Манапанк
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Короче, Склихосовский! Технологии работающие на магии |
Манапанк – это поджанр фэнтези, в котором сочетаются элементы магии и технологий. В отличие от стимпанка и дизельпанка, где делается упор на паровые или дизельные двигатели соответственно, в манапанке магия в виде играет центральную роль в работе машин.
Как и остальные панко-жанры, манапанк не особо привязан к конкретной эпохе/сеттигу. Варианты навскидку:
- Фентезийное средневековье – пограничный случай. Когда одни маги постигают мудрость по фолиантам и отправляют рыцарей рубить яйца дракону ради бессмертия, другие строят роботов работающих на условных мана-кристалах. Пример: серия TES.
- Эпоха возрождения – тут сумрачные гении то и дело строят манароботов и творят шизотех как можно больше. Вероятно в ходу будет огнестрельное оружие. Пример: Pillars of Eternity
- Условные "наши" дни – телефоны на магии, холодильники на магии, магию учат в школах и пр. Ближайший пример: Макс Фрай
- Будущее – без комментариев.
Примеры[править]
Штампы[править]
- Мана-генераторы с 90 % вероятностью будут выглядеть как близкие родственники плазма-болтеров и гелевых светильников.
Литература[править]
- Легендариум Дж. Р. Р. Толкина: королевства эльфов Нарготронд и Гондолин, королевство людей Нуменор, из отрицательных вариантов — Мордор и Ангбанд. Первая и Вторая эпоха любят этот троп!
- Мир Стержня Фрая, в особенности, Соединённое Королевство. Магические кристаллы, на которых ходят корабли, ездят амобилеры (местный аналог автомобилей), даже летают дирижабли.
- «Житие мое» Ирины Сыромятниковой показывает зарождение манапанка в мире, аналогичном Европе начала 20 века[1].
- Алексей Пехов, «Ловцы удачи» и «Особый почтовый»: по общественному устройству и технической эстетике мир выглядит как стимпанковый, но вместо пара и прочей техники — магические технологии.
- Павел Корнев, попаданческий цикл «Приграничье». Ввиду ограниченности привычных ресурсов и наличия магии множество устройств работает на магической энергии. А ещё куча гибридов, например «чаромёт» — устройство, стреляющее заклинаниями.
- «Операция Хаос» и «Операция Луна» Андерсона. А вот это уже классика. Суть примерно в том же: Планк и Эйнштейн в своё время встретились, разработали единую теорию, а на её основе учёные открыли магию, а инженеры пустили техномагические девайсы в промышленное призводство.
- Мир Рассвета — со временем прогресс заменяет стандартный фентезийный сеттинг с орками и эльфами деконструкционным техномагическим с движимыми заклинанием колесницами, но ничто не стоит на месте и таки постепенно наступает он самый, родимый, с магкристаллами, выкачиванием магии из разводимых специально для этих целей дракончиков, натурально реактивными двигателями, основанными на взрывной реакции местной мана-жидкости.
- Метавселенная Рудазова — Парифат. Существуют всемирная портальная сеть, колдовские аналоги огнестрела (субтермагия), принтера (Типогримагика), телевидения и телефона (дальнозеркала), мехов (сервапоры гремлинов); за большие деньги можно стать индивидом-плюс, нанеся волшебные татуировки или сходив на операцию к биомагу, а согласно слову Божию, не сегодня-завтра планируется первый полёт человека в космос (правда, там уже бывали титаны, но кому ж они скажут). И ведь все перечисленные вещи только отчасти разработаны современными магами, а в основном — реанимированы из реликтов эпохи Колдующих Императоров, когда в каждом доме стояла чаша, материализующая еду, войны велись звёздными катапультами и чакровзрывателями, а правительство чуть-чуть не успело устроить пробный пуск Спектральной Сети — по-видимому, аналога интернетов. Тем не менее, в остальном Парифат — чистейшее средневековье: где-то раннее с варварами и викингами, где-то высокое с рыцарями и арбалетчиками, а где-то и Ренессанс с торговыми республиками и кондотьерами.
- Да и Серая Земля неуклонно к этому движется. Особенно после того как фанатик НТП Руорк Машинист насмотрелся на земные танки и плонетские шагоходы.
- Сварог – куча технологий работающих на апнейроне и (опционально) на других источниках магии делают из цикла сабж.
Фанфики[править]
- Fallout: Equestria — также эталон. Несмотря на множество аналогов человеческой техники, практически всё работает на кристаллах (в качестве топлива в том числе, были упомянуты даже кристальные реакторы) и вплетённых в «талисманы» заклинаниях. Даже мегазаклинания зебр являли собой усиленные заклинания, вплетённые во всё, что для этого подходило.
Мультсериалы[править]
- RWBY — всё работает на пыли (dust), источнике энергии в виде кристаллов, так что в шутку его можно назвать дастпанком.
- «Аватар: Легенда о Корре» — во второй части сериала вся цивилизация работает на электричестве, вырабатываемом магами огня.
Комиксы[править]
- Unsounded — магия выражается через «программирование реальности» — маги (творцы), знающие особый язык, могут брать аспекты окружающего их мира (жар лавы, остроту травы, вес падающей воды или цвет зелени), перемещать их и усиливать. К несчастью, эти же аспекты не слишком любят, когда их меняют неподобающим образом, и потому магия ограничена некоторыми неписаными законами. Тем не менее она стоит в основе всей цивилизации, от градостроительного и военного аспекта до косметики или навязчивой рекламы.
Веб-комиксы[править]
- FurryGuys — местные жители, урсы, используют в своих механизмах магию и, как часть многих из этих механизмов, демонов.
- Корзинки из кишок — Почти вся техника в мире работает на энергии гомункулов, за редким исключением. Магия просто доступнее. В вероятном будущем зонах без магии активно используется пороховое оружие уровня начала-середины XX века и техника на дизельных двигателях, некрорполия же активно использует ещё и некроинжнерию. Одно из немногих (несмотря на некоторую легковесность) современных произведений где «панк» это не только визуальная стилистика. Принцип «High tech, low life» соблюдается и оказывает заметное влияние на сюжет.
Аниме и манга[править]
- «Раз героем мне не стать — самое время работу искать!» / YuShibu. Технологическое развитие аналогично нашему, но все приборы до последнего фена и тостера работают от маны, получаемой из природных источников и людей с магическими способностями.
- Hitsugi no Chaika («Гроб принцессы Чайки»). Все местные техномагические устройства-«гундо» (так зовутся и автомобили, и «магострельное» оружие, и летающие крепости, и всё остальное) работают в основном на сухом топливе, переработанных останках живых мыслящих существ в виде порошка. Обычно в дело пускаются окаменелости местных магических существ, фейл, но так как накапливаемая в телах магия — результат умственной деятельности существ — их память, мысли, чувства — то в случае необходимости можно использовать и память мага... и трупы людей, особенно те, которых для лучшей энергоэффективности, например, хорошенько попытали.
Видеоигры[править]
- Аллоды онлайн. Астральные корабли на двигателе, построенном на магических энергиях, астральные энергостанции с надписями «осторожно, мана!» Очень токсична, при утечках маны возможно безумие, буквальное открытие пяти третьих глаз, отрастание шипов и щупалец и стильное неоновое сияние.
- Dungeon Siege и особенно 3-я часть — роботы на магии, оружие на магии, гномская система вентиляции подземелий, продвинутые магические приспособы для колдунов и пр.
- World of Warcraft же! Многие виды оружия и доспехов явно функционируют благодаря магическим энергиям. И у дренеев большинство технологиий основано на магических кристаллах. При этом имеются элементы клокпанка и паропанка.
- StarCraft — внезапно, протоссы. Поголовно являются псиониками разной силы, и все их технологии работают на псионной энергии (например, сила пси-клинков увеличивается от того, насколько сильно использующий их зилот вошёл в режим берсерка).
- Sudeki. У мастера Элько имеется пистолет на магических энергиях. На них же работают роботы в собственном городе. У магички — принцессы Айлиш есть посох, стреляющий как пистолет Элько.
- The Elder Scrolls: вымершая цивилизация двемеров специализировалась на подобных технологиях. Впрочем, там смесь с клок- и паропанком.
- В фэндоме имеет хождение термин «ЧИМ-панк», которым называют высокие магоэнергетические технологии. Преимущественно они встречаются во внеигровых произведениях разработчиков о гипотетическом будущем Нирна, но и в самих играх есть намеки о существовании таких технологий в прошлом.
- Время в TES циклично. Кстати, будущее не совсем гипотетическое — из него пришёл Пелинал Вайтстрейк, способный некоторое время жить и разговаривать даже в виде отрубленной головы, для помощи людям в войне против эльфов.
- В фэндоме имеет хождение термин «ЧИМ-панк», которым называют высокие магоэнергетические технологии. Преимущественно они встречаются во внеигровых произведениях разработчиков о гипотетическом будущем Нирна, но и в самих играх есть намеки о существовании таких технологий в прошлом.
- Sacred 2: Т-энергия. В наличии киборги-стражи храмов (можно поиграть за одного из них), энергетическое оружие (копья и пистолеты), централизованное Т-энергоснабжение крупных городов Анкарии, мутанты, подвергшиеся воздействию Т-энергии, а также несколько уникальных лабораторий (например, под Небесным куполом).
- Причём в первой части ничего такого не было, даже в руинах.
- Серия Final Fantasy. В 7-ой части корпорация Шинра добывает энергию, перерабатывая поток мако. В 9-ой корабли-дирижабли, поезда, ветреные мельницы и другие механизмы работают на мгле — магическом тумане, выделяемым великим деревом жизни Йифа. Также, с её помощью была создана раса рефлексирующих-оживших кукол-солдат-чёрных магов.
- Undertale. В пещере, где живут монстры, стоит Ядро — огромный генератор, перерабатывающий жар встречающейся в изобилии лавы в магическое электричество.
- Trails — вся технология сеттинга работает на энергии, получаемой из особых кристаллов септиума. Обычно в качестве эстетики используют стимпанк, но иногда встречаются дизельпанковые, современные и даже футуристические элементы.
- Divinity: Dragon Commander весь об этом. Даже жаль, что по сюжету все эти роботы, танки и воздушные корабли должны быть уничтожены, и мир игры (тот же самый, что в RPG серии Divinity) откатится назад в средневековье…
- Серия Endless — Прах (Dust), одновременно служащий энергией и деньгами, а также маной (особенно для Сломленных Владык, которым он — или непосредственно жизненная сила — требуется вместо еды) в Legend и ресурсом для некоторых особо продвинутых технологий. На самом деле — наномашины пресловутых Бесконечных, отчего и такое разнообразие использования, и повсеместное присутствие.
Настольные игры[править]
- Spelljammer — Dungeons & Dragons в космосе!
- Там же сеттинг Eberron — молниевая железная дорога, воздушные корабли с двигателями на элементалях, серийно производившиеся големы… и даже мегакорпорации (в лице Домов, обладающих «меткой дракона»).
- WarHammer 40,000 — эльдары. У этих даже табуретки из волшебной психокости сделаны.
Примечания[править]
- ↑ Во-первых, там обычный дизель в мире, где есть магия, во-вторых вообще не «панк», так как не соблюдён принцип «Высокие технологии — паршивая жизнь».