Архетип

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов..., он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы... »
—  К. Г. Юнг

Архетип, он же первообраз, по Юнгу — порождение коллективного бессознательного, исходные первичные образы, которые дают толчок более поздним образам и символам. Юнг исследовал архетипные мотивы в человеческих сновидениях, но они имеются в обилии и в мифологии, религии, культуре.

Поскольку массовая культура отражает коллективное бессознательное целых народов и многонациональных объединений (исламский или христианский мир, транснациональная индустрия кино и развлечений), архетипы в ней цветут и пахнут, трансформируясь и порождая новые образы и символы.

Поскольку архетипы берут начало в доисторических временах, многие архетипические мотивы перетолковывались и переосмысливались с течением времени. Например, архетип бога/мертвеца/животного в качестве таинственного ночного любовника восходит ко временам, когда браки были коллективными и экзогамными (мужчины одного племени посещали женщин другого, но никогда своих). Со временем установился патриархальный моногамный брак, но память о ритуале посещения никуда не делась, только этим посещениям придумали обоснуй: это боги/черти/заколдованные сказочные принцы ночью ходят к девушкам и занимаются с ними любовью. Или, например, шлюха с золотым сердцем. В доисторические времена считалось, что женщина, которая занимается любовью со многими мужчинами, наполнена благой энергией. Поэтому для каждой женщины считалось нормальным иметь многих любовников. Но при появлении частной собственности начал утверждаться институт моногамии и целомудрия. Таким образом возможность иметь многих любовников осталась только за проституированными женщинами. Но поверье о том, что они обладают особенной благой силой, никуда не делось, только переехало в культуру.

Архетип отличается от символа тем, что архетип менее осмыслен. Если символ на что-то указывает и что-то означает, то архетип равен самому себе. Возвращаясь для примера к архетипу Любовника, в сказке Апулея про Амура и Психею посещение любовником возлюбленной символизирует нисхождение любви в душу человека. Но исходный архетип не символизирует ничего, это просто чужак, который приходит к тебе ночью и занимается с тобой любовью. Символ всегда восходит к архетипу, и никогда наоборот.

Архетипы универсальны. То ли потому, что возникли еще до того, как часть человечества (рыл этак в 7-8 тысяч) решила, что Африка тесновата и пора пойти погулять на север, то ли потому, что отражают наши базовые устремления: найти место, где всегда тепло, нет хищников и много еды (Рай), потрахаться с симпатичным иноплеменником без последствий (Любовник), чтоб о тебе заботилась добрая теплая мама (Мать), и чтоб в конце не приходилось умирать (напиток бессмертия или, как вариант, смерть и воскресение). А скорее всего, и то, и другое сразу. Да, архетипы отражают не только стремления, но и страхи: хищники (битва с чудовищем), инфантицид (родители, убивающие/пожирающие детей), стихийные бедствия (Великий Потоп) и т. д.

К архетипу могут восходить не только отдельные образы, но и сюжеты. Например, Путь героя — архетипный сюжет.

Чем лучше автор работает с архетипами, тем более глубокие и сильные струны души аудитории он задевает, тем больше шансов на успех. Например, широко известно, что Лукас и Каздан писали «Новую надежду» буквально с Кэмпбеллом на коленях. Правда, в наше просвещенное время Кэмпбелл стал настольной книгой чуть ли не всех писателей и сценаристов, поэтому, чтоб стяжать успех по Кэмпбеллу, нужно быть либо чрезвычайно наивным автором, как Стефани Майер, либо чрезвычайно прошаренным, как Роулинг.

Внимание! Архетипы не нужно путать с типическими героями и характерными персонажами!

Типические персонажи воплощают в себе либо конкретные черты, присущие людям, в гипертрофированном виде (Плюшкин, Гаргантюа, Хлестаков), либо черты, присущие «среднему» человеку конкретной эпохи и конкретного социального слоя (бальзаковская женщина, тургеневская девушка, ОЯШ). Архетипы гораздо более общая и гораздо более древняя штука.

ХарАктерные персонажи тоже не являются архетипными. Архетип лишён индивидуальности. Даже если характерный персонаж породил целую кучу Копиркиных, он не стал архетипом. Хотя бывает что характерный персонаж опирается на архетип (д’Артаньян — Воин, Шерлок Холмс — Шаман, Железный Человек — Кузнец). У правильного автора это добавляет сто очков к харизме героя.

Примеры[править]