Мамонт-танк
Перейти к навигации
Перейти к поиску
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mighty Glacier. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Короче, Склихосовский! Высокая убойная сила. Высокая защита. Низкая скорость. |
« | Между броненосцами стояли эсминцы, похожие на волков с ввалившимися боками. Кроме того, тут же были пришвартованы два легких авианосца, груженые планерами и водолетами, торпедоносцы и один приземистый монитор, непотопляемый и с мощным вооружением, но медлительный. Уничтожить его могла только серия прямых попаданий. Как и все мониторы, «Армагеддон» походил на горбатую жабу и был покрыт, за исключением орудийных портов, броней в форме перевернутой супницы, прочно закрепленной изнутри. «Армагеддон» делился на секции водонепроницаемыми отсеками и имел многочисленные вспомогательные двигатели; даже если монитор погибал, от него всегда что-то оставалось, в отличие от легендарного «Пауэра». Функционально он напоминал динозавра.
Такому чудовищу можно было отстрелить голову, но оно продолжало сражаться когтями и хвостом. Тяжелые орудия затрудняли передвижение этого монстра, и главной проблемой было ввести его в сражение. Он был невероятно медлителен. |
» |
— Г. Каттнер, «Ночная битва» |
На стеклянную пушку навесили брони. Много брони. Теперь она может держать удар на уровне танка. Однако за всё надо платить и в данном случае в жертву принесли скорость. Мамонт-танк медлителен, порой чудовищно медлителен — но если доедет, то обязательно раздаст на орехи даже в самой гуще боя.
В реальности такое сочетание круто, но непрактично — история танкостроения тому доказательством. Но как раз за счёт правила крутизны подобные монстры процветают в вымышленных вселенных.
Примеры[править]
Общее[править]
- Танк-двухствольник: собирательный образ сверхтяжёлого танка. Очень сильно бронирован, сильно вооружен (2 пушки, много пулемётов сверхкрупного калибра вроде многоствольных), едет медленно и неторопливо. Маус (имел помимо основного орудия ещё и одно 75-мм) например. Типичный двухствольник показан на картинке справа-сверху.
- Тролли, големы, огры как правило подпадают под это троп.
- Многие гиганты изображаются именно такими, если не в перемещении, то хотя бы в бою.
Литература[править]
- Bolo Джона Кит Ла́умера — гигантский сверхтяжёлый танк весом в 32 тысячи тонн. Оснащён искусственным интеллектом, благодаря чему может управляться одним человеком. Помимо тяжёлой брони имеет ещё и щиты, благодаря чему способен выдержать даже попадание тактического ядерного заряда, для чего имеет ещё и резервный центр управления. Силовая установка работает от термоядерного реактора. Помимо орудия главного калибра несёт ещё и множество других орудий и ракет.
- «Хищные вещи века» братьев Стругацких — упоминается штурмовой танк «Мамонт» (sic!) на воздушной подушке. Описанная в книге сцена боя с ним очень наглядно показывает, что танки — это страшно.
- Огромный чёрный корабль Березина — боевая гора на воздушной подушке, и потом не только круто вооружённая и круто бронированная, но ещё и очень быстрая и способна передвигаться как морю, так и по суше. Способна выдержать прямое попадание[1] тактическим ядерным зарядом, сама оснащена ядерным реактором качестве силовой установки, а её артиллерия стреляет ядерным оружием. Имеет прозвище «свиноматка» за то, что везёт внутри себя ещё и танки поменьше, именуемые «поросятами».
- Скорее это соседний троп.
- Трилогия «Поле боя — Сибирь/Китай/Пекин» Г. Савицкого — китайский танк «Кунь-Лун»: 150 тонн, 240-мм гаубица с ядерными боеприпасами, башня от танка «Тип-99» со 125-мм пушкой, семиствольная 30-мм зенитная установка, ЗРК самообороны, и пулеметная башенка с ДШК. И таких хреновин построено 50.
- Автор вдохновлялся «Бэйнблэйдами» или «Оверлордами» из C&C Generals?
- Какими-то веществами он вдохновлялся, потому что этот фап на многобашенные танки (концепция устарела еще в 1930-е, и поводов возрождаться не имеет) и истерики про китайскую саранчу и ответ в лице космических крейсеров с орбитальными десантниками, построенными за три месяца, потому что страна официально перешла на принцип "партия сказала «надо» комсомол ответил «есть» в военном строительстве иначе не объяснить.
- Автор вдохновлялся «Бэйнблэйдами» или «Оверлордами» из C&C Generals?
- Сфера Великорасы А. Зорича — конкордианские танки «Шамшир» — две плазменные пушки, дальнобойный ЗРК, много-много автопушек и пулеметов в стиле танков Первой мировой и антигравитационная установка, позволяющая этим бегемотам «низэнько-низэнько» летать. Оказались идеальной исследовательской машиной для планеты Глагол/Апаоша и идеальным средством борьбы с инопланетянскими шагоходами.
- Над аномалиями они могли летать, это да, полезно было. А вот чоругские шагоходы они расстреляли, но ни из чего не проистекает, что другие танки справились бы хуже. Просто реакция персонажей была в духе «опа, в фильмах они чоругов валят, надо же, и в реальности стрелять умеют».
- ПЛиО: громил там хватает, но педаль в пол — Грегор «Скачущая Гора» Клиган. 2,4 метра и 180 кг ярости и безумия. Единственный способ прожить подольше в битве с ним — быть быстрее его.
- Разве что сериальный. В книге он описывался как реактивный громила, не только могучий и бронированный по уши, но и неожиданно быстрый для своих габаритов.
- Мониторы из «Ночной битвы» Каттнера (см. эпиграф). Главная их беда (помимо склонности к переворачиванию) — чудовищная медлительность, из-за которой их почти невозможно применять в битве. Впрочем, в данном случае хитрый план помог ввести эту махину в бой — что обеспечило почти мгновенную победу.
- «Плоский Мир» Терри Пратчетта — все големы, особенно мистер Помпа.
- Много где у М. Муркока, особенно во второй части "Кочевников времени" ("Левиафан шагает по земле"). И тут, в первую очередь, сам Левиафан.
Кино[править]
- Звёздные войны — AT-AT крайне медлительны, но зато практически непробиваемые и обладают большой огневой мощью.
- Ну как сказать «медлительные»… 60 км/час
- Да и Звезда Смерти высокой скоростью не отличалась, зато уж если до цели доползла…
- В восьмом эпизоде есть ещё стенобитное орудие.
- Танкопаровозокаток изобретателя Фан Цзицзиня из фильма «Ученик мастера». Главный герой просто заклинил шестерёнки этому механическому чудищу, и оно сломалось.
- Киносказка «Раз, два — горе не беда!» (СССР, 1988): ОБЧР (насколько его удалось изобразить при детском бюджете) «Карбарас», посланный обидевшемся королем Жан Жаном на царство царя Ивана. Огромный, очень медленный, неуязвимый, полностью автономный, с кучей разнообразных пушек. После потери контроля над ним король Жан Жан опасался, что, порушив местное царство, робот примется за его королевство, а потом вообще обогнет всю Землю, истребляя всё по дороге.
- Белый Тигр — сабж.
- Robocop — боевые роботы серии ED-209 (формально — полицейские, но по факту — чисто боевые). Ходячий танк с кучей вооружения и толстенной бронёй, но неуклюжий, с никакой проходимостью и тупооооой…
- Сам заглавный герой тоже. Любимый метод ведения боя — неспешно прогуливаться под ураганным огнём, с механической точностью отстреливая всё, что имело неосторожность высунуться из укрытия. При этом Мёрфи более подвижен, чем выглядит, и при нужде способен на быстрые движения — прыгнуть на врага сверху, отскочить в сторону, чтобы пытавшийся задавить его автомобиль врезался в стену, а то и вовсе поймать пулю рукой… просто нужда эта возникает ну очень редко.
Телевидение[править]
- В мини-сериале «Железный капут» из журнала видеокомиксов «Каламбур» характерный образчик мамонт-танка был основным местом для разворачивающихся комедийных ситуаций — гигантский секретный немецкий танк, теоретически оснащённый «сверхоружием», но на практике благодаря особым интеллектуальным качествам экипажа систематически проигрывающий отсталым африканским «зусулам». При том, что «зусулы» с ним не слишком активно воюют. Впрочем, танк пережил такое количество взрывов изнутри, что впору было удивиться, если бы не два фактора.
Веб-комиксы[править]
- Гоблины: Жизнь их глазами — дворф-паладин Кор. Случаев, когда персонажи, заранее знающие о его приближении, не смогли бы сбежать, не замечены.
Аниме и манга[править]
- Berserk — все персонажи класса «Гигантский головорез»: Пиппин, Зондарк, Басузо, палач Громила. Сам Гатс выгодно отличается от этих ребят скоростью и ловкостью, поэтому он реактивный громила.
- Shingeki no Kyojin — Таковым является Колоссальный Титан, чей рост более 60 м. Самый огромный и сильный из всех титанов, и из-за этого страдает его скорость и манёвренность. При том, что большинство разумных титанов (Бронированный, Атакующий, Звероподобный, Женская особь) являются реактивными громилами. А тот титан, в которого может превращаться Имир — уже хрупкий шустрик.
- Bleach — с субверсией — арранкар по имени Нирге. Его высвобожденная форма называется — вы не поверите — «Мамонт». Габариты и ударная сила соответствуют облику, а вот передвигаться умеет неожиданно быстро. Впрочем, и противник ему попался под стать: лейтенант 2-го отряда Омаэда Маритиё — неуемный аппетит, непрошибаемое пузо и ряха шире моргенштерна. И тоже оказывается хорош в мгновенном шаге, всё-таки, член Отряда тайных операций.
- Как нетрудно догадаться, начальница Омаэды Сой Фонг — полная его противоположность.
- В Ресруксионе таким становится десятый (он же нулевой) Эспада Ямми Лларго. В человеческой форме — нет, в ней он хотя и далеко не самый быстрый, но и не тормоз.
- One Piece — «Засуха» Джек, обладатель древнего зоана мамонта. Впрочем, и до превращения в мамонта громила он ещё тот.
- Шарлотта Линлин. Скорость у неё для Нового Мира, а тем более для Йонко весьма небольшая, а чтобы догнать корабль ей вообще необходима помощь посторонних. Зато она очень прочная, а когда у неё случается голодный припадок, то единственным способом её остановить — это дать ей то, что она захочет. Ну или, судя по 931 главе, не такая уж она и мощная. Хотя, это было выяснено ещё раньше, когда она не смогла побить Брука и Чоппера.
- После поглощения силы Белоуса сабжем стал Чёрная Борода. Фрукт Тьмы даёт ему лучшую защиту, а фрукт Землетрясения — сильнейшую атаку. А вот фрукта для движения у него (пока?) нет, а сам он особым проворством не отличается.
- А вот среди других Йонко при схожих габаритах Белоус и Кайдо — полная аверсия: эти семиметровые великаны намного быстрее, чем выглядят.
- Орзы. Оба, что старший, что младший. Как-никак это великаны даже по меркам великанов…
- Gundam — MA-08 «Big-Zam», летающая тарелка на курьих ножках. Мобильность аховая, зато оборудована чудовищным лучевым орудием и генератором Ай-поля. Справедливости ради — эту громадину проектировали для осады укрепленных баз флота Федерации, но…
- В продолжениях сабжем является MRX-009 Psycho Gundam, а в «Сиде» — GFAS-X1 Destroy Gundam. Эти ходячие крепости с кучей лучевого оружия предназначены исключительно для массового разрушения. Психо-Гандам может в режиме мобильной брони ещё и летать, но тоже мееедленно…
- В принципе любой НАЗЕМНЫЙ мобильный доспех, если он не умеет летать или далеко прыгать, может считаться представителем этого тропа при условии, что сражается с кем-то меньше себя.
Видеоигры[править]
- Command & Conquer — создатель тропа, олицетворяет мощь Глобальной Оборонной Инициативы[2].
- В первом Red Alert, который должен быть стать приквелом к оригинальной серии C&C, Мамонт-танк воюет на стороне Сил Зла в лице сталинского СССР. Однако после реткона серия стала спин-оффом. Со второй части воплощением мощи злого медведя из СССР вместо Мамонт-танка стал «Апокалипсис» — тот же Мамонт, яйца сбоку.
- Во втором и третьем Red Alert есть летающий (и тоже советский) мамонт-танк — дирижабль «Киров». Адски медлителен, но при этом невероятно (для воздушной техники) живуч. И да, если он все же долетит до вашей базы, то даже в одиночку способен «зарепортить» половину построек своими бомбами.
- В третьей части «Киров» трудами сумрачных советских гениев обрел возможность переходить на реактивный ход и в мгновения ока добираться до противника, жертвуя при этой своим здоровьем. Убойности он при этом не потерял и все так же способен забомбить кого угодно.
- Мод Mental Omega для Red Alert 2 — Китай почти в полном объёме воплощает собой сабж, ибо их доктрина даже называется «Великая движущаяся стена». Даже китайская артиллерия «Нюйва» принесла в жертву дальность за счёт увеличения прочности!
- Даже в C&C: Generals не постеснялись засунуть собственный мамонт-танк, настолько он символизирует всю франшизу. Только вместо злого русского медведя танком Оверлорд владеет вероломный китайский дракон.
- В Zero Hour у китайского танкового генерала вместо Оверлорда выступает сделанный на его основе ещё более мощный танк Император.
- Серия Dune — «Девастатор» Великого Дома Харконенн. И тоже олицетворение агрессивности и беспощадности этого дома — система самоподрыва входит в комплект.
- Серия Stronghold — в первой части мечники, во всех последующих — пешие рыцари. Очень сильно бьют (двоих хватит, чтобы завалить вражеского лорда), практически неубиваемые и жутко медленные.
- World of Tanks — Т95 давит педаль в пол: реальная толстенная броня сочетается с додуманной разработчиками 155 мм пушкой и опять же реальной мобильностью. Антирекорд скорости в 13 км/ч прилагается.
- Теперь весьма неприятным противником является японский Type 5 — тяжело бронированный танк с фугасным орудием, если ему не зайти в бок или в зад, пробить его весьма сложно. 270 миллиметров брони — даже самоходки максимального уровня бьют его в лоб далеко не каждый раз. А сам он игнорирует броню противника за счет фугасов. В итоге, если союзники не дают разбирать его сзади, страдает, главным образом, от артиллерии.
- А в ранних версиях сабжем являлся немецкий трофейный танк Pz.Kpfw. 38H 735 (f), заслуженно заработавший прозвище «песочный Маус». Фактически, его искусственно зарезанная мобильность — единственное, что не позволяло ему угнетать решительно ВСЁ на своём уровне (да и то, это выходило боком только в случаях совсем уж наплевательского отношения к собственной базе — противник мог успеть её захватить до возвращения танка на родные позиции).
- Также этим одиозно прославились советские тяжёлые танки КВ (позднее разделён на КВ-1 и КВ-2) и КВ-3. Да, они медленно ехали, но при такой броне и огневой мощи это всё равно делало их имбами!
- War Front Turning Point: хтоническое порождения советского конструкторского гения ИС 3 и сухопутный пятибашенный дредноут Т 35 «Харьков», а вот немецкие «Тигры» и «Маусы» не подходят так как мрут очень быстро, зато у немцев есть летающий аналог «Харькова» — тяжелый ЦЕППЕЛИН!
- Team Fortress 2 — пулемётчик. Со скоростью 60 % и секундой на раскрутку стволов ОЧЕНЬ медлителен. Но если доберётся — порвёт в клочья! Практически никогда не ходит со стандартным дробовиком, его второе «оружие» — бутерброд (4,5 секунды ест, после чего жизнь восстанавливается до 100 %).
- Коллективная игра Mass Effect 3: джаггернаут гетов (или прайм, если это злые геты). Медленный, очень прочный и очень сильно раздаёт люлей. С прикрученным фитильком — все кроганы (особенно воевода), батариане и Разрушитель N7. Эти всё-таки хотя бы бегать могут.
- Dota 2: Ursa. В лобовом столкновении сильнее большинства героев, но как это столкновение привести в исполнение…
- War Thunder:
- Американская летающая лодка Consolidated PBY-5 «Каталина». Обладает отменной живучестью против пулеметов винтовочного калибра, несет значительную бомбовую нагрузку, да ещё и способна серьёзно огрызаться огнем крупнокалиберных пулеметов бортстрелков.
- Японский «крокодил» aka летающая лодка Kawanishi Н6К4. Хоть он и уступает «Кате» в живучести (делать хорошо бронированные самолеты вообще не по-японски!), зато выигрывает в огневой мощи — куча пулеметов дополнена 20 мм пушкой в хвосте, а меньшее количество бомб более чем компенсируется их мощностью. Как и «Катя», легко выпиливается советской неуправляемой ракетой РС-82 — благо, почти каждый советский истребитель может таскать по 6-8 штук таковых.
- Летающая крепость В-17 несёт огромную бомбовую нагрузку и имеет 10 крупнокалиберных пулеметов для своей защиты.
- В принципе, все тяжелые танки и САУ на их базе.
- Немецкий трофейный «Черчилль» сейчас может считаться эталоном, ибо в силу Боевого Рейтинга и распределения врагов пробить его проблематично как советским, так и американским машинам (а британские танки могут себе такое позволить, но будут заковыривать насмерть).
- Ну и французский Char B1 и особенно его премиум-версия B1 ter так как в силу балансировщика он сталкивается с далеко не самыми вооружёнными и защищёнными противниками (как порой было ИРЛ).
- Heroes of Might & Magic I и II — Гидра в замке Варлока. Имеет отменный запас здоровья, может атаковать разом 3 отряда, но вот скорость… Впрочем, заклинание «Телепорт» решает эту проблему — другое дело, как его получить.
- В третьей игре эту роль играют дендроиды, и снова гидры (а с ними - и чудища), но последние два - только на фоне других существ 7 уровня.
- В четвёртой — снова гидры, чудища и, в начале игры — золотые големы.
- S.W.I.N.E. — самоходные мортиры Свинов и Кроликов. Мощная пушка и внушительная броня (особенно если спрятать ствол) сочетается с медлительностью, небольшой дальнобойностью (плюс «мертвая зона» возле машины!) и изрядной прожорливостью на топливо и боеприпасы.
- Ну и конечно тяжелый танк «Боров» Национальной Свинской Армии со спецспособностью переть напролом, убивая всё живое.
- В MOBA-игре Vainglory под такую роль заточен персонаж SAW. Используя своё пассивное умение, он может без проблем выдавать самый высокий дамаг в игре, кладя 1х1 любого (а накупив достаточное количество предметов, и 1х3 — как раз за счёт добавления брони и отхила). Проблема в том, что от этой пассивки его скорость передвижения снижается практически до нуля, так что стоит только врагу отойти на достаточное расстояние — и SAW уже ничего сделать не сможет.
- Star Wars: Empire at War — легендарный имперский шагоход AT-AT. Медленный и неповоротливый, но оснащён мощными и дальнобойными пушками, может десантировать 2 взвода штурмовиков из трюма и имеет примерно в 2 раза более прочную броню, чем у аналогов повстанцев и Синдиката (T4-B и штурмовой танк «Кандерос» соответственно), однако высаживается в единственном экземпляре. В отличие от фильма, опутывание ног скоростными глиссерами приводит к уничтожению махины лишь в 10 % случаев, в остальных АТ-АТ лишь временно не может двинуться с места и высаживать штурмовиков, но место в лимите подкреплений занимает (но стрелять может)
- В дополнении Forces of Corruption появляется третья фракция — Синдикат, и у неё есть Ночные Сёстры верхом на ездовых ранкорах, которые неспешно шагают, крушат в ближнем бою очень сильными ударами лап и могут восстанавливать жизнь, вытягивая её из пехоты врага
- Флагманский суперлинкор Дарт Вейдера «Палач» — педаль в пол. Звезда Смерти — педаль в асфальт (особенно в дополнении): её в принципе нельзя уничтожить без особых героев (Красное звено/Разбойная эскадрилья/IG-88), и то только после того, как уничтожен её эскорт (а он неслабый, даже «прикреплённый», если игрок не позаботится о дополнительном эскорте), кроме того, если в оригинальной игре она может уничтожать только планеты, то в аддоне может стрелять главным калибром по крупным кораблям и космическим станциям, мгновенно уничтожая их.
- Star Wars X-Wing VS Tie firhter: «Alpha Class Xg-1 Assault Gunboat» у имперцев и Y-Wing (С натяжкой, ибо крепче других аппаратов альнса он не в разы, а противоистребительное вооружение даже слабее. А имперский утюг имеет 28 брони и 100 щита, когда у TIE fighter ХП 9, у Interceptor-16, и кучу пушек, особенно как для момента своего появления.) у повстанцев. Ну и тяжелые корабли размером так с киломер и больше, особенно Imperial Class Star Destroyer и MC80a Calamari Cruiser.
- WarCraft II — баллиста и катапульта. А также линейные корабли Альянса и джаггернауты Орды — у них самая мощная броня и самые мощные пушки в игре, но при правильной стратегии нападения (или неправильной стратегии защиты) они тонут, не успев оказать сопротивления.
- Majesty — монахи Дороса. Безмолвно ходят по диким землям и думают о высшем, но стоит врагу попасть в их поле зрения, и они медленно поковыляют бить кого угодно голыми руками. Со стороны может показаться, что они слабы и удара не выдержат — но мало того, что монахи сильны физически, так еще и могут с помощью магии обращать кулаки в сталь, а кожу в камень. Горе тому, кто будет богохульствовать рядом с ними.
- Armored Warfare — Challenger 2 ATDU. До обновления 0.27 больше «танковал», чем огрызался. Но появление особых 140-мм HESH-фугасов с мощным критующим эффектом вывело его огневую мощь на новые уровни!
- Ранее, с прикрученным фитильком эту роль выполняли ранние основные боевые танки вроде Т-62 или М60. Да, у них лучшая бронезащита и живучесть, мощные пушки, но вот мобильность явно прихрамывает — разгоняются ОБТ (за вычетом хлипковатого Леопарда-1) с большим трудом. Да и по скорости они практически вдвое уступают некоторым машинам в игре.
- Золотой эталон эпохи до 0.27 — ИС-7. Мощная пушка, отменная живучесть… и долгая перезарядка с весьма посредственной мобильностью.
- А вот Объект 279 на момент введения скорее субверсия — с мобильностью у него относительно неплохо (даже скорость поворота, известную беду таких конструкций, разработчики урезать не стали), орудие не ультимативное (хотя мощное и скорострельное), но вот бронирование великолепно. Ах да, а ещё у него 4 гусеницы!
- Свежий пример из 0.29 — ОБТ 8 уровня Al-Hussein Hybrid. Орудие по своей мощи сошло бы и для 10 уровня, бронирование и запас хит-поинтов тоже радуют, но вот мобильность по местным меркам если и не улиточная, то неспешная.
- Pixel Force — Иван. Второй открываемый персонаж. Отличный стрелок (самый сильный урон среди всех героев), по живучести второй после Дорка, но слишком высокого роста и слишком медлительный. Из-за этого имеет проблемы с пулемётчиками, ракетчиками и снайперами.
- Freedom Force — Мэн-Бот. Весьма большой урон (как дальнобойный, так и рукопашный), и высокая живучесть, но при этом он весьма медленный (но может научиться летать) и неуклюжий (из-за чего не очень часто попадает, особенно в дальнем бою).
- Серия Total War:
- Rome и Medieval 2 — тяжёлая пехота, боевые слоны (они быстрее пехоты, но медленнее большинства кавалерии).
- Фаланга же. В лоб не убивается ничем, включая преторианцев, бронированные версии и из луков расстрелять нереально. Увы и ах никакущая манёвренность.
- Empire и Napoleon — тяжёлые линейные корабли второго и первого рангов.
- Shogun 2: Fall of the Samurai — броненосцы, особенно британский «Уорриор». В оригинальной кампании — Чёрные корабли.
- Rome II и Attila — Атакующая черепаха. Огромные бонусы и черепа-а-а-ашья скорость.
- Warhammer — традиционно тяжёлая пехота (доппельзольднеры у Империи, Долгобороды, Железоломы и Молотобойцы у гномов, чёрные орки у зеленокожих, Избранные Хаоса и т. п.), великан (обычный и мутировавший под влиянием Хаоса), паровой танк (хотя по сравнению с остальными крупными одиночными юнитами он — консервная банка: имеет самую прочную броню в игре, но слабый урон в ближнем бою по сравнению с крупными монстрами. мелкую пехоту и кавалерию, впрочем, давит хорошо, стреляет тоже неплохо) и, конечно же древолюды, во главе с Дуртху.
- Rome и Medieval 2 — тяжёлая пехота, боевые слоны (они быстрее пехоты, но медленнее большинства кавалерии).
- «Проклятые земли» — особенность здешних гигантов (огров, троллей, циклопов) в том, что убежать от них, в общем-то, нереально. Но на Гипате есть матёрый чёрный тролль, который отличается крайней медлительностью. И предполагается, что игрок от него именно убежит.
- Star Wars: Battlefront (2015) — Дарт Вейдер и Чубакка.
- Также тяжёлый шагоход AT-AT — медлителен, идёт автоматически по строго заданному маршруту (игрок, подобравший усиление с шагоходом, управляет только пушками), но повстанцы вообще не могут нанести по нему никакого урона, пока не вызовут передатчиками Y-крылы для снятия щитов бомбардировкой (даже без щитов броня крайне прочная).
- Горные Кланы в первых двух Disciples. Гномы очень живучи, мощно бьют, но из-за пониженной инициативы обычно сначала огребают люлей, а потом раздают в ответ.
- TES IV: Oblivion — Дэйдрическое осадное орудие. Очень медленно движется к Великим вратам, но если выползет…
- Fallout 3 — огромный боевой человекоподобный робот Либерти Прайм. Во время квеста по освобождению Мемориала Джефферсона, герой вместе с отрядом Братства Стали и Либерти Праймом пробивается сквозь заграждения Анклава как горячий нож сквозь масло. Робот движется неторопливо, но обладает сокрушительной мощью, уничтожая всех противников на своём пути, и неуязвим к любому оружию.
- Космические Рейнджеры — Махпелла, мозговой центр клисанской армии. Без кварковых бомб даже прокачанному рейнджеру в бою один на один очень тяжело загнать её в чёрную дыру из-за трёх Абсолютных Матриц, которые очень быстро приведут оборудование в негодность.
- Тяжёлые Эгемоны тоже сюда. На ранних этапах лучше не пытаться воевать в одиночку, но в случае чего удрать от него — элементарно.
- В последующих частях тоже есть мамонт-танки: у доминаторов это «ураганы», «эквенторы», «берторы» и мозговые центры. У коалиции мамонт-танками являются флагманы и дамочки на «ушастых».
- Wat? Дамочки на ушастых имеют самую большую скорость среди военных кораблей коалиции. Это скорее «дорогая и редкая имба», но точно не мамонт-танк
- В Battlefield 1 тяжёлые танки едут на сущий понт быстрее, чем бежит пехота, но запредельная живучесть, возможность почти моментального ремонта и орудия со всех сторон превращают эти слепые гробы на гусеницах в настоящие машины смерти.
- The Battle for Middle-Earth 2 — разрушитель у гномов, бомба у Изенгарда и, собственно, Саурон. Первый очень живуч, может прорваться практически через любую линию обороны и, если ему никто не будет мешать, разломать вражескую крепость даже будучи в единственном экземпляре (а их можно наклепать и побольше). Главный недостаток (помимо крайне низкой скорости) — может атаковать только здания. Заложенная под стену крепости бомба также может разворотить её и всё, что находится в пределах экрана, но, опять же, её нужно сначала тащить до нужного места, а затем активировать, подведя к ней берсерка с факелом. Саурон же обладает рекордными для героя 15000 здоровья (для сравнения: у обычных юнитов оно колеблется в диапазоне от 50 до 1000, у героев — от двух до восьми тысяч) и способен одним ударом завалить любого не-героя, однако перемещается Тёмный Властелин прогулочным шагом и очень долго замахивается.
- Ну и энты, пока не увидят лесопилку.
- For Honor — таких там трое, по одному на каждую фракцию:
- У рыцарей — юстициарий (орудует поллэксом)
- У викингов — хольдар (выносит вражин двуручной секирой)
- У самураев — сюгоки (сумоист с канабо)
- Supreme Commander — педаль в асфальт. Галактический колосс отличается огромным здоровьем, огромным уроном единственного лазера и способностью притягивать юниты для мгновенного убийства, но очень медленный и с маленькой дальностью атаки.
- В дополнении — штурмовые боты «Персиваль» и «Кирпич» в своём классе вполне тянут на это звание.
- Darkest Dungeon — прокажённый. Самый толстый из всех героев, сам себя лечит, усиливает защиту и снимает стресс, способен одной атакой забрать двух противников и без крита… если попадёт. К тому же, ходит одним из последних, а способности работают только из двух передних позиций и по двум передним, то есть в случае перемешивания партии и после убийства означенных передних врагов прокажённому придётся отдельно тратить ходы чтобы вернуть себе возможность наносить урон.
- В какой-то мере Hothead из старой доброй Teenage mutant ninja turtles: tournament fighters. Он покрупнее, посильнее прочих бойцов, жизни отнимаются не так интенсивно — но он же и более медленный. Хотя при некоторых навыках свободно плющит любого противника вообще, даже своего двойника.
- Хаггар из Mighty final fight. Несмотря на низкую скорость, обладает самыми мощными приёмами (комбинация «наскок-три удара-захват-два удара головой-удар о землю» гарантированно сносит всю линейку здоровья кому угодно, кроме боссов; а боссам — минимум половину) и наиболее быстро набирает линейку опыта.
- Star Wolves 3 Civil War — Тяжелый истребитель пятого поколения «Дракон». По сравнению с другими «пятерками» — медленная и неповоротливая пушечная платформа. Но есть одно НО. В бою этот толстяк уничтожит цель одним-двумя залпами (разумеется, если пилот спец в стрельбе, а иных на эту машину сажать неэффективно) ещё при первом заходе. Один залп снимает ЛЮБЫЕ щиты, второй ваншотит противника. При этом он неповоротлив даже на фоне «четверок». Но его бронирование и щит компенсирует все проблемы с маневренностью. Обычно на эту машину сажают лидера звена и дают ему в поддержку системщиков. Всё — имба готова.
- Resident Evil 2, особенно ремейк — Тиран в изначальной форме, прибить может легко, а его остановить практически нереально, однако поймать персонажа в принципе не может, если только не загонит в тупик или не подберется сзади в пылу драки.
- Disgaea — некоторые виды монстров типа различных драконов и древесных големов. Скорость перемещения ни ахти, но атака и броня (физическая и магическая) на высоте.
- Monster Girl Quest: Paradox — минотавры/гигатавры и класс могучий боец/гигабоец.
- Call of Duty: Black Ops 2 — в конце миссии Старые Раны против вас выкатывают танк «Апокалипсис» (Похоже в СССР освоили технологию путешествия в параллельные миры, иначе как объяснить появление этого монстра?)
- Hearts of Iron IV — боковое ответвление танкового дерева технологий под названием «сверхтяжелые танки». Скорость минимальна, урон максимален, никому нафиг не нужно: к этому времени уже проще основные боевые танки исследовать.
- Saints Row: The Third — В первую очередь, собственно, танк. Скорость, по крайней мере эмпирически, ниже чем у бегущего Босса, так что смыться на нём не получится. И не надо, ибо на нём можно спокойно устраивать бойню одновременно с Синдикатом и КАБАНом на пяти звёздах и щитах соответственно.
- Гранатомётчики Лучадоров. Упитанные, в бронежилете и бросают кучу гранат за раз.
- Громилы что-то между этим реактивными громилами. ПО мере возрастания: безоружные, огнемётчики и пулемётчики. Первые, безоружны, так что им приходится заниматься физкультурой, чтобы навешать врагам. Огнемётчики уже обладают оружием, но оно не очень дальнобойное. А вот последние могут совершенно спокойно расстреливать вражин безо всяких пробежек.
- То, что Кинзи назвала экзоскелетом из четвёртой части. Пусть у него есть рывки и реактивный двигатель, всё-таки первыми без «кулдауна» перемещаться не получится, а полёт не очень-то и быстрый. Но этот ходячий супер-танк данная проблема совершенно не смущает.
- Warriors Orochi 4 — все монстры, в том числе и грифоны, а также демонические офицеры категории «антропоморфный слон».
- Broforce — местные мини-меха, служащие терминаторизаторами на часть уровня. Почему на часть? Потому-что по дефолту их скорость практически нулевая, а топливо для полёта отнюдь не бесконечное. Сюда же один из боссов, который, собственно, практически неподвижный мега-танк.
- One Piece: Pirate Warriors 4 — Базиль Хоукинз в форме соломенного человека. Достаточно сказать, что он в этой форме не может совершать рывки, зато урон наносит очень даже достойный. Что же насчёт брони: достаточно сказать, что эта форма по игромеханике является не суперусилением, а особым приёмом, во время которого он неуязвим.
- Overlord — протагонист, особенно если экипировать ему булаву. Бьёт медленнее своих миньонов, бегает намного медленнее, да и особым проворством не отличается. Зато при максимальной прокачке может вполне самолично сражаться, оставив коротышек в сторонке.
- Король друидов — преторианцы, элитные войска Рима. Больно бьют, отражают весь полученный урон в ближнем бою, сами являются наиболее живучими обычными юнитами в игре. Даже небольшая армия преторианцев наголову сильнее любого войска такой же численности, однако и у них есть недостатки — высокая стоимость и низкая скорость передвижения.
Визуальные романы[править]
- Little Busters! — Масато в боях по правилам Кёске. Среди всех персонажей у него самая большая сила и выносливость, но вот остальные статы…
Настольные игры[править]
- Во вселенной Warhammer 40000 можно найти несколько подобных юнитов:
- Ленд-Рейдер — мамонт-танк и БТР для терминаторов — суперсолдат Космодесанта. Интересно отметить, что свой эксклюзивный статус Ленд-Рейдер получил во время Ереси Хоруса, когда эти крутые машины стали дефицитом — до этого они использовались всеми. Сейчас, увы, из-за нетехнологичности[3] эти монстры (при габаритах чуть больше среднего танка броня лучше, чем у некоторых тяжелых) остались исключительно на вооружении Космодесанта.
- Танки семейства «Гибельный Клинок» — 300-тонные монстры, увешанные вооружением под завязку.
- Тяжелый танк «Махариус» — «Гибельный Клинок» для бедных, поменьше и полегче. Но огневая мощь всё равно впечатляет.
- Педаль в асфальт давит сверхтяжелый танк «Капитолий Империалис», боевая машина совершенно абсурдных размеров — сто метров в длину, пятьдесят в высоту и выглядящая как перемещающаяся на гусеницах крепость — кроме шуток, борта танка выглядят так, будто сложены из огромных каменных блоков, крышу обрамляют натуральные крепостные зубцы. Кроме того, внутри «Капитолий» может везти две роты солдат (педаль в пол — он может возить и другие танки[4]). Используется как мобильный штаб. И при этом также обвешат различной стреляющей машинерией в роде болтеров или лазпушек.
- Монолиты Некронов в ту же копилку — это и вовсе передвижные крепости с кучей вооружения и установленным внутри порталом для переброски пехоты.
- Э, а как насчёт не-танков? Терминаторы и меганобы — самое оно!
Реальная жизнь[править]
Танки[править]
- Тяжёлые и экспериментальные сверхтяжёлые танки, особенно немецкие. Из ушедших в серию сразу вспоминаются «Тигры»[5] и в ещё большей степени «Королевские тигры». С бронёй и огневой мощностью у них всё было в порядке, а вот с надёжностью, проходимостью и стоимостью…
- Ещё тяжелее проекты танков заключительного периода войны. «Лев», Е-75 и Е-100. И 189-тонный «Маус», который даже собрали в количестве двух штук.
- Педаль в магму — «сухопутные крейсера» Landkreuzer P.1000 «Ratte» и Landkreuzer P.1500 «Monster». Да, цифры обозначают вес в тоннах. Бонус за то, что у «Ратте» двухпушечная башня, как у тех самых «Мамонтов», а у «Монстра» пушка одна, зато «Дора». Эти вундервафли даже до стадии макета не довели — здравый смысл восторжествовал.
- Впрочем, советские оружейники любили мамонт-танки лишь немногим меньше сумрачных тевтонских гениев (но командование оценивало нужды армии более трезво и в производство их не пускало).
- Если так подумать, то даже банальный КВ-1 (особенно в версии с усиленной бронёй КВ-1Э) это вполне себе сабж. Собственно, его главной бедой и была проблема с мобильностью из-за ненадёжной трансмиссии вкупе повышенным давлением на грунт[6]. С другой стороны, Зиновий Колобанов наглядно показал, что ставший в засаду «Клим Ворошилов» способен устроить мясорубку. Да и легенда о КВ под Расейняем, заблокировавшем продвижение целой дивизии на сутки, возникла не на пустом месте.
- Объект 705 и особенно его модификация Объект 705А. Последний доходил до 100 тонн веса и мог похвастаться 152-миллиметровым орудием. Оба объекта дальше чертежей не пошли.
- ИС-7. 68 тонн веса, 130-миллиметровая пушка и восемь пулемётов, из которых два были крупнокалиберными.
- Хотя, если учесть максимальную скорость и энерговооружённость 15 «лошадей» на тонну, выходит скорее реактивный громила.
- Вот только в серию вся эта красота не пошла и была вызвана желанием сохранить тяжелые танки как класс на фоне набирающей обороты концепции основного боевого танка (сочетающего скорость среднего и вооружение тяжелого)
- Хотя, если учесть максимальную скорость и энерговооружённость 15 «лошадей» на тонну, выходит скорее реактивный громила.
- Объект 279. Безошибочно опознаётся по характерной форме корпуса и четырём гусеницам. На испытаниях показал себя практически неубиваемым, но и здесь ходовая часть подвела. Впрочем, тут ещё вмешалась и запредельная сложность создания бронекорпуса[7], небольшой боекомплект в 24 снаряда, да и эпоха тяжёлых танков уже ушла прошлое — появление первых ПТУР с 400+ мм пробития однородной брони их похоронили.
- Американские конструкторы разработали самоходную установку Т28 массой в 86 тонн. Где-то рядом британцы с 78-тонной самоходкой Tortoise.
- Япония разрабатывала сверхтяжёлые танки серии O-I, но проект свернули ещё до конца войны.
- Французский Char 2C — эталон, хранить вечно (особенно если вспомнить про попытки нарастить броню или вооружение, ещё более снижавшую и так никакую мобильность).
- Впрочем, Char B1 тоже могли себя показать очень достойно (если далеко ехать не надо) — Пьер Бийот, заваливший в одной бою 13 «панцеров» и 2 ПТО, не даст соврать!
- Некоторые ОБТ (основные боевые танки) тоже подходят под троп:
- Британский «Чифтен». Британцы пошли против тогдашнего мейнстрима (высокомобильные танки со 105 мм орудием, но без полноценного противоснарядного бронирования[8]), создав сильно бронированный танк с мощным 120 мм орудием в ущерб его мобильности (ну не было тогда достаточно мощных двигателей[9] для машины под 60 тонн!).
- Появившиеся позднее «Челенджеры» последовали принципу «тех же щей, да погуще влей».
- Ну и израильские «Меркавы» идут в ту же копилку. Ибо их появление связано с невозможностью купить британские «Чифтены», наложившееся на тяжёлые потери танкового парка в ходе Войны Судного Дня. В результате получился танк с явным упором на бронезащиту, из-за чего последние модификации перевалили за 70 тонн.
- Самые первые британские танки на Сомме. Хотя они скорее консервные банки, тогда их просто нечем было бить.
Не танки[править]
- Катафрактарии. Тяжелая кавалерия, в доспехи закованы конь и всадник. В силу отсутствия стремян скоростью не отличались, но при правильной тактике их удар был страшным.
- Спешенные рыцари — тяжёлый латный, или хотя бы латно-бригантный доспех позволял обходиться без щита и использовать двуручное оружие — грандфальшион, двуручную булаву-гердан, поллэкс, двуручный меч, люцернский молот или секиру. Это уже не говоря, что этот откормленный мясом и натренированный носорог в железе и по боевой подготовке делает простую пехоту, как детей. Но и бегать в такой горе железа не очень-то удобно, так что против кавалерии или стрелков такая немногочисленная и маломобильная пехота особой эффективностью не может похвастать.
- Среди холодного оружия это булава или шестопёр — окованное железом или цельнометаллическое древко не по зубам ни одному клинку, а увесистый удар промнёт любую кирасу и размажет в кашу то, что под ней. А вот скорость из-за большого веса и смещённого баланса подкачала, так что в бездоспешном бою такое короткое и инерционное оружие малополезно.
- Классические испанские галеоны, возившие ценности в метрополию. Это были крупные корабли с мощным вооружением, но низкой скоростью и манёвренностью.
- С натяжкой сюда можно отнести первые броненосцы. Толстая железная броня и мощные бомбические орудия делали из них смертельную угрозу для деревянных кораблей, но вот манёвренность, скорость и особенно мореходность были удручающими (легендарный «Монитор» попросту затонул в не самый сильный шторм). Правда в отношении друг друга броненосцы были консервными банками — ибо их орудия были неспособны пробивать броню друг друга (привет битве «Монитора» и «Вирджинии»![10]). Неудивительно, что после битвы при Лиссе 20 июля 1866 года на 20 лет мейнстримом при строительстве броненосных кораблей стало обязательное наличие тарана.
- Легендарный Ил-2 заработал прозвище «летающий танк» совершенно заслуженно.
- Вообще, класс штурмовиков следует той же формуле — низкая скорость, максимум живучести, внушительный арсенал. Не менее легендарным был продолжатель традиции Ил-2, «летающий утюг» Су-25 (он же «Грач»). Дозвуковой, по самые ноздри бронированный штурмовик, способный пролететь через самый суровый заградительный огонь, закопать на три метра в грунт источник этого самого огня и всё что в радиусе пары километров, и вернуться на базу (после чего пойти на списание). Способен плевать на огонь из оружия винтовочного калибра, морщиться от огня из тяжелых пулемётов (причем пятидесятый калибр его не брал) и терпеть пальбу ракетами вплоть до того, что тактика уничтожения Су-25 предусматривала сначала прострелить ему баки из чего-нибудь слонобойного, снаряженного бронебойно-зажигательными патронами, а затем выпустить вдогонку штук пять ракет с инфракрасными головками наведения. И, если повезёт, самолёт будет сбит. А пилот, скорее всего, всё равно уцелеет.
- Советские, российские и украинские пилоты, погибшие в ходе военных конфликтов последних десятилетий, смотрят на это утверждение из Вальгаллы с некоторым недоумением. Но это связано скорей с тем, что Су-25 уже несколько устарел.
- Продолжает дело Су-25, но уже по другую сторону баррикад, американский дозвуковой самолет А-10 «Бородавочник». Достаточно сказать, что это огромная пушка, к которой приделали двигатель и крылья, и посадили туда пилота.
- Ил-102. Уже один вид этой вундервафли говорит о многом.
- Вообще, класс штурмовиков следует той же формуле — низкая скорость, максимум живучести, внушительный арсенал. Не менее легендарным был продолжатель традиции Ил-2, «летающий утюг» Су-25 (он же «Грач»). Дозвуковой, по самые ноздри бронированный штурмовик, способный пролететь через самый суровый заградительный огонь, закопать на три метра в грунт источник этого самого огня и всё что в радиусе пары километров, и вернуться на базу (после чего пойти на списание). Способен плевать на огонь из оружия винтовочного калибра, морщиться от огня из тяжелых пулемётов (причем пятидесятый калибр его не брал) и терпеть пальбу ракетами вплоть до того, что тактика уничтожения Су-25 предусматривала сначала прострелить ему баки из чего-нибудь слонобойного, снаряженного бронебойно-зажигательными патронами, а затем выпустить вдогонку штук пять ракет с инфракрасными головками наведения. И, если повезёт, самолёт будет сбит. А пилот, скорее всего, всё равно уцелеет.
- Среди вертолётов летающим танком можно считать «Крокодил» Ми-24.
- Под конкретно наш троп он попадает исключительно с фитильком: при максимальной скорости 335 км/ч архилегендарная «Шайтан-арба» никак не тянет на медлительного громилу, скорее, наоборот (в 70-х это был вообще самый скоростной вертолёт в мире). Другое дело, что скорость и манёвренность ощутимо падали при приёме на бот десанта (10 мускулистых хлопцев в брониках и с оружием это не шутки), почему пилоты и старались свалить эту функцию на Ми-8, чтобы не превращаться в «автобус с автоматчиками».
- Вертолет создавался по концепции «летающих танковых войск»: «БТР-ы Ми-8», «БМП — Ми-24», «Танки — Ми-28». Только танки сильно запоздали, и «Бэшкам» пришлось брать их роль на себя. Сейчас наладилось, ибо Ми-24 последних серий получили нормальные прицельные системы, новые двигатели, винты и вооружение.
- Под конкретно наш троп он попадает исключительно с фитильком: при максимальной скорости 335 км/ч архилегендарная «Шайтан-арба» никак не тянет на медлительного громилу, скорее, наоборот (в 70-х это был вообще самый скоростной вертолёт в мире). Другое дело, что скорость и манёвренность ощутимо падали при приёме на бот десанта (10 мускулистых хлопцев в брониках и с оружием это не шутки), почему пилоты и старались свалить эту функцию на Ми-8, чтобы не превращаться в «автобус с автоматчиками».
- Вымерший на данный момент тираннозавр, а также его родич тарбозавр (этот даже покрупнее). Были невероятно огромны, сильны и крепки, но из за своих размеров не могли развивать большую скорость, в результате чего были вынуждены питаться в основном падалью.
- А вот реальные слоны и мамонты сюда не попадают, ибо на самом деле они быстрее, чем кажется.
- Вымершие хищные млекопитающие из отрядов креодонтов и мезонихий отличались повышенной зубастостью и сверхмощными удлиненными челюстями чуть ли не крокодильих пропорций, но были подслеповаты и видимо не особо проворными. Зато достигали длины 5-6 м, высоты под 2 метра и веса в одну тонну — таковы мегистотерий и более ранний эндрюсарх. Охотились на ранних хоботных, носорогов и бегемотов.
Примечания[править]
- ↑ Скорее близкий ядерный взрыв небольшой мощности.
- ↑ Описание мамонт-танка из журнала «Лучшие компьютерные игры»: «Танк „Мамонт“. Самый сильный танк в игре. Тяжело бронирован, вооружен двумя видами орудий (пушка и ракеты), атакует наземные и воздушные цели, а после изобретения пушек Гаусса дополняет ими и без того роскошный арсенал. Пять элитных „мамонтов“ сносят на своем пути все, а десяток — совсем все.»
- ↑ Другой вариант — Ленд-Рейдеры сделал эксклюзивом для Астартес сам Император, чей указ потом никто не решился отменить.
- ↑ Кстати, имперский шагоход AT-AT возит внутри себя 4 AT-ST и почти сотню пехотинцев, в игре Empire at War сократили до двух взводов штурмовиков — скорее всего, для баланса.
- ↑ Пикантный факт: эмблемой 502-го танкового батальона — первых «Тигров», встреченных советскими войсками — был как раз мамонт.
- ↑ Из-за этих проблем версия КВ-1С по факту стала даунгрейдом по броне, дабы хоть как-то подтянуть ТТХ по надёжности и мобильности.
- ↑ Для сравнения, американцы настолько нахлебались с куда менее вычурными изгибами брони M48 Patton III (особенно во Вьетнаме, когда оказалось, что подрыв на мине мог необратимо искорёжить корпус-броневанну до состояния «под списание»), что пришедший ему на смену М60 был построен без таких обтекаемых «извращений».
- ↑ Ибо появление первых противотанковых ракет с пробитием до 400 мм брони и вкупе с отсутствием технологий комбинированной брони (которая «жизнь» кумулятивным боеприпасам радикально осложняет) наводили на фаталистические мысли вида «броня не нужна, ибо бесполезна».
- ↑ Собственно именно поэтому в 1970-е СССР и США увлеклись круто-непрактичными газотурбинными установками.
- ↑ В теории, у «Монитора» были снаряды, способные пробить броню «Вирджинии», но зарядить их не рискнули, испугавшись непредсказуемых последствий стрельбы.