Дмитрий Быков: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 54: Строка 54:
* [[Красное зло]] в лице [[Красный Октябрь|Красного Октября]] — ария [[Владимир Ленин|Ленина]] из [[Остап Бендер|гениально задуманной, но пока ещё]] [[змеебарсук|не написанной]] оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна [[Il fascismo eterno|применима к любой диктатуре]], отнюдь не только коммунистической:
* [[Красное зло]] в лице [[Красный Октябрь|Красного Октября]] — ария [[Владимир Ленин|Ленина]] из [[Остап Бендер|гениально задуманной, но пока ещё]] [[змеебарсук|не написанной]] оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна [[Il fascismo eterno|применима к любой диктатуре]], отнюдь не только коммунистической:
{{note|Ария Ленина|'''Ленин''' (''поначалу плавным речитативом'')''':'''
{{note|Ария Ленина|'''Ленин''' (''поначалу плавным речитативом'')''':'''
Сейчас художники нередко уверяют,
Сейчас художники нередко уверяют,
Что можно в схватке быть [[из двух зол ни одно выбирать не стоит|на третьей стороне]],
Что можно в схватке быть [[из двух зол ни одно выбирать не стоит|на третьей стороне]],
Коллег-борцов они фальшиво укоряют
Коллег-борцов они фальшиво укоряют
За подчинение диктату, то есть мне!
За подчинение диктату, то есть мне!
Они намерены поддержку обрести в нас,
Они намерены поддержку обрести в нас,
Они расчётливо играют в объективность,
Они расчётливо играют в объективность,
Внушая прочим и себе,
Внушая прочим и себе,
Что можно в [[классовый конфликт|классовой борьбе]]
Что можно в [[классовый конфликт|классовой борьбе]]
Остаться чистыми, играя на трубе,
Остаться чистыми, играя на трубе,
Бе! Бе!
Бе! Бе!


Да полноте!
Да полноте!
Который год нам?
Который год нам?
Кому вы врёте, любезные друзья?
Кому вы врёте, любезные друзья?
Жить в обществе
Жить в обществе
И быть свободным,
И быть свободным,
И быть свободным от общества нельзя!
И быть свободным от общества нельзя!
Нельзя смотреться замечательно по нашим временам,
Нельзя смотреться замечательно по нашим временам,
Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам,
Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам,
Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам,
Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам,
[[готтентотская мораль|Нельзя сочувствовать рабам,
[[готтентотская мораль|Нельзя сочувствовать рабам,
А только нам, нам, нам!]]
А только нам, нам, нам!]]


А то вот есть ещё любители такие,
А то вот есть ещё любители такие,
Что и к борьбе не призывали испокон,
Что и к борьбе не призывали испокон,
Что опасаются разнузданной стихии,
Что опасаются разнузданной стихии,
Но верят истово в порядок и закон.
Но верят истово в порядок и закон.
Они кричат, что не по нраву никому мы,
Они кричат, что не по нраву никому мы,
Напоминают нам об участи [[:w:Парижская Коммуна|коммуны]],
Напоминают нам об участи [[:w:Парижская Коммуна|коммуны]],
А ведь она — ''comment ça va'' —
А ведь она — ''comment ça va'' —
Лишь в том была и неправа,
Лишь в том была и неправа,
Что слишком верила в красивые слова.
Что слишком верила в красивые слова.


[[я хороший, мне всё можно|Находчивым
[[я хороший, мне всё можно|Находчивым
И сумасбродным
И сумасбродным
Всегда приятна кровавая резня]]!
Всегда приятна кровавая резня]]!
Жить в обществе
Жить в обществе
И быть свободным,
И быть свободным,
И быть свободным от общества нельзя!
И быть свободным от общества нельзя!
А тем, кто болен милосердием по нашим временам,
А тем, кто болен милосердием по нашим временам,
Остерегая нас с усердием ходить по головам,
Остерегая нас с усердием ходить по головам,
Тот ближе к [[пастырь добрый|Тихонам и Сергиям]], чем к Марксу или нам,
Тот ближе к [[пастырь добрый|Тихонам и Сергиям]], чем к Марксу или нам,
Гуманность выбросьте к хренам,
Гуманность выбросьте к хренам,
Не то съедят, ням, ням!
Не то съедят, ням, ням!


А то вот есть ещё поборники свободы,
А то вот есть ещё поборники свободы,
А то вот есть ещё сторонники добра —
А то вот есть ещё сторонники добра —
Как бы поклонники тропической погоды
Как бы поклонники тропической погоды
Во [[поморы и купцы|льдах Архангельска]] и в [[город, которого нет|городе Петра]]!
Во [[поморы и купцы|льдах Архангельска]] и в [[город, которого нет|городе Петра]]!
Они уверены в плодах своих утопий,
Они уверены в плодах своих утопий,
Они намерены [[Россия — часть Запада|тут сделать, как в Европе]],
Они намерены [[Россия — часть Запада|тут сделать, как в Европе]],
Чтобы невинность соблюсти
Чтобы невинность соблюсти
И «Капитал» приобрести,
И «Капитал» приобрести,
Как бы подсахарить, прости, родные шти!
Как бы подсахарить, прости, родные шти!


Вам хочется
Вам хочется
Быть самым модным,
Быть самым модным,
Но это крайне опасная стезя!
Но это крайне опасная стезя!
Жить в обществе
Жить в обществе
И быть свободным,
И быть свободным,
И быть свободным от общества нельзя!
И быть свободным от общества нельзя!
У нас [[гулаги и рабы|холодная, огромная, бездомная страна]],
У нас [[гулаги и рабы|холодная, огромная, бездомная страна]],
У нас [[эти злобные русские|традиция погромная]], и нам она верна,
У нас [[эти злобные русские|традиция погромная]], и нам она верна,
А если вам мила укромная, уютная весна,
А если вам мила укромная, уютная весна,
Мы с грациозностью слона
Мы с грациозностью слона
Пошлем вас на, на, на!
Пошлем вас на, на, на!


(''Сrescendo, на авансцене.'')
(''Сrescendo, на авансцене.'')
Вы с творчеством
Вы с творчеством
Антинародным
Антинародным
Хотите выжить, над бездною скользя!
Хотите выжить, над бездною скользя!
Жить в обществе
Жить в обществе
И быть свободным,
И быть свободным,
И быть свободным от общества нельзя!
И быть свободным от общества нельзя!
Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца,
Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца,
Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца,
Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца,
А несогласные растопчутся до самого конца,
А несогласные растопчутся до самого конца,
Хоть вы от пяток до лица
Хоть вы от пяток до лица
Такая ца-ца-ца!}}
Такая ца-ца-ца!}}
* [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
* [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.

Версия 10:58, 11 мая 2023

Bykov.jpg

Дмитрий Львович Быков (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в Москве) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов 2000-х и 2010-х годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать».

Несмотря на то, что в настоящее время Быков наиболее известен деятельностью, приведшей к зачислению его в «иностранные агенты», следует помнить, что ею он занимался отнюдь не всегда.

Избранные произведения

Романы

  • 2005 — Эвакуатор
  • 2006 — ЖД
  • 2008 — Списанные
  • 2014 — Квартал: Прохождение

О-трилогия

  • 2000 — Оправдание
  • 2003 — Орфография
  • 2010 — Остромов или Ученик чародея

И-трилогия

  • 2012 — Икс
  • 2017 — Июнь
  • 2021 — Истребитель

Поэтические сборники

  • 1992 — Декларация независимости
  • 1994 — Послание к юноше
  • 1996 — Военный переворот
  • 2000 — Отсрочка
  • 2003 — Призывник
  • 2005 — Письма счастья
  • 2007 — Последнее время
  • 2010 — Отчёт
  • 2010 — Новые письма счастья
  • 2011 — На самом деле
  • 2011—2012 — Гражданини поэт (цикл стихов на злобу дня в исполнении Михаила Ефремова)
  • 2012 — Новые и новейшие письма счастья
  • 2013 — Блаженство
  • 2015 — Ясно. Новые стихи и письма счастья
  • 2017 — Если нет: новые стихи

Литературоведение и биографии

  • 2005 — Пастернак (в серии «Жизнь замечательных людей»)
  • 2008 — Был ли Горький? (сценарий документального цикла «Горький. Живая история» для Пятого канала)
  • 2009 — Булат Окуджава (в серии «Жизнь замечательных людей»)
  • 2014 — Советская литература. Расширенный курс

Тропы и штампы в творчестве

« Вот думал Штрайхер, что его не тронут, когда придёт заслуженный провал: другие боссы нации утонут, а он же никого не убивал! Он, ничего дурного не содеяв, присядет, может быть, на пару лет, — он просто призывал мочить евреев, но это же свобода слова, нет? Он действовал правительству в угоду, он был сопротивляться не готов, он попросту транслировал народу известия! Из тыла и с фронтов!.. Он журналист, пропагандист, и баста! Но объяснил международный суд, что он довольно сильно ошибался, и эти аргументы не спасут. »
— «Открытым текстом»
  • Ловушка для сердобольных — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать аномальную зону. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
  • Специально коверкает язык — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке.
  • Супружеская измена — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём:
« Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне,

Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне.
Я сижу в кустах, полускрыт кустами, у автора на виду,
Я сижу в кустах и менять не стану свой шиповник на резеду,
Потому что всякой Господней твари полагается свой декор,
Потому что автор, забыв о паре, глядит на меня в упор.

»
«

Хорошо, говорю. Хорошо, говорю я им. Поднимаю лапки, нет разговору. Но допустим, я буду неслышен, буду незрим, уползу куда-нибудь в щёлку, в нору, стану тише воды и ниже травы, как рак. Превращусь в тритона, в пейзаж, в топоним. Нет, они говорят, никак. Нет, они отвечают, никак-никак. Только полная сдача и смерть, ты понял?

Хорошо, говорю. Хорошо же, я им шепчу. Всё уже повисло на паутинке. Но допустим, я сдамся, допустим, я сам себя растопчу, но допустим, я вычищу вам ботинки! Ради собственных ваших женщин, детей, стариков, калек: что вам проку во мне, уроде, юроде? Нет, они говорят. Без отсрочек, враз и навек. Чтоб таких, как ты, вообще не стало в природе.

Ну так что же, я говорю. Ну так что же-с, я в ответ говорю. О как много попыток, как мало проку-с. Это значит, придётся мне вам и вашему королю в сотый раз показывать этот фокус. Запускать во вселенную мелкую крошку из ваших тел, низводить вас до статуса звёздной пыли. То есть можно подумать, что мне приятно. Я не хотел, но не я виноват, что вы всё забыли! Раз-два-три. Посчитать расстояние по прямой. Небольшая вспышка в точке прицела. До чего надоело, Господи Боже мой. Не поверишь, Боже, как надоело.

»
— Двенадцатая баллада
« Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:

— Погибло всё. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зёрна. — Предатель ты. — Подослан ты. — Он был неправ. — Неправ?! — Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес… Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы.

»
— Пасхальное