Интеллектуальная игра
Логические настольные игры, в которых главный фактор победы ― это стратегия и умение просчитывать ходы наперёд. Каждый ход меняет ситуацию и несёт за собой последствия. При этом баланс таков, что или у обеих игроков равные возможности, или при ассиметрии начальных возможностей недостатки одной стороны компенсируются другими недостатками другой. Так, или иначе, перед обеими игроками по сути ставят задачу с разветвлёнными вариантами её решения.
Обычно правила таких игр просты, поскольку игры без фактора случайности существовали ещё в глубокой древности. Во времена кустарных изделий с камнями на расчерченной простенькой доске (тогда ещё не было игральных карт, планшетов, листов персонажей, книг правил и прочих продуктов научно-технического прогресса) и правила не были особо сложными.
Примеры[править]
Исторические[править]
- Манкала, чьи находки датируются ещё тысячами лет до нашей эры. Немудрено, ведь не составляло никакого труда выбить в рыхлой земле несколько лунок и играть набором обычных семян, камушков и любого другого хлама.
- У всех игр этого семейства суть одна. Поле состоит из серии лунок, в которых могут находится фишки в любом количестве. За ход с одной лунки снимается вся горсть и перекладывается по другим лункам. Чистая арифметика без лишних правил. Цель большинства таких игр — забрать в свою казну как можно больше камней, побеждает набравший наибольшее число.
- Го. Носит звание самой сложной настольной игры в мире, и это при элементарнейших правилах, которые может выучить любой ребёнок. Игра ведётся на доске 19 на 19 пунктов (пересечений линий), в начальной позиции доска пустая. Первыми ходят чёрные, далее ходы чередуются. В каждый ход камни только выставляются на любой пункт доски, они не передвигаются и не снимаются сами. По простой и интуитивно понятной системе статичные камни соединяются в группы камней с числом дыханий, равным числу соседних пустых пунктов (см. наглядную иллюстрацию). Ставший по соседству камень противника «перекрывает дыхание», а при полном «перекрытии» вся группа камней снимается с доски. Цель игры ― захватить максимально возможое число камней.
- Рэндзю
- Мельница.
- Шахматы, практически кодификатор.
- Шашки.
- Тогыз кумалак, она же — Тогуз коргоол.
XIX век[править]
- Реверси, другое название ― Отелло.
- Сальта.
Новейшее время, с простыми правилами[править]
- Марсианские шахматы, которые по своей сути от шахмат далеки.
- Коридор.
- Кхет 2.0, иногда их по-простому называют «лазерные шахматы».
- Kamisado
- Onitama
- War Chest
- Pentago
- Hex
Новейшее время, с усложнёнными правилами[править]
- Abalone
- Chase
- GIPF Project
- Hive (Улей)