Для боя нужно спешиться

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Для боя нужно спешиться — штамп, очень популярный в кино. Противник, вместо того, чтобы, не слезая с седла, зарубить пешего, сам добровольно спешивается и рубится так. В особо тяжких случаях спешиваются оба. Причины сего штампа банальны — конный бой сам по себе сложный трюк, особенно джостра. Каскадеров, умеющих его работать, и обученных лошадей даже в Голливуде не так много. Лошади, знаете ли, страшно не любят падать. Кроме того, риск на площадке прямо пропорционален количеству участников, а уж если половина участников — животные неразумные, то с первого дубля нечего рассчитывать на успех, а каждый съемочный день — бешеные деньги. Добавим сюда обязательную страховку для каскадеров — как двуногих, так и четвероногих. Плюс желание режиссера снять побольше крупных планов с отчетливо видными лицами. Плюс любовь многих актеров к самостоятельному выполнению трюков. Короче, просуммируем все это — и станет понятно, почему продюсеры в большинстве своем ставят на сцене конной сшибки жирную печать «ОТКАЗ». Особенно продюсеры телесериалов.

Аналогичным образом обстоят дела во многих компьютерных ролевых играх: лошади в них присутствуют как средство передвижения, но конный бой в игре невозможен. Дело в том, что сделать motion-capture конного боя трудновато, а сделать качественно вручную отдельные анимации для конного боя — не всякому дизайнеру под силу, по причине смутных представлений о конном бое. А вот в стратегиях конный бой присутствует (потому что камень-ножницы-бумага), но часто всадник и конь представляют кентавра — одно целое: как правило, невозможно поразить только всадника или только коня, да и всадник никогда не слезает с коня. И анимировано столь же детально, пара десятков спрайтов (кадриков) на все действия (движение, атака, получение удара, простой, смерть) для старых игр, или не больше ключевых поз для современных трёхмерных. Хотя в данном случае больше и не нужно, отдельный всадник занимает мало места на экране и не является центром внимания, тут важны толпы юнитов и их координация.

Краткий экскурс в конный бой[править]

Чтобы конный бой имел место, он должен иметь смысл. То бишь:

  • Верховая езда — штука сложная, требующая для получения хороших результатов обучения с самого раннего детства, чего бы всадник не решил сделать с вражиной, будучи в седле. Требуется либо сословие конных воинов (например, рыцарей), либо поставленное на поток обучение простолюдинов конному делу (как это было сделано в рекрутских армиях Нового времени), либо жизнь на фронтире до того, как автомобиль из роскоши превратился в средство передвижения. Ну или кочевники со своим «кто не скачет — тот не кхал».
    • Что одно, что другое требует от государства, которое принимает их на службу, немалых денег, поскольку содержание кавалерии — очень недешевое удовольствие. Так, Священная Римская Империя была знаменита в том числе и своей конницей, а Швейцария в период борьбы за свою независимость была ужасно бедна и ни о какой кавалерии не могло быть и речи, что вынудило их разработать новую тактику, положившую, собственно, начало конца конницы.
  • Стремя. Без него можно, но очень неустойчиво: кроме того, что сама по себе езда без стремени требует усилий для того, чтобы удержаться в седле на любом аллюре быстрее шага, всадник не может адекватно вступать в ближний бой, так как любое действие порождает равное противодействие, которое надо будет удержать вкупе с необходимостью отклониться для нанесения удара. Правда, отсутствие стремени не исключает дальнего боя, копейных ударов сверху вниз. Или додумавшихся привязать длиннющую фигулину под названием «сарисса» к самой лошади катафрактарии, но и эта конница не была лишена недостатков, например, вкупе с отсутствием стремян они еще были очень тяжело забронированы, что лишало их всякой свободы передвижения в седле.
    • Рыцари появились именно благодаря изобретению стремени, в хвост и в гриву разогнав всех других претендентов на остатки Римской Империи копейным таранным ударом, вообще невозможным без стремян.
  • Тупая пехота. Ну или в чем-то слабая. Как основная цель танка — не другой танк, так и основная цель всадника обычно — не другой всадник. В некоторые моменты времени эта основная цель была (кстати, и сейчас есть) не по зубам коннику, что делало конный бой бессмысленным: греческие гоплиты и ландскнехты, ощетинивавшиеся древковым оружием, например, или вооруженные винтовкой пехотинцы Первой мировой.
  • Подходящее оружие, которому не может противостоять пехота. Например, в XVI в. количество мушкетеров в армии было невелико в сравнении с количеством, скажем, пикинеров. В то же время в массы уходит давнее изобретение Леонардо да Винчи — колесцовый замок, давший возможность всаднику стрелять из огнестрельного оружия, что раньше было невозможно. Это породило новый вид конницы — рейтар, которые просто подъезжали к ощетинившимся пиками пехотинцам из предыдущего примера и безнаказанно расстреливали их из пистолетов, сменяя ряды и перезаряжая их. Но стоило количеству пикинеров к XVII в. сильно упасть, освободив место для новых мушкетеров, как рейтары тут же начали терять силу, в конце концов уступив позицию главной тяжелой кавалерии кирасирам, делавшим ставку как раз на ближний бой.
    • Более ранний пример — рыцари, которые своими копьями массово протыкали недисциплинированную пехоту средневековья , и которые продули этой же пехоте, когда она в XIV—XV вв. освоила фалангу из пик, баталии и терции.

И т. д. Короче говоря, конный бой действительно не всегда имеет смысл, и даже если в конкретном сеттинге все условия соблюдены, это еще не означает, что конкретному герою в конкретной ситуации действительно будет выгоднее вступать в бой конным.

Сеттинги, где есть правдоподобный обоснуй для спешивания[править]

В принципе, любой сеттинг, в котором для конкретной ситуации соблюдается одно или более из перечисленных выше условий.

  • Бронзовый век, ранняя античность — нет стремян, и потому высок риск в ходе ближнего боя свалиться с коня. Египтяне вообще предпочитали колесничный бой: возница правит, воин за его спиной разит врага дротиками, либо стреляет из лука, ну или бьет копьем. Да и у них колесницы (и лошади вообще) появились далеко не сразу, а только после гиксосского нашествия.
    • У более продвинутых в этом деле хеттов колесница была не двух-, а трехместная, с узкоспециализированным экипажем: возничий, лучник и копейщик.
    • А вот герои Гомера, в отличие от современных им египтян и хеттов, даже колесничным боем не владели: колесница использовалась ими исключительно для скорейшей доставки героя на поле битвы, где он тут же спешивался!
  • Античность классического периода — греки жили в полисах, где малость несподручно овладевать навыками конного боя, плюс могли позволить себе дисциплинированную дорого одетую пехоту, которая в ближнем бою рвёт кавалерию как Тузик грелку. Как следствие, основной ударной силой греческих городов-государств были тяжелые пехотинцы — гоплиты. В этом ополчении служили в основном люди состоятельные (бедняки шли во флот), кони у них имелись — но использовались только для перемещения с места на место. За века такой войны греки довели тактическую единицу гоплитов — фалангу — почти до совершенства. Ощетинившийся копьями щитовой строй был практически непробиваем (по крайней мере, в лобовой атаке, с боков — очень даже: см. пример ниже). Однако Филипп Македонский таки пробил, т. к. в его фаланге копья были длиннее. Этим совершенством и воевал Александр Македонский.
    • Македоняне вели другой образ жизни, города у них было маленькие, строй был не полисный, а ближе к феодальному. Им было где оттачивать науку конного боя, поэтому у Филиппа и Александра была также прекрасная тяжелая конница.
  • Республиканский Рим предложил тактическое новшество, покончившее с фалангой — легион в «шахматном» построении. Да, в состав легиона входили конники, и было даже сословие «всадников», но они носили настолько вспомогательный характер, что в конце концов римляне просто плюнули и стали пользоваться наемной либо союзной кавалерией (но это случилось уже в эпоху принципата).
    • Да-да, все по той же причине: Рим был долгое время типичным полисом и его гражданам негде было овладевать как следует верховой ездой. Зато в период поздней республики и в имперский период недостатка в хороших кавалерийских офицерах из римских всадников не было.
  • Китай. Конница практически всегда наемная и варварская, а сами китайцы бьются в пешем строю[1]. Нет, бывали эпохи, когда конница оказывалась в фаворе (особенно когда у руля были «конные варвары» — например, эпоха Юань), но в сравнении со всей историей Китая это так, мгновения.
  • Эпоха викингов — хотя скандинавы и любили коней, но воевать они предпочитали пешком. Через море кони ездить не любят, а то, что ты успел раздобыть на месте методом честного грабежа, как правило, годится только для обычной езды и перевозки грузов.
  • Аналогично — Русь и другие славянские государства раннего средневековья. В болотистых лесах славянской прародины особо верхом не покатаешься, и всадники из наших предков были, увы, неважные, за исключением антов — но на то они и славянизированные сарматы. Собственно, именно этому обстоятельству обязана своим рождением Болгария: у славян не было конницы, у тюрок-булгар — пехоты, вот и стакнулись два племени.
  • Франция, раннее Средневековье — многие лучники передвигались на конях, а вот стрелять с коня не умели.
  • Франция в эпоху Столетней Войны. Нередко французские короли усиливали пеший строй рыцарями пеший строй. Или англичане устраивались в таких местах, куда на коне просто не доедешь. Приходилось вылезать из седла и атаковать пешком под ливнем стрел.
  • Дикий Запад — лошадь стоила дорого, ее берегли и лишний раз под пулю не подставляли. Кроме того, развитие огнестрельного оружия значительно повысило риск словить пулю, так как противник, промахнувшись, не принимался спешно перезаряжать мушкет, а продолжал стрелять; в результате разумнее стало, спешившись, перестреливаться из-за укрытий. Конечно, приход кавалерии — крайне популярный троп в тематике Дикого Запада, но главный герой почти всегда будет вступать в перестрелку пешим. Да и то сказать, приехавшая кавалерия врагов порубит саблями, а не перестреляет. Во время гражданской войны в США успехи кавалерии были связаны с тем, что для нового вооружения еще не была толком разработана тактика использования, и кавалерия сильно превосходила пехоту по умению воевать. При этом все равно неся огромные потери. Надо заметить, что попытки северян порубить южан саблями часто кончались тем, что их расстреливали. А южная кавалерия вообще даже не пыталась рубить, а ограничивалась стрельбой, хоть с коня, хоть спешившись.
  • Войны XX в. — плотность огня, которую могло создать вооружение пехоты и появление на поле боя бронетехники привело к невозможности конных атак за исключением случаев, когда противник был застигнут врасплох или деморализован. И польские уланы в 1939 г., и советские кавалеристы в ВОВ (не говоря уж о конниках Первой Мировой) сражались в основном в пешем строю, передвигаясь верхом (т. е. фактически являлись драгунами). Даже знаменитый миф о польских кавалеристах, рубящих танки, связан с тем, что во время конной атаки на деморализованную пехоту поляки были контратакованы немецкими броневиками. Поминаемый по поводу и без повода миф об атаках советских кавалеристов с шашками на танки вообще непонятно откуда взялся.
    • В предвоенном СССР имело место сильное увлечение всем высокотехнологичным, включая совершенно фантастические проекты типа «паровых пушек», рельсотронов и беспилотных истребителей. В этой связи кавалерия рассматривалась как нечто устаревшее и для грядущих войн бесполезное. Соответственно, конницу сильно сократили. Однако уже первые недели войны показали, что тактические ниши для кавалеристов еще остались и конницу стали спешно восстанавливать. Самое забавное, что похожая ситуация сложилась и у немцев, только чуть позже, когда стало ясно, что блицкриг не слишком удался, и война станет затяжной. А бензина с соляркой чтобы возить всю пехоту на моторах не напасешься.
    • Зимой 1944 имела место быть атака в конном строю на полностью небоеспособных (голод, обморожение, отсутствие боеприпасов, отсутствие сбежавшего командования) немцев в Корсунь-Шевченковском «котле» — там уж это было безопасно и очень эффектно, казачки из 5-го гвардейского Донского казачьего корпуса продемонстрировали околевающим несостоявшимся «нибелунгам» всадников апокалипсиса.
    • А вообще под конец войны кавалерия в РККА использовалась в создании внешнего кольца окружения — вылавливать просачивающиеся по лесам мелкие группы противника.
  • Африканские конные подразделения — португальские «Ангольские драгуны», родезийские «Скауты Грея» и южноафриканский полк лёгкой кавалерии — также использовали лошадей только как транспорт, а в бой ходили уже пешими.
    • Конные патрули до сих пор используются многими африканскими странами для борьбы с браконьерами.

Примеры[править]

  • Oblivion — на лошадях ездят только сам ГГ, патрульные стражники на дорогах и редкие курьеры и знатные путники. Анимация конного боя начисто отсутствует, но если спешиться, то лошадка тоже может драться.
  • Skyrim — до определенного патча была та же ситуация, но потом появились анимации конного боя, и ГГ стал единственным их обладателем. Кстати, можно стать единственным в игре конным арбалетчиком!
  • Heroes of Might and Magic — все герои во всей серии показаны на глобальной карте конными. В 1-3 частях герои лично не участвуют в бою, но во 2 и 3 на экране боя нарисованы конными (в первой они вообще сидели в палатках). В четвертой части есть кавалерия (темные рыцари, чемпионы), и даже герои ходят в бой лично, но лошадьми они почему-то в бою не пользуются, передвигаясь пешком, хотя некоторые из их питомцев представлены как отдельные юниты. В пятой части герой может атаковать, но, как и в 1-3 частях, не огребает в бою, в связи с чем его конность ни на что не влияет.
  • «Запретное царство»: все противники Джеки Чана обязательно спешиваются.
  • Nanatsu no Taizai — что «грехи», что Святые рыцари всегда дерутся пешком. Да и то сказать: какая лошадь нужна, например, для великанши Дианы?
  • World of Warcraft — перемещаться на маунте под градом ударов можно, но стоит только атаковать самому, как скакун магическим образом исчезает, и герой оказывается пешим.
    • Отдельные способности или улучшения позволяют вести бой на маунте, но далеко не всегда и не везде.
  • «Смертоносный воин», 1-я серия 3-го сезона «Джордж Вашингтон против Наполеона Бонапарта». Колишемард Вашингтона эксперты признали лучше сабли Наполеона, потому что он лучше в пешем бою, а поэтому Наполеон не стал рубить саблей пешего Вашингтона и спешился сам, отчего и продул — пожалуй, самое откровенное натягивание одной из сторон в истории программы[2]
    • Американцы из семи выпусков во всех трех сезонах загадочным образом проиграли только в первый и последний раз — российскому спецназу.
  • Последний кольценосец — Командарм-Юг спешился перед дунаданом, но напасть не успел — получил удар в спину от его помощника. а напишем, что тебя убил не я, а баба. Или карлик, вот такусенький, с мохнатыми лапками
  • Князь Пустоты — начало первой книги. Мекеретриг, перед тем как вступить в бой с Келлхусом, спешивается. Скорее всего от того, что недооценивает своего противника.
  • Kingdom Come: Deliverance — фитилек прикручен: с коня можно и бить мечом, и стрелять из лука, и даже есть перк, усиливающий удары с коня. Но вот такой важной вещи для рыцаря, как таранный удар копьем, здесь нет, де-факто за ненадобностью. Сражения, в которых принимает участие протагонист, довольно мелкие, и ведутся силами ваффенкнехтов с мечами, топорами, палицами и алебардами.
  • сериал Knightfall (дословно «падение рыцарей», в переводе «падение ордена») — приехавшие тампильеры вместо того, чтобы порубить бандитов ударив им во фланг не слезая с коня, спешившись выстроились для лобовой атаки. В свою очередь бандиты вместо того чтобы немедленно атаковать спешившихся тампильеров не дав им выстроится, стали ждать пока они ровно выстроятся.

Где не встречается[править]

Литература[править]

  • Гомер, «Илиада» — сцена, где колесничный экипаж Ахиллеса бомбардирует врагов стрелами, дротиками и ударами. Таких 1-3 штуки сцен, а так колесницы используются для быстрой и безопасной доставки героев к полю брани.
  • Сергей Бородин, «Дмитрий Донской» — герои, от Бегича до самого Дмитрия, предпочитают драться на лошадях. А если лошадь убьют, стараются сбить вражеского юнита и воспользоваться его транспортом для продолжения боя. Вполне исторично: согласно хроникам, под тем же Донским в битвах регулярно меняли коней.

Кино[править]

  • «Кочевник»: Джейсон Скотт Ли отбивается врукопашную (без оружия), не слезая с седла, его противники (вооружённые) тоже с коней не слезают.
  • «Железная хватка» (True Grit) — федеральный маршал Рубен Когберн любит рассказывать историю о том, как он скакал на коне в атаку, стрелял из кольтов с двух рук. В конце фильма он даже демонстрирует это.
  • «История рыцаря» — не просто конные поединки, а джостра! Правда, для безопасности съёмок взяли не кольчуги и вёдра той эпохи, в которой происходит действие фильма[3], а гораздо более поздние полные латы.
  • «Властелин Колец (экранизация)»
  • «Братство клинков» — Дин Сю не собирался спешиваться, но под ним подстрелили лошадь раньше, чем он успел вступить в ближний бой, а затем его попытались зарубить не слезая с коня. Причём, Дин Сю вооружён двуручником, которым и собирался рубить не слезая с коня, но ему пришлось сражаться пешком против маньчжурских всадников с саблями.

Телесериалы[править]

  • «Троецарствие» — как одиночные, так и массовые конные сшибки показаны с размахом. Тем более, что именно в эту эпоху у Цао Цао, китайская тяжёлая кавалерия достигла пика своего развития (позднее, при династии Тан, тоже было много кавалерии, но только это были уже более лёгкие наёмники с луками, а не тяжёлые всадники на одоспешенных конях).
  • «Игра престолов» — есть и джостра, и военные столкновения конников, и просто любопытные сцены, вроде сражения Даарио с чемпионом Миэрина. Даарио вышел на поединок без лошади, но его противник не соизволил спешиться, чтобы вести бой на равных. Впрочем, ему это не помогло.

Мультфильмы[править]

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — в начале мультфильма Илья сражается с бандой Соловья-разбойника прямо в седле, и конь Бурушка активно помогает ему в этом.

Манга[править]

  • Берсерк: Гриффит и все его ребята никогда не спешиваются без необходимости и совершенно не стесняются рубить пеших, не слезая с седла. А Гаттс силён настолько, что рубится двуручником, не слезая с коня.
    • Что как раз поперёк исторической правды и вообще правды жизни: цвайхандер — пехотное оружие, а Гаттс — типичный доппельзольднер и именно в этом качестве сражался до присоединения к Ястребам.

Видеоигры[править]

  • Во многих старых МПМ навык «верховой бой» присутствовал, позволяя при хорошей прокачке увеличивать урон, а при плохой — позорно мазать по цели. При этом нередки были казусы типа «низколевельный богатырь верхом на лошади голыми кулаками дерётся с ёжиком». Впрочем, автор этой правки не припоминает мобов, которые бы ездили верхом на других мобах.
  • Total War: Rome II — перед боем всадникам можно приказать спешиться, однако польза от этого финта есть разве что в горах да при штурме городов: во всех остальных случаях кавалеристы будут куда полезнее верхом на своих скакунах.
    • Начиная с Empire всадники могут спешиваться и седлать коней прямо в процессе боя. И это может оказаться действительно полезным из-за настройки игромеханических бонусов разных видов войск (самый простой пример — слабые духом и доспехом копейщики. Безальтернативно уничтожают столкнувшиеся с ними отряды конницы, но столь же безальтернативно бегут от той же конницы, идущей в атаку пешком).
  • Mount & Blade — редкий пример игры с детально проработанным конным боем. Более того, здесь у всадников реальное преимущество: если удар нанесён на определённой скорости, даётся нехилый бонус к урону (от пары десятков до пары сотен процентов; можно провернуть данный фокус и пешим, но это гораздо сложнее). Несколько конников за счет маневренности без проблем бьют пехоту. А если у вас есть отряд рыцарей на бронированных дестриэ, то можно вообще не заморачиваться на том, чтобы кого-то чем-то бить: они могут тараном раскатать шайку разбойников. Да что там: можно в одиночку на хорошем коне разбить полностью пехотную армию в 100 человек.
    • А вот в мультиплеере всадники часто спешиваются для боя, если на поле боя есть хоть какие-то препятствия, которые использует пехотинец.
    • Увы, в игре возникла обратная проблема — боты не умеют противостоять лошадям от слова совсем, особенно если в седле ГГ — потратив час реального времени, можно перебить хоть тысячу воинов, порой выкручиваясь даже будучи окруженным, потому что благодаря местной механике удары в таком случае в основном проходят вскользь, а стащить всадника с седла воины не умеют.
  • Stronghold 2 и Stronghold Legends: рыцарь и его конь — это 2 разных юнита, и после смерти лошади рыцарь спокойно продолжает бой пешим. То же касается и научившихся седлать лошадей лордов.
  • War of the Roses — можно купить коня и драться верхом, но большинство игроков ходит пешком, так как некоторые косяки игры сводят все преимущества конного боя на нет: если враг не убит первым же ударом, он сможет перевязаться за 5 секунд и снова быть в полном здравии. При этом кроме того, что коня надо сначала разблокировать («купить»), чтобы кони были доступны в бою, придется также отказаться от навыков, отвечающих за ускоренное передвижение пешком.
    • Обоснуй — во время Война Войны Роз действительно даже рыцари часто спешивались и шли в бой вместе с пехотой.
  • Игра «Трудно быть богом». Бой на коне возможен, причём в двух вариантах: простой удар и с разбега. Правда, так велик риск потерять лошадку — особенно в начале игры, когда навыки не прокачаны.
  • Daggerfall — единственная игра в линейке, где конный бой возможен с самого начала, причем драться можно любым оружием.
  • Shadow of the Colossus — многих противников одолеть только пешком в принципе невозможно, а некоторых крайне проблематично.
  • Sacred — некоторые навыки нельзя использовать верхом, и только. Для 2004 года, когда вышла первая часть, возможность вести бой из седла выглядела очень круто.
    • круто, но непрактично. Потому что до выхода дополнения Underworld здоровье лошади никак не зависело от уровня персонажа. Уровню к пятидесятому здоровье персонажа увеличивалось в десятки раз, а здоровье лошади оставалось прежним. Как следствие, высокоуровневые монстры убивали ее с одного удара.
    • Для лесной эльфийки существует эксплойтная багофича — возможность стрелять на полном скаку, как правило, нарезая круги вокруг мишени.
  • «Battle Realms» — почти каждого юнита (кроме разве что бомбардиров) можно усадить на коня и бросить в бой. Скорость передвижения изрядно увеличится, а особая атака позволит лошадке лихо лягаться. Правда, недоступными становятся особые навыки самих бойцов.
  • В MMORPG «Lord of the Rings Online» с одним из дополнений ввели полноценные конные бои. Возможности верхового боя сильно зависят от класса игрока и выбранного типа скауна: легкого, среднего или тяжелого. Присутствуют соответствующие ветки талантов, что открывает весьма широкий выбор возможностей. Забавно то, что с лошади можно драться таким оружием как двуручный меч или молот.
  • В беларуской историко-фентезийной RPG «Легенды Эйзенвальда» система конного боя реализована довольно достоверно. Всадник в бою имеет заметные преимущества перед пехотой, отдельно считаются его хит-поинты и «равновесие» (при полной утрате которого наездник падает с коня, но не погибает, а продолжает бой пешим), при штурме крепостей всадники спешиваются автоматически. Кроме того, при желании можно спешить конника и просто по своему желанию.
  • «Ведьмак 3» — Геральт вполне может рубить супостатов, не слезая с лошади. При правильно прокачанной Плотве (которая вдобавок бессмертна) это довольно весело и удобно, ибо ударом с седла проламывается любой блок — но нервы у неё не железные, и при встрече с монстрами действительно лучше спешиться, иначе велик риск, что перетрусившая скотина выкинет наездника из седла, и пока он будет очухиваться, его уже съедят.
    • Конные враги тоже встречаются. Но одного Аарда или Аксия хватает, чтобы они полетели из сёдел.
  • The Legend of Zelda: Breath of the Wild — аналогично предыдущему примеру. Конный бой реализован довольно неплохо и встречаются конные враги. Вот только тут лошади смертны, хоть их и можно воскресить.
    • The Legend of Zelda: Twilight Princess — весь бой с вождем бокоблинов необходимо вести верхом на лошади, так как он сам ездит на боевом кабане. Предпоследнюю схватку с Ганондорфом, Линк и Зельда так же ведут верхом. Вот только после того, как они убивают его лошадь, Линк спешивается для финальной схватки.

Где это в тему[править]

  • Alexander: в македонской армии основной ударной силой тоже была пехота. Хотя при Александре конница гетайров стала насчитывать до двух-трех тысяч человек, это была капля в море армий Александра. И хотя гетайры атаковали противника с коня длинными копьями, но по причине отсутствия стремян в ходе мало-мальски затянувшегося ближнего боя неизбежно спешивались.
  • Хрольф Пешеход — основатель Нормандии, был настолько огромным и тяжёлым, что тогдашние низкорослые лошади его не держали. Особой пикантности моменту добавляет то, что Нормандия прославилась своей конницей. Особенно, если вспомнить то, что первые нормандские рыцари были «бывшими» викингами, которых именно Хрольф из тяжёлой пехоты превратил в тяжёлую конницу.
  • В рыцарских романах, если столкнутся пеший и конный рыцари, пеший скажет: «Где у тебя честь? Давай драться на равных!» И если противник честный, то спешится, а если не спешится, это охарактеризует его как подлеца.
  • Драгуны, в отличие от прочих видов кавалерии (улан, гусар, кирасир и так далее) специально обучались пешему бою и часто сражались пешими. Но, поскольку их ещё обучали и конному бою, то бывало, что их пускали в бой сразу вслед за кирасирами «вторым» рядом в одном строю с ними, отчего во многих странах считались тяжёлой кавалерией.
    • Британские гусары, которые также именовались «лёгкие драгуны», потому что изначально их создали из обычных драгун путём их облегчения и обучения бою в качестве лёгкой кавалерии.
    • Конно-гренадёры — обучались и конному, и гренадёрскому бою.
    • Конные егеря — чаще всего воевали пешком в качестве егерей, но конному бою тоже обучались.
    • Конные шассёры — то же, что и конные егеря, но с уланской пикой для конного боя; часто использовались как эрзац-уланы.
    • Французские конные лучники Столетней войны для стрельбы обязательно спешивались (стрелять с коня не умели совсем), но на случай конного боя имели лёгкое копьё (изначально были скопированы французами со знаменитых английских лучников, ехавших на марше верхом, а сражавшихся исключительно пешком, и отличаются от английских именно наличием вооружения для конного боя).
    • Педаль в пол вдавили в российской императорской армии во время Первой Мировой. Лошади гибли так же, как и люди, и их стало не хватать на все кавалерийские части. В результате некоторые кавалерийские полки переименовали в «конно-стрелковые» (хотя коней у них не было в принципе), де-юре сохранив их в составе кавалерии.

Примечания[править]

  1. Правда, конный командир конных наёмников — часто или настоящий китаец, или на худой конец натурализовавшийся варвар, усердно косящий под культурного китайца.
  2. Особенно с учетом того, что Наполеон всегда предписывал своей коннице не рубить, а колоть саблей!
  3. Действие фильма происходит в начале Столетней войны, когда французские рыцари, в большинстве своём одетые в кольчуги и вёдра (даже бригантина тогда встречалась далеко не у всех), полегли под английскими стрелами.