Ретроактивное бессмертие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Resurrective Immortality. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

— Слышали, Рабиновича расстреляли! — Как, опять?! — Тише, вон он идёт!

»
— Примерно так это и работает
« Ты расчленил меня на семнадцать частей. »
— Начало прекрасной дружбы в Насуверсе

(link)

I can tell you're really tired out of fighting
But I'll even come back after dying

Персонажа с этой разновидностью бессмертия можно убить. Но смерть его не остановит: спустя небольшой промежуток времени он вернётся к жизни. Важно отметить, что данный троп никак не связан со сверхъестественной регенерацией — обладателя данной способности можно ранить, калечить, истязать. Он восстановит своё тело только тогда, когда он умрёт (или когда подвергнется тому, что для обычного человека означало бы смерть). Авторы, как правило, объясняют такое бессмертие магией.

Исходя из этого, у ретроактивного бессмертия есть свои преимущества: как правило, эта разновидность включает в себя и биологическое бессмертие. Она позволяет рваться в бой, не переживая за свою жизнь. Для особо двинутых можно испытать острые ощущения, прыгая и разбиваясь с огромной высоты. С другой стороны, такое бессмертие может стать и участью хуже смерти: персонажей могут поймать и пытать годами, не беспокоясь за то, что после пыток те умрут. В любом случае, переживать свою смерть снова и снова понравится далеко не каждому. Кроме того, в некоторых случаях за каждое такое воскрешение может взиматься очень страшная цена.

У ретроактивного бессмертия бывает несколько подвидов, связанных с механизмом возвращения к жизни:

  • Тело бессмертного, на том же самом месте, где и лежит, невероятным образом восстанавливается от любых повреждений и увечий, после чего персонаж возвращается к жизни. Очевидно самый хреновый вариант: во-первых, от не знающих о способности можно запросто стать заживо погребённым, во-вторых враги, знающие все особенности бессмертия героя, могут поймать его и устроить вечные пытки (о чём уже говорилось выше). Или просто навсегда заточить в недрах темниц, если они не такие садисты.
  • Персонаж возрождается не там, где умер, а исключительно в определённом месте. Очевидно, куда более привлекательный вариант, который тоже имеет несколько подвидов:
    • Либо тело вначале магическим образом переносится в эту точку, после чего восстанавливается…
    • Либо старое тело так и остаётся гнить, а для погибшего персонажа создаётся (или оно уже есть и только ожидает смерти предыдущего) новое, которое тот успешно занимает после смерти. Спорной разновидностью такого бессмертия, не связанной с магией, является клонирование.

Могут быть и другие ограничения: например, нельзя погибать два раза за определенный срок или есть только ограниченное количество «жизней», потратишь все и гудбай.

Существует похожий троп — Реинкарнация, когда персонаж после смерти снова рождается ребёнком, с воспоминаниями о своей прошлой жизни.

Где встречается[править]

Архетипы[править]

  • Птица феникс — в большинстве произведений и легендах после смерти сгорает и возрождается заново.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Многие вариации жанра ЛитРПГ. В случае смерти персонаж просто воскресает в точке респауна. Да, управляющий им человек не бессмертен. Но если его разум оказался заперт в цифровом мире, или всё человечество переселилось в «цифровую реальность» (как межавторском цикле Ковчег-5 Руслана Михайлова и Андрея Васильева)… Виртуальные персонажи становятся самостоятельными личностями, живущими собственной жизнью.
  • «Хроники странного королевства» — Казак. Ближе ко второму типу. Вечный переселенец: если обычные переселенцы однократно спасаются от смерти, перемещаясь в другой мир, то Казак не только делает это каждый раз, как умирает, но и вопреки законам мироздания способен вернуться в мир, где уже умер.
  • Макс Фрай:
    • «Мой Рагнарёк» — ГГ поручили стать Суртом и уничтожить мир, а чтобы он точно не умер на полдороге — дали в придачу 666 жизней.
    • «Возвращение Угурбадо» — колдун Угурбадо не просто воскресает после гибели, но и получает силы и способности убийцы. И слабости с болячками тоже.
  • «Маскавская Мекка» А. Волоса. Партийные деятели в Гумунистическом крае проходят через насильственную смерть и последующее воскрешение в болоте. Из болота могут и не вытащить…
  • «Принц Полуночи» Н. Игнатовой: запас жизней главного антигероя во флэшбэках представлялся как сверхъестественная удача, но «в кадре» работает по принципу ретроактивного бессмертия первого типа. Запас пополняется за счет убийств других людей.
  • Арифмоман — Амулет Феникса — субверсия. Действует скорее как второй шанс и одноразовый. Исидор Яковлевич Эйхгорн, попавший на Парифат, будучи владельцем этого амулета, воскрес после того, как ему вырвали сердце.
    • "Паргоронские байки", рассказ "Амулет Феникса" - охламонистый сим (разумный обезьян) случайно падает в котел с заготовкой для многоразовой версии амулета и, аки Обеликс, впитывает его способности. Причем ретроактивное бессмертие получают все его части тела - отрубленная рука тут же заменяется новой и так далее. К сожалению, окрыленный такой силой, главный герой не придумывает ничего лучше чем сигануть в извергающийся вулкан. Благо, между гибелью и очередным возрождением не проходит достаточно времени, чтобы он успел прийти в сознание, так что технически это можно назвать гибелью. А уж какую большую каку он подложил наставнику этим действием...
  • «Такой славный убийца» и «Куб со стёртыми гранями» Владимира Ильина — интересная помесь ретроактивного бессмертия и тактического ясновидения. Каждый хардер — сотрудник специальной всеземной организации «Щит» — имеет в своём мозгу имплант, который в случае гибели хардера перебрасывает его сознание на несколько секунд или на пару минут назад во времени. Срок обозначен нечётко, возможно, он меняется под действием тех или иных причин, но обычно его хватает, чтобы предотвратить смерть.
  • «Отчаяние» Юрия Нестеренко — случай, когда такое бессмертие хуже смерти. Герои раз за разом пытаются умереть, чтобы избавиться от вселенского Отчаяния, которое многократно страшнее любых физических пыток, но космический Закон возрастания отчаяния не позволяет им это сделать, возрождая их в новых телах, синтезируемых биогенератором на борту корабля. При этом память о перенесённой боли отражается на ментальной матрице, поэтому на новых телах проявляются следы пыток и увечий, пережитых в прошлых инкарнациях.
  • Сергей Лукьяненко, серия про Кея Дача: технология аТан. Если у человека куплено право на аТан, после смерти он воскреснет в новом теле в одном из центров Корпорации аТан. При этом доказано, что это именно тот же самый человек, точнее, та же душа (личность и воспоминания) в новом теле. По правилам корпорации на аТан есть ряд ограничений. Во-первых, нельзя покупать больше одной «дополнительной жизни» загодя. Во-вторых, аТан попросту очень дорого стоит. И в-третьих, корпорация — монополист, и если наступить ей на мозоль, то новый аТан могут и не продать. (Впрочем, последнее — скорее теоретически: ван Кертис утверждает, что всегда честно воскрешал даже заклятого врага).
    • Минусом как еще и является именно то, что это тоже самое же тело: сканирование сложная и неприятная процедура, чтобы ее часто делать, а в старом теле может не быть прививки от заразы или придется снова долечивать раненую ногу.
    • Его же «Звёздная Тень»: все, прошедшие так называемыми Вратами хотя бы единожды — более не могут умереть навсегда, будучи после смерти воскрешены в мире, наиболее соответствующем их актуальным (на момент смерти) подсознательным потребностям. Целенаправленно путешествовать таким образом можно, но сложно.
      • К минусам такого «бессмертия», кроме очевидных, вроде неизбежной разлуки с теми, кого любишь, относится ещё и то, что все знания и жизненный опыт остаются с человеком. В том числе и такая милая вещь, как ПТСР, которое (особенно в случае не вполне добровольной погибели) будет только накапливаться.
  • «Тайный город»: Схинки в «Паутине противостояния». Успел пережить одну пулю в голову и одно самоубийство. Механизм возрождения до конца не раскрыт, но есть жирные намёки на то, что он переселяется из тела в тело — совсем как его хозяин Ярга.
  • Властелин — биологически и так бессмертный от рождения Бельзедор выработал у себя ещё и сабж. Рекорд пребывания Тёмного Властелина в мёртвом состоянии составляет семнадцать лет.
  • «Бездна Голодных Глаз» Олди. Бессмертные («бесы») сочетают биологическое и ретроактивное бессмертие — уязвимы, как обычные люди, но очень быстро воскресают, буквально за секунды. А вот их потомки от смертных женщин («Девятикратные») обладают только ретроактивной формой, и могут в течение жизни девять раз воскреснуть на следующем рассвете после гибели. Признак наследуется и, судя по всему, является доминантным — в конечном итоге всё население мира Мидгард становится Девятикратными.
  • «Хроники Сиалы» Пехова: те, кого угораздило встрять в некую непонятную герою Игру и побывать в Четырёх Великих Домах, получают ретроактивное бессмертие — после смерти оживут в Доме Любви. Прошедшего Четыре Великих Дома можно убить навсегда, только когда он находится в одном из этих домов.
    • Если существо оказывается Танцующим с тенями, способным создавать свои миры, как Гаррет, протагонист цикла, то он также возродится после смерти. Во всяком случае, так говорит Посланник Хозяина Сиалы.
  • Вселенная Кащея Дмитрия Мансурова: им обладает главный герой — Кащей Бессмертный.
  • «Три сапога-пара» Царенко Т.П. Один из главных героев, Ричард, принципиально бессмертен, восстанавливается целехонек даже после ныряния в вулкан. Разумеется лечится от похмелья и переломов пулей в голову, разряжает собой смертельные ловушки, сражается... ох, КАК он сражается это нужно читать...
  • «Лекция для колхозников» Романа Башаева — у некоторых великих людей, пока они не сделают то, что должны. Даже если такого убить, скоро появится его полный двойник. А труп останется.
  • «Новые страшные русские сказки» Мирона Высоты — в сказке «Амулет» заглавный амулет вмещал душу покойного — и после соответствующего ритуала позволял ему занять новое тело.

Зарубежная[править]

  • «Гарри Поттер» — троп на стыке ретроактивного и дефективного бессмертий. Крестражи Волдеморта предоставляют ему подобие ретроактивного бессмертия. Тем не менее, он не может создать себе новое тело сам и вынужден был ждать десять лет, чтобы воскреснуть. Кроме того, каждый такой крестраж расщепляет душу на части, что, очевидно, сильно её уродует и не способствует счастливой загробной жизни.
  • Трилогия «Ночной Ангел»: обладатель артефакта «Чёрный ка’кари» возвращается к жизни (механизм первого подвида данного тропа). В отличие от многих других примеров, такое воскрешение имеет страшную цену: каждая новая жизнь оплачивается жизнью того, кого обладатель любит. Драматизма добавляет то, что узнает об этом герой лишь к концу второй книги, а все смерти близких выглядят таким образом, словно они как бы случайны, и он там вовсе ни при чём.
  • Брендон Сандерсон, трилогия «Мстители». Хотя Пламя/Firestarter не имеет ни физической неуязвимости, ни силовых полей для своей защиты, она всё же является высшим (то есть сложноуязвимым для обычного оружия) эпиком. Да, убить её так же просто, как обычного человека (с поправкой на её способность создавать иллюзии, конечно), однако пока в Мультивселенной есть хотя бы одна её копия, Меган воскреснет ровно в полночь недалеко от своего теперь уже бывшего тела. Единственное, что может убить её навсегда, это гибель в пламени заживо, однако на этот случай она не расстаётся с пистолетом, с помощью которого может покончить с собой раньше, чем до неё доберётся огонь.
  • «Мир Реки», Ф. Х. Фармера — буквально все (до поры до времени). После смерти человек возрождается в молодом теле в случайной части берегов реки, некоторые персонажи таким образом даже путешествовали.
  • Его же «Шиворот-навыворот». Бесцельное существование в странном городе. Многие считают, что это и есть ад и вечные муки. Тем более, что и демонов самого разного вида вокруг немало. Да и какой-то странный Мессия в тёмных очках появляется там и тут. Мир этот не загробный, а напротив, «предрождённый». Душам до рождения вбиваются определённые моральные нормы, занимается этим некая сверхцивилизация. Кончается всё плохо: Земля уничтожена астероидом; тем, кто сейчас «в аду», рождаться некуда. Город заселяется новым видом существ, люди становятся новым видом «демонов» — для новых обитателей люди так же чужды и отвратительны, какими были для людей «демоны».
  • «Песнь Льда и Огня» — лорд Берик Дондаррион. Его убивали все кому не лень, но каждый раз Торос из Мира, жрец Р’глора, воскрешал Берика. С каждым воскрешением Дондаррион всё более и более утрачивал свою личность, и сам это понимал («Шесть раз — это слишком много, Торос»). Погиб, проделав точно такой же фокус с Кейтилин Старк, после того, как Торос отказался её воскрешать.
  • «Стэн»: Бессмертный Император (на самом деле он кибернетизирован и восстанавливается из бэкапа в тайном убежище, но для всех это выглядит как воскрешение убитого Императора, который будучи убит, спустя время вновь воскресает и возвращается в Империю).
  • Эльфы в легендариуме Толкина обладают не только биологическим, но и ретроактивным бессмертием. Умирая, они попадают в чертоги Мандоса, а оттуда иногда могут вернуться в мир смертных. Воскресают, правда, за редкими исключениями в Амане (то есть за кадром и в кадр не возвращаются), но кроме самых наглых или измученных (Феанор и его матушка соответственно), пропуска получают все. А всё потому, что эльфы привязаны к Арде и окончательно умрут только после её гибели.
  • «Джек-из-Тени» Роджера Желязны. Джек Повелитель Теней и прочие обитатели теневой стороны планеты после смерти каждый раз воскресают в болоте на тёмном полюсе планеты.
    • Стальной Генерал из книги «Создание Света, Создание Тьмы». «Бессмертный дух мятежа», первоначально — просто человек, солдат, всегда сражающийся на стороне слабейшего. За тысячелетия его неоднократно побеждали и даже уничтожали, и верные последователи каждый раз собирали его обратно. Механизм сохранения личности и памяти не раскрывается, но все персонажи (включая других бессмертных) единогласно считают, что Генерала невозможно уничтожить полностью.
    • «Князь Света» — Яма. Здешние боги (по факту — люди-псионики, косплеящие индуистских богов) владеют технологией переноса сознания из своего тела в новое, специально выращенное — это здесь называется «прямой инкарнацией». Но такая операция требует сложной и громоздкой аппаратуры и прямого контакта двух тел через провода. Бог Смерти же смог усовершенствовать эту технологию и сделать прибор для переноса компактным, так что теперь не может умереть иначе, чем по собственному желанию.
  • Drenai Saga: так работает бессмертие Вечной. Учёные Вечной загодя производят несколько её клонов, и те растут себе в приёмных семьях, не зная, кто они такие. А если Вечная умрёт — её душа немедленно переселится в тело старшей из девушек-клонов, а душа клона отправится на тот свет.
  • «Проклятие Чёрного кинжала»: обладатель Чёрного кинжала, убивая им людей, запасает себе дополнительные жизни. (А также крадёт свойства убитых, но это уже другой троп.) Обладателя кинжала можно убить, но пока украденные жизни не закончились, он тут же воскреснет снова. Вот только от попытки окунутся в лужу магической кислоты это не спасает, правда без уточнений, умрешь ты один раз, или много, но за краткие сроки.
  • «Снова и снова» К.Саймака — главный герой после того как над его телом (то есть трупом, он только что разбился) поработали высокоразвитые инопланетяне оказался примерно в таком положении. По ходу действия ему воскресать тоже приходилось.
  • Дрю Хейс, Corpies — способность Иеремии. Он фиксирует своё тело в определённом состоянии, и оно периодически возвращается к этому состоянию, даже после смерти. Он также подозревает, что не стареет.
  • Его же «Villains' Code» — Джонни Три Члена[1] откатывает время назад на пару секунд во время смерти, позволяя ему её избежать.
  • Altered Carbon — если имплантант с записью личности не уничтожен, то его можно пересадить в другое тело. А те кто очень богат ещё и имеют резервную копию на случай уничтожения имплантанта.
    • Однако только богатые могут позволить себе запасное тело-клона. Простые смертные довольствуются… сцена из первой серии первого сезона (авто правки не помнит, была ли точно эта сцена в книге, но упоминалось подобное точно), когда убитую девочку пробудили в теле взрослой женщины лет сорока.
  • «Чернокнижник в мире магов» — даже начинающий маг, недавно продвинувшись до полноправного, может создать своего клона, куда переселится в случае смерти. Может оставить семя души, из которого возродится ослабленным. Больше силы — больше возможностей. Всего одна капля крови древнего могучего мага, даже спустя тысячелетия, чуть не убила главного героя в попытках воскресить в его теле хозяина. Самые же могущественные маги, как и местные боги, просто будут бесконечно возрождаться в реке пространства-времени невзирая на способ убийства, так как в ней уже отпечаталась их аура. Минус всего один — на это может уйти несколько тысяч лет.
  • «The Dispatcher» Джона Скальци — в этом мире, по непонятным причинам, все жертвы убийства возвращаются к жизни у себя дома[2]. За 10 лет никто так и не разобрался как и почему это происходит, но факт остаётся фактом. Самоубийство или несчастный случай без виноватых является бесповоротной смертью. Правительство начало тренировать киллеров-экспедиторов, чья задача — убивать людей предельно эффективным и быстрым методом, чтобы позволить им избежать смерти. Страховые компании требуют присутствия экспедитора в операционной при рискованных операциях (несмотря на протесты хирургов). Если пациенту грозит смерть, то экспедитор вживляет ему в мозг миниатюрную взрывчатку, которую затем детонирует либо тем же устройством, либо приложением на телефоне. Пациент возвращается домой в то же состоянии, каким был за несколько часов до этого. На экстренный случай экспедитор имеет право потребовать табельное оружие у любого полицейского поблизости, чтобы застрелить умирающего. Гангстеры нашли новый способ убивать людей: похищают человека, оставляют его в заброшенном доме или подвале без еды и воды, тот умирает через несколько дней, после чего оживает у себя дома, но в таком жалком состоянии, что обычно не в состоянии добраться до телефона и вызвать помощь, после чего умирает уже от естественных причин, то есть бесповоротно.
  • Анри Верн Боб Моран — архивраг Морана Минг научился переселять своё сознание в тела своих клонов.
  • «Фабий Байл: Повелитель клонов» Джоша Рейнольдса — тропом обладают как сам Фабий (переносит сознание в тело клона с помощью подручных), так и кастелян Грандиозной (возрождается волей хаоса).
  • Коты-Воители — дар девяти жизней, даруемый Звёздным племенем предводителям земных. Однако, не панацея: от особо тяжёлой болезни или раны кот может последовательно издохнуть все девять (или сколько там ему оставалось) раз подряд.

Сетевая литература[править]

  • Worm — способность Серого мальчика зацикливать время даёт ему и эту способность: если злодей умрёт, он тут же откатит своё тело в момент, когда был здоров; если место смерти занято (к примеру, упавшими обломками) — откатится в момент, когда находился в свободном пространстве, и появится где-нибудь рядом. На ранах или даже одежде тоже сработает, но уже по желанию, а не автоматически.
  • Fallout: Equestria — а именно «Project Horizons». Блэкджек. Просто Блэкджек.
    • На памяти автора правки БиДжей вернулась с "той стороны" один или два раза за всю книгу, а вот Рэмпейдж, возвращающаяся даже из кучки пепла, потому что ей не дает умереть превращенный в "сосуд души" неразрушимый целебный талисман, сюда подходит куда больше.
  • Роджер Вильямс, The Metamorphosis of Prime Intellect — ГГ член одного интересного клуба участники которого соревнуются кто сможет умереть на максимально длительный срок, пока Prime Intellect их не спасет. Разумеется вмешиваться до смерти - прямо запрещено. Рекорд пока где то двое суток.

Кино[править]

  • Фредди Крюгер («Кошмар на улице Вязов») договорился с демонами снов, благодаря чему воскресал уже не один раз.
  • Необычный вариант в «Матрице»: если убить Агента, он… спокойно заселяется в ближайшего человека, находящегося рядом, и продолжает бой. Программа же! Потому-то бой с Агентом почти безнадёжен — особенно там, где много народу.
  • «The Gamers: Dorkness Rising» — с прикрученным фитильком. Мастер игры разрешил Лео, который играл за барда Флинна, создавать нового персонажа, если Флинн умрет (довольно гуманно с его стороны, поскольку при смерти необратимо теряется уровень, а за первую сессию Флинн погиб пять раз). В результате Лео заставил своих подчиненных написать ему 50 листов персонажей, которые от Флинна отличались только цветом одежды.
    • В итоге сыграло с педалью в ядро: во время боя с зомби очередного Флинна убивают, стоит ему появиться на поле боя, а он кричит поднявшему их некроманту: «На подходе еще 37 меня, козел!». А когда партии нужно укрытие от заклятий некроманта, Лео предлагает «Спрячьтесь за гору тел мертвых бардов!»
  • «Шестой День» — персонажу Арнольда Шварценеггера приходится убивать клонов противников по нескольку раз, а сектанту, убившему его друга, стрелять в голову, дабы компания не считала его личностную матрицу.
  • Первый «Терминатор» с ним же имеет что-то лишь внешне похожее - киборг-убийца после выстрелов падает и отключается, что напоминает смерть, чтобы очнуться как ни в чем ни бывало. В последующих частях такого уже не будет (новые модели стали совершеннее)
  • «Бессмертная гвардия»: особенность местных бессмертных. Оживают прямо на месте гибели, чтобы продолжить бой, в котором сложили голову. Классический способ убиения бессмертного через отрубание головы не действует — отрастёт новое тело. Минут за десять. Известны случаи восстания из пепла. За полчаса. Так что убить так, чтобы не ожил, невозможно (но можно довести до состояния но я должен кричать).
  • «Страж» по книге «Няня» — Камилла, няня-друид и дух дерева. Если убить её в человеческом теле, то на следующий день дерево создаёт ей новое тело. Чтобы её окончательно уничтожить, главный герой спилил это ужасное дерево, а его жена развеяла её прах.
  • «Гремлины» — если лидер гремлинов в обоих фильмах один и тот же, а не два похожих, то можно сказать, что он бессмертен и всегда возрождается когда на Гизмо попадет вода.

Телесериалы[править]

  • «Тайны Смолвилля»: некую разновидность такого бессмертия получает Хлоя Салливан. Она может исцелять смертельные раны, но потом умирает сама, воскресая через несколько часов. Первый раз она умерла на три часа, потом на восемнадцать. Кларк считает, что если она повторит это снова, то умрёт навсегда. Проверять не стали.
  • «Плохие»: Нейтан Янг получает именно такую разновидность бессмертия. Его можно ранить, он чувствует боль, но стоит только умереть, и он восстанавливает все свои раны, возвращаясь к жизни. Наиболее красочно это продемонстрировали в альтернативной реальности, где тот выпустил себе пулю в голову. Стоит заметить, что первый намёк на его способность в альтернативной реальности Кёртиса, где тот не попал на исправительные работы, и всех героев убили, а Нейтан выжил, всё же не является проявлением этой способности: он приходит почтить память погибших весь израненный и перебинтованный, а в случае смерти все его раны бы мигом исцелились. Впрочем, существует версия, что он сам не понял, что случилось, а бинты наложили нашедшие его медики.
  • «Горец»: данной разновидностью обладают все бессмертные, не умирающие иначе как путём отсечения головы. Если отрубить голову, то бессмертный умирает навсегда, но после получения любых других смертельных ран они воскресают.
    • Причем это верно лишь для сериала. В фильмах бессмертные обладают скорее истинным бессмертием (перерубленный пополам срастается тут же, даже не упав) с единственной ахиллесовой пятой.
  • Doctor Who (и его спин-офф Torchwood): капитана Джека Харкнесса невозможно убить надолго. Как бы ни пострадало тело, пройдет несколько десятков секунд с момента смерти, и красавчик Джек оживёт полностью здоровым (конечно, не забыв о том, как больно было умирать в этот раз). Никаких других радостей от бессмертия Джек не получает: он медленно, но верно стареет, испытывает боль от физических повреждений, а главное — оказавшись в несовместимых с жизнью условиях, продолжает болезненно умирать и воскресать до тех пор, пока условия не изменятся[3].
    • Урезанным вариантом ретроактивного бессмертия обладают и Повелители времени. После тяжёлых травм или смерти от старости у них происходит полная перестройка организма (так называемая регенерация), в том числе и на психологическом уровне (воспоминания у всех версий общие, но особенности характера различаются, иногда очень сильно). И так двенадцать раз (кроме лорда-президента Рассилона, он может так делать бесконечно).
      • Согласно 12-му сезону, Доктор тоже обладает неограниченным количеством регенераций, ибо является первым существом в Галактике с этой способностью. Приёмная мать Доктора скопировала эту способность и создала Повелителей времени, намеренно ограничивая кол-во регенераций, чтобы не считали себя богами.
        • Кстати, это противоречит ранним событиям. Не рассказам Доктора, а самой Мелоди Понд.
  • Battlestar Galactica: именно этой разновидностью бессмертия обладают сайлоны: их можно убить, но они воскресают в новых телах на корабле Возрождения, если корабль не слишком далеко. До определённого момента; потом эта лафа кончается. Да и само воскрешение помалу делает их с каждым разом безумными.
  • Stargate: SG1 — раса Азгардов переносит память в клонированные тела, а Гоаулды и вовсе обладают «генетической памятью», со способностью передавать свои знания потомкам и людям-харсисесам. Лантийцы умеют переносить свое сознание и тело в энергетическую форму «возноситься» и обратно. Таким образом доктор Джексон, получивший смертельную дозу радиации в конце 5-го или 6-го сезона, стал чем-то типа ворлонца, но после попытки атаковать Анубиса, в наказание был сослан обратно в тушку из плоти и крови.
  • Mortal Kombat: Legacy. Переосмыслили некоторых героев, понимаешь.
  • Лексс: Планеты Огонь и Вода являлись на самом деле Адом и Раем, все жители которых после смерти бесчисленное множество раз воскресали в своих прежних формах, но без памяти о прошлых жизнях. Исключением являлся правитель планеты Огонь Принц (Дьявол), который после каждой смерти воскресал со всеми прошлыми воспоминаниями и в любом облике. И его конкурент - Граф, который тоже помнит свои прошлые воплощения, но в отличии от Принца, не может менять облик.
    • К слову, о Принце. В последней серии «Лексса» выясняется, что он вовсе не Дьявол, а воплощение Смерти. И именно он вернул давно утерянную Каем душу, которую он выиграл у Принца в шахматы.
  • «Вечность»: Генри Морган — блистательный патологоанатом с задатками Шерлока Холмса и исключительной наблюдательностью. После того, как 200 лет назад его убили на корабле в шторм, и он чудесным образом вернулся из мира мёртвых, он понял, что не может умереть: после каждой смерти его тело исчезает, а он оказывается абсолютно голый в ближайшем водоёме. Его главный враг — другой бессмертный, по кличке Адам, который утверждает, что ему уже 2000 лет. У Адама участь похуже. Во время Второй мировой, нацисты узнали о нём, и сам Менгеле проводил на нём опыты, разрезая его заживо, затем вылавливая его в ближайшем озере и пробуя опять, чтобы понять причину бессмертия. Из-за этого, Адам (социопат и безжалостный убийца!) никогда не тронет человека, пережившего концлагерь.
  • «Люцифер» — подобным видом бессмертия обладает Каин — первый убийца, проклятый Богом вечно скитаться по земле за убийство брата. Он всё ещё чувствует боль, просто не может умереть насовсем, а раны постепенно затягиваются. Пытается найти способ умереть ещё с Бронзового века, но всё тщетно. Даже бросился в жерло действующего вулкана раз. Выбирался потом полгода. Именно ради этого и прибыл в Лос-Анджелес под видом лейтенанта полиции Пирса, надеясь что «смертное поле» Хлои распространяется и на него. Люцифер даёт ему обещание помочь ему умереть, просто чтобы насолить папочке. В финале сезона всё-таки умирает, однако из-за того, что случайно убил Шарлотту Ричардс и сожалеет об этом, попадает в ад.
  • «Andromeda» — Великий Компас с планеты Мебиус пересаживающий свой мозг в тела своих клонов и адмирал Констанция Старк переносящая своё сознание в подходящая тела
  • Power Rangers — у злодея по имени Дарконда было девять жизней, к счастью, они все закончились.

Мультсериалы[править]

  • Кенни из South Park.
  • Æon Flux.
  • Старскрим из Transformers: Animated заполучил такое, когда у него в голове застрял осколок Всеискры.
  • RWBY — Озпин, он же Озма. Механизм чем-то напоминает агентов из «Матрицы» и работает до тех пор, пока ему не удастся завершить миссию по объединению человечества. Салем Озма сжёг дотла (буквально), но она спокойно восстала и отплатила ему той же монетой.
  • «Подозрительная сова» — генерал Кот. Обладал, как и положено, девятью жизнями, и каждый раз после его убийства возвращался, чтобы отомстить Сове. В конечном счете, был все-таки повержен окончательно и заключен в ад.
  • Герои Энвелла — Моргарт. После смерти в мире игры возрождается в своём замке.
  • Приключения капитана Врунгеля — Агент ноль-ноль-икс.
    • Впрочем, сам возрождаться не умел, для этого было необходимо участие его собаки.
      • Когда как. Иногда собака участвовала, иногда сам - например, при сметании собственного праха уцелевшей рукой.

Комиксы[править]

  • Думсдей из Вселенной DC. В комплекте идёт приятный бонус: единожды убитый чем угодно, Думсдей становится неуязвим для этого во всех следующих инкарнациях.
    • Правда, Думсдей — не совсем чистый пример. Он и не умирая регенерирует так, что Росомаха обзавидуется.
    • Воскресающий Человек. Ну вы поняли.
  • Морлан. Как не сказано, но он возвращается, а убить его очень сложно.
    • В сюжете «Паучьи Миры» — показали что переносит разум в клона благодаря технологиям брата-ученого.
  • Marvel. Тор, по меньшей мере, воскресал раз семь.
    • Росомаха тоже воскресать умеет. Правда, может потерять память, если сильно пострадали мозги.
    • Мистер Бессмертный из команды Мстителей Великих Озер. Можно сказать штатный Кенни вселенной.
    • Все мутанты получили такую возможность после создания мутанского государства Кракоа. Чарльз Ксавьер каждую неделю сканирует разум всех мутантов и в случае их смерти переносит память в новое тело. Исключения состовляют самоубийцы (ведь это позорно) и клоны (их как бы уже воскресили) и провидцы.
  • «Бесобой» от Bubble. Убитые демоны перерождаются особом месте Ада — Яме. Единственный способ убить их навсегда — поместить прах в «Часы Жизни» передающие жизненные силы демона владельцу.
  • В старенькой серии комиксов «Тёмная империя» подобным баловался нехороший человек по фамилии Палпатин, возрождавшийся в выращивавшихся на планете Бисс клонах. Когда Люк попытался до него добраться, пригрозил отбэкапиться в самого Люка.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — бессмертие достигших Богоуровня. Правда, местное бессмертие спасёт только от глупых, бесполезных, несправедливых смертей. Если же персонаж умирает героической (самопожертвование во имя общего блага) или справедливой (наказание за злодеяния) смертью, то он не воскресает.
  • Гоблины: Жизнь их глазами — Айдл. Получила такое бессмертие в результате проклятия. Но с оговоркой — воскреснуть можно только один раз в день, а если Айдл за день не умрёт, то в конце дня умрёт окончательно.
  • Самый тупой в мире маг — Арчибальд Вольдемарыч. В случае, когда его нельзя воскресить обычными способами, созданный им гомункул Гандармакус берёт из схрона запасное тело Арчибальда и несёт на место его гибели. Там пожирает старое тело Арчибальда (если от него что-то осталось) и Вольдемарыч воскресает в новом теле. Так же Арчибальдом была заявлена иная последовательность — сначала дух входит в новое тело, а уже потом Гандармакус уничтожает старое.
  • Charby the Vampirate — бессмертие т.н. «элитных» вампиров. При критическом уроне телу оставшийся неприкаянный дух собирает ошмётки, восстанавливает тушку и вселяется в неё. Впрочем, если нужно не убить, а сделать больно, проще вырвать сердце — несколько суток медленной регенерации в полном сознании «элите» обеспечены.

Аниме и манга[править]

  • Gantz: инопланетные технологии имеют возможность восстановить с нуля тело любого известного им ранее человека с последними воспоминаниями. Тем не менее, делать они это будут далеко не всегда.
  • В манге Fushi no Ryouken («Бессмертная Гончая») таким бессмертием обладает подавляющее большинство обывателей. За исключением «векторов», которые мало того, что умирают навсегда, так ещё и заражают этим свойством остальных (за что на них и охотится спецотдел полиции).
  • В Ajin наоборот, редкие бессмертные подвергаются отлову и вивисекции.
  • Cross Ange: главгада Эмбрио несложно ранить, но погибнув, он мгновенно восстанавливается в идеальном состоянии.
  • Daughters of Mnemosyne: главные героини Рин и Мими, а также злодей Апий (и еще многие другие персонажи) обладают таким бессмертием. Рин восстановилась даже после того, как попала в турбину самолета. Правда, это заняло у нее несколько десятков лет, а вот от избиения до смерти или пули в лоб она восстанавливается за пару часов.
    • Опять же, пример не совсем чистый, так как у бессмертных есть и «обычная» регенерация. Похоже, что время восстановления зависит только от тяжести полученных повреждений — а смертельны они или нет, для семени Иггдрасиля неважно.
  • Excel Saga: Хаят. Умирает с завидной регулярностью, причем от малейшего чиха. Тем не менее, потом встаёт как ни в чем не бывало и идёт себе дальше, до смерти пугая всех непривычных к подобным фокусам. А ещё она умеет превращать людей в зомби, а её кровь может действовать как невероятно сильный яд (птицы дохнут просто пролетая над небольшой лужицей крови).
  • Popee the Performer - ВСЕ персонажи после убийства через какое-то воскресают.
  • Angel Beats! — здесь нельзя надолго умереть, потому что действия происходят в посмертии (в своего рода чистилище).
  • Saike Once Again — с прикрученным фитильком — главный герой Сайкэ бессмертен в том смысле, что после смерти перемещается в начало дня и может изменить ход событий, чтобы ее предотвратить. Однако впервые это сработало, когда он утоп в пруду Могура — и с тех пор герой бегает отматывать время или спасаться от врагов только туда, справедливо рассудив, что от добра добра не ищут, а эксперименты ставить слишком уж накладно. Распространяется ли его бессмертие, если он умрет при других обстоятельствах, доподлинно неизвестно.
  • Akumetsu — вариант с клонированием. «История парня с маской на лице, который хочет изменить свою страну путём самосуда над теми кто довёл её до такого состояния, но есть правило, которое он сам для себя установил: убил одного человека — умри сам! После каждого убийства он обязан сам умереть». В этом Акумэцу помогает старая лаборатория одного безумного учёного. Причём клонирование в ней лишь вершина айсберга. Истинную ценность имеет оборудование по переносу человеческих воспоминаний из тела в тело и совмещения в одном человеке нескольких комплектов воспоминаний. Именно благодаря ему получилось совместить опыт, навыки и знания множества людей в в небольшую армию клонов-Акумэцу. Что стало с теми людьми, отдельная история… После каждой смерти Акумэцу, его голова взрывается, а сознание переносятся в нового клона в лаборатории. Чем они буквально сводят с ума патологоанатомов, раз за разом изучающих абсолютно идентичные тела убийц в масках.
  • One Pieceс прикрученным фитильком, ибо не постоянное бессмертие, а одноразовый козырь: плод Ёми-Ёми но Ми единожды позволяет душе вернуться после смерти в своё тело. Внимание: за последствия, возникшие, если к моменту возвращения души тело уже сгнило, а также за возможность оказаться единственным живым человеком на неуправляемо дрейфующем корабле фирма-производитель ответственности не несёт.
  • Bokusatsu Tenshi Dokuro-chan — ГГ Сакура Кусакабэ. Умирает по несколько раз за серию самыми разными и всегда кровавыми способами, но неизменно воскрешается Докуро (которая нередко до того и убивает Сакуру в порыве злости, ревности или игривости).
  • Fullmetal Alchemist — человеческие тела, внутри которых находится Философский камень, способны полностью восстанавливаться в кратчайшие сроки (почти мгновенно, но именно что почти — при должной сноровке можно поймать такого товарища в процессе восстановления и воспользоваться этим себе на пользу). Количество воскрешений ограничено количеством душ, ушедших на создание Камня. Кроме того, судя по всему, для регенерации нужен разум — регенерируют только люди, обладавшие разумом изначально, до вживления Камня, и гомункулы, каждому из которых Отец создал личность. Появившиеся в конце «зомби» — военный эксперимент, искусственные тела с закачанными в них Камнями — были неразумны и лишь выдавали хаотичные реплики, передавая страдания заключённых в них душ. Регенерировать они не могли, но бессмертными оставались, пока их Камни не уничтожали (или не поглощали). Таким образом, весьма эффективно было отрубать им конечности и отрывать челюсти.
  • Giant Robo OVA — а как ретроактивное бессмертие влияет на психику? Кэндзи Мурасамэ уже столько раз умирал по долгу службы, что совершенно перестал ценить свою жизнь. И чужую тоже. И вообще он герой-социопат, хотя по виду и не скажешь.
  • Mermaid Forest: убить раз и навсегда человека, ставшего бессмертным благодаря русалочьему мясу, можно лишь одним единственным способом — отрезать ему голову.
  • Рэй Аянами из Evangelion. В тайной лаборатории у Рицко хранятся её запасные тела.
  • Saint Seiya — это пассивная способность доспехов Феникса, так что обладающий ими Святой, умерев, непременно воскреснет.
  • Re: Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — У Субару примерно такая способность: при смерти откатываться к последнему «чекпойнту» в прошлом. Как выяснилось — надо обладать исключительно железной волей, чтобы раз за разом умирать (весьма болезненно при том), но несмотря на это продолжать, сжав кулаки, делать всё возможное на пути героя.

Видеоигры[править]

  • С технической точки зрения механика респауна и сохранения/загрузки игры. После смерти игрок попадает на место пройденного чекпоинта, где ему придется пройти отрывок уровня заново. В старых аркадах игроку давали несколько жизней, и если он потратит все, то смерть игрового персонажа будет окончательной и придется начать всю игру заново. Разумеется, в современных играх игрок может помирать сколько он хочет. Поэтому в некоторых современных играх разработчики деконструрируют данную механику, давая этому явлению сюжетное обоснование и накладывая игроку штрафы за его неосторожность. Второй популярный обоснуй (и механика) — возвращение назад во времени.
  • Практически любая MMORPG, где необходимо как-то объяснить типичные для жанра воскрешения игроков.
    • World of Warcraft — после смерти игрок появляется на кладбище в форме призрака. Чтобы возродиться, ему придётся совершить пробежку до своей тушки… или заплатить золотом, чтобы не мучиться.
    • Даэвы из Aion, возрождающиеся при помощи магических обелисков.
    • Вознесённые из Rift, сами по себе вернувшиеся к жизни павшие герои, для которых воскрешение обычный образ жизни.
    • Аллоды Онлайн — душа каждого персонажа (по бэку — «искра») после смерти отправляется в чистилище, где после отбытия срока (или дачи взятки миррой, это-ж Аллоды Онлайн!) получает новое тело, воскресая в определенном месте на земле.
    • В The Secret World симбиоз с пчелой Гайи позволяет душе погибшего вселяться обратно в тело, исцеляя все раны в процессе, или реконструировать его (вместе со шмотом!) в «Источниках анимы», если лень/незачем пилить к месту смерти. Пока разрабы не добавили возможность телепортироваться к этим источникам живьём, народ так путь срезал.
    • В космической стрелялке Star Conflict возможность вылетать на разных кораблях несколько раз за бой объясняется тем, что сами корабли — дешёвый расходник (приобретается не корабль, а право его производства), а пилоты — либо связанные через нейронную сеть одноразовые клоны (Империя/Федерация), либо сидят на станции и попивают чай с баранками, управляя кораблём с помощью имплантов (Иерихон, хотя, согласно где-то валявшемуся ЛОРу, для управления старыми кораблями надо тыкать в себя кучу проводов и ложиться спать в солёную ванну).
    • Что примерно соответствует EVE Online, в которой смерть страшна тем, что при потере клона теряются дорогие импланты и опыт.
    • И многие другие.
  • Chaser от Cauldron (известная в России под названием Chaser: Вспомнить всё) по мотивам фильма Вспомнить всё (1994). С прикрученным фитильком. Протагонист, террорист Джон Чейзер, убитый солдатами МарсКорп, обретает новое тело, да не простое, а принадлежащее главе службы безопасности МарсКорп Скотту Стоуну, который его и застрелил. Собственно, эксперимент заключался в переносе в мозг Стоуна лишь информации об «адресах, паролях, явках» террористов, но вследствие атаки на станцию, на которой происходила загрузка, сознание Чейзера захватило чужое тело, хотя и не полностью, и все заверте… (Педаль в пол. Одна из причин войны террористов против МарсКорп в том, что они идейные противники переноса памяти и собирались помешать компании растиражировать сознание Стоуна по нескольким тысячам суперсолдат.)
  • Undertale — Существа, имеющие высокий уровень Решимости, после смерти всегда возрождаются возле особо «Решительных» мест. При доступном протагонисту наивысшем уровне, возможен как полный откат назад во времени (RESET), так и неуязвимость в целом.
  • Conan: погибший игрок появляется в Вальхалле и, победив там, может воскреснуть там, где его убили.
  • Planescape: Torment: вариация на тему. Безымянный обладает довольно сильной регенерацией. Если его «убьют», он очнётся в Морге (или в аналогичной начальной точке локации) — подразумевается, что его тело нашли собиратели трупов и оттащили туда. Он способен также воскресить трех своих спутников. Но, несмотря на регенерацию, он может погибнуть насовсем — руководство к игре трогательно перечисляет несколько возможных способов. После чего появится новая инкарнация Безымянного, без воспоминаний. Однако можно и умереть совсем окончательно - в каком-то смысле это и является целью игры. Для этого Безымянный должен либо воссоединиться со своей Смертностью, с которой очень давно, ещё будучи смертным, расстался с помощью магического ритуала, опасаясь за свою душу в посмертии после натворённых им дел, либо уничтожить её, что приведёт к тому же результату.
  • UFO: Extraterrestrial: все солдаты СПП, благодаря шлемам, поддерживающим активность мозга после смерти. Если поле боя останется за вами, раненых отвезут на базу, где пересадят мозги в клонированные тела.
  • Dark Souls: смерть активирует проклятую метку, перемещая бездыханное тело нежити к последнему костру, где она возрождается. При этом по мифологии игры каждая смерть влечёт за собой потерю личности. Переживший множество смертей в конечном итоге становится пустым — сумасшедшим мертвецом, который жаждет лишь поглощать души.
  • Dragon Age — ретроактивным бессмертием наделяет своих носителей «скверна». Архидемоны переносят свою душу в ближайшее порождение тьмы, и вскоре полностью восстанавливают прежние драконьи габариты. Позже оказалось, что по крайней мере один из осквернивших Черный Город магистров тоже это умеет, и все они живут уже с тысячу лет. Впрочем, с внешностью чу-чу и возрастающим безумием, это вполне себе дефективное бессмертие.
    • Похожими способностям обладают Эванурисы. Убитая ими Митал возродилась и стала частью ведьмы Флемет вместе с женщиной, которая её призвала.
  • Heroes of Might and Magic III, IV и Might and Magic VII — великий визирь Бракады Гэвин Магнус a.k.a Бессмертный Король и Бессмертный Герой Тарнум. После смерти, через некоторое время встают целые и невредимые. Оба прожили больше 1000 лет. Правда, если Тарнум точно знает, что бессмертным его сделали в наказание, то что случилось с Гэвином не знает он сам. Похоже, что стареют медленнее обычных людей, и возвращают себе молодость при воскрешении (Так Магнус из старика превратился в относительно молодого человека). А и бессмертие не спасло Магнуса от потери разума.
    • Новый сеттинг Heroes of Might and Magic — все демоны после смерти перерождаются в Шио (проще говоря в Аду), при этом они теряют свои силы, и вместе с ними положение, и вынуждены прокачивать их заново. Однако они помнят, все свои жизни.
  • Phoenotopia — древние статуи Зофиэля, стоящие в каждой локации, выполняют роль точек сохранения. Судя по всему, воскрешение на статуях — обычная практика для жителей мира (или, по крайней мере, для владеющих Ки). Субверсия — от естественной и, скажем, голодной смерти Зофиэль защитить не может. Об этом говорят останки горе-выживальщиков прошлого, полёгших костьми чуть ли не в паре шагов от статуи.
  • Touhou Project — все, выпившие Хорайский эликсир бессмертия. «Один глоток и старость прочь отступит, второй — отступят боль и хвори, коль третий сделать ты решишь» — то сможешь обойти любого факира, занимаясь самосожжением в качестве развлечения для себя и зрителей, как Фудзивара-но Моко, и моментально после этого сработает «Ressurection». В файтинге она восстанавливает ХП таким каскадёрским методом, буквально убивая себя. Что интересно, в первом её появлении ни о каком самосожжении не говорилось, из чего напрашивается вывод, что она, благодаря своему «воскрешению» между фазами, была единственной, кого протагонисты всерьез забивали до смерти. Десять раз подряд. Впрочем, на самом деле бессмертие выпивших Хорайский Эликсир гораздо круче, чем просто ретроактивное.
    • Там же, абсолютно все феи. Да-да, те самые, которых героиня в играх уничтожает пачками. Ретроактивное бессмертие — одна из их расовых способностей. Дело в том, что каждая фея в Тохо является магическим воплощением определённого аспекта природы (вернее, содержащейся в нём чистой жизненной силы), и окончательно убить её можно только если уничтожить этот аспект. А теперь представьте, какие усилия нужно приложить, что убить фею солнечного света. А фею звёздного света? Впрочем, педаль в Ад вдавливает Клаунпис: Её аспект природы — человеческий разум, причём разум тех, кто уже умер и сейчас находится загробном мире, тоже считается. Такую если и можно убить, то только с помощью изменения реальности в глобальных масштабах.
      • Впрочем, относительно недавно выяснилось, что таки существует один способ, вроде-как, «убить» фею (по крайней мере, на время) — выкачать из неё абсолютно всю жизненную силу, из которая она, собственно, и состоит. В таком случае фея превратится в так называемую «каменную сакуру», кристаллизованную душу. Однако во всём сеттинге пока известно только двух существах, которые могут такое провернуть: первая является крайне могущественным богом, а вторая — неким духом, обладающим поистине читерской сверхспособностью.
  • BioShock — город Восторг полон вита-камерами, которые воскрешают гибнущих протагонистов бесконечное число раз.
  • System Shock 2 — аналогично предыдущему пункту (Bioshock — этакий «наследник» этой игры), правда — название камер другое и на респаун вроде, тратится местная валюта.
  • BioShock Infinite. До встречи с Элизабет главного героя в случае смерти возрождает парочка чудаковатых ученых, при помощи хроноквантового копирования.
  • SpellForce: в первой части герои являются Rune Warriors, их душа хранится в руне, а тело после смерти создается заново. Во второй герои воскрешаются с помощью ритуала драконьей крови.
  • Prey (2006) — с начала игры протагонист полноценно смертен, однако во время сюжетной гибели его дух переносится в «страну предков», где получает новые способности, в числе которых есть и бессмертие: после каждой гибели душа протагониста имеет возможность подкопить здоровье и призрачные стрелы, а затем воссоединяется с телом.
  • Деконструкция в Axiom Verge. Протагонист каждый раз умирает по-настоящему, а его опыт прививается следующему клону.
  • The Evil Within — Сейфоголовый, если его убить, возродиться из ближайшего сейфика (а каких в месте его обитания разбросано мно-ого…). Сам монстр этим активно пользуется, например, способен оторвать себе голову, чтобы возродиться с другой стороны запертой решетки.
  • Mortal Kombat — братья-боги Рейден и Фуджин.
    • Герас тоже подходит под этот троп.
  • Mount & Blade — Главный герой становится оглушенным когда теряет все очки здоровья в бою, но через некоторое время все равно возвращается. Героя могут взять в плен, но убить — нет. Также это характерно и для лордов: они могут быть отправлены в изгнание за пределы Кальрадии, но смерть в бою или казнь им не грозит.
    • В Bannerlord добавили возможность включить окончательную смертность героя и лордов (правда казнью, а не в бою). Сам герой тоже может казнить других лордов.
  • Warcraft Не считая бессмертных игроков, ограниченным ретроактивным бессмертием владеют разнообразные дети других измерений — демона можно окончательно убить только в Круговерти Пустоты (причём демоны нашли способ это ограничение обойти), элементаля — в элементальном плане, дикого бога — в Изумрудном Сне.
  • Chocobo’s Dungeon 2. Если Чокобо убьют в подземелье, то он воскреснет в деревне около кровати, потеряв все предметы из инвентаря.
  • Detroit: Become Human — андроид Коннор имеет способность возрождаться в новом теле после смерти (потому что компания может пересадить его сознание в новое тело), но взамен он теряет часть памяти. Бонусные очки за то, что лейтенант Хэнк Андерсон реагирует на такое возрождение крайне негативно. Плюс в программе Коннора прописаны все его смерти в виде надгробий... и значит, возникающие негативные программные сбои всё больше превращают его в бесчувственную машину.
  • Shadow of Mordor и Shadow of War — Талион после смерти получает в лицо насмешку от очередного урука и переносится в одну из башен-кузниц благодаря своей связи с Келебримбором. А убивший его урук получает повышение в уровне (в том числе простой становится капитаном) и особые модификаторы.
    • То же самое могут делать все назгулы — их невозможно окончательно убить, пока существует Кольцо Всевластия. В конце второй части после предательства Келебримбора и потери созданной им копии Кольца назгулом становится сам Талион. Умудряется на силе воли продержаться несколько десятилетий, но в конце концов всё равно теряет себя и присоединяется к воинству Саурона.
  • Infinity Blade — сюжет крутится вокруг таких бессмертных (которых в оригинале называют не «immortal», а «deathless») чуть менее, чем полностью. И меча, который может это бессмертие прервать.
  • Sekiro: Shadows Die Twice — с самого начала игры игрок знакомится с обоснованной сюжетом способностью главного героя, Секиро, возрождаться после смерти, причём ограниченное количество раз это можно делать прямо на месте гибели, и лишь исчерпав эту энергию, Секиро отправится к последнему идолу-контрольной точке. В стартовой зоне также есть бессмертный воин, на котором можно отрабатывать всевозможные боевые приёмы: он только рад помочь и подставить свою бессмертную голову под удар катаны. Ближе к концу игры бессмертных становится всё больше. Убить их можно только с помощью древнего артефакта, Смертного Клинка, иначе они так и будут воскресать. Бессмертие в игре можно рассматривать и как дефективное: истинное бессмертие, которое дарует кровь Наследника Дракона, ворует жизненные силы у других людей по всей стране, что воспринимается народом как эпидемия загадочной болезни "драконье поветрие". Большинство же врагов в игре страдают бессмертием другого типа, происходящим от вод из Дворца Первоисточника: в их телах поселяется огромная многоножка-паразит, которая, судя по всему, со временем захватывает разум носителя или, как минимум, доставляет крайне неприятные ощущения.
  • Dota 2 — Ультимативная способность Wraith King’а так и называется: «Reincarnation» и позволяет раз в тридцать секунд возродиться после смерти. Особо весело становится, когда Леорик покупает Аганим, дающий ему семь секунд существования в роли бессмертного призрака, после второй смерти, если ульта на перезарядке и находит spell prism, который, в сочетании с октарином, снижает перезарядку на 45 %, таким образом, ульта перезаряжается всего семнадцать секунд. Стоит добавить, что если ульта перезарядится за время формы призрака, — то король возродится совершенно спокойно, а значит убить его надо примерно за десять секунд, что обычно означает снятие примерно 3000 ХП, без учета брони и резистов. Удачи той команде, что попытается его обнулить.
    • Также предмет Aegis of the Immortal, выпадающий из Рошана, позволяет поднявшему его герою воскреснуть один раз, после чего исчезает из инвентаря. И да, — с вышеописанной реинкарнацией он прекрасно сочетается. И к нему Wraith King может ещё купить Refresher, чтобы обновить реинкарнацию и получить ещё одну жизнь.
  • League of Legends — абсолютное умение Зилеана даёт временное ретроактивное бессмертие кому-либо из союзников (или же ему самому): если цель погибнет в течение следующих нескольких секунд, тут же последует возрождение на месте с некоторым количеством здоровья.
  • Guilty Gear — Рэйвен (или же Ворон). Как умер во время одного из крестовых походов, так и продолжает. Правда, за 1000 лет уже порядком устал от такого и страдает мазохизмом, так как боль — единственный источник каких-либо эмоций. Ради этого даже кол в голову вогнал. Но проблема в том, что его бессмертие сочетается с очень быстрой регенерацией: если нанести ему не смертельные раны, он регенерирует. Смертельные — воскресает.
  • Heroes of Might and Magic V — тут таковы демоны и Николас, бывший император, превращённый в вампира. Если нападете на него, не имея фениксов в армии — глубоко пожалеете.
  • Loop Hero — почти что у всех:
    • Омникрон — сложная матрица заклинаний, повторяющая личность мага. То есть после уничтожения тела он вполне естественно может «починиться», загрузившись с другого носителя.
    • Сигма — воплощение веры. Пока есть вера, есть и она — а тело даёт самая фанатичная верующая.
    • Тау после смерти немедленно восстаёт в теле, которое извергает из себя гигантская чёрная дыра, поглотившая его мир.
    • Бог, похоже, не может умереть совсем — при каждой очередной смерти он «меняет состояние» с Создателя на Уничтожителя и обратно.
    • И даже простые люди, полежав в могиле, со временем встают и идут по своим делам. В том числе и протагонист. А всё потому, что мир почти не существует, и стоит какому-то разумному перестать поддерживать его своим сознанием, как он исчезает и забывается. В том числе и смерть, и разрушение. А ведь если персонаж умирает, то помнить о том, что он умер, часто становится некому — вот он и встаёт.
  • Трилогия «Reigns» — здесь ретроактивное бессмертие является основой сюжета, и цель — оно бессмертие снять.
    • В первой части некий король попросил у дьявола сделать его бессмертным. Дьявол сделал. После смерти душа короля возрождается в следующем короле до тех пор, пока не истечёт срок контракта.
    • В сиквеле Her Majesty бессмертие королеве дарует языческая богиня, удачно притворяющаяся хорошей.
    • В Reigns: Game of Thrones действие происходит вместо восьмого сезона. Главный герой — Азор Ахай, которому Мелисандра ищет новую реинкарнацию.
  • Touhou — здесь таким бессмертием обладают все употребившие хорайский эликсир. А именно Моко, Кагуя, Эйрин и Чанъэ.
  • Kohan: The Immortal Sovereigns и продолжения. Аналогично Spellforce, задолго до оного. Герои — раса бессмертных, которые могут возродиться после насильственной гибели в ходе дорогого ритуала, при наличии личного неразрушимого медальона. При этом частично теряют память и вроде как ритуал требует человеское тело.
  • Overwatch — там вообще все умирать насовсем отказываются, ну принцип у игры такой, но у Жнеца хотя бы есть обоснуй на эту тему — он дефективная нежить, и оттого умереть не может в принципе. О чём, судя по некоторым его репликам, иногда жалеет.
  • It Takes Two — обращённые в кукол главгерои, погибая, рассыпаются в труху и тут же вновь появляются возле места гибели, целые и невредимые. А разбившись при падении в пропасть, появляются на её краю. И это не игровая условность, а не раз подсвеченная в катсценах способность.
  • CrossCode (2018) — одна из особенностей сеттинга. Действие игры CrossCode происходит внутри ММОРПГ CrossWorlds, и тела аватаров состоят из мнимой материи, которая может очень быстро воспроизводиться в необходимых количествах. Так что пав в бою с врагами или свалившись в пропасть, аватар тут же восстанавливается заново неподалёку от места гибели (равно как и пачка мобов, ставшая причиной этой гибели). Окончательно убить аватара (и эвотара) можно лишь стерев его учётку или «положив» игровой сервер, на котором та хранится. А вот для реальных людей всё по старому — смерть навсегда (это произошло с Гаутамом — единственная «настоящая» смерть за игру). Хотя можно создать цифровую копию (эвотар) человека, которая продолжит жить в мире игры вместо него (как это сделал Сатоши с самим собой).
  • «Чёрная книга» — после убийства банной владычицы Обдерихи Василиса говорит, что теперь её можно не бояться, но бывшая банная невеста Матрёна отвечает, что от Обдерихи так просто не избавиться, и скоро она снова возродится во мраке. Нет смерти на неё.
    • То же самое и с другими сильными сущностями, такими как древний водяной Вакуль или сама Смерть. Их можно «убить», но лишь на время, в случае Смерти — на очень короткое время. И даже сын лешего Филимон, по словам Карныша, после гибели от рук Василисы скоро объявится вновь и предстанет перед сердитым отцом, который будет учить его уму-разуму.
  • The Elder Scrolls — примерно такое бессмертие у младших даэдра. Лишившись материальной оболочки, они возвращаются в Обливион, наращивают себе новое тело взамен утерянного и продолжают жить дальше. Иногда восстановление может занимать сотни лет, примерно по тому же принципу работают и даэдрические артефакты: даже если их уничтожить, потом восстановятся. Принцев даэдра всё это не касается, они просто бессмертны, их можно только изгнать из Нирна и только с помощью аэдра.

Визуальные романы[править]

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — Влад фон Карштайн. Этот вампир имел волшебное кольцо, которое позволяло ему оживать каждый раз, когда его убивали. Кончилось это тем, что кольцо у него спёрли и он был убит в следующей же битве, благодаря героическому самопожертвованию Великого Теогониста (верховного жреца) Сигмара.
    • Впрочем, Нагаш всё равно был способен оживить его к Концу Времён, а его жену, Изабеллу оживили прислужники Нургла. Позднее Влад использовал своё кольцо, чтобы освободить её от влияния Нургла, а сам совершил героическое самопожертвование, но Изабелле это не очень помогло — мир погиб.
      • Воскресить можно любого вампира. Маннфред фон Карштайн, например, прошёл через это после одной неудачной военной кампании.
    • Сам Нагаш. Правда, воскресал с каждым разом всё дольше и слабее, но это из-за проклятия, полученного в процессе первой смерти.
    • И цари гробниц благодаря наложенным ещё во время похорон заклинаниям. Точный механизм неизвестен: Тело Сеттры превращается в рой жуков, съедает убийцу и затем отправляется в пирамиду на десятилетнее восстановление, а вот других вроде бы надо принести в саркофаг вручную.
    • Все демоны варпа. Если достаточно разумны и могущественны, чтобы сохранить личность. А вот если разгневали своего покровителя, никакое могущество не защитит от смерти навсегда или участи хуже смерти.
  • Warhammer 40000 — как указано выше, демоны варпа. Сангвиний, например, дважды убил Ка’бандху. А вот если демон умрёт рядом с парией, это уже будет смерть навсегда — аура пустого просто испарит душу.
    • Вечные или Перпертуалы. Это люди, которые всегда возрождаются после смерти. Наиболее известные — Вулкан, Олланий Перрсон (в Имперской Гвардий известен как Святой Олланий Пий), Джон Грамматикус и, конечно же, Император Человечества.
    • Древние эльдары — Аэльдари — до рождения Слаанеш/а могли свободно возрождаться в варпе после смерти.
    • Люций Вечный, Астартес из Детей Императора, благословлён самим/самой Слаанеш/ем, и стоит его убийце хоть чуть-чуть возгордиться своим поступком, и Люций возродится в нём. При этом знать о смерти Люция не нужно — когда тот подорвался на мине (и окружающие облегчённо выдохнули), Люций возродился… в теле гордого своим трудом рабочего в цеху по сборке этих самых мин на другом краю Империума[4].
    • Элифас Наследник, Астартес из Несущих Слово. Умирал как минимум трижды.
    • Более приземистый пример — служительница Слаанеш/а Эмили Дюбуа, умерев от рук комиссара Каина, в варпе возродилась в качестве демона. Когда решила взять реванш, опять была убита комиссаром и его помощником-пустым, Юргеном.
    • Уриен Ракарт, гомункул тёмных эльдар — после его смерти его возрождают из останков его плоти. Умирал неоднократно, от болтов, огня и кучи всего другого, и теперь явно наслаждается каждой очередной смертью.[5]
    • Тираны улья — если тирана убьют, Разум улья просто вырастит новое тело, поместив туда старое сознание со всем полученным опытом и осознанием допущенных ошибок, дабы учиться на них. Владыка Роя именно так и возвращался несколько раз.
    • Ключи Хель — технология найденная Феррусом и им же запрятанная как можно дальше. Использовалась во время Ереси Хоруса раз за разом позволяя возрождать воинов Железного Десятого. (подробнее — https://www.youtube.com/watch?v=Y7R3DsAGjY8)
  • Warhammer Age of Sigmar — Вечные Грозорождённые после смерти возрождаются в царстве Зигмара, после чего опять идут в бой с врагом. Но это немного дефектное бессмертие — из-за того, что богом смерти является Нагаш, каждой смертью частичка Грозорождённых переходит к нему. А Нагаш с Зигмаром непримиримые враги после вторжения Хаоса.
    • И опять-таки демоны варпа.
  • Все правители доменов, Тёмные владыки Ravenloft-а, обладают этим типом бессмертия. Они не стареют. Их возможно убить тем же, что и обычных (не)людей, но через некоторое время (обычно несколько суток) заново возрождаются в особом месте, центре (сердце) домена. Поскольку большинство из них — нежить, которую убить и так трудно, наличие этой особенности незаметно. Но она есть.
    • Данное благословение бесплатно от неизвестных Тёмных сил Равенлофта самым ужасным злодеям. Цена такого дара — вечное страдание самого лорда, который не может покинуть свой домен и вынужден мучиться от своих прошлых проступков. Зато в самом домене лишь немногим не достаёт до бога во плоти. Узники в клетке, вот кто есть Тёмные владыки Равенлофта. Хотя, в некоторых редакциях некоторых Тёмных Владык можно было убить, но подразумевалось, что убийца в таком случфе сам займёт место убитого.
  • Гайст: Пожиратели Грехов — такая способность, помимо всех прочих, перепадает героям-скованным. Но имеет несколько жирных минусов: во-первых, вместо героя умрёт из-за трагической случайности другой человек (и герой увидит последние мгновения его жизни), во-вторых, упадёт такая характеристика, как синергия, — а она отвечает за гармоничное сосуществование с гайстом. Синергия, равная нулю, означает, что героя постигла участь хуже смерти — он превратится в одержимо гайстом безумца…

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — много примеров. Взять хотя бы SCP-076 «Авель». SCP-076-2, гуманоид семитской внешности, после смерти (отдельная песня — убить существо, которое может пережить три 12,7 мм пули в голове, час без воздуха и ядерный взрыв) восстанавливается внутри каменного куба, SCP-076-1.
    • ГГ в любительском веб сериале по SCP, Confinement. Из за своей способности воскресать прямо на месте смерти в новом теле (предыдущие тела могут скопиться в целую гору), используется в опасных опытах как бессменный сотрудник класса D. ГГ в фонде с самого детства, потому уже привык и очень обижается, когда его называют SCP-объектом, а не причисляют к сотрудникам организации.
  • Университет Пандоры — доктор Мендакс.

Примечания[править]

  1. Когда он выбирал себе кличку, злодеи ещё не установили правил.
  2. Ну, не все, около 999 из 1000.
  3. Например, проведи почти два тысячелетия под землёй.
  4. Дошло даже до откровенного маклаудства: однажды Люций возродился в теле некрона (пятая редакция сильно их изменила). Нет, что некронские тела восприимчивы к Варпу это ещё объяснимо, но каким образом это колдунство почувствовало бездушную некронскую гордость?
  5. Подобное практикуется многими гомункулами. Они умеют также воскрешать других собратьев даже если им принести, например, одну оторванную руку. Для этого используется свойство тёмных эльдар питать свою душу и тело чужими страданиями.