Око за око

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— А каков он, твой справедливый приговор? — Око за око, — ответил Бонасера. — Ты просил большего, — сказал дон. — Твоя дочь жива. Бонасера произнес недовольным тоном: — Пусть пострадают так же, как моя дочь.

»
— Марио Пьюзо, «Крёстный отец»

Око за око, оно же закон/принцип талиона — это попытка найти золотую середину между тропами Неадекватное возмездие и Нагадили посреди берлоги. Здесь мститель наносит (или, по крайней мере, хочет нанести) обидчику ровно тот же вред, который раньше нанесли ему. Не меньше и не больше.

Родственные тропы: Кармическая справедливость и, если в ходе отмщения страдают третьи лица, Беспощадная справедливость.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия, книга «Левит», стих 24:20 — кодификатор и тропнеймер. «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать».
    • В Танахе есть примеры буквального применения принципа талиона (1 Цар. 15:33, Авд. 1:15). Буквально толковали этот закон и саддукеи. Фарисеи же пользовались системой таких толкований, которые и заменяли жестокое наказание согласно простому пониманию более гуманным, формально не противореча при этом букве закона. «Устная Тора» утверждает, что этот закон Пятикнижия (как и еще один, якобы тоже предписывающий карательное членовредительство) всегда имел образный смысл и означал всего лишь денежный штраф. В Талмуде мудрецы объясняют (и обосновывали это тем, что в законе Моисея же сказано «возлюби ближнего своего»), почему его нельзя понимать прямо. Например, если преступник или жертва одноглазы, то буквальное исполнение закона неадекватно. Нет, они не предлагают выкалывать оба глазу выбившему единственный чужой, а видят в этой возможной ситуации дополнительное доказательство, что буквально понимать и выполнять этот закон нельзя. Итак, сказано «око за око», но не сказано «жизнь за око». Потерпевший потерял глаз, но ему повезло остаться в живых. А что, если удалим глаз преступнику? Есть риск, что в ране разовьётся воспаление, и осуждённый умрёт, отдаст жизнь за око, а это уже новое преступление. Нет, если есть риск совершить преступление — лучше перебдеть, чем недобдеть! Поэтому вместо повреждённого органа следует отдать его стоимость (можно под это подогнать, например, прецедент, что Бог отделил Себе первенцев Израильских, а потом разрешил забрать их за выкуп).
    • Библия в этом вопросе перекликается с Законами Хаммурапи (и по мнению светских исследователей, заимствовала это постановление из них), а те базируются на предшественниках: Законах Эшнунны, Законах Липит-Иштара, Законах Ур-Намму и, наконец, древнейшем из известных кодексов законов — «Реформах» Урукагины.
  • В нееврейских же культурах, например, в мусульманских, сабж действительно распространен.
  • Герой некоей сказки, упав с крыши дома, остался почти невредим, но убил при этом случайного прохожего. Родственник этого прохожего требует у судьи возмездия. Судья дает ему право прыгнуть с той же крыши на невольного убийцу, которому вменяется в обязанность стоять там же, где находился убитый.
  • Анекдот: — Меня укусила ваша собака! Я требую компенсации! — Ради Бога! Я её сейчас подержу, а вы кусайте!
  • Анекдот про еврея и лорда, которые спят с женами друг друга. Око за око? Нет: «я ему делаю лордов, а он мне евреев».
  • Исторический анекдот: некий ничем не примечательный солдат Орешкин, перебрав с хмельным, начал буянить в кабаке. После тщетных попыток утихомирить его кто-то показал на висящий на стене портрет Александра III и пристыдил его словами «Ну что же ты! Император ведь смотрит». «А плевать я хотел на государя-императора!» — хорохорился пьянчуга. Но его скрутили, увезли в участок, и ему светил реальный срок каторги за оскорбление Его Императорского Величества. Случайно об этом деле узнал сам Александр III, и изволилось ему решить дело так: «Впредь моих портретов по кабакам не вешать. А Орешкину сообщить, что я на него тоже плевал». Похожую историю рассказывают и о Николае I.
    • Вариант: Орешкин не просто хорохорился, а реально плюнул на портрет. Царь, в свою очередь велел прислать ему портрет Орешкина, чтобы тоже на него плюнуть.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • И. А. Крылов, «Почта духов» — комическая субверсия. Двое мужей обнаруживают, что соблазнили жён друг друга. Каждый чувствует себя оскорблённым, но утешается мыслью, что отплатил за оскорбление аналогичным.
  • Владислав Крапивин, «Выстрел с монитора» — Галиен Тукк, несправедливо приговорённый к изгнанию из города, получает право в ответ изгнать всех жителей, подписавших приговор.
  • Валентин Пикуль, «Фаворит» — один из персонажей делает с жуликом из ливерпульского кабака ровно то же, что этот жулик с ним раньше: напоив до бесчувствия, сдаёт в матросы на неизвестное (и, скорее всего, проблемное, раз там не хватает людей) судно.
  • Евгений Лукин, «Зона справедливости» — игра с тропом. Он осуществляется формально (внутри Зоны каждый получает назад то насилие, которое раньше применил к другим сам), но, как подчёркивает автор, не по существу (например, более физически крепкий и выносливый человек переживёт такие же удары легче).
  • Александр Бушков, «Охота на пиранью» — аверсия. ГГ обнаруживает в конце, что ГлавГад вроде бы в его власти, но способа причинить такую же боль у него нет.
  • «Хроники странного королевства» — в практиках шархийских магов мстить, обращаясь при этом (вольно или невольно) за помощью к богам, не возбраняется, но возмездие должно быть именно что по принципу «око за око», причём меру соответствия оценивают сами боги. Если мстящий превысил меру — то ему будет помогать не «светлый» бог, а его «тёмная» ипостась, и за это впоследствии придётся ответить.

На других языках[править]

  • Марио Пьюзо, «Крёстный отец» — дон Корлеоне отвергает чрезмерные претензии Америго Бонасеры и отвечает на избиение его дочери симметрично, избиением же (см. эпиграф).
    • Справедливости ради, на тот момент дон не жалует гробовщика и вообще соглашается что-то делать только потому, что настоящий сицилиец никогда не откажет в просьбе на свадьбе своей дочери.
  • Стюарт Слейд «Воины Зимы». Упоминается, что разведчики СС в порядке мероприятий по деморализации американских войск, похитили нескольких солдат-индейцев, которые были сведены в отдельные батальоны и зверски убили, изувечив тела и подбросив останки рядом с их базами. Индейцы похоронили своих с почестями и устроили ответный рейд. Увидев его результаты блевали даже самые стойкие.

Кино[править]

  • Один из фильмов с Чаком Норрисом именно так и называется.
  • «Взаперти» (2020) — лжемать Хлои Диана травила ее с самого детства препаратами, чтобы сделать из здоровой девочки лишенную возможности ходить и страдающую астмой, а потому полностью зависимую от "мамы". В финале успешно осужденная Диана парализована почти полностью...усилиями Хлои, которая каждый раз на свидании проносит во рту капсулы с токсинами, которыми сама Диана травила Хлою.

Комиксы[править]

  • Встречается в одном из комиксов Oglaf. Что делать, если дьявол-медведь похитил жену крестьянина? Конечно, надо поступить по справедливости: похитить жену медведя, дьяволицу-медведицу, и отдать её крестьянину.
  • «Штормовой Дозор» от Wildstrom. После того, как диктатор Кайзен Гаморра устроил теракт, в котором погибло 233 человека, глава правительственной команды Штормовой Дозор Генри Бендикс посылает своих людей в его страну с приказом убить там ровно столько же граждан, не больше и не меньше.

Видеоигры[править]

  • Wolfenstein:The new order. Главный герой, оказавшись в плену у жестокого убийцы в концлагере, чуть не умирает. Вырвавшись, он убивает своего мучителя.

Реальная жизнь[править]

  • Принцип талиона ранее лежал в основе некоторых законодательных систем. Но современные цивилизованные страны от него отказались. Например, во многих из них нет смертной казни даже за умышленное убийство.
  • В Пакистане совет старейшин постановил, что брат изнасилованной 13-летней девушки должен теперь… изнасиловать 16-летнюю сестру насильника. Это полностью противоречит шариату, зато очень близко к среднеассирийским законам 28-вековой (!!!) давности, согласно которым отцу изнасилованной предписывается изнасиловать жену насильника.
  • План с лаконичным названием «Накам» (с иврита — «Месть») от еврейского партизана Аббы Ковнера предполагал убийство 6 млн немцев за аналогичные жертвы евреев (Большинство евреев этой идее ожидаемо ужаснулись). Сам Ковнер предлагал это сделать через отравление еды пленных немцев и попытался даже это сделать — правда, обошлось без смертельных исходов.