Гравитация сосёт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Gravity Sucks. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Главное в космосе не то, что космос — это очень высоко. Главное то, что космос — это очень быстро. »
— Randall Munroe, автор xkcd и whatif?

Подтроп от «Не в ладах с физикой», построенный на неверном понимании законов небесной механики. По мнению некоторых авторов, чем массивнее небесное тело, тем труднее удержаться на его орбите, а любой выпущенный из рук в космосе предмет тут же начинает падать туда.

Особенно часто от этого страдают чёрные дыры. Ну как же, стереотипнейшая Страшная Космическая Фигня, она просто не может не засасывать! Не приближайся к ней, засосёт и проглотит!

На самом деле с орбиты ничего просто так не падает (и, на самом деле, свалиться с орбиты весьма проблематично). Если тело находится на орбите, то оно уже фактически падает, но по такой кривой траектории, что пролетает мимо и никак не может упасть окончательно. Чтобы что-то упало с орбиты, надо, чтобы оно сильно затормозило и потеряло скорость. На низких орбитах вокруг планет с атмосферой такое может произойти само по себе — просто от трения о верхние разреженные слои атмосферы[1]. Может случиться и из-за разных хитрых взаимодействий нескольких массивных тел — но очень медленно. Ещё раз: очень. Именно это имеют в виду, когда говорят о том, что большинство орбит нестабильны: нестабильны в астрономических, ну максимум — исторических масштабах времени, потому что третье тело подсуропливает.

На более-менее вменяемых орбитах же вокруг тел звёздной массы ничего и никуда никогда не упадёт. И чтобы оно упало, нужно потратить немало дельты[2], чтобы вытормозить это тело.

  • Подвариант - "гравитация за забором". Вот тут у нас орбита, на которой вечно крутится космическая станция, но стоит приблизиться к планете на какую-то сотню-другую метров - всё, орбита кончается, падаем!

Инверсия тропа, такая же глупая, как и сам троп — это когда сосёт пустое пространство. Стоит что-то выпустить из рук в открытом космосе — и оно улетает в бездны пустоты. На самом деле выпущенный предмет продолжает двигаться с той же скоростью, с какой двигался в руке у растеряхи — и да, при отсутствии сноровки его можно таким образом упустить. Но сам по себе он в вакуум проваливаться не начнёт. Не верите? Поглядите ролик на ютубе, где космонавт "подвешивает" рядом с собой различные предметы, и они никуда не деваются. Физика одинакова как внутри МКС так и снаружи, и там будет ровно то же самое.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Алексей Толстой при писании любых произведений консультировался со специалистами, однако в «Аэлите» (1923) допущен-таки гравитационный лап: притяжение Марса «захватывает» ракетный корабль Лося, с всеми вытекающими.
    • Распространённый ляп для того времени: условные полдороги тянет к себе Земля, вторые полдороги притягивает к себе Луна (ну или куда ещё летят), невесомость — несколько секунд в точке, где притяжение Луны уравновешивает притяжение Земли.
      • На самом деле эта точка (L1) находится ближе к Луне чем к Земле, и да, там тоже невесомость. И да, в ньютоновской физике до L1 тянуть (с постоянно ослабевающей силой) будет Земля, а дальше - по нарастающей - Луна. И если бы гипотетический Лось вместо полёта на ракете лез по Очень Длинному Тросу, то он бы всё это чувствовал на собственной шкуре, ибо его скорость относительно первой космической невероятно мала. И любое тело, остановившееся (т.е. не имеющее горизонтальной составляющей скорости) в точке, выше или ниже L1 тут же начнет падать либо на Луну либо на Землю (а те что находятся справа-слева - будут дрейфовать к ней). Так что да, гравитация сосёт. НО!!! Космического корабля движущегося с космической скоростью это касается очень мало, более того, гравитационные отклонения сказываются не на его траектории, а на скорости, от которой эта самая траектория зависит. Векторы в школе проходили? Складывайте! Вот, собственно в чем заключается ошибка Алексея Толстого. Он консультировался не с теми специалистами, да и - честно говоря - в те времена таких специалистов было мало, и все были теоретиками.
        • Лядь, точка L1 в смысле точки Лагранжа - отнюдь не место, "где притяжения сравниваются", там в балансе сил и "центробежная" присутствует! Не говоря уж о том, что сама идея "чьё притяжение больше - туда и падаем" - совершенно идиотский троп, под стать заголовку. В небесной механике всё несколько интереснее.
  • Сосущей гравитацией отметился также Иван Ефремов в «Туманности Андромеды».
  • «Саргассы в космосе» А. Нортон — с обоснованием: Предтечи превратили всю планету в супероружие, способное генерировать поле, притягивающее корабли с неимоверной силой и черт-те с какого расстояния (судя по частоте катастроф — прямо из гиперпространства[3]), чтобы разбить их о поверхность планеты.
  • «Люди как боги» С. Снегова — также с обоснованием: Золотая планета у Разрушителей была одной огромной станцией, предназначенной для искажения метрики пространства. Казалось, что вырваться из пространственной «улитки» совершенно невозможно… пока герои со своим звездолётом не додумались сыграть в Звезду смерти.
  • Роберт Хайнлайн «Астронавт Джонс» — деконструкция. — Твой корабль по спиральной орбите падает на Солнце. Твои действия? — Я бы показался психиатру: спиральной орбиты не бывает (вольная цитата)<ref>
« - Предположим, ты летишь на корабле к Марсу, тебе объявили, а что силовая установка вышла из строя и корабль по спиральной орбите падает на Солнце. Что бы ты подумал об этом?
    - Я бы подумал, что  кто-то пытается напугать меня.   Во-первых, ты был  бы  не  "на"  корабле,  а  "в"  корабле,  Во-вторых,  спираль,   не единственная возможная  орбита. И  в третьих,  если бы  корабль летел на Марс  с  Земли,  он  никогда  бы  не  упал  на Солнце, их орбиты были бы несовместимы.
»
— из книжки, качество перевода неизветно, требуется оригинал фразы

<ref>.

Кино[править]

  • «Гравитация» (2013) — практически кодификатор (Gravity sucks). Астронавта Мэтта Ковальски (Джордж Клуни) уносит в космос неведомой силой. Отпустившую его Райан Стоун (Сандра Буллок) — отчего-то отбрасывает к станции. Похоже, аниматоры применили функцию гравитации к Мэтту и задали функцию упругости стропам парашюта, чтобы дёрнуть Райан, а станция была в программе «прибита гвоздиком». Невесомость на орбите? Не, не слышали.
  • «Зелёный Фонарь» — стоит немного приблизиться к Солнцу, и у Параллакса уже не хватит сил вырваться из его притяжения, а стоит отодвинуться, и гравитация вообще пропадает.
    • Вот это как раз вполне логично: и Фонарь и Параллакс движутся не с космическими скоростями (им это не нужно), и если Фонарь силой мысли может наколдовать себе ракету (но даже её тяги не хватает), то Параллакс будучи тупым чудовищем на такие фокусы не способен. А гравитация Солнца - это серьёзно, и чем ближе к нему - тем хуже. С другой стороны, внезапное пропадание гравитации - это безусловно ляп.
    • Не знаю как фильме, а комиксах Параллакс - специфический паразит, которому, во-первых, для каких-либо фокусов необходим носитель, а во-вторых, не совсем понятно есть у него вообще масса.
  • Просто феерический киноляп в «Мести Ситхов» — когда в начале фильма подбитый космический крейсер с главными героями на борту теряет управление и становится «вертикально» относительно своего прежнего положения, все незакрепленное начинает падать, словно гравитация исходит не от собственных систем искуственной гравитации, а от внешнего источника. Стоит кораблю выровнятся, как все становится нормально.
    • Такое могло бы быть, если бы крейсер не находился на орбите Корусанта, а был подвешен на соответствующей высоте на репульсорах со скоростью относительно поверхности Корусанта, близкой к нулю. А это, к слову говоря, единственный способ для таких кораблей находиться близко от планеты. Но всё таки у них космос - это океан, и крейсер постигла участь Титаника.
    • В «Возвращении джедая» протараненный повстанческим истребителем «Палач» начинает падать, словно сбитый самолет. Хотя, возможно, после сноса рубки у него просто заклинило управление. Что кстати совсем недалеко от истины. ЗКП в недрах корабля? Не, не слышали.
  • «Чёрная молния» — в финале машина главного героя (та самая «Молния») доталкивает машину главгада до орбиты. У обоих заканчивается топливо. Мерседес главгада остаётся вращаться на орбите, а Волга героя падает вниз (и всё с ней в порядке, но это уже другой вопрос).
  • «Напролом» — стоило главному герою и дочери президента оттолкнуться от поверхности космической тюрьмы, сразу же полетели камнем вниз.
  • «Стартрек: Возмездие» — после потери питания, «Энтерпрайз» начинает срочно падать на Землю… вот только находился корабль вблизи Луны, так что если падать, то на Луну. Да и происходит это в течении минут, а не дней.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — в одной серии, Доктор попадает на планету на орбите чёрной дыры. Он считает, что это невозможно. На самом деле, нет никаких причин, по которым планеты не могут удерживать устойчивую орбиту вокруг чёрной дыры, если планета находится за горизонтом событий. Падать в дыру планета не будет, вернее будет, но всегда мимо (то есть, висеть на орбите).
  • «Орвилл» — в пятой серии, капитан и несколько офицеров отправляют на челноке на комету, падающую на звезду, чтобы спасти капитана грузового судна. Едва успев улететь с кометы, они летят от звезды, когда вдруг они как будто бьются о стену и начинают падать. «Орвиллу» приходится поймать их гравитационным лучом. На самом деле, если им уже удалось начать разгон от звезды, то они могли бы запросто вылететь.

Аниме и манга[править]

  • Gundam ZZ — флот Оси направляется к Земле и уже готов войти в её атмосферу. Его преследует «Аргама», которая также вынуждена войти в атмосферу. А между ними сражаются мобильные доспехи, часть из которых ко входу в атмосферу не приспособлена — и пилотов предупреждают «осторожно, не войдите в гравитационный колодец». Как будто это такая граница, под которую влетаешь — и сразу начинаешь падать (такая граница есть, это граница атмосферы; но есть и другая граница, расположенная чуть дальше, и всё мало-мальски здоровенное что её пересекает - разваливается на части. Называется "предел Роша").
    • Возможно, речь идёт об очередном кривом переводе — и в оригинальной сцене на японском имелось в виду «вернитесь на борт корабля до того, как мы войдём в атмосферу». Так что всё правильно - в атмосфере доспехи, не обладающие аэродинамикой корабля Союз тут же тормознутся до скорости ниже космической, сползут в плотные слои, развалятся в гиперзвуковом полете и сгорят к чертовой матери.

Где не встречается[править]

  • Артур Кларк, «Фонтаны Рая» (космический лифт имеет совсем не орбитальную скорость):
«

Повернув ключ клапана «СБРОС МОЧИ», он со страхом услышал слабый взрыв у днища «паука». Тут же там возникло облачко мерцающих звездочек, похожее на микроскопическую галактику. Моргану показалось, что на какую-то долю секунды оно неподвижно застыло, а потом камнем ринулось выше. Через несколько секунд облачко стянулось в точку и исчезло.

Ничто не могло нагляднее показать, что он все еще остается пленником земной гравитации. Он вспомнил, как при первых орбитальных полетах астронавтов весьма озадачивал ореол ледяных кристаллов, сопровождавший их вокруг планеты. Потом, когда все выяснилось, его с чьей-то легкой руки назвали «созвездием Урион». Но здесь ничего подобного случиться не может — любой оброненный предмет тут же рухнет на Землю. Да, Морган не астронавт, упоенный свободой невесомости. Он находится внутри 400-километрового здания, а сейчас откроет окно и встанет на оконный карниз.

»
— думаю не следует напоминать, что подобные вавилонские башни построить невозможно, а если бы и было возможно - какой дурак сделает открывающееся окно на высоте в 400 км (триста этажей официально в космосе, а двести - ещё и на нижней опорной орбите -- думаю для нечитателей стоит все же напомнить, что под башню подводится обоснование, а Морган "становится на карниз" в совершенно переносном смысле - он выбирается из кабины "паука", висящего на алмазных лентах между небом и землёй )
«

— Пробую костюм — совершенно эластичен — выхожу на площадку — не волнуйтесь! — левая рука закреплена предохранительным ремнем. Вижу гайку под решеткой площадки. Думаю, как до нее добраться… Стою на коленях — не очень удобно — достал! Теперь посмотрим, поддается она или нет…

Слушатели напряженно застыли, потом раздался общий вздох облегчения.

— Прекрасно! Пошла, отвинчивается легко. Уже два оборота — сейчас — еще чуть-чуть — слезла — БЕРЕГИТЕСЬ ВНИЗУ!

Раздались приветственные возгласы и хлопки, кое-кто в притворном ужасе съежился и закрыл голову руками. Другие, не понимая, что падающая гайка прилетит не раньше, чем минут через пять, и упадет в десяти километрах к востоку, казались не на шутку испуганными.

»
—  неслабая горизонтальная составляющая скорости у гайки... А башню почему не сдувает? -- для неучей - так как система вращается синхронно с Землёй, то её более отдалённые части двигаются быстрее. Хотя друго относительно друга (и воздуха) - неподвижны. При падении гайки её касательная скорость (грубо говоря) сохраняется, а угловая растёт и она начинает обгонять поверхность Земли. "Ответственная" за это кажущаяся сила называется Силой Кориолиса (завязанный на неё эпизод есть и в серии ТМ про Лунного Коршуна).

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Большинство наших космических объектов — спутников и станций — либо на таких орбитах, либо на геостационарных поэтому они нуждаются в периодической коррекции курса. На низких орбитах трёт атмосфера, на геостационарных — суропит Луна. Но геостационарные спутники не падают, они просто уплывают, куда Макар телят не гонял как и всяко-разный прочий мусор стремясь либо скучковаться (несколько тел на одной орбите стремятся занять разные орбиты), либо во что-то врезаться (что бывает редко даже в астероидном поясе), либо вылететь нафиг из системы (что бывает только с объектами имеющими сильно вытянутую орбиту, и то если им повезёт, если не повезёт - их орбита скруглится, и то и другое делает Луна, но в разные моменты времени - её орбита тоже эллиптическая). Падают же именно околоземные тела, располагающиеся на нижней околоземной орбите (200-2000 км), причем в основном их сдувает с орбиты солнечный ветер.
  2. Δv, изменение скорости. Полёты за пределами атмосферы полагаются на т. н. импульсные манёвры — двигатель включается на короткое время, меняя вектор скорости аппарата. Теоретически возможны и брахистохронные манёвры — когда двигатели работают всю дорогу. И это очень круто, так как нехило ускоряет космические путешествия. Но единственный известный нам способ так летать — это взрыволёт «Орион», который летает на атомных бомбах (ну или любой другой аппарат с офигенно высокой скоростью истечения). В любом другом двигателе кончается топливо / реактивная масса где-то от первого часа до первых суток такого полёта.
  3. Скорее всего, так искривляет гиперпространство, что ничего не подозревающие корабли вместо своей точки назначения выскакивают из гипера рядом с Лимбо.