Шок и трепет
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Shock and Awe. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Способность манипулировать электричеством в форме молний. Одна из наиболее часто встречающихся стихийных магий, наряду с управлением огнём и льдом.
Если это классический фэнтезийный сеттинг, то волшебник или элементаль молний будет чаще всего вызывать молнии с небес, хотя может и с рук. В городском фэнтези может присутствовать дополнительная способность при помощи этого управлять электроприборами и даже одушевлять их (см. примеры).
Может быть обусловлена не магией, а техническими приборами (хотя это сложнее точно обосновать). Встречаются и смешанные варианты. Оружие, стреляющее молниями — электрическая пушка.
Возможны также хитрые штуки с подвывертом, вроде цепной молнии, которая вначале бьёт основную цель в полную силу, а потом разделяется на несколько более слабых и перескакивает между врагами вокруг, часто по нескольку раз, или шаровые молнии, подобно файерболу дающие эффект объёмного электрического взрыва, наносящего урон по площади (иногда они ещё и самонаводящиеся).
Ну и конечно же, никто не запрещает выдавать двести двадцать в качестве ответа на швыряние молниями.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Боги-громовержцы. Зевс, Перун, Тор, Ишкур, Перкунас, Индра — тысячи их.
Литература[править]
Отечественная[править]
- Софья Прокофьева, «Лоскутик и Облако» — когда Облаку исполнилось сто дождей, бабка Грозовая Туча подарила ему молнию, и с тех пор Облако иногда пускает её в ход.
- Мария Семёнова, цикл «Волкодав» — Бог Грозы, которому иногда молится главный герой.
- Метавселенная Рудазова — а ви таки думали, Искашмира Молнию прозвали так за красивые глаза? Впрочем, постигаемая магом стихия со временем начинает влиять и на него самого, так что сюда годятся практически все электромаги.
Зарубежная[править]
- «Властелин Колец» — Гэндальф отбивался от назгулов на Заверти именно молниями.
- Вроде как молнии били в вершину Заверти от «столкновения двух стихий», а отбивался маг вполне себе клинком. Будь у Гендальфа подобная абилка на все случаи жизни — ему ни меч ни посох были бы ни к чему.
- Молниями он сражался с Балрогом (описано в пятой главе третьей книги), а против назгулов использовал огонь (описано во второй главе второй книги). В Хоббите он использовал против гоблинов т. н. «вспышки», но по описанию они больше похожи на огненные атаки, чем на электрические.
- Туве Янссон, цикл о «Муми-троллях» — хатифнатты бьются током.
- Роджер Желязны, «Князь Света»: сверхспособность протагониста — именно управление электричеством, причём не только банальное метание молний, но и более творческие трюки. Энергетических демонов он запирал в магнитные ловушки; умеет управлять электроприборами, причём даже будучи бестелесным призраком, именно так он вселился в тело, предназначенное для Муругана, а позже обманул психозонд. А в определённый момент оказывается, что он может контролировать любую энергию, и он летает, управляя гравитацией.
- Последняя способность, впрочем, могла и не иметь отношения к его Атрибуту, а достаться после трансформации в подобие ракшаса. По крайней мере, первый раз в воздух его поднимает именно одолживший его тело Тарака.
- Джим Батчер, цикл «Досье Дрездена» — Элейн Меллори, первая любовь главгероя, предпочитает электричество другим боевым стихиям и при сильном желании может вывалить разрядом стену дома. Сам Гарри Дрезден, хоть и предпочитает огонь, лёд и телекинез, тоже может долбануть молнией так, что мало не покажется. Также в метании разрядов замечены динарианка Тесса и вампирша Арианна Ортега (пока не убилась об Гарри). А валькирия Гард заключила своего род «живую молнию» в руну в камере хранения.
- Олди, цикл «Ойкумена» — один из подопытных в лаборатории пси-феноменов, Гасан аль-Маруди. «Живой аккумулятор», способный заряжаться электричеством, а потом генерировать молнии. Выводит из строя электронику одним своим присутствием.
- Алан Дин Фостер, Чародей с гитарой: молния — любимое боевое заклинание Клотагорба. Файербол он метать не умеет, да в том мире файербол и неизвестен. Зато молниями пользуется направо и налево, в том числе для воспитания учеников и убеждения несговорчивых величественных администраторов.
- Дрю Хейс, Super Powereds — профессор Флетчер является живой молнией. Он демонстрирует свою крутизну с первого дня, положив весь класс в течение пары секунд. Также, второй вид энергии, который учится впитывать Винс, — электричество. Поначалу он не может им точно бить на расстоянии, так как разряд летит куда попало (путь наименьшего сопротивления и всё такое). Профессор Флетчер затем объясняет, что ему нужно визуализировать разряд с точки попадания к себе, а не наоборот. Тогда получается.
- В Расширенной Вселенной Звёздных войн довольно много ситхов и тёмных джедаев, умеющих пускать молнии. Дарт Сидиус-Палпатин, например.
- «Путешествие на Запад» — повелители Грома и Молний Дэн и Чжан.
Кино[править]
- Star Wars: император Палпатин aka Дарт Сидиус и граф Дуку aka Дарт Тиранус умеют пускать молнии.
- А Йода и Мэйс Винду умеют выдавать 220 — первый путем аккумулирования молнии Силы, второй тупо отражая молнию лайтсабером. Не сказать, чтобы это особо помогало, но зато символично и вполне себе в духе светлой стороны, которая пуляться молниями запрещает[1], но как-то обороняться от неё всё же учит. Блокировать молнию мечом умеет и Оби-Ван, но, в отличие от Винду, без ущерба для пускающего.
- Мейс не просто отражал молнии мечом — меч лишь проводник, причём судя по тексту книги необязательный. Мейс применил сверхпроводящую петлю, его личный приём и высшую точку развития Ваапада, позволяющую отразить во владельца любую технику тёмной стороны, а также подпитываться за счёт негативных эмоций окружающих.
- В новой трилогии пуляться молниями умеют Сноук и ВНЕЗАПНО Рей.
- А ещё небольшим электрошокером оснащён R2D2, и он использует его не только для пуска механизмов, но и для курощения особо назойливых существ.
- А Йода и Мэйс Винду умеют выдавать 220 — первый путем аккумулирования молнии Силы, второй тупо отражая молнию лайтсабером. Не сказать, чтобы это особо помогало, но зато символично и вполне себе в духе светлой стороны, которая пуляться молниями запрещает[1], но как-то обороняться от неё всё же учит. Блокировать молнию мечом умеет и Оби-Ван, но, в отличие от Винду, без ущерба для пускающего.
- Фильмы про Годзиллу и прочих кайдзю от компании TOHO. Есть различные монстры, бьющие неким подобием молний. Среди них и Мотра, и Баттра, и Кинг Гидора (пыхает из пасти жёлтыми
молниямислишком похожими на молнии гравитационными лучами), и злобный жук Мегалон (выпускает тоже жёлтые молнии). А ещё жаб-мутант (по нему и не скажешь, что это было жабой, ибо внешне напоминает помесь кота с динозавром) Габара, приснившийся ОЯШу-протагонисту, из «Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров» (1969) действительно бьётся током. И это только начало списка… - «Лепрекон 5: Сосед» (2000) — лепрекон убил хамоватого хозяина клуба, пропустив зелёную магическую молнию через микрофонную стойку, которой тот пытался его ударить.
- «Ученик чародея» — метание шаровой молнии — это второе заклинание, которому научился протагонист. Первым был призыв огня.
- «Большие разборки в Маленьком Китае» — призванный магом Ло Пэном воин Молния. Послужил прототипом для Райдена из «Mortal Kombat».
- «Самоубийцы» (2011) — шутки ради, Толик после неудачного суицида ударом тока обретает способность к слабому электрокинезу, что несколько раз используется в сюжете (но в основном он предметы двигает).
- «Гремлины 2: Новенькая партия» — один из гремлинов стал живой молнией.
- «Охотники на драконов»: электродраконы/джимбобы едва могут уживаться даже друг с другом, так как нестабильная шокотерапия сопровождает их тела всю жизнь. Что характерно, эффективный способ их умерщвления — это направить одновременно выпущенные заряды двух драконов друг на друга, для чего Лиан-Чу использует металлические вязальные спицы. Похожим путём парню удаётся вызвать «замыкание» в башке у Пожирателя мира, запустив эти же спицы ему в глаза, оказавшиеся энергетическими бассейнами, из-за которых и жило всё остальное тело исполинской твари.
- «Тор: Рагнарёк» — потеряв молот, Тор позже осознаёт, что может бить молниями и без него.
Тор Одинсон: Мне не победить без молота!
Один Борсон: Разве Тор — бог молотов?
Телесериалы[править]
- «Приключения Бриско Каунти-младшего» (1993) — 16 серия. Сначала доктор Амброуз Кербер презентует главным героям своё новое изобретение — электрошокер. Позже неизвестный (до поры до времени) злодей привязывает Бриско к громоотводу во время грозы, и тот еле успевает освободиться до удара молнии. И под конец серии тот же злодей шарахает Боулера вышеупомянутым электрошокером.
- «Мастера ужасов» (2005)
- Эпизод «Танец мёртвых» (1 сезон, 3 серия). В принадлежащем Фредди Крюгегу (то бишь персонажу Роберта Инглунда) ночном клубе местную безобидную разновидность зомби заставляют «танцевать» (а по сути биться в жутких конвульсиях) на потеху публике. А тех, кто танцует недостаточно живенько, «подбадривают» электрошокерами.
- «История Хэккеля» (1 сезон, 12 серия). Хэккель попытался оживить труп по методу Виктора Франкенштейна, пропустив через него (через труп, конечно, а не через Виктора Франкенштейна) мощный электрический разряд. И у него почти получилось… но потом труп, уже начавший было открывать глаза, внезапно загорелся.
- «Флэш» (2014) — все спидстеры способны генерировать молнии и метать их. Правда, только один наловчился эти молнии хватать — Зум. Фарук Джибран способен впитывать ток и метать его (но погиб при попытке впитать спидфорс у Барри во второй раз). Удар молнии спидфорса также помогает остановить ядерную реакцию в одной серии.
- «Сергий против нечисти» (2022) — эпизод «Горыныч» (2 сезон, 1 серия). Не желая разговаривать с Сергием и Екатериной, Водяной обратился в воду и в буквальном смысле пустился наутёк. Но Сергий остановил его, ткнув в воду вырванным из стены электропроводом.
- «Мутанты Икс» — Бреннан Малврей. Позже, его способность апгрейдится, и он получает способность летать, используя молнии из рук как ионный двигатель.
- «Чёрная Молния» — как и в комиксах, Джефферсон Пирс способен впитывать и бить электричеством. В сериале костюм также позволяет ему летать как Бреннан (см. выше). А ещё он может генерировать силовое поле, защищающее от пуль. Его младшая дочь Дженнифер (будущая Молния) обладает схожими способностями, но является скорее генератором, тогда как он — аккумулятор.
- «Пацаны» — Штормфронт. Новенькая (старше, чем выглядит, и в 70-х была известна как Либерти) участница Семёрки с силами на уровне Хоумлендера, разве что тепловое зрение заменено на мощный электрокинез. Ко всему прочему оказывается убежденной расисткой.
Мультфильмы[править]
- «Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный» (1999) — пополам с иронией: Картману досталось за свой длинный язык, когда ему в голову вшили чип родительского контроля, бьющий его током при попытке выругаться матом (а сквернословить он ОЧЕНЬ любит). По крайней мере, до тех пор, пока он не научился управлять генерируемыми чипом разрядами.
- «Ловушка для кошек 2: Кот Апокалипсиса» (2007) — Молох обесточил изгородь под напряжением, швырнув на неё толстого Вождя. Как ни странно, удар электричества, способный сдержать кайдзюподобного демона, не причинил жирдяю сколь-либо серьёзного вреда. Мультяшная физика-с.
- «Человек-паук: Через вселенные» (2018) — мутация Майлза в последствии позволяет ему вырабатывать биоэлектричество.
Мультсериалы[править]
- «Супермен» (1941) — выпуск «Электрическое землетрясение». Антагонист использует электричество, чтобы вызывать разрушительные землетрясения. Для этого у него есть небольшая подводная база, напоминающая металлический заварочный чайник. От этого «чайника» тянутся толстенные высоковольтные кабели, крепящиеся клеммами ко дну. Подавая на них электричество, можно вызвать землетрясение, способное сравнять Манхэттен с землёй, что собственно и попытался сделать безымянный злодей. И если бы не Супермен, то тут бы острову и конец.
- «Скуби-Ду! Динамит» (1976) — эпизод «Какой шокирующий призрак!» (1 сезон, 4 серия). Электрик Вольтнер, без остатка испепелённый мощнейший ударом тока, восстал из мёртвых в виде Тысячевольтового призрака, выглядящего, как искрящаяся гуманоидная фигура, целиком состоящая из электричества. Способности этой НЁХ действительно впечатляют — она может рвать высоковольтные провода, выводить из строя генераторы, устраивать короткие замыкания и даже плавить металл, просто прикоснувшись к нему.
- «Гаргульи» (1994) — эпизод «Входит Макбет» (1 сезон, 9 серия). Макбет активно использует против гаргулий электричество. Сети под током, решётки под высоким напряжением. И даже супер-дупер-технологичный самолёт Макбета способен ударить мощным электрическим разрядом любую гаргулью, которая опрометчиво попытается сесть на его корпус.
- «Супермен» (1996) и «Лига справедливости» (2001) — суперзлодейка Лайфвайр.
- «UmaNetto» (2007) — эпизод «Проверка» (2 сезон, 13 серия). Казановского шандарахнуло электрическим разрядом после того, как Падлыч резко захлопнул его ноутбук с порнухой.
- «Черепашки-ниндзя» (2012) — волшебник Хо Чен (копиркин Ло Пэна из «Больших разборок в Маленьком Китае») наделяет своих слуг силами грома и молнии. Шляпы а-ля Рэйден прилагаются.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — особо продвинутые маги Огня могут создать молнию.
- «Аватар: Легенда о Корре» — многие маги Огня. Уравнители и их перчатки.
- «Охотники на драконов» — здесь изображён другой эффективный способ расправы с электродраконами/джимбобами: заманить раптороподобных тварей в водоём (естественно, не прыгая туда самому), где их и прикончит собственный ток. Также показан более гуманно-дальновидный подход к этим опасным животным. А именно: заточить джимбоба в металлическую клетку для содержания в качестве экзотического питомца и альтернативного электрогенератора в одном лице.
- «Чёрный Плащ» — крыс-суперзлодей с говорящим прозвищем Мегавольт способен повелевать электричеством.
- «Вселенная Стивена» — Жёлтый Алмаз в состоянии надолго вывести из строя любой самоцвет зарядом тока из руки.
- Вилл Вэндом из W.I.T.C.H. после разрушения Завесы получает способность пускать молнии и оживлять технику (и даже говорить с ней!). До этого она просто активировала при помощи магического кулона элементальные силы остальных (земля, вода, огонь, воздух). Практически то же самое, только мощнее — Нерисса, главГад второго сезона.
- «Настоящие охотники за привидениями» — дух Ватт-Убийца. В сиквеле появляется демон Люко с такими же абилками.
- RWBY — среди разнообразного вооружения есть и шокеры (у Нептуна и Нолана), а с помощью Праха можно создавать электрические патроны.
- Проявление Норы Валькери — преобразовывать электричество в мышечную силу. Нолан и Хейзел этого не знали.
Манга и аниме[править]
- JoJo's Bizarre Adventure — «Red Hot Chili Pepper», стэнд Акиры Отоиши, способный путешествовать по электропроводке.
- Onepunchman — Молния Гэндзи.
- Bishoujo Senshi Sailor Moon — Сейлор Юпитер.
- One Piece — Энель, носитель силы дьявольского фрукта «Горо-Горо» способен не только контролировать электричество, но и превращаться в молнию. Минки могут управлять статическим электричеством с помощью способности Электро.
- Hunter × Hunter — Киллуа.
- Toaru Kagaku no Railgun — Мисака Микото, «принцесса молний». Звание такое носит заслужено: из эсперов 5 (максимального) уровня она третья по силе. К тому же, много знает об электричестве и магнетизме и вовсю использует свои знания: например, может «прилипнуть» к стене за счёт притяжения к арматуре — таких спайдерменских умений враги от неё обычно не ждут. Ну и её коронная атака «Рейлган».
- Darker than Black — Хэй. А также контрактор-американец по имени Ник, выступающий антагонистом одной из серий.
- Naruto — Учиха Саске же! И Какаши, у которого он, собственно, научился этой технике.
- Pokémon (аниме) — электрические покемоны. Пикачу например.
- Bleach — сюнко (техника, сочетающая рукопашный бой и магию) в исполнении Ёруити Сихоин[2].
- Банкай лейтенанта 1 отряда Сасакибе.
- Urusei Yatsura — Лам.
- «Strike Witches» — Пьерин Клостерманн.
- Ride-On King — молнии являются любимым боевым заклинанием Саки.
- «Хроники Эвиллиоса» — Левия Баризоль.
- Реинкарнация безработного — главный герой впоследствии становиться известен как создатель отдельной школы магии электричества.
- Boku no Hero Academia — Денки Каминари.
- Ore, Twintail ni Narimasu — Эрина Синдо в своей супергеройской форме, так как встроенные в её броню бластеры подзаряжаются от её фетиша.
- «Манускрипт ниндзя» — в числе способностей Юримару, правда, электричество передается через металлические нити.
Комиксы[править]
- Marvel Comics — в общем, много кто может обладать электрокинезом
- Гроза же!
- Никола Тесла с Земли-616 являлся электрокинетиком.
- У Тора его молот Мьёлльнир, но это магический прибор, а не технологический. У Тора с Земли-1610 молот техномагический.
- Злодеи-электрокинетики: Электрический Угорь, Живая Молния, Электро, Доктор Дум, Магнето (несмотря на прозвище, тоже может повелевать электричеством).
- Всё нормально — электричество и магнетизм связаны, а без такой способности он был бы не совсем «Магнето» (магнето это генератор тока).
- Джессика Дрю и Джанет Ван Дайн обладают биоэлектрокинезом.
- Второй Буран стал обладателем этой силы после Туманов Терригена. Правда, он пока может заряжать аккумуляторы и устраивать замыкания.
- Призрачный Гонщик тоже может управлять погодой в меньшем, чем у Ороро, масштабе, но молниями он стрелял метко.
(link)
Цвет молний Флэша- DC Comics — Статик и Чёрная Молния.
- Шазам и Чёрный Адам.
- Лайфвайр.
- Погодный Волшебник и Погодная Ведьма.
- Энималмэн и Лисица могут, если рядом находятся электрические угорь или скат или ещё какая-нибудь животинка, использовать эту способность.
- Флэш и другие спидстеры могут создавать молнии благодаря связи со Спидфорсом.
- Вселенная Bubble — Август ван дер Хольт. Имеет аппарат жизнеобеспечения на спине, генерирующий электрические разряды во время проявления сильных эмоций (чаще всего, конечно, гнева).
Веб-комиксы[править]
- Комиксы от Gesperax, красиво и со вкусом раскрывающие тему порки.
- Цикл про невезучую немку Белинду Крюгер — после того, как Зевс высек ее розгами-молниями, из попы Белинды еще долго сыпались электрические искры.
- Цикл «Tales of the Blood Moon», пародирующие тёмное фэнтези — рыжая ведьма Каджира любит электрические заклинания. В выпуске «Цветок папоротника» она, после того как заколдованная метла крепко выпорола и прогнала леди Афанасию и Ливонну, дополнительно ускорила вервольфицу молнией под зад, а в выпуске «Леди Афанасия наносит ответный удар» решила начать изгнание негодяек из своего сада с крепкого удара молнией в задницу Ливонны. Но на этот раз это только разозлило вервольфицу настолько, что она сняла ведьму с метлы в прыжке и задала крепкую взбучку обломком этой самой метлы.
Видеоигры[править]
- Во многих фэнтези-играх игрок-маг или его сопартийцы могут этому научиться. Например, в Dragon Age: Origins самая сильная комбинация заклинаний: Буря Века (кастануть на одну площадь Бурю и Вьюгу друг за другом, или одновременно герой и напарник, при касте хотя бы одного из заклинаний должна быть активирована Магическая Мощь). Создаёт электрическое торнадо диаметром в 20 метров (огромный радиус, лучше отбегать подальше и не подходить, и вообще надо при начале комбинации осторожно подбирать расстояние), которое ещё и вытягивает у врагов выносливость, пропорционально урону. Там же есть средненькие по силе (появляются на невысоких уровнях прокачки) обычная и коническая молнии, а также непропорционально слабая для требования 34 магии цепная молния (заклинание 4 уровня в линейке молний стихийной магии).
- В некоторых играх по Расширенной Вселенной Звёздных Войн. В частности, в Knights of the Old Republic и Jedi Knight игрок может этому научится. Палпатин умеет это и в Empire at War, он и Дуку — в Star Wars: Battlefront 2.
- В перезапуске Battlefront 2015 года у Палпатина также есть эта способность (в качестве дефолтной атаки вблизи, ибо в этой игре у него нет светового меча, и дальнобойная цепная молния в качестве одной из спецспособностей).
- В «Star Wars: The Force Unleashed», Старкиллер (тайный ученик Вейдера) может улучшать удары меча разрядом молнии. Во 2-ой части даже использует молнию, чтобы прокачать бортовое орудие фрегата Сопротивления, после чего единственный выстрел разрезает Звёздный Разрушитель надвое.
- The Elder Scrolls V: Skyrim — в ветке Разрушения маг по своему выбору может атаковать электричеством. Удар током достигает цели мгновенно, и, теоретически, бьёт и по мане врага — но и своей маны расходует больше, чем огонь и лёд. Разумеется, доступен и «режим ситха» (молния с двух рук), причём ритуальное заклинание электричества только так и кастуется.
- Один из самых мощных и эффективных ту’умов в игре — «Грозовой зов» (STRUN Bah QO), после применения которого во врагов начинают бить молнии с неба. Правда, и применять его можно только снаружи (а также в Чёрном Пределе). Не рекомендуется применять в присутствии напарников, союзников, а во многих версиях игры — даже собственной лошади: молнии тупые и не знают, в кого бьют, могут садануть прямо в круп лошади Довакина, и дальше ему идти придётся пешком.
- Если на Довакине надет даэдрический сет, то молнии будут бить и по нему.
- Один из самых мощных и эффективных ту’умов в игре — «Грозовой зов» (STRUN Bah QO), после применения которого во врагов начинают бить молнии с неба. Правда, и применять его можно только снаружи (а также в Чёрном Пределе). Не рекомендуется применять в присутствии напарников, союзников, а во многих версиях игры — даже собственной лошади: молнии тупые и не знают, в кого бьют, могут садануть прямо в круп лошади Довакина, и дальше ему идти придётся пешком.
- «Diablo» — есть немало заклинаний Школы Молний. Причём, выучить их может даже воин.
- «Diablo 2» — одна из веток талантов Волшебницы. Заклинания молнии не самые мощные (вернее, максимальный урон у них довольно приличный, а вот минимальный — всего единица), но зато накрывают большую площадь.
- Также у паладина есть мощный скилл «Fist of Heavens», наносящий огромный урон молнией, а ещё — аура «Holy Shock», наносящая периодический урон от молнии близлежащим врагам.
- Способность «Lightning Fury» у амазонки превращает метательный дротик в несколько электрических разрядов. Билд «Фуризонка» — один из наиболее эффективных у данного класса.
- В дополнении «Lord of Destruction» ассассинша может установить ловушку, стреляющую молниями, а также выпускать цепь молний при ударе ногой («Phoenix Strike» с двойным зарядом).
- Элитным монстрам тоже есть чем ответить. Во-первых, у них может быть упомянутая паладинская аура «Holy Shock», на высоких уровнях сложности наносящая ОГРОМНЫЙ урон игроку[3], а во-вторых, у многих элитных монстров есть способность Lightning Enchanted, выпускающая тучу мелких электрических зарядов, летящих по «пьяной» траектории. А если при этом у монстра есть способность Multishot — он автоматически становится Скальным наездником 80-го уровня.
- Heroes of Might and Magic — птицы грома при атаке наносят удар молнией.
- Титаны. Исключительно атаки электричеством во все времена и части. А сборный артефакт в третьей части, позволяющий наносить удар молнией с силой 600 единиц без затрат маны, носит имя «Грохот Титана».
- Для школы Магии Воздуха традиционны заклинания Молния и Цепь молний, причём последняя — на грани опасного и запретного приёма, ибо если нет достаточного количества вражеских целей, заклинание перекинется на свои же войска.
- Dark Messiah of Might and Magic — в мультиплеере прокачанным магам доступна сильно рельсообразная (по точности и мощности) «заряжаемая» молния.
- «Age of Wonders» — заклинание «цепная молния» школы воздуха здесь одно из самых полезных боевых заклинаний в игре: поражает до 4-ёх противников, стены ему не помеха, а если враг находится за пределами дальности — можно попросту шарахнуть в землю на пределе дальности — а дальше оно само перескочит.
- Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — для технологов есть довольно полезная дисциплина Электричества, чьи достижения включают пушку Тесла, стреляющую молниями. Для магов — могущественная школа Силы, увенчанная самым мощным в игре заклинанием — Дезинтеграцией.
- Dark Souls — вместе с силой Великой Души Повелитель Гвин получил способность метать молнии, как копья, в стиле Зевса-Громовержца. Этой силой он поделился со своими Рыцарями, чтобы истребить драконов. Метание молний доступно и игроку с достаточно прокачанной верой, также можно наэлектризовать оружие.
- Причём эти молнии здесь ассоциируются с солнечным светом и соответственно жёлтого/золотого цвета. В самом конце третьей части можно увидеть и природные молнии, и они голубые.
- Magicka — электричество является одной из возможных стихий, и есть даже маг, который от него лечится. Если персонаж мокрый, всегда бьёт по нему.
- Есть также заклинание «молния», наносящее колоссальный урон самой высокой цели. При наличии громилы-тролля — будет бить по троллю, но если маг будет стоять в окружении низкорослых гоблинов, шандарахнет по магу.
- S.T.A.L.K.E.R. — зигзаг. Сам герой молнии не обучен, а вот электрических аномалий встретит с избытком. А в модах часто и появляется электрохимера — тварь мало того что живучая и быстрая, но ещё и бьющая молнией при попадании пули (да и просто при атаке). Вырезать целый лагерь из полутора десятков сталкеров для неё раз плюнуть.
- BioShock — удар молнией является первым умением героя (не считая гаечного ключа). И остаётся полезным до конца игры, ибо оглушает противника, а если тот стоит в воде — то и убивает.
- InFamous — все способности Коула МакГрата основаны на управлении молниями, электричеством и электромагнетизмом; можно сказать, что это игра про этот троп.
- Batman: Arkham Origins — Электрошокер, хоть и дерёт глотку, так и не покажет мастер-класса владения электроперчатками. А вот когда их нацепит Бэтмен — рукопашные схватки здорово упростятся.
- Mortal Kombat — Райдэн, бог грома (на иллюстрации). Может метать молнии, может и «шокотерапию» (короткое замыкание) устроить своими электро-руками. А как он взрывает током голову (или всё тело) побеждённого — это надо видеть!
- Его Озверение (Animality) — это, разумеется, превращение в электрического угря.
- Там же — Рейн, боевой маг воды и воздуха (и полубог), способный призывать удар молнии. В UMK постоянное использование этой атаки гарантировало победу над любым противником, кроме боссов.
- Street Fighter — Бланка и Байсон.
- Guilty Gear — Киске. Оба. И оба достаточно активно их используют, кидаясь и усиливая удары. Цвет молний отличается — если у Кая голубой, у Сина — красный. Так же, одним из мечей Кая является «Громовая печать» — меч особой конструкции, созданный специально для магов молний и вручён Каю за отверженную службу в Ордене.
- Fighting Force — имбалансный босс-прыгунчик-пулемётчик на наземной базе (подробнее здесь), а также некоторые рядовые враги на поздних локациях игры (то есть на главной базе доктора Зенга) одеты в силовую броню и могут так долбануть током, что мало не покажется.
- В некоторых играх (например, Battletoads, MKM Sub-Zero) среди врагов есть электрические угри или электрические скаты, в геймерской среде именуемые «трахательными рыбками».
- StarCraft — таким промышляют высшие тамплиеры, обладающие заклинанием «Псионный шторм» (шандарахает молниями по области, нанося периодический урон). Кроме того, пара таких тамплиеров способна слиться в архонта, который уже мало того, что сам по себе по внешнему виду напоминает нечто среднее между шаровой молнией и ходячим сгустком энергии, так ещё и использует «молнию из рук» в качестве основной атаки.
- В сиквеле подобные штуки появились и у терранов. Это «Аспиды» (боевые машины, стреляющие электрическими разрядами на ходу) и «Хищники» (боевые четвероногие роботы, использующие в бою «облако электричества» вокруг себя, нанося таким образом урон врагам со всех сторон).
- Command & Conquer: Red Alert 2, товарищи!!! Любой буржуинский танк, не говоря уж о пехоте, разлетится в клочья от 2000 вольт советского Тесла-бойца.
- Disciples — все Имперские боевые маги, заклинания из их магической книги, предводители-маги Эльфийского альянса, а также одна из ветвей вспомогательных войск Горных кланов. При этом формально способность бить молниями в игре считается магией воздуха.
- Battle Chess: Game of Kings — Шахматные королевы (то есть ферзи) могут и молнии из рук выпускать, и подобиями молний останавливать руки соперников.
- Megaman — Элекмэн из первой части. Да и в последующих играх нередко появляется Босс-электрик.
- DotA 2 — целая группа таких персонажей: у таких героев, как Зевс, Дизраптор, Рэйзер и Шторм Спирит все способности основаны на манипулировании электричеством. В добавок — по одному заклинанию с разным подобием молний есть ещё у ряда других: Лина, Лион, Лешрак и — в некотором роде — Рубик (способный, к тому же, спереть любое понравившееся ему заклинание).
- Ну и конечно, не стоит забывать и артефакты (предметы). Таковых два: волшебная палочка Дагон и молот
МаелштормМальстрём (с его прокачанной версией в виде Мьёлнира).
- Ну и конечно, не стоит забывать и артефакты (предметы). Таковых два: волшебная палочка Дагон и молот
- Azure Striker Gunvolt — Ганвольт и Азимов, которые при помощи Септимы Azure Striker могут управлять электричеством и молниями. С фитильком — Копен, который при помощи технологий смог имитировать способности GV
- Serious Sam — рибийские электрорыбы.
- Genshin Impact — вся стихия Электро и её Архонт, Сёгун Райдэн. По иронии, считается игроками слабейшим элементом из имеющихся (если не считать чисто саппортских Анемо (Ветер), Гео (Камень) и Дендро (Дерево)), в силу того что реакции Пиро+Гидро (Огонь+Вода) и Пиро+Крио (Огонь+Холод) на практике будут сильнее за счёт наличия критического урона (чего нет у других реакций) и банального множителя урона в 1,5/2× раза. Реакции с Дендро (Деревом) несколько выправило ситуацию, но не сильно.
- Среди Электро-персонажей наблюдается какая-то повышенная концентрация суровых вражеских (а местами и дружественных) тёть и даже дядь. За исключением разве что Сетоса, которому всё пофигу, и Дори, для которой куча денег важнее суровой мины.
- Scarlet Nexus — капитан Сэто Наруками, псионик-электрокинетик. А ещё лейтенант Сидэн Риттер обладает такими же способностями.
- «Still Life 2» (2009) — серийный убийца по прозвищу «Палач с Восточного побережья» этот троп обожает.
- Для начала он надел на похищенную журналистку Палому Эрнандес ошейник, наносящий пусть и не смертельный, но очень болезненный удар током при попытке пройти мимо специальных сенсоров. Кое-как вырубив сенсоры и выбравшись из окна своей тюрьмы во двор, девушка обнаружила, что все заборы и ворота также находятся под напряжением.
- Чтобы пройти сконструированную Палачом полосу препятствий, Палома должна сесть на электрический стул
или трони пропустить через себя разряд электричества, выставив перед этим правильное напряжение. - Если к моменту завершения полосы препятствий вышеупомянутый ошейник всё ещё не будет снять, то маньяк убьёт Палому током.
- После побега из ядерного бункера агент ФБР Виктория Макферсон может погибнуть, угодив в расставленную Палачом ловушку с водой под напряжением.
- А чуть позже Вик, успешно избежавшая этой (и не только этой) ловушки, использует её против самого маньяка. Был Палач и нет Палача, но есть ещё двое других. Восточное побережье на Палачей богато.
- В финале Палома прикована к тому же самому (ну или другому точно такому же) электрическому стулу, и если Виктория не сумеет освободить её за отведённое время, то вы уже догадались, что произойдёт. В отличие от других моментов с гибелью героинь, не уложившихся в таймер, этот переиграть уже не удастся. Точнее — удастся, но для этого придётся либо угадать установленный Палачом пароль, либо подшаманить с файлами игры.
- «Return of the Obra Dinn» (2018) — думаете, причина смерти «скончался от удара током» добавлена в список шутки ради и вообще анахронизм (какой к чёрту удар током на паруснике в 1802 году)? А вот и нет! Марсовый Хян Ли погибает от удара молнии.
- «РУСЫ ПРОТИВ ЯЩЕРОВ» (2023) — поскольку Древним Русам благоволит сам бог-громовержец Перун, большинство из их ультимативных атак основано на стихии электричества. Тут и пучки молний с неба, и окружения богатыря электрической аурой и славянский прострел сундука, представляющий из себя бегущий по земле сгусток молний. Исключения составляют только обездвиживающий клич «Гойда!» и знаменитый славянский зажим яйцами. На самих русичей электричество не действует — видать, тоже благодаря заступничеству Перуна.
- The Legend of Zelda: Link's Awakening – стоит Линку крутиться возле продавца и уйти с неоплаченным товаром из магазина, как вдруг продавец становится врагом. Если ещё раз заходить в магазин, продавец убьёт Линка током! В ремейке он даже выражает злейший вид.
Настольные игры[править]
- «Берсерк — вселенная магических битв». Карта «Бог грома» — оммаж Райдэну из Mortal Kombat.
- Там же: маг Дхайа Баллард — это сабж статьи в чистейшем виде. Он относится к магической школе линунгов (это игровой класс такой), Повелителей Молний.
- Причём образ вдохновлён Magic: The Gathering: Дхайа — не кто иной, как однофамилец и почти тёзка ЖЕНСКОГО персонажа из «Мэджика». В котором эта самая Джайя Балард практикует не сабж, а Игру с огнем.
- Молодой да ранний — ученик Дхайи, Бальдвин Старательный. Это именно он изображён на промо-карте «Ученик мага».
- Там же: маг Дхайа Баллард — это сабж статьи в чистейшем виде. Он относится к магической школе линунгов (это игровой класс такой), Повелителей Молний.
- Warhammer 40,000. Псайкеры-телекинетики и биоманты. Умеют, любят, практикуют. Есть и немагический вариант — у электрожрецов Адептус Механикус.
- GURPS — можно собрать как обычное преимущество (примеры в GURPS Powers), а можно взять как заклинание в GURPS magic. Да, есть (а точнее будут, так как их технический уровень выше современного) и гаджеты для подобных трюков.
Реальная жизнь[править]
- Некоторые рыбы имеют специальные органы, способные генерировать электрические разряды.
- Самая известная и опасная из них — электрический угорь, который разрядом может оглушить лошадь или корову. В природе его боятся даже крокодилы (хотя молодые иногда нарываются в буквальном смысле даже не на двести двадцать, а на все тыщу двести). На охоте угорь использует куда более слабые разряды, тем не менее способные «выключить» рыбу съедобного размера метра за полтора.
- Менее распиаренные электрические скаты и сомы тоже могут выдать незваному гостю положенные двести двадцать или триста восемьдесят.
- Трюк, когда фокусник зажигает лампу, которая ни к чему не присоединена. Как бы из рук выпускает электричество.
- Самый известный в исполнении Д.Копперфилда с лампой накаливания из телешоу «Встреча со взрывом» (в том же номере он телекинезом гнул ломик и поджигал взглядом спички)
- Династия Сокол — лампы дневного света загорались в руках зрителей. За долгие годы трюк менял свое место в шоу. В версии начала 2000-х это был одним из элементов эффектного финала аттракциона.
- А В.Постолатий кое-где (книги, журнальные заметки) учит фокусу с карманным фонариком.
- Своего рода зарубежная классика от В.Аррендорфа. https://www.youtube.com/watch?v=4Sv7xKhTVTM
- Иллюзионист Айала. В некоторых случаях носит прозвище Электрический. Оправдывается не столько фокусами, сколько постановкой света и звука. Создается впечатление, что он может метать молнии.
- Из неживого мира такой эффект есть у катушек Теслы.
- Собственно, именно катушка Теслы (а точнее — высокочастотный импульсный повышающий трансформатор) и используется в опытах с бесконтактным поджиганием люминесцентных ламп. С лампой накаливания тоже прокатит (что и демонстрировал Тесла в одном из своих опытов по передаче энергии на расстояние), но нужны другие технологии. Люминофор газоразрядной лампы умеет светиться в любом электромагнитном поле достаточной интенсивности — в особо критических случаях даже рядом с ЛЭП 110 кВ.
Примечания[править]
- ↑ В старой РВ джедаи могли использовать ослабленный вариант молнии — не убьет, но вырубит.
- ↑ У Сой Фон сюнко имеет форму ветра, а у Юсиро, брата Ёруити, огня.
- ↑ Более того, радиус действия этой ауры гораздо больше размеров игрового экрана, так что можно запросто не увидеть её обладателя и долго гадать, откуда же прилетает.