солнца-то эти существа могут жить, а вот с нормальным солнцем — никак. Звёзды умирающей вселенной им, правда, не страшны, но зато от ультрафиолетовой лампочки дохнут мгновенно и поголовно.
  • Кордвайнер Смит, «Игра с крысодраконом» — собственно, оные крысодраконы. Обитающие в «плоскоте» (что-то вроде гиперпространства) нематериальные Чу-чу (видимы только телепатам и связанным с ними кошкам, при этом, люди видят драконов, кошки — крыс), имеющие неприятнейшую привычку выжигать мозг всему живому, что оказывается поблизости от них (зачем, почему — человечество так и не смогло выяснить). Не выносят излучения в оптическом диапазоне, из-за чего не суются к звездам. Впрочем, чтобы уничтожить… Это, света нужно много (при защите кораблей используют ядерные боеголовки специфического строения, которые выделяют энергию в основном в оптическом диапазоне), а бояться источников света, недостаточных, чтобы их убить, они довольно быстро перестали.
  • Танит Ли, «Сага о Плоской Земле» — все демоны мгновенно (и довольно мучительно) гибнут от прямого солнечного света. Впрочем, не навсегда.
  • «Девятый» — погань. Дохнуть не дохнет, но чувствует себя крайне неуютно.
  • «Ночь уродов настаёт» Александра Дедова — монструозные отцы живут в катакомбах и выходят только в редкие ночи уродов. Многие их дети-бастарды, включая протагониста, разделяют уязвимость перед солнечным светом.

Кино[править]

  • Годзилла в фильме 1955 года боится любого яркого света и от этого звереет. Причина в боли, которою он испытал, попав под ядерную бомбу. Правда в дальнейшем во франшизе эта тема нигде не поднималась.
  • «Гремлины» — яркий свет (особенно дневной) смертельно опасен для гремлинов и могваев.
  • «Щелкунчик и Крысиный Король» — собсна главный злодей, Крысиный Король. Пытается защититься от солнца густой пеленой дыма, вырабатываемого гигантской топкой, сжигающей детские игрушки.
  • «Байки из склепа: Кровавый бордель» (1996) — здешние вампиры получают от солнечного света сильнейшие ожоги, а если его воздействие не прекратится достаточно быстро, то взрываются! Впрочем, солнцезащитный крем легко может решить эту проблему.
    • Судя по Дженкинсу, укушенные, но ещё не обратившиеся люди тоже не любят свет, хотя он и не оказывает на них столь болезненно-убойный эффект.
  • «Остров доктора Моро» (1996) — доктор Моро очень плохо переносил яркий солнечный свет и пользовался защитным кремом. Конечно, злодеем он себя не считал и боролся с проявлениями зла у своих творений на генетическом уровне, пытаясь создать идеальное общество. Но как ещё назвать учёного, подвергающего вивисекции животных даже после того, как они уже стали разумными?
  • «Чёрная дыра» (2000) — даже слабый искусственный свет губителен для ночных существ на планете трёх солнц. Как эволюция допустила появление таких тварей на планете, где ночь наступает раз в 60 лет — авторы умалчивают.
  • «Охотники на троллей» (2010) — тролли каменеют от ультрафиолета, поэтому для борьбы с ними используют ультрафиолетовые прожектора.

Телесериалы[править]

  • «Дневники вампира» — обычные вампиры от солнечного света сгорают заживо и, чтобы этого избежать, носят специальные кольца. Первородных (самых первых вампиров) солнце только обжигает, но не убивает. Чем старше вампир, тем дольше он способен переносить действие света.
  • «Полтергейст: Наследие» — в одной из серий в штаб-квартиру фонда Луна под вечер прислали посылку, в которой сидели мстительные злые фэйри. Один из них застрял в ладони одного из персонажей и погиб при извлечении, когда его случайно облучили из ультрафиолетовой лампы. А после изучения его тела под микроскопом и сверки с базой данных стало ясно, что с этими добровольно принявшими проклятье существами справиться без хотя бы искусственного солнечного света не получится. В последней серии первого сезона главный герой уничтожил замаскировавшееся под человека и проникшее в верхушку организации Наследие потустороннее существо, в нужный момент отдернув шторы. В обеих сериях с вампирами солнечный свет был одним из залогов успешной борьбы с ними.

Мультфильмы[править]

  • Диснеевская «Фантазия» — демон Чернобог с наступлением рассвета морщится от отвращения и, завернувшись в крылья, обращается в камень (видимо, до следующей вальпургиевой ночи).
  • «Город колдунов» — герои победили главного злодея, когда прекратили наколдованное им затмение, и он умер на свету.
  • «Иван Царевич и Серый волк» — главный злодей погибает, оказавшись под солнцем.
  • «Шляпа волшебника» (1990) — в начале своего наступления на Чудесный лес царь Морозомор наколдовывает густые тучи, погружающие мир в вечную ночь. Когда Палочка приходит сразиться с ним, то тучи внезапно расступаются, и яркие солнечные лучи ослепляют Морозомора, что и позволяет Палочке метнуть в него волшебный меч.

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993) — под действием солнечного света вампиры сгорают, оставляя после себя лишь дым, пепел и иногда одежду. Собственно, из двух убитых за сериал вампиров оба погибли именно так.
    • 1 серия, 5 серия. Мелвин убил «Спящую красавицу», многократно перенаправив на неё единственный пробившийся в комнату лучик солнца при помощи системы зеркал.
    • 1 серия, 9 серия. Вампир-таксист Юджин так увлёкся преследованием двух главгероинь, что забыл о приближении рассвета. И когда солнце взошло, Камилла устроила ему принудительную солнечную ванну, открыв люк в крыше лимузина.
  • «Аладдин» (1994) — великаны-людоеды Аль-Грязины, монстры-жижицы из мокрой глины, живут в подземельях под пустыней. Но в погоне за героями они не испугались дневного света. А надо было бы: под жаркими лучами пустынного солнца глина быстро высохла, затвердела и треснула. И они умерли. С фитильком, ибо дело тут не в свете, как таковом, а в температуре.
  • «Чудовищная сила» (1994) — вампиры, как и полагается, боятся солнечного света. Даже сильнейший из них, Дракула, под прямыми лучами солнца обратится в прах за считанные секунды. Впрочем, для него это не является фатальным. Дракул дважды сгорал без остатка, и оба раза возвращался. Но более слабые кровососы едва ли смогут это повторить.
  • «Кибер-шесть» (1999) — эпизод «Унесенные крыльями» (8 серия). Гаргульи боятся солнечного света, а потому с первыми лучами спешат укрыться в тоннелях метро. Заметив эту их особенность, Кибер-шесть перед рассветом заманила монстров в поезд и вывезла наружу. Оказалось, что под действием дневного света гаргульи сначала загораются синим пламенем, а потом обращаются в камень и разлетаются на мелкие кусочки.
  • «Черепашки-ниндзя» (2012) — поскольку грибы-мутанты живут в тёмной и сырой канализации, они совершенно не переносят прямых солнечных лучей.
    • А в сериале нулевых годов созданные из жителей города иноланетянином Ш’Оканабо зомби становятся прежними под солнечными лучами. Самому инопланетному монстру тоже от солнышка плохеет.
  • «Лига Справедливости» — пришельцы из первой арки специально покрывают места вторжения искусственными тучами. Как только Бэтмен соответствующие агрегаты отключает — злодеи плавятся, как под ядерной бомбой.
  • «Ксибер 9» — живущая в темных подземельях раса махин испытывает чудовищную боль от естественного света. Их лидер, лорд Макестро, мечтает запустить машину судного дня под названием «Око Мрака», которая ввергнет мир в вечную ночь, и его армия сможет установить свое господство.
  • «Мой домашний дракон» («My Pet Monster») — главгад Бистур боится света. Причём тот, похоже, не оказывает на него никаких негативных эффектов, как на тех же вампиров. Бистур его просто боится. Даже не ультрафиолета, достаточно просто насветить фонариком или направить солнечный зайчик в глаза, и он уже в ужасе бежит, хотя способен разгуливать по улицам днём. В одной серии он додумался надеть солнцезащитные очки, но уже к следующей забыл эту гениальную в своей простоте идею.

Аниме и манга[править]

  • «Башня Друаги» — инверсия: в некоторых сериях второго сезона присутствуют монстры, которые попадая в тень, рассыпаются в прах.
  • Клинок, рассекающий демонов — о́ни на солнце сгорают как спички. В том числе и их почти неуязвимый прародитель. То же самое происходит с предметами и веществами созданными их колдовством. Побороть эту уязвимость смогла Нэдзуко. Ненадолго ставший о́ни Тандзиро тоже смог приобрести невосприимчивость к солнечному свету.
  • JoJo's Bizarre Adventure: Battle Tendency — местные вампиры хоть и являются ГМО-людьми, но солнечного света не переносят и распадаются в прах. С их создателями похожая история, только Солнце их не убивает, а заставляет их тела петрифицироваться и впадать в биостазис.

Настольные игры[править]

  • D&D — тёмные эльфы очень плохо переносят солнечный свет и могут даже умереть от него. Впрочем, они вполне способны адаптироваться к нему.
  • Warhammer Fantasy Battles — ночные гоблины. Солнечный свет может навредить им, поэтому они и носят черные робы и передвигаются, как правило, ночью.
  • Vampire: the Masquerade — солнечный свет губителен для всех вампиров, но последователи Сета уязвимы к нему больше всех. Да что там солнце — сетитов ослабляет любой яркий свет.
    • равно как и Лассомбра. В той же степени...

Видеоигры[править]

  • S.T.A.L.K.E.R. — такие мутанты, как бюреры, живут в пещерах и подвалах именно по этой причине.
  • ObsCure — яркий свет губителен для мутантов.
  • Minecraft — любая нежить горит на солнечном свете, а гигантские пауки становятся не агрессивными.
  • Starcraft 2 — заражённые терраны в миссии «Эпидемия» мгновенно погибают от света местной звезды, однако день на планете, где происходит миссия, длится всего несколько минут, поэтому тактика обычно следующая: «днём выносим всё, ночью сидим в обороне».
  • BloodRayne 2 — собственно Рейн и другие вампиры.
  • Вампиры в Morrowind тоже его боятся. Так что лучше передвигаться по ночам и подальше от людей. Почему-то вампиров там никто не любит, разве что терпят — да и то весьма малая часть населения.
    • Обливион не отстаёт, тамошние вампиры, если не пили недавно крови, горят на солнце.
    • А в Скайриме вообще один из DLC посвящён плану главного вампира, который хочет погасить солнце. Можно обломать, а можно завершить план и делать это самому, если хочется вампиром погулять днём без проблем.
  • Серия The Darkness — здесь это главная геймплейная фишка. Находясь на свету герой теряет все свои способности, поэтому лампочки и уличные фонари нужно уничтожать сразу же, либо держаться от них подальше.
  • Dragon Age — аверсия с опорой на сеттинг: обычно с начала Мора над армиями порождений тьмы постоянно появляются тёмные тучи (возможно, какое-то влияние архидемона), вдобавок к тому, что между Морами они большинство времени проводят на Глубинных Тропах, среди тедасийцев ходит ошибочное поверье, что они боятся солнечного света. Подчёркивается в книге «Призыв», когда Архитектор, пытаясь убедить окружающих героев и злодеев примкнуть к нему, встаёт перед окном и на него падает солнечный свет, чем шокирует некоторых персонажей (самое забавное то, что Архитектор не выпендривался — не исключено, что он вообще не знал о подобном поверии).
  • The Dark Pictures Anthology : House of Ashes — все жертвы инопланетных паразитов (что пришельцы, что заражённые ими люди) мутируют в вампироподобных существ, в процессе приобретая и уязвимость к солнечному свету и искусственному ультрафиолету.
  • «Figment 2: Creed Valley» (2023) — монструозный гигантский хряк, воплощающий страх перед темнотой, неуязвим для атак протагониста. Но под воздействием яркого света он скукоживается до испуганного маленького поросёночка, и в этот момент ему можно (и нужно) навалять.
  • «Stray» (2022) — под воздействием ультрафиолета Зурки (похожие на хэдкрабов агрессивные существа, появившиеся в результате мутации мусоропожирающих бактерий) раздуваются и тут же лопаются. Вот только город, в котором происходит действие игры, находится под землёй, и солнечный свет туда не попадает, а потому Зурки расплодились в нём в неимоверных количествах.

Не зло[править]

  • Супермен, как и другие криптонцы, получает сверхсилу от света жёлтого солнца, однако красная часть спектра, как у их родной звезды или если земное освещение пропускается через особый фильтр, подобными свойствами не обладает. Под ним он слабеет вплоть до полной потери сил.

Мифология и фольклор[править]

  • Слабости безобидных мифических созданий.
    • Асраи из шотландского фольклора до смерти боятся солнечного света — он превращает их в воду.
    • Для трау солнце также неприятно, хоть и не смертельно — с наступлением рассвета закрываются входы в их дома, и трау придётся куковать снаружи до заката.

Литература[править]

  • «Дитя света» — когда восходит солнце, на охоту вылетают вампирические дети света, а их жертвы ведут сугубо ночной образ жизни и днём прячутся в домах с наглухо закрытыми ставнями.
  • «Архимаг» — точнее, спин-офф серия «Яцхен». Среди мимоходом пройденных протагонистом миров упоминается один, местные жители которого испытывают дискомфорт при солнечном свете и потому ведут ночной образ жизни. Настолько не зло, что нишу нечисти в этом мире заняли… случайно попавшие в этот мир люди, которые из всей местной пищи могут переваривать только мясо разумных существ. Из-за этого ходить при свете дня для местных жителей скверно вдвойне.
  • «Дом, в котором» — Седой не переносит свет и не выходит из комнаты.
  • В рассказе Михаила Харитонова «Свет» сие встречается аж дважды. До человека существовала цивилизация вампиров, привычная к инфракрасным лучам и совершенно не переносящая привычную нам часть спектра. Когда проницаемость атмосферы и, как следствие, освещение планеты изменились, на сцену вышли люди. Но затем история повторилась — радиация, исходящая из центра Млечного Пути, выжгла Землю, а из далёкого космоса прибыли совершенно иные формы жизни, для которых обычным светом являлись как раз гамма-лучи. Несмотря на вражду, ни один из этих трёх народов не является добром или злом даже с натяжкой — они просто слишком сильно различаются. Последние представители двух первых так вообще чуть ли не лучшие друзья.
  • У Льва Прозорова в «Евпатии Коловрате» Солнце враждебно нежити (при том, что ни сам Коловрат с дружиниками-навьими, ни тем паче поднятые ими для мести убитые русичи, разумеется, не зло). «Поднятых» лучи дневного светила убивают (по видимому, «окончательно»), у навьев же непереносимость усиливается — после первых попыток поднимать мёртвых солнечный свет лишь слепит глаза, со временем начинает жечь кожу, а взятый в плен монголами и распятый на открытом месте дружинник буквально горит зажи… кхм. В общем, испытывая всю гамму ощущений. Впрочем, оказавшись в тени, стремительно восстанавливается.
  • Приквелы к Dune — выжженная радиацией планета, являющаяся столицей машинной цивилизации, на ней местного солнечного света, щедро льющегося пополам с радиацией, боятся люди

Кино[править]

  • «Леди-ястреб»: героиня с восходом солнца превращается в ястреба, а герой — на закате в волка. При солнечном затмении оба остаются людьми.
  • Фильм Алехандро Аменабара «Другие» (The Others): дети главной героини страдают фотодерматитом — повышенной чувствительностью к солнечному свету.
  • Midnight Sun — тоже фотодерматит
  • Тролли из фильма «Охотники на троллей» при любом освещении умирают, становясь камнеподобной субстанцией, а многие при этом даже взрываются. Несмотря на зловещий антураж и исходящую от них опасность, это в большинстве своём просто животные или представители первобытных племён, а не что-то очевидно плохое.
  • Riddick — планета Крематория, на которой местное солнце жарит так сильно, что его света боятся люди
    • Протагонист, из-за особенностей своих зрительных органов, также избегать яркого света и носит очки.

Мультфильмы[править]

  • «Дети Дождя» — Дети Дождя (они же гидросы) в солнечный сезон обращаются в камень.

Мультсериалы[править]

  • «Страна троллей» — эти существа от долгого пребывания на солнце каменеют, но могут снова ожить, если их намочить.
  • «Гаргульи» (1994) — субверсия: Гаргульи его не то чтобы боятся, но с наступлением дня они обращаются в камень, а ночью вновь «оживают». На самом деле это даже полезно, ведь находясь в каменном состоянии, они восстанавливают здоровье и залечивают раны. Но окаменев вдали от безопасного места, или хуже того — посреди боя, гаргульи могут стать лёгкой добычей для врагов, коих у них немало. С фитильком: Солнечный свет лишь знаменует начало нового дня, а не обращает гаргулий в камень сам по себе. Нахождение в тёмной пещере или, скажем, комнате без окон, нисколько не мешают окаменению. И по всей вероятности, ультрафиолетовые фонарики, столь часто применяемые в качестве оружия против вампиров, его не провоцируют.

Аниме и манга[править]

  • One Piece — при малейшем контакте с солнечным светом испаряются те, чью тень забрали с помощью управляющего тенями Фрукта. При этом, хотя большинство показанных жертв и являются пиратами, они — персонажи положительные (не говоря уж о том, что в таковом статусе так или иначе побывала половина из главных героев).

Видеоигры[править]

  • Vampyr — местные вампиры не являются классическим злом — некоторые из них даже намного человечнее обычных людей (один вообще был святым в буквальном смысле этого слова — Павел Аврелиан, один из семи Святых основателей Бретани). Помимо этого, плоть вампира начинает гореть на солнечном или ультрафиолетом свете, но убить их это не может — если свет погаснет, вампир начнёт восстанавливаться. Вот огонь — это другое дело.
  • Почти ВСЕ персонажи из сеттинга Fallen London.
  • Space Station 13 - Shadowling, покрытый чёрным хитином монстр, порабощающий людей. Боится любого света, от солнца и лампочки до фальшфеера и света с экранов мониторов. В темноте наоборот восснавливает здоровье.

Визуальные романы[править]

Прочее[править]

  • Один из вариантов SCP-001 — When Day Breaks[1]. Не столько объект, сколько рассказ, сюжет которого строится на том, что солнечный свет стал превращать все живое в какую-то хрень (причины не поясняются, и вообще он на самом деле не об этом, а о безумной любви между выжившей и зараженной). Что POV, что протагонистке есть чего бояться солнечного света.

Реальная жизнь[править]

  • Не совсем боится, но когда человеку плохо, яркий свет может быть неприятен и вызывать мигрень.
  • Фотофобия — болезненное ощущение от яркого света. Симптом кори, краснухи и других болезней
  • Гелиофобия — болезненный симптом, заключающийся в том, что солнечный свет легко вызывает ожоги. Например: у больных порфирией, фотодерматитом или альбиносов. А ещё такой эффект вызывает сок борщевика.
  • Не то, чтобы прям боятся, но большинство ночных животных яркий свет не любят. Далеко не все из них попадают даже под троп Кому няшка, кому кондрашка, не говоря уж о том, что не являются злом.

Игры со штампом[править]

  • Fullmetal Alchemist: инверсия. Гомункул Гордыня — самый сильный и, пожалуй, самый злобный — атакует при помощи умбракинеза. Поэтому солнечный свет, особенно яркий, ему совсем не страшен, а вот если вокруг полная темнота, то теням неоткуда взяться и, соответственно, Гордыня становится абсолютно безоружным (хоть и не беззащитным).
  • Nightside City (в переводе «Смертельное солнце») — для человека пригодна лишь ночная сторона, на которой и построен город, но так как планета всё-таки вращается, хотя и очень медленно, то медленно и верно приближается рассвет, который выжжет этот город.

Примечания[править]

  1. Это явно название песни, но автор правки ее не знает и не хочет отыгрывать надмозга. На русский объект не переведен, по-украински — Коли зійшла зоря