Тактическая дразнилка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья I Shall Taunt You. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Всегда есть время поболтать? Ну да, между одним ударом и другим. Или во время уклонения от ответного. Применяется с целью деморализации оппонента и потери им осторожности. Правда, можно получить и неправильный эффект. Если бешеный гнев у противника не ведёт его прямиком в ловушку, можно строить свою агитацию по-другому — например, подталкивать его к тому, что битвой он окончательно отрезает себе пути к светлому будущему. А там, глядишь, рука у него дрогнет и удастся пробить ему прямо промеж глаз! Схожие цели может преследовать лекция на тему «Почему ты отстой», прочтённая где-нибудь перед боем.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Л. Устинов, «Бочка мёда». Во время боя на мечах злодей пробовал применить в отношении героя, но не сработало. Каблук: Иди сюда ближе… Трус, трус, трус! Петер: Меня ты не разозлишь. Я горяч в работе, но холоден в бою.
  • Советский радиоспектакль «Питер Пэн и Венди» — во время дуэли Крюк и Пэн поливают друг друга рифмованными наездами, пытаясь заставить пропустить удар.

Литература[править]

  • Метавселенная Рудазова — сверхбыстрый Логмир в бою с многоруким противником подсказывает ему, с какой стороны будет бить. Чтобы потом в один момент подсказать неправильно. Ещё и издевательски прокомментировал свою ошибку после усекновения нескольких конечностей.
    • Креол, сражаясь одновременно с пиромантом и криомантом, набросил между ними на вентилятор больного вопроса: кто из них сильнее? Оппоненты моментально отвлеклись на его выяснение.
    • «Конец сказки» — скоморох Мирошка таким макаром надолго нейтрализует аж целого Кобалога.
  • Отблески Этерны — «золотой эскадрон» талигойской армии в битве у Дарамы, именно этим спровоцировавший кагетскую иррегулярную конницу на атаку, которая вылилась в попадание в череду ловушек. Как итог — «Неудачные преследователи частью были вырублены, частью бежали, опрокинув двинувшиеся резервы, а изрядное количество конных идиотов втоптали в столь любимый Туххупом конский навоз свои же.»
  • Волшебник Изумрудного города — ультиматум, посланный героями наместнику Урфина Джюса, Энкину Фледу, во второй книге. Намеренно составлен в как можно более провокационной манере, с целью задеть ЧСВ страшно самолюбивого наместника и выманить того с порученным ему взводом в поле, чтобы он не успел удрать во дворец и забаррикадироваться. При этом в письме не было сказано, кто именно будет этим «одним-единственным бойцом», что выйдет сражаться.
  • Ольга Голотвина, «Представление для богов» — в Великом Граяне существует обычай обмениваться оскорблениями в ходе поединка. Это называется «Юнтивар» — «ненанесённый удар» и служит сразу двум целям: продемонстрировать собственное красноречие и вывести противника из себя. При этом полагается не тупо материться, а именно блистать остроумием — если один из поединщиков заявит, что учился у великого мастера, второй тут же поинтересуется, уж не вышиванию ли его обучали.
  • Волкодав. Истовик камень Марии Семёнов ой. На рудниках в Самоцветных горах каторжник (гипотетически) мог получить свободу, победив в поединке надсмотрщика. Правда, надсмотрщик дрался кинжалом и кнутом, а каторжник руками. И отмороженный надсмотрщик Волк специально для того, чтоб спровоцировать противника на ошибку, говорил нехорошее про предков противника. На вельхе Мал Нахте сработало (вельхи не прощают оскорблений, адресованных предкам, а Мал Нахт к тому же был легко возбудим), а вот Волкодав учёл печальный опыт предшественника и не стал бросаться очертя голову. В итоге сломал Волку шею.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит» — Бильбо, сражаясь с огромными пауками, утащившими гномов, распевает обидные для пауков стихи.
  • А. Дюма, «Двадцать лет спустя» — аверсия: Д’Артаньян (по своей всегдашней привычке) во время дуэли в доме Кромвеля задирает Мордаунта, но тот не ловится на такие булавки и в итоге скрывается — ему важнее отомстить всей четвёрке раз и навсегда.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — Драко рассчитывал именно на это, обзывая Гермиону во время учебного поединка. А получил бешеную фурию, которая втоптала его как слон моську. При всём честно́м народе, что самое ужасное.
  • «По ту сторону рассвета». «„Делайте что хотите, — наставлял он [князь Берен] свежеиспеченных вояк. — Хоть задницы им показывайте, но чтобы они обозлились и начали переправляться“. Страшно гордые порученным заданием, [юные] стрелки полезли на холм». …И отлично справились. И задницы оркам показывали, и в красках рассказывали им, «кто их мать и как она их породила». Сработало.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — техника ситов «Дун Моч» в первую очередь использует оскорбления и провокации оппонента, чтобы заставить того потерять концентрацию. В фильмах и мультсериалах-интерквелах мельком показано как факт, но не разъяснено. Есть и противоситхская, направленная на зарождение сомнения в правильности ставки на злость и ярость.
  • «Крепкий орешек» — «Теперь у меня есть автомат. Хо-хо-хо!»
  • «Храброе сердце» — шотландцы. И их килты. И то, что под ними. Точка.

Телесериалы[править]

  • «Солдаты» — когда в части проходит чемпионат по боксу, против Медведева выходит хтонически сильный боец, до того исколошмативший Соколова практически в мясо. Поняв, что просто так победить не выйдет, Медведев между ударами и уклонениями говорит ему, мол, ты ведь не просто так здесь сейчас находишься? Тебя Колобков именно для этого из увала выдернул? Противник, смекнув, что к чему, попросту поддался.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — на турнире Вайтейла Неон постоянно подшучивает над «перегрузом» Янг и называет её толстой.
    • Неополитан не может говорить, но это абсолютно не мешает ей во время боя с вами закатывать глазки, картинно зевать, присаживаться отдохнуть в непринуждённой позе и вообще всячески показывать, как ей тут с вами скучно.
    • В седьмом сезоне такой трюк провернула Руби. «У противника в команде есть реактивный громила, которая один на один гарантированно раскатает кого угодно из моей команды? Ща как наступлю ей сапогом на самолюбие, а потом весь бой буду от неё драпать, пока моя команда разбирается с её командой — а там, глядишь, и мне кто на помощь придёт…»
  • «Minuscule» — дразнилка, которой Божья Коровка вызывает на гоночный поединок других насекомых. Противники, будь то Мухи или Осы, всё бросают, кидаются догонять насмешницу и всегда после нескольких минут головокружительной гонки проигрывают.

Веб-комиксы[править]

  • Order of the Stick — Elan the Dashing Swordsman. Всякая колкость, сказанная во время удара, увеличивает его эффект (при наличии высокой харизмы). Если только не парировать её ответной колкостью.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — Джозеф Джостар сам по себе тот еще тролль, а в любом из поединков он прежде всего старается прехитрить врага, в том числе и выведя из психического равновесия своими подколами и «предсказыванием» следующей фразы противника. Враг машинально повторяет только что услышанную фразу и впадает в ступор — ему становится не по себе от того, что Джозеф якобы предвидит все его последующие ходы.
    • Пиллармен ЭйСиДиСи не отстает. Каково это — в разгар боя разрыдаться в голос, чтобы дезориентировать противника?
  • Michiko to Hatchin — Ацуко знает беспроигрышный способ спровоцировать Митико на драку — спеть стишок-дразнилку, которым ту дразнили в детском доме.
  • Black Lagoon:
« Ты хотел сразиться со мной как настоящий стрелок? Не смеши меня! Никто не будет стреляться с таким куском говна как ты! »
— Реви

Видеоигры[править]

  • The Art of Fighting — в этом файтинге от SNK троп используется напрямую: дразнилки отнимают энергию для спецударов, чем обламывают противника использовать суперудар или ослабляют обычные спецатаки, в связи с чем вместо фаерболла вылетит пустышка, а удар ногой в полёте пролетит полметра вместо полэкрана. В остальных играх от Капком и СНК дразнилка прибавляет игроку энергии, но оставляет уязвимым для удара.
  • Eternal Champions (и его аддон-расширение-сиквел, выпущенный для Sega CD) — дразнилки истощают ману противника. Сделано явно в подражание Art of Fighting, то есть конкурентам из SNK.
  • Цикл игр про Monkey Island — педаль в пол, если не в асфальт.
  • Какбе любой MMORPG-танк. Когда он дразнит мобов (врагов, управляемых искусственным интеллектом) — он просто ВЫНУЖДАЕТ их себя атаковать.
  • В MOBA-играх и Стратегия в реальном времени бывают герои/юниты, способные целенаправленно агрить на себя окружающих врагов, чтобы заставить их переключиться на себя и оставить в покое союзников.
    • League of Legends — Раммус умеет провоцировать врагов бить только его одного на несколько секунд. И это при том, что носит на себе шипованный щит, наносящий врагу урон при атаке по самому Раммусу.
    • Red Alert 3 — эсминцы-амфибии у Союзников могут по команде включать магнитные щиты, автоматом притягивающие к ним все вражеские пули и ракеты, летящие в союзников.
    • Halo Wars 2 — Капитан-Охотник, герой-юнит Колонии, может боевым кличом приклесь к себе внимание ближайших противников, попутно увеличивая собственную защиту на несколько секунд.
  • King's Bounty — имп-насмешник дразнит противника так, что тот не слушая приказы бежит бить морду импу. На этом свойстве основан целый ряд тактических схем.
  • Planescape: Torment — фирменная фишка Мортэ — поливать противника отборной руганью, после чего тот всё бросает и забыв о тактике, комбо, магии и так далее несётся пробивать ему череп (что не так-то легко сделать учитывая что Мортэ имеет самую высокую скорость в игре). А в «Борделе интеллектуальной страсти» его можно сводить к извергине с говорящей кликухой «язык гадюки», с которой они так поругаются, что удовлетворятся полностью, а Мортэ выучит несколько новых подколок, существенно усилив свой скилл.
  • Artemis: Spaceship simulator — радист на корабле занимается не только коммуникацией с базами и кораблями союзников, но и оскорблениями компьютерных противников. Неизвестно, почему инопланетного пилота можно оскорбить исключительно человеческими социальными условностями (типа «твоя жена жирная!»), но факт есть факт, инопланетчик с этого сильно обижается и прет на вас как танк, напролом. Надо ли говорить. какой это открывает тактический простор в игре, где вы всегда видите на тактической карте расположение вас, противника и минных полей?
  • Warcraft III: The Frozen Throne — горный великан ночных эльфов, похожий на стереотипного тролля больше, чем сами местные тролли, умеет троллить. Затролленные им противники мгновенно бросаются бить ему морду, отвлекаясь от более важных целей — а великану-то что?

Настольные игры[править]

  • D&D — «Едкая насмешка» барда же! Непрерывный поток оскорблений наносит психический урон и даёт врагу помеху на следующий бросок атаки.
    • У воина тоже есть умение «Насмешка».
  • «Берсерк: вселенная магических битв — персонажи вроде «Умпи», «Гоблина-провокатора»… Им даже присвоена специальная тактическая роль — провокатор. Они нисколько не «танки» (это вам не электронная MMORPG) — но враг никуда не денется, будет атаковать именно их, тем самым теряя инициативу и получая на орехи от их могучих соратников.
  • GURPS — можно реализовывать троп через простые броски социальных навыков, а можно взять киношное преимущество «Острый язык» и продавить педаль в 3d6, сдерживая своими остротами небольшой отряд.

Реальная жизнь[править]

  • При изучении единоборств и/или фехтования тренер на первых же занятиях начинает приучать спортсменов не смотреть в точку, куда собираешься бить, чтобы не выдавать противнику свои намерения. Некоторые опытные бойцы нарочно нарушают это правило, а когда противник отразит несколько атак, бьют не туда, куда показывают взглядом.
  • Иногда попадаются любители хамить противнику прямо во время рукопашного боя, чтобы его разозлить — авось начнет действовать безрассудно и подставится.
  • На штурмовые щиты спецподразделений обычно наносится красный круг. Противник без хорошей боевой подготовки, заметив бойца, инстинктивно выстрелит не в слабо защищённую голову, нет. И не в ноги, которые щит обычно не прикрывает. Он выстрелит именно туда, в яркое и хорошо заметное пятно, а по совместительству — самое защищённое место во всей экипировке.
  • Нарисованная на писсуаре муха так и провоцирует сбить её струёй. Чего, собственно, этим и добивались — в этом месте возникает наименьшее количество брызг.