Дмитрий Быков: различия между версиями
Строка 54: | Строка 54: | ||
* [[Красное зло]] в лице [[Красный Октябрь|Красного Октября]] — ария [[Владимир Ленин|Ленина]] из [[Остап Бендер|гениально задуманной, но пока ещё]] [[змеебарсук|не написанной]] оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна [[Il fascismo eterno|применима к любой диктатуре]], отнюдь не только коммунистической: | * [[Красное зло]] в лице [[Красный Октябрь|Красного Октября]] — ария [[Владимир Ленин|Ленина]] из [[Остап Бендер|гениально задуманной, но пока ещё]] [[змеебарсук|не написанной]] оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна [[Il fascismo eterno|применима к любой диктатуре]], отнюдь не только коммунистической: | ||
{{note|Ария Ленина|'''Ленин''' (''поначалу плавным речитативом'')''':''' | {{note|Ария Ленина|'''Ленин''' (''поначалу плавным речитативом'')''':''' | ||
Сейчас художники нередко уверяют, | Сейчас художники нередко уверяют, | ||
Что можно в схватке быть [[из двух зол ни одно выбирать не стоит|на третьей стороне]], | Что можно в схватке быть [[из двух зол ни одно выбирать не стоит|на третьей стороне]], | ||
Коллег-борцов они фальшиво укоряют | Коллег-борцов они фальшиво укоряют | ||
За подчинение диктату, то есть мне! | За подчинение диктату, то есть мне! | ||
Они намерены поддержку обрести в нас, | Они намерены поддержку обрести в нас, | ||
Они расчётливо играют в объективность, | Они расчётливо играют в объективность, | ||
Внушая прочим и себе, | Внушая прочим и себе, | ||
Что можно в [[классовый конфликт|классовой борьбе]] | Что можно в [[классовый конфликт|классовой борьбе]] | ||
Остаться чистыми, играя на трубе, | Остаться чистыми, играя на трубе, | ||
Бе! Бе! | Бе! Бе! | ||
Да полноте! | Да полноте! | ||
Который год нам? | Который год нам? | ||
Кому вы врёте, любезные друзья? | Кому вы врёте, любезные друзья? | ||
Жить в обществе | Жить в обществе | ||
И быть свободным, | И быть свободным, | ||
И быть свободным от общества нельзя! | И быть свободным от общества нельзя! | ||
Нельзя смотреться замечательно по нашим временам, | Нельзя смотреться замечательно по нашим временам, | ||
Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам, | Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам, | ||
Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам, | Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам, | ||
[[готтентотская мораль|Нельзя сочувствовать рабам, | [[готтентотская мораль|Нельзя сочувствовать рабам, | ||
А только нам, нам, нам!]] | А только нам, нам, нам!]] | ||
А то вот есть ещё любители такие, | А то вот есть ещё любители такие, | ||
Что и к борьбе не призывали испокон, | Что и к борьбе не призывали испокон, | ||
Что опасаются разнузданной стихии, | Что опасаются разнузданной стихии, | ||
Но верят истово в порядок и закон. | Но верят истово в порядок и закон. | ||
Они кричат, что не по нраву никому мы, | Они кричат, что не по нраву никому мы, | ||
Напоминают нам об участи [[:w:Парижская Коммуна|коммуны]], | Напоминают нам об участи [[:w:Парижская Коммуна|коммуны]], | ||
А ведь она — ''comment ça va'' — | А ведь она — ''comment ça va'' — | ||
Лишь в том была и неправа, | Лишь в том была и неправа, | ||
Что слишком верила в красивые слова. | Что слишком верила в красивые слова. | ||
[[я хороший, мне всё можно|Находчивым | [[я хороший, мне всё можно|Находчивым | ||
И сумасбродным | И сумасбродным | ||
Всегда приятна кровавая резня]]! | Всегда приятна кровавая резня]]! | ||
Жить в обществе | Жить в обществе | ||
И быть свободным, | И быть свободным, | ||
И быть свободным от общества нельзя! | И быть свободным от общества нельзя! | ||
А тем, кто болен милосердием по нашим временам, | А тем, кто болен милосердием по нашим временам, | ||
Остерегая нас с усердием ходить по головам, | Остерегая нас с усердием ходить по головам, | ||
Тот ближе к [[пастырь добрый|Тихонам и Сергиям]], чем к Марксу или нам, | Тот ближе к [[пастырь добрый|Тихонам и Сергиям]], чем к Марксу или нам, | ||
Гуманность выбросьте к хренам, | Гуманность выбросьте к хренам, | ||
Не то съедят, ням, ням! | Не то съедят, ням, ням! | ||
А то вот есть ещё поборники свободы, | А то вот есть ещё поборники свободы, | ||
А то вот есть ещё сторонники добра — | А то вот есть ещё сторонники добра — | ||
Как бы поклонники тропической погоды | Как бы поклонники тропической погоды | ||
Во [[поморы и купцы|льдах Архангельска]] и в [[город, которого нет|городе Петра]]! | Во [[поморы и купцы|льдах Архангельска]] и в [[город, которого нет|городе Петра]]! | ||
Они уверены в плодах своих утопий, | Они уверены в плодах своих утопий, | ||
Они намерены [[Россия — часть Запада|тут сделать, как в Европе]], | Они намерены [[Россия — часть Запада|тут сделать, как в Европе]], | ||
Чтобы невинность соблюсти | Чтобы невинность соблюсти | ||
И «Капитал» приобрести, | И «Капитал» приобрести, | ||
Как бы подсахарить, прости, родные шти! | Как бы подсахарить, прости, родные шти! | ||
Вам хочется | Вам хочется | ||
Быть самым модным, | Быть самым модным, | ||
Но это крайне опасная стезя! | Но это крайне опасная стезя! | ||
Жить в обществе | Жить в обществе | ||
И быть свободным, | И быть свободным, | ||
И быть свободным от общества нельзя! | И быть свободным от общества нельзя! | ||
У нас [[гулаги и рабы|холодная, огромная, бездомная страна]], | У нас [[гулаги и рабы|холодная, огромная, бездомная страна]], | ||
У нас [[эти злобные русские|традиция погромная]], и нам она верна, | У нас [[эти злобные русские|традиция погромная]], и нам она верна, | ||
А если вам мила укромная, уютная весна, | А если вам мила укромная, уютная весна, | ||
Мы с грациозностью слона | Мы с грациозностью слона | ||
Пошлем вас на, на, на! | Пошлем вас на, на, на! | ||
(''Сrescendo, на авансцене.'') | (''Сrescendo, на авансцене.'') | ||
Вы с творчеством | Вы с творчеством | ||
Антинародным | Антинародным | ||
Хотите выжить, над бездною скользя! | Хотите выжить, над бездною скользя! | ||
Жить в обществе | Жить в обществе | ||
И быть свободным, | И быть свободным, | ||
И быть свободным от общества нельзя! | И быть свободным от общества нельзя! | ||
Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца, | Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца, | ||
Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца, | Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца, | ||
А несогласные растопчутся до самого конца, | А несогласные растопчутся до самого конца, | ||
Хоть вы от пяток до лица | Хоть вы от пяток до лица | ||
Такая ца-ца-ца!}} | Такая ца-ца-ца!}} | ||
* [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным. | * [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным. |
Версия 10:58, 11 мая 2023
Дмитрий Львович Быков (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в Москве) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов 2000-х и 2010-х годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать».
Несмотря на то, что в настоящее время Быков наиболее известен деятельностью, приведшей к зачислению его в «иностранные агенты», следует помнить, что ею он занимался отнюдь не всегда.
Избранные произведения
Романы
- 2005 — Эвакуатор
- 2006 — ЖД
- 2008 — Списанные
- 2014 — Квартал: Прохождение
О-трилогия
- 2000 — Оправдание
- 2003 — Орфография
- 2010 — Остромов или Ученик чародея
И-трилогия
- 2012 — Икс
- 2017 — Июнь
- 2021 — Истребитель
Поэтические сборники
- 1992 — Декларация независимости
- 1994 — Послание к юноше
- 1996 — Военный переворот
- 2000 — Отсрочка
- 2003 — Призывник
- 2005 — Письма счастья
- 2007 — Последнее время
- 2010 — Отчёт
- 2010 — Новые письма счастья
- 2011 — На самом деле
- 2011—2012 — Гражданини поэт (цикл стихов на злобу дня в исполнении Михаила Ефремова)
- 2012 — Новые и новейшие письма счастья
- 2013 — Блаженство
- 2015 — Ясно. Новые стихи и письма счастья
- 2017 — Если нет: новые стихи
Литературоведение и биографии
- 2005 — Пастернак (в серии «Жизнь замечательных людей»)
- 2008 — Был ли Горький? (сценарий документального цикла «Горький. Живая история» для Пятого канала)
- 2009 — Булат Окуджава (в серии «Жизнь замечательных людей»)
- 2014 — Советская литература. Расширенный курс
Тропы и штампы в творчестве
« | Вот думал Штрайхер, что его не тронут, когда придёт заслуженный провал: другие боссы нации утонут, а он же никого не убивал! Он, ничего дурного не содеяв, присядет, может быть, на пару лет, — он просто призывал мочить евреев, но это же свобода слова, нет? Он действовал правительству в угоду, он был сопротивляться не готов, он попросту транслировал народу известия! Из тыла и с фронтов!.. Он журналист, пропагандист, и баста! Но объяснил международный суд, что он довольно сильно ошибался, и эти аргументы не спасут. | » |
— «Открытым текстом» |
- Не в ладах с историей — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого.
- Белая Россия — поэма «Версия»
- Гражданская война в России с переходом в Гулаги и рабы — трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов или Ученик чародея». И отдельно — роман «Июнь» про конец 1940 — начало 1941 года. Как правило, встречается в преувеличенно-фантастическом виде, с окрасом постмодернисткого глумления.
- Красное зло в лице Красного Октября — ария Ленина из гениально задуманной, но пока ещё не написанной оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна применима к любой диктатуре, отнюдь не только коммунистической:
Ария Ленина
|
---|
Ленин (поначалу плавным речитативом):
Сейчас художники нередко уверяют, Что можно в схватке быть на третьей стороне, Коллег-борцов они фальшиво укоряют За подчинение диктату, то есть мне! Они намерены поддержку обрести в нас, Они расчётливо играют в объективность, Внушая прочим и себе, Что можно в классовой борьбе Остаться чистыми, играя на трубе, Бе! Бе!
Который год нам? Кому вы врёте, любезные друзья? Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя смотреться замечательно по нашим временам, Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам, Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам, Нельзя сочувствовать рабам, А только нам, нам, нам!
А то вот есть ещё любители такие, Что и к борьбе не призывали испокон, Что опасаются разнузданной стихии, Но верят истово в порядок и закон. Они кричат, что не по нраву никому мы, Напоминают нам об участи коммуны, А ведь она — comment ça va — Лишь в том была и неправа, Что слишком верила в красивые слова.
Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! А тем, кто болен милосердием по нашим временам, Остерегая нас с усердием ходить по головам, Тот ближе к Тихонам и Сергиям, чем к Марксу или нам, Гуманность выбросьте к хренам, Не то съедят, ням, ням!
А то вот есть ещё поборники свободы, А то вот есть ещё сторонники добра — Как бы поклонники тропической погоды Во льдах Архангельска и в городе Петра! Они уверены в плодах своих утопий, Они намерены тут сделать, как в Европе, Чтобы невинность соблюсти И «Капитал» приобрести, Как бы подсахарить, прости, родные шти!
Вам хочется Быть самым модным, Но это крайне опасная стезя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! У нас холодная, огромная, бездомная страна, У нас традиция погромная, и нам она верна, А если вам мила укромная, уютная весна, Мы с грациозностью слона Пошлем вас на, на, на!
(Сrescendo, на авансцене.) Вы с творчеством Антинародным Хотите выжить, над бездною скользя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца, Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца, А несогласные растопчутся до самого конца, Хоть вы от пяток до лица Такая ца-ца-ца! |
- Ловушка для сердобольных — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать аномальную зону. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
- Специально коверкает язык — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке.
- Супружеская измена — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём:
« | Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне,
Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне. |
» |
« |
Хорошо, говорю. Хорошо, говорю я им. Поднимаю лапки, нет разговору. Но допустим, я буду неслышен, буду незрим, уползу куда-нибудь в щёлку, в нору, стану тише воды и ниже травы, как рак. Превращусь в тритона, в пейзаж, в топоним. Нет, они говорят, никак. Нет, они отвечают, никак-никак. Только полная сдача и смерть, ты понял? Хорошо, говорю. Хорошо же, я им шепчу. Всё уже повисло на паутинке. Но допустим, я сдамся, допустим, я сам себя растопчу, но допустим, я вычищу вам ботинки! Ради собственных ваших женщин, детей, стариков, калек: что вам проку во мне, уроде, юроде? Нет, они говорят. Без отсрочек, враз и навек. Чтоб таких, как ты, вообще не стало в природе. Ну так что же, я говорю. Ну так что же-с, я в ответ говорю. О как много попыток, как мало проку-с. Это значит, придётся мне вам и вашему королю в сотый раз показывать этот фокус. Запускать во вселенную мелкую крошку из ваших тел, низводить вас до статуса звёздной пыли. То есть можно подумать, что мне приятно. Я не хотел, но не я виноват, что вы всё забыли! Раз-два-три. Посчитать расстояние по прямой. Небольшая вспышка в точке прицела. До чего надоело, Господи Боже мой. Не поверишь, Боже, как надоело. |
» |
— Двенадцатая баллада |
« | Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:
— Погибло всё. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зёрна. — Предатель ты. — Подослан ты. — Он был неправ. — Неправ?! — Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес… Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы. |
» |
— Пасхальное |
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |