РеалРПГ

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Мир по правилам игры»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья RPG-Mechanics Verse. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Циферки характеристик из РПГ существуют на самом деле

Так как просто сочинять прохождение выдуманной компьютерной игры некоторым авторам показалось скучно, то на свет появились различные разновидности не строго игровых, но *игроподобных* сеттингов литРПГ. С другой стороны, мейнстримное фэнтези ещё с конца XX века заимствует элементы из настольных и компьютерных игр. На стыке их мы имеем:

Этот мир не игра и не симуляция, он реален. В нём люди и нелюди из плоти и крови уже тысячи лет как рождаются (в муках), взрослеют, работают, едят (и наоборот), носят штаны, боятся и мечтают, размножаются половым путём, болеют, стареют и умирают, всё как в жизни. Но при этом в нём объективно действует Система механик, нам более привычных в виде игровых условностей. Люди имеют видимый интерфейс, могут смотреть свои характеристики, очки жизни и маны, прокачивать Удачу, набивать опыт, покупать, терять и получать в награду за квесты уровни и навыки, менять классы, влиять на это всё баффами-дебаффами и прочими эффектами статуса. И могут это многие, в отличие от героя, подобного игровому персонажу.

В более выраженных случаях устройство этого мира может противоречить привычной физике и здравому смыслу. Амбалу-новобранцу не хватает уровня чтобы взять в руки легендарный меч, а ветеран из детской духовушки пробивает силовую броню? Десять примочек от синяков вытащат изрубленного на куски с порога смерти? Заклинание ЭКСПЛОЖУН можно получить, 300 лет убивая одних крыс? Рука крошит отточенную сталь? Вот такое здесь устройство мироздания. Органично смотрятся здесь и прочие условности вроде избыточно сложных подземелий за каждым углом, в которых валяется бесхозный лут и бродят крысы с золотыми монетами, на которых вполне может быть основана вся местная экономика.

Степень различия Системы от реальности может быть весьма разной. В минимальном варианте у жителей мира есть характеристики и некий способ их посмотреть, часто искусственный или неточный, однако они лишь отражают естественные различия в способностях (с поправкой на законы жанра и правило крутизны). Но если самому крутому герою отрезать голову, он наверняка умрёт не хуже простого гоблина. В максимальном статы решают всё, и платиновый бронелифчик держит удар великанской дубиной лучше стального латного доспеха. В нулевом — это просто Стандартный фэнтези-сеттинг, описанный автором через игровые словечки или вовсе юмористический элемент в виде отсылок к типовым играм. Не нужны особые законы природы, чтобы собрать приключенцев в гильдию и назначить им ранги по способностям и заслугам.

За отсутствием магии в нашем мире, правила её применения описывают как угодно. А вот подробности её изучения могут соответствовать здравому смыслу снова по-разному. Разучивать заклинания как песню или боевой приём вполне реалистично, получать их через чтение свитка — наполовину, покупать их за «очки персонажа» же точно наш троп.

Если протагонист в такой мир попадает, схожесть со знакомой игрой будет отмечена и наверняка важна для глобального сюжета.

Нередко встречается твист—субверсия: на самом деле это всё же была суперреалистичная виртуальная реальность, созданная некими существами ради неких целей. Однако обычно такой твист раскрывается в финале серии, у многих произведений его ждать ещё долго. Если мир был настолько реалистичен, что никто из участников этого не заметил, то и мы не будем делать разницы.

Примеры[править]

Фольклор[править]

«

— Учитель, как мне очистить свою карму, выйти из колеса перерождений и увидеть мир без покрова иллюзий? — Отправляйся в Тибет, поднимись на гору Кайлас, найди цепочку пещер, отсчитай третью к югу от храма, войди в неё, второй проход направо от большого сталактита. Встань посередине и громко скажи: «Настройки! Отключить историю запросов, кастомизацию результатов, удалить профиль!» На стене появятся непонятные огненные письмена. Скажи: «Да!» Всё.

»
— Это просто анекдот-шутка. В Тибет ехать не надо.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Дилогия «Безбожие» Башунова — маленькая часть мира действует по правилам игры. Точнее, местным очень влиятельным сущностям было выгодно создать имитацию игры на специально огороженной площадке, и «загрузить» в неё игроков из нашего, по их меркам — захолустного, мира. Очень быстро это им надоедает, и игра скатывается в привычную фэнтезийную реальность (впрочем, игроки по-прежнему могут черпать силы из того же источника, который наделял их «игровыми умениями».
  • А. Зайцев, цикл «Суррогат героя» — в реальном мире властвуют слившиеся в триединство греческие боги, а люди, пройдя через особые врата, могут слиться со своим героем и пережить один из подвигов. В случае победы — возможность получить у бога то, о чём молился, и некоторые качества героя в реальности; при поражении — смерть.
  • Панкеева, «Хроники странного королевства» — классы персонажей объективно существуют и влияют на жизнь людей. Конечно, никто не запретит, например, воевать, не являясь по классу воином, или творить, не будучи бардом, — но результаты будут далеки от идеала.

Зарубежная[править]

  • Цикл «Spells, Swords, & Stealth» — главные персонажи живут в мире с определённым набором правил, в котором время от времени попадаются странные «герои» из другого мира.
  • «Игроземье Кевина Андерсона» — ролевики-настольщики в днд, во время рядовой партии за отряд героев, умудрились силой фантазии создать мир, который при этом действует по законам D&D.Как выяснилось их мир тоже не сильно от игрового отличался...
  • Everybody Loves Large Chests — РПГ-мир с элементами манапанка. Главный герой — монстр класса «мимик» (кровожадный сундук-приманка), который довольно быстро прокачивается и эволюционирует. Все персонажи обладают внутренним зрением, которое показывает их статус, а также описания навыков, предметов и заклинаний. Ненормальным этот мир кажется только встреченному протагонистом странному магу, который пытался прямо на поле боя произнести пламенную речь в защиту добра. В последней арке происходит Конец-переворот — де-юре это сервер ММОРПГ, проходящий настройку и отладку до релиза, запущенный для «наработки лора»; ИИ-админ названием произведения отвечает на вопрос протагониста о том, откуда в игре столько аппетитных женских фигур у монстров и демонов. Де-факто проект военный и является инкубатором солдатских ИИ. Что вызывает недоумение: зачем цивилизации, способной запустить такое, ИИ, например, паладина 300-го уровня, всю жизнь посвятившего вере и сражавшегося молотом и молитвой?
  • Ханну Райаниеми, «Квантовый вор» — такую реальность моделируют себе многие, ежели не все зоку, которые, собственно, эволюционировали из игровых кланов и довели свою игрозависимость до совершенства.
  • цикл «Мрачность» Элиана Тарса — изначально фентезийный мир был переделан под уровни местными богами. В итоге к моменту начала действия он давно уже по правилам игры.

Сетевая[править]

  • captaink-19, Seaborn — чистый РПГ-мир. Протагонист — молодой моряк, после нападения пиратов отправленный ими к морскому дьяволу (Davy Jones), т. е. в кандалах, с гирей, за борт. Вот только морской дьявол оказался главой собственной фракции и квестодателем…
  • RinoZ, Crysalis — мир Пангеры. В самых старых хрониках сохранилась информация о том, как реальный мир стал игрой, но за давностью лет никакой практической ценности это знание уже не имеет.

Комиксы[править]

  • Вебкомикс «Order of the Stick» — мир, живущий по правилам D&D редакции 3.5. Хиты, спасброски, уровни, престиж-классы — всё, что положено. Слово Божие утверждает, что это именно такой мир, никаких игроков за кадром не существует.
  • Вебкомикс Nodwick — ещё один мир по правилам D&D, на этот раз по AD&D второй редакции.
  • Комикс Yamara (когда-то публиковался в Dragon Magazine, ныне выложен в виде вебкомикса) — тоже мир по правилам AD&D второй редакции. В целом это юмористическое фэнтези, но персонажи вовсю обсуждают, например, эффекты от харизмы, равной 18.
  • Homestuck — в мире комикса ничем необычным не являются инвентарь с разными, подчас мозгосносящими методами доступа и система уровней.
    • Впрочем, как позже оказывается (не смотря на слова рассказчика в начале), инвентарь не игровая условность, а реальный девайс, который можно купить и костумизировать, вроде смартфона. А Джон дурак жалуется, что научная фантастика ещё не случилась...при этом кроме существования инвентаря (и странностей самих детей, вытекающих из формата комикса, вроде абсолютно белой кожи и исчезающих рук), обычный мир никак не отличается от нашего в 2009-ом году. Такой вот антисеттинг.

Аниме, манга, ранобэ[править]

Троп популярен в жанре исекай, однако менее, чем кажется на первый взгляд.

  • Только я знаю, что этот мир - игра — в этом мире, появившемся по мотивам игры, навыки владения оружием, HP, MP и статы и пр. объективно существуют хоть и не видны. А еще тут работают все механини… вместе с багами.
  • Dungeon ni Deai wo Motomeru no wa Machigatteiru Darou ka — действие аниме происходит в мире, где существуют боги, герои, гильдия приключенцев, магия и мана, рост уровней, использование способностей и так далее. Тем не менее, этот мир не имеет никакой видимой связи с Землёй или с земными MMORPG. Разве что имена богов взяты из различных форм земного многобожества (древнегреческой, скандинавской, индуистской и проч.), но это может быть просто художественной условностью, избавляющей автора и читателя от лишних усилий воображения.
    • С очень сильно прикрученным фитильком: Мир здесь — относительно стандартное фентази, а уровни с бонусами к характеристикам и достаточно скромным набором парков получают только последователи божеств, которым эти божества собственной кровью лично нарисовали магическую печать на спине. И «активация» накопленной экспы тоже только лично и той же самой божественной кровью.
  • Goblin Slayer — аверсия. Кроме магии Вэнса, никаких игровых условностей здесь нет. Толпа гоблинов может запинать даже Героя, а сила с ловкостью не важнее тренировок и подготовки. Атмосферные разговоры о «кидающих кости богах» же выглядят как мистические верования. Даже если это истина, боги влияют не более чем на удачу, совпадения и прочие нецифровые явления, как и положено богам.
    • Как посмотреть — зелья, мечи на пять ударов и Избранная, которая давит всех именно статами. В ранобэ роль богов расписана лучше.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — минимальный вариант. Свежепризванным героям раздают «статусные пластины», показывающие их класс, уровень, характеристики и навыки, но это лишь измеряющие возможности человека приборы. Сильнее можно стать лишь направленными тренировками и превозмоганием трудностей (хотя часто с нереальной скоростью), а «уровень» показывает степень раскрытия собственного потенциала, и кстати не может быть выше 100. Единственное «игровое» исключение — навыки-способности. Открываются обучением и силой воли, но могут быть получены в особых ситуациях, и часто идут со своими условиями применения. Крутость протагонистов — заслуга не ролевой системы, но адских тренировок, железной воли, безумной изобретательности и спёртых по пути уникальных предметов.
    • В приквеле «Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou Zero», в том же мире, но на тысячи лет раньше и без попаданцев, игровые правила не упоминаются вовсе, а прообраз «статусной пластины» герой использует как наладонный экран для вывода разной информации. А в продолжениях Arifureta After Story видно, что приобретённые на Тортусе способности и магия так же работают на Земле (на которой обнаружилась куча мистики) и в прочих мирах. За классы персонажей шутят — «если эта девчонка противостоит Королю Демонов, значит она по документам Герой!»
  • Log Horizon пополам с ЛитРПГ — однозначно отнести произведение к одному из направлений проблематично, ибо Оживший игровой мир с геймерами-попаданцами.
  • Kumo Desu ga, Nani ka? — вокруг здешней системы крутится весь сюжет. Она характерна сугубо военным направлением всех навыков и поднятием уровня исключительно за убийства. На самом деле является глобальным колдовством, нужным для продления жизни загубленной безответственным развитием техники планеты. Характеристики и навыки питаются энергией душ живых существ, а при смерти отдают её миру. А держится это всё на постоянных страданиях милосердной [[Богиня|богинеи]. Только вот души при этом заперты на одной планете и давно истощены, а энергии всё равно не хватает. Попаданцы получили при рождении кучу очков навыков из-за свежести своих душ, а протагонистка мало, потому что у маленького паучка и души немного. Есть исключения: главный злодей имеет поле отключения магии, а боги способны пользоваться магией вовсе без помощи системы, значит не только в пределах планеты.
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — троп одновременно пародируется, но и отыгрывается напрямую. Классы и уровни здесь неиллюзорно ограничивают возможности приключенца, а навыки открываются распределением в специальной карточке очков опыта, заработанных квестами и убийством монстров. Причём можно и попросить друга сделать выбор за тебя.
    • Восхождение героя щита — максимальный вариант.
      • Не совсем: да, уровни и характеристики крайне важны, но без постоянных тренировок и боевого опыта они ничего не стоят, что и было продемонстрировано на примере горе-героюшек и Такта.
        • Тактика решает всегда, разница в предмете приложения этой тактики. Вон пресловутое приготовление одного блюда, занявшее целый том — не просто авторский фетиш, это замена адских тренировок адским пожиранием жратвы. Потому что в этом мире при этом Оружии лучший способ ускоренной прокачки оказался таким. У примеров же кроме фатальной самоуверенности было неверное понимание игровых правил мира. Наофуми и особенно Кизуне крупно повезло что пришлось разбираться в устройстве мира своей головой.
      • За 20 томов неспособность титулярного героя к причинению ущерба наконец решили использовать по прямому назначению. Пока отбивается.
    • Осторожный герой — максимальный вариант. Поднять уровень можно просто отжиманиями в одиночестве, а получить навыки от хранящих их богов путём побивания их в драке, можно даже всех сразу, одновременно гадая на кофейной гуще и вычисляя подоходный налог абаком. Крутость заглавного Сейи происходит от его способности гнуть местную ролевую систему в морской узел, обходя жёсткие ограничения уровня и характеристик. Самое веселье начинается во второй арке, после финала аниме, где Герой принимается в извращённой форме иметь ещё и систему классов персонажа. Весёлый Дудочник умеет сильно дуть в длинную металлическую трубку, говорите?
  • Isekai Maou to Shoukan Shoujo no Dorei Majutsu — зигзагом. В этом мире условности из оригинальной игры действуют практически дословно и как бы не лучше, чем в самой игре. Только вот местные жители о них имеют самое смутное представление: они знают об уровнях, очках маны, левелкапах и классовых квестах на их преодоление, но определить уровень бойца могут лишь по его крутости, с точностью до «больше чем 40 — значит, примерно 50». Протагонист с удивлением подмечает многочисленные сходства и различия мира с выученной наизусть игрой: тут местами живут и работают те же NPC, встречающие прохожих теми же словами, но совершенно другой баланс прокачки, магии и даже классов. Неожиданно, в реальном мире люди не склонны постоянно рисковать единственной жизнью ради опыта и добычи. Уровень даже у приключенцев и солдат очень низкий, серьёзные артефакты — дикая редкость, а среди магов большинство занимается призывом существ, что в игре было ерундой против раскачанного колдуна-элементалиста с уклоном в ближний бой. Чувствительна разница в расходе маны: её остаток отражается на бодрости, а кончится — упадёшь в обморок и может умрёшь, и после серьёзных боёв герой по несколько дней валяется в постели без сил. И да, в этом мире явно больше элементов «18+», в игре отсутствовавших полностью.
  • Lazy Dungeon Master — слабый вариант. Подземелья со их сложными правилами и откровенно видеоигровым интерфейсом созданы искусственно богом Тьмы. Который, вероятно, сам был попаданцем из нашего мира. Обычные люди об их настоящей сути вовсе не знают, что не мешает использовать их в народном хозяйстве. УЛЬТРАнавыки с их уровнями и прокачкой за убийство Подземелий близки к магии, и тоже могли быть созданы одним из богов. Но есть и пример, не объясняемый иначе как тропом: вампирша Рей[1], созданная с нулевой характеристикой «атака», не может причинять ни любые повреждения, ни даже физическую боль. Даже при самом крепком массаже.
  • Death March kara Hajimaru Isekai Kyousoukyoku — сильный вариант. Существование уровней и навыков общеизвестно, Лабиринты с лутом из сундуков и дропом с боссов являются ценностями национального значения, титулы объективно влияют на возможности людей, у предметов системно прописывается имя изготовителя, а павер-левеллинг подходит для прокачки выносливости у менеджеров по продажам. Не удивляются этому даже прилетевшие на планету давным-давно эльфы.

Реальная жизнь[править]

  • Соционика утверждает, что все люди относятся к одному из шестнадцати «типов», заданных комбинацией из четырёх двоичных параметров, никаких компромиссов и полутонов. Тип жёстко задаёт характер и особенности поведения человека, а отношения между типами должны подчиняться заранее описанным шаблонам. Не работает из-за крайней примитивности с одной стороны и субъективности с другой. Если людей и можно описать подобным образом, это должно быть много сложнее и с постоянными поправками на окружающие обстоятельства.
    • Во-первых, это только Элайнмент, а не класс. Во-вторых, сам по себе Элайнмент не является признаком игровых правил. По такой логике можно сказать что реальный мир работает по игровым правилам потому, что есть таблица Менделеева или крафт, или способность обучения, или войны. Натягивание совы на глобус, в общем.
      • И всё-таки «типы» действительно больше напоминают классы, поскольку атрибуты одни и те же, а приоритет относительно разный. Что до основной темы, то по-хорошему она требует развёрнутой статьи, а не пресловутого «Рабинович по телефону напел». Даже несмотря на то, что соционика действительно не научна — а может, даже именно поэтому.
  • Множество шуток на тему того, как жизнь можно представить в виде игры. Лучше всего получается у видеоканала Tierzoo, который описывает зоологию и эволюцию как гайд по билдам в игре под названием «наружа»(outside).

Примечания[править]

  1. «Ноль»