Всеобщая валюта

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Global Currency. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Долларов, евро — ничего не будет. Весь мир перейдет на единую валюту. Называется гомосап, производное от homo sapiens. Даже намекать не буду, как немедленно окрестят это всякие неостроумные люди… Хе-хе! Ты не представляешь, до чего предсказуем первый круг ассоциаций даже у неглупых как будто лопухоидов! »
— «Билет на Лысую гору», Дмитрий Емец

Именно то, что написано на упаковке — единая валюта, используемая во всём сеттинге. Где бы вы ни были — она всегда в ходу, и под одним и тем же названием: золотой (иногда золотой/серебряный/медный грош) в фэнтези, кредит или единица энергии в фантастике. Обычно эта валюта никогда не подделывается, над ней не властны инфляция, девальвация и прочие экономические феномены и зависимости. Способ её создания и принадлежность также обычно отсутствуют — как и обоснуй всех вышеперечисленных свойств. Всеобщая валюта фантастична, но это не то фантастическое допущение, на котором строится сюжет и под которое подводится обоснуй. Нет, это просто способ упростить как создание, так и восприятие произведения. Всё-таки в большинстве своём создатели фантастических миров — не экономисты, их читатели — тоже, да и основной конфликт не связан с экономикой. В такой ситуации попытка правдоподобного описания денег только усложнила бы произведение. Вот и возникает всеобщая валюта как заплатка на той части мироздания, которая ни производителю, ни потребителю не нужна.

Данный троп является подтропом для упрощённого снабжения — в данном случае рассматривается только использование денег, а не вообще всех необходимых реальным армиям/городам/заводам/… благ. В то же время имеется фантастический подтроп — энерговалюта, когда всеобщая валюта является заодно и главным топливом.

Примеры[править]

Религия, мифология, фольклор[править]

  • В Откровении 13: 16-17 говорится о знаке Зверя, без которого будут невозможны любые сделки. Часть протестантов толкует этот знак как единую валюту или же как вживлённый чип, служащий для использования оной.
    • На самом же деле тут скорее будет электронная цифровая подпись «одобрено банком» или что-нибудь вроде того. Ну сами посудите — бартер уже давно вне закона, наличка потихоньку уходит в теневой сектор экономики…
    • А в данный момент на знак зверя претендует $. Потому что де-факто доллар принимается как денежный знак почти в любой стране мира, и не важно, законно это или нет, с точки зрения местного правительства (но есть страны, где за попытку рассчитаться долларами продавец вас зарежет на месте. Да, в этих странах очень не любят демократию).

Литература[править]

  • «Кредиты — (ударение, как правило, на первый слог, чтобы не путать деньги и банковские операции) валюта, принимаемая к оплате на любой планете и в любом научно-фантастическом произведении».
  • «В кошельке были подъёмные, положенные выпускнику Школы, и жиденькая пачка мятых кредиток — всё, что удалось выручить за вещи, которые не берут с собой в космос». Андре Нортон, цикл «Королева Солнца»
  • В серии романов Chung Kuo Дэвида Вингрова всеобщей валютой становится юань.
  • «Основание» Айзека Азимова — кредит.
  • «Плоский мир» Пратчетта: валют много, но анк-морпоркский доллар имеет хождение везде.
  • «Киберпространство» Уильяма Гибсона — цифровых валют много, но физическая одна — новая йена.
    • Ньюйены (нюйены) — валюта производной фэнтезийно-киберпанковой вселенной Shadowrun, ибо она появилась как раз на фундаменте книг Гибсона и заимствует оттуда практически всё — от валюты и корпораций до уличных самураев и Матрицы.
  • «Ессутил Квак» Леонида Кудрявцева — наоборот. Сколько валют осталось в физическом мире, неясно, но в киберпространстве только одна — «инфобабки».
  • «Оставленные» Тима ЛаХэй и Джерри Дженкинса — ник, результат планомерного внедрения одной валюты после создания единого правительства. Впрочем, после деньги вообще перестают использоваться.
  • Дмитрий Емец, «Билет на Лысую гору»: фея Двухдюймовочка однажды нагадала на кофейной гуще, что весь мир перейдёт на единую валюту примерно в 2045 (см. эпиграф).
  • «Хроники странного королевства» — с прикрученным фитильком и одновременно каким-никаким обоснуем: местные золотые (и производные от них серебрушки с медяками) универсальны только в странах Межгосударственного совета, по-видимому, благодаря неким соглашениям между ними. В Хине уже своя монета, в других мирах — тем более.
  • Артур Кларк в своих футурологических построениях утверждал, что единой денежной единицей станет киловатт-час.[1]

Кино[править]

  • «Галаксина» (1980) была «Земля иена».
  • «Джон Уик»: золотые монеты — всеобщая валюта преступников.

Телесериалы[править]

  • «Скользящие» — у героев, скользящих между мирами, почти никогда не возникает проблем с деньгами — в конце концов, они попадают в вариации одной и той же местности. Только иногда им приходится использовать серебро, да один раз попытка расплатиться обычными деньгами вместо красных «комдолларов» кончается плохо.
  • «Красный карлик» — долларфунт.
  • «Почти человек» — биткоин.

Мультсериалы[править]

  • «RWBY» — Льен

Аниме, манга, ранобэ[править]

Видеоигры[править]

  • В играх по Звёздным Войнам это почти всегда республиканские кредиты. И это притом, что в трилогии приквелов Уотто считал их неходовой валютой.
  • Mass Effect — кредиты. Специально введены прирожденными экономистами — жадными волусами.
  • System Shock — наниты, точнее, их пакеты. Самый экстремальный вариант: используются для всего (буквально — нанитами можно и излечить недуг, и собрать пакет еды) и делаются из всего.
  • GP/Gil (в зависимости от перевода) в играх Final Fantasy и многих других играх Square Enix.
  • Gald в играх серии Tales of… от Bandai Namco.
  • Месета в серии Phantasy Star.
  • Zenny в многочисленных играх Capcom, в первую очередь Breath of Fire.
  • И в Ragnarok Online так же.
  • «Древние свитки» — по всей империи используются септимы, они же дрейки, они же золотые. Даже спустя двести лет после падения самой империи Септимов, они сохраняют свое название и свой дизайн. А вот в онлайн-приквеле о септимах не слышали, монеты там называются просто золотыми и не имеет каких-то отличительных признаков — но тем не менее, тоже универсальны для всего континента, вне зависимости от того, к какому альянсу принадлежит игрок.
    • В Skyrim эти монеты массово находятся в нордских руинах, построенных задолго до Тайбера Септима.
    • В «Морровинде» можно было найти древние двемерские монеты, но они не являются платежным средством, просто артефакты для продажи.
  • Red Dead Redemption : Единственная валюта в игре — доллары, хотя часть карты находится в Мексике.
  • Болты в Ratchet & Clank.
  • В Kingdom of Loathing используется мясо. Изначально — просто потому, что у создателей игры не было картинки с кучкой монет. В результате получился обоснуй пауков-деньгоедов: действительно, убив зверя, легко можно срезать с него мяса.
  • Основная валюта в Anachronox, деньги, которые принимаются во вселенной — это… канадский доллар.
  • Spore — все цивилизации используют одну и ту же единицу валюты… ту самую, которую использовали вы до того, как выйти в космос.
  • Кольца в Sonic Chronicles.
  • Корсары — серебряный песо. С фитильком, ибо исторично: песо-де-очо на время действия сюжета игры действительно был массовой валютой, попадавшейся и в Европе (там, впрочем, его обычно перечеканивали), а уж в Новом Свете испанский песо ходил повсеместно, включая тринадцать североамериканских колоний (где звался испанским долларом).
  • Серия Zelda — миры разные, а валюта одна — рупии.
  • Starbound — пиксели. Возможно потому, что на них работают местные 3d-принтеры. Игрок может легально «печатать» пиксели из полезных ископаемых (чем реже руда, тем больше из неё получается пикселей).
  • Dark Souls — всё продаётся и покупается за души, и за души же происходит повышение уровня.
  • Вселенная Endless — пыль, местный прикладной флеботинум.
  • «Вангеры» — жуки-бибы служат валютой по всей Цепи Миров, во всяком случае там, куда имеет доступ игрок.
  • Rimworld — основной валютой у всех, от неолитических племён до высокотехнологичных планет, является, внезапно, серебро. А золото — просто дорогой материал для крафта.
  • Mount & Blade — динары.
    • В моде The Last Days ввели раздельную валюту (технически это не деньги, а выраженные в цифрах отношения с фракцией: вы помогаете — они растут, вы что-то просите — они падают, но суть та же). Получилось неудобно: если, допустим, вас с отрядом из Рохана понесло в Гондор, то за победы над врагами и помощь лордам вы будете получать награду в местных «цехинах», а солдаты-роханцы будут требовать зарплату в «роханских рублях», которые не пополняются, в результате в отряде начнется недовольство.
    • Мод "Огнём и мечом" - мировая валюта здесь талер. Его принимают везде, от Москвы до Кенигсберга и от Выборга до Перекопа и Кафы. Внезапно - имеет серьёзный обоснуй, см. ниже раздел "Реальная жизнь".
  • Assassin's Creed — характерно для любой игры серии, но в одной из «американских» игр озвучен обоснуй в кодексе: на любом рынке в каком-нибудь Квебеке в это время была в ходу адская чехарда из монет самых разных номиналов минимум пяти колониальных держав, но Анимус для облегчения симуляции пересчитывает все цены в одну валюту.

Настольные игры[править]

  • В Dungeons & Dragons базовая единица валюты повсюду — это кусочек золота (gp).
  • То же и в «Манчкине».
  • Cyberpunk 2020 — евродоллар, сокращаемый до евро.
    • Все же с прикрученным фитильком. В СССР евродоллары не используются и даже в 77ом все торгуется исключительно за рубли. Более того-в Союзе банкам запрещено проводить любые операции с эдди.
  • Exalted — нефрит.
  • Crimestrikers — SIMU: стандартная международная денежная единица.
  • Pillars of Eternity — субверсия, найти можно самые разные монеты, но игра пересчитает их в самый мелкий местный грош, для удобства расчётов, ибо игра всё-таки не о симуляторе торговца.

Реальная жизнь[править]

  • Внезапно, но один из лучших примеров — римский динарий. Римская империя не просто связала Средиземноморье в единую торговую сеть, объединив огромные территории, но также торговала с другими странами. И римские динарии находятся не только в Персии и Ирландии, но даже на Окинаве! В конце концов, в некоторых европейских языках названия денежных единиц вовсе пошли от динария: пфенниг в Германии, пенни в Англии, денье во Франции, динейро в Португалии. А в наше время денежные единицы большинства арабских и части экс-югославских стран называются «динар», что указывает на распространение этого понятия в Османской империи. Кроме того, в испанском, португальском, французском и итальянском языках слово «деньги» также происходит от слова «динарий».
    • Однако ни одна другая валюта в мире не ценилась так, как венецианский дукат, бывший стандартной золотой монетой в те далекие времена. Есть даже «дукатная» проба золота (потому что венецианский дукат не подвергался порче).
  • Американский доллар в наше время ближе всего к этому тропу, вплоть до того, что трудно сказать, где больше их — в США или во всём остальном мире. За счёт стабильности его использует все остальные страны для конвертации своих собственных валют. Кроме США является также официальной валютой восьми других суверенных государств и еще около десятка территорий с зависимым или спорным статусом.
  • До гегемонии доллара самой популярной мировой валютой был фунт стерлингов (предпочтительно, в виде золотых соверенов). До Первой мировой с британским фунтом конкурировал Латинский монетный союз, валюты которого по металлическому содержанию копировали стандарт французского франка.
  • Серебряная монета весом в одну унцию, которая чеканилась в Центральной Европе c 1486 года: талер, он же далер, он же таллеро он же доллар, он же пиастр, он же песо, он же экю, он же ефимок. Благодаря Эпохе великих географических открытий талер стал известен по всему миру. А в виде американского доллара продолжает оставаться мировой валютой до сих пор.

Примечания[править]

  1. В наше время прогноз Артура Кларка сбывается с неожиданной стороны: стоимость криптовалют обеспечивается фактическим эквивалентом затрат электроэнергии и вычислительных мощностей.