У страха глаза велики

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Воображение нарисовало ужас там, где его вовсе нет.
« У страха глаза велики: чего нет, и то видят. »
— Пословица полностью

(link)

Таки одесский танк «На испуг - 1».

В кустах шуршит кролик. Замогильным голосом, что был искажён простым кувшином, говорит мальчишка-озорник. Сотни костров и шум огромной армии производят носящиеся туда-сюда полсотни солдат. Так или иначе, какой бы безобидной и неопасной ни представлялась угроза при свете дня, особенно если подойти с трезвой головой, уже поздно — при иных обстоятельствах храбрецы задали стрекача. Очень часто троп идёт рука об руку с обманом, но бывает и неожиданный эффект. Масса примеров тропа встречается в сказках и мифах, так что это старше, чем грязь. Обратите внимание, если источник страха и впрямь выглядит жутко (даже если это искусный грим) — это не наш троп.

Если угроза сама по себе реальна, но есть нечто, защищающее героя от неё, это Тайная страховка.

Инверсия тропа — Это не просто мельница!. Где-то между ними — Может, магия, а может, реальность, отыгрываемая тогда, когда никто так и не смог сказать, с чем именно столкнулись герои.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Огромная масса сказок. ВПС может назвать:
    • Собственно русская народная «У страха глаза велики»: случайно упавшее яблоко спровоцировало предынфарктное состояние у двоих человек, мышки и зайчика, а также курочки.
    • Сказка о мужике, который шуганул воров, изобразив из себя члена банды других воров. Причём он просто выкрикивал в темноте что-то вроде: «А ну заходи к этим сволочам сзади».
    • Китайская сказка про течь. Трусливый тигр и столь же трусливый вор, услышав разговор потенциальных жертв о том, что «больше всего на свете они боятся течи» (в их единственном котле), полагают, что Течь — это ужасное чудовище!
    • Итальянские сказки про дурня Джуфу. Имея милую привычку говорить сам с собой, причем довольно странно, Джуфа неосознанно пугает разбойников, которые подумали, что это переговариваются стражники в засаде. А в другой сначала справляет на них нужду с дерева, а потом и вовсе роняет им на головы дверь (не спрашивайте, как она там оказалась) — разбойники были уверены, что на них упало небо.
    • «Бременские музыканты» же! Четыре, мягко говоря, не самых крупных животных до полусмерти перепугали и выгнали из дома целую разбойничью шайку. Не без парочки уловок, конечно, но всё-таки.
    • Хантыйская сказка «Берестяной нос». Старик заблудился в лесу и набрёл на избушку, в которой сидели злые лесные духи менквы. Испугавшись, он случайно наступил на сучок и сломал его. Оба менква напугались до полусмерти. Смекнув, что страшные лесные духи на самом деле ужасные трусы, старик оторвал кусок бересты и приставив его к носу, заглянул в окошко к менквам. Те увидев его, испугались до усрачки, вышибли дверь и убежали в лес.
    • Сказка, где Иван-дурак прищемил оборку лаптя дверью. Подумал, что его держит разозленный домовой.
    • «Кот и лиса» — золотой эталон. Обычный кот смог напугать до одури волка, кабана и медведя (ну, и зайца до кучи). Ну, хорошо — Лиса ему в этом деле тоже подсобила.

Театр[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, стихотворение «Вурдалак».
  • К. Д. Ушинский, рассказ «Трусливый Ваня».
  • Корней Чуковский, «Тараканище». Судя по тому, что в конце сказки его благополучно склевал воробей — до хтонического монстра таракан раздулся исключительно из-за всеобщего страха (и, вероятно, инсектофобии).
  • А. Н. Толстой, «Приключения Буратино» — загадочный голос «Открой тайну, несчастный!» (это завывал Буратино, сидевший в кувшине, который считался пустым).
  • Б. Васильев, «А зори здесь тихие…» — эпизод, где пять девчонок во главе со старшиной изобразили целую бригаду лесорубов, спугнув тем самым немецкую диверсионную группу. Помогло, правда, мало.
    • Ну и финал, где Васков взял в плен уцелевших немцев, запугав их до заикания пустым наганом, гранатой без запала и страшным матом. То, что этот злой мужик тут один и у него начинается сепсис, до них дошло уже после того, как связали друг друга.
  • В. Богомолов, «В августе сорок четвёртого» — в начале финальной схватки Таманцев и Блинов, выскакивая из кустов как черти из болота, орут «Взвод, к бою! Окружайте поляну!!!», хотя кроме них тут только старшина-радист и взвода в радиусе километра не предвидится. Делают они это, чтобы попортить нервы противнику и занять его мысли несуществующим взводом, однако у младшего из вражеских агентов эти самые нервы полностью сдают, и он убегает незнамо куда с криком «Засада!» и в итоге легко и бескровно берется в плен силами Блинова и старшины-радиста.
  • Р. Погодин, «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»
Ну вот что здесь страшного?
  • «Космоолухи»:
    • Группа в полтора десятка человек, большинство из которых гражданские, обороняют заброшенную военную базу против полусотни пиратов. В ход идёт имитация биологического оружия (электроника подтвердила наличие отсутствующих в базе данных бактерий, а что они безвредны, так кто рискнёт проверить), демонстрация «военных трофеев» и прочие трюки, заставляющие отряды пиратов сдаваться в плен. Педаль в пол — случайное попадание в флайер горшком со значком радиационной опасности (внутри обычная конопля).
    • При виде маленького мальчика, мусолящего во рту кусок сырого мяса, и здоровенной фигуры с красными светящимися глазами насмотрешийся хитовых ужастиков бедолага-новобобруйчанин чуть коньки со страха не откинул.
  • Автор правки ещё по малолетству помнит рассказ, где главная героиня теряет мяч и в попытках найти его в темноте натыкается на разных чудовищ. Если бы не отец с фонариком, мяч бы так и не был найден.

На других языках[править]

  • Роман-хроника «Повесть о доме Тайра» — битва при Куринака в которой Минамото-но Ёсинака по прозвищу Кисо, имея пятитысячную армию (по некоторым версиям у него было всего лишь три тысячи), сначала изобразил при помощи знаменосцев взобравшихся на склоны ущелья большое войско, от чего Тайро-но Коремори, с армией в сорок тысяч, в нерешительности остановился в предгорьях. Затем Кисо ночью ударил в тыл войску Тайра, которое с криками об окружении не зная местности в ночной темноте бежало в направлении… обрыва попадав в пропасть.
  • «Симплициссимус» — главгерой, столкнувшись в потёмках с разбойниками, пугает их настолько, что те побросали всё, мешающее бежать — оружие и крупную сумму денег. Всё дело в шутовском наряде и телячьей шкуре сверху, энергичное натирание которой привело к искрам статического электричества.
  • Эдгар По, «Сфинкс» — главный герой падает в обморок от страха, увидев в окно жуткое чудовище на холме. На самом деле он неправильно оценил размеры и расстояние: это была бабочка «мёртвая голова» перед его глазами.
  • Теофиль Готье, «Капитан Фракасс». На момент встречи с труппой комедиантов, с которыми путешествует главный герой, шайка кровожадного разбойника Агостена переживает не лучшие времена — все его прежние соратники уже мертвы (кроме одного везунчика, угодившего вместо виселицы на каторжные галеры). По сути, вся шайка состоит из самого Агостена и малолетней наводчицы Чикиты. Агостен, однако, свой преступный промысел не бросает и продолжает по ночам грабить проезжающих путников в компании умело расставленных соломенных чучел. Чучела принаряжены в оставшиеся от бывших подельников плащи и шляпы и в лунном свете производят необходимое впечатление. ГГ со спутниками страху не поддался и обман раскрыл, но до этого трюк, похоже, неоднократно срабатывал.
  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада». Дон Мигель, увидев высадку пиратов Блада возле форта Маракайбо, приказывает перетаскивать пушки для отражения нападения с суши. Он считает, что этот чёртов пират собирается напасть огромными силами[1] (которых у Блада на самом деле нет, а шлюпки возят одних и тех же людей, просто прячущихся на обратном пути). Лишь когда корабли Блада начинают проплывать мимо форта, дон Мигель осознаёт — его одурачили. Но так как морской проход теперь охраняют только немногочисленные слабые орудия, Блад успешно уходит — вместе с добычей и двумя (а позже тремя) кораблями из эскадры дона Мигеля.
    • В общем-то логика в этом есть. На пиратских кораблях обычно было непомерно много (по сравнению с обычными, даже военными) людей, именно поэтому абордаж и был основным тактическим приемом пиратов — в рукопашной схватке большой численный перевес решает дело. Так что дону Мигелю было чего опасаться, а о том, что данный конкретный случай нетипичен, он просто не знал.
    • Вообще-то знал. Но купился на блеф Блада и решил, что ему предоставили неверную информацию: «… Он уже больше не улыбался и, повернувшись к своим офицерам, не то с раздражением, не то с беспокойством заметил: — Какой болван говорил мне, что корсаров не больше трехсот человек? Они уже высадили на берег по меньшей мере вдвое больше людей…»
    • ЧСХ, в основу положен реальный случай, и произошел он именно у форта Маракайбо — трюк провернул пират Генри Морган (с которого Блад списан более чем наполовину, вплоть до получения поста губернатора Ямайки).
  • Толкин, «Властелин Колец» — орки в крепости Кирит-Унгол, захватив в плен укушенного Шелоб Фродо, решили, что его спутником был эльф или гондорский воин «с большущим мечом», которому удалось скрыться, а вовсе не такой же хоббит Сэм.
    • В голливудской экранизации одного из орков испугала тень выглядывающего из-за угла Сэма, внезапно показавшаяся ему огромной.
    • С таким соседством нервы будут ни к черту.
    • Следует помнить, что троп тут отыгран не в чистом виде: канон гласит, что, надев Кольцо, Сэм (и в книге и в экранизации) временно заполучил проклятую ауру, которая способна напугать сама по себе, особенно орка.
      • Да и от клинков эльфийской работы (а в руке у Сэма один из них) всевозможную нечисть корежит и плющит еще до того, как в них это попытаются воткнуть.
  • Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки»:
    • Павлуша ночью решил навестить Яву. В темноте оба встретили «страшного здоровяка» и едва отбились от него. Стоит ли говорить, что они отлупили друг друга?
    • Ява и Павлуша договорились при появлении преступника изобразить милицию: «Я говорю: „Руки вверх“, ты в это время светишь фонариком и кричишь: „Товарищ Валигура, заходите справа! Николай Иванович, заходите слева!“. Чтобы он думал, что нас много». Не сработало — нервы Павлуши сдали, и получилось только «Дядя милиционер, сюда! Дядя милиционер, туда!». К счастью, это был не преступник.
    • Во второй части Павлуша вспоминает, как они с Явой искали на кладбище ночью казацкое оружие и испугались кота, которого приняли за чёрта.
    • Да и таинственное лаврское подземелье перестало казаться Павлуше таким уж страшным, даже ночью, после того, как он узнал, что это всего лишь дренажная система для отвода грунтовых вод. А собравшаяся их попугать компания в итоге сама не на шутку перепугалась выстрела из стартового пистолета, на полном серьёзе принятого за ПМ.
    • В третьей части Ява сделал фотографию безголового призрака из местной легенды — несправедливо казнённого казака. Главгерои наделали много шума, но Призрак оказался сушащейся на плечиках нейлоновой рубашкой. А Ява психологически был настроен его увидеть.
  • «Интересные времена» — не верьте, если вам будут говорить про невидимых призраков-вампиров (общим числом — два миллиона триста тысяч девять).
  • Аберкромби, «Герои» — крупный отряд армии Союза просидел перед хлипкой вражеской стеной всю битву, думая что на стене сидит враг. А на самом деле там были чучела и один мальчишка, двигавший их.
  • Ким Лиггетт, «Год благодати» — девушки так запугали друг друга рассказами о призраках, что стали слышать их голоса в шуме ветвей и шагах животных. Также все ужасно боятся Кирстен, убедив себя, что она имеет мистическую власть над людьми. Сама Кирстен сперва намеренно провоцирует этот всеобщий страх, а потом и сама начинает верить в свои сверхспособности, что едва не стоит ей жизни.

Кино[править]

  • «Приключения жёлтого чемоданчика» — трусливому мальчику Пете, сидящему с выключенным светом в пустой квартире, вместо мебели мерещатся различные ужасы. (Похоже, напрямую опирается на стихотворение Маршака, вынесенное в эпиграф. Но фильм является экранизацией литературной сказки С. Прокофьевой о патологически трусливом мальчике и патологически депрессивной девочке.)
  • «Айболит-66» — Бармалей:
«

Зато так наступают Одни лишь храбрецы… — Ай! Ай! КРОКОДИЛ!!! Ай! А?

»
— Оказалась — коряга
  • Похоже, отсылка на оригинальное произведение о Бармалее, где его в конце крокодил глотает.
  • «Не может быть!» (новелла «Преступление и наказание») — Горбушкина (персонажа Пуговкина) вызвали к следователю как свидетеля аккурат после того, как он прочёл статью в газете об ужесточении наказаний для расхитителей. Как он собирался и что с ним творилось в кабинете следователя — надо видеть. А уж что началось после его отбытия в доме, ой!..
    • Не совсем корректный пример, поскольку Горбушкину очень даже было чего бояться, и то, что его вызвали свидетелем — это просто была «недоработка системы». Через неделю она была исправлена.
    • А вот во второй новелле уже точно наш случай. Заявившийся к любовнице Анатоль (О. Даль) шугается каждого шороха и кашля за стеной и вдруг начинает слышать грохочущие шаги. Не иначе муж вернулся! Открывается дверь и входит… кошка. С грохотом, ага.
  • «Конфуций» (2010) с Чоу Юнь Фатом: Конфуций успешно изображает с помощью своих учеников наличие огромной армии колесниц, отчего противник отступает.
  • «Один дома»:
    • Первые два фильма — просто вовремя включая угрожающие реплики гангстера и автоматную очередь из кинофильма, Кевин до одури пугает сначала доставщика еды и бандитов, а потом и целый персонал отеля.
    • Во втором фильме мальчик устраивает целое представление с надувным клоуном и аудиозаписью дядиного пения в ванной, чтобы прогнать дотошного администратора, нагрянувшего с проверкой в номер.
    • А сам юный герой по малолетству боялся печки, стоящей в подвале — ему казалось, что она «разевает» дверцу и грозно рычит «ЗдрааААвствуй, КееЕЕвин!..». Потом ему надоело трусить.
    • Он и на чердаке спать боялся, утверждая, что «там страшно». Чердак этот в кадре показывают — он хорошо освещён, достаточно уютен, и ничего страшного там вроде бы нет. Вот разве что места там очень, очень мало. Может, у Кевина ещё и клаустрофобия?..
    • А уж как он пугался сначала старого соседа, а потом одинокой голубятницы! Оба оказались хорошими людьми.
    • Спародировано в «В Филадельфии всегда солнечно». Шайка укатила на Суперкубок, но забыла Чарли в баре. Он, увидев на улице двух мужиков, похожих на «мокрых бандитов», перепугался и наставил по всему бару ловушек, а потом сам же в них и попался.
  • Короткометражный пародийный фильм ужасов «Геймеру крышка» (Gamer Over). Среди ночи пожилой толстый мужик, не в меру впечатлительный, до самозабвения заигрался в какую-то (японского производства?) видеоигру-ужастик с отличной графикой, да ещё на сверхдорогой HD-аппаратуре. В сюжете фигурировала какая-то страшная мёртвая дева с полуразложившимся лицом, закрытым длинными волосами, а-ля Садако Ямамура/Самара Морган из «Звонка». Мужик уже трепетал, уже еле держал геймпад… И тут в окружающей его темноте послышались неясные звуки (нет, не с экрана), и в кухню вошла белая девичья фигура с очень похожей шевелюрой и протянула к геймеру руку!.. Геймер чуть от инфаркта не скапутился. Но тут зажёгся свет, и это оказалась милая маленькая дочка геймера в ночной рубашке и с упавшими на лицо длинными красивыми волосами. Она откинула их, чтобы не мешали, и с очаровательной капризинкой произнесла: «Папа, я пить хочу». Мужик, трясущийся как студень, только и смог истерически покивать и выдавить из себя «А-ага»…
  • «Цельнометаллическая оболочка» — знаменитый финал фильма. Морпехи, исследовавшие руины изуродованного войной вьетнамского города, были атакованы крупными силами противника. Им пришлось вызвать подкрепление и даже танк. Потом оказалось, что никаких «крупных сил» не было, и против них воевала в одиночку пятнадцатилетняя девушка со снайперской винтовкой

Телесериалы[править]

  • «Мандалорец» — четыре мандалорца для имперских штурмовиков на грузовом транспорте превратились в десяток. Впрочем, возможно, здесь дело не только в страхе, но и в нежелании признавать перед вышестоящим начальством свою некомпетентность.
    • Председатель клуба зануд уведомляет, что у мандалорцев просто-напросто грозная репутация, и четверо вообще действуют как небольшая армия — несмотря ни на имперскую оккупацию Мандалора, ни на Осаду той же планеты. Камон, эти «зисисэвеи» наводили шороху на ДДГ 4000-5000 лет, на равных сражаясь даже с джедаями. Кроме того, в близкой к тем штурмовикам эпохе первыми охотниками за головами в разные времена считались мандалорцы Боба и Джанго Фетт. Поэтому нападение даже одного ястребиновизорного могло бы заставить солдат обделаться.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019)
    • 2 сезон, 4 серия. Проверяя электронную почту Нандор наткнулся на «письмо счастья», сулящее всем прочитавшим страшную смерть от рук Кровавой Мэри, если не переслать его десяти другим адресатам. Восприняв эту чушь на полном серьёзе (Ну а как иначе, там же три раза написано «Это не шутка!»), он показал письмо Лазло и Надии, после чего вся троица впала в панику и принялась спешно искать, кому передать проклятие. Гильермо, который мог бы развеять их напрасные опасения, в это время отсутствовал, а энергетический вампир Колин Робинсон вместо того, чтобы успокоить перепуганных кровососов, славно подкрепился их энергией.
    • 5 сезон, 5 серия. Давая интервью местному каналу по поводу прорыва трубы на улице перед вампирским особняком, Нандор допустил несколько глупых оговорок. Сначала сказал, что не помнит такого сильного наводнения с 1892 года, потом чрезмерно долго и подробно уверял, что имел в виду 1992ой, и под конец выдал, что живёт в этом районе уже много веков. Самое страшное, к чему это могло бы привести — это превращение его интервью в мем уровня женщины с кандибобером. Но Нандор решил, что безвозвратно порушил вампирский маскарад, и поставил на уши остальных вампиров. Чуть менее, чем всю серию они провели в состоянии паники. Надия и Гид собрались удариться в бега, Лазло составил «хитрый» план, сводящийся к тому, что нужно убить или хотя бы похитить журналистку Джоанну Роско, пока она не привела с собой многомиллионную армию зрителей восьмого канала. Колин Робинсон установил по всему особняку смертоносные ловушки. А Нандор стал готовиться к финальной битве людей и вампиров за Статен-Айленд. Иногда они выходили к остающейся на месте событий Джоанне и пытались исправить положение при помощи ещё более чудаковатых интервью, пока наконец не спалили маскарад уже по настоящему. Правда, надо отдать вампиром должное, к концу серию они смогли с частью выпутаться из опасной ситуации… которую сами же себе на ровном месте и создали!

Телевидение[править]

  • «Ералаш», эпизод «Чужой (наш ужастик)» — играется шутки ради: насмотревшись ужастиков, мальчик в темноте принял за Фредди Крюгера своего папу. «Эх, Вова… Что ж ты папку-то так, м?» (мнение настоящего Фредди Крюгера).

Мультфильмы[править]

  • «Страшная история» (из цикла «Приключения Хомы и Суслика») — почти вся про троп.
  • «Белоснежка» — когда героиня бежит по ночному лесу, ей мерещатся всякие чудища: ветки, за которые зацепился её плащ, она принимает за когтистые руки, а брёвна в озере — за крокодилов.
    • Что-то в этом роде происходит и в отечественном мультфильме «О том, как гном покинул дом», когда «ночью старенькому дому стало страшно одному».
  • «Ну, погоди!»:
    • 7-й выпуск («На корабле») — Заяц в трюме показывает шоу теней, а Волк, нешуточно испугавшись, бросает в «чудищ» свой фонарик, пробивая борт корабля (!).
      • Корабль то ещё плавучее чудо — снаружи вполне себе океанский лайнер со стальной обшивкой, что подтверждают кадры «в разрезе», где Волк задницей затыкает дыру, а в трюме мы видим, что обшивка — деревянная.
        • Как не странно, но такое было — первые броненосцы, еще середины XIX века, были устроены именно таким образом (надводная часть деревянного корабля обшивалась металлической броней). Потом изобрели торпеды, корабли стали полностью металлическими и чудо кончилось.
    • 11-й выпуск («В цирке»). Волк ненароком глянул в бинокль на сидящего рядом Зайца, увидел «гигантский глаз и чудовищную пасть» — и испугался чуть ли не до кондратия. Когда понял, в чём дело — в ярости погнался за Зайцем (тем более что тяжёлый морской бинокль упал Волку прямо на ногу).
  • «Незнайка на Луне»: похожим образом, что и Заяц из «Ну, погоди!», Незнайка, спрятавшись за большим листом, пугает агрессивно настроенного жука.
  • «Том и Джерри», выпуск под названием «Два маленьких индейца». Мышата Таффи и Тиффи, выряженные под индейцев, чуть ли не до смерти напугали кота Тома, нарядившегося американским первопоселенцем с енотовой хвостатой шапкой на голове. Средства в ход были пущены простенькие: с помощью тостера успешно изобразили дым сигнального костра; множество воланов для бадминтона с нарисованными на них угрюмыми мордочками сошли за большое войско мышей-индейцев, выглядывающих из-за забора и готовых атаковать «бледнолицего»; а боевая раскраска на морде спящего бульдога и убор воинственного вождя у него на голове оказались последней каплей. Если уж они и пса, и так не очень жалующего Тома, в свою веру втянули…
    • Выпуск «Котишка-трусишка»: Том наслушался перед сном страшилок по радио и теперь боится любого шороха, а Джерри решает этим воспользоваться для очередной шутки. Особенно эпичен момент с пылесосом и висящим над ним огромным белым халатом — этот нехитрый набор был принят перепуганным до полусмерти котом за привидение. А уж когда этим пылесосом затягивало кота — Том не иначе как вообразил (судя по реакции), что затащить его хотят прямо в преисподнюю…
  • «Дом для леопарда» Ан. Резникова (известного по хитам «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда»). Заяц и обезьяна напугали негодяя-леопарда, спрятавшись и грозно рыча в кувшины. Леопарду показалось, что обезьяну, у которой он затеял было отнять дом, «крышуют» какие-то огромные и страшные звери, с которыми лучше не связываться.
  • «Заяц и лягушки» — разумный заяц ухитрился испугаться… собственных ног, трепещущих под одеялом. Испугалось и всё семейство: заяц-старший даже прибежал с ружьём и начал угрожать им «неведомому монстру, забравшемуся в кровать сына».
  • «Сказка про храброго зайца» — заяц был поначалу так труслив, что испугался белочки.
  • «Капризная принцесса» — принцесса умудрилась запаниковать при виде обыкновенного зайчика (который её как раз не испугался, а скорее был полон любопытства). Такое чувство, что она вообще увидела зайца впервые в жизни![2] Это при том, что ей никак не меньше восемнадцати… даже если не больше.
    • Вскоре та же барышня новобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала) и заорать как резаная… а голодный медведь, который только что собирался жрать принцессу (он принял её за падаль, но это его не остановило), испугался этого вопля (нифига себе — падаль ожила!) и дал драла.

Мультсериалы[править]

  • «Кот Саймона», эпизод «Scaredy Cat». Вылезший из перины дивана когтистый «монстрик», напугавший дяденьку (опять-таки во время просмотра ужастика), оказался его же котом, облеплённым поролоном и пухом.
  • «Гора Самоцветов», сказка «Царь и ткач» — армия варваров до одури перепугалась четвероруких «злых духов» на крепостной стене, которых сделали из пустых доспехов с оружием и приводили в движение с помощью ткацких станков.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 9 серия. Эдди и Шелдон опасались переходить старый мост из-за легенд о живущем под ним тролле. Но когда в кустах рядом с ними что-то неожиданно зашуршало, они, перебрав все возможные варианты, пришли к выводу, что это огр, и перебежали мост — уж лучше рискнуть навлечь на себя гнев тролля, чем погибнуть от руки огра. Зря боялись, в кустах был не огр, а самый обычный скунс. …а вот гнев тролля, очень не любящего, когда ходят по его мосту, они действительно на себя навлекли.

Комиксы[править]

  • Комиксы об Астериксе. Жители Непримиримой Галльской Деревни не боятся ничего! За одним исключением: они боятся, как бы небо не упало им на головы (основано на реальных событиях — древние галлы IRL боялись того же). Несколько раз им показалось, что это уже происходит, особенно когда прилетели инопланетяне, огромный корабль которых завис над деревней а-ля «День Независимости» (был однажды такой случай, о котором галлы потом не помнили)… но и просто в случае сильной грозы — тоже.

Аниме и манга[править]

  • Cardcaptor Sakura — в одной из серий одноклассница ГГ обнаруживает, что в парке завелось нечто странное и весьма пугающее. На следующий день девочки отправляются в парк, чтобы выяснить, что там такое, и так пугаются, что убегают из парка с криками. Затем выясняется, что каждая из девочек видела что-то своё: кто монстра, кто призрака… а Томоё ошарашивает их заявлением, что видела гигантский пирожок с мясом. В парке хозяйничала карта Illusion, которая принимает вид того, чего человек больше всего боится или о чём в последнее время сосредоточенно думал. Томоё была голодна и поэтому увидела пирожок вместо пугалки.
    • Сакура до смерти боится привидений, даже страшные истории про них слушать отказывается. Несколько раз она даже боялась идти ловить карты, которые создавали впечатление призраков (например, Sing, которая пела по ночам в школе).

Видеоигры[править]

  • Mount & Blade: Warband (по крайней мере в Good Mod). Смоделирована «боязнь окружения» (см. Реальная жизнь), а также и упоминаемая в ПЛиО «боязнь конников», которой страдали средневековые лучники и арбалетчики. На ровном поле выстроилась целая полурота вражеских стрелков? А ну-ка налетим на них крохотным конным отрядиком, на большой скорости, гикая и размахивая клинками! Велика вероятность (но гарантии всё же нет), что они ударятся в паническое бегство, во время которого их можно невозбранно резать (хотя у многих из них спрятаны в hammerspace здоровенные алебарды/пики, и в строю они могли бы устроить конникам весёлый Грюнвальд).
    • Компьютер оценивает силу войска только количественно (например, можно выманить гарнизон на вылазку, приведя на осаду небольшой отряд элиты), так что если набить в гарнизон крестьян, завербованных разбойников и разношерстных рекрутов, то осаждать его будут реже.
  • Total War — получив достаточно повреждений, отряды бросают все дела и бегут за край уровня, по достижении которого выбывают из боя совсем. Иногда они могут по дороге передумать, и чтобы этого не произошло, можно послать за ними вдогонку… кого угодно. Да-да, именно так. Даже элиту можно прогнать какой-нибудь гумбой если она бегает достаточно быстро.
  • «Восточный фронт: Крах Анненербе» — в финале четвертой миссии, действие которой происходит на поезде, один из врагов будет панически орать в рацию что на поезд напала группа диверсантов, и они не могут её сдержать. А на самом вся группа диверсантов состоит лишь из вас.

Реальная жизнь[править]

  • Много раз имитация деятельности большой армии вынуждала противника отступать перед очень скромными силами. Разумеется, работает, если разведку по каким-то причинам провести невозможно или в неё набрали клинических олухов. Например, можно приказать воинам разводить лишние костры. Тогда издали армия будет казаться многочисленнее (кажется, этим пользовались в том числе наши казаки в Отечественную войну 1812 года, но нужны уточнения).
    • В меньшем масштабе — когда полтора снайпера создают у отряда противника впечатление, что там как минимум батальон.
    • Танки «На испуг» времён ВОВ — делались в Одессе, на Малой Арнаутской улице, чтобы напугать наступающую армию румын. Представляли собой трактора, наскоро обвешанные бронёй, прожекторами и пулемётами. Мультфильм по мотивам вынесен в эпиграф.
      • Трактор, обвешанный броней и пулеметами — это уже вполне серьезно. Да, против настоящего не сдюжит, а вот для поддержки пехоты против другой пехоты будет вполне полезен. Тропом это становится, когда «броня» фанерная, а «пулеметом» служит какая-то труба, торчащая наружу.
      • Делались они не только в Одессе на Малой Арнаутской, а везде, где видимость наличия танков могла дать хоть какое-то преимущество. И в условиях нехватки материалов трактора обвешивали просто крашеной фанерой вместо брони. О пулемётах далеко не всегда вообще шла речь.
        • Роммель активно и удачно использовал такую тактику (был прозван Лисом в том числе и за подобные уловки).
    • Первые серии штурмовика Ил-2 не имели хвостовой пулеметной точки. Когда на фронте появилась новая модификация, пулеметное гнездо на старой зачастую устраивали и при помощи крашеной черной краской палки от швабры. Случай не единичный — «пулемётные швабры» часто шли в дело на самолетах, из которых ради облегчения перед дальним вылетом выбрасывали всё, без чего можно держаться в воздухе с бомбами.
    • В свою очередь после Курской Дуги уже в Красной Армии возникла «тигро»- и «фердинандобоязнь». В реальности означенных машин было выпущено не так много (Фердинандов — вообще меньше сотни!) и с ними часто путали поздние варианты танков Pzkpfw III и IV (благо, издали они все выглядели сродни уже тогда существовавшему шоколаду Ritter Sport — «квадратиш, практиш, гут») и самоходки Nashorn (последние, впрочем тоже обладали той же самой убойной пушкой «Фердинанда», но вот бронёй не вышли).
    • Именно так работает «окружениебоязнь»: у не имеющих боевого опыта войск даже небольшая группа солдат противника, удачно вышедшая в тыл, может вызвать панику («Окружили!») и бегство с позиций, или даже привести к сдаче в плен.
    • Химическое оружие же! Его применение в Первую Мировую нагнало много страху… но при этом продемонстрировало весьма низкую эффективность. В результате, хотя разработка ОВ вовсю продолжалась, его применение в итоге стало считаться лютым «зашкваром» и уделом самых отмороженных диктаторов в странах «третьего мира».
  • Битва при Карансебеше 17 сентября 1788 года — педаль в асфальт. Группу пьяных австрийских солдат приняли за напавших посреди ночи на лагерь турок, в результате чего стотысячная армия устроила грандиозную битву сама с собой в стиле «Каждый за себя», а затем и вовсе разбежалась кто куда. Пришедшие через пару дней турки насчитали десять тысяч убитых и раненых солдат и присвоили победу себе.
  • Искусственно устроенный в нескольких областях России «соляной бум», во время которого люди скупали соль десятками килограммов из-за якобы истощения месторождений.
  • Шахматы (пополам с Сам себя перехитрил) — Давид Бронштейн прославился умением придумывать великолепные ответные ходы своего соперника и из-за этого самому воздерживаться от удачного хода, хотя оппонент до такого даже не додумывался.
  • Бейтсовская мимикрия — когда съедобный безопасный вид имитирует несъедобный или опасный. Например, мухи-журчалки, косящие под ос.
  • Нередко возникает у людей с ПТСР. Из-за пережитых неприятных событий вполне безобидные вещи могут казаться им угрожающими и наводить неприятные мысли.
  • И наверное практически любой человек хоть раз в жизни принимал впотьмах висящую на сушилке или лежащую на стуле одежду за непонятно как взявшегося в квартире незнакомца.
  • С оговорками — монструозные супертанкеры (т.н класс Ultra Large Crude Carrier), появившиеся после нефтяного кризиса 1973 года. Эти суда на 600+ тысяч тонн водоизмещения оказались живейшим воплощением крутой непрактичности и когда пришло осознание, что повторения кризиса не будет, то большая их часть очень быстро отправилась на слом.

Примечания[править]

  1. Да, сделать вылазку для разведки дону Мигелю (и оценить истинный масштаб «вторжения») тоже страшно.
  2. Предположение (как и последующее, насчёт лягушки) не столь фантастично, как может показаться. Позже выяснилось: эта же самая принцесса уверена, что, дабы подоить корову, нужно подёргать таковую… за хвост.