Смехотворно низкая награда

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! »
— М. Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

— Здравствуй, герой! Я вижу, ты выполнил моё поручение? Спасибо! Прими же вот это вознаграждение — сто золотых! А знаешь что? Бери двести, ты мне и вправду очень помог! Да, кстати, не хочешь новый меч прикупить? Всего две тысячи, но тебе, как дорогому другу — за полторы отдам!

Нет, торговец не издевается. Он действительно очень благодарен герою, от чистого сердца удвоил награду и от всей души на четверть сбавил цену. Вот только добрые игроделы позаботились о том, чтобы цены всегда были офигенно высокими, а награды — вполне скромными. А то что же получается — выполнил игрок один-разъединственный квест, накупил на вознаграждение новой амуниции, погулял на сдачу — и дальше пошагал? А кто все данжи обшаривать будет, для кого ухоронки по лесам раскиданы?

Вот и выходит, что во многих играх лучше рассчитывать не на вознаграждение за миссии-поручения, а на выручку за трофеи и откопанные клады. Более того, во многих играх этот троп делает выгодным отказ от копеечной платы — если такой вариант подразумевает плюс к репутации персонажа или другую награду вроде постоянной скидки в магазине. Не говоря уж про дополнительный опыт, а то и перманентный плюс к характеристикам!

Бывает, впрочем, и вариант с невероятно жадным наградовыдавателем — как правило, шутки ради.

Родственные тропы — Смехотворно высокая цена (противоположный троп), Смехотворно дешёвый подкуп (частный случай), Торговец всегда прав (частый источник всего этого). Также именно смехотворно низкие награды заставляют заниматься гриндом, компенсируя копеечную прибыль числом подходов к заданию. Специфический вариант для видеоигр — Поздравления, ты подебил!

А если получатель такой награды сам определил её размер или ещё по какой-то причине вполне доволен ею, это уже другой троп — символическая плата.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Интернациональный сказочный сюжет: за крупную услугу/многолетнюю службу предлагается какая-то фигня или только добрый совет. По законам жанра, именно эта бесполезняшка спасает главгероя.
    • Впрочем встречается, и инверсия — за помощь в затаскивании мешка посуды на гору хитрован-мудрец обещает дать три мудрых совета, оказывающихся полной фигнёй. В ответ герой выбрасывает мешок в пропасть и даёт ответный совет.
    • Другой вариант: герой получает добрый совет, плюс ненужную фигню. Если не только прислушался к совету, но и донёс фигню до дома, внезапно фигня становится золотой в прямом смысле.
  • Оскар Уайльд, «Замечательная Ракета»: за две красивые фразы придворному пажу король два раза приказывает удвоить жалованье. Вот только его величеству «забывают» сказать, что паж не получает никакого жалованья вообще. Впрочем, пажу всё равно — привык уже за еду работать. Остаётся надеяться, что ему хотя бы паёк в 4 раза увеличили.
    • Не остаётся. У автора речь шла только об удвоении жалованья, 0*2 и затем 0*4.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» и поэтический вариант Леонида Филатова — как раз вариант с нечеловеческой жадностью: спасённый от смерти ростовщик Джафар даёт Насреддину в награду «Аж целых… целых… целых полтаньга!» На них можно купить ажно миску плова… без мяса.
    • История с выбрасыванием мешка (с тыквами) тут тоже присутствует.
  • Тот же Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца»:
«

Мне б огреть тебя плетьми,
Четырьмя али пятьми,
Чтобы ты не изгалялся
Над сурьезными людьми!

Но поскольку я спокон
Чту порядок и закон, —
Вот тебе пятак на водку
И пошёл отседа вон!

»
— Царская доброта
  • «Знак четырёх» же. Джонатан Смолл предлагает Шолто и Морстену 20 % от клада. На двоих. Немудрено, что те захотели его кинуть.
  • Иван Карпенко-Карый «Хозяин» («Хазяїн») — миллионер-главгерой ходит в засаленном халате. Дарить новый — категорически запрещает. Когда к нему подсылают портниху с готовым роскошным халатом, выторговывает его за 20 рублей (при себестоимости, кажется, 150). Несколькими минутами позже перепродаёт со значительной выгодой.
  • Алексей Пехов, «Хроники Сиалы» — Гаррет добыл Рог Теней, чем спас королевство от верной гибели; победил Игрока; предотвратил ритуал, способный превратить полстолицы в магическую аномалию с зомби и призраками, а попутно и вернул разум королевскому наследнику. И, разумеется, он получил за это награду: королевское помилование за прежнюю воровскую деятельность и сто пятьдесят золотых. В чем прикол? Ну, обещали ему пятьдесят тысяч…
    • Дело не в том, что обещали. Король заключил с Гарретом «Заказ» — особый договор скрепленный именем бога воров (который в этом мире не только существует, но и иногда дает ценные советы, так что принятие «Заказа» не формальность или ритуал, а очень серьезные обязательства). «Заказ» заключается только между вором и заказчиком. При гибели последнего, его наследник ничего не обязан платить вору, а вор, соответственно, отдавать вещь. Сам Гаррет в третьей части говорил, что после гибели короля мог выкинуть Рог Радуги в канаву, новый король имел право не платить ни гроша. Так что сто пятьдесят золотых — именно королевская милость.
  • I Shall Seal the Heavens — за то, что Мэн Хао привёл Патриарху Покровителю людей, нужных для восстановления сил этого самого Патриарха, тот выдал один низший духовный камень, которые и на низших уровнях Конденсации Ци не представляют собой ничего стоящего.
  • Александр Волков, «Волшебник Изумрудного города» — Урфин Джюс сам по себе жадностью не страдает, но стоит ему дорваться до власти… в первый раз он даёт в награду летописцу, проделавшему большой труд на тему легитимности его власти (правда, всё это ложь, и никто летописцу не поверил), аж целый серебряный подстаканник. А во второй раз за поимку злоумышленников, проникших во дворец (Тима и Кагги-Карр), он обещает «десять… нет, пять самых крупных изумрудов».
    • Возможный обоснуй: изумруды провоцируют жадность и склонность к их накоплению, если такие задатки изначально имеются. Действовало и на подземных королей, и на Гудвина, и на Урфина с придворными, и на Баан-Ну с менвитами.
  • Николай Носов, «Незнайка на Луне» — Патологически жадный миллионер Скуперфильд, когда его привязывают к дереву посреди леса, в мечтах о спасении предлагает своим избавителям 1 фертинг (местный «доллар», за который можно переночевать в недорогой гостинице). Проведя в привязанном состоянии несколько часов и одурев от голода, жажды и лесного гнуса, Скуперфильд ооочень постепенно поднимает награду до 5 миллионов (и даже до «Всё состояние отдам!»), но когда спасители таки появляются и предлагают освободить за 3 миллиона, немедленно возвращается к первоначальному варианту (не совсем: «Я могу дать 5… нет, я могу дать 3 фертинга»).

Телесериалы[править]

  • «Чем мы заняты в тени» (2019)
    • 1 сезон, 1 серия. В награду за десятилетие верной службы вампир Нандор подарил своему фамильяру Гильермо выложенный из блёсток портрет, на котором они оба изображены в виде вампиров. Сказать, что Гильермо, ожидавший, что Нандор превратит его в вампира, был разочарован, значит ничего не сказать.
      • В защиту Нандора следует отметить, что он не пытался троллить, а сделал этот подарок от чистого сердца. Просто когда ты — пятисотлетний вампир, очень легко забыть, какой большой это срок для простых смертных. И вообще он думал, что Гильермо служит ему всего два года.
    • 4 сезон, 4 серия. За победу в гладиаторских боях фамильяров вампиры-орагиназаторы вручили Гильермо то, что, по их мнению, обожают все люди — большой пакет собачьего корма.

Мультфильмы[править]

  • «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) по повести Салтыкова-Щедрина (см. эпиграф) — мужик выбрасывает пятак и разбивает рюмку о мостовую.
  • «Фока — на все руки дока» (1972) по сказке Евгения Пермяка — Фока не принимает в награду царевну (у неё есть жених, а он уже женат), но уже после того, как царь даёт ей в приданое (Фоке лично в руки) «от щедрот своих рупь целковый». Можно заметить, что Фока взял рубль именно как награду, а не как «приданое».
    • В оригинальной сказке царь вместо награды вообще приказывает казнить Фоку по притянутому за уши обвинению, что кончается фатально для него самого.

Мультсериалы[править]

  • «Ким Пять-с-плюсом», эпизод «The Big Job» — Шиго захватывает в заложники миллиардера Мартина Смарти, но Рон спасает его. Смарти награждает Рона… работой. Тот зароптал: «У нас, похоже, разные представления о награде», но согласился.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • One Piece — 100 белли за голову Чоппера, при том что пират со второй наградой (с конца) стоил всего-лишь 5 миллионов белли. За Беппо, второго человека минка в команде Ло награда 250 белли. Ну не врубаются в соответствующем управлении РУВД Дозора, что это полноценные пираты, а не животные-компаньоны.
  • «Youjo Senki»: За свой первый воздушный бой (сбила четверых вражеских магов, тяжело ранила офицера, выжила) Таня получила орден довольно высокого ранга и статус воздушного аса. За создание и подготовку авиакрыла быстрого реагирования (срок — пара месяцев) ее оперативно повышают до майора. За ключевую роль в нескольких сложнейших и рискованнейших операциях, переломивших ход войны и в итоге приведших к поражению одна за другой трех стран-противниц Империи (примерно 1,5 года войны, счет уничтоженных противников — десятки тысяч, магов — десятки а то и сотни) в вышеуказанном авиакрыле ровно одно награждение — рядовой маг, отравившийся гнилой картошкой и на приличный срок оставшийся в госпитале, в качестве моральной компенсации получает медаль и знак за ранение. За блистательные и результативные победы ни Таня ни ее подчиненные не получили ни одного повышения в звании, ни одной боевой награды, и даже отличительных знаков за ранения или участие в определенной операции для них пожалели.
  • Magical Change — главные герои сражаются с демонами… за штампики в именных карточках. Ага, как в супермаркете. Теоретически, на них можно попросить исполнения желания… или пополнить запас маны, так что герои работают фактически в ноль.
  • Goblin Slayer — награда за оборону фермы составляла один золотой за голову каждого гоблина. В том числе за хобгоблинов, чемпионов гоблинов и даже за короля, для убийства которых даже авантюристы серебряного ранга прикладывали усилия, в то время как с обычными гоблинами они даже не напрягались. Очень возмущались этим фактом после битвы, но правила есть правила.
    • Сам Убийца Гоблинов в конце концов расплатился купив выпивку, пообещав сходить на квест и сняв шлем.

Видеоигры[править]

  • С прикрученным фитильком — косметика в онлайн-играх. Геймплейной пользы от неё нет совсем, но всё-таки не все играют исключительно чтобы играть лучше всех. А уникальные вещи за временные не повторяющиеся события так вообще могут продаваться на игровых рынках смехотворно дорого даже если изначально для всех старичков были мусором.
  • Gothic II — постоянно, за выполнение большинства квестов в Хоринисе или у Онара Безымянному отвалят максимум полсотни монет. Впрочем, в разговорах купцов и горожан это упоминается как неплохие деньги — скажем, во время квеста «Золото торговца» купец Йора жалуется, что у него спёрли кошель с весьма приличной по нынешним нелёгким временам суммой — пятьдесят золотых! При этом самый паршивый мечишко из его товара стоит все пять сотен.
    • Впрочем, это не сильно далеко от реальности: имущество средневекового люда часто было куда дороже, чем их наличность. А меч, и вовсе, всегда был признаком очень богатого человека. Другой вопрос, что 50 золотых, да в один кошель насыпать… это жестокая шутка.
      • 50 золотых не так уж отяготят пояс — хотя золото тяжелое, типичный вес золотых монет был несколько граммов. Например, знаменитый золотой флорин весил всего 3.5 грамма, тогда 50 флоринов потянут на 175 грамм — сейчас, кажется, среднестатистический смартфон потяжелее будет.
  • Gothic III — тоже постоянно, пополам со смехотворно высокой наградой. Но педаль в пол продавливает монастырь магов огня. По одному квесту игрока за 50 ценных и достаточно редких растений маны вознаграждают 250 золотыми, что гораздо ниже продажной цены самих растений и вообще ничтожная сумма на момент, когда игрок добирается до монастыря. В каком-то из патчей количество требуемого снизили до 20. Рядом, по другому квесту игрока вознаграждают копейками за 5 зелий маны. Причём, если зелий в инвентаре не осталось — их можно купить у торговца по соседству в том же монастыре!
    • Дойлистский обоснуй: игроделов сильно торопили и весь мир продуман не был. Вот и получается ситуация, когда за перенос предмета от одной хаты до соседней хаты получаешь больше, чем (на куда более поздней стадии) за вынос огромного гнезда с непростыми краулерами.
  • S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля — за уничтожение военного блокпоста и кражу для ушлого торговца сверхсекретной документации Сидорович буквально от сердца со слезой отрывает Меченому… целых две тысячи рублей! Для сравнения — в бункере учёных такую же сумму дают за копыто кабана. А купить на эти деньги можно всего каких-нибудь пяток обойм для калаша или десяток бутылок водки. Воистину, Сидорович — это не отчество и не фамилия. Это, мать его, стиль жизни!
    • Аналогично в «Чистом небе» — за захват Барахолки Йога награждает наемника одной тысячей рублей. Но если возмутиться, то даст еще наводку на тайник с модифицированным пистолетом.
    • Крик души игрока в ЧН: «Чоза баланс всего в игре ? Я покупаю инфу о схроне за 5000 у торгаша Долга. Нахожу флэшку. Тащу ее по адресу — спасибо говорят, вот тебе 1000 рублей. Солидно. Правда я пока шел поистрепался, но тот же техник легко починит тебя тыщи за 3-4. Ну патрончики потратил, пару аптечек…Ну не проблема, ради того, чтобы подарить радость технику Долга, я с радостью выкину 10 штук… ОЧЕНЬ ОРИГИНАЛЬНО. Я не говорю, что идея с умельцами Зоны плоха — нет, она хороша. Но она криво реализована.»
    • Различный школоло-хордкор в модах. С мастера в экзоскелете должно дропаться три патрона. А мастеров в экзе должно противостоять человек сорок. Банка тушенки праздник, случается в одном случае из ста.
  • ELEX — Корин за возврат его оружия даёт целый один кусок элексита (местная валюта). Фактически одну копейку.
    • Там же: «milkinway писал(а): С лутом конешно явная недоработка: в глубине леса древняя полуразрушенная башня. Тишина, спокойствие, где то вдали бродит хищный ящер… На вершине башни таинственный громадный сундук, ты его раскрываешь в надежде на сокровище, а в нем — молоток, вилка и туалетная бумага»
  • Серия игр «Ведьмак» — постоянно. За убийство монстров предлагают совершенно смехотворные деньги, а вот в магазинах цены очень даже кусаются. Разумеется, это сделано, чтобы в играх был баланс, и герой не сразу собрал уберброню с убермечами, но все равно выглядит немного странно.
    • Педаль в пол в первой части с квестом про башню на болотах. Алхимик Калькштейн предлагает тысячу оренов тому, кто откроет эту самую башню — немалая сумма по меркам игры. Только вот один из десяти сефиротов, открывающих башню, нужно купить у Леуваардена за пятьсот оренов. Другой сефирот вы получите, сразившись с големом, что доступно только во время грозы, а чтобы вызвать грозу, придётся ещё пятьсот оренов отвалить друидам (справедливости ради, при везении 80-го уровня[1] гроза может начаться сама собой). Издержки уже покрывают награду, но как будто этого мало, надо ещё заказать у кузнеца громоотвод (50 оренов) и купить книгу «Врата тайны», без которой квест не пройти, даже если вы знаете, что делать (ещё 100 золотых). Итого как минимум 1150 оренов издержек против 1000 оренов награды. Настоящий мазохистский квест, и что хуже всего — сюжетный.
      • Если квест сюжетный, размер награды уже не имеет значения.
    • Это ни капли не странно — ведьмаков не шибко любят и платить им справедливо мало кто собирается. Даже в первой игре в разговоре с королевским ловчим Геральта возмущает то, что ловчему платят куда больше, чем ему. А в книжном первоисточнике это вообще цветёт и пахнет пышным цветом — Геральт постоянно жалуется на скупость, жадность и бесчестность заказчиков.
    • У Господина Зеркало в «Каменных сердцах» весьма специфическое представление о богатстве.
    • А еще в DLC «Кровь и вино», в котором у мастера мастеров можно заказать лучшие доспехи можно прочесть по квестам кучу историй о прочих ведьмаках, которые также копили огромные суммы и также подряжались на практически самоубийственные задания ради того чтобы накопить на броню — так что это правило, видимо, действует не только на игрока.
      • Гроссмейстерское снаряжение ряда школ действительно крайне дорогое по части крафта даже по сравнению с мастерским, поскольку требует редких материалов, которые встречаются только в Туссенте (да и там на дороге не валяются) и скорее всего даже у игрока-заядлого клептомана и лутосборщика их не окажется, а их покупка у торговцев будет стоить ведьмаку целого состояния. Ах да, реальность нереалистична — ИРЛ в Средние Века качественный доспех действительно стоил целое состояние![2]
      • С другой стороны — а кто их тогда покупает? Вот в первом «Ведьмаке» у кузнеца выставлен готовый топовый ведьмачий доспех, один из двух доступных, кстати. Стоит 5000 оренов — за всю игру вполне возможно не насобирать. Как тот гусь. И что, кто и на кой его по той цене покупает?
  • Final Fantasy XV — за прохождение самого сложного места в секретном данже дают ус креветки, что легко может вызвать у сотню раз умершего к тому времени игрока истерику.
  • Neverwinter Nights — в первой части рассчитывать на денежные вознаграждения за квесты особо и не приходится. В лучшем случае, награда позволяет покрыть издержки, возникающие при выполнении заданий.
  • Dark Souls 2 — за убийство всех огров в Междумирье (а эти твари реально опасные, хоть и не респаунятся, так что готовьтесь умирать снова, и снова, и снова, и снова и снова…) вы получите от служанки Милибет… деревянный половник, наносящий меньше урона, чем кулаки и ломающийся от нескольких ударов. Одно время среди самой хардкорной части игроков в Dark Souls был даже челлендж по убийству всех боссов игры половником.
  • Mount and Blade — почти всегда. Квесты по перевозке товаров выгоднее заваливать, продавая товар — квестодатели дают динаров сто; гонцы получают где-то тридцать, а для выполнения редко встречающегося квеста с наградой аж в двенадцать тыщ нужно заплатить лордам до восьми с половиной тысяч динаров. Исключение — квесты по сбору дани, которые можно выполнить и сколько угодно затягивать со сдачей — пять тысяч в начале игры на дороге не валяются.
    • Довольно неплохо оплачивается зачистка бандитского логова, поэтому найдя такое — не спешите его сразу зачищать, сперва найдите какое-нибудь местное начальство и возьмите квест…
  • King's Bounty (римейк) — в Легенде о Рыцаре практически не встречалось, а вот сиквелах такие квесты встречаются достаточно часто, но тем не менее даже такие квесты все равно стоит брать, потому что лут с битв их полностью окупает не смотря на ничтожную награду.
    • В Тёмной Стороне наглость продавила педаль в планетарное ядро. На острове Инзельбург сплошная грабиловка на сюжетных квестах (!!!) — то трактирщику вынь и положь 100.000 золота, то шлем надо купить за 30 тысяч, то Одному мальчишке нужно купить несколько игрушек. Награда составляет 30.000 золотых (если память не изменяет). А сколько набор так необходимых вещей, как барабан, меч и щенок? В 4 (ЧЕТЫРЕ!) раза дороже! Всего где-то 500 тысяч золота при награде в 1/3 от затрат. Для начала игры эта сумма очень немаленькая.
  • TES III: Morrowind — награда, как правило, соответствует потраченным усилиям, но есть случай игры с тропом вкупе с педалью в асфальт: за добытую игроком мантию Гордости Драка грандмастер Телванни Нелот поблагодарит и выдаст 10 дрейков (!!??). Хочется вальнуть его за такое? А лучше этого всё же не делать, по крайней мере если вы не поставили особо хитровывернутый мод: в ванильке Нелот — сюжетный персонаж, его смертью будет напрочь завален главный квест.
  • Undertale — награда за победу в гонках улиток меньше, чем цена за участие. «Ну нужно же что-то с этого получать»! Справедливости ради, можно и венуть свои деньги в тройном размере за почти победу - Напстаблук растеряется и даст деньги лишь затем, чтобы не разочаровывать уже считающую себя победительницей улитку.
  • World of Warcraft — ты убил Короля-лича, лидера Плети, угрожавшего всему Азероту? Молодец, держи 30 золотых.
  • Final Fantasy Tactics — Несколько примеров, возможно спорных — если рассматривать это как подспорье для прохождения сюжетки, то награда и правда смехотворна. Но всегда можно получить удовольствие от коллекционирования и поиска секреток:
    • Самый яркий пример — прохождение секретных уровней Deep Dungeon. Пройдя все 10, можно заполучить самые мощные версии большинства видов оружия в игре, плюс по комплекту лучшей в игре брони, и 15 эликсиров, полностью восстанавливающих цели HP И MP. Вот только на практике пользы от них мало. Во-первых, секретка становится доступной в конце последней, четвертой, главы игры, когда до финала остается примерно 7-8 сражений, и развлекаться трофеями уже практически не на ком, разве что в рандомных битвах. А как бы эти игрушки пригодились в битве с гадким боссом в конце третьей главы! Во-вторых, сами уровни полны довольно сильными врагами, плюс ещё и заморочены в прохождении. Команда персонажей, способная пройти секретку, без труда выиграет финальные сражения и с экипировкой попроще. В-третьих, в игре, а особенно в финальных битвах хватает противников с навыком уничтожения экипировки, а трофеи, существующие в единственном экземпляре очень уж жалко терять.
    • Перк Вора «Секретная охота», позволяющий получить трофеи за убийство монстров, очень полезен, так как дает доступ к мощному оружию и полезной экипировке. Но за убийство самого редкого монстра, на получение которого можно потратить несколько часов реального времени, может выпасть почти бесполезная боевая дамская сумочка. Годится только в коллекцию.
    • Получение в команду секретных персонажей, особенно, Клауда из FFVII. Требуется всю игру держать в команде довольно посредственного Мустадио. Требуется время от времени посещать ставшие ненужными по сюжету локации ради особых катсцен. Потребуется пройти несколько секретных битв с приличной сложностью. В итоге Клауд попадет в отряд опять же в конце четвертой главы, а его меч придется искать в одной весьма неприятной локации. К тому же Клауд будет первого уровня, придется тратить несколько часов на его раскачку и убедиться что по характеристикам он слабоват.
  • Практически в любой JRPG существует секретный босс/локация, заметно превышающие по сложности финальное сражение. И почти всегда трофеи окажутся незначительны — персонажи, прокачанные для победы в секретной битве, запинают финального босса голыми руками, ковыряя в носу от скуки. А времени, потраченного на их прокачку, может хватить на 1-2 полных прохождения игры если на эту секретку забить.
  • В Item World из Disgaea 5 вы можете с некоторой вероятностью натолкнуться на банк. Если первый раз поговорить с тамошней девушкой, то она даст 5000 единиц местной валюты, мол, раз пришли нас грабить, то вот вам на конфеты. Если же вы пристанете к ней ещё раз, то она позовёт охрану. Если что, в этой охране находятся существа максимального уровня. Те, кто знают, что такое максимальный уровень в серии Disgaea уже приготовились к огроменным наградам? Ну да, целых миллион единиц местной валюты, которые на тот момент, когда вы сможете завалить этих тварей, уже не будут иметь никакого значения.
  • Fallout: New Vegas — рекламная акция компании «Сансет саспарилла»: собери 50 бутылочных крышечек со звёздами и выиграй сказочный приз! А для сбора требуемого количества в среднем пришлось бы открыть 500 бутылок, но благо для Курьера, что они валяются во многих местах. Но призом оказывается… подлинная история напитка. Робот, который эту историю рассказывает, приглашает в комнату выдачи настоящих призов — а там значки в виде звёздочек. А ведь на Пустошах за сокровищем охотятся многие, и многие готовы убить за призовые крышечки. Одного из убийц настигла смерть от кармы. К счастью, в той же самой комнате находятся и простые бутылочные крышки в большом количестве (до войны, естественно, не считавшиеся за возможный приз), а также неплохой лазерный пистолет того самого несчастного убийцы.
  • Arx Fatalis — на одном из уровней можно наткнуться на два враждующих гоблинских клана. И те, и другие предлагают уничтожить противоположный клан и гарантируют вознаграждение. Одна из наград — обычное ожерелье, которое в магазине стоит около 5 золотых. Другая — карта клада, до которого ещё и добраться надо, содержащего аж 1 (прописью: одну) золотую монету.
  • Механоиды
    • В первой части отличились Наргуны, чей испытательный комплекс даёт за свой последний квест не просто низкую, а откровенно убыточную награду. Игрока принудительно пересаживают на картонный глайдер «скорпион», чья главная фишка в виде двух оружейных слотов, к тому же, не работает из-за бага. При этом разницу в стоимости с отнятым глайдером никак не компенсируют, а если выполнить квест на аппарате стандартом выше «скорпиона», придётся ещё и даунгрейдить реактор с двигателем потому что иначе игра не выпустит из ангара.
    • Во второй части — задания по доставке информпакетов и неизвестного груза дают в деньгах сущие копейки по сравнению с доставкой конкретных ресурсов, сопровождением и убийствами, а генерируются так же часто. Во всяком случае, смехотворной эту награду считают квестодатели и намекают на возможность даже с мелочей фармить рейтинг, который ощутимо поднимает награду за дорогие квесты.
  • Sunless Sea — чем ближе порт, тем меньше платят за отчёт, вплоть до пяти монеток при максимуме больше пятидесяти. Педаль в дно Подземноморья — отчёт из Кумского Канала, который находится близко и является единственным способом добраться на поверхность, так что за него даже топлива не дадут в отличие от всех остальных: там и без мимокапитанов наблюдателей хватает.
  • Two words 2 — чуть ли не стёб. Орк-кузнец просит безымянного найти ему 4 магических камушка обещая награду. Награда: радость старого орка. Да только ради этого стоило выполнять этот квест.
  • House Flipper — инверсия, тут награды за работы ну очень большие по сравнению с реальностью.
  • Mortal Kombat 11 — в одном из предбоевых интро, Эррон Блэк смотрит на листовку с портретом противника, где написана награда за его устранение/поимку. За большинство персонажей дают 100000 долларов; за особо выдающихся вроде Рэйдена — 5000000; за старшую богиню Цетрион — 999999999 баксов. А за Джонни Кейджа предлагают всего 500 долларов.
  • Собственно, большая часть игр с автолевелом лута — если получить награду рано, она будет смехотворно низкой.
  • Path of Exile — некоторые эндгеймовые миссии от Эйнара. На «красной» карте ты ловишь опасного зверя, потом сражаешься с ним на арене, а в награду — 1-8 сфер. Которые и так неплохо падают во время прохождения ЛЮБОЙ карты. Которые на крафт уходят сотнями, если не тысячами.
  • Спин-офф LISA: The Pointless — один из первых квестов: Алекса просят разорить все гнёзда чаек на Мусорном Острове, потому что чайки подъедают последний съедобный мусор, и людям скоро станет нечего есть (на секундочку, жизнь там гораздо тяжелее, чем во всём остальном Олэйте — обитатели готовы драться насмерть из-за пластикового пакета и есть гнилые яблоки, которые не только поднимают мизерное количество здоровья, но ещё и травят игрока). Квест, конечно, несложный, но награда за него — «Ты получишь „спасибо!“».
  • Fallout — квест от Сета на убийство мутантов в Некрополисе. Игроку предстоит сразиться с шестью супермутантами, один из которых вооружён огнемётом, а один — лазерной винтовкой. И сделать это надо на довольно ранних уровнях, так как после 110 игровых суток на Некрополис нападут супермутанты и перебьют почти всех жителей, включая квестодателя. А награда за это — 40 крышек, четыре бутылки газировки и четыре фонарика.
  • Fallout 2 — с особым цинизмом. Старый гуль в шахтерском поселке Брокен Хиллс вспомнит, что в юности выиграл целое состояние и готов поделиться. Для этого придётся выполнить ряд квестов (выпивку ему принести, эротический журнал «Кошачья лапка» и резиновую женщину). По выполнению вспомнит, что спрятал в таком месте, на котором ничего не построят. Если игрок додумается, что речь идёт о колодце, один фиг он туда не пролезет и придётся нанимать карлика. Который передаст снизу мешок с несколькими тысячами крышек от «Ньюка-колы»). Только вот во втором фоллауте уже перешли на металлические монеты, а крышки спросом не пользуются.
  • GTA San Andreas — сюжетный квест на ограбление казино «Калигула» (по сути вставить шпильку дону Форелли): куча подводящих квестов от соблазнения девушки-крупье и до минирования электростанции, эпичный штурм, побег по крышам. И всё это ради двухсот тысяч долларов. Поверьте, ту же сумму можно куда быстрее и проще насшибать, так что единственный мотив тут — моральное удовлетворение.
  • Total War — когда в серии появился грабёж городов, разработчики предотвратили их бесконечный фарм радикальным занижением награды при слишком частых атаках.
    • В Warhammer кампания Зверолюдов состоит в муторном выпиле длинного списка фракций без возможности иметь свою территорию (чтобы мешать перезаселению) и завершается квестовой битвой с эпичным названием «Падение людей». При этом она становится доступна при выполнении определённой части списка, а остальных можно добить позже если хочется. Так вот на этот случай за «Падение людей» предусмотрена награда в виде… трофейного флага, дающего отряду в армии 12 % обычного урона и 12 % бронебойного пока у него больше половины здоровья. Эй, боги Хаоса, вы там куда смотрите?[3]
      • Там же игра предлагает этакие акции «найми такие-то отряды в течение стольких-то ходов и получи временный бонус для этого рода войск». Бесполезными постоянно оказываются то отряды, то бонусы, то целые рода войск (по крайней мере, в рамках ростера данной расы).
  • Warframe — даже на высокоуровневых локациях в дроплистах наград за завершение миссии остаются моды обычной и необычной редкости, пара тысяч кредитов и пара сотен эндо. При том, что в процессе прохождения той самой миссии этого добра втрое больше выбивается с мобов.
    • Среди редчайших наград за вылазки (2,5 %) есть… форма. Впрочем, это выглядит как инверсия, потому что святой Рандомий обычно делает самые редкие награды самыми ценными, а тут наоборот.
    • Ещё одна инверсия — при промахе во время рыбалки есть шанс поймать ботинок. Его можно продать за 400 кредитов[4], но это всё-таки редкая пасхалка.
    • Постоянная шутка на первое апреля — задание на час выживания с наградой в 1 (один) кредит. При том, что на каждый крафт тут уходит тысяч двадцать.
    • Те же 25-35 тысяч какое-то время могли дать за три миссии на вторжении, а на сигналах тревоги — пару сотен обыкновенного ресурса. К счастью, там награды хотя бы обозначали заранее. Позже из вторжений деньги убрали, а сигналы тревоги так вообще снесли полностью.
  • Pathfinder: Kingmaker — мёртвый паромщик Давик Неттл потребует убить главаря разбойников Рогача (которого нам и так надо убить по сюжету). За убийство этого непростого противника мы получим… короткое копьё +1! К этому моменту партия уже нашла тонны +1 оружия (и даже немного +2), и копьё среди него легко затеряется. И проигнорировать Неттла мы не можем — надоедливый мертвец будет насылать на нас кошмары, пока мы к нему не придём.
  • Казаки 2 — задания вида «напади на Пруссию за 5000 золота» от третьих стран. Хотя платят немало, но ввязываться в войну за эти деньги сами по себе не стоит. Но как дополнительный бонус — очень приятно.
  • Hollow Knight — хорошо, этот гадкий уровень Белого Дворца нужен чтобы выйти на лучшую концовку. Но вот в нём есть ещё более гадкий бонусный Путь Боли, и за него мы получаем КАТСЦЕНУ! ДЛИНОЙ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ МИНУТЫ! БЕЗ ЕДИНОГО СЛОВА!!!

Музыка[править]

  • В конце песни «Пулемёт» группы «Дюна» про освобождение пионерлагеря от захвативших его плохишей в конце торжественно произносится: «За воинскую доблесть и успехи отряд был награжден пластинкою Пьехи».
  • Пара клипов «AYO» и «She» группы «The BossHoss»: смехотворно маленький куш. На подпольных кулачных боях девушка-ринггёрл похищает дипломат со ставками, за ней отправляется погоня, а когда ту стряхивают с хвоста, выясняется, что она была в сговоре с парой участников того боя. В дипломате у неё — ворох однодолларовых купюр, составляющих крайне скромную сумму. Исключительно ради превращения истории в бафос: участники группы иронизируют над своим сценическим образом стереотипных техасцев.

Реальная жизнь[править]

  • Всевозможные экономические кризисы приводят к появлению огромного количества смехотворно низких зарплат. Или высоких только числом нулей.
  • Как тут не вспомнить ситуацию в современной Формуле-1, когда даже весьма уважаемым гонщикам команды оплачивают зарплату по контракту, только в контракте вполне указано, насколько больше бабла принесёт привлечённый гонщиком спонсор? Тоже, выходит, за свои навыки пилот в минус работает?
  • Зачем повышать зарплату, если можно премировать футболкой «лучший … месяца»?..
    • Или, как в советское время, вывесить фото на «Доску почёта»?
      • Впрочем, тогда это часто подкреплялась и денежной премией размеры которой сильно зависели от времени действия. Так при Хрущёве это был полноценный троп (где-то не более 3% от зарплаты), а при Сталине полноценная аверсия так что стахановцев даже называли «сталинскими миллионерами» и рост зарплат для них в 3-4 раза не был чем-то необычным.
    • А вообще, с таким «нематериальным поощрением» получается зигзаг. Потому что всё зависит от восприятия окружающих: одно дело «служи дурачок — получишь значок» и совсем другой, когда этот «значок» вызывает неподдельное уважение у окружающих (и следующие из него вполне материальные плюшки).

Примечания[править]

  1. То есть, способности побегать по болоту час-полтора, или просто посидеть у костра, прокручивая время на час.
  2. Да и защиту на поле боя давал — не чета бронежилету. Так что если пересчитывать на современные реалии, то надо брать персональный Т-14 с каким-то хитрым управлением одним человеком. Во сколько он вам влетит? Во-во. Опять же, в целое состояние. Так что не сильно много и поменялось, war, как известно never changes.
  3. А вот на самом деле богам Хаоса люди как культисты полезнее, так что в некотором смысле получилась реальность: уничтожил кучу потенциальной еды и ещё требуешь награды за это? Спасибо ещё что в отродье не превратили.
  4. Впрочем, с точки зрения принимающих продаваемые игроками предметы десять одиноких дырявых армейских сапог это почти автомат.