Месть мертвеца

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« И я поклялся перед Богом, полтора века спустя восстать из гроба и коль ворота снова не откроют кровь потомков Нортвеста их грех отмоет! »
— Гравити-Фоллс, Призрак Лесоруба

Итак, злодей убил положительного персонажа. Или наоборот. Или, может быть, не лично убил, но как-то поспособствовал смерти. Или даже это была смерть от иных причин, не позволившая погибшему свершить свою месть. Так или иначе, тот, кто имел основания отомстить — мёртв. Все кончено, и оставшийся в живых враг может вздохнуть с облегчением? Как бы не так! Теперь его ожидает нечто гораздо более страшное, чем возмездие живого противника — месть мертвеца

Реализовываться она может несколькими путями.

Во-первых, мертвец может преследовать своего обидчика лично — в виде злобного духа или во плоти, восстав из гроба (самостоятельно или с чьей-то помощью) в качестве ревенанта, вампира или иной нежити.

Во-вторых, умирающий может наложить проклятие. Этот вариант часто ещё хуже, поскольку проклятие обычно падает не только на непосредственного виновника, но и на весь его род. Нередко главным героем произведения является как раз представитель такого рода, который сам ни в чём не повинен и пытается снять проклятье.

В-третьих, карма может проявить себя: например на убийцу рухнет склеп жертвы, когда он придет туда поиздеваться.

Наконец, возможен и вариант без мистики — если погибший заранее предусмотрел возможность своей смерти и принял меры, обеспечивающие возмездие. Эти меры могут быть самыми разными — от бумаг типа «вскрыть в случае моей смерти» до кардиомонитора, который запускает некий смертоносный механизм в случае остановки сердца владельца.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Восточноевропейская легенда, где потомки убийцы святого Станислава обречены каждый год в день его памяти превращаться в волков. Один из них в XVII в. был убит охотниками и тем разрушил проклятие.
  • Японская легенда о старом воине Санэмори, чей конь поскользнулся на поле, залитом водой, и выбросил седока из седла. Подбежавшие враги его добили. Умирающий проклял все рисовые поля, и его дух воплотился в жучке, чья голова напоминает шлем самурая. Эти жучки стали настоящим бичом посевов.
  • «Тысяча и одна ночь» — врач Дубан, которого неблагодарный царь Юнан приговорил к смертной казни, посулил царю книгу, в которой записаны самые немыслимые тайны. После казни царь забрал книгу, но страницы слиплись, и пришлось Юнану смачивать палец во рту, переворачивать страницу и опять класть палец в рот. Так он и занёс яд, которым была покрыта книга, в свой организм.

Театр[править]

  • «Ёцуя Кайдан» — Оива преследует оставившего её возлюбленного после смерти и в конце концов утаскивает его в ад.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — проклятие, павшее на убийцу и всех его потомков.
  • А. К. Толстой, «Упырь» — также родовое проклятие. Проклинающий, правда, успел оговорить еще и условия снятия проклятия.
  • Н. Гумилёв, «Загробное мщение» — убитый ожидает убийц на том свете.
  • «Волкодав»: в описываемом мире мертвец может реально (и наяву, но только ночью) прийти за своим убийцей. Это не гарантировано, но риск существует (и, говорят, существуют способы его минимизации). Главному герою приходится защищаться от таких ревенантов. Такой мёртвый мститель показан и в спорной экранизации — телесериале «Молодой Волкодав».
  • Юрий Нестеренко, «Джессика» — заглавная героиня кончает с собой, чтобы избежать изнасилования и… не является своим обидчикам лично, но превращает их жизнь в ад (от которого, похоже, нет спасения даже и в смерти).
  • Отблески Этерны — выходцы, живые мертвецы, которые приходят к живым и уводят их с собой. Это могут быть как виновники смерти, так родственники убитых или просто случайные чем-то приглянувшиеся люди.
  • Макс Фрай, «Путешествие в Кеттари» и «Ворона на мосту» — история сэра Шурфа Лонли-Локли. После того как Шурф в поисках силы завладел отрубленными руками двух магистров Ордена Ледяной Руки, мёртвые магистры пришли за ним в его сон. Если бы не случайность и не последующая помощь Джуффина Халли, для Шурфа всё кончилось бы совсем плохо.
  • Александр Рудазов, «Архимаг». Один из второстепенных персонажей — Тивилдорм Призрак, бывший глава Совета Двенадцати, убитый за попытку провести радикальные реформы, после смерти явился в зал, где заседали в обновлённом составе серые плащи, и испепелил своих убийц молниями.
  • «Кукушонок» Александра Дедова — жители скандинавской деревушки когда-то пытались избавится от беды с помощью детского жертвоприношения. Помогло. Только дети потом вернулись и извели свои семьи.
  • «Сонхийский цикл» — Венши после изнасилования и убийства переродилась амуши, злобной и сильной нечистью, чтоб покарать виновников.
    • А призрак убитого во время погромов в Лаврезе горожанина обрушил кусок стены на творивших бесчинства молодчиков.
  • «Сегодня Б-г забыл за Одессу» Александра Дедова — ребе Шломо перерождается шиббуком, чтоб отомстить погромщикам.
  • «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой — убитый женой муж восстал в виде заложного покойника и обретался в подвале, пока не получил возможность прибить убийцу.

На других языках[править]

  • Плутарх в жизнеописании Цицерона пишет, что тот, узнав о смертном приговоре, подумывал пробраться в дом Октавиана и покончить там с собой у очага, чтобы навлечь на Октавиана духа мщения. Поскольку Цицерон побоялся так поступить, сработал бы такой способ или нет, мы не знаем.
  • Дон Жуан в исходной легенде и ее многочисленных авторских обработках стал жертвой мести Командора. Например, у Пушкина за живого мстит его статуя.
    • Есть, впрочем, и такая трактовка «Каменного гостя», где статуя олицетворяет не только Командора, а вообще прошлое Гуана, которое настигает его.
    • В пьесе «Последняя женщина синьора Хуана» мстит не командор, а некий безымянный мститель, жаждущий отомстить Хуану за его художества. Но убивает он дона Хуана у статуи Командора, и в результате все уверены, что ловеласа укокошила ожившая статуя!
  • Р. Э. Говард, «Перестук костей» — скелет мёртвого колдуна задушил своего убийцу.
    • У него же — «Голуби преисподней». Очень изощрённая месть. Да и вообще этот сюжет был любим автором.
  • А. Конан Дойл, «Собака Баскервилей» — субверсия. Родовое проклятие — всего лишь легенда, которую использует в своих целях вполне материальный преступник.
    • Даже с субверсией это не сюда — не мёртвая же девушка является за потомками непутёвого сэра Хьюго! А вот следующий пример, написанный «под впечатлением от», и который автор правки любезно добавляет — стопроцентно наш случай!
  • В. Короткевич — «Дикая охота короля Стаха», конечно же. Сама Охота и мифический «мужицкий король» Стах — древняя легенда, взятая на вооружение честолюбивым помещиком, чтобы сжить со свету соседку и наложить лапы на её имение.
  • Г. К. Честертон, «Злой рок семьи Дарнуэй» из сборника «Недоверчивость отца Брауна» — ещё одна субверсия. Преступник, злоупотребив доверием хозяина замка, «нашёл» (на самом деле — лично написал) картину и придумал связанное с ней «семейное проклятие», чтобы под прикрытием мистики совершить преступление.
  • С. Лем, «Сказка о короле Мурдасе». Мурдас боялся, что его дядюшка устроит переворот, посему казнил своего родственника. Далее казнённый дядюшка приходил к Мурдасу во снах и там пытался (через раз удачно) захватить власть. Собственно, эти кошмары и довели Мурдаса до гибели. Трактовать можно как мистически, так и более рационально — королю снилось то, чего он больше всего боялся (то есть можно считать — с прикрученным фитильком).
  • М. Дрюон, «Проклятые короли» — вариант с предсмертным проклятием.
  • Р. Л. Стайн — «Мёртвый бойфренд», просто «Бойфренд» (с прикрученным фитильком, ибо мертвец оказался липовым), «Чудесное свидание», «Новогодняя вечеринка», «Ночные игры»…
  • С прикрученным фитильком: персонаж романа «Прелюдия» Курта Кобба очень боится «нечаянно» попасть под машину. Дело в том, что он знает о месторождениях Саудовской Аравии несколько больше положенного. В качестве мести секретный сервер настроен так, чтобы разослать в газеты эти данные, если никто не вводит пароль раз в месяц. Характерно, что под машину Ларри Хиллард всё-таки попал. Сервер отправил рассылку… но газетчики почти не обратили внимания! Единственную статью в «Геральде» назвали фальшивкой.
  • Фриц Лейбер, «Полночь в зеркальном мире». Причём здесь ведьма специально покончила с собой, чтобы мстить из-за гроба.
  • Рэй Брэдбери, рассказ «Город». Поражает размах мести.
  • В «Призрачных отрядах» из цикла «Война старика» Джона Скальци происходит в довольно нестандартном формате на грани соседнего тропа: тело Джареда Дирака технически ещё живо, но его личность оттуда уже стёрта и заменена личностью Чарльза Бутена, вот только Джаред успел отправить сообщение товарищам и оставить специально для Чарльза файл во встроенном в мозг тела компьютере, а в этом файле он рассказывает, что запрограмировал всю искусственную кровь в теле на самовозгорание с небольшой задержкой после завершения переноса личности, чтобы доктор Бутен точно успел полностью загрузиться в тело и точно не успел выгрузиться из него — даже в случае, если тело не разорвёт, оно в любом случае долго не протянет, потому как автоматически мгновенно окажется лишено 100% своей крови, а также обожжено изнутри.

Кино[править]

  • Франшиза «Байки из склепа» этот троп обожает.
    • «Байки из склепа» (1972) — доведённый до самоубийства старик Гримсдайк так и не узнал при жизни, кто стоит за обрушившейся на него чередой несчастий. Но, видимо, на том свете у покойников есть доступ ко всей необходимой информации, ибо через год после смерти Гримсдайк восстал из могилы в виде ходячего трупа и покарал своего обидчика.
    • И его сиквел «Склеп ужаса» (1973) — зарезанная Гарольдом Донна стала вампиром и пришла за негодяем. Однако ж, с фитильком: Она лишь присоединилась к группе вампиров, которые прекрасно убили бы Гарольда и без её участие.
    • «Байки из склепа: Демон ночи» (1995) — в начале фильма, прежде чем перейти к основной истории, нам показывают сферическую байку из склепа в вакууме. Неверная жена зарубила мужа топором и бросила его тело отмокать в чане с кислотой. А муженёк ожил, вылез из чана, взял тот же самый топор и пошёл мстить своей убийце. Правда, в итоге всё это оказалось лишь фильмом, который снимает поадвшийся в режиссёры Хранитель Склепа.
  • «Туман» Джона Карпентера — мёртвые моряки мстят потомкам своих убийц.
    • Его же «Призраки Марса» — давно вымершие, но сохранившиеся в виде ненавидящих любых вторженцев бесплотных душ марсиане вселяются в тела колонистов, чтобы выбить их с Марса их же руками.
  • Франшизы «Проклятие» и «Звонок». Здесь проклятие переходит уже даже не на родственников обидчика, а на совершенно посторонних людей.
  • «Ворон» — восставший мститель.
  • «Пила» — третий вариант, используется неоднократно. И непосредственный вариант с кардиомонитором, и ловушки типа «ты не сумел простить, теперь ты не узнаешь, где заперта твоя дочь, у которой осталось совсем мало воздуха», и тот факт, что запущенный Пилой механизм продолжает работать еще несколько серий после его смерти.
  • Фредди Крюгер же!
  • «Калейдоскоп ужасов», первая часть — два примера, в новеллах «День отца» и «Пусть прилив тебя накроет». Вторая часть — новелла «Попутчик».
  • «До крайнего предела» — супруг героини сумел даже потроллить своего убийцу (через запись), показав ему диск с компроматом, который сейчас непонятно где.

Телесериалы[править]

  • «Девять неизвестных» — один из колдунов устраивает другому сабж с помощью вызывающего муки совести заклятья. В итоге жертва гибнет, убитая призраками загубленных ей же ранее рабочих.
  • «Секретные материалы» — в серии «Список» казненный на электрическом стуле преступник Нич мстит тем кто плохо обращался с ним в тюрьме.
  • «Кровавые связи» (2007) — 1 сезон, 5 серия. Злобный ирландец Магнус О’Коннор, осуждённый за многочисленные убийства, совершил самоубийственный магический ритуал, чтобы вернуться в виде мстительного духа и отомстить всем судейским, ответственным за его приговор.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Тени прошлого» (2 сезон, 24 серия). Призраки Хакона и Капитана гвардии остались на земле, благодаря силе своей ненависти и некоему магическому монолиту, расположенного в пещерах близ места их падения. Спустя тысячу лет они дождались возможности отомстить Голиафу за свою гибель, в которой, надобно сказать, он был виновен наименее всех прочих участников тех событий. И у них почти получилось, но в последний момент Капитан одумался и повернул направо.

Веб-комиксы[править]

  • Самый тупой в мире маг — Ссаный Клаус. Обычный торговец носками был обворован, убит и обоссан гоблинами в канун Ночи Конца Света. Теперь каждый год в тот самый день Ссаный Клаус вершит своё правосудие, ловя гоблинов и засовывая их в носки. Иногда и по пять штук в один.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Dorohedoro — именно так работает магия проклятия Рису, по крайней мере в одном из её проявлений.

Видеоигры[править]

  • Blood — Калеб, собственно весь сюжет посвящен его мести собственным убийцам из культа Кабал, которая заканчивается убийством их божества Чернобога.
  • Ultimate Custom Night — Мстительный Дух, он же Кэссиди Афтон, Плачущий Мальчик, сын гг главгад этой игры, устроил личный ад протагонисту ,коим является Уильям Афтон, он же Фиолетовый Человек.
  • Mortal Kombat — Скорпион, он же Ханзо Хасаши. Эталон тропа. Смотри также: куда заводит месть.
  • League of Legends — Пайк и Калиста. Оба при жизни преданы теми, кому доверяли: первый был брошен умирать бывшими «друзьями», а вторая получила нож в спину от прежнего брата по оружию. Теперь же, в посмертии, занимаются линчеванием всех тех мимокрокодилов, кто хоть чуть-чуть похож на их убийц.
  • Stubbs the Zombie in Rebel Without Pulse — главный герой мстит своим врагам, в том числе реднеку, который и убил его.
  • WoW — отрёкщиеся и их месть Королю Личу.
  • The Elder Scrolls III: Morrowind — в одной из книг есть история где стрела не знавшего промаха лучника все-таки настигла злого даэдра спустя много лет после смерти стрелка.

Музыка[править]

  • «Король и шут», «Возвращение колдуна» — сжигаемый заживо колдун выкрикнул «Да я вернусь, слово даю!», и таки вернулся, начал со священника, а потом и до остальных добрался. Единственный, кого он не трогал — рассказчик, дабы тот писал о нём вечно.
  • Эпидемия, «Звон монет» — «Я убит, но возмездие спешит — я вернусь из ада за тобою!».
  • Канцлер Ги, «Тень на стене».
  • «Ария», «Зомби» — «Твой убийца крепко спит, но ты его найдешь…»
    • Аналогично — песня группы Judas Priest «Burn in hell» вышедшая на альбоме Jugulator в 1997-м.
  • Warren Zevon, Roland the headless Thompson gunner — наёмник, убитый в Биафре, мстит своему убийце в виде ходячего трупа.
  • Rammstein — песня «Asche zu asche» о мести сожжённого еретика своим палачам.

Реальная жизнь[править]

« Те, кто погибли в годы войны, хорошо помнят… »
— Перлы ЕГЭ
  • С неслабо прикрученным фитильком контратака войск Российской Империи после газовой атаки штурмующих при обороне Осовецкой крепости. В контрнаступление шли всё же живые, но штурмующие живых увидеть не ожидали в принципе, а уж видок у этих выживших был такой, что можно без грима сниматься в каком-нибудь ужастике типа «Восставших из ада» и «Ходячих мертвецов». В результате нападавшие разбежались, несмотря на многократное численное превосходство, а само событие получило известность под названием «Атака мертвецов», оставило весьма значительный след в культуре и продолжает получать отсылки в искусстве. При этом командовавший завершением контратаки офицер впоследствии стал сравнительно известным деятелем искусства.
  • Под это попытались закосить рыцари ордена Калатрава в Севилье, устраивая месть небезызвестному дону Хуану Тенорьо, который в процессе похищения дочки командора ордена убил самого командора. Поскольку дон Хуан был большим другом кастильского короля Педро I, найти управу на него было невозможно, поэтому любвеобильному дону назначили от имени прекрасной незнакомки встречу в церкви, где был похоронен командор, убили его, избавились от тела и распустили слух, что надгробная статуя командора низвергла его в ад.
  • В одном из сражений 9 века викинг Сигурд Эйстейнссон, ярл Оркнейских островов, разбил войско шотландского вождя Маэля Бригте. Согласно «Саге об оркнейцах», Сигурд отрубил Маэлю голову и привязал её к своему седлу. Болтавшаяся во время скачки голова исцарапала зубами ногу ярла, и Сигурд умер через несколько дней от попавшей в рану инфекции.