Не в ладах с бизнесом

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Произведение описывает деятельность малых и крупных компаний, банков, бирж и бизнесменов-миллиардеров — но его автор имеет совершенно детское представление о том, как устроен современный бизнес, чем отличаются друг от друга формы предпринимательской деятельности, как компании обеспечивают свою рентабельность, как ведется финансовое регулирование и так далее.

В результате в таком произведении многомиллиардные сделки совершаются по щелчку мышкой, крупная собственность переходит из рук в руки без всякой документации, физическое уничтожение договорного документа всегда означает его ничтожность, а банки проявляют чудеса безразличия к совершаемым через них переводам средств.

Надтроп — Не знает экономики.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Николай Носов, «Незнайка на Луне» — господин Спрутс очень боится, что из-за появления на Луне гигантских растений любимому капитализму придет кирдык: дескать, никто не станет ишачить за гроши на заводах и фабриках, все подадутся в деревню, чтобы там выращивать эти самые растения для себя. На минутку: чтобы заниматься земледелием, нужна земля (как бы банально это ни звучало), орудия для ее обработки, удобрения (а гигантским растениям и питание требуется соответствующее). Откуда пролетарий возьмет все это? Купит, оформив ссуду в банке безо всяких гарантий своей платежеспособности? Да и потом: человек, никогда не живший на селе и не имеющий никакого представления о растениеводстве, скорее всего, погубит свои посевы в первый же год.
    • Обоснуй: в представлении автора (книги все-таки детские) предполагалось, что гигантские растения ликвидируют товарный дефицит, а следовательно, станут не нужны рынок, деньги и капиталисты. Насколько это реально — вопрос, конечно, спорный.
    • В самом худшем случае, появление гигантских растений обрушило бы цены на овощи и фрукты. И всё. Но в описанном обществе гражданам ведь нужна далеко не только еда (да и такая еда удовлетворит, разве что, строгих веганов). Коротышкам необходимы одежда, утварь, инструменты, электроэнергия, бытовая техника, транспорт, оружие, предметы роскоши, коммунальные, финансовые, бытовые и рекреационные услуги — словом, множество того, что никак нельзя сделать из гигантского кабачка. Поэтому разорятся, разве что, аграрии. А захочешь сделать из гигантской пшеницы, скажем, муку или банальные макароны — милости просим к буржуям-с.
    • Исходя из этой концепции, кто должен был от новости о гигантских растениях довольно потирать руки — так это господин Скуперфильд со своими макаронными фабриками. Но он и так не сильно зверствовал со своими рабочими, а постояв ночь в лесу, прикрученный к дереву, и подавно сделал определенные выводы.
    • Гигантские растения в данном случае используются как некая аллегория безусловного базового дохода — ситуации, кода каждый будет иметь возможность хоть худо-бедно, но прожить абсолютно автономно от любого работодателя. Концепция ББД и в нашем мире особой популярностью среди «капиталистов» не пользуется, хотя казалось бы, в теории всё выглядит достаточно достойно…
  • Айзек Азимов, цикл «Сны роботов». В одном рассказе молодой изобретатель создал компьютер, который мог писать художественные книги вместо писателей-людей. Когда его детище получило первый коммерческий успех, изобретатель решил избавиться от конкурентов. От конкурентов он избавлялся крайне нестандартным способом: заключал с именитыми писателями соглашение, согласно которому главный герой платит им пожизненное содержание при условии, что они не издадут больше ни одной книги. При этом речь не идёт о том, чтобы запретить к продаже их уже существующие книги или запретить выходить на рынок новым лицам в литературе — просто посадить человека себе на шею.
    • Рассказчик преподносит это как коварный ход акулы бизнеса, хотя даже он отмечает, что соглашались, в основном, старые и исписавшиеся творцы.
  • Эрика Джеймс, «Оттенки Серого». Можно долго спорить о моральной составляющей произведения, о бедном языке (иногда явно нарочитом), но то, что Грей — ужасающе Сьюшный, несмотря на тяжелое детство, непонятным образом выстраивает бизнес-планы, а прямо с важных встреч сбегает к «любимой», да и в принципе вместо работы таскается с Аной (не все примеры, просто самые яркие) — не подлежит сомнению. И даже попытка обоснуя, что ребенка усыновила богатая семья, не помогает подавить недоверие: слишком много белых пятен в описании процесса работы корпорации. А. К. Дойл полагает, что столь странное поведение — «хвост» от первоначальной версии романа, бывшей всего-то фанфиком по «Сумеркам»; по сути, одного фантастического персонажа (вампира) заменили на другого (миллиардера-бездельника).
  • Ольга Левицкая, «Димбо» — у кого самые крутые права доступа в корпоративной сети? Ну конечно у злодея-гендира (который случайно кувыркается с секретаршей перед камерой собственного ноутбука).
    • Это, скорее, Не в ладах с бюрократией. Непонимание принципов разграничения прав доступа.
    • Ну, директора, который требовал поставить на сервер и все компьютеры компании пароль 111, чтобы он всегда мог иметь к ним доступ, автор данной правки видел. Правда, напугал интерфейсом VMware vSphere, на том и разошлись.
    • А автор данной правки видел большого босса, который в приказном порядке выбил у сисадмина для своей учётной записи права администратора домена. Убил ли он потом по незнанию домен, история умалчивает.
  • Асприн, «Шуттовская рота» — у Шутта есть мегапафосная кредитная карточка, «обычно используемая для ускорения покупки или продажи целых компаний». В реальности покупка хоть сколько-то солидной компании крайне редко оплачивается простым денежным переводом, и уж во всяком случае используемые для этого счета не привязываются к кредиткам.
    • Педаль в пол: Шутт звонит отцу и просит купить захудалую болотистую планету. Отец, олигарх галактического масштаба, отвечает «готово» через пару секунд.
      • Врать не надо, а? Не планету, а захудалую и убыточную мелиорационную компанию у родственника, который пользуется ей для списывания налогов и все болотистые участки, которые под руку подвернутся. И отец после паузы отвечает «колёса завертелись». То есть — переговоры начаты.
  • Юлия Латынина, «Охота на изюбря» из цикла «Стальной Король» — внутримировой пример: преданный своим замом и чуть не убитый киллерами Извольский поставил начальника службы безопасности Черягу на время своего выздоровления рулить своей промышленной империей. Черяга — честный и верный Извольскому человек, но в бизнесе, особенно металлопромышленном, он ни хрена не смыслит, и боится утопить империю чисто по неумению.
  • Аверсия: в каком-то романе Дж. Чейза злоумышленники задумали похитить дочку богача и потребовать выкуп, запретив звонить в полицию. Классика. Только... Напуганный отец в полицию не звонил. Но оказалось, что у банков с полицией негласный договор: при снятии за раз крупных сумм денег банк в обязательном порядке докладывает полиции. На этом злодеи и погорели. Автор правки не берётся сказать так это или внутримировой пример и просит всех посмотре.льцев назвать роман,т.к. сам не помнит. Вот подсказки, честно нарытые в памяти: имя похищаемой девчонки - Одетт, ГГ - журналист, отмотавший срок по полицейской подставке, когда раскопал чего-то лишнего и отказался от взятки.
    • В одном из переводов он назывался "Еще один простофиля".

Кино[править]

  • «Армагеддон»: начальник океанической буровой станции в исполнении Брюса Уиллиса был срочно вызван правительством США на материк, после чего его подчинённые разбежались на отдых по всей территории страны. На деле отсутствие начальника не является основанием для отпуска, при таком подходе к бизнесу он, видимо, рассчитывал провести на буровой весь остаток своих дней.
    • Вообще-то по всей территории страны собирали старых корешей Брюса Уиллиса, не работавших на той буровой, которую нам показали в начале фильма. С неё Уиллис прихватил только жениха своей дочери.
      • Вообще-то дочь Уиллиса напрямую говорит, что они разбежались из-за отъезда начальника.
      • Да и достаточно пересмотреть внимательно фильм, чтобы увидеть, что как минимум, Рокхаунд, Чэппел и Медведь работали на той самой буровой.
    • Судя по всему на буровой начались крупные нелады и в отсутствие начальника и его правой руки, ее пришлось закрыть.
      • Не занимайтесь НД - Гарри просто-напросто рассчитал всю команду, так как их нанимали бурить. Эксплуатировать готовую опрессованную скважину может и другая команда. Вот они и отправились тратить заработанное (а если они еще и вахтовики, ибо вертолётом на буровую не налетаешься - то суммы там точно немаленькие).
  • Практически любой банк в любом вестерне существует только для того, чтобы его грабить. Как он работает (и что он вообще работает) никто не упоминает. Главное, что в нем всегда есть деньги.
    • На самом деле не совсем уж неправда. Гуглим "Эпоха свободных банков". До образования ФРС право печатать свои деньги имел любой американский банк (и не только, свои деньги печатали и крупные промышленные предприятия вроде железнодорожных компаний) при наличии чартера от правительства. К концу эпохи Дикого Запада таковых насчитывалось под 2000! Только эмиссионное право должно быть обеспечено резервами, которые и хранились в подвалах банка, - обычно это ассигнации правительства (так называемые US Note - то есть федеральный доллар), золото, и даже просто драгоценности, так что, если грабитель вытаскивает из банковского сейфа наряду со слитками несколько бриллиантовых колье, не стоит удивляться, как они там оказались - это эмиссионное обеспечение.
    • Противотроп: «Крупная рыба» и «Одинокий рейнджер». В первом случае ячейка пуста, во втором — в ней оказался маринад (sic!).
  • «Сказки на ночь» и множество других подобных фильмов содержат такой сюжетный ход — протагонист, начинающий как уборщик или официант, получает шанс занять место подлого и нехорошего начальника, что ему в конце удаётся, а бывший начальник, низведённый до прислуги, униженно подает ему кофе и чистит ботинки. Очевидно, что в сеттингах, где давно отменили крепостное право, смещённому начальнику нет ни малейшего резона наниматься в лакеи — он просто философски пожмёт плечами и найдет работу примерно того же уровня в другой компании. Разве что поверженный антагонист — совсем никчемная бездарность, которую на прежнее место взяли только по большому блату…
    • Ну, нередко в таких фильмах начальник становится фигурантом крупной аферы, которая всплывает наружу — а сотрудник, замаранный коррупционным скандалом, никому не нужен.
  • «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»: коварный Бэйн с помощью жульнической операции во время вооруженного захвата биржи разоряет Брюса Уэйна, да так, что тот не просто теряет контроль над своей корпорацией, но еще и сидит без автомобиля (конфискован за долги) и даже без света (отрубили).
    • Дело не только в том, что операции на бирже, которую захватили бандиты, ничтожны. Совершить такую крупную сделку за пять минут невозможно, ее пришлось бы долго согласовывать с юридическим отделом, нотариусами, контрольными органами, и никакие отпечатки пальцев и сетчатки глаза ничем тут помочь не могут.
    • В доме Брюса буквально свет отключают за долги во время его свидания. Свидания с бизнесвумен которой он этот самый дом отдал на время чтобы с ним ничего не случилось пока он разбирается с долгами. Она банально забыла заплатить за свет? Может быть, но оба реагируют так, будто забыли, что дом ему формально не принадлежит.
  • «Игра» Дэвида Финчера — крупному бизнесмену Николасу, впутавшемуся в непонятную «игру», сообщают (в том числе из его банка), что пока он ломал голову над творящейся вокруг чертовщиной, весь капитал его компании был присвоен организаторами «игры» при участии его юриста. Неким загадочным и необъяснимым образом.
    • С фитильком — поскольку это действительно тщательно продуманная игра, а вовсе не мошенничество, и деньги спокойно лежат на своем месте.
    • Ну почему же «загадочным и необъяснимым образом» — системы безопасности в банках того времени сводились к звонку по телефону в банк и определённому кодовому слову. Сейчас такое кажется чем-то из ряда вон (хотя и попадается), тогда было совсем обычным делом. А организаторы игры прослушивали телефон, о чём Николасу и рассказала дамочка перед тем, как отправить в мексиканский склеп.
  • «Человек-Паук 2» (2004) — при ограблении банка Доктором Осьминогом хорошо видно, что хранилище банка расположено через стенку от общего зала, и деньги в нем хранятся в виде кучи мешков со знаком доллара. Удивительно, как этот банк еще не разворовали свои же.
    • Золотые! Золотые монеты, Карл!
      • Оммаж к комиксам Серебряного века? Тогда банки и их содержимое примерно так и изображали…
      • Это действительно оммаж — и далеко не единственный. Другой нарочитый анахронизм в этой же сцене — попытка тетушки Мэй получить от банка бесплатный тостер. В эпоху Серебряного века это было обычной практикой банков, поскольку тостеры стоили примерно в 10 раз дороже современных (в пересчете на доллары 2020 года).
  • «Неуловимые» (2015) — матерого олигарха Полянского совершенно не смущает внезапное предложение купить себе неведомый остров, а равно и тот факт, что покупка островов почему-то выглядит как щелкание мышкой на фоне Google Maps.
    • Это не считая того, что предложила эту покупку совершенно незнакомая студентка, даже не предъявив паспорт.
  • Кинотрилогия о многочисленных «Друзьях Оушена» — может быть, конечно, что во времена оригинального фильма с Синатрой что-то такое могло быть отдаленно похожим на реальность. Но в современности?
  • «Миллиард». Крутой олигарх Матвей реально в своем банке не владеет ничем — по сюжету, все активы записаны на его компаньона, пожилого, полноватого и попивающего. Компаньон, внезапно, скончался, вот незадача — из ниоткуда выскочила его наследница, тоже крутая бизнес-вумен, и наложила на всё имущество лапу.
    • И нам показывают, как «алёгарх», буквально, в течение суток остаётся «с голым задом». То есть, у него вообще никаких личных средств не было?
    • И он совершенно не думал о такой ситуации, как внезапная смерть держателя всех активов, о дочке его не подумал?
    • И номерного счёта в офшоре у него нет и быть не может?
    • И, наконец, то, что не в ладах не с бизнесом вообще, а, конкретно, с «рашн бузинес»: Матвей бы попросту набрал номер нужной «шишки» из силовых структур и доченька вместе со всеми её документально оформленными претензиями вылетела бы впереди собственного визгу.
  • «Остин Пауэрс» — шутки ради и одновременно существует обоснуй: поскольку доктор Зло провел в анабиозе тридцать лет, то все его бизнес-планы либо устарели (вроде распустить слухи про развод в королевской семье Англии либо устроить озоновую дыру), либо уже произошли, и не имели такого катастрофических последствий. А на предложение затребовать за похищенную ядерную боеголовку один миллион долларов (огромная сумма в 60-е), его подельнник Номер Два замечает, что только легальный доход официальной крыши преступной империи Доктора Зла, корпорации Вертукон, составляет десять миллиардов долларов в год.
  • Мстители: Эра Альтрона — Тони Старк прямо среди боя в считанные секунды через Джарвиса приобретает небоскреб-недострой, который собирается развалить.

Телесериалы[править]

  • «Супегёрл» — Кэт Грант весь первый сезон рулит своей газетой лично, вникая в малейшие детали. Это её любимое детище, которое для бизнесвумен важнее всего. Во втором сезоне Кэт покидает город и оставляет руководство компанией на Джеймса Олсена. А Олсен, на минуточку, ФОТОГРАФ. Ну, ладно, арт-директор — но его задача — фотографии делать, в управлении компанией он не понимает ровным счётом ничего!
    • Там же — во второй или третьей серии Кэт в крайне издевательской форме собирается уволить Кару за попытку высказать своё мнение. Шикарная идея: выкинуть на улицу свою личную помощницу, которая знает о тебе и твоей фирме абсолютно всё, да ещё и так, чтобы та тебя гарантированно сдала злейшим конкурентам!
  • «Клуб» — певица Василиса пытается организовать концерт, но из-за интриг бывшего продюсера владельцы уже заказанной площадки в последний момент отказывают ей без объяснения причин. Срыв таких контрактов — дело явно подсудное (и выигрышное), и Василисе действительно предлагают бороться. Но она отвечает что-то вроде «не время играть в Шерлока Холмса и доктора Ватсона», после чего с треском разоряется и попадает чуть ли не на панель. То ли это она так своеобразно впала в ГЭС, то ли звезда, выбивающая неустойку из горе-контрагентов, показалась сценаристам недостаточно трагичной фигурой.
  • «Кости» — действия Пеланта по отношению к компании родителей Ходжинса:
    • Во-первых: нельзя просто так взять и снять со счетов одной из крупнейших корпорации США абсолютно все деньги.
    • Во-вторых: почему Ходжинс/его родители/их юристы не обратились в банк/ФБР за помощью, тем более если доказательства незаконности перевода денег были?
    • В-третьих: последствия банкротства одной из крупнейших компании в стране явно бы имело куда большие последствия, чем перевод Ходжинса на зарплату института.

Мультсериалы[править]

  • «Утиные истории» — в серии 27 Скрудж МакДак вынужден отдать все свои богатства некоему жулику, рыжему лису по имени Фриттер О’Вей, который предъявляет контракт за подписью предка МакДака, потерявшего вверенный ему предком О’Вея груз. По условиям контракта, сохранность груза гарантировалась имуществом перевозчика, от которого остались только золотые часы — а эти часы Скрудж ещё в молодости обменял на золотоносный участок, где и разбогател. Поскольку это детский мультик, сам факт безропотной уступки своего состояния Скруджем (в чуть более реалистичном сеттинге О’Вей до старости судился бы с МакДаком, и наверняка без успеха) можно счесть условностью. Неясно другое — почему он стал жить под мостом в картонной коробке и отнимать обглоданную кость у уличного пса, а не использовал свою известность и авторитет для привлечения средств? К нему приходят телевизионщики из популярного шоу, снимают его житьё — а Скрудж с них за это ни копейки не берёт! Горизонт отчаяния? Да не, ночной кошмар.
  • «Gravity Falls» — шутки ради, юридическая система в Гравити Фоллс выглядит крайне причудливо, и это не баг, а фича на грани с пародией.