Берсерки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

'Если вы интересуетесь другими значениями этого слова, см. Берсерк.

« Ты был прозван с юных пор
Грозным именем БЕРСЕРК.
Ярость твой туманит взор.
Блеск секиры не померк.
»
— Гимн игры «Берсерк: вселенная магических битв»
« Для поражения полка нервно-паралитическими газами надо «отгазировать» процентов 40–60 солдат. И то, если командир волевой, то, наплевав на потери, может сформировать боевое подразделение из оставшихся. А при поражении несмертельными психотомиметиками достаточно, чтобы яда наглотались всего 3–5 процентов! У них же боевое оружие в руках, а ну как бросится такой на родного взводного с криком «умри, чёрный человек»? Если окружающие твои братки-сослуживцы вдруг стали врагами-оккупантами, а страха совсем нет, и агрессия просто бурлит в крови? О боеготовности в такой ситуации говорить смешно — подразделение погрязло в междоусобной борьбе за выживание. Нет, на уничтожение! »
— А. Ломачинский, «Рассказы судмедэксперта»

Берсерки (дословно в «медвежьей шкуре», так как носили шкуру собственноручно убитого медведя[1][2]) — воины древних викингов, впадавшие в безумие под воздействием разнообразных веществ (грибного или алкогольного происхождения). В таком состоянии они обладали абсолютным боевым духом, никогда не бежали с поля боя, не чувствовали боли и усталость, да вот беда — свои же частенько попадали под раздачу. В фэнтези берсерки — неотъемлемый институт варваров и орков. В некоторых сеттингах (например, в Heroes of Might & Magic V) берсерки встречаются и у гномов.

(link)

Практикующий фехтовальщик HEMA и оружейный историк о сабже

Интересный факт: изначально по крайней мере в русском языке словом «берсерк» называлось именно боевое безумие, а воин, в него впадающий, назывался «берсеркер». Для кого-то неразличение этих слов — до сих пор кнопка берсерка. Но слово «берсерк» постепенно вытесняет из русского языка слово «берсеркер», хотя бы потому, что оно короче.

  • А нельзя ли источник этого «интересного факта»? Изначальное скандинавское слово выглядело как berserkr и означало именно воина. В одних языках оно превратилось в «берсеркер», в других сократилось до «берсерк»[3]; в русском встречаются оба варианта. Возможно, в каком-то языке одна из этих форм стала означать не самого воина, а его состояние. Но во всех русскоязычных словарях, какие смог найти автор правки, оба этих слова толкуются именно как название воина. Для его боевого безумия в русском языке отдельного слова нет, могут разве что назвать это «состоянием берсерк(ер)а».
  • И вообще, есть хорошее малайское слово амок.

Пятиминутка реальности[править]

Что известно о берсерках историкам?

В эпоху викингов существовали воины, называемые словом «берсерки». Их было относительно немного, и они пользовались репутацией особо крутых бойцов (даже по меркам викингов), но при этом полных отморозков (даже по меркам викингов)[4].

Всё. Нет, серьёзно. Пара строк выше — это действительно вся сколько-нибудь достоверная информация о берсерках. Всё прочее, что вы о них слышали — в лучшем случае предположения (например, гипотезы о происхождении слова «берсерк»), в худшем — откровенные выдумки (например, утверждения об употреблении ими мухоморов).

Чуть подробнее о мухоморах и бухле: кратко — это выдумка, причём весьма сомнительная. Почему? Да потому что не подходят мухоморы и бухло в качестве боевых наркотиков. Да, они могут притупить боль и страх, но, во-первых, не сильно, и, во-вторых, вместе с этим они притупят реакцию, ухудшат координацию, и сделают ещё много всего весёлого, что на пользу бойцу не пойдёт. Конечно, выпивка использовалась для снятия страха, причём использовалась издревле, но пили не много и эффект был не сильный. Выпить больше? Вы видели, чтобы уличный алкаш после литра водки становился яростным воином? Себе-то он, может, и казался таковым, но на деле им не был. Были и другие наркотики, но были они в другом месте, а на роль боевых стимуляторов всё равно не подходили. Те же, что подходили, были разработаны, в большинстве своём, только в двадцатом веке.

Тем не менее в массовую культуру все эти «в лучшем случае предположения» вошли накрепко. Так что будьте готовы: если сказано «берсерк» — читатель/зритель вспомнит и о мухоморах, и о грызении щитов и разрывании кольчуг, и так далее.

Что касается восстановления того, что мы действительно знаем о берсерках, то это дело скандинавистов будущего. Черновик более-менее полной русскоязычной монография о берсерках пока еле-еле дошёл до вспомогательных материалов для главы 3, но в уже выложенных фрагментах сорвано немало покровов.

  • Впрочем, для любителей деконструкции штампов уже сейчас есть альтернативная версия с серьёзной опорой на летописные источники. Согласно ей, изначально (до мифологизации образа под влиянием христианства) берсерками называли тех, кого в дальнейшем будут именовать бретёрами — профессиональных бойцов, оскорблениями и наигранной яростью провоцирующих вызовы на поединок, чтобы после боя завладеть имуществом проигравшего. Отсюда все характерные черты: относительно высокое боевое мастерство, боязливо-неприязненное отношение общины, «бешенство берсерка» aka «зековский кураж» для устрашения противника ещё до боя, упоминания «разбойников и берсерков» в одном ряду и так далее. Господствующая версия допускает существование таких берсерков как подражателей настоящим «воинам Одина» (как у Семёновой, см. ниже), но не исключено, что имел место обратный процесс — авторы саг, не заставшие берсерков лично, приписали мистические качества и черты воинского ордена обычной прослойке головорезов-отморозков.

Где встречаются[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Egils saga — про реального скальда и берсеркера Эгиля Скаллагримссона, величайшего классика исландской поэзии и редкостного отморозка.
  • Grettis saga — с берсерками сразился главный герой. Скорее всего он и сам был берсерком, отморозком уж точно.
  • Байка о ролевиках, ставших свидетелями того, как некий их сотоварищ связывает нитками кольчугу на груди и залепляет хлебом выемку в щите. Сперва парни не вдуплили, что это было, и решили за ним проследить. Немного позже этот Торин Хлебощит вышел на пригорок, аккурат под которым собирались сражаться две армии, издал боевой вопль, привлекая к себе всеобщее внимание, пустил слюну, вырвал зубами кусок щита, разодрал на себе кольчугу и помчался на офонаревших ролевиков, размахивая мечом и сверкая голыми персями. Половина народу бросилась врассыпную, половина спешно сховалась за стеной щитов.
  • Интересная версия из исландской Саги о Ньяле. Дословно:
« На Крутом Побережье, на Пастбище, стоял двор Геста, сына Оддлейва. Он был очень мудрым человеком и мог предсказывать судьбу. Он задал пир Тангбранду и его людям. Их приехало на Пастбище шесть десятков человек. А там, говорили, собралось две сотни язычников и еще ждали берсерка по имени Отрюгг. Все его очень боялись. О нем рассказывали, что он не боится ни огня, ни меча. И язычники были в большом испуге.

Тут Тангбранд спросил, не хочет ли кто-нибудь принять новую веру, но все язычники отказались. — Я хочу предложить вам испытать, — говорит Тангбранд, — какая вера лучше. Давайте разложим три костра: вы, язычники, освятите один, я — другой, а третий оставим неосвященным. Если берсерк испугается того костра, который я освятил, но пройдет через ваш, то вы примете новую веру. — Предложение хорошее, — говорит Гест, — я и мон домочадцы согласны. Когда Гест сказал это, еще многие согласились. Тут сказали, что на двор пришел берсерк. Развели огонь, и костры запылали. Люди схватили свое оружие, быстро расселись по скамьям и стали ждать. Берсерк вбежал с оружием в дом. Он проходит через огонь, который освятили язычники, и подходит к огню, который освятил Тангбранд, но не решается пройти через него и говорит, что весь горит. Он замахивается мечом на тех, кто сидит на скамье, но при взмахе им попадает в поперечную балку. Тангбранд ударяет распятием по его руке, и происходит великое чудо: меч падает у берсерка из руки. Тогда Тангбранд ударяет его мечом в грудь, а Гудлейв отрубает ему руку. Тут набежал народ и убил берсерка.

»

Литература[править]

  • Средневековый китайский роман «Речные заводи» — Ли Куй, он же Чёрный вихрь, он же Железный бык, выглядит так и вытворяет такое, что Григор Клиган усрался бы.
  • Роман Геммела «Легенда». Трусливый лев Рек в сражении впадает в боевое безумие. В стране Дренай такие воины называются «baresark».
  • Мария Семёнова:
    • Повесть «Сольвейг и мы все». Кари-Поединщик косит под берсерка, чтобы враги его боялись. Но потом он сталкивается с настоящим берсерком Торгримом. Случайно разбудив его безумие, Кари оказывается не в состоянии удрать и вообще что-либо сделать. А безумие в последний момент удалось остановить. И Кари не особо стыдят: берсерк — это очень страшно. Интересно, что сам Торгрим воспринимает это своё свойство как проклятие или, в лучшем случае, одержимость медвежьим духом: став берсерком, он больше не может складывать песни. В конце концов Торгрим убивает медведя, спасая друга, и проклятие спадает.
      • Стоит добавить, что люди, притворяющиеся берсерками, чтобы запугать окружающих, в скандинавских сагах упоминаются регулярно — и именно оттуда Семёнова и взяла этот образ. Как правило, в сагах такой человек в один прекрасный день натыкался на настоящего берсерка или же просто на храброго воина — с печальными для себя последствиями.
    • «Лебединая дорога»:
      • Второстепенный персонаж Соти Волк. Впрочем, Хельги легко побеждает его в бою один на один: «Нет противника страшнее, чем берсерк, но боевое бешенство лишает его терпения и осторожности».
      • Вигдис Рунольвдоттир получает от конунга Харальда «корабль, полный самых отчаянных берсерков». И опять же — когда героям доводится сойтись с ними в бою, берсерки проигрывают, хоть и говорится, что битва была жестокой.
  • А. К. Толстой, стихотворение «Гакон Слепой»: в боевой ярости Гакон рубит всех, не разбирая — тем более что он слепой и не может сразу отличить своих от чужих.
  • Forgotten Realms: среди гномов и варваров есть немало берсерков. В книгах Роберта Сальваторе особо выделется мега-эпичный гном-берсерк Тибблдорф Пвент. Во время битвы за Мифриловый Чертог он со своим отрядом «Веселых мясников» произвел эффект Ворфа, уничтожив элитный отряд темных эльфов во главе с громилой Утегенталем.
  • «Сказки тёмного леса» — главные герои (Грибные Эльфы) сами признаются, что ни в один бой не выходили трезвыми. Тут стоит уточнить, что, поскольку книга основана на реальных событиях, ни о каких суперспособностях речи не идёт. Грибные эльфы просто отличались большим опытом и, самое главное — огромной молодецкой дурью (не в плане силы, а в смысле отмороженности и бесстрашия, причём несколько усиленной алкоголем), что делало их суперменами на фоне среднестатистических толчков (т. н. «неуподоблюсь»). При этом они ни в чем не превосходили обычных реконструкторов или тех же «морадановцев» (к коим питали взаимное уважение). Короче см. Пятиминутку реальности) Об обратной стороне берсеркерства слушать «Гакхан — Баллада о Производственной Травме»)
  • Метавселенная Рудазова — у парифатских северян-дармагов иногда встречается дар берсерка: в боевом безумии воином овладевает дух зверя. Мектигу Свирепому не повезло: ему достался не медведь, не волк, не зубр или мамонт, а… лемминг. Поэтому он никому не позволяет себя ранить — иначе тут же яростно зарычит и побежит прыгать со скалы.
  • Circle of the World/The First Law: Логен Девятипалый же. Взгляд изнутри, так сказать. Как я понял по книге — в качестве «вещества» выступает его же адреналин, поэтому накачиваться ничем не надо.
  • Record of Lodoss War: Орсон. Когда он был маленьким, на его сестру напали бандиты; Орсон так разъярился от невозможности ей помочь, что в него вселился тёмный дух войны и ярости Хьюри. Когда Орсон даёт волю Хьюри, он становится невероятно крут: например, может мечом разрубить камень. Но из берсеркерской ярости очень трудно выйти, и велик риск, что Орсон случайно убьёт не только врагов, но и друзей.

Телесериалы[править]

  • «Викинги» — в этом сериале без берсерков, конечно, не обошлось: один из главных героев, Ролло, тот самый берсеркер, с грибочками, которыми ради выздоровления его накормил дорогой друг Флоки. (после боя с англосаксами приход у него был такой сильный, что Ролло разрубил пленника, объяснив, что тот лежал очень удобно для удара). А второй берсеркер был послан по душу его племянника, Бьёрна, как наёмный убийца (с трудом, попав в засаду в зимнем лесу, но Бьёрн его таки одолел один на один). Третьим не менее заметным и отличившимся является Ивар Бескостный. Поначалу калека, которого никто и в грош не ставил. Но сын Рагнара не так прост. По своей природе довольно яростный и воинственный. Истошное безумие, кровавое убийство англосакса и маниакальная улыбка в пятом сезоне третьей серии прилагается.

Аниме и манга[править]

  • В Насуверсе Берсеркеры — отдельный класс Слуг в стиле «сила есть — ума не надо», могучие и неуязвимые, но неуправляемые. Особенно педаль в асфальт давит Геракл из Fate/Stay Night. Этот тип больше напоминает на здоровенное чудовище, отдалённо похожее на человека.
  • Берсерк — аверсия, главный герой совершенно не берсерк в привычном понимании этого слова.
  • Aruosumente — Данте. От шума боя и запаха крови совершенно теряет голову и перестаёт различать друзей и врагов. В такие моменты остановить его может только его брат-близнец Ланте — единственный кого он способен выделить из общей массы людей.

Видеоигры[править]

  • Age of Empires II — уникальный юнит викингов. Пехота ближнего боя с регенерацией здоровья.
  • Beowulf the game — Гг тот самый сабж. Он накапливает ярость и в самый нужный момент впадает в неё. Он резко становится сильнее и становится способен дать плюху любому, хоть самому жирному боссу. По сюжету игру не пройти без использования этой способности в битвах с боссами. Правда, её использование дорого вам обойдётся.
  • Те же HoMM: имеется проклятие «Берсерк», попавший под действие которого юнит перестаёт отличать своих от чужих и бьёт всех, кто рядом с ним. В четвёртой части (Heroes of Might and Magic IV) в замке Силы можно нанимать воинов-берсерков. Они сильнейшие на своём уровне, но принципиально не слушают приказов и в бою сами бегут бить врага, ломая игроку все хитрые тактические планы.
    • В пятой части были гномы-берсерки, а сами гномы ряжены под викингов. По команде бросались на ближайшего врага и давали ему крепкую плюху. Если врага в пределах досягаемости не оказывалось, то прилетало союзнику.
  • King's Bounty: Воин Севера — у рядовых викингов это активируемая абилка. У них же есть и одноимённая продвинутая пехота.
  • В Dragon Age «берсерк» — изначально гномий стиль боя, но уже давно ему научились и люди (самые известные берсерки-люди в Ферелдене — Воины Пепла, объединяющие гномий стиль боя с чисто ферелденским использованием боевых псов-мабари). Берсерком является спутник протагониста гном Огрен, он может рассказать и теорию этого стиля боя. Нужно очень разозлиться и броситься на врага. Просто? Нет, вы не поняли, ОЧЕНЬ разозлиться — это не у всех сразу получается, иногда этому приходится долго учить. В принципе, употреблять что-то, чтобы быть берсерком, не обязательно, но Огрен употребляет постоянно (спиртное). Не потому, что берсерк, а потому, что алкоголик.
  • Племя Чертей в Fallout New Vegas — те же берсерки, только с более высоким уровнем технологий, как в выборе оружия, так и в выборе веществ, чтобы упороться.
    • Хотя это скорее субверсия, учитывая, что вся «сила и непобедимость» Чертей заключается в их количестве. На могучих воинов они мало походят, да и большинство персонажей отзывается о них все же как о безумных торчках, а не о благородных (пусть и слегка «того») воинах.
  • Серия игр Total War — небольшие отряды убер-солдат, которые из принципа не носят броню (что снижает их уберность в бою, где есть стрелки), но способные впадать в боевой раж в ходе которого легко сметают с дороги отряд любой численности.
  • The Elder Scrolls III: Bloodmoon — берсерки встречаются на просторах острова Солстхейм, не носят одежды и доспехов (кроме, иногда, меховых шлемов и сапогов), крайне агрессивны, и описываются местными как совершенно свихнувшиеся от холода и неумеренного употребления алкоголя психи. Отморозки суть как есть. Примечательно, что слово «берсеркер» тут переводят именно как «с голым торсом».
    • Расовая способность орков «Берсерк» — +100 к атаке, −100 к ловкости, то есть бьют сильно и точно, но сбиваются с ног от кахдого пропущенного удара.
  • Warcraft III: The Frozen Throne — способность «берсерк» у троллей-охотников удваивает скорость атаки и удваивает получаемые повреждения.
    • В World of Warcraft словом «берсерк» называется механика у боссов, накладывающая ограничение на время боя. Через определенное время после начала боя у босса в несколько раз возрастают урон, скорость атаки и скорость передвижения[5], что приводит к неминуемому проигрышу. Поэтому группа/рейд должны выдавать соотвествующий урон в секунду, чтобы успеть убить босса до режима берсерка.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — здесь берсерки разновидность оборотней. Они могут превращаться в медведей приняв смесь крови и грибов. Остаются в таком состоянии до тех пор пока не утолят жажду крови. От обычных медведей их можно отличить по форме зубов и языка.
  • Disciples — здесь берсерки внезапно служат не гномам, стилизованных под викингов (те больше дружат с волками), а демонам. Что по своему логично: «По мере того, как в берсеркерах слабеет человеческое начало, их ярость становится неудержимой».
  • В KKND берсерков полно, но это типичный домкрат — этим словом почему-то называются базовые пехотинцы мутантов. Вооруженные луками и стрелами…
  • Dwarf Fortress — от плохой жизни дворфы могут сойти с ума и некоторые из них могут стать берсерками и начать убивать всех подряд.
  • Mount & Blade: Viking Conquest — есть и берсерки в качестве нанимаемых солдат, можно и самому им стать. Игра ж о викингах!
  • Expeditions: Viking — игра про викингов, так что без берсерков никуда
  • Age of Wonders — берсерки являются уникальными юнитами гномов, обычно доступными практически со старта. Очень больно бьют (могут атаковать и всех врагов вокруг себя), но при получении урона быстро склеивают ласты.
  • Ancestors Legacy — в этой игре берсерки — это штурмовая пехота викингов, вооружены двуручными топорами и без усовершенствований брони идут в бой по пояс голыми. Наносят весьма внушительный урон, перед атакой могут швырнуть во врага метательные топоры… но при этом абсолютно неспособны к отступлению из уже завязавшегося боя.
  • Битва за Средиземье — берсерки являются уникальными юнитами Изенгарда. Выходят на бой в гордом одиночестве, умеренно живучи, орудуют здоровыми двуручными тесаками, очень хорошо держат выстрелы, и начинаю больнее бить при снижении здоровья, а также единственные умеют поджигать расставленные мины. Главный минус — беспомощны против всадников.

Настольные игры[править]

  • ККИ «Берсерк», отрывок чьего гимна вынесен в эпиграф, названа так в честь автора Ивана Попова, носящего ник, собственно, Берсерк. И сами означенные в игре встречаются регулярно.
  • Гоблины-Фанатики в Warhammer Fantasy Battles — в роли вещества у них особое, психоактивное грибное пиво, а в роли оружия ядра на цепях, которыми они гасят всех, своих и чужих.
    • Берсерки норскийцев подогреваются яростью Кхорна, так что даже на общем фоне этих морских разбойников, славящих Губительные Силы и обожающих войну, это настоящие машины смерти.
    • Гномьи Убийцы(слейры) фактически настоящие берсерки, благо, культ свирепого бога-воина Гримнира к этому располагает.
    • Некоторые адепты Ульрика, особенно во времена Зигмара, умели впускать в себя гнев волчьего бога. Сейчас такие отморозки уходят в леса и именуются ульфкинами, эдакой брутальной помесью зигмаритских флагеллантов с заскоками гномьих слейеров. Кроме хаоситов, зверолюдей и зеленокожих ульфкины ненавидят зигмаритских священников и имперских сборщиков пошлин, часто «спасая» крестьян от них(прежде с изничтожением обеих категорий, сейчас ограничиваются презрением). На худой конец, сойдет и обычная разбойничья шайка-надо же на ком-то потренироваться.

На севере Империи только безумец откажет в гостеприимстве носителю священной ярости Ульрика, но обычно ульфкинам не предоставляют ничего приличнее сарая, благо, они не привередливы в плане комфорта. Отряды ульфскинов с радостью примкнут к любой войне с силами Хаоса или врагами волчьего бога. Нередко они сопровождают в походе армии Мидденланда и Нордланда, причём при отступлении занимают позицию в арьергарде и стоят до последнего. Несмотря на столь устрашающий стиль жизни, ульфкином можно и перестать быть, тут зависит от решения фанатика, смыл он грехи, которые он решил искупать. Впрочем, упрямый нрав ульрикан редко позволяет им «сдать назад».

    • Впрочем, официально признанный орден храмовников Ульрика,Рыцари Белого Волка, имеет славу буянов и «воющих маньяков», дополняющих ратную репутацию прославленного ордена. В Конце Времен элита ордена, Братство Свирепого Волка, едва не опрокинула легендарных Мечей Хаоса Архаона. Хотя в сравнении с порядками проповедующих приход ледяного армагеддона рагнаритов «ортодоксальные» Белые Волки сама обходительность и дружелюбие. Также существует некий малый ульриканский орден Рыцарей Кровавого Кулака, поклоняющихся ипостаси Ульрика как бога-берсерка. Однако в отличии от Белых Волков и рагнаритов, этот орден официально не признан Ар-Ульриком.
    • Одно из племен присягнувших Зигмару, тюринги, специализировалось на ульриканском берсекстве. Позже, став курфюршеством Драквальд, местные жители славились как самые вредные и неуживчивые(а еще очень жадные) имперцы. Даже когда Драквальд пал и был присоединен к соседнему Мидденланду, о местных жителях в Земле Великого Волка отзываются с недоверием. Теперь пальму отмороженной провинции подхватили обитатели Нордлада, самой близкой географически(и по крови) к Норске. Даже простые пикинеры часто норовят ринуться в бой без приказа и солдаты баронии получили кличку «псов на цепи».
    • Тёмные эльфы — ведьмы. Просто ведьмы.
  • Warhammer 40000: легион «Пожиратели Миров» — вместо веществ операция на головном мозге.
    • Там же легион «Кровавых ангелов» с их тягой пить кровь поверженных врагов.
      • «Расчленители», дочерний орден Кровавых Ангелов. От вышеозначенных Пожирателей Миров отличаются только тем, что орут не «ЧЕРЕПА ДЛЯ ТРОНА ЧЕРЕПОВ!!!», а «ЗА ИМПЕРАТОРА!!!». Им для этого даже вживлять в мозг ничего не надо.
    • Легион «Космических волков» открыто косплеит викингов, в том числе и тем, что 90 % состава — берсерки.
    • «Кархародоны» — тоже отмороженные берсерки, но холодные и молчаливые.
    • И Гончие Абаддона из «Черных Легионеров» тоже практикуют операцию на головном мозге.
    • Ассасины храма Эверсор — накачанные боевыми наркотиками машины убийства, в отличие от ассасинов других храмов предназначенные не для выверенных точечных ударов, а для вырезания всех, кто попадётся под руку.
    • Арко-флагеллянты — боевые киборги с промытыми мозгами, в боевом режиме ведут себя как берсерки.
    • Орки — целая раса отмороженных берсерков, кайфующих от резни и не знающих, что такое страх и дисциплина.
    • Своеобразный аналог есть у тиранидов. Если у особи есть адреналиновые гланды, то и без того агрессивная тварь звереет в сто крат.
      • Особняком стоят телохранители Тиранов Улья. Если тиран погибает, все выжившие телохранители звереют и становятся в разы опаснее. И это не эмоции. Это программа Разума улья — знание о том, как убить тирана, не должно пережить битву.
  • В пятой редакции D&D есть архетип варвара «берсерк», позволяющий впасть в боевое бешенство. В нём персонаж начинает совершать больше атак в ход и уничтожать всё и вся на своём пути.

Музыка[править]

  • Песня Leslie Fish «Berserker». Берсерк — лирический герой вежлив и сдержан именно потому, что знает: если дойдёт до боя, «включится» его одержимость, и тогда он не сможет пощадить противника.
  • Ратибор, «Баллада» — «И рубился я кружась как берсерк».
  • Сколот, «Берсерк»
  • Amon Amarth, «Berserker at Stampford bridge»

Примечания[править]

  1. Те, кто носил шкуру волка, назывались ульфхеднары — дословно «волкоголовые», так как носили её на голове.
  2. А теперь читаем «пятиминутку реальности». «Медвежья шкура» — лишь один из возможных переводов слова berserkr; по другой версии, это означает «без рубашки». И даже если принять «медвежью» версию — «собственноручно убитого» остаётся чистым домыслом. Ровно как и существование непосредственно отдельного отряда/катсы/етц берсерк(р)ов исторически никак не подтверждено.
  3. Собственно, -r в древненорвежском было просто окончанием именительного падежа, поэтому оно часто опускается в переводах на другие языки, подобно латинскому -us или греческому -ος.
  4. Например, не гнушались «по беспределу» вырезать беззащитные поселения — даже в мирное время и без разбора на «свой-чужой».
  5. Или начинаем спамить своей самой мощной абилкой.