Военный маг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Military Mage. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Мудрые маги занимаются своими непостижимыми для смертных делами в своих волшебных башнях, снисходя до мирских забот только по собственному желанию или если их хорошо попросят. Ну, или великие маги правят народом (опять же, из башен). Но так бывает не всегда: маги вполне могут являться служивыми (не)людьми, носить униформу, иметь звания, подчиняться приказам и, как было уже сказано, служить стране и/или королю. Более того, вполне возможно, что использование магии является монополией для военных, и любого, открывшего в себе этот талант, сразу же вербуют для прохождения обучения в специальной Академии. А если кто-то вдруг решит уклоняться или, тем более, колдовать на стороне, то им займутся специально уполномоченные профессионалы.

Перечень занятий для магов в армии может быть довольно широким:

  • Белые маги могут служить медиками, излечивая раны или даже возвращая погибших соратников в строй.
  • Маги могут служить закрывать своими барьерами наступающие войска, нейтрализовать результаты вражеский проклятий, накладывать на своих полезные заклинания, а также обеспечивать связь при помощи своих хрустальных шаров или телепатии.
  • Наконец, маги могут наносить прямой урон — забрасывать врагов огненными шарами с ближайшего холма, как артиллерия, или идти в открытый бой с посохом наголо.
  • Некроманты и вызыватели могут снабжать армию «дополнительными юнитами».

Внимание: если в сеттинге каждый солдат владеет магией, он перестаёт быть военным магом; тут нужна некоторая избранность. Также нужно следить за лором: даже если игрок может нанимать магов в свою армию, они вполне могут быть в этом мире правящей силой.

Троп может перекликаться с тропом Суперсолдаты, если эти военные маги значительно выделяются на фоне обычных войск.

Близкий троп — Боевой маг, однако это далеко не одно и то же. К примеру, маг-целитель, вытаскивающий солдат с того света в обозной палатке, но не способный защитить себя от пары копейщиков, является военным, но не боевым. А маг-одиночка, который явился к цитадели Тёмного Властелина, вызвал его на колдовскую дуэль и сжёг особо эпичным файерболлом — несомненно, является боевым, но не военным. Если он не пришёл туда по приказу своего командования.

Ещё один близкий троп — Колдун и воин.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — субверсия: отдел оборонной магии в НИИЧАВО есть, но заброшен, потому что большая часть военных разработок не удалась, а люди сами напридумывали таких вещей для уничтожения друг друга, что чародеям и не снилось.
  • Евгений Лукин, «Алая аура протопарторга»: упоминается армейский митрозамполит, смиривший молитвою некстати сломавшуюся боевую технику. Да и заглавный герой с чудотворной иконой и поддержкой всего лыцкого народа неплохо справляется с палубной авиацией миротворческих сил. Баклужинский президент тоже мог бы парой заклятий посбивать самолёты, но это ж выйдет международный инцидент…
  • Алексей Пехов:
    • «Хроники Сиалы» — в Пограничном Королевстве солдатами являются все, включая магов.
    • «Пересмешник» — здесь упоминаются военные маги, носящие чёрные мундиры.
    • «Под знаком Мантикоры» — аверсия: использование магии для войны строжайше запрещено, потому что это вполне может привести даже к Концу Света.
  • В. Зыков, «Дорога домой» — магов готовят в специальных учебных заведениях, у них есть строгая иерархия и субординация. Особенно этим отличается государство Нолд.
  • Бэккер, серия «Второй апокалипсис». Нансурская Империя содержит собственную школу — Имперский Сайк. При правильном применении колдуны являются решающей силой на поле боя. Вообще любой серьёзный поход подразумевает, что военачальник добудет в войско колдунов.
  • Ирина Сыромятникова, «Житие моё» — маги могут и в армии работать. Белые — целители и, по сути, политработники, использующие свою эмпатию для поддержания морали коллектива и вычисления преступников. Чёрные — как ударная сила, в том числе и артиллерийская. Присутствует даже вагон с армейскими чернокнижниками, по-чёрному пьющими всю дорогу до точки назначения.
  • «Хроники странного королевства» — в Ортане организовано бюджетное обучение магов с условием отработки на государство в любых сферах, от армии до связи. В результате это единственная страна, которая на поле боя может выставить боевых магов массово (пусть и не уровня великих магистров).
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — в Магическом мире маги участвуют во всех сферах жизни, включая, разумеется, и армию.
    • Кстати, хороший пример к тезису «военный маг ≠ боевой маг», ибо стандартная деятельность в романе представителей тропа — зрительная и звуковая маскировка войск, управление магическими движителями транспортных средств (в том числе, отключение магической техники противника и защита своей от спецов с другой стороны) и утихомиривание пленных при необходимости. Именно боевая же магия типа пресловутых фаерболов, энергетических клинков и т. п. не упоминается вообще; первый пример чего-то хоть подобного — применённые недоученным магом и бывшим спецназовцем Аркадием по зомби молнии, его собственная разработка с привлечением знания из технологического мира о разности потенциалов — которые и не предполагают массового распространения, и все равно не сыграли большой роли.
    • А вот в другой книге Садова, «Ледяная Принцесса» — напротив, целый факультет императорской магической академии, готовящий именно военно-боевых магов — с упором на магическую боёвку и военно-магической службой как контрактным условием бесплатного обучения (это направление не престижно среди знати, и учатся там преимущественно мелкие провинциальные дворяне и простолюдины, также получающие при этом номинальное личное дворянство; главная героиня из высшей аристократии — редчайшее исключение). При неуспеваемости кандидат, на которого уже потрачен госбюджет, отслуживает в военно/боево-магических подразделениях классом пониже, например, артиллерийских группах (стандартно состоящих из пяти магов, которые располагаются на специально подготовленных площадках или щитах, обеспечивающих связь, четверо «запитывают», а глава пятёрки в итоге запускает усиленные фаерболы по требующим того целям типа крепостей).
  • «Архимаг» — армия Серой Земли. Генералитет состоит из колдунов поголовно, офицеры и унтер-офицеры — частично. Причём большинство из них на поле боя скорее занимается колдовством по своей прямой специальности (пироманты швыряются огненными шарами, целители лечат раненых и так далее), чем участвуют в управлении войском. Как правило, звание колдуна определяется его личной магической силой.
  • «Кодекс Алеры» — Рыцари, профессиональные заклинатели фурий в составе легионов (иногда Рыцарями также называют других боевых магов, к примеру, наёмников, но в данном случае это не звание, а должность). В зависимости от используемой стихии, выполняют различные задачи:
    • Рыцари Огня — стандартное фаерболометание, огневая (в прямом смысле) поддержка войск.
    • Рыцари Воздуха — воздушная разведка, авиационное прикрытие, доставка важных сообщений и сверхважных грузов.
    • Рыцари Земли — инженерно-сапёрные работы (хотя отдельно инженерная служба тоже есть), штурм и разрушение укреплений, прорыв вражеского строя.
    • Рыцари Дерева — прицельная стрельба (лучшие лучники Алеры) и наземная разведка, особенно в лесистой местности.
    • Рыцари Металла — все задачи, требующие высокого мастерства индивидуального боя, в частности, охота на вражеских Рыцарей, захват и удержание ключевых позиций.
    • Рыцарей Воды в составе Легионов нет, но магией водяных фурий в обязательном порядке владеют целители.
  • Жгулев Пётр, «Страж перевала» — маги правят в этом мире, их право на власть даже не оспаривается — всё же разница между обычным человеком и пусть даже слабеньким, но магом, очевидна. Однако маги также и сражаются на поле боя, являя собой нечто вроде артиллерии, противодействуя своей защитой магическим ударам противника, осуществляя разнообразные спецоперации. До лечения рядовых не опускаются, магов в мире вообще немного, а жизнь у них бурная, и оттого, зачастую, короткая. Так что, чаще всего, вопросы решаются мечами, но без поддержки мага войска чувствуют себя крайне неуверенно.
  • Роберт Джордан, «Колесо времени» — аша’маны вполне подходят, есть эпизод, где они даже колдуют в бою по команде. Зелёная айя тоже, по их словам, специализируется на боевой магии, в итоге получается так себе.
  • Гленн Кук «Хроники Чёрного Отряда» — все маги, упомянутые в цикле, так или иначе принадлежат к одной из конфликтующих сторон и, обычно, занимают там генеральские должности — что Взятые Госпожи, что Маги Круга у повстанцев, что Повелители Теней. Магократия как она есть. Ну и, конечно, «штатные» колдуны Чёрного Отряда — Молчун, Гоблин и Одноглазый. Эти в разы слабее, поэтому на лидерство не претендуют.
    • Его же «Приключения Гаррета». Маги являются основной движущей силой бесконечной войны из-за серебра(серебро необходимо им для магии). Многие из них служат в войсках обеих сторон. Зачастую, в качестве слабополезного балласта, но встречаются и весьма талантливые личности.
  • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — именно этим занимался во время Наполеоновских войн Стрендж. Во время войны сухие ровные дороги и точные разведданные для армии куда важнее, чем огненный дождь на головы врагов.
  • Боевой маг трона Просперо Кольраун из цикла Олди «Чистая фэнтези». Это его официальная должность.
  • Андрей Уланов «Однажды на Диком Западе». Военная карьера — вполне доступный вариант для мага любой специальности. В регулярных войсках востребованы и иллюзионисты и некроманты и, разумеется, целители. В третьей книге капеллан Северян, даже упоминает о жесткой нехватки специалистов-медиков в армии Севера. Как хирургов, так и магов.
  • Эдуард Катлас «Анкенор». Кронпринц Грегор при создании своего спецотряда планировал добавить туда магов[1]. Получилось так себе — по окончанию тренировок в Отряде остался только один маг-подмастерий. При этом маги в армии служат, но выборочно. Как правило, в качестве гарнизонных магов крепостей.
  • Лоуренс Уотт-Эванс «Хроники Эштара». В ходе Долгой Войны маги всех видов (волшебники, колдуны, демонологи) были военнообязанными и учавствовали в сражениях. В книге «С единственным заклятием», ГГ даже удается познакомиться одной из таких солдат-колдуний.
  • Бен Ааронович «Реки Лондона» — во время Второй Мировой мобилизовывали всех, кто мог связать вместе пару-тройку заклинаний. Большинство британских магов полегло во время рейда на Эттерсберг в 1944 году (а кто не полег, те из-за жесточайшего ПТСР почти все навсегда отказались от магии). В СССР был 365-й полк особого назначения. Практически никакого влияния на общий ход боевых действий они не оказали — были слишком заняты взаимным истреблением.
    • При этом отдельные военные маги были ну очень крутыми. Томас Найтингейл в одном бою подбил магией два «Тигра», и это было не самое интересное, что он тогда умудрился сделать. Для сравнения, его ученик Питер Грант на первом году тренировок не всегда прожигает файерболом бумажную мишень.
  • Андрей Круз «У Великой реки» — До пересечения миров боевой маг считался самым тяжелым оружием в местной дружине, но быстро выдыхался. С появлением в Великоречье особой русской магии под названием «Угломер: 32-23, прицел: 645, по готовности: три беглым — огонь!» — что аборигены, что обученные ими, поначалу, пришлые в армиях Новых княжеств задачи выполняют, больше, тыловые и второго эшелона: медицина, связь, контрмагическая борьба, допросы пленных и т. д. Также магией защищена технология изготовления бездымного пороха и взрывчатки (скорее всего, еще синтеза каучука и перегонки нефти в Казани), что, в принципе тоже подходит сюда, пусть по ведомственной части — относится к контрразведкам.

Кино[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • The Red Star — советские (!) военмаги.
  • Pepper and Carrot — судя по 32 выпуску, Перчинка по окончании обучения решила попробовать себя именно в этом качестве.
  • Fables — в одной из глав упоминается, что немногочисленные чародеи и волшебники Императора служат в армии на командных должностях.

Веб-комиксы[править]

  • Замри. Замолчи — именно так озвучена профессия Онни Хотакайнена. В Финляндии военным может стать любой маг, в Норвегии — только иммунный. Из-за этого в Норвегии редко работают исландцы — большая доля не иммунных среди населения.

Аниме и манга[править]

  • Strike Witches — в центре сюжета эскадрильи, сформированные из ведьм.
  • Берсерк — практикуется в Кушанской империи.
  • Youjo Senki — протагонист(ка). И не она одна. В каждой стране есть отряды таких магов.
  • Fullmetal Alchemist — собственно, госалхимики. Подсвечено воспоминаниями одного из персонажей: «В Ишваре было два рода войск, каждая атака которых оказывалась смертельной для противника — это снайперы… и государственные алхимики».
  • «Ходячий замок Хаула» — Хаул собрал себе ходячий замок именно для того, чтобы уклоняться от призыва на военную службу прямо у себя на дому.
  • Kyomu Senki — здесь есть космические дредноуты, оружие которых — мантры буддийских монахов. Нет, серьёзно.
  • «Семь Смертных Грехов» — Святые Рыцари.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — Тука и Лелей может и не официально, но являются частью Сил Самообороны и даже участвуют в спецоперациях. А вот аборигены в армиях магов не используют, вероятно опасаются. И не зря.
    • Используют, но во-первых магов мало, во-вторых по сравнению даже с устаревшей техникой середины 20-го века, которой вооружены японцы, маги малоэффективны ввиду малой дальнобойности и слабой поражающей способности заклинаний. В аниме показана только одна птицелапая боевая магичка, прикрывавшая мародёров от стрел защитников Италики, в исходном же ранобе штурмовавшие холм Арнус принимают артиллерийский огонь за сильную боевую магию и яростно прут вперёд, предполагая, что маги неспособны бить дальше чем на несколько сотен метров.
  • «Фронт с натёртыми мозолями: Война ведьмы Васеньки» — собственно, Васенька она же дочь Бабы Яги — Василиса Премудрая, которую призвали в Красную Армию и приставили к ней персональную НКВДшницу. Дошла до Берлина, между прочим. У немцев в СС есть своя ведьма Берта, регулярно огребающая от Васеньки.
    • В одну из встреч Василиса превратилась в медведя и буквально разорвала Берту на куски.
  • Macross Delta: группа Валькирии вполне подпадают под троп.

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy — часто встречаются:
    • Во второй части в армии Императора солдат часто прикрывают маги.
    • В четвёртой части, в королевстве Барон, белые маги лечат солдат в госпиталях, а чёрные, наоборот, калечат на поле боя. Плюс есть владеющий магией Чёрные Рыцари.
    • В шестой части основную часть военных магов составляют Рыцари Магитек, управляющие Броней Магитек, но есть люди напрямую владеющие магией и носящие звания генералов.
    • Final Fantasy VII — СОЛДАТы (да-да, с большой буквы!).
    • Final Fantasy VIII — отряд SeeD, который славится своими боевыми возможностями именно благодаря владению пара-магией.
    • В девятой части с прикрученным фитильком — армия злодеев состоит из Чёрных Магов, но почти все из них — это безвольные марионетки (гомункулы).
  • The Elder Scrolls — в Имперском Легионе служат боевые маги.
  • Fire Emblem — в армиях состоят и маги, некоторые носят высокие звания.
  • StarCraft — Высшие тамплиеры и архонты протоссов, а также призраки терранов. Правда, последние больше диверсанты, чем маги.
    • Формально, псиониками являются все протоссы, но используют они свои способности по-разному.
  • Red Alert 2 — Юрий и прочие офицеры Пси-корпуса в войсках Союза основной кампании, и армия Юрия в «Мести Юрия». Последняя выжимает педаль в асфальт, потому что в ней добрая половина войск — псионики того или иного типа, но больше всего шокирует его рядовая пехота, состоящая из Посвящённых — довольно мощных пирокинетиков.
  • Red Alert 3 — Юрико у Империи Восходящего Солнца.
  • Tyranny — в первую очередь, это конечно же Архонт Войны Грейвен Аше, чья «защита Аше» из метафоры и плацебо в итоге развилась в мощное заклинание, позволяющее его солдатам-Опальным переживать сильнейшие раны и быстро возвращаться в строй. Также у Опальных есть и своё специализированное магическое подразделение Скаловержцев, вовремя сменившее покровителя и избежавшее жуткой участи Архонта Камня.
    • Идейный (и не только) антипод в лице Алого Хора также имеет в своих рядах магов, причём заточенных сугубо на войну — Певчих Крови (ибо только этим и занимались их предшественники из Школы Дикой Ярости). Впрочем, Алый Хор — армия ну очень специфическая.
  • Dragon Age — на войну против Мора и Скверны в армию Ферелдена призвали и магов из Круга. Именно в армейском ферелденском лагере игрок впервые встречает Винн. Очень активно призывает магов в свои ряды и экстерриториальный орден Серых Стражей. У них вообще на случай Мора с Кругом заключён специальный договор — если появился Архидемон — все маги под ружьё.
  • Stellarisпедаль в пол: войска псиоников у тех игроков, которые выбрали путь Трансцендентности. Армия, состоящая полностью из военных магов, сокрушающих противника силой мысли. Наносит огромный урон морали вражеских солдат. Также, под сабж подходят псионики-адмиралы и псионики-генералы.
  • Wolfenstein (2009) — Книжники и Элитные Охранники общества Аненэрбе.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — полно — как-никак, сеттинг в первую очередь о сражениях армий, а не о подвигах героев-одиночек.
    • Библиарии в Космодесанте и Рунные Жрецы в легионе Космоволков.
    • Санкционированные псайкеры в Имперской Гвардии.
      • Отдельным пунктом идут астропаты — маги-связисты. Получаются из настолько сильных псайкеров, что для хотя бы какой-то защиты от влияния Варпа им приходится выжигать глаза светом маяка Астрономикона, но зато после этого они оказываются способны передавать и принимать послания практически через всю галактику, при этом минимально рискуя (но всё равно рискуя, потому в варп-шторм «соблюдают радиомолчание») привлечь хищников Варпа.
      • Многие навигаторы по идее тоже попадают, хотя у них своя узкая специализация.
    • Колдуны и псайкеры-нелегалы в армиях хаоситов, особенно когда варбанда сохраняет/соблюдает армейскую структуру.
    • Чудилы у Космических Орков.
    • Варлоки и Видящие у Эльдар. Причём Варлоки являются как военными, так и боевыми магами, а Видящие — только военными, но не боевыми (хотя врезать могут ого-го, но в целом не заточены на прямое противостояние).
    • Зоантропы у Тиранидов, впрочем тут с прикрученным фитильком, потому что ими управляет Великий Пожиратель.
    • Криптеки у Некронов формально не маги, а просто продвинутые инженеры… очень продвинутые. Но достаточно развитая технология, как известно, неотличима от магии, и криптеки не устают это демонстрировать всем желающим. По тактической роли, а также по отношению к ним окружающих — это именно маги.
  • Warhammer Fantasy Battles — аналогично, практически ни одно крупное сражение не обходится без магов.
  • Приключения Гаррета — какая партия или армия без магов и клириков?
  • Magic: The Gathering — ну, это сеттинг про магические или техномагические миры, и армий там даже побольше, чем крутых одиночек.
  • Shadowrun — маг — такая же военная должность, как мехвод или радист. Правда, магов чаще всего держат в поддержке, а боевые маги встречаются в спецвойсках. Но ничто не мешает вам быть каким угодно. Хотите метать огненные шары, удары по площади и сжигать врага — пожалуйста. Хотите кроить поле боя, защищать туманом своих, ставить барьеры, мешающие врагу и выгоняющие его из укрытия — пожалуйста. Хотите, можете вообще не иметь атакующих заклинаний, создайте броню и танкуйте, разрушьте броню врага, давайте очки действий себе и союзникам, повышайте точность своим и снижайте чужим, лечите. Всё, что угодно, в любых комбинациях.
  • «Нудмер. Город-ключ» — Братство Эльма целиком и полностью состоит из магов разных направленостей, впрочем, почти все они (если не все) пригодны к выполнению боевых заданий (включая битву в первых рядах, возбуждение эпидемий за тридевять земель и подмену командного состава противника).
  • Iron Kingdoms — в этом сеттинге вообще почти вся магия — боевая, и большая часть магов Железных Королевств так или иначе служит в армии либо спецслужбах. Применительно к варгейму Warmachine главные герои — как раз варкастеры (warcaster), маги в чине от капитана и выше, поддерживающие свои отряды на поле боя.

Примечания[править]

  1. Маги в этом мире чрезвычайно редки и чаще всего занимают высокие посты в королестве и отвечают за магическую безопасность городов и крепостей