Геройская красная кнопка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Если вы хотите, чтобы ваш герой/героиня сходу вызвал сочувствие и слёзы аудитории — наделите его внутренней Красной Кнопкой Самоуничтожения. А потом поставьте в ситуацию, когда не нажать на эту кнопку он попросту не сможет. «Кнопкой» может быть физическая, магическая или техническая (если герой — робот) особенность, магический завет и т. д.

Лучше всего, если «нажать кнопку» герою придется ради дружбы, любви или спасения ближних. Девушке нельзя рожать из-за больного сердца, но она готова умереть родами, лишь бы не убивать ребенка абортом? Юноше нельзя предаваться страсти, потому что она лишит его жизни, но он не может оттолкнуть любимую? Волшебнику под страхом дезинтеграции нельзя колдовать слишком часто, но он колдует, чтобы спасти гибнущих товарищей? Вампир больше не может губить людей и жить во тьме и предпочитает смерть на солнце мучительному существованию? Герою просто надоели ограничения, и он захотел пожить недолго, но по-настоящему? Пожалуйста, это наш троп. Готовьте носовые платочки. Даже если случится чудо, и ваш герой останется жив, аудитория будет тронута.

Родственный троп — Ахиллесова пята, может иметься и у отрицательного персонажа. Впрочем, геройскую красную кнопку вполне может «нажать» и злодей. Самый простой пример: вампир, добровольно решивший остаться на солнце, чтобы никого больше не убивать или кого-то спасти — «геройская кнопка»; вампир, перед носом которого на рассвете герой захлопнул дверь спасительного склепа — жертва «Ахиллесовой пяты» всех вампиров. Суть в том, что «кнопка» всегда нажимается персонажем добровольно.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Снегурочка! Дружба дружбой, а если ты — снежная девушка, то даже за компанию не стоит прыгать через костер вместе с подружками. Они себе, в крайнем случае, задницы опалят (или кое-что еще), а от тебя останется только лужа воды. И каково будет твоим приемным бабушке и дедушке?

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Рыцарь Катерино» — первая книга из цикла Дмитрия Суслина «Страна остановленного времени»: тролльчонку Друлю нельзя колдовать больше двух раз подряд, иначе он растворится в воздухе. Но он колдует трижды, спасая жизни своим друзьям и, конечно же, растворяется. К счастью, во второй книге его смогли вернуть.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Ритуал» — согласно пророчеству, дракон Арман проживет долгую жизнь, но только в том случае, если не будет связываться с морскими чудовищами. Однако он все-таки вступает в бой с морским чудовищем, чтобы спасти возлюбленную, и, вероятно, погибает.
  • Таня Гроттер — пример с сильно прикрученным фитильком, ибо никто из живых героев не погибает, но всё же: в "Колодце посейдона" Ягун, во время матча-реванша против Невидимок, не успевает уклониться от драконьего пламени, из-за чего пылесос, и так работавший на не самом безопасном топливе (с присадками, которые были запрещены правилами), однозначно рухнет. Вот только как: отвернуть, отдав пас уцелевшим, или, выжав газ до максимума, подлететь к дракону? "И Ягун выбрал. Выбрал, стоило ему представить бабусю и Катю Лоткову. Он вдавил газ и, не обращая внимания на раскалившуюся машину, резко спикировал на Кенг-Кинга. В баке пылесоса что-то забурлило, пробку бака сорвало… Только бы успеть!"

Зарубежная[править]

  • Русалочка из сказки Ганса-Христиана Андерсена буквально сама устанавливает в себя «красную кнопку», ведь условия сделки с ведьмой таковы: не завоюет любовь принца — не обретет бессмертной души и превратится в пену морскую. Спастись можно — зарезав нечуткого принца, но на это Русалочка не способна.
  • Джанни Родари, «Джельсомино в Стране лжецов» — Бенвенуто-не-присядь-ни-на-минуту. С каждой минутой, проведенной в сидячем положении, Бенвенуто взрослел. И старел. Однажды ему пришлось сидеть на месте, укрывая одного из друзей от стражи, и бедняга Бенвенуто умер от старости.
  • Повесть «Отель „COUP D’OEIL“» Фитц-Джеймса О’Брайена — с прикрученным фитильком и шутки ради: волшебная Зелёная Птица, которую очаровательная волшебница послала в помощь герою, умеет разговаривать, но после каждой фразы теряет по одному перу. А так как она невероятно болтливое создание, да еще и склонное к философии, то лысеет просто с невероятной скоростью.
  • Может, кто-нибудь вспомнит автора и название рассказа, хорошо подпадающего под этот троп (читал в детстве в каком-то советском сборнике фантастических рассказов). Героиня рассказа представитель древней высокоразвитой расы, построившей машину преобразующую их тела в энергетическую форму, после возвышения представители этой расы разлетелись по вселенной, периодически встречаясь на родной планете, но через миллиарды лет их планета, как и звезд, вокруг которой она вращалась, прекратили существовать, и встречи прекратились. Спустя еще какое-то количество миллиардов лет героиня находит нашу Землю, влюбляется и инициирует обратный переход в материальную форму, пожертвовав фактическим бессмертием ради короткой человеческой жизни и окончательной смерти.
  • «Воспламеняющая взглядом» Кинга — Энди Макги может подчинить человека своей воле, но расплачивается за это дикими головными болями. В конце концов, спасая свою дочь, он доигрался до полновесного инсульта.
  • Dresden Files — у каждого человеческого мага есть такая кнопка в виде смертного проклятия, заклинания, которое использует всю жизненную энергию мага до капельки, убивая его, зато получается на пару порядков мощнее, чем его прижизненный «потолок». Главный герой так по меньшей мере раза четыре всерьез собирался это проклятие задействовать, но каждый разу удавалось выкрутиться и без крайних мер.
    • Позже Гарри получает способность «Огонь души», которая многократно усиливает его магию, используя в качестве «топлива» кусочек его души (той самой жизненной энергии), который потом восстанавливается. Однако, если вложить в заклинание всю душу, последует в лучшем случае смерть. Разумеется, уже в следующей книге Гарри готовится жбурнуть смертное проклятие, усиленное Огнём души «на все деньги», но ему опять мешают.
    • Мерил, девушка-подменыш (получеловек-полуфейри) делает выбор между человеческой и магической стороной — превращается в тролля, чтобы спасти друзей (и мир впридачу). А затем гибнет, проложив дорогу сквозь ядовитые шипы.
    • Рыцарь Креста Сиро забирает на себя смертельное энтропийное проклятие. Впрочем, в этот момент его уже пытали до смерти, и это не считая терминальной стадии рака — старик просто решил обставить свою смерть с максимальной пользой.
    • Моргану в «Продажной шкуре» нельзя ходить и даже стоять из-за раны, чуть задевшей бедренную артерию. Но, чтобы догнать предателя, чуть было не погубившего Совет и подставившего его самого, он бежит бегом и, всадив гаду две пули в череп, падает рядом и умирает от потери крови через минуту.

Сетевая[править]

  • «Баффер» Дулепы — главный герой страдает от болезни, симптомы которой снимает своим заклятием раз в несколько часов. Каждое заклятье требует времени на восстановление, а восстанавливаются они по-очереди. То есть если скастовать много боевой магии, до отката восстановления можно и не дожить. В финале герой таки кастует слишком много… правда, спасается.

Театр[править]

  • «Снегурочка» Римского-Корсакова (литературная основа А. Н. Островского по мотивам русского фольклора) — Снегурочка гибнет на солнце ради любви.
  • «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха — акт второй, «Антония». Прелестной Антонии нельзя петь, ибо это усиливает мучающую ее болезнь, но зловещий доктор Миракль твердо вознамерился погубить бедняжку, для чего убеждает ее, что петь-таки надо; он с этой целью не поленился даже вызвать образ ее умершей матери-певицы. Антония поет, пока не падает замертво, оставив своего возлюбленного Гофмана с разбитым сердцем.
  • «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца. Как-то раз от скуки волшебник превратил медведя в юношу. Расколдовать его может только поцелуй принцессы. То есть что значит расколдовать — превратить обратно в медведя.

Кино[править]

  • «Галгамет» — доброго дракона Галгамета не берёт ничего, кроме солёной воды. Но он входит в море, чтобы спасти своего друга-принца, и превращается в камень.
  • «Гремлины» Джо Данте. Яркий свет убивает злых Гремлинов… но добряка Гизмо-магвая он тоже легко убьёт. Тем не менее, Гизмо впускает яркий свет в магазин, чтобы спасти город и своего хозяина Билли, погубив предводителя Гремлинов и не дав тому размножиться. По счастью, остался жив.
  • Его же «Солдатики». Взрыв электромагнитного поля уничтожит Элитных Коммандос, но и добряков-Горгонитов он тоже уничтожит. Тем не менее, Горгониты таки устраивают этот взрыв, дабы спасти своих друзей-людей. К счастью, чудом уцелели и сами — их защитила от выброса накрывшая их сверху магнитная тарелка.
  • «Человек-амфибия» — с фитильком, но всё же: Ихтиандру нельзя проводить слишком много времени в воде, или его легкие погибнут, и он сможет жить только в море. А он возьми да и влюбись… Нет, любовь его легким не была противопоказана, ему нельзя было «светиться» на публике, потому как немедленно нашлись алчные дельцы, желающие использовать его дар в своих целях и готовые держать его все время в воде…
    • В романе он сам предпочитал подводную жизнь жизни на воздухе и «расшатал» свой организм. Заключение в бочке только усугубило проблему.
  • «Человек-слон» — несчастному изуродованному с детства болезнью Джону Меррику из-за строения позвоночника и грудной клетки нельзя было спать лежа. Но он добровольно решил расстаться с жизнью, поспав как здоровые люди…
  • «Парень из пузыря» 1976 и 2001 года — герой полностью лишен иммунитета и вынужден жить в огромном пластиковом герметичном пузыре, чтобы не умереть от микробов. Но ради любви он готов преодолеть любые преграды и даже покинуть свое убежище. В обоих фильмах история заканчивается хэппи-эндом, а вот реальные прототипы героев умерли.
  • «Невыразимый ужас 2: Показания Рэндольфа Картера». Элайда триста лет прожила в облике крылатого чудовища, запертая в старом особняке, пока студент Картер не изгнал из нее демона, после чего она превратилась в сногсшибательную красавицу. Увы, демон не оставлял попыток вселиться обратно, убивая всех, кто становился у него на пути. Элайда влюбилась в Картера и вовсе не хотела опять становиться монстром, поэтому всячески помогала героям одолеть демона. Когда же демона общими усилиями прикончили, Элайда ОКОНЧАТЕЛЬНО стала нормальной женщиной… которой триста лет жить не полагалось. Она тут же превратилась в старуху, а потом и в труху.
  • «Стражи Галактики» — Грут может разрастись в щит для своих друзей, но ценой жизни. Благо он — растение и может вновь вырасти из одной веточки.
  • «Вкус ночи»: вампиры не выносят солнца, и вампирка Шарлотта, проводив в последний путь состарившуюся дочь, добровольно остается на солнце, чтобы сгореть.
  • Первая экранизация «Обыкновенного чуда» (1964), реж. Эраст Гарин.
  • Вторая экранизация «Обыкновенного чуда» (1978), реж. Марк Захаров.
  • «Бросок Кобры» — нацеленную на Вашингтон ракету с нанитной боеголовкой оказывается слишком поздно сбивать, поскольку она достигла высоты, с которой освободившиеся наниты смогут начать пожирать все на своем пути в достаточном для серьезного ущерба объеме, и Рипкод подставляет под нее экспериментальный сверхзвуковой самолет с голосовым управлением на кельтском языке, чтобы взлететь на высоту, с которой наниты не смогут спуститься, не рассеявшись. Он может спастись, катапультировавшись, но хочет умереть героем. Скарлет эта идея не по душе, и она, пользуясь тем, что в кабине истребителя включена рация, выкрикивает нужное слово сама.

Телесериалы[править]

  • Очень странные дела — Одиннадцатая же! Каждое применение телекинеза вызывает у бедной девочки носовое кровотечение и упадок сил, а чтобы защитить своих друзей телекинез ей приходится применять постоянно и всё более сильный. К слову, в первоначальном варианте сценария Оди таки погибала.
  • «Человек-невидимка» — железа невидимости в голове приводит к накоплению в крови главгероя нейротоксина, который нейтрализуется только хитрым препаратом, а использование невидимости ускоряет этот процесс. С прикрученным фитильком — токсин не убивает, а лишь вызывает дикие головные боли и буйное помешательство, так что кнопка нажимается часто, а иногда даже используется как терминаторизатор («в критический момент герой включил берсерка и отдубасил всех попавших под руку злодеев»). Однако, проведя несколько часов в этом состоянии, герой перейдёт на следующую стадию «амальгамного безумия», которая превращает его в полное чудовище и обратима лишь в первые пол-суток ещё более хитрым препаратом.

Мультфильмы[править]

  • «Механика сердца» — вместо сердца у юного Джека стоят часы, и влюбляться ему нельзя — иначе часовой механизм сломается. И конечно же, он влюбился…
  • «Отель Трансильвания» — Дракуле нельзя находиться на солнце, и он чуть не сгорает, пытаясь вернуть дочке ее возлюбленного.
  • Frozen (мультфильм) — снеговик Олаф сперва искренне не знал, что тепло для него смертельно; а узнав, все равно отказался покидать протопленное помещение, чтобы не бросать Анну.
  • «Самолёты 2. Огонь и вода» — из-за износа коробки передач в авиагонках самолёт Дасти Полейполе вынужден летать вполсилы, что несколько раз приводит к опасным ситуациям. А заменить коробку нечем — такие модели больше не производят. Однако когда требуется спасти два автофургона, которых со всех сторон окружил лесной пожар, он выжимает полную тягу, набирает воду из водопада и создаёт в огне безопасный проход, после чего камнем падает в лес из-за клина изношенной коробки передач. Его чинят, и механик Мару даже ставит ему новую коробку передач ручной сборки.
    • Коробка передач у самолета? А стоп-крана у него нет?
      • В локализации была "Коробка приводов". Насколько это реальная деталь — хз.
  • Легенды Смертельной Битвы: Снежная слепота — Саб-Зиро когда-то заключил пакт с Скорпионом: если первый захочет кого-то убить, пользуясь своими способностями, то второй придёт ему на помощь, но в конце заберёт с собой в ад. А после разговора на повышенных тонах с Кенши и смертельной опасности для него, у пристыженного своей трусостью Саб-Зиро не остаётся иного варианта...

Аниме и манга[править]

  • Dragons Rioting — нестандартный пример, потому что применяется не в драматическом, а в комедийном ключе. 16-летний ГГ болен редкой болезнью, связанной с гормональным дисбалансом, в результате чего сексуальное возбуждение провоцирует у него сердечный приступ и ГГ вынужден избегать женщин, и заодно изучить стиль боевых искусств, позволяющий полностью контролировать эмоции. И в какую школу он в итоге попадает? Правильно: в бывшую женскую школу где 90% учеников — горячие девушки. И уйти не может — мужики от трудностей не бегут.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — Сейлор Плутон строжайше запрещено останавливать время, иначе она исчезнет из нашей реальности (а по манге — вообще погибнет). Тем не менее, в финале третьего сезона Сэцуна применяет данную атаку во время взрыва вертолёта, чтобы спасти от гибели Уран и Нептун.
  • Naruto — у всех синоби запас чакры так или иначе ограничен, и расходовать ее надо осмотрительно. Для наставника ГГ, Какаси, это становится слабым местом: используя пересаженный глаз-шаринган (особенно в режиме Мангекё Шаринган), он тратит чакру быстрее обычного и нередко оказывается на больничной койке из-за истощения сил. Тем не менее, в сражении с Пэйном, будучи обездвижен и завален грудой камней, он намеренно применяет Мангекё Шаринган, чтобы спасти Чоджи — и дать ему возможность доставить Цунаде важную информацию о противнике. Сам Какаси после этого умирает от перерасхода чакры. К счастью, ненадолго.
  • Inuyashiki — антагонист и главный герой взрывают себя, чтобы предотвратить столкновение астероида с Землёй.
  • Code Geass — гиасс Роллона обладает изъяном: помимо остановки субъективного времени окружающих он также останавливает сердце своего носителя, поэтому пользоваться им слишком часто категорически нельзя. И, разумеется, наступает момент, когда Роллону приходится использовать его именно в таком режиме. Спасая брата. Который не дольше чем пару часов назад сказал, что знать Роллона не желает.
  • Now and Then, Here and There — чем больше Лала-Ру использует магию своего кулона, тем слабее она становится. Тем не менее, в финале она использует всю силу без остатка, чтобы пустынные земли снова заполнились водой, после чего исчезает на глазах Шу.
  • Redline — аверсия. Парасвет при использовании даст перегрузку, которая убьет пилота. А если и нет, взрыв двигателя на такой скорости — точно убьет. Так ведь? Только вот в финале главные герои последовательно проделывают все вышеперечисленное — и ничего, живы и даже целы. Намеренно никак не объясняется (как и большая часть происходящего в фильме), но можно предположить, что либо парасвет не только ускорение дает, но и меняет тело пилота (учитывая, что большая часть информации о нем известна из легенд, может быть что угодно), либо финал — это просто приключения в Комаляндии/твист Амброза Бирса (очень уж он странный даже без того).
  • Nanatsu no Taizai — если носитель «Милости» (ангельской абилки-аналога Заповеди) не является ангелом, то её частое использование постепенно убивает владельца. Эсканору же досталась самая сильнейшая Милость — Солнце — но и бьёт по его здоровью она тоже соответствующе (тем более, что сам по себе Эсканор не отличается крепким здоровьем). Но отсиживаться в тылу, пока его друзья сражаются с Королём демонов за спасение Зелдриса и Элизабет, он не мог себе позволить — и использовал свою Милость на полную, понимая, что этот бой станет для него последним.

Видеоигры[править]

  • Resident Evil 6 — Пирс бьет по кнопке 3 раза подряд. Сначала с помощью усиленного К-вируса превращается в мутанта, умеющего бить током за счет здоровья, чтобы побить финального босса. Затем, опасаясь, что потеряет разум и нападет на Криса, запихивает его в спасательную капсулу одного, а сам остается на разрушающейся базе. И уже оттуда видит, что недобитый босс напал на капсулу, и добивает его сверхмощным зарядом, стоившим жизни ему самому.
  • No One Lives Forever 2 — в финале игры лейтенант Андерс, первый суперсолдат HARM, со всей силы атакует ядерную ракету, запущенную американским генералом Хоукинсом — тем самым спасая мир от Третьей Мировой. В результате Андерс взрывается от перегрузки, напоследок попрощавшись с Кейт Арчер, которую он принял за свою дочь Абигейл.
  • StarControl 2 — у Шофиксти она была штатно установлена на каждом космическом корабле. Результат закономерен — в живых остался единственный представитель мужского пола этой расы. И то лишь потому, что давил эту кнопку настолько сильно, что попросту сломал ее.
  • Nier: Automataс прикрученным фитильком: финал пролога, где 2B и 9S совершают самоподрыв ради уничтожения голиафа. Фитилёк прикручен, ибо по факту были уничтожены только тела.
  • Honkai Impact 3rd — Дано: Мурата Химеко — Валькирия S-ранга, чьё тело которой сильно пострадало от более ранних битв, боевой костюм "Vermillion Knight", который ради 5 минут обретения мощи и здоровую-то Валькирию сделает инвалидом при использовании, Сирин, возрождённая спустя 15 лет и представляющая угрозу для существования человечества божественного уровня, и последняя ампула сыворотки доктора МЭИ, которая может либо исцелить Химеко, либо ослабить Судью. Естественно, чтобы спасти Киану от воздействия Сирин, Химеко выбрала вариант с самопожертвованием, вдавив Красную Кнопку в панель до упора и дальше.

Музыка[править]

  • Король и Шут — «Медведь», всё по той же пьесе Шварца.
  • Ария — «Бои без правил»: «Знаешь, что умрешь на ринге, в самом жестком поединке — финал ты назначил сам». Основано на фильме «Рестлер».

Реальная жизнь[править]

  • Настоящий Человек-Слон, Джозеф (не Джон!) Меррик умер именно так, как показано в фильме.