Не в ладах с арифметикой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« производную ln(x)e, пожалуйста! »
— проверка на профпригодность[1]
« Обычный год состоял из 365 дней и делился на 12 астар, то есть месяцев, из которых десять состояли из 30 дней, а два — из 31. »
— На самом деле оставшиеся дни — праздники наподобие «безмесячных каникул» 1930-31 гг. в СССР
«

На уроке учитель спрашивает Вовочку: — Вовочка, сколько лет тебе исполнилось в прошлый день рождения? — Семь. — А в следующий день рождения сколько исполнится? — Девять. — Садись, кол! — Охереть, оценочка ко дню рождения…

»
— Субверсия: оба в ладах, но учитель не знал, что у Вовочки день рождения.

Иногда незнание матчасти достигает смехотворных пределов — автор попросту не в силах подсчитать, где у него чего и сколько. Нет, речь не идёт о сложных прогнозах — нужно просто привести цифры в согласие друг с другом. Но полёт творческой мысли не задевает крылом такие низменные материи, как банальная арифметика. Часто пересекается с Микротрещинами в канве.

См. также Запутались в датах

Родственные тропы — Ложь, наглая ложь и статистика и Лишние нолики, когда персонаж прекрасно знает математику, но намеренно «ошибается» в расчётах.

Примеры[править]

Случаи, когда герой пытается начертить пятиконечную звезду, но получается криво, а то и вообще шестиконечная.

Фольклор[править]

  • Интернет-баян про математиков, которые сами не в ладах: «Вероятность того, что в самолете две бомбы ничтожно мала, поэтому я теперь одну всегда вожу с собой». Причина в том, что у нас есть два независимых события, вероятность одного из которых равна 1. Проще говоря, постоянное наличие на борту одной бомбы никак не влияет на вероятность появления второй.

Театр[править]

  • У. Шекспир:
    • «Сон в летнюю ночь» — Гермии дают на размышления несколько дней; проходит одна ночь — и срок истёк.
    • «Венецианский купец» — срок выплаты долга также проходит намного быстрее, чем был оговорён, и все, включая должника, согласны с этим.
    • Связано с тем, что Шекспир с превеликим удовольствием нарушал «классические единства» (места, времени, действия) и даже подсветил это в своей поздней «Зимней сказке», когда уже был маститым автором и мог спокойно троллить критиков. А вот в ранних произведениях, вроде «Купца» и тем более «Летней ночи», автор еще стеснялся и предпочитал не акцентировать внимание на скачке во времени.
  • Театр «Таборвиль», спектакль «Плутни Патлена»: купец Анри подсчитывает стоимость куска ткани, которую собирается взять клиент. Здесь субверсия: купец просто жульничает:
« В нем три сажени, видит Бог!

Три на двенадцать будет... Вам За сорок, так и быть, отдам!

»
— В итоге все равно сторговались на 20 флоринах, да и те торговец не получил

Литература[править]

  • Л. Н. Толстой, «Война и мир». Несогласовки в возрасте героев: одни стареют/взрослеют медленнее, другие — быстрее. Так, в 1805 году Наташе Ростовой 13 лет, а её сестре Вере — 17 лет. Но уже через год Вере вдруг исполняется 20 лет, а к тому моменту, когда Наташе 16, Вере уже 24 года, то есть разница в возрасте сестёр увеличилась в два раза. Возможно, возраст героев изменяется в зависимости от авторских симпатий к ним.
  • Э. Л. Войнич, «Овод» (хотя больше вероятно, что Йопт In Translation). В издании издательства «Правда» вторая часть имеет подзаголовок «Тридцать лет спустя», хотя элементарные расчёты говорят, о минимум вдвое меньшем сроке, скорее всего — тринадцать лет. К тому же Овод, судя по ориентировке, выглядит на тридцать лет.
    • Так и есть, в оригинале «Thirteen Years Later».
  • Редьярд Киплинг, «Boots». Ада Оношкович-Яцына нашла неожиданное звукоподражание: «Пыль, пыль, пыль, пыль от шагающих сапог» — но накосячила с математикой. 7+6+11+5=29 — видимо, переходы между привалами. В русской версии — 8+6+12+5=20?
    • Обоснуй: а может, так изображается, что у напрочь одуревшего на марше солдата в голове всё перепуталось?
  • Эдит Несбит в своих сказках демонстрирует наш троп:
    • «Белая лошадь»: главный герой Диггори срывает в заколдованном саду 10 яблок, исполняющих желания. Одно тратит на помощь старику, который раньше был колдуном и хозяином сада. Ещё одно — чтобы найти выход из сада. Ещё одно — чтобы расколдовать людей, превращённых в яблони. Потом ещё одно на ужин. Остаётся 6. Но когда он загадывает следующее желание, их у него внезапно оказывается 9! (8 было истрачено на одно это желание по несчастливой случайности, и ещё одно осталось). Откуда Диггори взял ещё 3 яблока, у автора нет ни слова.
    • «Тайна исчезающих школьниц» — в начале сказки в школе мисс Фицтрой Робинсон учатся 6 принцесс, считая Дэйзи. Затем приезжают 6 принцев, чтобы на них жениться, но оказывается, что злой колдун превратил принцесс в яблоки. Принц Дэнис, брат Дэйзи, помогает им взять из сада 7 яблок (больше там и нет) и расколдовывает сестру, а каждый из 6 принцев — одну из 6 принцесс (без Дэйзи). Колдун превращал в яблоки только учениц мисс Фицтрой Робинсон, чтобы отомстить конкретно ей. Откуда взялась седьмая принцесса?
      • Необузданная догадка: была заколдована несколько лет или веков назад, да так и лежала в виде яблока всё это время.
        • Такого быть не может: мисс Фицтрой опознаёт свою ученицу, а один из 6 принцев — свою невесту. Значит, была заколдована вместе со всеми остальными.
  • Александр Беляев, «Звезда КЭЦ». «Зерновые хлеба […] используют одну шестидесятую долю солнечной энергии, а банан в сто раз больше. И дело не только в климате. Можно заставить все растения повысить использование энергии в сотни раз».
    • С одной стороны, проблемы с арифметикой, с другой стороны, автор уже второй раз подчёркивает, что биологи не могут в точные науки…
      • А биология какая — гуманитарная, что ли?
      • Естественная.
    • С третьей, это может быть и просто кривая формулировка — возможно, подразумевалось, что зерновые могут употребить только некий максимум энергии, а банан, если ему дадут более яркий свет, чем солнечный, справится и с ним.
    • У него же в «Продавце воздуха» заглавный персонаж, коммерсант Бэйли, демонстрируя пленному метеорологу Клименко своё хозяйство, предлагает тому вынуть из хранилища шарик сгущённого воздуха размером с грецкий орех, а когда у того не получается, говорит, что при плотности воздуха кило с четвертью на кубометр (довольно точно, справочное значение 1,225 кг/м3), в каждом таком шарике заключён кубический километр атмосферы и «не каждая лошадь вывезет воз, груженый одним таким шариком». Гигантское преуменьшение — не вывезет ни одно земное существо и ни один транспорт вплоть до современных сверхмощных ракет-носителей — речь о массе более миллиона тонн. Впоследствии Бэйли также ухитряется перебирать пальцами на блюде на своём столе «воздушный бисер», сделанный по близкой технологии, а в самом конце поднимает и глотает несколько таких. Сильные у него пальцы (и ЖКТ), Шерлок Холмс нервно курит в сторонке — даже при размере бисеринок в кубический миллиметр (обычный бисер крупнее) каждая будет весить тонн тридцать; и даже в допущении, что девять десятых объема занимает термозащитная оболочка и она гораздо менее плотная — все равно минимум несколько тонн.
  • Н. Носов, «Витя Малеев в школе и дома» — внутримировой пример. Протагонист слаб в арифметике, и большая часть сюжета повести завязана на этом.
    • Не в арифметике, а в понимании смысла задач (в отличие от того же Виктора Перестукина из Страны Невыученных уроков). И этот навык прокачать куда легче, чем Шишкину — понимание заковыристой русской орфографии.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Во всех изданиях до 1992 года Привалов на инструктаже у Камноедова говорит о списке сотрудников, допущенных к работе в ночное время: «Вот тут наличествуют товарищи в количестве… м-м-м… двадцати одного экземпляра, лично мне неизвестные». Камноедов поясняет: «Лица, поименованные с номера четвертого по номер двадцать пятый и последний включительно, занесены в списки лиц, допущенных к ночным работам посмертно». Простой подсчет: с 4-го по 25-й — это не 21, а 22. В изданиях после 1992 года публиковалось уже верно («двадцати двух экземпляров»). Интересно, что в рукописи первоначально было «двадцати двух экземпляров», а затем перечеркнуто и поверху написано «двадцати одного экземпляра». Привалов осчитался от усердия?..
    • Проверяет, как со счётом у могучего Камноедова? (А в поздних изданиях шутку ээ… рационализировали и утилизировали.)
    • Если не додумывать ничего самостоятельно, то никаких противоречий нет. Ниоткуда не следует, что список тех, кто допущен к работам посмертно, и список тех, кто неизвестен А. И. Привалову, тождественны. Правда, придется допустить, что одного из работающих посмертно Привалов знает (работает в виде привидения?).
      • Предыдущий автор, видимо, давно не перечитывал ПНВС. Поскольку этот «обоснуй» появляется тут с завидной регулярностью, удалять мы его не будем, а приведем цитату.
«

- Вас понял, — сказал я и проглядел список.

Первым в списке значился директор института Янус Полуэктович Невструев с карандашной пометкой «два экз.». Вторым шел лично Модест Матвеевич, третьим — товарищ завкадрами гражданин Демин Кербер Псоевич. А дальше шли фамилии, которых я никогда и нигде не встречал.

— Что-нибудь недоступно? — осведомился Модест Матвеевич, ревниво за мной следивший.

— Вот тут, — сказал я веско, тыча пальцем в список, — наличествуют товарищи в количестве… м-м-м… двадцати двух экземпляров, лично мне неизвестные. Эти фамилии я хотел бы с вами лично провентилировать. — Я посмотрел ему прямо в глаза и добавил твердо: — Во избежание.

Модест Матвеевич взял список и оглядел его на расстоянии вытянутой руки.

— Все верно, — сказал он снисходительно. — Просто вы, Привалов, не в курсе. Лица, поименованные с номера четвертого по номер двадцать пятый и последний включительно…

»
  • Джанни Родари, «Джельсомино в Стране лжецов». Всё же с какой скоростью старел сидящий Бенвенуто? В переводе Константиновой-Ильина названа точная скорость старения Бенвенуто, пока тот сидит или лежит — это месяц в минуту. Несложно подсчитать, что за час сидения он состарился бы на пять лет, а после первой же ночи в колыбельке вместо младенца проснулся бы сорокалетний мужик! В версии Иваницкого-Махова стоит более достоверное «сутки за минуту», то есть год с небольшим за 8 часов сна; но это уже противоречит сюжету — старел он слишком быстро, а к финалу постарел более, чем на 10 лет за пару часов максимум.
    • Ну, скорость может быть неравномерной. В противном случае он бы действительно окочурился еще в колыбельке. Сам Бенвенуто точной скорости не знал и говорил: «Как знать, на сколько я состарился за этот час?».
  • Стивен Кинг, «Кэрри»: Кэрри родилась в сентябре 1963 года, на дворе май 1979. Каким образом ей при этом 17 лет?
    • Округлили до следующего года? Даже если так: предположим, Кэрри исполнится 16 в сентябре 1979. То есть, полных лет ей 15. Округлить это до 17 невозможно.
    • Кстати, вопрос, как Кэрри заканчивает школу в 15 лет в США, всё ещё открыт.
  • Карл Берриман, «Третья Мировая война: 2013». Кровожадные китайцы решают захватить Среднюю Азию, Индию, Пакистан с Афганистаном и Юго-Восточную Азию, тотально зачистив эти территории от местного населения методом «убил — закопал, а кого лень закапывать — бросил падальщикам». Все два, простите, миллиарда в общей сложности? И им это удаётся менее чем за год на 90 %!
  • «Ловушка» из серии книг Ли Чайлда о Джеке Ричере — врач, рассказывая о причинах сердечного приступа, говорит, что сердце совершает 30 миллионов ударов в год и может выдержать не более 27 миллиардов ударов, что равняется 90 годам. 27 миллиардов поделим на 30 миллионов = 900 лет.
    • Тут троп посередине между арифметикой и биологией. В сутки сердце здорового человека делает порядка 100 тысяч ударов, в год — действительно несколько более 30 миллионов (365*100000). А вот исследований про максимальное количество ударов нет нигде. По-видимому, это число у разных людей может быть сильно разным.
  • Борис Акунин, «Статский советник» — «В первом, ближнем кольце оцепления было пятеро агентов: один, в белом фартуке, соскребал снег у самых дверей одноэтажного дома за номером двадцать восемь; трое, самые щуплые и низкорослые, изображая подростков, лепили снежную крепость во дворе; ещё двое чинили газовый фонарь на углу Борисоглебского переулка». 1+3+2=6. А не пять.
  • Леонид Кудрявцев, «Великая Удача»: описано выведение человека, обладающего просто безграничным везением. Для этого компьютер, управляющий жизнеобеспечением зародышей, через небольшие промежутки случайным образом уничтожал того или иного зародыша, пока не остался один. На самом деле, если считать, что распределение удачи по популяции равномерное и в сумме равно единице, то удачливость одного конкретного индивида будет примерно 1/n (где n — численность популяции) и от уничтожения n-1 членов популяции ничего не изменится, удачливость последнего так и останется 1/n.
    • Это «если считать, что распределение удачи по популяции равномерное» — а автором явно подразумевается, что у уничтоженных случайным образом удачи было меньше.
      • Тогда надо ещё и предположить, что от каждого удачного события удача выживших «прокачивалась». Иначе достаточно было бы выбрать случайным образом одного и уничтожить остальных, с тем же результатом.
  • Ян Бжехва, «Путешествия пана Кляксы» — считаем. В экспедицию отправились 30 сказандцев плюс пан Клякса. В Абеции остался один, в Патентонии — двое, ещё двое застряли у металлофагов, а пятеро — на Аптечном полуострове, итого минус десять человек. Почему же тогда пан Клякса сказал, что их осталось 22, если максимум 21 вместе с ним?
    • Подобрали кого-то по дороге/кто-то из оставленных нагнал?
  • Лора Белоиван, «Южнорусское Овчарово», рассказ «Наташины гости» — если Вова уже сидел в тюрьме за хулиганство девять раз, то как же сможет сесть в восьмой?
  • Туве Янссон, «Мемуары Муми-папы»: — «Гораздо хуже, — прошептала Дочь Мюмлы. — Пятьсот процентов гостей бесследно исчезает! Просто жуть. Ну, я пошла. Привет!». Хотя Мюмла-младшая — тот ещё ненадёжный рассказчик и наверняка просто прикалывается.

Аниме[править]

  • Kumo no Mukō, Yakusoku no Basho — сколько лет «молодому учёному-физику» Хироки? С момента пропажи Саюри прошло три года, а действие происходит в 1999. Следовательно, она пропала одновременно с запуском башни, в 1996. Но в 1996, когда Хироки строит самолёт, он только-только заканчивает среднюю школу (т. е., ему и Саюри было по 15). Получается, молодому учёному аж целых 18 лет и он в лучшем случае первокурсник. Видимо, коллеги просто подбадривают молодого лаборанта.

Кино[править]

  • «Трансформеры» Майкла Бэя. В первом фильме есть всего 5 автоботов. Когда Бамблби раскрыл свою сущность главному герою, то он вызывает на Землю остальных автоботов, которые красиво падают на планету в виде метеоров. Вот только метеоров 5, хотя должно быть 4. — Видимо, Бэй решил пожертвовать здравым смыслом в пользу зрелищности.
    • Или ещё один убился при приземлении?
    • Хз как в кино, там особо не акцентировалось, но Оптимус Прайм- это только грузовик, прицеп- это отдельный модуль (в разных трансформерах разный). Мог вполне отдельно лететь.
      • И при чём тут арифметика?
  • Mad Max Fury Road — Слово Божие гласит, что действие происходит где-то между первым и вторым «Максами». Оба фильма точно не датированы, но третий «Макс» датирован: это всего лишь 19 лет после Большого ППЦа. Так каким образом у Несмертного Джо между первым и вторым фильмами успели образоваться взрослые дети?
    • Ну ещё такая мелочь, как полностью убитая в конце четвёртого фильма машина Макса. Не просто повреждённая, а именно раскромсанная в хлам.
    • Авторский обоснуй: фильмы — не историческая хроника постапокалипсиса, а легенды о Максе, передаваемые из уст в уста. Понятное дело, что с фактами и цифрами в таком пересказе могли налажать.
  • «Блэйд». Дикон Фрост поджаривает одного из 12 членов совета чистокровных вампиров на солнце, затем оставшихся 12 приводит для ритуала вызова вампирского бога. Один из них провоцирует сообщницу Фроста, и та его убивает. Сколько осталось для ритуала? 12.
    • Может, они регенерируют и воскресают? В этом случае можно предположить, что те вампиры были убиты не насовсем.
    • Старого убил, нового и верного поставил на его место. А про ритуал ничего не сказал.
  • «Артур и минипуты» — при съёмках создатели фильма конкретно запутались в датах, и даже до определённого момента не помнили, что имеют дело с двумя системами летоисчисления — человеческой, где один год равен 365,25 дням, и минипутской, где один год — 3,6525 дня. Досталось и времени, которое должно было пройти, чтобы проход между мирами можно было открыть снова — сначала это каждое десятое полнолуние в году, затем интервал в год поменялся на тысячу лет, но в итоге создатели сошлись на том, что открывается он каждое десятое полнолуние просто (именно последняя версия и считается канонической, потому что все остальные вступают в прямое противоречие с сюжетом).
    • В копилку — Барахлюш жалуется: «Меня она так будит уже тысячу лет.» Только вот тысячу минипутских лет — это возраст Селении, а возраст Барахлюша — 360 лет. Нда…
      • Может, это просто образное выражение?
  • «Титаник» (1997): Роза Бьюкейтер (Кейт Уинслет) жалуется, что не любит надевать кулон с редчайшим голубым бриллиантом «Сердце океана» — камень очень тяжёл, «целых 58 карат». Минуточку. Метрический карат — 0,2 грамма, имперский — 0,2053. Значит, наш «тяжёлый камень» весит менее 12 г. На экране можно оценить и примерные размеры камня — около 4 см в диаметре. Такой бриллиант имел бы объём порядка 10 кубических сантиметров и массу за 150 карат. Для сравнения: самый крупный неогранённый алмаз — Куллинан — 3106,75 к, на сегодняшний день самый крупный огранённый (бриллиант) — «Золотой юбилей» — 547,67 к, до его находки самым крупным бриллиантом считался один из фрагментов Куллинана, «Куллинан-I» или «Большая звезда Африки» — 530,2 карата.
    • Обоснуй: Роза считает бриллиант «тяжёлым» в переносном — психологическом — смысле. «Оправдай»: Камерон увеличил размер бриллианта по тем же причинам, отчего в руках у стюардов современные галогеновые фонари, а не керосиновые «молнии». Для кинематографичности и «Оскаров» — плевать на арифметику.
  • Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — хвастаясь своим реактивом, Холмс говорит, что соотношение воды и крови один к миллиону. Достаточно взглянуть на объем воды (судя по колбе, это где-то 200 мл) и капли (примерно 0,03-0,05 мл) чтобы сказать что он явно завысил цифру, раз этак в 250.
    • Зная страсть Холмса к эффектам и некоторую профессиональную гордыню — таки да, мог и завысить.
      • Или намазать кровь на бумажку и макнуть туда, чтобы в воду попало меньше капли. Или разводить кровь в огромном бидоне, откуда при необходимости брать понемногу. Мало ли вдруг? У него там целая лаборатория.
        • Он прямо в кадре показывает колбу и режет себе палец.
    • В книге — «Теперь я растворю эту каплю в литре воды». Всего лишь в 40.
  • «Прометей» — знаменитые «18 дней и 36 часов». Сколько у них там часов в сутках-то? Сюда же и упомянутые 500 миллионов миль от Земли: по сюжету герои не всего-то возле Юпитера, а значительно дальше.
  • «Я — легенда». Роберт рассказывает Анне, что на Земле шесть миллиардов людей, у 1 % иммунитет, то есть, осталось 12 млн здоровых. Казалось бы, чтобы вычислить 1 %, и учёным-то быть не надо…
    • Разве 1 % от 6 миллиардов не 60 миллионов будет?
  • Мстители: Война Бесконечности: Танос решил убить половину разумной жизни во вселенной, чтобы второй половине жилось лучше. Кхм, Танос, а ты в курсе, что численность населения разумной жизни растёт не линейно, а по экспоненте? Скажем, около 2010 года на Земле жило семь миллиардов людей, а ровно половина от этого числа (три с половиной миллиарда) на Земле была в 1970 году. Благодетель Танос решил подарить вселенной 40 лет развития, ох как щедро. Или он каждые 40 лет собирается повторять процедуру? Да судя по «Эндшпилю», вроде нет — решил, что дело сделано, и уничтожил камни. Впрочем, что взять с Безумного Титана…
    • может быть, он подумал, что теперь, учитывая произошедшее, разумная жизнь во вселенной поодумается, ограничит размножение и до той же цифры расти не будет?
      • Просто в оригинале Танос был влюблен в Смерть и хотел сделать ей приятно. Тут решили прибавить ему неоднозначности, но до конца все явно не продумали. Не только в плане того, что "ополовинивания хватит на 40 лет".
  • «Терминатор: Тёмные судьбы» — Грейс назвала дату откуда прибыла, с учетом того что война с машинами началась явно не тогда, а раньше то вариант с «Матерью-Терезой» явно не подходит.
  • «Чужие», режиссёрская версия — шикарные эпизоды с автоматическими турелями, расстреливающими набегающих монстров. Но позвольте! Четыре турели с боекомплектом 500 патронов, стреляют очередями по пять пуль (видно по приборам дистанционного управления), без промаха (потому что роботы), каждая очередь рвёт монстра на куски (результаты стрельбы были показаны крупным планом). Они должны были собрать не меньше 400 фрагов (при набегании плотной толпой по тоннелю каждая очередь уничтожала бы несколько целей), в то время как монстров с их сложным жизненным циклом никак не могло быть больше полутора сотен (по числу захваченных и помещённых в инкубатор колонистов).
    • В серии «Бестселлеры Голливуда» был предложен обоснуй: на самом деле ксеноморфов на планете было намного больше, просто они лежали в спячке вплоть до начала захвата человеческой колонии, а когда появились новые особи, то пробудился и главный улей с королевой.

Телесериалы[править]

  • «Бригада»: в первых сериях выясняется, что Саша Белый родился в ноябре или декабре 1969 (в разговоре с Ольгой он говорит, что стрелец по гороскопу, а год рождения называется напрямую), однако во второй сюжетной арке (весна 1991) КГБшники, обсуждая Белого, упоминают, что ему уже двадцать три. Проводим несложные расчёты и задаёмся вопросом, откуда у него взялись лишние полтора года.
    • Там же: после того, как Макс перерезал всех друзей Белова (2000 год), он говорит, что Макс на него 9 лет работал. Но появился-то он только в 1993-м!
  • «Интерны». Анастасия Кисегач, если верить паспорту, родилась в 1973 году. Её сыну Глебу на момент начала сериала в 2010 году было минимум 23 года (так как в медвузе учатся 6 лет), в то время как самой матери 37. Конечно, она могла быть школьницей, которая залетела в 13 и родила в 14, но в тексте сериала было чётко сказано, что во время детства Глеба она была взрослой замужней женщиной.
    • Оттуда же: Быков в одной из серий иронически замечает, что Кисегач с института не меняла пароль к компьютеру. Наверное, у каждой студентки в 1990-96 годах (и это только в том случае, если действительно залетела в 13 и родила в 14) был компьютер?
      • Может у нее есть второе высшее образование? Или она поздно поступила в Мединститут (например, если перед этим училась в Медучилище)?
        • "С Института" это обозначение жизненного периода сразу после школы - никто не говорит так про ситуацию, когда человек получал высшее образование в возрасте за 30.
  • «Касл» — таинственным главным гадом в сериале сделали человека, который просто не мог им быть в силу своего возраста. Или он ухитрился создать свою криминальную империю, будучи ещё учеником средней школы?
    • Нигде не сказано, что этот парень и был тем, кто создал криминальную империю. Больше похоже, что он был кукловодом при ее создателе, — который заметно старше и с которым разобрались чуть раньше.
  • «Хранилище 13» — известно, что Клаудии в первом сезоне 19 лет. Упоминается, что её брат пропал без вести двенадцать лет назад, и что ей на тот момент было десять лет. Без комментариев.

Мультсериалы[править]

  • «Эй, Арнольд!» — не в ладах с геометрией: в доме Арнольда не менее 16 комнат, причём комната № 16 располагается на двух этажах сразу. Однако, если за площадь стандартной комнаты принять комнату Арнольда, то их там поместится не больше 10. ОК, будем считать, что они все меньшего размера, но ведь в доме есть ещё большая кухня, прихожая, а также двухэтажный номер мистера Смита. К тому же при жилых помещениях, занимаемых мистером Хьюном и Оскаром Кокошкой, имеются отдельные кухни. Как же всё-таки удалось вместить в этот дом столько комнат?
    • Вроде бы дом никогда не показывали в полный размер, может он длинный.

Комиксы[править]

  • Супермен перемножил в уме 20·16·10, получилось 32 000. Да, обладатель сверхинтеллекта.

Видеоигры[править]

  • Spec Ops: The Line — в предпоследней главе Адамс берется отвлечь внимание превосходящего противника, чтобы дать Уокеру уйти. В последней же Уокеру, добравшемуся до Бурдж-Халифа, сдаются «все оставшиеся из 33-го батальона»... Внимание, девять человек!
    • Обоснуй: Все, что герой видит в Бурдж-Халифа, является плодом его воображения. Разум человека, отчаянно хотевшего стать героем, нарисовал картину сдающегося и почти истребленного врага. А воображению сумасшедшего уже не до арифметики.
  • Mafia:The city of Lost Heaven — Пример, почти аналогичный фильму «Бригада» (см. выше). Томми Анджело рассказывает, что он писал показания на тех, с кем работал больше десяти лет (на самом деле всего восемь – с 1930-го по 1938-й).

Настольные игры[править]

  • BattleTech, конечно, грех обвинять в неладах с физикой, в конце концов, фантастика на то и фантастика, но отдельные произведения по вселенной вызывают тяжёлый фейспалм именно по теме статьи. Например, в «Blood Legacy» снаряды для гауссовой пушки описываются как «похожие на дыни болванки из железно-никелевого сплава диаметром в 30 сантиметров». Простейший подсчёт показывает, что масса такой болванки изрядно переваливает за тысячу килограммов, хотя во всех рулбуках масса снаряда дана достаточно точно: 8 снарядов на тонну, считая механизм подачи. Видимо, снаряд десятисантиметрового калибра показался автору недостаточно внушительным.

Реальная жизнь[править]

  • Дискалькулия — медицинский диагноз, при котором проблемы с арифметикой возникают независимо от уровня интеллекта и образования. Часто сочетается с дислексией — затруднённым чтением и письмом.
  • Читатель, а как насчет задачки «5 воробьев село на пустую ветку дерева, одного поймала кошка. Сколько воробьев осталось?» Один остался, пойманный кошкой, остальные улетели. У вас нелады с биологией, если ответ «четыре», зато с математикой все хорошо. С другой стороны — зачем кошке ловить воробья? Чтобы оставить на ветке? Нет, она его съест или как минимум поиграется. Таким образом, у нас останется максимум полворобья под деревом или на ветке, если кошка сумасшедшая (или ей делать нехрен). Люди, занимающиеся абстрактными науками, часто лишены смекалки.
    • А с чего взято, что кошка поймала одного из этих пяти? И что поймала вообще воробья? И что «кошка» — экземпляр вида felis catus?
    • И воробей в кошачьем желудке никуда не исчезает, просто переходит в другие химические соединения. Ломоносов и Лавуазье не дадут соврать.
    • На самом деле тут, как и в других подобных задачах, проблема не в арифметике, а в формулировке. Слово «осталось» можно понимать как «осталось в живых» (тогда ответ 4), «осталось на ветке» (тогда ответ 0) и, внезапно для автора правки, «осталось в желудке у кошки» (тогда ответ 1). Так что задача-то тут не на арифметику, и даже не на биологию, а из разряда «угадай что имел в виду автор».
    • Такие, с позволения сказать, «задачи» относятся скорее к тропу Безумная тролльская логика. И как это ни печально, часто встречаются в достаточно серьёзных ситуациях — например, на экзаменах или в тестировании во время трудоустройства.
  • Nostalgia Critic в обзоре на фильм End of Days сложил 9+9+9 и получил 21. За это он даже извинялся в одном из своих видео.
  • Как ни странно, страдают этим симптомом блестящие учёные — математики и кибернетики. Известен такой анекдот: «Если спросить на мехмате, сколько будет дважды два, то абитуриент ответит сразу, студент будет умножать в столбик, аспирант полезет за калькулятором[2], а профессор скажет, что ответ зависит от того, каким способом считать»[3]. Эти люди настолько привыкли к своему миру сложных формул, что отвыкли от простой человеческой арифметики.
    • Другой вариант: «Корреспондент опросил студентов. Он задал студентам разных курсов один вопрос: „Сколько будет 2·2?“ Результаты его опроса были следующими: первокурсник с уверенностью ответил: „четыре“; второкурсник вытащил шпаргалку с таблицей умножения; третьекурсник достал калькулятор и быстренько сосчитал; четверокурсник побежал в дисплейный класс составлять программу; а пятикурсник с негодованием заявил: „Что я, все константы помнить обязан?“»
    • Характерный пример — ректор Московского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН Виктор Антонович Садовничий. Выступая перед аудиторией, он однажды завис на несколько минут, пытаясь в уме подсчитать, сколько же будет пятнадцать процентов от двухсот, в итоге заявив, что «Пятнадцать процентов от ста — это шесть, а значит от двухсот — где-то двенадцать-тринадцать». Раздумья почтенного математика мигом стали хитом на youtube.
    • Автор правки, прожившая с преподавателем кафедры высшей математики технического университета с многолетним стажем 30 лет, подтверждает: пример правдивый. Профессиональный математик идёт в магазин — ужас и кошмар. Если купит пять штук одного и того же товара, то зависнет на кассе этак на полчаса, пытаясь вычислить нужную сумму. И его коллеги на кафедре высшей математики туда же.
    • Многие программисты попадают под этот же троп в силу того, что чаще имеют дело с нестандартными системами счисления, чем с родной десятеричной (не говоря уж о том, что каждый второй начинает считать с нуля, а не с единицы). Они часто не в силах подсчитать, сколько за месяц потребляют необходимых продуктов, а уж спрашивать их про семейный бюджет — проще сразу застрелиться, все равно ответа не дождешься. Вот так и становятся маркетологами, тренируясь с детства на семье и друзьях.
      • Аналогичная хохма была в «Космических рейнджерах», где в текстовом квесте «экзамен» на экзамене по математике преподаватель требовал умножить 2 на 2, вот только ответ 4 не принимал. А разгадка проста — спрашивал результат он в троичной системе счисления.
      • А намёк на это какой-нибудь в квесте был?
    • Такие чудики по жизни часто невыносимые гении, которые считают арифметику выше своего достоинства вместе со многими другими вещами.
    • Интересно, что начавший усиленно полоскать Садовничего Сергей Лукьяненко (dr_pilulkin) сам же в «Сумеречном дозоре» сравнивал высших Иных, разучившихся кастовать простейшие бытовые заклинания, с профессорами математики, зависшими на попытке озвучить пример из таблицы умножения.
      • А ещё именно перу Лукьяненко принадлежит бессмертное «Гондола была квадратная, три на четыре метра» («Пристань жёлтых кораблей», издание 1990 г.) Причём эту ошибку проворонили и корректор с редактором — так и ушло в печать.
«

У меня в дипломе (во вкладыше) написано совершенно официально. 1. Русская литература I половины 19-го века. 2. Русская литература II половины 19-го века. 3. Русская литература III половины 19-го века. Но это филологи, нам можна.

»
— С Баша
  • Печально известный ляп журналистов телеканала Россия 24 (а не злонамеренная пропаганда режима!), которые насчитали 146 % проголосовавших избирателей в Ростовской области после выборов в Госдуму 2011-го года. Причина проста: надо было свести в таблицу, сколько максимально набирала каждая партия, если брать по разным регионам. Но телевизионщики (или конкретная тупая блондинка) зачем-то ещё и сложили максимальные показатели. Хотя эта версия не объясняет, почему эти показатели вывели для Ростовской области, а вот версия, что 46% добавили Единой России, а у остальных партий вычесть забыли, объясняет.

См. также[править]

Родственные ужасы:

Примечания[править]

  1. То ли ответ (e·lne−1x)/x [Wolfram], то ли кто-то неудачно попытался пошутить об основном логарифмическом тождестве.
  2. Дзен-вариант: «А мы все константы помнить не обязаны!» (удар справочником по голове).
  3. Справедливости ради — ответ действительно может быть разным, в зависимости от того, как и на каком множестве мы определяем операцию умножения. В кольце вычетов по модулю трёх, например, дважды два равно одному (потому что числа «четыре» там просто нет) — и это ещё более-менее естественный пример.