Газлайтинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Gaslighting. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой. »
— Йозеф Геббельс

Газлайтинг — форма психологической манипуляции, при котором жертв втайне убеждают в том, что их восприятие действительности не соответствует реальности. Целью газлайтинга может быть: заставить жертву сомневаться в себе и доверять только газлайтеру, свести её с ума или убедить в собственном безумии, а также выставить её в глазах окружающих сумасшедшей, склонной ко лжи и т. д.

Один из основных способов газлайтинга — лгать жертве в лицо о событиях, которые помнят и жертва, и газлайтер. Часто параллельно с этим газлайтер понемногу манипулирует окружением жертвы, создавая у неё чувство, что та галлюцинирует даже в мелочах.

В художественных произведениях этим приемом нередко пользуются и положительные персонажи, чтобы обвести вокруг пальца или посрамить какого-нибудь негодяя. Периодически перекликается с Великий Гудвин, если цель — убедить жертву не в собственном безумии, а в паранормальности происходящего.

Не путать с банальной хуцпой — там тоже бывает аргументация вида «ты веришь своим бесстыжим глазам или своей любимой жене», только это попытка выпутаться из конкретной передряги, а не убедить реально не доверять глазам.

Бывает, что жертве газлайтинга врут совершенно искренне. Собеседник действительно не помнит то, о чем ему говорят. Или искренне хочет это не помнить.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказочный сюжет, в котором группа мошенников по предварительному сговору убеждает человека, который продаёт вола, что это не вол, а какая-нибудь мелкая скотинка. Последний мошенник платит за вола как за мелкую скотинку.

Театр[править]

  • Патрик Гамильтон, «Газовый свет» (англ. Gas Light) — тропнеймер. Муж главной героини явно пытается убедить её, что она сошла с ума — он отрицает, что периодически куда-то исчезает, что в доме слышны его шаги и, главное, что свет газовых ламп в доме периодически меркнет. Он убил богатую женщину из квартиры выше и теперь пытается найти её спрятанные драгоценности. Газовый свет меркнет, потому что он включает свет наверху, шаги тоже раздаются оттуда. Жену он сводит с ума намеренно и хочет сдать в психиатрическую клинику. Точней, он разработал этот план на ходу, когда она сама же начала сомневаться в собственной нормальности, наблюдая странности со светом и слыша шаги. Он сразу подумал: «О! Это надо использовать…».

Литература[править]

  • The Adventures of Huckleberry Finn — Том Сойер, таким способом создал у тёти Салли впечатление, что она сбивается со счёта, чтобы затем незаметно стащить ложку, из которой сделал пилу для побега Джима
  • «1984» — основной modus operandi, с помощью которого контролируется Внешняя Партия. Официальная информация постоянно ретконится, а противоречить ей запрещено, поэтому члены учатся беспрекословно доверять слову Внутренней Партии, а не своим собственным глазам и ушам.
  • Набоков, «Камера обскура» — искусствовед Кречмар женится на 16-летней Магде, но у той уже есть любовник. Когда Кречмар из-за аварии теряет зрение, любовник начинает жить в их доме, и Магда врёт в глаза своему слепому мужу, уверяя, что тому чудится присутствие кого-то в доме.
  • «Приключения лисёнка Лиско», том четвёртый — трикстер Лиско едва не довёл своих простодушных (и трусливых, ненадёжных, что и сердило лисёнка) друзей до индуцированного умопомешательства. Желая сбить игру негодяя Чими (тот решил напугать всю эту компанию фальшивым привидением, а уязвлённый и завистливый Домби предал всю компанию, стакнувшись с Чими и подсказав ему эту идею), Лиско устроил контрплутню «посредством другой, предварительной плутни» (цитата не из Априлова). Нет, посредством даже не одной-единственной плутни, а многоходовки, целой плутовской системы!.. В результате: Чими и Домби, пытавшиеся всех напугать, до умопомрачения напуганы сами; Димби, Домби и Мокси — на грани безумия, они свято уверовали в то, что под боком у них существуют опасные, желающие неизвестно чего метаморфы под названием «килигариконды».

Кино[править]

  • «Остров проклятых». Кажется, человека намеренно свели с ума. Человек он нормальный, с лёгким ПТСР, но «копал» под психиатров и своё коррумпированное начальство, — правдоруб типа, что поведение на острове лишь подтверждает, — но его отправили на «устранение» и препаратами свели с ума (глюки начались с курения «дружеских» сигарет, в коих не только табак был, судя по изменению поведения, и ел-пил он непроверенный вариант меню, от чего галюны лишь росли, совпадение?), сломав и покалечив ему психику. Ну, а менты-начальство лишь рады — по предварительной договорённости с врачами в обмен за закрытие глаз на опыты психиатров над людьми сплавили опасного «надоедалу».
  • «Амели» — заглавная героиня понемногу сводит с ума издевавшегося над своим помощником бакалейщика, начиная от подмены его тапочек на аналогичные на размер меньше и заканчивая сменой номера его мамы на телефоне на номер городской психушки.
  • «Ва-Банк» — в первом фильме такой спектакль был разыгран для Крамера, чтобы выставить его лжецом, виновным в преступлении, которое совершили Квинто и компания. Во второй части Крамера с помощью более дорогого спектакля заманили в ловушку для полиции и заодно убедили отписать всё своё состояние на Квинто. От этих событий крамеровский приспешник Штыц действительно поехал крышей.
  • Два фильма «Газовый свет» (британский 1940 г. и американский 1944 г.) — адаптация пьесы. Адаптация 1944 с Ингрид Бергман в главной роли известна значительно больше и значительно дополняет сюжет — так, Элис, убитая мужем главной героини из-за драгоценностей соседка, здесь была тётей главной героини.
  • «У тихой пристани» — герои подменяют злостному анонимщику нормальные чернила на исчезающие, в результате чего все написанные им доносы и кляузы становятся невидимыми. Он сходит с ума.
  • «Фантомас против Скотланд-Ярда» — газлайтинг комиссара Жюва. Фантомас подкидывает в спальню комиссара «мёртвого» лорда Мак-Рэшли, который таинственным образом исчезает, когда Жюв приходит со свидетелями. Когда это происходит в третий раз, комиссара окончательно принимают за сумасшедшего, а Фантомас убивает лорда Мак-Рэшли на самом деле.
  • «Дитя Розмари» — все окружающие (на самом деле — члены сатанинского культа) занимаются газлайтингом Розмари, чтобы их план по рождению Антихриста прошёл без проблем.
  • «Поменяться местами» — братьям Дьюк недостаточно было просто испортить жизнь Луису, они попробовали ещё и расшатать его психику — когда он пришёл домой, то ключ не подошёл, а его дворецкий сделал вид, что никогда в жизни его не видел.
  • «Психо 2» — после того, как Нормана Бэйтса выпустили из психиатрической больницы, сестра одной из его жертв в первом фильме систематически расшатывает его психику, чтобы его закрыли обратно.
  • «Ловушка для одинокого мужчины» — происходит с протагонистом, Даниелем Корбаном. Вместо пропавшей жены к нему возвращается самозванка. Обстоятельства складываются так, что он ничем не может подтвердить, что перед ним не его жена (все доказательства подделываются, свидетели подкупаются или устраняются). Даниеля «газлайтят» и по-другому: например, кюре, якобы отравившийся вином, бесследно исчезает, как только Даниель приводит посторонних. Месье Корбан убеждается в том, что фальшивая жена готовит его убийство. Постепенно Даниель доводится до нервного срыва и попытки госпитализации в психиатрическую клинику, когда выясняется, что всё было спектаклем, поставленным комиссаром полиции с целью заставить Даниеля признаться в убийстве своей настоящей жены.
  • «Человек-невидимка» 2020 года — муж занимается высокотехнологическим газлайтингом жены. Он тайно владеет костюмом невидимости и использует его сперва чтобы выставить жену неуклюжей (включает газ на кухне на полную, роняет вещи), потом истеричкой (тайно посещает её ночью в чужом доме, ей никто не верит) и наконец выставляет её психом-убийцей. В конце открыто лжёт жене в глаза, сваливая вину на своего брата. Однако жена нашла запасной костюм невидимости и смогла тоже сыграть в эту игру.
  • «Зажги красный фонарь» — младшая жена Сунлянь повредилась в уме, когда поняла, что из-за неё узнали о неверности третьей жены Мэйшань и повесили её в сарае практически у Сунлянь на глазах. Все домочадцы на крики Сунлянь «Убийцы!» только и твердят, что ей почудилось.
  • «Холоп» — вся суть фильма. Главного героя, нашего современника, затаскивают в тщательно разыгранный спектакль и убеждают, что он всю жизнь был крепостным в XIX веке.
    • Это отсылка к предшествовавшему украинскому фильму «Барин», где современного человека затащили в тщательно разыгранный спектакль, и наконец убедили, что он всю жизнь был помещиком XIX века. Но если в «Барине» налицо дружеский розыгрыш со стороны двух богатых корешей плюс наполеоновские планы обнаглевшего театрального режиссёра, которому в голову ударила власть (и неожиданная «роль» одной местной искренней Офелии), то в «Холопе» перед нами рискованный научный эксперимент плюс оздоровительная порка.
  • «Русское» — доктор Вишневский убеждает главного героя Эда, что раз последний совершал попытку суицида, значит он сумасшедший, и должен находиться в психиатрической клинике неограниченно долго.
  • «Неуловимые» 2015 года (точный, но паршивый пример тропа, ибо сам фильм паршив донельзя) — главгерои пакостят в стиле «Как достать соседа» мерзавцу-олигарху, который сбил девушку, чтобы довести его до сумасшествия. Например, тайно подменивают успокоительное на стимуляторы, блины на гантелях заменяют на идентичные, но более тяжёлые, настраивают будильник так, чтобы он в четыре часа утра играл надоедливую песню. Наконец, пачкают стены всего гостиничного номера клубникой (на которую у олигарха аллергия), а затем, пока мужик бегает на ресепшен, буквально за минуты (!) её убирают. «Да с такими способностями к уборке вы бы деньги на операцию за неделю собрали бы!» (цитата BadComedianа).

Телесериалы[править]

  • «Глухарь» — знатный приколист Антошин разыграл Агапова, заснувшего прямо на работе — вкрадчиво нашептал ему прямо в ухо: «Агапов, я — Сатана… Я дал тебе власть… Теперь делись со мною! ВЗЯТКАМИ!!». Агапов поверил было!..
  • «Джессика Джонс» — заглавная героиня долгое время находилась под контролем суперзлодея со способностью к прямому контролю над разумом, но периодически он применял и обыкновенный газлайтинг, чтобы Джессика не сомневалась в его версии событий, даже если гипноз перестанет работать.
  • «Клиника»:
    • Джей Ди собирает маленькие вещи, чтобы однажды поменять всё, что есть в квартире Тёрка, на их уменьшенные варианты и убедить его, что тот внезапно стал невероятно высоким.
    • Уборщик раздобыл ключи от квартиры Джей Ди, чтобы периодически двигать там вещи.
  • «Трюк» — Хироси Акати, антагонист одного из эпизодов, хотел утопить своего престарелого отца ради страховки. Неудачно — отец остался в живых, но потерял память. Хироси попытался бы убить его повторно, если бы не множество свидетелей, которые видели его отца живым: согласно изначальному плану, все должны были подумать, что он погиб в водной катастрофе. Поэтому он основал дом престарелых, первым обитателем которого стал его отец. И там он пять лет старательно ограждал отца от всего, что могло пробудить его память, утверждая, что все его воспоминания ложны: «Не было никакого сливового дерева, это был инжир».
  • «Миго, инопланетянин» — подопечные Миго пытаются убедить бабушку, что она сходит с ума. «Усатый нянь» стыдит детей за аморальное поведение и заставляет во всем признаться.
  • «Люцифер» — Михаил газлайтил Бога.
  • «Эш против зловещих мертвецов», второй сезон. Именно этому демон Баал старался подвергнуть ненавистного Эша — вигилантствующего истребителя нежити (главного героя). При этом демонюга пускал в ход все свои магические и псионические навыки. Да ещё и пытался организовать подставу в духе «Кто мне мешал — тот мне поможет».

Мультфильмы[править]

  • Винни-Пух: Смеха ради. В третьей серии, «Винни-Пух и день забот», медвежонок, сам того не понимая, догазлайтил несчастную Сову до того, что та и взаправду начала чихать. А Пух-то всего лишь принимал за «апчхи» её слова «сообщи» и «вообще».
  • Tom and Jerry: Year of the Mouse (постановщик Чак Джонс) — пародия на Gas Light 1944 года. Джерри и повзрослевший Таффи (взявший себе, согласно лору, прозвище Ниппер, и уже не носящий подгузника, как он привык в старых мультфильмах Ханны и Барберы) утончённо издеваются над Томом: когда Том спит, они раз за разом инсценируют Томовы «попытки самоубийства», чтобы кот думал, будто он — сходящая с ума сомнамбула. Том трагикомически верит, он приходит в ужас и даже действительно начинает помаленьку трогаться умишком: например, когда на его теле гримом изобразили «рану», а ему самому в руку подбросили кинжал — он надул себя воздухом (!), чтобы проверить, нет ли где в нём дырки (!!; тут еще и пародируется троп «мультяшная физика»). В финале Том наконец разгадал игру двух подлых мышов и выдал им обоим 220.
  • Диснеевский мультфильм «Рапунцель: Запутанная история» открыто говорит о газлайтинге. Готель держит в башне Рапунцель на протяжении почти 18 лет, убеждая её в том, что мир опасен и люди захотят воспользоваться волшебным даром девушки исцелять волосами. Она похитила Рапунцель из колыбельки, когда узнала, что волшебный цветок, которым она сама пользовалась для регулярного омоложения, был сорван для лечения болезни беременной тогда королевы. Обманув матушку Готель, Рапунцель отправляется в путешествие, в котором она борется с самой собой, чтобы узнать о мире и о себе. В конце концов, она приходит к пониманию, что женщина, которая называла себя её матерью, на самом деле была её тюремщицей.

Мультсериалы[править]

  • Масяня — в серии «Традесканция» на грани с наглой ложью. Например, надиктовала Хрюнделю пароль к своему ноуту и рявкала на него, что ничего она пароль не ставила, на его вопрос, почему сообщения в Фейсбуке стёрла, раздражённо уверяла, что ничего она не стирала и т. д.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — в серии «Ночная песнь соловья» император утаеподобной страны из-за газа, вызывающего галлюцинации, страдает от жутких видений. Этим пользуется его коварная сестра, чтобы выставить брата сумасшедшим и убрать его с престола, однако под конец благодаря вмешательству героев она сама попадает в собственную ловушку.
  • «Проказник Эйнджело» — намеренное использование сабжа. Местный хулиган позвал весь свой класс на свой день рождения. Одноклассники, мягко скажем, не очень хотят видеть, какие «сюрпризы» он приготовит на своём празднике. В свете того, что товарищ Задира весьма обделён умом, да ещё и вечно не высыпается — трио ГГ пришло к гениальной идее — подговорить всех своих одноклассников, что праздник якобы прошёл и вести себя соответственно. Недоумевающий парень всерьёз решил, что так оно и было.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Bungou Stray Dogs — такую уловку применил Достоевский, когда угодил в плен к Эйсу. Мол, на самом деле мы находимся в иллюзорном пространстве внутри моей головы, куда я поместил нас обоих при помощи моей способности эспера. И рассказал об этом настолько убедительно (в том числе досконально перечислил расположение предметов), что Эйс поверил. И нашёл выход… совершить самоубийство. Тогда он уйдёт из фальшивой реальности и очнётся в настоящем мире. Вот только Достоевский такой способностью не обладал (просто имел хорошую память), и Эйс суициднулся по-настоящему.

Видеоигры[править]

  • Sleeping Dogs — в одной из миссий Вэй Шэнь и Солёный Краб втайне проникают в квартиру Говарда «Два Подбородка» Цао и нарушают тщательно расставленный по фэн-шую интерьер. Цао, и без того неуравновешенный лудоман, переживает тяжёлый нервный срыв и срывается обратно в наркоманию, что освобождает трон Сан Он И для Кривоносой Цзян.

Реальная жизнь[править]

  • Эксперимент Аша — сферический газлайтинг в вакууме с пугающей результативностью.
  • Простой вопрос учителя/преподавателя в ответ на решение задачи от ученика/студента — «а ты уверен?», способен полностью уничтожить уверенность ученика/студента в верности его ответа учителю/преподавателю. Даже если ответ на самом деле верен. Но только если ученик/студент ведётся.