Хижина в лесах

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Cabin in the Woods»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Хижина в лесах
Хижина.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производства
  • США
Киностудия
  • Lionsgate, MGM
РежиссёрДрю Годдард
Автор сценария
  • Дрю Годдард, Джосс Уэдон
Когда вышел2011 г.
Продолжительность95 мин.
В главных ролях:
Кристен КонноллиДана
Крис ХемсвортКурт
Фрэн КранцМарти
Ричард ДженкинсСиттерсон
Брэдли УитфордХэдли

Американский (Cabin in the Woods, в Вики «Хижина в лесу»), весьма оригинальный и качественно исполненный совместный проект Джосса «Бога гиков» Уэдона и Дрю «Монстро» Годдарда. Деконструкция и тут же, на ходу, реконструкция жанра молодёжных ужастиков. По некоторым оценкам — в чём-то даже ещё лучше (?), чем у Крэйвена в «Крике».

А упрекать авторов за то, что они «меняют жанр прямо по ходу фильма» — вряд ли стоит. Это намеренно употреблённый приём, не баг, а фича.

Суть[править]

Пятеро студентов — зубрилка Дана, умник Холден, раздолбай и планокур Марти, свежевыкрашенная блондинка Джулз и её парень Курт — отправляются в удалённую лесную хижину, чтобы провести там уик-энд. А в это время сотрудники некоего глубоко засекреченного учреждения готовятся срежиссировать их смерть — максимально жестокую и кровавую.

Сюжетные элементы и тропы[править]

  • Архетип — в соответствии с ним выбираются жертвы.
    • Ирония в том, что выбирают их, похоже, по внешности, и по сути они не соответствуют своим архетипам: Курт на самом деле учёный-социолог, но похож на Тора, поэтому быть ему тупым Силачом, а Холден носит очки и поэтому считается Умником (хотя и с прикрученным фитильком, потому что в латыни смыслит, а просто для души её учат крайне редко); Дана — не девственница, да и Последняя девушка из неё так себе (большую часть работы делает Марти); Джулз в блудницы попала только потому, что покрасилась в блондинку и надела короткие шорты; и только Марти — действительно Шут гороховый.
  • Боги — сволочи — а как ещё прикажете оценивать тех, кому в двадцать первом веке надо приносить такие жертвы?
  • Большая красная кнопка — она есть на пульте, и нажатие на неё выпускает на волю сразу всех монстров.
  • Взять в ад компанию — охранник, на которого навалились пугала, взорвал их и себя гранатой.
  • Вот это поворот! — два раза. Впрочем, учитывая то, что события объясняются, практически, сразу, когда птица на лету бьётся о силовое поле, ограждающее «игровую зону», повороты оказываются не такими уж поворотистыми.
  • Гад за Гадом — Древние.
  • Главный Гад — Режиссёр (the Director).
  • Героический антагонист — тот самый охранник. По совместительству, претендует на белую овцу.
  • Гениальный силач — вся мужская половина коллектива.
  • Единство у нелюдей, раздробленность у людей — монстры нападают на людей, но не друг на друга. Особенно забавно выглядит, учитывая, что монстрятник полнится не только неведомыми зверушками, но и людьми в том числе. Что как бы намекает… Тут возможен обоснуй: для маньяка интереса ни здоровенная кобра, ни мега-нетопырь, ни водяной не представляют — у него «объекты охоты» другие. Оборотню и кобре нет смысла нападать на робота с дисковой пилой — по нему видно, что несъедобен. Призраку нужны только человеческие души. Просто у всей этой шоблы «типовая дичь» — нормальные люди. И пока не кончится типичная добыча, между собой конфликтовать им смысла особого нет.
    • Другой обоснуй: несмотря на пёстрый состав все монстры — это конструкты, запрограммированные атаковать только людей. А что у них нет «четвёртой директивы», запрещающей нападать на сотрудников конторы, возможно, они созданы/предоставлены Древними, от которых ничего хорошо ждать смысла нет.
  • Жанровая смекалка — присутствует, но не помогла, уж больно серьёзные игроки работали против наших героев.
  • Жертва — козёл — хоть кому-нибудь жалко сотрудников Фирмы? Впрочем, не всех.
    • В общем-то да, собачья у них работа, если подумать и тот еще садистский выбор перед ними стоит: заниматься своей работой или позволить погибнуть всему миру, включая своих родных и близких. Их чёрный юмор и циничные шуточки вроде «ставок на монстров» крепко смахивают на защитную реакцию, вроде знаменитого медицинского юмора. Но в некоторых сценах прорывается нормальное отношение к происходящему.
  • Красные рубашки/Мальчик для битья — охрана. Начиная с одиночного(!) охранника, отправленного к лифту для поимки Даны и Марти, и заканчивая тяжело экипированной спецурой. На последних распространяется и не в ладах с тактикой — после первой разгрузки лифтов и гибели первой группы подкрепление также ломится в коридор с лифтами. Вместо того, чтобы взять под перекрёстный прицел выход из коридора. Гранату применяет только один охранник для героического самопожертвования. В общем, Ай, молодца!
  • Жертвоприношение — затем всё и затевалось.
  • Житель Страны Эльфов — Марти парит над этой реальностью на облаке конопляного дыма.
  • Закадровый момент крутости — Марти не только отбился от зомби, но и расчленил его.
  • Закадровое гуро — играется зигзагом: сначала гуро остаётся преимущественно за кадром (главным образом, чтобы оправдать первый «Вотэтоповорот!»), а потом начинается лютая, бешеная аверсия и кровища плещет на весь экран.
  • Зло в промышленных масштабах — кормёжка древних богов — дело серьёзное, его нельзя пускать на самотёк и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей.
  • Зловещая шутка — вечно укуренный Марти толкает речь о том, что они (то есть, всё поколение) рождены разрушить мир. Все смеются, потому что Марти постоянно парит в конопляных облаках и способен разрушить разве что свою тачку, врезавшись в дерево. Марти и Дана уничтожат мир в конце фильма.
    • Все шутят насчёт пристрастия Хэдли к Водяному, на которого он ставит из года в год и ни разу не выиграл. Угадайте, кто съел Хэдли?
  • Злодей по должности — Трумэн и Лин явно тяготятся необходимостью убивать юных и невинных. Остальные получают удовольствие от своей работы.
  • К этому привыкаешь — буквально Лин — Трумэну, когда обсуждаются ставки на монстров, готовых уничтожить героев…
  • Камео — Сигурни Уивер в роли Режиссёра.
  • Круто, но непрактично — медвежий капкан на цепи, которым размахивает зомби Мэтью Бакнер, очень круто выглядит и угрожающе лязгает, но уровень выживаемости у его жертв на удивление высок. Вот только первую жертву убили не без его помощи…
  • Крутой шкет и обычный японский школьник — дети, предназначенные в жертву японским отделом Фирмы.
  • Крутой в дурацком колпаке — Марти, конечно же. Вроде планокур и раздолбай, а в одиночку замахал всю бешеную семейку зомби-садистов. По совместительству крутой фехтовальщик, правда, вместо меча у него раскладной косяк-дубина.
  • Маленькая мёртвая девочка — девочка Кико, монстр из японского отдела Фирмы, и Пэйшнс из американского.
  • Микротрещины в канве — а зачем вообще предусмотрена возможность открыть все клетки с монстрами, да еще выпустить их не наверх или в какой-нибудь загон для опытов, а во внутренние помещения базы? Без каких-либо ключей, паролей и предохранителей, просто перекинув пару рычажков и нажав пару кнопок на первом попавшемся пульте, за которым сидит один охранник?
    • Туннель, ведущий к месту действия, ни много ни мало взрывают. И каждый раз отстраивают заново? И зачем, собственно, если того же эффекта можно добиться просто проведя дорогу через мост, восстановить который куда проще?
  • Надмозги — в одном из переводов фраза We’ll have a lake and a keg переведена как «У нас будет озеро и кегельбан». Толмач, убей себя о Водяного!
  • Насмешник с мордой кирпичом — Марти, особенно в сцене разговора с Мордекаем.
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — семья реднеков-зомби-мучителей.
    • СЕМЬЯ ЗОМБИ-САДИСТОВ ИЗ ГЛУБИНКИ. Это совершенно отдельный вид! ©
  • Обыденность зла — сотрудники Фирмы — обычные люди, которые делают свою работу. Она состоит в том, чтобы зверски убивать юношей и девушек? Все профессии нужны, все профессии важны.
  • (link)

    Отсылки
    Отсылка — помимо очевидных отсылок к разнообразным фильмам ужасов, тут есть ещё и персонаж по имени Холден, о котором говорят, что он «хороший ловец» — явная отсылка к главному герою «Над пропастью во ржи» («The Catcher in the Rye»). Это также может являться ложным намёком на то, что на роль последнего выжившего предназначен именно он, ведь Холден из повести Сэллинджера в воображении представляет, как стоит во ржи и ловит детей, чтобы те не упали в пропасть.
  • Открытый финал — Ну да, из-за нарушения ритуала на волю вырвалось что-то большое и вредоносное. Но кто сказал, что оно действительно уничтожит мир, а не будет упокоено парой-тройкой ядерных ударов?
  • Ошибка Ботвинника — рано, ох рано сотрудники Фирмы закатили вечеринку по случаю удачно выполненной работы!
  • Пародия — назовите известный фильм ужасов. Любой. А теперь на что спорим, что и его спародировали в «Хижине в лесах»?
  • Последняя затяжка — в финале выжившие герои курят одну на двоих самокрутку с марихуаной и смотрят, как в человеческий мир вырываются древние боги, жаждущие уничтожить человечество.
  • Плохой конец — как бы ни развернулся сюжет, герои всё равно погибнут.
  • Правда Кассандры — никто не принимает Марти всерьёз, потому что он планокур и балабол. А зря!
    • Точно так же не принимают всерьёз Мордекая, который специально поставлен Фирмой в качестве Стража Порога и предупреждает героев, что они едут навстречу опасности.
      • Мордекая не принимают всерьёз и сотрудники Фирмы. Тоже зря, между прочим!
  • Предзнаменование — когда герои пытаются спастись через туннель, то один из бригады взрывников говорит: «Кто-то сверху отключил электричество». Ситтерсон удивляется: «В смысле — сверху?», но особого значения этой реплике не придает и решительных мер не предпринимает, сосредоточившись на подрыве туннеля. Зря это он.
  • Реконструкция: фильм подводит обоснуй под все штампы типичных ужастиков, а не просто высмеивает их.
  • Ружьё Чехова, оно же импровизированное оружие — телескопический планокурный дивайс Марти спас не одну жизнь.
  • Сирано — Джулз сватает Дану и Холдена.
  • Смерть от кармы — весь штат американского отделения Фирмы.
  • Стиль дурака — Марти удаётся не только отбиться от зомби, но и прорваться в центр управления.
  • Так было надо — практически девиз Фирмы и Режиссёра.
  • Так грубо, что уже смешно — практически девиз всей второй части фильма.
  • Убей их всех — то, чем должна кончиться игра по мнению Фирмы.
  • Увёртливые внутренние органы — Марти пробили спину. Это как-нибудь на нём сказалось? А до того Курта проткнули сверху, между плечом и шеей, ножом чуть ли не футовой длины, что тоже никакого эффекта в дальнейшем не имело. Холдена зацепили медвежьим капканом за спину и подвесили под потолок, что тоже нисколько не помешало ему весьма энергично действовать дальше. Рубаха, если предположить, что капкан зацепился за нее, едва ли бы выдержала бы вес рослого, крепкого и отчаянно сопротивляющегося парня. Так что, по-видимому, это сознательное обыгрывание штампа.
  • Умер с честью — Дана и Марти отказываются предать друг друга и делят последний косяк.
  • Сожрите друг друга — будучи зажаты охраной в операторском закутке, Марти с Даной нажали кнопку и натравили на охрану монстров.
  • Садистский выбор — Дане предлагается за 8 минут выбрать, убить одного человека либо обречь на смерть (мучительную) всё человечество оптом.
  • Уходи с баркаса! — Курт готовится прыгнуть через пропасть на мотоцикле… Не надо, Курт!
    • А впрочем, учитывая всё последующее…
    • На тот момент выживших всё ещё было четверо. Курт лихой малый и крепкий, едва ли бы он помоги ситуацию переломить в другую сторону но...
  • Чёрный юмор — до этого фильма автор правки никогда не думал, что зрелище комнаты, залитой от пола до потолка кровищей и кишками, может вызывать смех, и отнюдь не нервный.
  • Что за идиот! — такое тоже встречается в больших количествах. Причём как у пятёрки жертв (поменьше), так и у работников Фирмы (на порядок больше). Насчёт последних — только один пример. Что стоило дать охраннику приказ арестовать насмерть Дану в лифте, а Марти обездвижить выстрелом, а потом кому-нибудь скормить? Хотя, конечно, все были не в том состоянии, чтобы думать — но это ни фига не оправдание.
  • Что-то пошло не так — психотропные вещества, которые должны были подавить волю Марти, на него не подействовали (потому что сотрудники Фирмы пропустили один из его тайников и он накурился настоящей травкой, которая нейтрализовала их химию), да ещё зомби затащил его в лифт за пределами видимости камер, так что о его победе над зомби не узнали вовремя, да ещё он смог взломать управление лифтом (кнопок управления лифтом в самом лифте не было), да ещё лифт вёл на этаж, где была вышеназванная большая красная кнопка…
  • Чудовище Чехова — зомби-девочка Пэйшнс Бакнер.
  • Чужеродное чудовище — Древние.
  • Экстремист был прав — если Древние не получат свою жертву, действительно случится Конец света. Впрочем, если для поддержания этого света в рабочем состоянии нужна такая цена… может, и ну его нафиг?
    • Неразрешимый парадокс. Если Древние такие злые, что мечтают всех убить, а заодно и всемогущие — почему еще не убили, довольствуясь какими-то мелкими жертвами? Если же им нужны именно эти жертвы, то вот сейчас они перебьют человечество — и откуда получат следующее подношение? А еще они до нелогичности привередливы, нужен специальный ритуал, иначе жертва не зайдет — будто на планете не идет вот прямо сейчас непрерывное смертоубийство в войнах и нестроениях.
      • Всё проще. Древние — это олицетворение тебя, мой дорогой зритель. Именно на твою потеху и приносятся «жертвы» в сотнях слешеров.
    • Не убили, может быть потому что кто-то установил и навязал им правила, согласно которым они вынуждены «спать». Именно поэтому они не способны вырваться наружу, и вынуждено мелко гадить, саботируя обряд жертвоприношения (тот самый долбанный туннель, который едва не пустил всю операцию по известному женскому органу). Через это, трактовка концовки фильма выглядит уже не так чудовищно безнадёжно. Фирма — просто древняя секта на полуправительственных мощностях, верующих в древние пророчества. А даже вырвавшихся на поверхность кровожадных метафизических ублюдков, можно загнать обратно или уничтожить. Может с Божьей помощью это даже сами люди сделают. А почему собственно «ритуал» такой вычурный? Так скучно же, а ничего, кхм, «человеческое» им не чуждо.