Полночь без пяти

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Just before the End. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Есть ещё время сохранить лицо. Потом придётся сохранять другие части тела. »
— Виктор Черномырдин

(link)

Наглядно: вступление к Dawn of War 2: Retribution

Полночь без пяти — это время действия незадолго до очень острого и угрожающего кризиса. Когда в небе уже виден гигантский астероид, собирающийся упасть за Землю, когда наведены на цели ядерные ракеты, когда армия Чёрного Властелина на марше, и тучи застят солнце. Основной квалифицирующий принцип полуночи без пяти — это когда опасность очевидна всем, она повсюду и может проявить себя в любой момент, и перед каждым в полный рост встаёт вопрос о выживании или гибели за правое дело.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Далёкая Радуга» — Волна, вызванная физическим экспериментом, должна уничтожить всё живое на колонизованной землянами планете. Есть лишь один корабль для эвакуации, места на котором хватит немногим. Но никто не дерётся за места — напротив, все персонажи поголовно соревнуются в благородстве и самопожертвовании.
  • «На берегу» Нэвила Шюта (книга и экранизации): после ядерной войны жизнь на Земле сохранилась лишь в Австралии, но постепенно радиация добирается и туда. Все пока ещё живые знают, что скоро умрут. Спасения нет. И никакой вам эвкатастрофы в финале. При этом, однако, большинство людей до самого конца продолжает жить, как будто ничего не случилось.
  • Стивен Кинг, «Противостояние» — в начале книги.
  • Рассказ «Время одуванчиков» Юрия Нестеренко — неизбежное столкновение с другим небесным телом. Но здесь, в отличие от примеров выше, люди перед концом пускаются во все тяжкие. Хотя и не все.
  • «Хьюстон-2015: Мисс Неопределённость» Майка Мак-Кая: мир на пороге энергетического коллапса.
  • «Хроники Края»: Такое случается в этом мире неоднократно. То грядёт буря немыслимой мощи (дважды), то наступает крайне долгая зима с постоянно понижающейся температурой. Но, так как серия в первую очередь детская, главные герои неизменно исправляют ситуацию.
  • «Ночная земля» У. Х. Ходжсона — педаль в пол. Земля разорена таинственными Молчаливыми и остатки человечества проживают в гигантской стальной пирамиде размером с Эверест, постоянно осаждаемой ордами монстров. Все это происходит через миллиарды лет после наших дней, Солнце погасло, и скорый всеобщий КОНЕЦ всему очевиден и близок.
  • «Муми-тролль и комета» Туве Янссон — с самого начала и до финала истории всё больше и больше нагнетается атмосфера приближающегося конца света, в небе всё ярче пылает комета, водоёмы пересыхают, все вокруг пытаются спастись бегством и спрятаться в укромных местечках.
  • «Ученое путешествие на Медвежий остров» Осипа Сенковского. В сибирской пещере найдена клинопись, описывающая катастрофу, вызванную падением кометы. В катастрофе гибнут государства, из-за изменений атмосферы у людей ухудшается здоровье. Картины гибнущей цивилизации и попытки людей выжить в горах прилагаются.
  • Цикл «Умирающая Земля» Джека Вэнса и сборник рассказов других авторов в этом сеттинге «Песни Умирающей Земли». Солнце, вокруг которого вращается Земля, скоро погаснет. Люди живут так, как будто каждый день может стать последним. При этом не забывают бороться за власть и древние артефакты. Впрочем, солнце в этом сеттинге может продержаться еще несколько веков.
    • В этом же сборнике особенно зловещей полночь без пяти выглядит в рассказе Мартина «Ночь в гостинице „У озера“». Людские женщины потеряли способность рожать, а могучие маги ушли с планеты. Человечеству осталось одно поколение.
    • Там же. В рассказе Нила Геймана «Блокиратор любопытства» полночь наступает.
  • Филипп Фармер «Темное солнце» — очень далекое будущее. Земля сумела пережить все катастрофы, включая гибель солнца. На планете живут люди, в очередной раз (как подчеркивается одним из героев-нелюдей) скатившиеся в первобытный строй. Но Вселенная сжимается обратно, и планета с ее обитателями все равно обречены.
    • Герои с одним из племен нашли способ переместиться в другую Вселенную (а может, в прошлое той же самой). А вот для большей части обитателей Земли, среди которых были и разумные нечеловеческие расы, полночь похоже наступила.
  • Пирс Энтони, «С мечом кровавым» — педаль в пол. В ведении главного героя, воплощения Войны Марса, находятся самые настоящие Часы Судного Дня, символически показывающие близость Последней Войны, которая приведёт к разрушению мира. В финале книги они показывают без трёх минут полночь. А когда Марс повелевает: «Да будет Война!» — стрелка начинает стремительно приближаться к полуночи, синхронно с чем все государства мира начинают подготовку к бою. Апокалиптический маньяк? Нет, всего лишь шантаж Сатаны, которому невыгодна гибель мира до тех пор, пока он ещё не погружён во зло.
  • Дэвид Митчелл «Облачный атлас» — в отличие от экранизации, никакого хэппи-энда. В финале шестой истории Гавайи окончательно впадают в варварство, а чуть раньше выясняется, что последний анклав «техников» таки выкосила местная чума. Пятая история — тоже «без пяти минут полночь», но это понятно читателю, для персонажей сохраняется видимость относительно благополучного весьма развитого технически мира.
    • В экранизации за счет введения сквозной седьмой полуистории полночь преодолевается — сигнал все-таки достигает других обитаемых планет, и выживших героев эвакуируют в анабиозе на другую планету.
  • Ричард Матесон «Последний день» — Солнце вот-вот взорвётся. (Ага, прям с точностью до минуты: вот было Солнце, а вот взорвалось прямо как рассчитано.)
  • Франсис Карсак «Бегство Земли» — а тут гибель Солнца более реалистична: всё-таки это вопрос не секунд, а дней, да и точно не рассчитаешь, когда начнётся. Но вот что жить в окрестностях Солнца больше нельзя — это очевидно.
  • Вячеслав Рыбаков «Доверие» (множество вариантов) — без пяти минут полночь, но об этом знает только высшее руководство: ведь нельзя же обмануть надежды народа, облекшего доверием это самое руководство!
  • Джин Дюпро «Город Эмбер. Предсказание» — мир на грани мировой войны: армейские блокпосты, длинные очереди, отмена поездов, поиск шпионов, религиозная истерия. Даже действия героев в итоге помогли лишь отсрочить ее, пусть и на несколько десятков лет.
  • Michael John Moorcock. Краю Времени чуть было не пришёл конец, но всё стало более-менее, благодаря усилиям некоторых личностей.
  • С прикрученным фитильком: «Безумная звезда». Конец был так близок…
  • Роберт Шекли, «Последнее испытание»: узнав, что через несколько дней наступит конец света и Страшный суд, люди ведут себя достойно и благородно, поддерживая друг друга, стараясь прожить отпущенный остаток времени добродетельно. По итогам этих нескольких дней людям сообщают, что Страшный суд откладывается на десять лет — вот тут-то и начинается вакханалия…
  • Поздние произведения Аркадия Гайдара: «Голубая чашка» (1936), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940). Во всех так или иначе проскакивает мысль ― скоро будет война.

Кино[править]

  • «Безумный Макс» — первая часть, показывающая Австралию незадолго до Третьей мировой войны, социального и экологического коллапса.
  • «12 обезьян» и отчасти «Бразилия» Терри Гиллиама.
  • «Рассвет живых мертвецов»: сеттингом служит разворачивающийся прямо на глазах зомби-апокалипсис. И множество фильмов последующих лет на ту же тему.
  • Главгерои двух самых известных экранизаций романа Г. Уэллса «Машина времени» (достаточно вольные интерпретации, особенно вторая), шагая во времени дальше и дальше в будущее, попадают как раз в такие моменты. Герой фильма 1960 года прибывает в Лондон будущего как раз перед началом атомной бомбардировки, фильма 2002-го — в разгар падения осколков Луны на Землю. Именно эти катастрофы послужили причиной наступления тёмных веков, тогда как в романе человечество, видимо, просто медленно деградировало безо всяких катастроф.
  • «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу»: момент, когда «холодная война» переходит в Третью мировую.
  • «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом и Беном Аффлеком: к Земле приближается астероид, и только команда буровиков способна взорвать его, причём так, чтобы крупные осколки не задели планету.
  • «Квинтет» Пола Ньюмена: на Земле начался новый ледниковый период, и кое-кто решил сыграть в квинтет — подобие русской рулетки с 5 игроками.
  • «Меланхолия» Ларса фон Триера: Землю ждёт столкновение с другой планетой. Изначально, правда, расчёты показывают, что она пройдёт мимо, но оказываются ошибочны.
  • «Дневной дозор»: день рождения Егора.
  • «The Last Man» (в русской локализации ужасное «Оцепеневший: На краю конца»). Все в ожидании апокалипсиса. Погода и цветовая гамма отлично передают упадническое настроение. В начале фильма говорится о 30 днях когда инфраструктура активно разрушалась. В целом, ситуация чем-то напоминает первого «Безумного Макса» (на это даже есть отсылка в диалоге героя Харви Кейтеля с ГГ).
  • Терминатор 3: Восстание машин: Действие разворачивается в последние дни перед восстанием машин и гибелью большей части человечества в атомном пламени.
  • "Побег из Лос-Анджелеса" - После десятилетий тотальной войны, разрушенные и нищие США стоят вровень объединённым силам третьего мира. И собственно "Дамоклов Меч" (орбитальная система электромагнитных излучателей) является единственным (если не последним) козырем у американцев в войне с латиносами и арабами. У американцев в этом сеттинге даже ядерного оружия больше нет (и что с ним случилось, не понятно)! И с кубинско-колумбийскими коммандос, американской армии придётся сражаться на равных условиях, что тоже о состоянии страны здесь, говорит довольно ярко. Да они даже головорезов с острова Лос-Анджелес рассматривали как серьёзную угрозу! Да в общем то сам факт того, что здесь полиция США, фактически равно армия - говорит о том что государство тут уже стоит на грани тотального внутреннего и внешнего коллапса, сил даже на поддержание штанов нет.

Телесериалы[править]

  • Fear the Walking Dead, спин-офф к основному сериалу о ходячих.
  • Игра престолов (8 сезон): мертвые уже к югу от стены и неспешной походкой идут на Винтерфелл.
  • В ночь — ночной аэропорт полон обычной суетой, но уже обрываются телефонные звонки с людьми из США и напуганный военный ищет билеты куда угодно на Запад.

Мультсериалы[править]

  • Аватар: Легенда об Аанге: в последних четырёх сериях действие происходит во время приближения кометы Созина, которая усиливает магию Огня. Именно тогда хозяин Огня пытается претворить в жизнь свой план — выжечь целиком Царство Земли, сравнимое по территории с Китаем.
  • RWBY — момент в седьмом томе, когда Салем объявляет героям, что направляется в Атлас со своей армией лично. Иронично, но добирается до цели она на рассвете.

Комиксы[править]

  • Watchmen: события развиваются в момент наиострейшего противостояния США и СССР. Недаром одним из центральных образов комикса являются Часы судного дня.

Видеоигры[править]

  • В видеоиграх жанра RPG, по невыясненным причинам, полночь без пяти — самое лучшее время для выполнения побочных квестов, развлечения мини-играми и подобной ерунды. Это характерный подштамп, который называется И пусть весь мир подождёт.
  • Mass Effect 2: Жнецы уже вот-вот прилетят в галактику и начнут Жатву.
  • Half-Life 2 — пять минут до смерти Земли и человечества. После захвата планеты Альянс начал выкачивать из неё все ресурсы и запустил подавляющее поле, из-за которого люди больше не могут размножаться. А ещё людей потихоньку превращают в солдат-киборгов и безвольных рабов.
  • Культовая серия игр Deus Ex:
  • Earth 2150 — педаль в пол. Цель игры — собрать космический корабль для эвакуации с Земли, ибо слетевшая с орбиты планета через полгода погибнет. Изменения климата от сурового мороза до адского пекла в комплекте.
  • Outpost 2: Divided Destiny: мало того, что Земля уже погибла; мало того, что и на New Terra что-то пошло не так, и планета гибнет; так ещё и люди разделились на два лагеря…
  • Tom Clancy’s The Division — первая часть вполне себе сабж. Более-менее функционирующие армия и полиция, усилиями CERA регулярно доставляются припасы, в большинстве домов ещё есть свет и вода, а всему остальному миру лишь предстоит испытать на себе последствия «Зелёной отравы». А вот вторая часть — уже другой троп.
  • Карибский кризис — думаете, массированное применение ядерного оружия в ходе Третьей мировой — это полночь? Нет, это присказка. Реальная полночь — форсированное оледенение, превращающее всё северное полушарие Земли в мёртвые земли. Собственно, все кампании 4 фракций (СССР, США и Британия, Китай, Германия и Франция) связаны с эвакуацией всего мало-мальски ценного на юг, поближе к экватору.
  • Diablo 2 — причём, именно эта часть. По ходу игры обитатели Санктуария, по большему счёту, не подозревают о реальном положении дел, но в процессе всей игры создаётся впечатление, что конец не просто близок — он уже давно наступил. Все воины, служители, защитники стали предателями, крупнейшие столицы мира захвачены демонами, местности вокруг городов ими просто кишат. Великие и малые предводители Зла объединяются. В определённый момент гаснет солнце. В течение игры показано, что кроме персонажа игрока, в этом мире больше никто не способен вообще никак противостоять надвигающемуся концу. И при этом персонаж — не тот Джеки Чан-нефилим из следующей части, всё очень серьёзно и сурово.
    • В дополнении ситуация и лучше, и хуже. Опять в стане людей предатель, опять Зло успешно завершает свой план, все защитники гибнут. Но всё же тут с тварями хоть как-то сражаются и сопротивляются им. Не создаётся больше впечатления, будто люди уже готовы стать пищей для демонов. Хотя, всё же это уже полночь: Баал расстарался так, что добрался аж до самого сердца мира и таки сломал его. Правда, стараниями главных героев и Тираэля полночь не просто не наступает, а откатывается чуть ли не к полудню, дав потомкам людей сверхчеловеческие силы.
  • «Ведьмак 3»: даже вступление наглядно рисует всю тяжесть ситуации. Уже полгода идёт третья война с Нильфгаардом (со всеми «прелестями» типа голода, болезней и разрухи), по миру шныряет зловещая Дикая Охота, да ещё и развернулась массированная охота на ведьм.
    • Впрочем, в игре этого практически не видно. Война идет где-то очень далеко на фоне, в Редании и на Скеллиге она вообще никак не дает о себе знать, Велен производит впечатление скорее типового навозного Убервальда, чем театра военных действий, а охота на ведьм, внезапно, смотрится в местном сеттинге вполне себе органично. О том же, что какая-то «Дикая охота» где-то шныряет, похоже, не в курсе никто, кроме Геральта.
  • Dawn of War 2: Retribution: субсектор Аврелия уже 10 лет охвачен гражданской войной, герои предыдущих игр объявлены магистром ордена изменниками. И в эту кашу дополнительно насыпаны как обыденные Орки и Эльдары, так и припёршиеся на огонёк войны Тираниды с хаоситами. Ничего удивительного, что Инквизиция в итоге отправляет флот с целью лютого уничтожения (экстерминатуса) всего субсектора.
  • Pokémon — все игры третьего поколения, когда Гроудон/Каойгр/сразу оба пробуждаются от спячки и устраивают смертельную засуху/ливень/и то, и другое вместе.
    • Pokemon Super Mystery Dungeon — когда Тёмная Материя объявляет на всю покемонскую Землю о её неизбежной гибели и начинает двигать планету к Солнцу.
  • Final Fantasy VI — появление Парящего континента, события на котором закончатся полномасштабным концом света и разделением игры на две половины.
  • Final Fantasy VII — момент, когда Сефирот вызвал астероид при помощи тёмной материи, который в любой момент готов упасть на планету.
  • Final Fantasy IX — сперва момент на первом диске, перед самым Фестивалем Охоты, когда армия королевы Бране уже пришла в движение, подсвечено Фрейей: «Небо такое угрожающее», потом момент в конце диска 2, когда герои сделали так, чтобы мгла на континенте Мглы пропала, и наконец момент между дисками 3 и 4, когда мгла вернулась, и покрыла собой уже весь мир, и позже, бой у дерева Иифа.
  • Final Fantasy XIII: Lightning Return — центральная завязка сюжета. После событий FFXIII-2 прошло 500 лет, которые вселенная медленно умирала, и на момент начала игры осталось лишь 13 дней до её конца — после чего местный демиург создаст новую. И как и всегда, всё оказывается не так просто.
  • Detroit: Become Human — просто главы «Перепутье» и «Битва за Детройт».
    • В большинстве случае все начинается 10 ноября 2038 года около восьми часов вечера, когда город накроет снегом. Коннор добирается до корабля "Иерихон", где находится убежище девиантов, и встречается с их лидером, Маркусом или Норт. После напряженного выяснения отношений Коннор либо перейдёт на сторону повстанцев, либо останется врагом революции. Именно в этот момент солдаты под командованием агента ФБР Ричарда Перкинса нападут на корабль. Завязавшийся бой может закончиться или побегом с "Иерихона" и последующим его взрывом, или же победой солдат. Среди погибших могут оказаться Коннор, Маркус, Норт и Джош, а также Кэра, Алиса и Лютер.
    • Спустя сутки, 11 ноября 2038 года, около одиннадцати часов вечера начнется последнее противостояние между людьми и девиантами — в виде мирной демонстрации или вооруженного восстания девиантов. Что будет в результате? Могут погибнуть Коннор (да не один, а целых два), Маркус, Норт, Саймон, Джош, Кэра, Алиса, Лютер, Хэнк, капитан Аллен, несчетное число солдат и вообще ВСЕ девианты.
  • Dark Souls 3 — очередной цикл возжигания пламени прерван отступничеством принца Лотрика, а предшевствующие обезумевшие Лорды Пепла (исключая Лудлета) отказываются возвращаться на свои троны, но что куда хуже, и души и Пламя настолько ослабли, что Эпоху Огня начать уже не выходит, каждое возжигание просто откидывает мир в промежуток времени перед самым началом апокалипсиса.
  • Warcraft 3 — миссия «Сумерки богов», последняя в кампании Reign of Chaos. Архимонд уже взошёл на Хиджал и готовится прорываться к Нордрассилу, его успешный прорыв к Древу станет апокалипсисом для Азерота. Суть миссии в том, чтобы общими усилиями стоять насмерть и сдерживать прорыв, дабы выиграть время на смертельную ловушку для лорда демонов.
  • Frostpunk — сценарий «The Last Autumn». Зима близко и ласково, дышит вам в затылок, из-за чего у вас главным врагом не холод, а время на постройку генератора.
  • Halo — Первая и вторая игра, а особенно спин-офф-приквел к первой части Halo: Reach. Предел, последняя планета-цитадель на пути к Земле и, что ещё важнее — последняя планета-завод, пал, местонахождение Земли известно, вооружённых сил всё меньше и восполнять потери в технике уже невозможно. Если бы не грызня внутри руководства Ковенанта и вмешательство третьей силы — Потопа, тут бы человечество и кончилось.

Музыка[править]

  • Iron Maiden — «Two minutes to midnight».
  • Инструкция по выживанию — «А у мира час до полночи» (наиболее известна кавер-версия «Гражданской обороны», которая намного мрачнее и острее). «Я рождаюсь за пять минут до начала мира. Я умираю за пять минут до конца света. Но в эти пять минут мир молится за меня…»
    • Собственно, «кавер или не кавер» — вопрос спорный. По словам Летова, в некий момент Неумоев решил покончить с музыкой и всё написанное и неозвученное подарил с посылом «хочешь — озвучь, не хочешь — выкинь». Позже Неумоев передумал и вернулся к музыке, а Летова обвинил в краже текстов (помнится, в конце девяностых автору правки попалась феерическая газетная статья «Рокера обокрали сатанисты» — это всё о нём). Технически летовская версия прозвучала раньше авторской.
  • «Ария» — «Бал у князя тьмы». Содержит в себе строчки «Бал у Князя Тьмы / Полночь без пяти, / Пять минут, / И душу не спасти».
  • Использовано в песне Лесли Фиш «Minus Ten and Counting» («Минус десять, отсчёт пошёл»). В начале песни говорится о предстартовом отсчёте космического корабля, но в конце Лесли расширяет метафору: ресурсы заканчиваются, идёт обратный отсчёт для всей человеческой цивилизации, и если мы не успеем освоить космические полёты — всё может закончиться очень грустно. «The pressure builds, and soon the chance to escape will pass us by; / It’s minus ten and counting: will we grow, or will we die?»
  • «Неизбежность» группы «Комплексные числа». Описывается положение постчеловечества перед лицом неизбежной тепловой смерти Вселенной.

Реальная жизнь[править]

  • Часы судного дня же! Полночь без пяти они показывали в 2012 году, а в 2015 году — полночь без трёх, в 2017 — без двух с полтиной минуток, в 2018 — без двух минут. Но не спешите кончать с собой, в 1953 году они уже показывали полночь без двух, а потом лет на семь успокоились, и к 1960 году были даже переведены на пять минут назад. В 1991 году на них было 23:43 — уйма времени до полуночи.
    • А сейчас они показывают 23:58:30. Так близко к полуночи еще не было.
      • Стоить сказать, что Часы сами по себе стрелками не двигают, и лишь отражают субъективные настроения редакции «Бюллетеня ученых-атомщиков», на обложке которого их рисуют.