Не в ладах с мореплаванием

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Шурик в библиотеке.jpgВот что написано по этому поводу в «Ста фактах мировой истории»...
На эту тему существует интересная статейка в «Справочнике автора». Из неё вы можете узнать о том, как обстоят дела в реальной жизни по поводу темы этой статьи. Узнать больше Вы сможете здесь.

Отличная погодка, якорь мне в глотку обоими степсами[1]! Наш лёгкий маневренный галеон[2] класса «Лазер»[3], обрасопиив реи на 90 градусов[4], и развернув паруса бабочкой[5], устремляется курсом левентик[6] мимо мыса Доброй Надежды, держа путь прямо на заходящее солнце[7]. В трюмах плещется индийский бледный эль[8], которого ждут не дождутся в ледяной Канделабрии[9]. Матросы летают с брамселя на бушприт[10] с ловкостью дятлов, подклеивают побитые вчера склянки[11], ручную макаку чешут за ушком и кормят свежей солониной[12] — эх, молодцы, разрази меня грог! Все при деле! Чуете, чуете, романтикой парусов повеяло?..

А ты чего разлёгся, как фор-стаксель на нока-рее[13]? Ах, хвора-аешь? Линьков отведать захотел, каналья? Ну так ступай в крюйт-камеру, кок как раз обед раздаёт[14]! А вы чего рты раззявили? Отставить пить чай на клотике, вчера вы уже мне лимон на мундир уронили[15]! Ну, шевелитесь, тараканы чёртовы, кницы сами себя не зарифят[16]! А я пойду ещё вздремну, меня канонерская дочка в койке дожидается…

…Правильно дожидается. Койка канонерской дочки — это пушка, к которой привязывали проштрафившихся моряков перед тем, как выпороть. А выпороть МТА, допускающего ляпсусы такого характера и в ТАКОМ количестве, жизненно необходимо — глядишь, впредь не будет настолько не в ладах с мореплаванием.

Сопутствующие болезни — не в ладах с астрономией (как важнейшей частью навигации), не в ладах с военным делом (если у нас повествование из жизни военного флота, конечно; клинический случай — бросить командование ради абордажа), не в ладах с географией (особенно если речь о парусном флоте — не знать розу ветров в описываемом регионе попросту позорно).

В устах профессионала[править]

Настоящий моряк никогда не допустит хотя бы одну из многочисленных ошибок, с которыми вы познакомились в шапке статьи. Даже если он всю жизнь прослужил на атомоходе, а под парусами ходил только на учебной практике.

Именно ходил, а не плавал! С середины XX в. в России плавают рыбы, киты, птицы и прочие обитатели морей, но не моряки (возможно, эта специфика словоупотребления была позаимствована у английских матросов, которые во время войны водили полярные конвои и довольно нервно реагировали на плохо знакомых с английским языком советских коллег, путавших swim и sail). Если молодой матрос не способен усвоить сей факт, особо ретивый старшина первой статьи не преминет отбрить оговорившегося салагу: плавает дерьмо, а моряки ходят[17]!

При этом о самом судне таки можно сказать, что оно плавает, но — в ограниченном числе случаев. Иронически также можно сказать, что судно ездит. Но всерьёз по отношению к перемещению на судне этот глагол не употребляется. Виновного будут ездить носом по палубе до полного усвоения материала.

И ходят тоже в плавание (торговые моряки также в рейс, а подводники — в автономку). И капитаны бывают дальнего плавания, а не хождения.

Также моряк не спутает «корабль» и «судно». Корабль бывает либо военный (не обязательно парусный), либо парусный (не обязательно военный), судно — более общий термин. И упаси вас Создатель сказать в родительном падеже множественного числа «суден»! Вам эти судна (больничные мочеприёмники) на голову же и выльют. Только «суда»/«судов» (и далее по парадигме)!

В устах сухопутной крысы[править]

«

Жили-были на море — Это значит, плавали — Два красивых лайнера, судна, корабля.

»
— Владимир Высоцкий, «Кораблиная любовь»

Эти строки Высоцкого никто из его друзей-моряков не называл «ляпом», да тем более «непростительным»!

  • Нельзя:
    • Измерять скорость в узлах в час. Узел — уже единица измерения скорости (одна морская миля в час), если присовокупить сюда ещё одно «в час», получится ускорение. Пишете просто «км/ч»!
      • В последней четверти XIX и начале XX века англоязычным можно. Более того, им можно называть узлами морские мили. Это, правда, однозначно идентифицирует говорящего как эталонную сухопутную крысу, однако среди неспециалистов такое употребление в то время было настолько широким, что встречается в изданных протоколах заседания Конгресса США от 1914 года и даже прокралось в словари.
    • Упоминать загадочный «нока-рей». Есть нок рея (гика, гафеля — горизонтального рангоутного дерева) — это его конец, противоположный тому, которым оно крепится к мачте. И не надо никого вешать «на нок-рее». Правильно будет «на ноке рея».
    • Выдавать взаимоисключающие параграфы. Не называйте кливер прямым парусом — он всегда косой! Не пишите про трехмачтовый бриг, как многие авторы ниже — от всегда двухмачтовый! Не разбираетесь в рангоуте, такелаже и прочих морских делах — называйте их «парус», «мачта», «корабль».
  • Можно:
    • Говорить «рея» вместо «рей» — в сухопутных словарях обе эти формы приводятся как равноправные.
    • Называть рындой не удар судового колокола, сигнализирующий начало-конец вахты, а сам оный колокол. Это случай метонимии — переноса значения по смежности субъектов.
    • «Плавать» по отношению к перемещению на судне. Это может сказать даже моряк заведомому не-моряку.
    • Игнорировать жёсткое разделение «военный корабль vs невоенное судно».[18] Словарь синонимов русского языка официально считает, что «корабль» — синоним слова «судно» безо всяких оговорок.

Резюме: конечно, если вы описываете бывалого моряка, то следует учитывать особенности его речи. Но требовать соблюдения тех же особенностей от персонажей-неморяков (или даже от авторского текста) вряд ли будет правильным.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Путешествия Гулливера» в сокращённом пересказе Тамары Габбе (который в нашей стране известен гораздо больше полной версии) начинаются с фразы: «Трёхмачтовый бриг „Антилопа“ отплывал в Южный океан»: Тамара Григорьевна не знала, что бриг по определению — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением, но косым гафельным парусом на гроте. В оригинале этого, конечно, нет.
    • Владислав Крапивин в полуавтобиографическом романе «Тень каравеллы» вспоминает, как его друг Павлик едва не отказался читать «Гулливера» из-за этой ошибки: дескать, если в первой же строчке такой ляп, то какой же бред будет дальше?!
  • «Приключения капитана Врунгеля» — внутримировой пример. Фукс в ответ на команду «набить грот» (то есть натянуть парус на грот-мачте) начал набивать всяким хламом трюм (то, что на яхте было больше всего по его мнению похоже на грот, в смысле, пещеру). В экранизации показано. Фукс даже о морских (географических) картах понятия не имел, специализируясь на игральных.
    • Да и сам Врунгель вспоминает, как в бытность юнгой понял таким образом приказ «трави кошку» (имелось в виду спустить небольшой якорь) и решил, что ему велено отравить корабельного кота. Хорошо хоть догадался спросить, за что травить (и чем, если уж так надо).
  • Е. Озерецкая, «Был» — внутримировой пример. Главный герой, напросившийся на корабль помощником кока, попадается на типичный морской розыгрыш — его отправляют за боцманом, который «где-то на клотике чай пьет», и мальчишка честно отправляется выполнять поручение, немало насмешив вопросом, где находится клотик, а точней — зачем ему понадобилось это знать, кока.
  • Михаил Попов, «Илиада Капитана Блада» («Белая рабыня»), фанфик на капитана Блада — текст в целом изобилует умными словами, географическими открытиями, историческим колоритом и глубоко прописанными персонажами, так что здесь укажем только специфически «морские» ляпы:
    • Парусные суда движутся по щучьему веленью, невзирая на ветра, течения, состав команды и наличие провианта. Захотел персонаж плыть туда — сразу поплыл. Захотел в противоположную сторону — не вопрос.
    • 72-пушечный линейный корабль можно подготовить к плаванию и вывести в море всего за три часа, а в плавании он развивает такую скорость, что за три недели способен обойти Большие и Малые Антильские острова от Ямайки до Барбадоса с заходом в каждый порт. Пароход? На практике, разумеется, за три недели корабль бы только вышел в море, а уж посещать десятки карибских портов пришлось бы за месяцы.
    • Вообще в Вест-Индии 1672 года по версии автора полно линейных кораблей, которые болтаются без дела и возят туда-сюда персонажей книги. На самом деле линейные корабли парусного века большую часть времени проводили в метрополии с минимальным экипажем, а в активное состояние переводились только в военное время (да, как раз в 1672 началась очередная англо-голландская война, но на сюжете книги это никак не отражается) из-за дороговизны содержания многочисленной команды. В далеком Карибском море можно было встретить фрегаты, осуществляющие патрульные или рейдерские операции, но никак не линкор, только и ждущий, что сынку губернатора приспичит куда-нибудь на нём отправиться.
    • Остров Ямайка может похвастать собственной эскадрой, которой командует лично губернатор. В реальности никакой эскадры у вест-индийской колонии быть не могло — собственную построить и содержать негде и не на что, а у метрополии нет столько кораблей, чтобы каждому острову приписывать по эскадре. Безопасность исторического Порт-Ройяла обеспечивалась «эскадрой» совсем другого пошиба — постоянно околачивавшимися там пиратами, которых местные власти приманивали приватирскими патентами и возможностью сбыть справедливо награбленное.
    • Бриг «Девоншир» опять же щеголяет тремя мачтами.
    • Пираты выходят в плавание на 24-пушечном капере. Очевидно, автор полагал, будто капер есть тип судна, вроде клипера, а не сокращение для каперского корабля, к тому же герои книги — не каперы: у них нет лицензии.
      • Или же автор некритично играл в «Колонизацию», где каперы были именно что типом судна.
      • Ляпы со словом «капер» особенно доставляют в 2020-х, когда термин «капер/каппер» стал прочно ассоциироваться со ставками. Открываются новые смыслы…
    • У пиратского «капера» в каютах есть иллюминаторы, которые внедрили только в XIX в. для металлических судов (круглый иллюминатор почти не ослабляет корпус, в отличие от квадратного окна). На паруснике в 1672 их роль выполняли порты.
    • В испанском флоте завелись «строевые адмиралы». Строем ходить любят, что ли?
      • Это просто автор пытался изобретать умные «военные» слова. Далее в книге обнаруживаются еще и «крепостные генералы», совершенно неизвестные исторической науке и вызывающие ассоциации скорее с крепостным правом, а не комендантами укреплений.
    • Испанское ядро с разделяющейся головной частью способно поразить у корабля одновременно и бушприт (часть рангоута на носу), и румпель (рулевое устройство на корме). Странно, что не днище и клотик…
    • Шесть галеонов прибывают из Испании в Вест-Индию за неделю с небольшим, совершив гиперпрыжок через Атлантику, письма в Старый Свет получают ответ дней где-то через пять-шесть. Теплоходы?
      • Или пароходы. «Юнайтед Стейтс», последний держатель Голубой Ленты, пробежал из Саутгемптона в Нью-Йорк за 3,5 суток. Мог бы в принципе и за трое суток ровно (запас по мощности был солидный), но экономил топливо.
    • Землю на кораблях замечают с крюйс-марса, то есть с бизань-мачты, находящегося на корме. Вероятно, корабль шёл задом наперёд.

Телесериалы[править]

  • если не путаю Black Sails - пираты проплыли под водой в сапогах несколько сот метров до корабля идущего полным ходом! *фейспалм*

Видеоигры[править]

  • Нечёсаную макаку вышвырнул за борт ещё великий Сид Мейер в своих «Пиратах!», и последователи, от «Корсаров» до «Assassin's Creed», ему вторят во всём.
    • Быстрее всего судно движется курсом фордевинд. Гуглим «вымпельный ветер» и узнаём, почему это неправильно.
    • Чтобы идти вполскорости, на корабле убирают нижние паруса и идут на верхних. Вообще-то полагается делать наоборот. Нижние паруса — основные, верхние — вспомогательные (чем выше, тем вспомогательнее). И называются они вспомогательными именно потому, что помогают основным. Нет, бывают случаи т. н. «верхового ветра», который гуляет именно что на высоте каких-нибудь грот-бом-брамселей, но это о-очень специфичные случаи.
      • Может сойти за художественную вольность в том случае, если вид при управлении кораблём — с юта, от третьего лица на рулевого (как в Assassin's Creed, например). Иначе из-за парусов игрок просто не увидит дороги.
    • Парусник может спокойно совершить поворот, стоя на якоре с убранными парусами. В реальности для такого потребовались бы маневровые водометные движители в бортах.
      • Да нет, такое вполне возможно, хоть и геморно донельзя: завести на лодках пару вспомогательных якорей с разных бортов, с носа назад, с кормы вперёд, и синхронно выбирать их до полного результата. Вот только дело это далеко не одного часа…
    • Корабль с убранными парусами и поднятым якорем остается неподвижным, а не дрейфует по воле волн. Столь же неподвижен становится корабль с поднятыми парусами, идущий курсом левентик (ветер прямо в лицо), хотя на самом деле ветер повлечет его назад (бывает полезно, если нужно развернуть судно, а прямо по курсу препятствие).
    • Реи всегда перпендикулярны курсу корабля. На самом деле их брасопят (поворачивают) так, чтобы лучше ловить ветер.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, песня Попугая к аудиоспектаклю об Алисе в Стране Чудесвнутримировой пример: «Английский фрегат под названием „бриг“ взял на абордаж наше судно». Попка, ты определись! Фрегат и бриг — два разных типа парусного вооружения: у фрегата есть бизань-мачта, у брига только фок и грот. Тем более бриг не может быть названием корабля. Что, возможно, намекает, что умный говорящий птиц не такой уж морской волк, каким хочет казаться.
  • Григорий Лепс оскоромился, перепевая высоцкий же «Был развеселый розовый восход…»: «Накренившись к воде, парусами шурша, бриг трёхмачтовый лёг в развороте». Да что вы так любите трёхмачтовые бриги? Двухмачтовый ложится в размер столь же замечательно. При том, что у самого Высоцкого бриг таки двухмачтовый.

Примечания[править]

  1. Степс — гнездо в днище судна, в которое мачта устанавливается своим шпором.
  2. Оксюморон классический, по ГОСТу. Галеон — корабль подвида «плавучая крепость», ходкий, но неповоротливый.
  3. Класс гоночных яхт с парусным вооружением кэта.
  4. Реи поворачиваются, но в небольших пределах, повернуть (обрасопить) рей на 90 градусов невозможно.
  5. То есть, грот на один борт, стаксель на другой. Так делают, чтобы поймать совсем уж ослабевший ветер — но на судах с косым вооружением, а уж никак не галеонах.
  6. Только если он по меньшей мере пароход. Левентик — положение, в котором судно стоит носом точно против ветра. Парусник так идти, разумеется, не может — разве что медленно пятиться назад. Поэтому левентик не считается курсом: это направление.
  7. Фамилия капитана, по всей видимости, ван дер Декен, хотя непонято , что он делает у берегов Южной Африки — изначально он ошибался у мыса Горн в Южной Америке. И он сбежал от Яна ван Рибека. В близких к мысу Доброй Надежды широтах дуют стойкие западные ветра, так что плыть мимо него с востока на запад — чистой воды мазохизм. Зато хотя бы понятно, почему левентик…
  8. Который назывался индийским потому, что его возили в Индию, а не из неё. И лучше бы ему всё же плескаться в бочках или хотя бы танках (цистернах), а то если непосредственно в трюме — кто потом захочет его пить…
  9. Поциент ещё и сочиняет слова. Калабрия — это регион в Италии (самый носок «сапога»), и назвать его ледяным может разве что пигмей из Конго. Конечно, там есть горнолыжные курорты — но то в горах…
  10. Даже неизвестно, что больнее — если попадут или если промахнутся. Брамсель — парус, крепящийся к брам-рею, на галеоне это примерно высота этажа шестого-седьмого.
  11. Склянки — это песочные часы в полчаса ёмкостью, по которым на парусниках отмеряли вахты, каждый переворот таких часов сопровождался ударами колокола (по количеству переворотов часов от начала вахты), эти удары колокола и назывались термином бить или отбивать склянки. Разбить склянки в этом смысле было вполне возможно, хотя, чтобы этого не произошло, принимались всевозможные меры. А вот клея, способного склеивать стекло, в те времена ещё не изобрели.
  12. Ещё один оксюморон. Да и как бы обезьянка от засоленного в доску мяса копыта не отбросила.
  13. Этот термин — вообще главная кнопка берсерка для знатоков парусного дела (см. Непростительные ляпы). И никакому стакселю там делать нечего — этот парус крепится не к реям, а к мачтам и стеньгам.
  14. Увы, это не тот линь, который рыба (к тому же ни разу не морская), а куски тонкой верёвки с узелками, которыми пороли матросов. Делал это разумеется, не кок, а боцман, и не в крюйт-камере (пороховом погребе), а на открытой палубе.
  15. Клотик — нашлёпка, венчающая топ мачты, а предложение попить на нём чаю — освящённый веками троллинг сухопутных крыс.
  16. И никто не зарифит. Рифы берутся на парусах, чтобы уменьшить их площадь, а кницы — это деревяшки, соединяющие бимсы со шпангоутами.
  17. Автору на заметку: это разъяснение – штамп убитый настолько же, насколько объяснение, что MP-38 «фольмер», а не «шмайсер». В пародиях и фанфиках — ещё сойдёт, но в серьёзном произведении лучше обойтись без него.
  18. На самом деле такого разделения нет. Вполне гражданские парусники имеют полное право именоваться кораблями даже в речи лично Нептуна. Дело в том, что «корабль» в морском жаргоне — это судно, имеющее вооружение. В том числе и парусное.