Пещерное человечество

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии,
Под мышкой каменный топор, а в руке копьё.
»
— Стереотипный образ в описании Леонида Дербенёва
« Древние люди бегали с копьями за мамонтами и сгоняли их в пропасть, а потом кто-нибудь лез в неё и доставал мамонта. »
— якобы из школьного сочинения
Именно то, что написано на обложке

(link)

Alpha (фильм 2018). Отличные зубы!

Нам очень, очень, очень мало известно об этой исторической эпохе, приблизительно охватывающей период от 600 тысяч лет (можно и пораньше, вплоть до 2 миллионов) до конца IV тысячелетия до нашей эры, так как письменность ещё не была изобретена. Новые данные черпаются из археологических раскопок, антропологических реконструкций и генетических исследований.

Штампы[править]

  • Пещерные люди живут в пещерах. Поэтому их ещё называют троглодитами — по-гречески пещерными жителями. А где же ещё им жить? Дома из шкур и костей мамонтов в Костёнках? Каменные дома в Скара-Брей? Хижины культуры Дзёмон в Японии? Землянки в селищах Великой Степи? Не-а, не слышали!
    • Этот штамп эксплуатируется во «Флинтстоунах». Главный герой Фред Флинтстоун работает строителем пещер в городе Бедрок, где все дома — также пещеры.
    • На самом деле на равнинах следы материальной культуры сохраняются плохо, зарастают травой и лесами, заливаются реками и озёрами — пойди найди их потом. А в пещерах они сохраняются хорошо, и наслоение за наслоением можно проследить развитие материальной культуры. Первые свидетельства о древнем человечестве были найдены именно в пещерах, так и сложился стереотип.
  • Где пещерные люди, там и мамонты, шерстистые носороги, саблезубые тигры и пещерные медведи. Особо одарённые помещают сюда динозавров, хотя те вымерли уже 65 млн лет назад. Хотя в юмористических и сатирических произведениях авторы добавляют динозавров больше ради фишки, зачастую отдавая себе отчёт, что в реальной жизни их уже не было. См. про соседство дикарей (наших земных) и ящеров На динозавра с каменным топором.
  • Пещерные люди ходят в шкурах. Чаще всего в медвежьих или леопардовых, хотя встречаются и тигровые. Утрированный вариант — меховое бикини у первобытных женщин (чаще всего встречается в комиксах, причём не только пародийных).
    • И сейчас встречаются дикие племена, где люди ходят в одежде из травы, коры деревьев и иногда даже голые, но никак не в шкурах. Точнее, шкура леопарда, перекинутая косо через плечо, позволяет с одного взгляда определить вождя, однако это аналог королевской мантии, а не одежда. Одеждой же вождю служит набедренная повязка. Однако современные дикари живут в тёплом климате, где в шкурах было бы жарко.
    • В местах с суровым холодным климатом ещё до окончания каменного века научились шить меховые комбинезоны и меховую обувь — желающие да погуглят про Сунгирь. Там смогли воссоздать пусть «парадную», но одежду самых что ни на есть кроманьонистых кроманьонцев.
  • Остальной внешний вид пещерных людей недалеко ушёл от средневековых представлений о дикарях: косматые, волосатые, с копьями и огромными дубинами.
    • Волосатые — возможно, а насчёт косматости сказать однозначно нельзя. О расчёсывании волос сказано ниже, нитки, которыми можно скрепить простейший хвост, делали ещё неандертальцы. А бритьё и стрижка стали доступны уже как минимум во времена позднего неолита.
  • Как правило, первобытные люди обитают где-нибудь в джунглях. Ненуачо, раз Африка — колыбель человечества, то, соответственно, оно зародилось именно что в джунглях. Л — логика.
    • Про другой типично африканский ландшафт, саванну, вспоминают чаще прошаренные авторы, и в более серьёзных произведениях. На минуточку, толчок антропогенезу дала именно смена леса на саванну и необходимость тамошних приматов приспосабливаться к другой экологической нише.
    • Да, 30-20 тыс. лет назад на Земле были тёплые места, однако даже на современной территории тёплой Ниццы было как сейчас, скажем, в Средней России. А уж там росла тайга. На территории Северного моря была то ли тундра, то ли тундростепь (да не смутит пытливый ум посмотрельца сходство в названиях). И вообще, слова «ледниковый период» вам ни о чём не говорят?
    • А кто их в джунглях помещал? Вроде всегда мамонтовые тундростепи, или вообще ледники
  • Как правило, приключения начинаются, когда какой-нибудь неандерталец/кроманьонец начнёт добывать огонь или потеряет его. Ну, или обнаружит более цивилизованных соседей.
    • Удивительно, но культура Дзёмон в Японии (её дальними потомками являются айны) не знала земледелия и не выращивала рис, а уже лепила сложные керамические сосуды и статуэтки богов — «догу».
  • Любимым оружием пещерного человека является каменный топор или дубинка. Ведь это ещё больше прибавляет брутальности, чем шкура, борода и волосатые мускула́.
    • ИРЛ с каменным топором или дубинкой много добычи не принесёшь, потому как мелкого зверя с этим не догнать, а против крупных толку от них мало. На самом деле куда чаще использовались луки (против первых, крупному животному на стрелы тоже будет практически пофиг) и копья (против вторых, поскольку превращают большую массу и скорость сближения из преимущества в серьёзнейший недостаток, не зря славяне на медведя с рогатиной ходили).
    • Лук стал систематически применяться только в мезолите (среднем каменном веке), до того мелкую дичь били дротиками и метательными дубинками (разновидностью которых является бумеранг).
    • Строго говоря, мы не знаем, чем били мелкую дичь до появления луков — известно, что каменные орудия аж со времён средних эректусов (500—600 килолет назад) часто использовались для обработки дерева, но вот как выглядели изделия… Тут разве что пренеандертальские копья из Германии нам могут помочь, но с копьём длиной больше полутора метров вряд ли били мелкую дичь. Мелкоту могли бить пращой, каким-нибудь подобием бумерангов или ставить силки — материальных остатков ни того, ни другого, ни третьего сохраниться не может, и посему достоверно мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
      • Метательная дубинка, похожая на бумеранг, сохранилась в том же Шенингене, где найдены копья. Возраст — те же около 300 килолет назад.
  • Пещерный человек, как правило, нечёсаный грязнуля. Первобытная девочка носит в качестве бантика небольшую косточку.
    • На самом деле первобытные люди прекрасно знали, какие проблемы могут быть от вшей и грязи, а потому старались соблюдать хоть какую-то гигиену. Даже обглоданные кости бросали не просто на пол, а в углу пещеры отведённом под свалку.
    • До нас дошли расчёски из челюстей животных и рыбьих скелетов (нет, серьёзно!). Мыться люди, вероятно, не мылись, но чистились скребками. А на некоторых статуэтках женщин (например, знаменитой Венеры из Виллендорфа или менее известной Брассемпуйской Венеры) присутствуют вполне узнаваемые причёски. На телах из более поздних погребений т. н. «болотных людей», относящихся к бронзовому и железному веку, вполне присутствуют причёски, которые возможно реконструировать.
  • Абсолютно любой троглодит ужасно туп и необразован. Даже вождь и шаман. По крайней мере, по современным меркам.
    • На самом деле в плане умственных способностей наши прямые предки кроманьонцы не сильно отличались от современных людей, просто использовали их в иных областях. А изобретательностью значительно превосходили современных людей — иначе бы и не выжили в том кошмарном мире.
  • Более-менее цивилизованные палеоантропы (старое название пещерных людей) могут добывать огонь с помощью двух палок. Просто потрите их друг о друга. Всё! Берегитесь «красного цветка»! Му-ха-ха-хаа!!!
    • Да, трение является основной и непременной частью добычи огня, но трением двух палок даже искорки не добьёшься. Кроманьонцы, скорее всего, добывали огонь, накладывая на небольшую деревяшку трут или сухую траву и сверлили палочкой деревяшку. Кое-какой костришко мог получиться, но после большого количества времени. А близкие родственники современных людей — неандертальцы — добывали огонь с помощью кремня и пирита — распространёнными на поверхности Земли минералами. При должной сноровке ими вполне реально поджечь что-нибудь легковоспламеняющееся вроде ветоши или трухи за полминуты максимум, и то если будут руки трястись. Подробнее о разнице читаем «Занимательную механику» Якова Исидоровича.
  • Политическая система у троглодитов одна из двух: либо классическое племя с вождём и шаманом, либо некое мифическое образование под названием «первобытный матриархат».
    • На самом деле существование первобытного матриархата опровергнуто ещё в прошлом веке, и альтернативой до существования племени была родовая патриархальная структура, где заправлял всем самый старший, но при этом достаточно сильный, чтобы доказать своё главенствующее положение.
      • Строго говоря, концепция «классического матриархата» опровергнута, но никакой внятной на смену ей не пришло. И, кстати, заправлял далеко не всегда «самый старший» — зачастую у реальных охотников-собирателей заправляют самые умные.
      • Всё ещё проще: во главе любой примитивной соцструктуры оказывается самый эффективный и приспособленный. А это значит — умеющий, во-первых, обеспечить её выживание, а во-вторых, отстоять своё главенство, буде на него кто посягнёт. Сделает он это как умный (через грамотное делегирование полномочий) или как сильный (через банальное «за мной!») — уже не суть важно и зависит от внешних обстоятельств. Точнее, от скорости, с которой они меняются: для оседлого племени с размеренным повторяющимся бытом умным будет опытный патриарх, помнящий, как выживали прошлые поколения, и умеющий это воспроизвести, а для кочевого или вынужденного резко сниматься с места — молодой, крепкий и способный действовать не по шаблону. На этом уже в историческое время будет строиться конфликт религиозных и военных лидеров, имевший место почти во всех народах и разрешившийся, как правило, в пользу вторых.
  • Речь первобытных людей складывается в основном из междометий — «Ах!», «Угу!», «Ы-ы!» Иногда они помогают себе жестами.
    • С чего бы? Речевой аппарат древних сапиенсов был устроен точно так же, как и у нас. Они могли воспроизводить такие же сложные звуки, а языки народов, и поныне живущих первобытно-общинным строем, нередко отличаются не меньшей, а большей сложностью. Например, языком навахо вообще невозможно овладеть, если ты не изучал его с младенчества вместе с носителями. Что и позволило американцам во время Второй мировой обмануть всех японских дешифровщиков, сделав индейцев навахо связистами.
      • Овладеть-то возможно, другое дело, что грамматика многих индейских (а также языков северо-востока Сибири, вроде чукотского) языков разительно отличается от грамматики германского/романского толка. Например, в чукотском языке фраза «пошел дождь» строится наподобие «дождепошло». В славянских языках подобных конструкций (вроде «рукоположить») раз-два и обчёлся, да и те весьма архаичны, что уж говорить об остальных европейских. Поэтому чукче освоить любой индейский язык на порядки проще, чем любому европейцу или даже азиату.
    • Также следует отметить, что слуховой аппарат уже у гейдельбергцев лет так 400 000 назад был примерно как сейчас. А у неандертальцев реконструирована и гортань — и говорить они могли ровно так же, как мы. Плюс у первобытных людей были достаточно сложные культура и, вероятно, общество, а без речи всё это представить себе затруднительно. Гипотеза Джин М. Ауэл о неандертальцах, изъясняющихся языком жестов, конечно, любопытная, но вряд ли соответствует истине.
  • (link)

    Неандертальцы
    Неандертальцы — предки кроманьонцев.
    • Устаревшая теория. Исследования ДНК показали, что неандертальцы — боковая ветвь, наши эволюционные братья, а не предки. Пути хомо сапиенс неандерталенсис и хомо сапиенс сапиенс разошлись 700 тысяч лет назад и снова сошлись 50-100 тысяч лет назад. В Европе сапиенсы устроили чистокровным неандертальцам геноцид (или нет, но они вымерли прямых потомков не оставив), но до этого успели немного гибридизироваться с ними, так что у всех европеоидов и монголоидов есть частица неандертальской ДНК. В Африке другие виды человека не жили, поэтому у негроидов её нет[1]. Они — более чистокровные сапиенсы, чем европеоиды. Была и ещё как минимум одна разновидность людей, жившая в одно время с кроманьонцами и неандертальцами и скрещивавшаяся с ними, но от них отличавшаяся (по крайней мере, генетически) — денисовский человек. Гены денисовцев есть у жителей Юго-Восточной Азии и Австралии с Новой Гвинеей.
      • В общем-то гены денисовцев (вкупе с неандертальскими) есть у всех не-африканцев, просто у австралоидов и жителей МеланезииИндонезии тоже) их намного больше — то ли по пути скрестились ещё разок, то ли дело в «эффекте основателя», пока не ясно. Там же обнаружены вообще неведомо чьи примеси («кто-то третий»), хотя многие полагают, что этот третий — просто совсем не такой, как известные, денисовец.
  • Первобытные люди охотились на мамонтов, пока совсем их не истребили.
    • Далеко не факт, точнее, почти наверняка не факт. Да, первобытные стоянки, такие, как Сунгирь, Дольне-Вестонице и др., были буквально забиты останками мёртвых мамонтов. Из их бивней делались украшения, орудия труда и даже каркасы для жилищ. Но очень маловероятно, что всех этих мамонтов именно убили люди: например, возраст мамонтовых костей на одной из таких стоянок, Волчья Грива в Новосибирской области, составляет 11-18 тыс. лет (причём все кости в одном месте), так что ни о какой единовременной смерти мамонтов и речи быть не может. Скорее, первобытные люди набрели на мамонтовое кладбище, сказали себе: «О! Халявный материал для домов!», да так поблизости и остались. Да, люди иногда охотились на мамонтов, их кости со следами охоты изредка попадаются, но вряд ли это было массовым явлением — какой смысл, когда вокруг полным-полно куда более доступных оленей, лошадей, бизонов, сайгаков? Люди могли убить разве что одиночного мамонта, больного, слабого или застрявшего в болоте, например.
    • Плюс к тому из-за потепления климата и отступления лесотундры на север кормовая база мамонтов исчезала, они откочёвывали всё дальше на север, пока не оказались на острове Врангеля, где прожили ещё до времён египетских пирамид, правда, при этом уменьшились меньше роста человека. Так что вымерли они отнюдь не благодаря хомо сапиенсам, или, как минимум, не только.
  • Первобытный человек жил в гармонии с природой.
    • Заняв пустовавшую ранее нишу дневного суперхищника, человек сразу резко нарушил экологический баланс. Если мамонты и не на нашей совести (см. выше), то американскую и австралийскую мегафауну точно истребил человек[2], и, возможно, даже поспособствовал опустыниванию Сахары.
  • Противоположный миф: первобытный человек прозябал в неустанной борьбе за жизнь, каждый день перед ним маячил призрак голодной смерти.
    • Уровень жизни был, конечно, низким, смертность ужасающей, но если судить по современным охотникам-собирателям, то первобытные люди не очень-то напрягались. Типичный режим работы современных дикарей: день охотиться, два дня пинать балду. Неудивительно, что они не слишком охотно переходят к цивилизованному образу жизни.
    • Современные дикари живут в глубоких тропических джунглях, где объектов для охоты и собирательства всегда предостаточно. (Не без опасности, правда, и самому им стать или просто погибнуть от чьей-то самообороны с запасом: змея или паук тебя не съедят, но обеспечить тебе мучительную смерть им вполне под силу) Поэтому определенное сачкование там позволительно для выживания. Но в условиях современной Сибири ака ледниковый период так не выйдет, так что там свободного времени было, думается, меньше.
    • Тут интереснее всего даже не сравнение с современными охотниками и собирателями, а такой, например, фактик — в погребении Сунгирь было зарыто три человека, у каждого из которых на одежде в среднем было около 2000 (двух тысяч) бусин из мамонтовой кости, вырезанных и просверлённых каменными орудиями. И все эти несметные человекочасы незамутнённо зарыли вместе с покойниками. Недостатка свободного времени у пращуров явно не было, что как-то не вяжется с гипотезой о призраке голодной смерти. Фиг бы они просиживали часы за изготовлением бусин и украшений, если бы было нечего жрать.
  • Жизнь была полна насилия, первобытные общины непрерывно воевали друг с другом.
    • Для палеолита это неверно: скелеты со следами травм, нанесённых каменными орудиями, очень редки. Не потому, что люди были ангелами, а просто их было очень мало, места хватало всем, и общины редко контактировали. В мезолите, когда плотность населения резко выросла, стало больше насильственных смертей.
  • Первобытные общины были коммунами со всеобщим равенством и братством. И противоположный стереотип: крутой альфа-самец всех строил и держал в каменном кулаке.
    • Тут можно судить только по аналогии с современными охотниками-собирателями. Они ближе к первому стереотипу (хотя для самых-самых древних людей, возможно, больше подходит аналогия с шимпанзе, а те ближе ко второму). В целом первобытную общину проще всего представить как обычную семью с общим хозяйством (только это большая семья, с дядями-тётями и двоюродными-троюродными племянниками). Отношения в ней, конечно, не идиллические, есть место и конфликтам, и насилию, и борьбе за власть, но грубая сила вовсе не является решающим преимуществом.
    • Но ныне считается, что понятие собственности появилось раньше неолита — как раз во времена пещерных людей.
  • Пещерный человек = каннибал.
    • Да нет. Количество доказанных случаев каннибализма и для неандертальцев, и для сапиенсов не так уж велико. Не говоря уж о категорических возражениях против питания представителями своего вида (особенно если просто сделать одного нового занимает больше года) со стороны второго начала термодинамики. Человек — дичь весьма хитрая и сообразительная, не менее, чем охотник. Так что скорее всего подхарчиться погибшими или убитыми в стычках не гнушались, но уж точно не охотились специально.
  • Раз кроманьонцы и неандертальцы были людьми, то и выглядели как люди: к примеру, европейские пещерные люди тоже были светлокожие, тоже имели волосы и глаза овер 9000 оттенков и цветов — от блондинов, шатенов и рыжих до зеленоглазых и карих. Правда, сейчас популярен и другой штамп: светловолосыми и голубоглазыми арийцами были неандертальцы, а кроманьонцы — сами что ни на есть настоящими неграми. Почему неграми? Ну Африка же, см. выше. И вообще, вон, ученые реконструировали облик европейского кроманьонца и сказали, что он был «чуть темнее современных европейцев». Не белокурый, голубоглазый ариец с молочно-белой кожей — значит, чернокожий!
    • В каменном веке никаких рас не было ещё и в помине, но фенотипическое разнообразие человечества внутри даже самых малых популяций зашкаливало — черты лица даже совершенно достоверных близких родственников часто различаются на уровне больших рас, не поддаются адекватному описанию с точки зрения современных рас, и часто имеются совершенно нетипичные и редкие сегодня признаки. В целом они более всего походили на многих североамериканских индейцев, как наиболее нейтральных в расовом отношении. Но как показали данные генетики — голубоглазые люди появились только в мезолите, волосы отличных от тёмного цветов — немного позднее, а светлый цвет кожи даже ещё позже. Но не одновременно и не одноместно. Постепенно в течение мезолита эти сочетания стали преобладающими на большей части Европы, кроме южной. В неолите носители земледельческих культур с Ближнего Востока в той или иной мере колонизировали большую часть Европы, создав широкий пояс тёмных шатенов от Франции и до Урала. С рубежа неолита и бронзы мощные миграции индоевропейцев сместили его к югу, широко разнеся рецессивные гены светлых волос от Центральной Монголии и до Гибралтара (это не значит, что они везде стали преобладающими). И только в ходе таких перекрещивающихся миграций в Европе сложился тип европеоидной расы, более-менее близкий фенотипически по строению лицевого скелета, но крайне разнообразный по пигментации.

Серьёзные произведения[править]

Тем не менее, существует ряд авторов, которые писали нечто вроде приключенческих романов, где действие происходило в пещерные века. Эти авторы были людьми серьёзными и в своих трудах использовали результаты новейших (для своего времени) антропологических и археологических исследований. Многие из описанных ими гипотез были недоказуемы или позже опровергнуты, но некоторые подтвердились. В любом случае, описанные выше штампы (ну, кроме тех, что имеют отношение к реальности, типа пещер и саблезубых тигров) у этих авторов, как правило, отсутствуют. Примеры таких писателей — Жозеф-Анри Рони-старший, Джек Лондон, Герберт Уэллс. Из более современных — Джин М. Ауэл, из отечественных — А. М. Линевский и Олег Микулов, глубочайшая выверенность романов которого многих заставляет подозревать в нём псевдоним археолога М. В. Аниковича, крупнейшего специалиста по верхнему палеолиту.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Жозеф Рони-старший: «Борьба за огонь», «Пещерный лев», «Вамирэх», «Эйримах».
  • Джек Лондон, «До Адама» — попытка создать реалистическое (на тогдашнем уровне знаний) произведение в противовес романтикам типа Рони-старшего.
  • Герберт Уэллс, «Это было в каменном веке».
  • Эрнест Д’Эрвильи, «Приключения доисторического мальчика».
  • Р. Киплинг, «Кот, который гулял сам по себе» (в русском переводе — Кошка). В советской рисованной мультэкранизации таки кот. В кукольной истории по мотивам — тоже кошка. И на виниловой пластинке тоже кошка.
  • Клиффорд Саймак, «Заповедник гоблинов» — неандерталец-cамогонщик Оп, перемещённый в будущее. По его рассказам, так получается стереотипный, но на деле эти рассказы сплошной троллинг.
  • К. Булычёв, «Подземелье ведьм».
    • Кстати, здесь есть вымершие рептилии. Но это не ляп: действие происходит на другой планете (Эвур — «эволюционный урод»), где эволюция была искусственно ускорена какой-то сверхцивилизацией.
  • Гарри Гаррисон, «Эдем». Альтернативный вариант развития земли, в котором динозавры не вымерли, а развились в биотехнологическую высокоразвитую расу (вернее, развились только морские гигантские ящерицы-мазозавры, которые не динозавры, динозавры же просто НЕ ВЫМЕРЛИ) и по-прежнему господствуют на Земле. Но наступают времена ледникового периода, и племена людей начинают составлять рептилиям серьёзную конкуренцию.
  • Н. Перумов и С. Логинов, «Чёрная кровь».
  • Дмитрий Емец, «В когтях каменного века». Детская фантастика про мальчика-попаданца из нашего времени и попытках вернуться.
  • Джин М. Ауэл, гексалогия «Дети Земли» — «Клан Пещерного Медведя» и все продолжения (переведены только 5 книг).
  • Димитр Ангелов, «Когда человека не было».
  • В. Вейнланд, «Руламан».
  • Север Гансовский, «Человек, который сделал Балтийское море», «Идёт человек».
  • У. Голдинг, «Наследники».
  • Джим Грейс, «Дар камней» (The Gift of Stones).
  • Джон Р. Данн, «Песнь о топоре» (Song of the Axe) и «Песнь о земле» (Song of the Earth).
  • Бьёрн Куртен, «Танец тигра» (Den svarta tigern).
  • А. М. Линевский, «Листы каменной книги»: реконструкция быта древних людей на территории современной Карелии в послеледниковье (на основе археологических находок, сделанных в том числе и самим автором).
  • Лучано Мальмузи, серия книг про неандертальского мальчика.
  • Олег Микулов, «Закон крови» и «Тропа длиною в жизнь». Качественное первобытное фэнтези, основанное на археологических находках (стоянки и захоронения первобытных людей в Костенках и Сунгире). Некоторые авторские идеи можно считать спорными, но герои куда больше заслуживают уважения, чем в той же «Первостепи», если уж сравнивать произведения одного жанра.
  • Мишель Пейвер, «Хроники тёмных времён».
  • С. Писарев, «Повесть о Манко Смелом».
  • Сергей Покровский, «Охотники на мамонтов» и идейное продолжение «Поселок на озере».
  • Евгений Лукин, цикл «Пещерные хроники». Сборник юморесок.
  • Клод Сенак, «Пещеры Красной реки».
  • Владимир Уткин, повести «Вдоль Большой Реки», «Гремящий Мост», «Горизонты без конца».
  • Эдуард Шторх, «Охотники на мамонтов».
  • Геннадий Падаманс, «Первостепь». По крайней мере, образ жизни описан первобытный, а вот мировоззрение героев книги — не очень…
  • Сергей Щепетов, цикл "Род Волка", назван по первой книге. Несмотря на попаданчество ГГ - впечатление отличное.

Кино[править]

  • Комедийная короткометражка с Чарли Чаплиным в главной роли — «Его доисторическое прошлое» (His Prehistoric Past, 1914).
  • Фильм «Пещерный человек», пародирующий фильмы наподобие «Миллиона лет до нашей эры» с Ринго Старром в главной роли. В фильме ни слова на понятном нам языке. Все герои фильма болтают между собой на какой-то тарабарщине. Потом появляется люди из другого племени, болтающие на нормальном английском. Никто их не понимает.
    • Это китаец, говорящий на английском)) отсылка к китайской цивилизации)
  • Фильм «Клан Пещерного Медведя», экранизация одноимённого романа Джин М. Ауэл. Как и в «Пещерном человеке» — ни слова на понятном языке, потому что неандертальцы как в романе, так и в фильме изъясняются жестами.
  • «Борьба за огонь» — экранизация первого романа трилогии Рони-старшего. Отзывы разнятся, хотя загримированные слоны в роли мамонтов впечатляют. Две премии «Сезар» в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура» (Жан-Жак Анно) плюс «Оскар» за лучший грим. Первая роль Рона Перлмана в кино.
  • «Две стрелы. Детектив каменного века» Аллы Суриковой — про интрижки пещерных людей и их правительства. На самом деле стремление «человека боя» перехватить власть у вождя характерно для более позднего периода — разложения родового строя и перехода к т. н. «военной демократии» («энси» и «лугаль» у шумеров, «хёвдинг» и «ярл/конунг» у скандинавов и пр.).
  • «Миллион лет до нашей эры» (англ. One Million Years B.C.) 1966 г., реж. Д. Чеффи. Ремейк одноимённого фильма 1940 г., реж. Х. Роач. Славен наличием Рэкел Уэлч в меховом бикини и динозаврами работы великого Рэя Хэррихаузена.
    • В чёрно-белом оригинале дикарки носили платья из шкур, мужчины же — некое подобие туник из таких же шкур. Динозавров было поменьше, по крайней мере, в кадре. Но были мамонты в исполнении слонов. Также были дикие быки и прочие млекопитающие. Часть животных (в том числе и некоторые рептилии) представляла собой увеличенные версии современных животных — гигантский медведь (в исполнении обычного), аналогично и гигантский броненосец, гигантский варан и пр.
    • «Р-рр» француза Алена Шаба, получивший в русском прокате аналогичное название. На деле — едкая сатира на современное общество в весьма условном первобытном сеттинге, с кучей отсылок к поп-культуре.
  • Аналогично «Когда на земле царили динозавры» (When Dinosaurs Ruled The Earth, 1970). Похожий сеттинг, похожие «мультяшные» динозавры (но уже работы Джима Дэнфорта и Роджера Дикена). А также пещерные красотки в бикини из шкур и пещерные бородатые накачанные красавцы в набедренных повязках из таких же шкур.
  • Один из номеров (в некоторых источниках именуется «Моя пещера с краю») Тарапуньки и Штепселя из фильма «От и до».
  • Первая «эпоха» из фильма Бастера Китона «Три эпохи» (The Three Ages). Попеременно одни и те же события происходят, то в Каменном веке, то в Древнем Риме, то в современности (на момент съёмок).
  • «Человек с Земли» — субверсия. Джон был пещерным человеком. Лет этак четырнадцать тысяч назад. А с тех пор… кем он только не был.
  • С фитильком в «Mom and Dad Save the World» (Мама и папа спасают мир, 1992). Там повстанцы докатились примерно до уровня пещерного человечества. По крайней мере, в эстетике и бытовых мелочах. Но при этом помнят и высокотехнологичное оружие, и как им пользоваться.
  • «Альфа» — главный герой, юноша из пещерного племени, приручает волка, давшего начало собакам.
    • Сложно назвать этот ужас серьёзным произведением. Количество ошибок, ляпов и просто криворукости всех задействованных лиц превосходит аналогичный показатель большинства креационистских опусов. Например, когда главный герой теряется, то он ведёт себя как современный пацан, заблудившийся в лесу. Настоящий пещерный человек бы так сильно бы не волновался по такому поводу.
  • «Замороженный калифорниец» с Бренданом Фрэйзером — молоденького паренька-троглодита разморозили, и он весьма органично влился в социум. Паренёк был глазаст и белокур. Фильм — подростковая комедия.
  • «Красавчики до нашей эры».
  • «Невестка» (2008, Келін, реж. казах Ермек Каримжанович Турсунов. Общение — язык хмыканий.
  • «Последний неандерталец» — французский фильм 2010 года, адаптация романа «Ao l’homme ancien» писателя Марка Клапчинского. Повествует об истории любви последнего выжившего неандертальца и представительницы хомо сапиенс.
  • «10000 лет до нашей эры» — пафосный блокбастер Рональда Эммериха, ухитрившегося намешать в фильме ради зрелищности кучу анахронизмов, самым вопиющим из которых является наличие предтечи додинастического Египта с фараонами и пирамидами! Так что тянет скорее на фэнтези в первобытно-типа-египетском антураже.
    • Кстати 10’000 лет до н. э. — это примерная дата основания Иерихона, так что вполне цивилизованные люди тогда были, но, естественно, без пирамид.
  • «Костяной томагавк» — вестерн про ковбоев и реликтовое племя троглодитов-каннибалов.

Телесериалы (и производное творчество)[править]

  • «Ералаш»: выпуск 53, эпизод 3 «Миллион лет назад, или Как появилась человеческая речь», реж. В. Ховенко. Серия про первобытную школу с Л. Ярмольником в роли учителя: «Завтра с родителями в пещеру директора!»
  • Самая первая серия «Доктора Кто» — «Неземное дитя». Главные герои попадают на доисторическую Землю — и всё заверте…
    • Книга по эпохе Девятого Доктора «Всего лишь человек» начинается с того, что бедного неандертальца закидывает в современный Лондон. Надо сказать, парень оказался не промах и быстро, хоть и не без помощи капитана Харкнесса, освоился в новом мире: заканчивается книга его свадьбой с румынской эмигранткой.
  • «Гостья из будущего» — фигурирует сотрудница Института времени Мария, специалист по каменному веку.
  • (link)

    «Пара юрского периода»
    «Городок» — сюжет «Пара юрского периода».
  • «Пришельцы из прошлого». Немало провалившихся в современную Норвегию людей каменного века.

Мультфильмы[править]

Отечественная анимация[править]

  • «Машинка времени» сестёр Брумберг, первая история — про хулигана, которого отправили в каменный век на перевоспитание. Получились этакие советские «Флинстоны».
  • «Только не сейчас». В нём показывают школу пещерных людей, где оценки выдаются ударами по голове (хорошая оценка — маленькая дубина, плохая — огромная), ученики пишут, царапая камнем по кускам другого камня, а потом приходит динозавр и срывает урок.
  • Мультфильм про Мурзилку на спутнике (1960) — история освоения космоса начинается с пещерного человека, швыряющего камень в небо (ЕМНИП) Камень прилетает обратно — прямиком в лоб, однако персонаж только почёсывается — видимо, толстая черепная коробка уберегла мозг от сотрясения. К сожалению, все найденные в сети экземпляры мультфильма урезаны по ширине так, что в этом эпизоде как раз человека и не видно :(
  • «Первый друг» — мультэкранизация стихотворения поэта Берестова о приручении собаки.
  • «Вера и Анфиса на уроке в школе» (Свердловская киностудия, 1988 г.) Учитель совместно с Верой и обезьянкой Анфисой реконструируют для школьников развитие высших приматов в первобытных людей. Забавно выглядит поющий «пещерный хор» на плакате.
  • «Колёса, колёса» (Казахфильм, 1979 г.) из киножурнала «Фитиль» (№ 200) первая половина мультика — история первобытных изобретателей. Первый изобрёл колесо, второй — крепкие напитки.
    • Тоже из «Фитиля» (№ 81) мультик «Доисторическая новинка». Как первобытный человек, готовясь к ледниковому периоду, заказал в доисторическом ателье № 777 наряд из убитого хищника.
  • Позднесоветский мультик «Туда и обратно» — показывает прогресс («туда») от обезьяны к первобытному, а затем и современному человеку. А завершается регрессом — «обратно». Пить надо меньше.

Зарубежная анимация[править]

  • «Ледниковый период». Самая первая часть. Единственная, где появляются люди.
  • Дилогия "Братец Медвежонок" (Brother Bear).
  • Серия короткометражных мультфильмов «Боб и Прометей». Инопланетянин Прометей пытается научить хоть чему-нибудь глупого неандертальца Боба, однако все его попытки терпят фиаско.
  • «Семейка Крудс» и «Семейка Крудс 2: Новоселье».
  • The First Bad Man (Первый злодей, Первый нехороший человек, Первый негодяй, 1955) от Т. Эйвери. Действие происходит в первобытном Техасе. Те же утрированные ковбои, но преимущественно с дубинами (кольты не у всех) и верхом на динозаврах, похожих на диплодоков. А ковбойский город — пещеры в скалах.
  • Американский мультфильм про пещерного человека, который со своим ручным динозавром охотится на уток.
  • «Дикие предки» (Early Man, Британия).
  • «Хороший динозавр» (Pixar).
  • «Los Originalos».

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — суперзлодей Вандал Севидж является обессмертившимся пещерным человеком по имени Вандар Адг.
  • Французские комиксы (и мультсериал-экранизация) о первобытном мальчике Голиафе.
  • Л. Каминский, микрокомикс «Школа в каменном веке» из книги «Урок смеха». «Хорошо жилось в древности — обезьянам никаких уроков на дом не задавали!»
  • Fables — Фрау Тоттенкиндер, бессмертная ведьма из каменного века.
  • Мезолит — комикс о жизни мезолитического племени Канса и подростка по имени Пойка.

Видеоигры[править]

  • Ancestors: The Humankind Odyssey — начиная с обезьяны к первобытным людям.
  • Дилогия Prehistoric, где нужно играть за такого первобытного товарища. Разумеется, сделано смеху ради — в здравом уме никто не будет кидать в котёл с пищей игрушки (кстати, в роли котла выступает весьма технологичная скороварка), да и фаст-фуда в каменном веке не было!
    • Первая часть в данном деле чуть каноничнее, не теряет привлекательности и динамичности — и отлично смотрелась бы в качестве переиздания для мобильных устройств!
  • Spore же! Пещерное инопланетянчество, ибо людей тут нет.
    • Хочешь — сделай.
  • Zeno Clash.
  • Сеговская старая игрушка «Джо и Мак — пещерные ниндзя», или попросту «Пещерные ниндзя». Пещерные ниндзя идут спасать женщин своего племени, которых похитили воины другого племени. А ещё там полно злобных птеродактилей…
  • Plague Inc.: питовирус может вернуть нынешнее человечество в первобытное состояние.
  • Far Cry Primal.
  • Файтинг Time Killers: один из персонажей — пещерный человек.
    • Файтинг Eternal Champions — аналогично.
  • Bugs Bunny: Lost in Time — один из уровней происходит в каменном веке.
  • Echo: Secrets of the Lost Cavern — квест про приключения молодого кроманьонца.
  • Fire: древний человек Анг ищет огонь для своего племени.
  • Dawn of Man — гибрид стратегии с выживалкой с наибольшим уклоном в первое, где нужно провести племя людей от дремучего палеолита аж до самого железного века.
  • Ugh! — старинная аркада про первобытного изобретателя на первобытном педальном вертолёте, который возит прочих членов племени между пещерами, уворачиваясь от динозавров и птеродактилей. Если пройти все 69 уровней, можно завоевать сердце первобытной блондинки.
  • Stellaris — можно найти примитивные цивилизации на уровне каменного века. Или вовсе предразумных, как австралопитеки.
  • Mount & Blade Warband: Down of Man MOD — карта, наименования поселений, архитектура не изменены. Добавлены помимо людей (Свадия и Родоки) ещё 2 расы — типа неандартальцы (Норды и Вегиры) и типа австралийских аборигенов (Киргиты и Сараниды). Первобытное оружие и броня, праща вместо арбалета (позволяет стрелять из-за щита, странно, что такой возможности нет в оригинале с арбалетом и павезой), лук — супероружие, конницы практически нет.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — жители многих диких миров Империума. Картина «первобытные люди и динозавры[3]» среди подобных планет вполне обычна и практически стереотипна.
  • Польские игральные карты рекламного назначения "AXE instinct" (произ-во KZWP "Trefl" г. Краков) Шуточное представление первобытных людей (без динозавров) http://www.ukrcards.com.ua/product-933.html

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Про любовь в каменном веке» (А ну отдай мой каменный топор!).
  • «Песня о вещах» (слова Л. Дербенёва, музыка В. Добрынина, исполнение Михаила Боярского) — см. эпиграф.
  • «песня о предке» группы «Диалог» с пластинки 1986 года «Ночной дождь».
  • В программе «В нашу гавань заходили корабли» время от времени встречались песни вроде «Неолитическая» (Помнишь первобытную культуру?) или «Птеродактиль, что ж ты вьёшься над моею головой» (переделка «Чёрного ворона»).
  • Названная выше "Неолитическая" была также известна как "Ты помнишь мезозойскую культуру" и имела много вариантов текста. Входила в фольклор студентов 1970-х.
  • Дэн Назгул «Бронтозябра».
  • Соломенные еноты «Новые консерваторы».

Прочее[править]

  • Михаил Евдокимов номер «Балагур». Главный герой рассказывает, что он помнит ещё времена пещерного человечества, будучи в сознательном возрасте. И рассказывает про охоту на мамонтов ("с рогами", рога у них во рту) и прочий доисторический быт.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Уже есть.
  2. Причём в последнем случае упоминания о мегафауне сохранились в мифах, преданиях и сказках аборигенов. Например, пресловутый буньип.
  3. Точнее, их инопланетный аналог.