Экономика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Не так, Лука Никитич. Ныне обстоятельства таковы, что имеющие капитал, ежели он им дорог, должны по мере сил стараться быть прогрессивными. Хорошо, например, газету бы выпускать. В помощь молодым писателям жертвовать. Или картину Врубеля купить и на стенку у себя дома повесить…

— Мне не Врубель, а рубель дорог! — сказал Иконников.

»
— В.С. Пикуль, «На задворках великой империи»

Экономика — совокупность отношений между людьми (в фантастических и фэнтезийных сеттингах, возможно, также и между другими разумными существами), связанных с производством и распределением материальных благ. Так или иначе присутствует в любом произведении, за исключением разве что:

  1. Повествований о первобытном человечестве (хотя тут возможен натуральный обмен).
  2. Коммунистических утопий (хотя и там могут действовать ограничения экономического плана, например, снижение потребления в масштабах всей планеты ради будущей межзвёздной экспедиции).
  3. Робинзонад.

Иногда играет особенно важную сюжетную роль (например, в производственных романах).

В некоторых ЛитРПГ подчёркиваются успехи ГГ как производителя, добытчика или торговца.

Бывает также, что автор не знает экономики.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Одной фигуры, олицетворяющей экономику в целом, в мифах, как правило, не существует. Например, в древнегреческом пантеоне с торговлей можно однозначно связать Гермеса, но производство окажется скорее в ведении Гефеста, сельское хозяйство — Деметры, а морские перевозки — Посейдона.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Алексей Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина» — Гарин задумал и начал осуществлять великолепную экономическую диверсию: с помощью своего аппарата пробиться к оливиновому поясу Земли, получить золото по копеечной цене, после чего выпустить его по себестоимости на рынок Северо-Американских Соединённых Штатов и полностью уничтожить их экономику.
  • Александр Беляев, «Продавец воздуха». Цель антагониста — создать искусственный дефицит воздуха, чтобы его продавать по высоким ценам.
  • Николай Носов, «Незнайка на Луне» — ГГ арестовывают из-за непонимания базовых экономических реалий (обязанности уплатить за съеденный в ресторане обед, да и самой идеи денег).
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — такой же казус произошёл с Максимом на Саракше. Впрочем, в тюрьму не попал — оказалось, что он знает брата официантки. На Земле-то бездефицитная экономика!
  • Вячеслав Рыбаков:
    • «Доверие» — необходимость скрывать будущую гибель Земли мотивируется экономически: есть объективные законы производства, в том числе производства звездолётов, так что, даже зная, человечество не сможет выпускать их быстрее. С другой стороны, рассекречивание, скорее всего, приведёт к серьёзным вспышкам насилия ради мест на этих звездолётах.
    • «Прощание славянки с мечтой» — эксперимент Мвена Маса из «Туманности Андромеды» перенесён как в советский ИТЛ, так и в условия дикого капитализма.
  • Юлия Латынина — в фантастических и фэнтезийных произведениях экономики намного больше, чем обычно в соответствующих сеттингах. «Кстати, мой вам совет: когда подделываете отчетность, обращайте внимание на второстепенные показатели. Так, знаете ли, не бывает, чтобы темпы строительства возросли на 300 %, а энергопотребление осталось на прежнем уровне».(«Инсайдер»)

Зарубежная[править]

  • Артур Конан Дойл, «Открытие Рафлза Хоу» — учёный, открывший способ превращать свинец в золото, пытается облагодетельствовать человечество чисто экономическим путем. Неудачно.
  • Герберт Уэллс, «Когда Спящий проснётся» — пока ГГ находился в длительном летаргическом сне, управляющий его состоянием опекунский совет скупил бо́льшую часть мира и обеспечил ему положение, близкое к всепланетному диктатору.
  • Андреас Эшбах, «Один триллион долларов» — положительный главный герой наследует совершенно невообразимое богатство (именно то, что написано на упаковке).
  • Клайв С. Льюис, «Переландра» — ГГ считает, что если Королева поддастся дьявольскому искушению, это «низвергнет её в рабство ненависти и зависти, экономики и политики».
  • Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — игра на контрасте: часть жизни ГГ провёл при анархическом коммунизме, где факторы экономики влияют минимально, часть — при олигархическом капитализме, где они, наоборот, весьма сильны.
  • Ларри Нивен, «Летающие колдуны» — главгерой — попаданец из космического века в раннефеодальный — налаживает как конвейерное производство, так и монетарную систему взамен всеобщего бартера.

Кино[править]

  • «Предел риска» — своеобразный финансовый триллер.

Аниме, манга, ранобэ[править]

Видеоигры[править]

  • Жанр экономического симулятора как таковой.
  • Экономическая онлайн-стратегия «Эпоха Клонов» (ранее «Земля клонов», ещё раньше «Золотой клон») — особенность игры в том, что идёт она на вполне реальные деньги (меняются по курсу на игровую валюту), которые успешные игроки впоследствии ещё и вывести могут. За годы существования администрация на собранные с игроков средства приобрела и разрабатывает несколько земельных участков в Доминиканской Республике, с которых опытные игроки также получают свои дивиденты через специальные внутриигровые ценные бумаги.
    • А сейчас еще как-то и доминиканское какао можно будет (или уже?) с доставкой получить.

Реальная жизнь[править]

  • Фармеры постепенно стирают границу между игровой и настоящей экономикой.