Классовый конфликт

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде. »
— В. И. Ленин, «Маёвка революционного пролетариата» // Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 23, стр. 300

Как сообщает нам верная подруга Вика, «Социальные классы (общественные классы) — относительно большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, а, следовательно по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Понятие „социальный класс“ начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII—XIX вв.». Однако в советском (и по инерции в постсоветском) обществе наиболее известен марксистский подход. Согласно Марксу и К°, в эксплуататорских обществах выделяются два антагонистических (противостоящих друг другу по своей сути) класса, которые находятся в вечной борьбе, что и было описано наиболее полно и развёрнуто. Один из них, класс эксплуататоров, владеет средствами производства, другой, эксплуатируемый, их лишён. в нынешнем общественном укладе, известном как капитализм, это буржуазия и пролетариат. Деление на антагонистические (непримиримо борющиеся между собою) социальные классы

Марксистская философия оказала столь серьёзное влияние на культуру, что политико-экономический классовый конфликт стал выступать как конфликт художественный. И он будет выступать как яркий катализатор событий совершенно разных по направленности, поскольку авторы могут вложить в это марксистское понятие своё понимание. Классовый конфликт как начало революции по-детски с хэппи-эндом? Как начало гражданской войны? Как повод для юмора? Всё это появиться в творчестве в зависимости от таланта автора и жанровых особенностей.

Причиной популярности марксистских взглядов стало то, что они отвечали чувству справедливости: почему люди, которые работают, прозябают в нищете? Отсюда и троп Бедный — хорошо, богатый — плохо. Другие смежные тропы — Капиталисты плохие, Революция по-детски, Революция не по-детски, забастовка. Если деление на классы связано с расовой/религиозной/этнической принадлежностью, также в наличии шовинизм.

Особенности классового конфликта[править]

  • Главное различие между участниками — финансовое положение. Авторы даже могут считать, что, кроме количества денег, между ними нет никакой разницы.
  • Конфликт строго социален — он либо регулируется обществом в целом и государством в частности, либо выходит из-под контроля, превращаясь в бунт.
  • Личные мотивы участников растворяются в общественном, отходя на второй, а то и третий план. Главное — это благосостояние и благополучие, остальное — по возможности.

Примеры[править]

В 1934 видный лейборист, виконт Хастингс, создал в лондонской библиотеке имени Карла Маркса фреску «Рабочий будущего, опрокидывающий экономический хаос настоящего». И самого мыслителя изобразил

Все произведения о Спартаке и Робин Гуде.

Театр[править]

  • Б. Шоу, «Пигмалион» — как раз случай юмористического отыгрыша.
  • Тамара Габбе, «Город мастеров».
  • Исаак Дунаевский, оперетта «Вольный ветер»: капиталист-судовладелец Георг Стан — негодяй, а простые моряки и рыбаки — хорошие люди.

Литература[править]

  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка».
  • Герберт Уэллс, «Машина времени» — конфликт гиперболизируется до соперничества двух принципиально разных видов.
  • Джек Лондон — «Железная пята», «Мартин Иден», сборники очерков «Люди бездны» и «Дорога» (о жизни бродяг в США), некоторые рассказы («Отступник», «Кусок мяса», «Убить человека», «По ту сторону рва»).
  • Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — капиталисты ради своей наживы систематически занижают зарплату сельскохозяйственных работников, которые живут хуже скота. В то время как трудящиеся и их дети голодают, продукты питания уничтожаются на их глазах, что приводит к новым виткам роста цен.
  • М. Горький, «Мать», некоторые «Сказки об Италии».
  • Джордж Оруэлл, «Скотный двор» — на примере домашних животных.
  • Ряд книжек прокоммунистической направленности для детей:
  • Николай Богданов, «Партия свободных ребят» — дети бедноты против кулаков в первые годы после гражданской войны.
  • Зинаида Шишова, «Джек-Соломинка» — о восстании Уота Тайлера в Англии (1381).
  • Василий Шукшин, «Я пришёл дать вам волю» — о восстании Степана Разина.
  • Алексей Чапыгин, «Разин Степан».

Кино[править]

  • «Пока бьют часы» (по Прокофьевой).
  • «Город мастеров» (по Габбе).
  • «Элизиум: Рай не на Земле» — в отличии от других фильмов Нила Бломкампа, «Элизиум» сделан намного «интернациональней», акцентируясь сугубо на классовых различиях.
  • «Паразиты» — пример сложный, поскольку проблематика выходит, помимо классовой, ещё и в культурную, упираясь в особенности исключительно корейского общества.
  • «Сквозь снег» — на фоне постапокалипсиса.
  • Фильм «Время» (2011) — поначалу кажется именно тропом.
    • Альтернативное мнение: фильм просто слили.

Мультсериалы[править]

  • «Южный парк» — довольно часто, но наиболее наглядно в эпизоде про забастовку в «Амазоне», где один из персонажей — рабочий-коробка, буквально цитирует марксистские тезисы.

Аниме[править]

  • «Фантастические дни» (Замечательные дни, Голубое небо) — конфликт рабочих мариан и экобанцев. Вторые во всю эксплуатируют первых.
  • «Мой очаровательный лакей» — лайт-вариант: главная героиня отказала главному герою как раз по этой причине, и её лучшая подруга предала её как раз из-за этого (при встрече главная героиня вела с ней как знатная дворянка, хотя была простым лакеем, и у подруги взыграла зависть).

Визуальные романы[править]

  • «Danganronpa» — ключевая для мира катастрофа «Трагедия» случилась во-многом из-за недовольства простым населением безумием элитарной школы Пика Надежды.

Реальная жизнь[править]

  • От позднего неолита до наших дней. Поэтому количество примеров будет бесконечным.